Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 09.04.2010

Книга благодарного читателя

 Об эпопее Александра Солженицына «Красное колесо» написано не так много, как о большинстве других его произведений. Основное внимание критиков и историков к «Красному колесу» было приковано в начале 90-х, когда этот труд вышел в России и в обществе существовал обострённый интерес и к прошлому страны, и к Солженицыну – человеку, «изменившему ход истории»...

В последние годы о «Красном колесе» в основном лишь упоминают, и нередко в ироничном смысле – вот, дескать, неподъёмный кирпич, невозможная для прочтения глыба.

Книга Андрея Немзера «Красное Колесо» Александра Солженицына. Опыт прочтения» появилось для меня внезапно, хотя я и знал, что в последние годы критик много времени и сил отдаёт подготовке собрания сочинений Солженицына, часто говорит в СМИ о наследии писателя, выступает со статьями... Но книги, большой и подробной, собственно о «Красном колесе», я от Андрея Немзера не ожидал. Тем более такой.

Это книга не критика, не литературоведа, а именно читателя, который хочет поведать другим людям о том, что любит и считает драгоценным. Для Немзера одна из таких литературных драгоценностей – «Красное колесо».

«...Едва ли кто-то осмелится назвать «Красное Колесо» книгой прочитанной, – отмечает автор во вступлении. – Не осмелится – и будет прав, хотя такое определение не только допустимо, но и естественно <...> в разговоре о «Евгении Онегине», «Мёртвых душах», «Войне и мире» или «Братьях Карамазовых».

Здесь не место для выяснения и обсуждения совокупности разнородных причин сложившейся ситуации – это тема для отдельного (трудоёмкого и очень нерадостного) исследования».

И дальше: «Предлагаемая вашему вниманию книга, как и опубликованные в выходящем Собрании сочинений сопроводительные статьи к четырём Узлам, из которых она сложилась, не могут и не должны рассматриваться как историко-филологическое исследование. Хотелось иного – провести читателя по тем лабиринтам солженицынской поэтической мысли, что не отпускали и не отпускают меня уже не второе десятилетие. Это именно «опыт прочтения» или, если угодно, путеводитель по огромному миру «Красного Колеса».

Путеводитель у Андрея Немзера получился. Более того – о персонажах эпопеи он пишет так увлекательно, что хочется скорее взяться за чтение (или чтение заново) «Красного колеса». Думаю, это была главная задача Немзера в работе над книгой...

 

Я прочёл боль­шую часть «Крас­но­го ко­ле­са» в ар­мии, – в 1990–1991 го­дах, – к нам на по­гра­нич­ную за­ста­ву в ка­рель­ских бо­ло­тах ис­прав­но при­во­зи­ли тол­стые жур­на­лы (где эпо­пея пер­во­на­чаль­но пе­ча­та­лась), вре­ме­ни меж­ду на­ря­да­ми бы­ло до­ста­точ­но. Я его тра­тил в ос­нов­ном на кни­ги и жур­на­лы. (Узел Чет­вёр­тый – «Ап­рель Сем­над­ца­то­го» чи­тал уже поз­же, на граж­дан­ке.) За­тем вре­мя от вре­ме­ни воз­вра­щал­ся к «Крас­но­му ко­ле­су», но в ос­нов­ном не к ху­до­же­ст­вен­ным, а к ис­то­ри­че­с­ким гла­вам.

Знакомясь с кни­гой Нем­зе­ра, где он по боль­шей ча­с­ти про­сле­жи­ва­ет судь­бы «вы­мы­ш­лен­ных» ге­ро­ев эпо­пеи Са­ни Ла­же­ни­цы­на, Во­ро­тын­це­ва, Вар­со­но­фь­е­ва, Ле­нар­то­ви­ча, я с тру­дом вспо­ми­нал (а ино­гда и не мог вспом­нить) их в той тка­ни про­из­ве­де­ния, ка­кой она ос­та­лась во мне со вре­ме­ни про­чте­ния. За­то от­лич­но по­мню на­пи­сан­ных Со­лже­ни­цы­ным Сто­лы­пи­на, Ле­ни­на, Ми­лю­ко­ва, Рас­пу­ти­на, а гла­ва, по­свя­щён­ная ба­рыш­ням-тер­ро­ри­ст­кам (из «Ав­гу­с­та Че­тыр­над­ца­то­го»), по­мнит­ся ме­с­та­ми чуть не на­и­зусть. («Ка­кое же от­ча­я­ние борь­бы, ка­кое же ис­ступ­ле­ние спра­вед­ли­во­с­ти на­до ис­пы­тать, что­бы так се­бя за­ря­дить – и пой­ти как че­ло­век-ди­на­мит!..») Но то, что эта гла­ва – мо­но­лог од­ной из тё­ту­шек, об­ра­щён­ный к «ухо­дя­щей от свя­тых тра­ди­ций се­мьи» Ве­ро­ни­ке, на­прочь вы­ле­те­ло из го­ло­вы.

Так­же вы­ле­те­ли из го­ло­вы и поч­ти все «лич­ные ли­нии» «Крас­но­го ко­ле­са», они про­сто рас­тво­ри­лись в мно­го­ст­ра­нич­ных (а то и сот­не­с­т­ра­нич­ных) от­ступ­ле­ни­ях, рас­ска­зы­ва­ю­щих о ре­фор­мах Сто­лы­пи­на и по­ку­ше­ни­ях на не­го, о го­су­дар­ст­вен­ном ус­т­рой­ст­ве Рос­сии, о внеш­ней по­ли­ти­ке... Что­бы не за­быть де­сят­ки «вы­мы­ш­лен­ных» ге­ро­ев эпо­пеи, нуж­но об­ла­дать по­ис­ти­не фе­но­ме­наль­ным вни­ма­ни­ем и па­мя­тью.

У Ан­д­рея Нем­зе­ра ино­гда по­яв­ля­ют­ся за­став­ля­ю­щие улыб­нуть­ся замечания, вро­де та­кого: «Чи­та­те­лю (ес­ли он не за­был 13-ю и 25-ю гла­вы!) да­ёт­ся сиг­нал»... Ко­неч­но, ав­тор не обя­зан де­лать чи­та­те­лю лег­ко и удоб­но, но и так раз­мы­вать сю­жет­ные ли­нии, как это сде­ла­но у Со­лже­ни­цы­на, то­же, по-мо­е­му, не­пра­виль­но.

Хо­тя что та­кое сю­жет в «Крас­ном ко­ле­се»? Сю­же­том яв­ля­ет­ся ис­то­рия, точ­нее дни, из ко­то­рых ис­то­рия со­сто­ит. Кто пер­со­на­жи «Крас­но­го ко­ле­са»? Пе­с­чин­ки в бу­ре ис­то­рии, ко­то­рые мо­гут про­па­дать и воз­вра­щать­ся. Но для ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния эти ис­чез­но­ве­ния опас­ны – они по­про­с­ту мо­гут его раз­ру­шить.

В своё вре­мя на во­про­сы чи­та­те­лей, по­че­му так дол­го не по­яв­ля­ет­ся чет­вёр­тая кни­га «Ти­хо­го До­на», Шо­ло­хов от­ве­чал, что вто­рая и тре­тья кни­ги по­лу­чи­лись сла­бее пер­вой, и по­след­нюю он хо­чет на­пи­сать на бо­лее вы­со­ком уров­не. Ко­неч­но, при­чи­на бы­ла не толь­ко (и, на­вер­ное, не столь­ко) в этом, но яв­но вид­но, что ис­то­ри­че­с­кие со­бы­тия за­вла­де­ли ав­то­ром, и во вто­рой и тре­ть­ей кни­гах глав­ные ге­рои «Ти­хо­го До­на» ста­но­вят­ся чуть ли не вто­ро­сте­пен­ны­ми. К сча­с­тью, чет­вёр­тая кни­га вер­ну­ла их чи­та­те­лю. И сде­ла­ла «Ти­хий Дон» ве­ли­ким ро­ма­ном...

В «Крас­ном ко­ле­се» ис­то­ри­че­с­кий ох­ват ши­ре, боль­ше де­та­лей, боль­ше ре­т­ро­спек­ции и за­гля­дов в бу­ду­щее. Ге­рои эпо­пеи по­про­с­ту (и, ви­ди­мо, не­из­беж­но) рас­тво­ря­ют­ся в них.

За­мет­но, что «Ав­густ Че­тыр­над­ца­то­го» пи­сал­ся пер­во­на­чаль­но как имен­но ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние, но за­тем (уже по­сле пер­вых пуб­ли­ка­ций) в нём по­яви­лись встав­ки – ог­ром­ный цикл глав о Сто­лы­пи­не, бо­лее чем сот­не­с­т­ра­нич­ная гла­ва о Ни­ко­лае II, рас­ши­ре­ние ле­нин­ских глав...

В «Крас­ном ко­ле­се» Алек­сандр Со­лже­ни­цын по­пы­тал­ся быть од­но­вре­мен­но и ху­дож­ни­ком, и ис­то­ри­ком. По­бе­дил, на мой взгляд, ис­то­рик, ре­шив­ший не упу­с­тить ни од­ной де­та­ли, оце­нить ис­то­ри­че­с­кие про­цес­сы, изу­чить не толь­ко за­яв­лен­ные в под­за­го­лов­ке про­из­ве­де­ния «от­ме­рен­ные сро­ки», а ог­ром­ный пе­ри­од жиз­ни Рос­сии. Жаль толь­ко, что лю­ди, на­се­ля­ю­щие Рос­сию в «Крас­ном ко­ле­се» (осо­бен­но лю­ди «вы­мы­ш­лен­ные») ста­ли поч­ти не­за­мет­ны, за­сло­ни­лись «бе­гом ко­ле­са».

Кни­га Ан­д­рея Нем­зе­ра за­став­ля­ет сно­ва уви­деть их, и за­став­ля­ет ус­пеш­но. Ду­маю, ин­те­рес к эпо­пее Со­лже­ни­цы­на, бла­го­да­ря ей, во­зоб­но­вит­ся. И да­же ес­ли но­вые чи­та­те­ли «Крас­но­го ко­ле­са» бу­дут, как и мно­гие их пред­ше­ст­вен­ни­ки, зна­ко­мить­ся с ним ку­с­ка­ми, очень бы­с­т­ро на­чав про­пу­с­кать «лич­ные ли­нии», по­то­му что ус­ле­дить за ни­ми дей­ст­ви­тель­но поч­ти не­воз­мож­но, то и это не очень боль­шая бе­да, – в «Крас­ном ко­ле­се» мно­го пла­с­тов, мно­го уров­ней и мно­го по­лез­но­го для тех, кто хо­чет по­нять, по­че­му в 1917 го­ду в Рос­сии про­изо­ш­ла ре­во­лю­ция.

«Крас­ное ко­ле­со» не да­ёт ис­чер­пы­ва­ю­ще­го зна­ния, не не­сёт аб­со­лют­ной ис­ти­ны, но бо­га­тей­шую пи­щу для раз­мы­ш­ле­ний да­ёт бес­спор­но.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования