Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 09.04.2010

Поколение хамов

 

Не везёт Иркутску в последнее время – всё чаще случаются у нас события, не укладывающиеся в рамки здравого смысла. Здесь и техногенные катастрофы, и социальные катаклизмы, и поразительные по своей жестокости деяния отдельных людей, и ледяное равнодушие окружающих.

Несколько месяцев назад показали по центральным каналам сюжет про то, как два юнца убили своего односельчанина – ветерана войны, орденоносца – только за то, что он не дал им денег на водку. Восьмидесятилетнего старика забили до смерти, превратив его голову в кровавое месиво, а потом выгребли из дома всё ценное, не исключая и боевых наград, после чего преспокойно отправились за пойлом в ближайший магазин.

Мы изумились этой бесчеловечности, этой эмоциональной тупости, этому беспричинному зверству. Подумали – ну это там, в сельской глубинке. Нынешняя российская глубинка – это нечто неописуемое, жуткое, иррациональное. Если бы Данте Алигьери довелось её увидеть, то к девяти кругам Ада добавился бы десятый – наш, российский вариант, ни на что не похожий и совсем уж безобразный.

Но мы, городские жители – уж мы-то хорошие! Мы не садисты, не изверги, не психопаты. Мы не убиваем стариков и детей, среди нормальных людей это совершенно невозможно (успели уже забыть детоубийцу и душителя старух – некоего Кулика (дипломированного врача!), наводившего ужас на иркутян в 80-е годы прошлого века).

Так мы тешили себя, успокаивали совесть.

И вдруг – очередное происшествие. Да какое! В городе Шелехово (а это, фактически, пригород Иркутска – между ними по автостраде всего 14 километров, можно домчаться за 10 минут, если, конечно, в кювет не кувыркнёшься), так вот, в этом самом Шелехово произошёл грандиозный скандал. Вдруг выяснилось: на протяжении трёх месяцев ученики избивали свою учительницу! Натурально били её, пинали, катали по полу. Учительнице – 73 года. Она всю жизнь отдала школе, детям.

И вот – получила такую благодарность на старости лет.

Обычные ученики! Приличная школа. Прямо на уроках! Ставят учительнице синяк под глаз! Пинают её с разбега и сбивают с ног! Заматывают в волейбольную сетку и катают по полу беспомощного человека.

Какой Достоевский придумает такое?

Таких сюжетов ещё не было в русской литературе. Жизнь, как всегда, превосходит всякое воображение.

 

Но из­би­е­ния учи­тель­ни­цы – это ещё не са­мое пло­хое в этом де­ле!

Ни­кто паль­цем не по­ше­ве­лил, что­бы ос­та­но­вить эту гнус­ность – не ис­клю­чая и так на­зы­ва­е­мый пе­да­го­ги­че­с­кий кол­лек­тив шко­лы. Уж я не го­во­рю об уче­ни­ках шко­лы, сре­ди ко­то­рых не встре­пе­ну­лось ни од­но серд­це, не вспых­ну­ло бла­го­род­ное не­го­до­ва­ние. А ведь за­в­т­ра они вой­дут в сту­ден­че­с­кие ау­ди­то­рии, а по­сле­за­в­т­ра, быть мо­жет, са­ми ста­нут учи­те­ля­ми, вра­ча­ми или ми­ли­ци­о­не­ра­ми.

Уче­ни­ки стар­ших клас­сов не толь­ко из­би­ва­ли 73-лет­нюю учи­тель­ни­цу физ­куль­ту­ры, но пре­спо­кой­но сни­ма­ли из­би­е­ния на ка­ме­ру и за­тем раз­ме­ща­ли эту съём­ку в Ин­тер­не­те – на по­те­ху всем ин­те­ре­су­ю­щим­ся, а се­бе – во сла­ву! Они гор­ди­лись этим, хва­с­та­лись пе­ред од­но­класс­ни­ка­ми и зна­ко­мы­ми, счи­та­ли се­бя ге­ро­я­ми!

Съёмку издевательств ученики  выкладывали в Интернете
Съёмку издевательств ученики
выкладывали в Интернете

Спро­сим се­бя: воз­мож­но ли бы­ло та­кое в 19-м ве­ке? Маль­чи­ки До­сто­ев­ско­го из «Бра­ть­ев Ка­ра­ма­зо­вых», кре­с­ть­ян­ские де­ти Тур­ге­не­ва из «Бе­жи­на лу­га», на­ко­нец, «Юн­ке­ра» Ку­при­на… Мож­но ли пред­ста­вить се­бе, что­бы кто-то из них ос­ме­лил­ся под­нять ру­ку на сво­е­го учи­те­ля? И от­ве­тим уве­рен­но: нет, это­го не мо­жет быть ни­ког­да, ни при ка­ких ус­ло­ви­ях. «Те» де­ти и юно­ши – бы­ли сов­сем дру­ги­ми. Они спо­ри­ли, оп­ро­вер­га­ли, ме­та­лись и меч­та­ли о бу­ду­щем – мно­гое мож­но по­ста­вить им на вид с вы­со­ты на­ше­го вре­ме­ни. Кро­ме од­но­го: они не бы­ли же­с­то­ки­ми и бес­сер­деч­ны­ми, они не спо­соб­ны бы­ли пе­ре­сту­пить ту грань, по­сле ко­то­рой че­ло­век пе­ре­ста­ёт быть че­ло­ве­ком.

Че­го же сто­ит тог­да весь наш про­гресс?

Но за­да­дим­ся те­перь дру­гим во­про­сом: а что же ро­ди­те­ли? Как они оце­ни­ва­ют дей­ст­вия сво­их от­пры­с­ков? И здесь нас ожи­да­ет ещё од­но ра­зо­ча­ро­ва­ние. Ни­кто из них да­же не по­ду­мал из­ви­нить­ся за де­я­ния сво­их чад, а ро­ди­те­ли од­но­го уче­ни­ка по­ду­ма­ли-по­ду­ма­ли, да и по­да­ли встреч­ный иск на ту са­мую учи­тель­ни­цу, ко­то­рую из­би­вал их сын, де­с­кать, это учи­тель­ни­ца би­ла их сы­на, а он, бед­ный, не знал, ку­да от неё деть­ся!

Вот та­кая кру­го­вая по­ру­ка. Де­ти – уро­ды. Ро­ди­те­ли – адеп­ты урод­ст­ва. И пе­да­го­ги, ко­то­рые за­бо­тят­ся лишь о сво­ей ре­пу­та­ции, вы­го­ра­жи­ва­ют шко­лу и бе­ре­гут честь мун­ди­ра. В не­сколь­ких ин­тер­вью, ко­то­рые уда­лось у них вы­рвать, все они с не­о­хо­той со­гла­ша­ют­ся, что да, слу­чи­лась та­кая не­при­ят­ность, что это не есть хо­ро­шо, но и не на­до де­лать из это­го тра­ге­дии, всё здесь слож­но и за­пу­тан­но, нуж­но ра­зо­брать­ся, что же там бы­ло на са­мом де­ле, да сле­ду­ет по­нять и уче­ни­ков, нуж­но при­нять во вни­ма­ние низ­кую зар­пла­ту и ка­д­ро­вую не­хват­ку, и проч. и проч. – в том же ду­хе. При этом они как бы не по­ни­ма­ют – что же на са­мом де­ле про­изо­ш­ло! До них не до­хо­дит – что это они глав­ные ви­нов­ни­ки все­го слу­чив­ше­го­ся!

То есть по­нят­но, что уче­ни­ки со­вер­ши­ли пре­ступ­ле­ние и долж­ны за не­го от­ве­тить по всей стро­го­с­ти за­ко­на – тут всё яс­но. Так же яс­но и то, что ро­ди­те­ли уче­ни­ков так­же долж­ны быть на­ка­за­ны. Но ведь пре­ступ­ле­ние со­вер­ша­лось на тер­ри­то­рии шко­лы, и пре­ступ­ни­ки не толь­ко ни от ко­го не пря­та­лись, но ещё и афи­ши­ро­ва­ли свои дей­ст­вия, ци­нич­но бра­ви­ро­ва­ли этим.

Пе­да­го­ги не мог­ли не ви­деть оче­вид­но­го – за­рвав­ших­ся, оха­мев­ших уче­ни­ков. Не мог­ли не ви­деть си­ня­ков на ли­це у сво­е­го кол­ле­ги, по­дав­лен­но­го со­сто­я­ния, глу­бо­чай­шей де­прес­сии. Ко­неч­но, они ви­де­ли – и ни­че­го не пред­при­ня­ли.

 

И это уже не про­стое рав­но­ду­шие. Это – долж­но­ст­ное пре­ступ­ле­ние, срод­ни то­му, что в УК клас­си­фи­ци­ру­ет­ся как пре­ступ­ное «не­вме­ша­тель­ст­во» и «не­о­ка­за­ние по­мо­щи ли­цу, ока­зав­ше­му­ся в бес­по­мощ­ном по­ло­же­нии». Я уже не го­во­рю об эти­ке, о вза­и­мо­вы­руч­ке, о пе­да­го­ги­че­с­кой со­ли­дар­но­с­ти – это­го не бы­ло и в по­ми­не, так что смеш­но и го­во­рить об этом.

 

А меж­ду тем, это­го слу­чая не про­изо­ш­ло бы, ес­ли бы ин­ци­дент был за­ду­шен в са­мом на­ча­ле. И та­ко­вы поч­ти все пре­ступ­ле­ния, все гнус­но­с­ти, ка­кие толь­ко бы­ли на зем­ле, у всех на­ро­дов.

Не бу­ду да­ле­ко хо­дить за при­ме­ра­ми. При­ве­ду слу­чай из соб­ст­вен­ной прак­ти­ки. В по­след­ний год в подъ­ез­де мо­е­го 10-этаж­но­го до­ма ста­ла ре­гу­ляр­но со­би­рать­ся мо­ло­дёжь – по 5, по 10 и да­же по 15 че­ло­век ра­зом. До по­зд­не­го ве­че­ра сто­ят на пло­щад­ках, го­го­чут, пьют пи­во и ви­но, ку­рят, плю­ют на пол, бро­са­ют не­по­га­шен­ные окур­ки. Ут­ром вый­дешь в подъ­езд –ле­ст­нич­ная пло­щад­ка вся за­плё­ва­на, сто­ят бу­тыл­ки, му­сор­ная кор­зи­на со­жже­на, а ок­на – рас­пах­ну­ты или вы­би­ты. Стал ло­мать­ся лифт, по­сы­па­лись пла­фо­ны и ста­ли (про­шу про­ще­нья) по­яв­лять­ся ис­праж­не­ния в са­мых не­под­хо­дя­щих для это­го ме­с­тах.

Ко­ро­че го­во­ря, мо­ло­дёжь об­наг­ле­ла. Но не это ме­ня уди­ви­ло – мо­ло­дё­жи оно как бы и по­ло­же­но на­глеть в из­ве­ст­ный пе­ри­од сво­е­го раз­ви­тия. Но ме­ня вос­хи­ти­ло олим­пий­ское спо­кой­ст­вие оби­та­те­лей на­ше­го подъ­ез­да!

При­шлось мне в луч­ших тра­ди­ци­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры на­пи­сать воз­зва­ние к жи­те­лям подъ­ез­да и раз­ве­сить его там и сям. Я об­ра­тил­ся ко всем жиль­цам, при­звал их не быть рав­но­душ­ны­ми, не про­хо­дить ми­мо ве­ли­ко­воз­ра­ст­ных ло­бо­тря­сов, гнать ху­ли­га­нов из подъ­ез­да и, ес­ли на­до, зво­нить в ми­ли­цию.

Меж­ду про­чим, ког­да я при­шёл к уча­ст­ко­во­му ми­ли­ци­о­не­ру по­со­ве­то­вать­ся от­но­си­тель­но воз­ник­шей про­бле­мы, по­ка ещё не слу­чи­лось бе­ды, тот да­же не стал со мной раз­го­ва­ри­вать – ему всё это по­ка­за­лось мел­ко и не­до­стой­но для об­суж­де­ния. А про­бле­ма во­все не бы­ла ни­чтож­ной. Че­рез день по­сле мо­е­го по­хо­да к уча­ст­ко­во­му в подъ­ез­де про­изо­ш­ла дра­ка, а пра­виль­нее ска­зать – на­па­де­ние на од­но­го из жиль­цов. Чет­ве­ро мо­ло­дых лю­дей из­ряд­но при­ня­ли на грудь и сто­я­ли воз­ле лиф­та на пер­вом эта­же. В по­ло­ви­не тре­ть­е­го но­чи воз­вра­щал­ся до­мой с де­жур­ст­ва спец­на­зо­вец, жи­ву­щий на 6-м эта­же (а был он в граж­дан­ской одеж­де). И этот спец­на­зо­вец (креп­кий та­кой хло­пец с же­лез­ным ру­ко­по­жа­ти­ем и не­ми­га­ю­щим взгля­дом го­лу­бых глаз) – сде­лал за­ме­ча­ние чет­ве­рым пар­ням, каж­дый из ко­то­рых был на го­ло­ву вы­ше его.

Спец­на­зо­вец рас­ска­зал мне в ту же ночь, что на не­го, ког­да он уже вхо­дил в лифт, бро­си­лись эти пар­ни. Он их, ко­неч­но, раз­бро­сал как щен­ков, ко­му-то раз­бил со­пат­ку, ко­го го­ло­вой об стен­ку хряп­нул – в об­щем, ус­по­ко­ил, как мог. Все ра­зо­шлись по до­мам, в подъ­ез­де на­дол­го ста­ло ти­хо и спо­кой­но.

Сам я ни ра­зу не бил не­про­ше­ных гос­тей на­ше­го подъ­ез­да – как-то об­хо­дил­ся че­ло­ве­че­с­ки­ми сло­ва­ми. Но уж за­то я ни ра­зу не про­шёл ми­мо под­ро­ст­ков.

По­это­му я и не­до­уме­ваю те­перь: что же по­ме­ша­ло пе­да­го­гам ше­ле­хов­ской шко­лы № 1 ос­та­но­вить из­де­ва­тель­ст­ва уче­ни­ков над пре­ста­ре­лой учи­тель­ни­цей? Ес­ли они в са­мом де­ле не за­ме­ча­ли про­ис­хо­дя­ще­го (во что я не мо­гу по­ве­рить) – тог­да все они проф­не­при­год­ны и их нуж­но гнать из шко­лы по­га­ной мет­лой. А ес­ли зна­ли да мол­ча­ли – так это ещё ху­же.

Но я бы за­дал во­прос ши­ре: а что нам всем ме­ша­ет схва­тить за ру­ку ху­ли­га­на? По­че­му мы все так спо­кой­но взи­ра­ем на то, как на ули­це чет­ве­ро из­би­ва­ют од­но­го? Или как та­щат за ру­ку ре­бён­ка в под­во­рот­ню, а тот упи­ра­ет­ся и орёт бла­гим ма­том? Да­же ес­ли это и ро­ди­тель ре­бён­ка – кто дал ему пра­во из­де­вать­ся над ма­лень­ким че­ло­ве­ком? Слу­чай­на ли та вол­на же­с­то­ко­с­ти и на­си­лия в от­но­ше­нии де­тей, о ко­то­рой те­перь за­го­во­ри­ли вслух и да­же на­зна­чи­ли упол­но­мо­чен­но­го при пре­зи­ден­те?

 

А ког­да у со­се­дей слу­ча­ет­ся скан­дал с мор­до­бо­ем – кто вме­ша­ет­ся? Да поч­ти ни­кто. Де­ло пре­кра­тит­ся са­мо со­бой – кон­чит­ся или си­ня­ка­ми, или тяж­ки­ми те­ле­сны­ми по­вреж­де­ни­я­ми, или ис­ка­ле­чен­ным тру­пом. И тог­да все бу­дут до­воль­ны. Кто-то пой­дёт в тюрь­му, ко­го-то уве­зут в боль­ни­цу, а ко­го-то и на клад­би­ще. И жизнь пой­дёт даль­ше.

 

Мы всё тре­бу­ем у ко­го-то: дай­те нам это, обес­печь­те нам то и сё, за­щи­ти­те нас, со­здай­те нам ус­ло­вия для тру­да и от­ды­ха. Всё это за­кон­ные тре­бо­ва­ния – я не спо­рю. Но по­че­му-то мы ни­че­го не тре­бу­ем от са­мих се­бя. Та­кое мы­ш­ле­ние есть пе­ре­жи­ток ка­зар­мен­но­го со­ци­а­лиз­ма, ког­да лич­ная ини­ци­а­ти­ва ду­ши­лась в за­ро­ды­ше, за­то го­су­дар­ст­во долж­но бы­ло ре­шать бук­валь­но всё. Но вот уже нет то­го на­морд­ни­ка, сбро­ше­на стя­ги­ва­ю­щая уз­да – а мы всё те же – бе­зы­ни­ци­а­тив­ные, роб­кие, слов­но жи­ву­щие од­ним днём. Нам не при­хо­дит в го­ло­ву, что сде­лать за­ме­ча­ние шу­мя­щей мо­ло­дё­жи в подъ­ез­де – это се­бе же во бла­го. Не нуж­но ждать ми­ли­ции – она при­едет уже за тру­пом (воз­мож­но, за ва­шим тру­пом). Но что­бы не бы­ло тру­па и гро­ба на ко­лё­си­ках – не по­ле­ни­тесь, на­кинь­те кур­точ­ку на пле­чи, вый­ди­те в ко­ри­дор и веж­ли­во по­ин­те­ре­суй­тесь у че­ст­ной ком­па­нии, а что, де­с­кать, тут за со­бра­ние? О чём речь? При этом мож­но по­шу­тить и обя­за­тель­но нуж­но спо­кой­но вы­слу­шать от­вет. Не на­до при этом с хо­ду гро­зить­ся и ру­гать­ся – нуж­но веж­ли­во по­про­сить мо­ло­дых лю­дей дол­го «тут» не си­деть и не шу­меть. «Пят­над­цать ми­нут вам хва­тит?» – «Хва­тит!» – «Вот и слав­но».

Уве­ряю вас, что в 90% слу­ча­ев ин­ци­дент бу­дет ис­чер­пан, ни­точ­ка пре­рвёт­ся, и где-то там, че­рез пол­го­да или че­рез не­сколь­ко лет – кто-ни­будь ос­та­нет­ся жив и здо­ров, а кто-то не ся­дет в тюрь­му, ко­му-то не при­дёт­ся но­сить пе­ре­да­чи в ме­ст­ное СИ­ЗО.

Это да­же уди­ви­тель­но – как ма­ло нуж­но уси­лий для то­го, что­бы пре­дот­в­ра­тить боль­шую бе­ду. И ес­ли бы пе­да­го­ги ше­ле­хов­ской шко­лы в пер­вые же дни за­би­ли тре­во­гу, со­бра­ли бы пед­со­вет, вы­зва­ли бы на не­го уче­ни­ков (да ещё и ро­ди­те­лей в при­да­чу), да про­пе­со­чи­ли бы их хо­ро­шень­ко (вплоть до ис­клю­че­ния из шко­лы од­но­го-двух в ка­че­ст­ве ме­ры вос­пи­та­ния) – то они при­нес­ли бы трой­ную поль­зу, или да­же чет­вер­ную. Они пре­по­да­ли бы уче­ни­кам урок на всю жизнь – урок, ко­то­рый убе­ре­жёт их от ещё боль­ше­го пре­ступ­ле­ния. Кро­ме это­го, урок по­лу­чи­ли бы и все ос­таль­ные уче­ни­ки, они по­ня­ли бы, что нель­зя без­на­ка­зан­но уни­жать не толь­ко учи­те­ля, но и лю­бо­го че­ло­ве­ка. Так­же учи­те­ля спас­ли бы соб­ст­вен­ную честь – тем, что вы­пол­ни­ли свой про­фес­си­о­наль­ный и че­ло­ве­че­с­кий долг. Уж я не го­во­рю о том, что эта не­сча­ст­ная учи­тель­ни­ца, от­дав­шая всю со­зна­тель­ную жизнь шко­ле, про­ра­бо­тав­шая в ней поч­ти пол­ве­ка – из­бе­жа­ла бы по­зо­ра и уни­же­ния, вы­пав­ше­го ей под ста­рость лет. Что те­перь она чув­ст­ву­ет? – об этом мож­но лишь до­га­ды­вать­ся. Та­кие со­бы­тия не­воз­мож­но вме­с­тить в со­зна­ние, со­зна­ние вы­тес­ня­ет их – и тог­да на­сту­па­ет по­те­ря па­мя­ти, вы­па­де­ние це­лых вре­мен­ных пла­с­тов – что и про­изо­ш­ло с этой жен­щи­ной. Она ни­че­го не по­мнит из то­го, что с ней слу­чи­лось, и ей те­перь нуж­на вра­чеб­ная по­мощь.

 

Я вы­ра­жаю ей со­чув­ст­вие и при­но­шу из­ви­не­ния от всех нас, до­пу­с­тив­ших это уни­же­ние, не за­щи­тив­ших её, не вы­пол­нив­ших свой че­ло­ве­че­с­кий долг.

 

И всё же я на­де­юсь, что че­ло­ве­че­с­кое в нас во­зоб­ла­да­ет, что иде­а­лы бла­го­род­ст­ва, спра­вед­ли­во­с­ти и ми­ло­сер­дия – зай­мут по­до­ба­ю­щее ме­с­то в на­шей жиз­ни. По­ка это­го нет – всё бу­дет не впрок, до тех пор мы бу­дем «гро­бы по­вап­лен­ные», до тех пор мы бу­дем хам­ским от­ро­дь­ем и бу­дем по­жи­нать пло­ды сво­е­го хам­ст­ва.

Обид­но всё это пи­сать. Но нуж­но быть че­ст­ны­ми пе­ред со­бой. А ина­че ни­че­го не из­ме­нит­ся в на­шей жиз­ни.


Александр ЛАПТЕВ,
г. ИРКУТСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования