Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 09.04.2010

Белинский как эмбрион, или Спасибо Винникову

Виссарион БЕЛИНСКИЙ
Виссарион БЕЛИНСКИЙ

 Не се­к­рет, что мно­гие кри­ти­ки не чи­та­ют ре­цен­зи­ру­е­мые ими кни­ги. Они вы­хва­ты­ва­ют не­сколь­ко ци­тат из пер­во­ис­точ­ни­ка и на этом фо­не пре­зен­ту­ют се­бя. Не­ко­то­рые пуб­ли­ка­ции Вла­ди­ми­ра Вин­ни­ко­ва в га­зе­те «За­в­т­ра» да­ют по­вод от­не­с­ти его к дан­но­му раз­ря­ду ав­то­ров. Сию осо­бен­ность кри­ти­ка я от­ме­чал ещё в ста­тье «Хри­с­тов во­ин» («День ли­те­ра­ту­ры», 2008, № 5). В ре­цен­зии же на мою кни­гу «Кри­ти­ка ХХ-ХХI ве­ков. Ли­те­ра­тур­ные пор­т­ре­ты, ста­тьи, ре­цен­зии» (М., 2010) Вин­ни­ков при­во­дит все­го лишь од­ну ци­та­ту из ста­тьи о Ро­за­но­ве («За­в­т­ра», 2010, № 8). При­во­дит моё вы­ска­зы­ва­ние о Бе­лин­ском как о ро­до­на­чаль­ни­ке вуль­гар­но-со­ци­о­ло­ги­че­с­ко­го на­прав­ле­ния в оте­че­ст­вен­ной кри­ти­ке. Вла­ди­мир Юрь­е­вич не со­гла­сен с та­кой оцен­кой, и глав­ный па­фос его от­кли­ка сво­дит­ся к за­щи­те «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на».

В ста­ть­ях о В.Ро­за­но­ве, В.Ко­жи­но­ве, И.Зо­ло­тус­ском, Ю.Се­лез­нё­ве, А.Ка­зин­це­ве, В.Пье­цу­хе я бег­ло, вскользь ха­рак­те­ри­зую Бе­лин­ско­го. Спа­си­бо Вин­ни­ко­ву за то, что под­толк­нул ме­ня бо­лее по­дроб­но (на­сколь­ко поз­во­ля­ет га­зет­ный фор­мат) вы­ска­зать­ся о «не­ис­то­вом Вис­са­ри­о­не».

Ещё в ХIХ ве­ке был со­тво­рён миф о Бе­лин­ском как о бла­го­род­ном че­ло­ве­ке и луч­шем рус­ском кри­ти­ке. Этот миф не был пре­одо­лён и боль­шин­ст­вом ве­ду­щих кри­ти­ков ХХ ве­ка, от Ва­ди­ма Ко­жи­но­ва до Иго­ря Зо­ло­тус­ско­го. Жи­ву­честь дан­но­го ми­фа, в ча­ст­но­с­ти, под­твер­дил «оп­рос» «Но­во­го ми­ра». В 1986 го­ду, ког­да по­след­ний раз кол­лек­тив­но об­суж­да­лось на­сле­дие Бе­лин­ско­го, ре­дак­ция жур­на­ла об­ра­ти­лась к из­ве­ст­ным кри­ти­кам с прось­бой на­звать на­и­бо­лее ак­ту­аль­ную мысль «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на» («Но­вый мир», 1986, № 6).

Ан­д­рей Нуй­кин при­вёл из­ве­ст­ное вы­ска­зы­ва­ние кри­ти­ка: «Я не хо­чу сча­с­тия и да­ром, ес­ли не бу­ду спо­ко­ен на­счёт каж­до­го из мо­их бра­тий по кро­ви…» – и на­шёл в нём вы­ра­же­ние па­фо­са все­го твор­че­ст­ва и при­чи­ну ус­пе­ха Бе­лин­ско­го. Вла­ди­мир Гу­сев ут­верж­дал ана­ло­гич­ное: кри­тик «ни­ког­да не вхо­дил в про­ти­во­ре­чие со сво­ей бла­го­род­ной и воз­вы­шен­ной це­лью». Прав­да, Вла­ди­мир Ива­но­вич не уточ­ня­ет, с ка­кой имен­но це­лью…

Од­на­ко та­кой воз­вы­шен­но-бла­го­род­ный Бе­лин­ский ре­зу­с­кон­ф­лик­ту­ет с дру­гим Бе­лин­ским, ко­то­рый пред­ста­ёт «во всей кра­се» в пись­ме к В. Бот­ки­ну от 27–28 ию­ня 1841 го­да. Кри­тик, на­зы­ва­ю­щий се­бя «граж­да­ни­ном все­лен­ной» и по­сы­ла­ю­щий к чёр­ту Рос­сию, со­об­ща­ет, что дви­жим «бе­зум­ной жаж­дой люб­ви». От­ме­тим: лю­бовь эта стран­ная, дей­ст­ви­тель­но бе­зум­ная, она – не лю­бовь во­все в тра­ди­ци­он­но-пра­во­слав­ном по­ни­ма­нии. Так, Бе­лин­ский при­зна­ёт­ся, что «на­чи­на­ет лю­бить че­ло­ве­че­ст­во ма­ра­тов­ски: что­бы сде­лать сча­ст­ли­вою ма­лей­шую часть его, я, ка­жет­ся, ог­нём и ме­чом ис­тре­бил бы ос­таль­ную». И да­лее кри­тик вы­ска­зы­ва­ет та­кое по­ка­за­тель­ное пред­по­ло­же­ние: «Я чув­ст­вую, что, будь я ца­рём, не­пре­мен­но сде­лал­ся бы ти­ра­ном».

О не­слу­чай­но­с­ти кро­ва­во-ма­ра­тов­ски-ти­ран­ских на­ст­ро­е­ний сви­де­тель­ст­ву­ет и дру­гое пись­мо Бот­ки­ну, от 8 сен­тя­б­ря 1841 го­да, на­сы­щен­ное цен­ны­ми от­кро­ве­ни­я­ми раз­лич­ной на­прав­лен­но­с­ти. При­ве­ду од­но из них. По­сле кар­тин бу­ду­ще­го, на­ри­со­ван­ных Бе­лин­ским, кар­тин, че­рез ко­то­рые пе­ре­да­ёт­ся его иде­ал, кри­тик за­клю­ча­ет: «Но смеш­но и ду­мать, что это мо­жет сде­лать­ся са­мо со­бою, вре­ме­нем, без на­силь­ст­вен­ных пе­ре­во­ро­тов, без кро­ви. Лю­ди так глу­пы, что их на­силь­но на­до ве­с­ти к сча­с­тию. Да и что кровь ты­ся­чей в срав­не­нии с уни­же­ни­я­ми и стра­да­ни­я­ми мил­ли­о­нов».

Эти и дру­гие вы­ска­зы­ва­ния Бе­лин­ско­го по­доб­ной на­прав­лен­но­с­ти (не­ко­то­рые из них я при­во­жу в ста­тье о Ро­за­но­ве, но их Вин­ни­ков не ком­мен­ти­ру­ет) сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что кри­тик – по­сле­до­ва­тель фран­цуз­ских ре­во­лю­ци­о­не­ров-лю­до­е­дов, сто­рон­ник фи­ло­со­фии раз­ре­ше­ния кро­ви по со­ве­с­ти, пра­о­тец боль­ше­ви­ков и со­вре­мен­ных ли­бе­ра­лов гай­да­ров­ско-чу­бай­сов­ско­го ти­па. Не ме­нее оче­вид­но и дру­гое: не­по­сле­до­ва­тель­ность, ред­кая про­ти­во­ре­чи­вость взгля­дов «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на», что от­ме­ча­ли мно­гие и при­зна­вал он сам. На­при­мер, в по­сла­ни­ях Бот­ки­ну от 8 сен­тя­б­ря 1841 го­да и Н. Го­го­лю от 20 ап­ре­ля 1842 го­да Бе­лин­ский пи­сал: «Ты зна­ешь мою на­ту­ру: она веч­но в край­но­с­тях и ни­ког­да не по­па­да­ет в центр идеи»; «Я оп­ро­мет­чив и спо­со­бен вда­вать­ся в ди­кие не­ле­по­с­ти…».

Од­на­ко, как яв­ст­ву­ет из ра­бо­ты «Со­чи­не­ния Алек­сан­д­ра Пуш­ки­на» (ста­тья пер­вая), ука­зан­ную осо­бен­ность сам кри­тик объ­яс­ня­ет по­ис­ка­ми ис­ти­ны, ко­то­рая рож­да­ет­ся в ошиб­ках, бо­лез­нях, му­ках. Он про­ти­во­по­с­тав­ля­ет се­бе «го­то­вые на­ту­ры, ко­то­рые всё уз­на­ют за один при­сест и уз­нав­ши один раз, оди­на­ко­во ду­ма­ют о пред­ме­те всю жизнь свою. Хва­лясь не­из­мен­чи­во­с­тью сво­их мыс­лей и не­спо­соб­но­с­тью оши­бить­ся».

О «го­то­вых на­ту­рах» ска­за­но вер­но и хо­ро­шо, толь­ко не­по­нят­но дру­гое: чем «не­го­то­вые» на­ту­ры луч­ше «го­то­вых» и как по­треб­ность ис­ти­ны пер­вых при­ве­дёт к её до­сти­же­нию, ес­ли со­став­ля­ю­щи­ми этих на­тур яв­ля­ют­ся «край­но­с­ти» и «ди­кие не­ле­по­с­ти»? У Льва Ан­нин­ско­го в этой свя­зи по­доб­ные во­про­сы не воз­ни­ка­ют. Он в свой­ст­вен­ной ему па­ра­док­саль­ной ма­не­ре при­зы­ва­ет ис­кать и брать «прав­ду ды­ха­ния в дан­ный мо­мент», так как, по мне­нию кри­ти­ка, это мо­мент ис­ти­ны («Но­вый мир», 1986, № 6). Труд­но со­гла­сить­ся с кри­ти­ком, ибо «прав­да ды­ха­ния в дан­ный мо­мент» пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ное на­ли­чие прав­ды, что да­ле­ко не все­гда так. К то­му же, прав­да и ис­ти­на у Ан­нин­ско­го – это по­ня­тия тож­де­ст­вен­но-си­но­ни­мич­ные, но они, как из­ве­ст­но, – яв­ле­ния не од­но­го ря­да… (Смо­т­ри­те об этом ста­тью В.Ко­жи­но­ва «Прав­да и ис­ти­на» // «Наш со­вре­мен­ник», 1988, № 4).

Итак, с учё­том ам­би­ва­лент­но­с­ти Бе­лин­ско­го рас­смо­т­рим по­сто­ян­ные осо­бен­но­с­ти его лич­но­с­ти, ми­ро­воз­зре­ния, твор­че­ст­ва, ко­то­рые, соб­ст­вен­но, и оп­ре­де­ля­ют «ли­цо» кри­ти­ка. Вы­яс­ним так­же, что в на­сле­дии ав­то­ра ме­ша­ет по­ни­ма­нию ли­те­ра­ту­ры, ис­то­рии, жиз­ни. Та­кая из­би­ра­тель­ность, од­но­сто­рон­ность обус­лов­ле­на тем, что на про­тя­же­нии прак­ти­че­с­ки 160 лет в боль­шей сте­пе­ни бы­ли вос­тре­бо­ва­ны оцен­ки кри­ти­ка, уво­дя­щие чи­та­те­ля от адек­ват­но­го по­ни­ма­ния сло­вес­но­с­ти, оте­че­ст­вен­ной и ми­ро­вой ис­то­рии. А о дру­гом Бе­лин­ском, мыс­ли ко­то­ро­го по­мо­га­ют по­сти­же­нию ли­те­ра­ту­ры, ска­жем в дру­гой раз. Сей­час же про­сто от­ме­тим, что «пер­вый» Бе­лин­ский зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дит «вто­ро­го» Бе­лин­ско­го.

Точ­ность мно­гих са­мо­ха­рак­те­ри­с­тик – од­на из от­ли­чи­тель­ных черт «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на», по­это­му есть смысл при­ве­с­ти не­ко­то­рые из них. В пись­ме к Бот­ки­ну от 8 сен­тя­б­ря 1841 го­да кри­тик спра­вед­ли­во ут­верж­да­ет: «Че­ло­век – ве­ли­кое сло­во, ве­ли­кое де­ло, но тог­да, ког­да он фран­цуз, не­мец, ан­г­ли­ча­нин, рус­ский». И да­лее, имея в ви­ду се­бя и дру­зей-за­пад­ни­ков, за­да­ёт ес­те­ст­вен­ный во­прос: «А рус­ские ли мы?» И сам ис­чер­пы­ва­ю­ще точ­но от­ве­ча­ет: «Мы лю­ди без оте­че­ст­ва – нет, ху­же, чем без оте­че­ст­ва: мы лю­ди, для ко­то­рых оте­че­ст­во – при­зрак…».

Ко­с­мо­по­лит Бе­лин­ский в от­ли­чие от сла­вя­но­фи­лов, мяг­ко вы­ра­жа­ясь, не­до­ста­точ­но хо­ро­шо знал оте­че­ст­вен­ную и ми­ро­вую ис­то­рию. В пись­ме к К. Ка­ве­ли­ну от 7 де­ка­б­ря 1847 го­да (то есть за 6 ме­ся­цев до смер­ти) кри­тик вы­ра­жа­ет своё не­со­гла­сие с дру­гом, ибо Ка­ве­лин на­пи­сал ува­жи­тель­но о ра­бо­те сла­вя­но­фи­ла Юрия Са­ма­ри­на. По мне­нию Бе­лин­ско­го, тре­бо­ва­лось иное: «Вы име­ли слу­чай раз­да­вить его, Вам это бы­ло лег­че сде­лать, чем мне. Де­ло в том, что в сво­их фан­та­зи­ях он опи­ра­ет­ся на ис­точ­ни­ки рус­ской ис­то­рии; тут я пас. Мне он ска­зал об Ипа­ть­ев­ской ле­то­пи­си, а я не знаю и о су­ще­ст­во­ва­нии её…».

Од­на­ко не­зна­ние оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии не ме­ша­ло Бе­лин­ско­му де­лать за­яв­ле­ния, по­доб­ные сле­ду­ю­ще­му: «Ло­мо­но­сов был в ес­те­ст­вен­ных на­уках ве­ли­ким учё­ным сво­е­го вре­ме­ни, а по ча­с­ти ис­то­рии он был ра­вен ос­лу Тре­дь­я­ков­ско­му: яв­но, что об­ласть ис­то­рии бы­ла вне его на­ту­ры» (пись­мо В. Бот­ки­ну от 17 фе­в­ра­ля 1847 го­да). Не­зна­ние ис­то­рии не ме­ша­ло кри­ти­ку мно­го­крат­но пи­сать о ней, в ча­ст­но­с­ти, по­ле­ми­зи­руя со сла­вя­но­фи­ла­ми.

Имен­но «не­ис­то­вый Вис­са­ри­он» по­ро­дил и за­тем не­од­но­крат­но транс­ли­ро­вал миф о сла­вя­но­фи­лах как о лю­дях «ква­са», «ка­ши», «ка­пу­с­ты», «зи­пу­на», не­про­све­щён­ных ре­т­ро­гра­дах… Этот мерз­кий миф, ока­зав­ший­ся од­ним из са­мых жи­ву­чих, как и лю­бой миф, раз­ле­та­ет­ся вдре­без­ги при столк­но­ве­нии с ре­аль­но­с­тью.

В от­ли­чие от бле­с­тя­ще об­ра­зо­ван­ных сла­вя­но­фи­лов, вла­дев­ших 4-5 ино­ст­ран­ны­ми язы­ка­ми, ма­ло­об­ра­зо­ван­ный за­пад­ник Бе­лин­ский, по его сло­вам, «ед­ва-ед­ва» чи­тал по-фран­цуз­ски. По­это­му о про­из­ве­де­ни­ях ли­те­ра­ту­ры и тру­дах по ис­то­рии, фи­ло­со­фии, эко­но­ми­ке и т.д., не из­дан­ных на рус­ском язы­ке, кри­тик вы­нуж­ден был су­дить ли­бо по от­рыв­кам из этих ис­точ­ни­ков, спе­ци­аль­но пе­ре­ве­дён­ных для не­го дру­зь­я­ми, ли­бо с чу­жих слов, ли­бо «от фо­на­ря». По­ка­за­те­лен в дан­ном от­но­ше­нии сле­ду­ю­щий эпи­зод.

В пись­ме к В.Бот­ки­ну от 14 мар­та 1842 го­да Бе­лин­ский при­зна­ёт­ся: «Я всё на­де­ял­ся, что при­шлёшь мне с Куль­чи­ком за­мет­ки об ис­то­рии Ло­рен­ца и вы­пи­с­ку из Ге­ге­ля; но пьян­ст­во есть по­рок… Те­перь я сам дол­жен, с мо­ею учё­но­с­тию, на­го­во­ря мно­го, ни­че­го не ска­зать о Ло­рен­це. Чёрт те­бя возь­ми!» Че­рез 17 дней в по­сла­нии к то­му же ад­ре­са­ту кри­тик со­об­ща­ет: «О Ло­рен­це не хло­по­чи: пре­ступ­ле­ние со­вер­ше­но, и в 4 № «Оте­че­ст­вен­ных за­пи­сок» ты про­чтёшь до­воль­но гнус­ную ста­тью сво­е­го при­яте­ля – учё­но­го по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия». От­да­дим долж­ное са­мо­кри­тич­но­с­ти и са­мо­иро­нии Бе­лин­ско­го, же­ла­ю­щие же про­чи­тать «гнус­ную ста­тью» «Ру­ко­вод­ст­во к все­об­щей ис­то­рии. Соч. Фр. Ло­рен­ца» най­дут её в 4 то­ме 9-том­ни­ка кри­ти­ка.

Ещё од­на осо­бен­ность «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на» обус­лов­ле­на его глав­ны­ми стра­с­тя­ми – к кар­там и жен­щи­нам. Бе­лин­ский был вы­нуж­ден мно­го и впо­пы­хах пи­сать, что­бы иметь день­ги для удов­ле­тво­ре­ния этих стра­с­тей. От­сю­да не­ка­че­ст­вен­ность, не­до­ста­точ­ный про­фес­си­о­на­лизм его ста­тей, ко­то­рые от­ли­ча­ют обиль­ное ци­ти­ро­ва­ние, чрез­мер­но по­дроб­ный пе­ре­сказ, ча­с­тые по­вто­ры, ло­ги­че­с­кие и смыс­ло­вые про­ва­лы… Не­до­стат­ки сво­их ра­бот не раз при­зна­вал и сам «не­ис­то­вый Вис­са­ри­он», как и не раз рас­ска­зы­вал об ат­мо­сфе­ре, в ко­то­рой они пи­са­лись. Вот од­но из от­кро­вен­ных вы­ска­зы­ва­ний кри­ти­ка: «Я бы­ло не­дав­но при­шёл в от­ча­я­ние от сво­ей не­спо­соб­но­с­ти пи­сать: ви­жу – есть мысль, глу­бо­ко по­ни­маю, что хо­чу ска­зать, а ска­зать не мо­гу – сло­ва не по­ви­ну­ют­ся, нуж­ны об­ра­зы, их не на­хо­жу и по­не­во­ле ре­зо­нёр­ст­вую. Те­перь мне это смеш­но, и я по­чи­таю се­бя сча­ст­ли­вым, что на­по­ров ли­с­та 3 пе­чат­ных, ви­жу, что в них есть стра­ни­цы три по­ря­доч­ных. До об­ра­зов ли тут, как ва­ля­ешь к сро­ку?» (Пись­мо В.Бот­ки­ну от 30 де­ка­б­ря 1840 – 22 ян­ва­ря 1841 го­да).

К на­зван­ным «бо­лез­ням» Бе­лин­ско­го на ру­бе­же 1840–1841 го­дов до­бав­ля­ет­ся, по­жа­луй, са­мая страш­ная, оп­ре­де­лив­шая мно­гое, глав­ное в твор­че­ст­ве 40-х го­дов. Сам кри­тик в по­сла­нии к Бот­ки­ну от 8 сен­тя­б­ря 1841 го­да пи­сал об этом так: «…Я те­перь в но­вой край­но­с­ти – это идея со­ци­а­лиз­ма, ко­то­рая ста­ла для ме­ня иде­ей идей, бы­ти­ем бы­тия, во­про­сом во­про­сов, аль­фою и оме­гою ве­ры и зна­ния. Она (для ме­ня) по­гло­ти­ла и ис­то­рию, и ре­ли­гию, и фи­ло­со­фию. И по­то­му ею я объ­яс­няю те­перь жизнь мою, твою и всех, с кем встре­тил­ся я на пу­ти жиз­ни».

По­след­ст­вия дан­но­го «за­бо­ле­ва­ния» не за­ста­ви­ли се­бя дол­го ждать: в ста­ть­ях кри­ти­ка стал до­ми­ни­ро­вать вуль­гар­но-со­ци­о­ло­ги­че­с­кий под­ход в оцен­ке че­ло­ве­ка и вре­ме­ни, ли­те­ра­ту­ры и ис­то­рии. Бе­лин­ско­го без пре­уве­ли­че­ния мож­но на­звать ос­но­во­по­лож­ни­ком вуль­гар­но­го со­ци­о­ло­гиз­ма в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии и кри­ти­ке.

Так, «не­ис­то­вый Вис­са­ри­он» в сво­ей «глав­ной» ра­бо­те «Со­чи­не­ния Алек­сан­д­ра Пуш­ки­на» оце­ни­ва­ет че­ло­ве­ка, об­ра­зы «Ев­ге­ния Оне­ги­на», ис­хо­дя из сле­ду­ю­ще­го те­о­ре­ти­че­с­ко­го по­сту­ла­та: «Зло скры­ва­ет­ся не в че­ло­ве­ке, но в об­ще­ст­ве». И как ре­зуль­тат та­ко­го под­хо­да – из­ве­ст­ные со школь­ной ска­мьи, став­шие ак­си­о­ма­тич­ны­ми, но в кор­не не­вер­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки: «Не на­ту­ра, не стра­с­ти, не за­блуж­де­ния лич­ные сде­ла­ли Оне­ги­на по­хо­жим на этот пор­т­рет, а век»; «Его мож­но на­звать эго­ис­том по­не­во­ле; в его эго­из­ме долж­но ви­деть то, что древ­ние на­зы­ва­ли «fatum»; «Со­зда­ёт че­ло­ве­ка при­ро­да, но раз­ви­ва­ет и об­ра­зу­ет его об­ще­ст­во. Ни­ка­кие об­сто­я­тель­ст­ва жиз­ни не спа­сут и не за­щи­тят че­ло­ве­ка от вли­я­ния об­ще­ст­ва, ни­где не скрыть­ся, ни­ку­да не уй­ти ему от не­го».

Впол­не оче­вид­но, что Ев­ге­ний Оне­гин, как и лю­бой ге­рой, че­ло­век, для Бе­лин­ско­го – это про­дукт об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, жерт­ва об­сто­я­тельств. При та­ком под­хо­де лич­но­с­ти от­ка­зы­ва­ет­ся в ка­че­ст­вах субъ­ек­та – твор­ца се­бя, об­ще­ст­ва, ис­то­рии – и с неё сни­ма­ет­ся от­вет­ст­вен­ность за со­де­ян­ное. Эту по­сто­ян­ную, на­и­важ­ней­шую осо­бен­ность ми­ро­воз­зре­ния Бе­лин­ско­го точ­но уло­вил и по-раз­но­му вы­ра­зил в «Ста­рых лю­дях», «Пуш­ки­не», «Пре­ступ­ле­нии и на­ка­за­нии», пись­мах Фё­дор Ми­хай­ло­вич До­сто­ев­ский, са­мый по­сле­до­ва­тель­ный, глу­бо­кий и убе­ди­тель­ный кри­тик «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на».

Труд­но при­нять и тот за­ряд вуль­гар­но­го со­ци­о­ло­гиз­ма, ко­то­рый Бе­лин­ский вно­сит в трак­тов­ку про­бле­мы на­ци­о­наль­но­го и в во­прос «ге­ний и его ев­ро­пей­ское, ми­ро­вое зна­че­ние». На­при­мер, в ста­тье «Мыс­ли и за­мет­ки о рус­ской ли­те­ра­ту­ре» глав­ным кри­те­ри­ем рус­ско­с­ти пи­са­те­ля яв­ля­ет­ся то, ка­кая на­ци­о­наль­ная дей­ст­ви­тель­ность изо­б­ра­же­на в про­из­ве­де­нии.

Этот ар­гу­мент «уси­ли­ва­ет­ся» ори­ен­та­ци­ей кри­ти­ка на пред­по­ла­га­е­мое вос­при­я­тие ино­ст­ран­ца­ми рус­ской ли­те­ра­ту­ры, что лиш­ний раз сви­де­тель­ст­ву­ет о не­ис­тре­би­мо-бо­лез­нен­ном за­пад­ни­че­ст­ве «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на».

Ру­ко­вод­ст­ву­ясь на­зван­ным прин­ци­пом, он при­хо­дит к вы­во­ду: Го­голь, «стро­го дер­жа­щий­ся в сво­их со­чи­не­ни­ях сфе­ры рус­ской жи­тей­ской дей­ст­ви­тель­но­с­ти», – «са­мый на­ци­о­наль­ный из рус­ских по­этов». В та­ких слу­ча­ях Бе­лин­ский за­бы­ва­ет эле­мен­тар­ное, о чём – с по­да­чи Го­го­ля – он точ­но пи­сал в «Со­чи­не­ни­ях Алек­сан­д­ра Пуш­ки­на», за­бы­ва­ет то, что и на­по­ми­нать не­удоб­но. Как из­ве­ст­но, на­ци­о­наль­ная «про­пи­с­ка» ав­то­ра оп­ре­де­ля­ет­ся не изо­б­ра­жа­е­мой ре­аль­но­с­тью, а тем, с ка­ких по­зи­ций эта ре­аль­ность уви­де­на и пред­став­ле­на в про­из­ве­де­нии и как сия по­зи­ция со­от­но­сит­ся с тра­ди­ци­он­но-на­ци­о­наль­ной си­с­те­мой цен­но­с­тей. По­нят­но, что Го­голь ос­та­ёт­ся рус­ским ху­дож­ни­ком и в «Ри­ме», где изо­б­ра­жа­ет­ся ита­ль­ян­ско-фран­цуз­ская дей­ст­ви­тель­ность, ос­та­ёт­ся рус­ским в от­ли­чие от мно­гих и мно­гих ли­те­ра­то­ров ХХ–ХХI ве­ков, ко­то­рые пи­са­ли толь­ко о Рос­сии и ко­то­рые бы­ли и яв­ля­ют­ся толь­ко рус­ско­языч­ны­ми… Кста­ти, взгляд Го­го­ля на Па­риж в «Ри­ме» Бе­лин­ский на­звал «воз­му­ти­тель­но гнус­ным» (пись­мо В.Бот­ки­ну от 31 мар­та 1842 го­да).

По­жа­луй, ещё бо­лее удив­ля­ют, шо­ки­ру­ют рас­суж­де­ния «ве­ли­ко­го кри­ти­ка» о ев­ро­пей­ском и все­мир­ном зна­че­нии ху­дож­ни­ка сло­ва. В дан­ных рас­суж­де­ни­ях Бе­лин­ский до­хо­дит до ред­чай­ше­го аб­сур­да, ут­верж­дая, что зна­че­ние пи­са­те­ля за­ви­сит не от его ге­ни­аль­но­с­ти, а от ис­то­ри­че­с­кой ро­ли стра­ны, его по­ро­див­шей. По­это­му, по ут­верж­де­нию кри­ти­ка, «и с ве­ли­ким ге­ни­ем ино­гда мож­но быть не все­мир­но-ис­то­ри­че­с­ким по­этом, то есть иметь ве­ли­кость толь­ко для од­но­го сво­е­го на­ро­да. Здесь зна­че­ние по­эта за­ви­сит уже не от не­го са­мо­го, не от его де­я­тель­но­с­ти, на­прав­ле­ния, ге­ния, но от зна­че­ния стра­ны, ко­то­рая про­из­ве­ла его. С этой точ­ки зре­ния, у нас нет ни од­но­го по­эта, ко­то­ро­го мы име­ли бы пра­во ста­вить на­рав­не с пер­вы­ми по­эта­ми Ев­ро­пы…». В этом вы­ска­зы­ва­нии, весь­ма ха­рак­тер­ном для Бе­лин­ско­го, во всю «мощь» про­яв­ля­ет­ся его «ге­ни­аль­ность», имя ко­то­рой – убо­же­ст­во мыс­ли…

Из та­ба­кер­ки вуль­гар­но­го со­ци­о­ло­гиз­ма яви­лись и иные из­люб­лен­ные идеи кри­ти­ка, ко­то­рые он транс­ли­ру­ет из ста­тьи в ста­тью и ко­то­рые в си­лу их оче­вид­ной оши­боч­но­с­ти ком­мен­ти­ро­вать нет смыс­ла. Вот толь­ко две из них: «Со­дер­жа­ние да­ёт по­эту жизнь его на­ро­да, сле­до­ва­тель­но, до­сто­ин­ст­во, глу­би­на, объ­ём и зна­че­ние это­го со­дер­жа­ния за­ви­сит пря­мо и не­по­сред­ст­вен­но не от са­мо­го по­эта и не от его та­лан­та, а от ис­то­ри­че­с­ко­го зна­че­ния жиз­ни его на­ро­да» («Мыс­ли и за­мет­ки о рус­ской ли­те­ра­ту­ре»); «Как и всё, что ни есть в со­вре­мен­ной Рос­сии жи­во­го, пре­крас­но­го и ра­зум­но­го, на­ша ли­те­ра­ту­ра есть ре­зуль­тат ре­фор­мы Пе­т­ра Ве­ли­ко­го» («Взгляд на рус­скую ли­те­ра­ту­ру 1846 го­да»).

Весь­ма симп­то­ма­тич­но, что вновь не­ко­то­рые ав­то­ры пы­та­ют­ся пред­ста­вить Бе­лин­ско­го как рус­ско­го па­т­ри­о­та. Од­на из по­след­них пуб­ли­ка­ций на эту те­му – ста­тья Сер­гея Сер­ге­е­ва «Не хо­чу быть да­же фран­цу­зом»: Вис­са­ри­он Бе­лин­ский как ос­но­ва­тель ли­бе­раль­но­го на­ци­о­на­лиз­ма в Рос­сии» (www.ng.ru/style/2001-06-14/16). В ней ис­то­рик и пуб­ли­цист до­воль­но про­сто де­ла­ет из кри­ти­ка-ко­с­мо­по­ли­та рус­ско­го на­ци­о­на­ли­с­та. Сер­ге­ев под­би­ра­ет нуж­ные вы­ска­зы­ва­ния «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на» о Рос­сии и рус­ских, ус­лов­но го­во­ря, по­ло­жи­тель­ной на­прав­лен­но­с­ти. Суж­де­ния же не­га­тив­но ок­ра­шен­ные в ста­тье не при­во­дят­ся, но на­ли­чие их кон­ста­ти­ру­ет­ся, и са­ми они амор­ти­зи­ру­ют­ся ого­вор­кой: в этих оцен­ках Бе­лин­ский «мяг­че и сни­с­хо­ди­тель­нее» Пуш­ки­на, Го­го­ля, До­сто­ев­ско­го, Ле­он­ть­е­ва, Ро­за­но­ва. К то­му же уточ­ня­ет­ся, что «пред­мет об­ли­че­ний Бе­лин­ско­го – не изъ­я­ны на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра <…>, а пло­хие об­ще­ст­вен­ные по­ряд­ки, низ­кий уро­вень об­ра­зо­ва­ния, глу­пость на­чаль­ст­ва и про­чие внеш­ние ус­ло­вия, ис­ка­жа­ю­щие из­на­чаль­но яко­бы пре­крас­ную на­ту­ру рус­ско­го че­ло­ве­ка».

Так­же Сер­ге­ев зна­ко­мит чи­та­те­лей с «не­кор­рект­ны­ми» вы­ска­зы­ва­ни­я­ми кри­ти­ка о крым­ских та­та­рах, чер­ке­сах, ма­ло­рос­сах, ев­ре­ях, нем­цах, ки­тай­цах. Этим оцен­кам, поз­во­ля­ю­щим за­по­до­зрить Бе­лин­ско­го в ксе­но­фо­бии и «по­лу­ра­сиз­ме», про­ти­во­по­с­тав­ля­ют­ся суж­де­ния, про­ник­ну­тые «па­т­ри­о­ти­че­с­ким экс­та­зом». И в ито­ге сле­ду­ет не­из­беж­ный вы­вод о «не­ис­то­вом Вис­са­ри­о­не» как ос­но­ва­те­ле ли­бе­раль­но­го на­ци­о­на­лиз­ма.

Сия вер­сия по­рож­де­на ма­ни­пу­ля­ци­ей фак­та­ми, пред­взя­тым, од­но­сто­рон­ним от­но­ше­ни­ем к Бе­лин­ско­му. «Ру­со­филь­ст­во» кри­ти­ка под­тверж­да­ет­ся вы­ска­зы­ва­ни­я­ми, сде­лан­ны­ми им в по­след­ние два го­да жиз­ни, ког­да Бе­лин­ский стал «ме­с­та­ми» ру­сеть. Не вы­зы­ва­ет со­мне­ний, что и ко­ли­че­ст­вом, и гра­ду­сом чув­ст­ва эти вы­ска­зы­ва­ния зна­чи­тель­но ус­ту­па­ют оцен­кам «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на» «ру­со­фоб­ской» ок­ра­шен­но­с­ти. И глав­ное: не­по­нят­но, в чём ви­дит­ся про­яв­ле­ние рус­ско­го «я» кри­ти­ка?

Сер­гей Сер­ге­ев, как и мно­гие ав­то­ры до не­го, при­во­дит сле­ду­ю­щее при­зна­ние Бе­лин­ско­го: «Я – рус­ский и гор­жусь этим». На мой взгляд, оно ма­ло о чём сви­де­тель­ст­ву­ет, осо­бен­но с учё­том бес­ко­неч­но­го «флю­гер­ст­ва» кри­ти­ка и той – не­сколь­ко смеш­ной – си­ту­а­ции, в ко­то­рой дан­ное за­яв­ле­ние сде­ла­но. Так, при­зна­нию Бе­лин­ско­го о его рус­ско­с­ти, вы­ра­жен­но­му по-фран­цуз­ски, пред­ше­ст­ву­ет уточ­не­ние по-рус­ски: «Ска­жу те­бе яс­нее».

«Ру­со­филь­ские» ци­та­ты из Бе­лин­ско­го в ста­тье Сер­ге­е­ва те же, что и в сот­нях дру­гих пуб­ли­ка­ций. Сей не­бо­га­тый, по­вто­ря­ю­щий­ся на­бор суж­де­ний кри­ти­ка – это спе­ци­фи­че­с­кий текст, ко­то­рый от­ли­ча­ют сло­вес­ные фей­ер­вер­ки, па­те­ти­ка, об­раз­но-смыс­ло­вые и ло­ги­че­с­кие про­ва­лы, не­мно­гие внят­ные и по­лу­внят­ные идей­ные «от­кры­тия» ти­па сле­ду­ю­ще­го: «…В нас есть на­ци­о­наль­ная жизнь, мы при­зва­ны ска­зать ми­ру своё сло­во, свою мысль».

С гру­с­тью на­пом­ню, что к этой эле­мен­тар­ной, сверх­оче­вид­ной мыс­ли «ве­ли­кий кри­тик» при­хо­дит на за­ка­те жиз­ни, в воз­ра­с­те 35 лет. По­это­му и не толь­ко по­это­му не удив­ля­ет тот уро­вень по­ни­ма­ния рус­ско­го, ко­то­рый де­мон­ст­ри­ру­ет Бе­лин­ский да­же в са­мых сво­их «ру­со­филь­ских» суж­де­ни­ях, на­при­мер, в та­ком: «Рус­ская лич­ность по­ка – эм­б­ри­он, но сколь­ко ши­ро­ты и си­лы в на­ту­ре это­го эм­б­ри­о­на, как душ­на и страш­на ей вся­кая ог­ра­ни­чен­ность и узость!»

И этот «эм­б­ри­он­ный» уро­вень по­ни­ма­ния рус­ско­го пре­об­ла­да­ет в ми­ро­воз­зре­нии и твор­че­ст­ве Бе­лин­ско­го, с раз­ной кон­цен­т­ра­ци­ей при­сут­ст­ву­ет в сот­нях суж­де­ний кри­ти­ка о рус­ском че­ло­ве­ке, рус­ской ис­то­рии, рус­ской ли­те­ра­ту­ре. При­ве­ду не­ко­то­рые из них: «Лич­ность у нас толь­ко на­клё­вы­ва­ет­ся, и от­то­го го­го­лев­ские ти­пы – по­ка са­мые вер­ные рус­ские ти­пы. Это по­нят­но и про­сто, как 2 х 2 = 4» (пись­мо Ка­ве­ли­ну от 22 но­я­б­ря 1847 го­да); «По-ва­ше­му, рус­ский на­род – са­мый ре­ли­ги­оз­ный в ми­ре: ложь! Ос­но­ва ре­ли­ги­оз­но­с­ти есть пи­е­тизм, бла­го­го­ве­ние, страх бо­жий. А рус­ский че­ло­век про­из­но­сит имя бо­жие, по­чё­сы­вая се­бе зад­ни­цу…»; «Бес­тия наш брат, рус­ский че­ло­век!» (пись­мо к Н.В. Го­го­лю от 15 ию­ля 1847 го­да).

В этих и дру­гих слу­ча­ях Бе­лин­ский оце­ни­ва­ет всех и вся с по­зи­ций на­ци­о­наль­но­го ман­кур­тиз­ма, ко­с­мо­по­ли­тиз­ма, не­по­сле­до­ва­тель­но ле­вых – ли­бе­раль­ных и со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ких – цен­но­с­тей. По­это­му в та­ких оцен­ках от­сут­ст­ву­ют и рус­ское чув­ст­во, и рус­ская мысль, и рус­ская си­с­те­ма ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных ко­ор­ди­нат.

И ещё: «не­кор­рект­ные» вы­ска­зы­ва­ния «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на» о раз­ных на­ро­дах, при­во­ди­мые Сер­ге­е­вым и не толь­ко им, ни­чем, по су­ти, не от­ли­ча­ют­ся от суж­де­ний Бе­лин­ско­го о рус­ских. Так, ос­ла­ми кри­тик име­но­вал не толь­ко ма­ло­рос­сов, Шев­чен­ко, в ча­ст­но­с­ти, но и рус­ских, на­при­мер, Ло­мо­но­со­ва и Тре­дь­я­ков­ско­го в уже ци­ти­ро­ван­ном пись­ме. Или Ни­ко­лай Го­голь, са­мый рус­ский, по ут­верж­де­нию Бе­лин­ско­го, пи­са­тель, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся так­же весь­ма, мяг­ко го­во­ря, не­дру­же­люб­но, не­объ­ек­тив­но, с по­мо­щью той же лек­си­ки, ко­то­рая ад­ре­со­ва­лась «ино­род­цам»: «Страш­но по­ду­мать о Го­го­ле: ведь во всём, что ни пи­сал – од­на на­ту­ра, как в жи­вот­ном. Не­ве­же­ст­во аб­со­лют­ное. Что он на­бле­вал о Па­ри­же-то!» (пись­мо В.Бот­ки­ну от 4 ап­ре­ля 1842 го­да); «Про­по­вед­ник кну­та, апо­с­тол не­ве­же­ст­ва, по­бор­ник об­ску­ран­тиз­ма и мра­ко­бе­сия, па­не­ги­рист та­тар­ских нра­вов…» (пись­мо к Н.В. Го­го­лю. 15 ию­ля н.с. 1847 г. Зальц­брунн); «Чи­тал ли ты «Пе­ре­пи­с­ку» Го­го­ля? <…> Это лю­бо­пыт­но и да­же на­зи­да­тель­но: мож­но уви­деть, до че­го до­во­дит и ге­ни­аль­но­го че­ло­ве­ка она­низм» (пись­мо В.Бот­ки­ну от 6 фе­в­ра­ля 1847 го­да). Бе­лин­ский лю­бил свои гре­хи при­пи­сы­вать дру­гим или про­еци­ро­вать их на дру­гих. Так по­лу­чи­лось и с она­низ­мом. По при­зна­нию Бе­лин­ско­го М.Ба­ку­ни­ну в пись­ме от 15–20 но­я­б­ря 1837 го­да, он «был она­ни­с­том и не очень дав­но пе­ре­стал им быть – го­да пол­то­ра или два».

Осо­бо под­черк­ну сле­ду­ю­щее: ког­да в ам­би­ва­лент­ной лич­но­с­ти Бе­лин­ско­го за­пад­ник бе­рёт верх, о рус­ском вос­при­я­тии ли­те­ра­ту­ры, лю­дей, со­бы­тий бес­смыс­лен­но ве­с­ти речь. Как, на­при­мер, в слу­чае с, ус­лов­но го­во­ря, вто­рой по­ло­ви­ной суж­де­ний кри­ти­ка о Та­ть­я­не Ла­ри­ной.

Об­раз ге­ро­и­ни, как пра­ви­ло, ис­чер­пы­ва­ет­ся «по­ло­жи­тель­ны­ми» оцен­ка­ми, дан­ны­ми ей «не­ис­то­вым Вис­са­ри­о­ном» (та­ким пу­тём идёт и Вин­ни­ков, по­ле­ми­зи­руя со мной… Спа­си­бо, Вла­ди­мир Юрь­е­вич, за лик­без, но при­ве­дён­ные Ва­ми ци­та­ты я по­мню на­и­зусть ещё со школь­ной ска­мьи). При этом не за­ме­ча­ют­ся или – го­раз­до ре­же – не­убе­ди­тель­но дез­аву­и­ру­ют­ся ха­рак­те­ри­с­ти­ки Бе­лин­ско­го иной, «от­ри­ца­тель­ной», на­прав­лен­но­с­ти. Имен­но они, во мно­гом ней­т­ра­ли­зу­ю­щие точ­ные оцен­ки, ито­жат раз­мы­ш­ле­ния кри­ти­ка о Та­ть­я­не Ла­ри­ной и да­ют пред­став­ле­ния о его иде­а­ле жен­щи­ны, его взгля­дах на се­мью и брак. И в при­вер­жен­но­с­ти к это­му иде­а­лу Бе­лин­ский был на ред­кость по­сле­до­ва­тель­ным.

Так, ещё в пись­ме к Бот­ки­ну от 4 ап­ре­ля 1842 го­да «не­ис­то­вый Вис­са­ри­он» при­зна­ёт­ся, что со­гла­сен с ним в оцен­ке Ла­ри­ной: «с тех пор, как она хо­чет век быть вер­ною сво­е­му ге­не­ра­лу, <…> её пре­крас­ный об­раз за­тем­ня­ет­ся». По­доб­ный ак­цент де­ла­ет­ся кри­ти­ком и в ста­тье де­вя­той «Со­чи­не­ний Алек­сан­д­ра Пуш­ки­на». В «от­по­ве­ди» Та­ть­я­ны Оне­ги­ну Бе­лин­ский ви­дит про­яв­ле­ния та­ких черт, оп­ре­де­ля­ю­щих сущ­ность рус­ской жен­щи­ны, как «и ре­зо­нёр­ст­во, и ос­кор­б­лён­ное са­мо­лю­бие, и тще­сла­вие до­б­ро­де­те­лью, под ко­то­рой за­ма­с­ки­ро­ва­на раб­ская бо­язнь об­ще­ст­вен­но­го мне­ния, и хи­т­рые сил­ло­гиз­мы ума, свет­скою мо­ра­лью па­ра­ли­зо­вав­ше­го ве­ли­ко­душ­ные дви­же­ния серд­ца».

По­нят­но, по­че­му Бе­лин­ский, «ме­с­та­ми» чут­кий и не­глу­пый, в дан­ном слу­чае по­те­рял ум, об­ро­нил ду­шу и на­го­во­рил столь оче­вид­ные не­ле­по­с­ти. Это вы­зва­но тем, что та­кая Та­ть­я­на, вер­ная сво­е­му му­жу, для кри­ти­ка – «нрав­ст­вен­ный эм­б­ри­он», ан­ти­иде­ал.

О сво­ём от­но­ше­нии к жен­щи­не, бра­ку он ча­с­то, по­дроб­но и пре­иму­ще­ст­вен­но мерз­ко го­во­рит в пись­мах к дру­зь­ям. Го­во­рит, ес­ли ис­поль­зо­вать его точ­ную са­мо­оцен­ку, как «са­мец». Я при­ве­ду од­но из са­мых мяг­ких вы­ска­зы­ва­ний Бе­лин­ско­го на эту те­му: «А брак – что это та­кое? Это ус­та­нов­ле­ние ан­т­ро­по­фа­гов, лю­до­е­дов, па­та­го­нов и гот­тен­то­тов, оп­рав­дан­ное ре­ли­ги­ею и ге­ге­лев­скою фи­ло­со­фи­ею. Я дол­жен всю жизнь лю­бить од­ну жен­щи­ну, тог­да как я не мо­гу лю­бить её боль­ше го­ду» (пись­мо В.Бот­ки­ну от 27–28 ию­ля 1841 го­да).

Впол­не ес­те­ст­вен­но, что за­пад­ник Бе­лин­ский на­хо­дит свой иде­ал во Фран­ции, где «брак есть до­го­вор, скреп­лён­ный су­деб­ным ме­с­том, а не цер­ко­вью, там с лю­бов­ни­ца­ми жи­вут как с жё­на­ми, и об­ще­ст­во ува­жа­ет лю­бов­ни­цу на­рав­не с жё­на­ми. Ве­ли­кий на­род!» (пись­мо В.Бот­ки­ну от 27–28 ию­ля 1841 го­да).

Про­ек­ция же фран­цуз­ских «иде­а­лов» на рус­скую дей­ст­ви­тель­ность в за­клю­чи­тель­ной ча­с­ти рас­суж­де­ний кри­ти­ка о Та­ть­я­не Ла­ри­ной при­во­дит к зна­ме­на­тель­но­му вы­во­ду. Срав­ни­вая пуш­кин­скую ге­ро­и­ню с Ве­рой из «Ге­роя на­ше­го вре­ме­ни», ко­то­рая из­ме­ня­ет му­жу, кри­тик ут­верж­да­ет, что «Ве­ра – боль­ше жен­щи­на», «тог­да как Та­ть­я­на – тип рус­ской жен­щи­ны». То есть, вы­вод сле­ду­ет впол­не оче­вид­ный в ду­хе «сам­ца-фран­цу­за»: Та­ть­я­на Ла­ри­на как рус­ский тип жен­щи­ны – это не сов­сем жен­щи­на, не­пол­но­цен­ная жен­щи­на.

Итак, боль­шин­ст­во оце­нок, дан­ных Бе­лин­ским рус­ско­му на­ро­ду в ста­ть­ях и пись­мах, ни­как не по­па­да­ет в раз­ряд «ру­со­филь­ских», «на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­ких». По­это­му всё ска­зан­ное и не ска­зан­ное не поз­во­ля­ет со­гла­сить­ся и с вер­си­ей Сер­ге­е­ва, и с ми­фом о Бе­лин­ском как о «тай­ном сла­вя­но­фи­ле», о про­зрев­шем рус­ском, ми­фом, очень по­пу­ляр­ным сре­ди «пра­вых» в 70–80-е го­ды ХХ ве­ка и пе­ри­о­ди­че­с­ки транс­ли­ру­е­мым се­го­дня. На­пом­ню, что Фё­дор Ми­хай­ло­вич До­сто­ев­ский в «Ста­рых лю­дях», ста­тье из «Днев­ни­ка пи­са­те­ля» за 1873 год, так от­ре­а­ги­ро­вал на дан­ную вер­сию: «О, на­прас­но пи­са­ли по­том, что Бе­лин­ский, ес­ли бы про­жил доль­ше, при­мк­нул бы к сла­вя­но­филь­ст­ву. Ни­ког­да бы не кон­чил он сла­вя­но­филь­ст­вом. Бе­лин­ский, мо­жет быть, кон­чил бы эми­г­ра­ци­ей, ес­ли бы про­жил доль­ше и ес­ли бы уда­лось ему эми­г­ри­ро­вать, и ски­тал­ся бы те­перь, ма­лень­ким и вос­тор­жен­ным ста­рич­ком с преж­нею тёп­лою ве­рой, не до­пу­с­ка­ю­щей ни­ка­ких со­мне­ний, где-ни­будь по кон­грес­сам Гер­ма­нии или Швей­ца­рии или при­мк­нул бы адъ­ю­тан­том к ка­кой-ни­будь не­мец­кой m-me Гё­те, на по­бе­гуш­ках по ка­ко­му-ни­будь жен­ско­му во­про­су».

Ко­неч­но, и «сле­ва», и «спра­ва» мно­гие бла­го­род­но воз­му­тят­ся: как мог мерз­кий кар­лик Пав­лов под­нять ру­ку на ве­ли­ка­на Бе­лин­ско­го? Вот и Сер­ге­ев не­од­но­крат­но име­ну­ет «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на» ве­ли­ким кри­ти­ком, и у Вин­ни­ко­ва во всей мо­ей «рез­кой» кни­ге вы­зва­ла от­тор­же­ние моя оцен­ка Бе­лин­ско­го, стран­но за­щи­щая ко­то­ро­го, он не ме­нее стран­но-не­о­жи­дан­но, но за­то с па­фо­сом вос­кли­ца­ет: «Или Бог уже не в прав­де, а в си­ле?»

По­ни­маю я и то, что для Сер­гея Сер­ге­е­ва, как яв­ст­ву­ет из его ста­тьи «Ещё раз о рус­ской клас­си­ке» («Моск­ва», 2009, № 7), До­сто­ев­ский во мно­гих от­но­ше­ни­ях не ав­то­ри­тет, за­то ав­то­ри­тет мо­ло­дые лю­ди, о ко­то­рых пи­шет кри­тик, мо­ло­дые лю­ди, жи­ву­щие се­го­дня граж­дан­ским бра­ком (то есть в блу­де) и не по­ни­ма­ю­щие нрав­ст­вен­ных ис­ка­ний ге­ро­ев рус­ской клас­си­ки. И всё же, как че­ло­век тра­ди­ции, не мо­гу не при­ве­с­ти в этой свя­зи сло­ва До­сто­ев­ско­го из его пи­сем к Ни­ко­лаю Стра­хо­ву от 23 ап­ре­ля и 18 мая 1871 го­да: «Бе­лин­ский (ко­то­ро­го вы до сих пор ещё це­ни­те) имен­но был не­мо­щен и бес­си­лен та­лан­тиш­ком, а по­то­му и про­клял Рос­сию и при­нёс ей со­зна­тель­но столь­ко вре­да…»; «…Я об­ру­гал Бе­лин­ско­го бо­лее как яв­ле­ние рус­ской жиз­ни, не­же­ли ли­цо: это бы­ло са­мое смрад­ное, ту­пое и по­зор­ное яв­ле­ние рус­ской жиз­ни…»; «Вы го­во­ри­те, он был та­лант­лив. Сов­сем нет <…> Я по­мню моё юно­ше­с­кое удив­ле­ние, ког­да я при­слу­ши­вал­ся к не­ко­то­рым чи­с­то ху­до­же­ст­вен­ным его суж­де­ни­ям (на­при­мер, о «Мёрт­вых ду­шах»). Он до бе­зо­б­ра­зия по­верх­но­ст­но и с пре­не­бре­же­ни­ем от­но­сил­ся к ти­пам Го­го­ля и толь­ко рад был до вос­тор­га, что Го­голь об­ли­чил. <…> Он об­ру­гал Пуш­ки­на, ког­да тот бро­сил свою фаль­ши­вую но­ту и явил­ся с «По­ве­с­тя­ми Бел­ки­на» и с «Ара­пом». Он с удив­ле­ни­ем про­воз­гла­сил ни­что­же­ст­во «По­ве­с­тей Бел­ки­на». Он в по­ве­с­ти Го­го­ля «Ко­ля­с­ка» не на­хо­дил ху­до­же­ст­вен­но цель­но­го со­зда­ния и по­ве­с­ти, а толь­ко шу­точ­ный рас­сказ. Он от­рёк­ся от окон­ча­ния «Ев­ге­ния Оне­ги­на». Он пер­вый вы­пу­с­тил мысль о ка­мер-юн­кер­ст­ве Пуш­ки­на. Он ска­зал, что Тур­ге­нев не бу­дет ху­дож­ни­ком, а меж­ду тем это ска­за­но по про­чте­нии чрез­вы­чай­но зна­чи­тель­но­го рас­ска­за Тур­ге­не­ва «Три пор­т­ре­та». Я бы мог Вам на­брать та­ких при­ме­ров сколь­ко угод­но для до­ка­за­тель­ст­ва не­прав­ды его кри­ти­че­с­ко­го чу­тья и «вос­при­им­чи­во­го тре­пе­та» <…> О Бе­лин­ском и о мно­гих яв­ле­ни­ях на­шей жиз­ни су­дим мы до сих пор ещё сквозь мно­же­ст­во чрез­вы­чай­ных пред­рас­суд­ков».

Как го­во­ри­лось, Бе­лин­ский в вы­ра­же­ни­ях не стес­нял­ся, ко­го он толь­ко не «унич­то­жал», не ос­кор­б­лял за свою ко­рот­кую жизнь. Хри­с­та и то­го, по вос­по­ми­на­ни­ям До­сто­ев­ско­го, ру­гал «по-ма­тер­ну». Ка­ких толь­ко не­ле­по­с­тей не на­го­во­рил «не­ис­то­вый Вис­са­ри­он» о рус­ской ли­те­ра­ту­ре и ис­то­рии в сво­их ста­ть­ях. Од­на­ко в вос­при­я­тии мно­гих он был и ос­та­ёт­ся бла­го­род­ным че­ло­ве­ком, ге­ни­аль­ным кри­ти­ком.

Ха­рак­те­ри­зо­вал­ся Бе­лин­ский и рез­ко-не­га­тив­но, прав­да, пре­дель­но ред­ко. Так, Фё­дор До­сто­ев­ский ве­ли­чал его «смрад­ной бу­каш­кой», «шу­ше­рой», а Ва­си­лий Ва­си­ль­е­вич Ро­за­нов на­звал кри­ти­ка «вы­род­ком», «кло­пом», про­полз­шим по рус­ской ли­те­ра­ту­ре. Ду­маю, в этом ря­ду сло­во «эм­б­ри­он» бу­дет на сво­ём ме­с­те. Оно, ад­ре­со­ван­ное Бе­лин­ским не по на­зна­че­нию – Та­ть­я­не Ла­ри­ной и рус­ско­му на­ро­ду, – сум­мар­но точ­но вы­ра­жа­ет мно­гие осо­бен­но­с­ти лич­но­с­ти «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на». А при­зра­кам, как име­но­вал се­бя и сво­их дру­зей-за­пад­ни­ков кри­тик, при­зра­кам, от­рав­ляв­шим со­зна­ние, нрав­ст­вен­ность, жизнь Рос­сии столь дол­гое вре­мя, по­ра, на­ко­нец, ука­зать на дверь… И в этом бу­дет прав­да, со­звуч­ная Хри­с­то­вой, ува­жа­е­мый Вла­ди­мир Юрь­е­вич Вин­ни­ков.

 

Юрий ПАВЛОВ,

г. АР­МА­ВИР

 

Кто хо­чет воз­ра­зить?





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования