Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 02.04.2010

Бахыт-компост

Тя­же­ло при­хо­дит­ся в по­след­нее вре­мя кри­ти­ку На­та­лье Ива­но­вой. То Сер­гей Ганд­лев­ский огор­чит за­яв­ле­ни­ем, что на­сто­я­щий пи­са­тель дол­жен ис­кать «не кра­сот сло­га, а точ­но­с­ти вы­ска­зы­ва­ния». То воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость ко­му-то «до­ка­зы­вать, что в ис­кус­ст­ве важ­но не что, а как». То вос­крес­ший соц­ре­а­лизм из-за уг­ла вы­ско­чит…

Вот и при­хо­дит­ся ей, поч­ти как под­вод­ни­кам в ро­ма­не Вла­ди­ми­ра Со­ро­ки­на «Нор­ма», еже­днев­но при­жи­мать к ли­цу но­мер жур­на­ла «Зна­мя», что­бы со­сре­до­то­чен­но по­ды­шать «во­ро­ван­ным воз­ду­хом» под­лин­ной по­эзии. Чи­с­то­та этой суб­стан­ции на­столь­ко ве­ли­ка, что бо­лез­не­твор­ные ми­к­ро­бы точ­но­с­ти и здра­во­го смыс­ла су­ще­ст­во­вать в ней прак­ти­че­с­ки не мо­гут.

От­кро­ем, на­при­мер, ян­вар­ский но­мер «Зна­ме­ни» за этот год. В нём, по­ми­мо про­че­го, на­пе­ча­та­на под­бор­ка сти­хов Ба­хы­та Кен­же­е­ва «Ве­чер­ний свет». На­пом­ним, что сов­сем не­дав­но Кен­же­ев по­лу­чил «Рус­скую пре­мию», це­лью ко­то­рой, ес­ли ве­рить ор­га­ни­за­то­рам, «яв­ля­ет­ся со­хра­не­ние и раз­ви­тие рус­ско­го язы­ка как уни­каль­но­го яв­ле­ния ми­ро­вой куль­ту­ры».

Что же нам пред­ла­га­ет вдох­нуть Ба­хыт Шку­рул­ла­е­вич? Как он бо­рет­ся за со­хра­не­ние и раз­ви­тие «ве­ли­ко­го, мо­гу­че­го, прав­ди­во­го и сво­бод­но­го»?

А бо­рет­ся он, пря­мо ска­жем, спо­со­ба­ми ра­ди­каль­ны­ми. Как пра­ви­ло, он «при­ви­ва­ет» по­эти­че­с­ко­му тек­с­ту ка­кую-ни­будь аб­со­лют­ную линг­ви­с­ти­че­с­кую не­ле­пость, что­бы в даль­ней­шем, ви­ди­мо, вы­звать у не­го пол­ней­ший смыс­ло­вой им­му­ни­тет.

На­при­мер, чи­та­те­лю «Зна­ме­ни» до­ве­ри­тель­но со­об­ща­ют, что ли­ри­че­с­кий ге­рой сти­хо­тво­ре­ния «Па­мя­ти Ля­ли Мак­си­мо­вой» хо­дил в дет­ст­ве «на хи­ми­че­с­кий кру­жок». По­сколь­ку вы­ска­зы­ва­ния о по­се­ще­нии ка­ких-ли­бо круж­ков и сек­ций всё-та­ки пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ино­го пред­ло­га, чем «на» («школь­ник за­пи­сал­ся в кру­жок»), мож­но сде­лать вы­вод, что ма­с­ти­тый по­эт в дан­ном слу­чае от­тал­ки­вал­ся от вы­ра­же­ния «хо­дить на гор­шок». В та­ком слу­чае речь идёт об от­важ­ном ре­бён­ке-дис­си­ден­те, ко­то­рый, же­лая под­черк­нуть своё прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие от аг­рес­сив­но-по­слуш­ной со­вет­ской ма­лыш­ни, все­гда справ­лял нуж­ду лишь в окайм­лён­ное хлор­кой сор­тир­ное от­вер­стие (в тех слу­ча­ях, ког­да оно от­сут­ст­во­ва­ло, ро­ди­те­лям, ра­зу­ме­ет­ся, при­хо­ди­лось де­лать ус­ко­рен­ную пе­ре­пла­ни­ров­ку со­от­вет­ст­ву­ю­ще­го по­ме­ще­ния).

По­сто­ян­ное со­зер­ца­ние хлор­ной из­ве­с­ти под но­га­ми весь­ма спо­соб­ст­во­ва­ло на­уч­ным ус­пе­хам на­ше­го чу­до-ре­бён­ка: в сту­ден­че­с­кие го­ды он уже «из­ряд­но в хи­мии ку­ме­кал, знал, как раз­во­дят спирт в во­де». Лег­ко пред­по­ло­жить, что по­след­нее об­сто­я­тель­ст­во обер­ну­лось для не­го пол­ным раз­ла­дом с то­ва­ри­ща­ми, ко­то­рые по ста­рин­ке пред­по­чи­та­ли раз­во­дить спирт во­дой и не тра­тить впу­с­тую дра­го­цен­ную жид­кость.

Не мень­ше нам от­кры­тий чуд­ных го­то­вят и дру­гие сти­хо­тво­ре­ния «Ве­чер­не­го све­та». Так, в од­ном из них, по­вер­гая в ужас про­фес­си­о­наль­ных те­о­ло­гов, «ро­ит­ся ар­хан­гел». Как он это уму­д­ря­ет­ся де­лать в пол­ном оди­но­че­ст­ве, зна­ет, на­вер­ное, толь­ко Гос­подь Бог.

Кен­же­ев, кста­ти, вла­де­ет осо­бой мо­лит­вой, ко­то­рая «на­столь­ко про­ста, что да­же слеп­цу от­во­ря­ет ус­та». Прав­да, весь­ма труд­но по­нять не­об­хо­ди­мость по­доб­но­го сног­сши­ба­тель­но­го воз­дей­ст­вия. Мо­жет быть, не­сча­ст­ный сле­пой всё-та­ки хо­тел про­зреть, а не за­го­во­рить? Не­уже­ли ува­жа­е­мый по­эт по­жа­лел для не­го па­ры раз­вёр­стых зе­ниц? Ведь был бы ему за это, как ми­ни­мум, не­ру­ко­твор­ный па­мят­ник.

На стра­ни­цах ян­вар­ско­го «Зна­ме­ни» с Кен­же­е­вым со­сед­ст­ву­ет ещё один ла­у­ре­ат: об­ла­да­тель на­ци­о­наль­ной пре­мии «По­эт» Олег Чу­хон­цев. В сти­хо­тво­ре­нии «К не­быв­ше­му» он так­же ре­шил дать чи­та­те­лю воз­мож­ность за­нять­ся ре­ше­ни­ем линг­ви­с­ти­че­с­ких за­дач. При­гля­ди­тесь, на­при­мер, к это­му от­рыв­ку: «воль­но же му­зе / петь кры­лыш­куя на съём­ной да­че, / от юве­наль­ных це­ля кон­ту­зий».

Во-пер­вых, со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что мать пер­со­наль­ной му­зы Оле­га Чу­хон­це­ва бы­ла ког­да-то из­на­си­ло­ва­на хлеб­ни­ков­ским куз­не­чи­ком (в ре­зуль­та­те че­го на свет по­яви­лось чу­до­ви­ще, на­по­ми­на­ю­щее ге­роя филь­ма Дэ­ви­да Кро­нен­бер­га «Му­ха»). Во-вто­рых, ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что и сам Чу­хон­цев не чужд пер­вер­сий: пы­та­ясь об­ра­зо­вать дее­при­ча­с­тие от впол­не не­вин­но­го гла­го­ла «ис­це­лять», он со­вер­шил с ним гру­бый линг­ви­с­ти­че­с­кий акт в осо­бо из­вра­щён­ной фор­ме («це­ля»). По лич­но­му при­зна­нию Чу­хон­це­ва, склон­но­го, ви­ди­мо, к рас­ка­я­нию, все эти дей­ст­вия на­хо­дят­ся «за не­про­мыс­ле­мою чер­тою» всех че­ло­ве­че­с­ких при­ли­чий.

Ру­ко­вод­ст­ву­ясь прин­ци­пом «как мож­но боль­ше ге­ни­ев под од­ной об­лож­кой», ре­дак­ция «Зна­ме­ни» под­се­ли­ла к Чу­хон­це­ву и Кен­же­е­ву ещё и Юрия Ара­бо­ва. Что­бы со­мне­ний в уме­ст­но­с­ти этой фи­гу­ры не бы­ло, под­бор­ку его тек­с­тов оза­гла­ви­ли «Но­бель зо­вёт». Ара­бов, ко­то­рый был со­здан бо­гом по­эзии из ре­б­ра Бо­ри­са Гре­бен­щи­ко­ва (ка­кая-то дру­гая ху­до­же­ст­вен­ная суб­стан­ция в его сти­хах от­сут­ст­ву­ет), не ли­шён вме­с­те с тем из­ве­ст­ной са­мо­кри­тич­но­с­ти. Так, он при­зна­ёт­ся, что с го­да­ми ста­но­вит­ся «ста­рым и не­тран­с­па­рент­ным». По­сколь­ку су­кон­ное сло­во «не­тран­с­па­рент­ный» оз­на­ча­ет «не­про­зрач­ный», по­яв­ля­ют­ся все ос­но­ва­ния к то­му, что­бы за­по­до­зрить в Юрии Ара­бо­ве пер­во­го рос­сий­ско­го че­ло­ве­ка-не­ви­дим­ку, по­сте­пен­но те­ря­ю­ще­го свои чу­дес­ные спо­соб­но­с­ти. Ес­ли это пред­по­ло­же­ние со­от­вет­ст­ву­ет ис­ти­не, ста­но­вит­ся по­нят­ным же­ла­ние при­двор­но­го со­ку­ров­ско­го сце­на­ри­с­та «об­мо­чить­ся в Ган­ге»: свя­щен­ная ин­дий­ская ре­ка на­дёж­но со­кро­ет в сво­их во­дах то, что про­стая че­ло­ве­че­с­кая по­стель не­из­беж­но сде­ла­ет яв­ным.

К со­жа­ле­нию, не толь­ко «транс­па­рент­ность» по­ки­да­ет Юрия Ара­бо­ва. С его па­мя­тью то­же про­ис­хо­дит что-то не сов­сем лад­ное. На­при­мер, он пу­та­ет рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ге­лио­га­ба­ла с ка­ким-то не­ве­до­мым Ге­лио­го­бо­лом, а зна­ме­ни­то­го ав­ст­рий­ско­го фи­ло­со­фа Вей­нин­ге­ра – с та­ин­ст­вен­ным че­ло­ве­ком по фа­ми­лии Вен­нин­гер. Ино­гда, впро­чем, труд­но ре­шить, что же имен­но мы на­блю­да­ем: рас­ст­рой­ст­во па­мя­ти или пло­хую ос­ве­дом­лён­ность в са­мых про­стых ве­щах. Так, по во­ле Ара­бо­ва, ми­фи­че­с­кие мой­ры «ткут свою нить». Не­труд­но пред­ста­вить, как тя­же­ло при­хо­дит­ся древ­не­гре­че­с­ким бо­ги­ням судь­бы, из­дав­на при­вык­шим прясть нить че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни. Но, ви­ди­мо, как раз из этой «сот­кан­ной» ни­ти в по­эти­че­с­ком ми­ре Юрия Ара­бо­ва из­го­тав­ли­ва­ют осо­бые ар­ка­ны, ко­то­ры­ми не ло­вят, а «ме­тят» лю­дей и жи­вот­ных («А он ме­ня ме­тит ар­ка­ном и та­щит на ло­ша­ди»).

Та­ким об­ра­зом, ху­до­же­ст­вен­ная прак­ти­ка Кен­же­е­ва, Чу­хон­це­ва и Ара­бо­ва до­ка­зы­ва­ет нам без вся­ко­го при­ст­ра­с­тья, что рус­ский язык дей­ст­ви­тель­но всё стер­пит. А уж тем бо­лее под по­кро­вом «Зна­ме­ни».


Алексей КОРОВАШКО,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования