Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 09.04.2010

История о летающем «Острове Ю»

 Почему нет новых имён в детской литературе? Почему нет новых героев? Новых интересных книг? Что происходит с детской литературой сегодня и есть ли она вообще, современная детская литература? Актуальная, о дне сегодняшнем, о детях сейчас и для детей, которые сейчас дети!

Не секрет, что формируют круг детского чтения родители. Именно они выбирают книжки. Но из того многообразия, что сейчас есть, чаще всего родители выбирают те, на которых выросли сами. И тут случаются «чудеса». Почему-то сын или дочь отодвигают книгу в сторону. Родители хватаются за голову: «Ребёнок отказывается читать!». Собираются заседания учителей, библиотекарей. «Что случилось с детьми? Вот мы в детстве читали-читали, читали-читали…»… Но давайте-ка вернёмся в детство.

Читали, предположим, не все. И в то время не было ещё развлекательного телевидения, не было Интернета, компьютерных игр. Ребёнку надо было чем-то себя занять. И ребёнок читал. Но что читали советские дети? Они читали книги о ребятах, таких же, как они. Гайдаровский Тимур, крапивинские мальчишки были их друзьями, ровесниками. Они жили так же, как и они, в той же среде, в то же время или совсем-совсем недавно. У них были одни интересы, одни идеалы, те же реалии существования. Это были современные книги для современных детей.

Но литературные герои остаются жить в том же времени и в том же пространстве, в котором поселил их автор. Они из года в год, стоит только открыть и начать читать книгу, совершают те же поступки, сражаются с теми же хулиганами, побеждают тех же врагов, спасают тех же друзей. А реалии вне книги меняются. Нет уже СССР, нет пионерской организации. Да, моральные нормы и принципы остаются едиными во все времена. На то они и моральные нормы. Но что происходит? Ребёнку, который берёт в руки книгу, приходится продираться сквозь реалии того времени, с которым он не знаком. Ему надо понять, кто такая вожатая Валя, зачем все ходили в красных галстуках, маршировали и собирали макулатуру. Я не спорю, есть любопытные дети, они подойдут и спросят у родителей, у бабушек, дедушек. Но давайте честно ответим на вопрос: сколько времени есть у современного родителя, чтобы объяснить ребёнку суть происходящего в книге? Сколько времени есть, чтобы объяснить структуру пионерской организации, рассказать о жизни в советское время? Вот и получается, что ребёнку, оставшемуся один на один с непонятными реалиями, проще книгу не читать. Есть, конечно, вариант, что, закрыв глаза на все «непонятности», он с лёту углубится в сюжет. Но такие счастливые совпадения случаются обычно с приключенческими книжками.

 

Что­бы ре­бён­ку бы­ло ин­те­рес­но – нуж­ны кни­ги со­вре­мен­ные, рас­ска­зы­ва­ю­щие о том вре­ме­ни, в ко­то­ром жи­вёт он, о его свер­ст­ни­ках, ро­вес­ни­ках. Ре­бё­нок жи­вёт здесь и сей­час. И это здесь и сей­час нуж­но ему вез­де, в том чис­ле и в кни­ге. Ког­да при­дёт ра­дость уз­на­ва­ния, ра­дость по­ни­ма­ния и при­ня­тие то­го, что кни­га – это не что-то по­сто­рон­нее, а это про то, что те­бя вол­ну­ет, тре­во­жит, что это что-то о те­бе или о та­ком же, как ты, при­дёт и лю­бовь к кни­ге, и уме­ние с ней об­щать­ся. Тог­да про­снёт­ся и чи­та­тель­ская жад­ность, лю­бо­пыт­ст­во. А вме­с­те с этим и же­ла­ние уз­нать, а что бы­ло «тог­да». И ру­ки по­тя­нут­ся к со­вет­ской клас­си­ке и к клас­си­ке во­об­ще. Но это уже бу­дет опыт­ный чи­та­тель, ко­то­ро­му не бу­дут ме­шать не­по­нят­ные ре­а­лии, они бу­дут его толь­ко раз­за­до­ри­вать.

Прав­да, тут по­яв­ля­ет­ся од­но «но». Со­вре­мен­ных книг – мо­ре! Ка­кую же вы­брать? Как уз­нать, что кни­га, ко­то­рую бу­дет чи­тать ре­бё­нок, – не без­душ­ная «по­дел­ка», а имен­но кни­га на­сто­я­щая, на­пи­сан­ная с ду­шой? Во­об­ще, на­вер­ное, ни­как, по­ка са­ми не про­чи­та­е­те. Или хо­тя бы не по­ин­те­ре­су­е­тесь, что за ав­тор или что за кни­га. Но вот уди­ви­тель­но, кни­ги есть, а ин­фор­ма­ции о них нет. Я не спо­рю, есть мно­же­ст­во со­об­ществ в ЖЖ, сай­тов, фо­ру­мов, на ко­то­рых об­суж­да­ют­ся кни­ги, со­став­ля­ют­ся ре­ко­мен­да­тель­ные спи­с­ки, но за­ча­с­тую там так­же об­суж­да­ют­ся кни­ги из ря­да со­вет­ской клас­си­ки. В так на­зы­ва­е­мом «ин­фор­ма­ци­он­ном про­ст­ран­ст­ве» на­прочь от­сут­ст­ву­ет со­вре­мен­ная дет­ская ли­те­ра­ту­ра.

И вот од­наж­ды…

Встре­ти­лись два дет­ских пи­са­те­ля в бу­лоч­ной. Что это бы­ла за бу­лоч­ная, не­важ­но, по­то­му что к ис­то­рии этой бу­лоч­ная име­ет са­мое ма­лень­кое от­но­ше­ние. Но ис­то­рии же на­до где-то на­чи­нать… Я на­ча­ла её в бу­лоч­ной.

Пи­са­те­ли эти по­зна­ко­ми­лись друг с дру­гом на Фо­ру­ме мо­ло­дых пи­са­те­лей в Лип­ках. По­дру­жи­лись, под­рос­ли, мно­го­му на­учи­лись у за­ме­ча­тель­ных ма­с­те­ров Ва­ле­рия Вос­ко­бой­ни­ко­ва, Эду­ар­да Ус­пен­ско­го и мно­гих-мно­гих-мно­гих ум­ных, та­лант­ли­вых, за­ме­ча­тель­ных лю­дей, ко­то­рые при­ни­ма­ли уча­с­тие в ра­бо­те фо­ру­мов и се­ми­на­ров. Но под­ра­с­та­ли пи­са­те­ли в ус­ло­ви­ях, ког­да эта са­мая дет­ская ли­те­ра­ту­ра в ин­фор­ма­ци­он­ном по­ле от­сут­ст­во­ва­ла. И при­шла вдруг пи­са­те­лям мысль: «На­до что-то де­лать».

Дол­го ли, ко­рот­ко ли, со­зда­ли дет­ские пи­са­те­ли «ос­т­ров» и на­зва­ли его «Ос­т­ров Ю» (а это, как в «Опе­ра­ции Ы», чтоб ни­кто не до­га­дал­ся!).

Ког­да дет­ских пи­са­те­лей спра­ши­ва­ют, кто жи­вёт на ос­т­ро­ве, дет­ские пи­са­те­ли че­ст­но от­ве­ча­ют: «Дру­зья!». Ведь на са­мом де­ле мно­гие из тех, что бы­ли ког­да-то на се­ми­на­рах и фо­ру­мах фон­да Фи­ла­то­ва, по­дру­жи­лись. А друж­ба – она мно­гое мо­жет. Сей­час «ос­т­ро­ви­тя­не» – это Еле­на Уса­чё­ва, Та­ма­ра Ми­хе­е­ва, Ан­на Ма­та­со­ва, Ири­на Пав­ло­ва, Га­ли­на Дя­ди­на, Еле­на Вла­ди­ми­ро­ва, Еле­на Ра­ки­ти­на, Алек­сей Олей­ни­ков, Ан­на Иг­на­то­ва, На­та­лья Вол­ко­ва, Ан­на Си­до­ро­ва и дру­гие. Ге­о­гра­фия об­шир­на: От Мур­ман­ска до Бар­на­у­ла, от Хель­син­ки до Че­ля­бин­ска, в об­щем, «от Моск­вы до са­мых до ок­ра­ин».

Кто-то из «жи­те­лей ос­т­ро­ва» мо­жет по­хва­с­тать­ся уже не од­ним де­сят­ком книг, кто-то по­ка пе­ча­та­ет­ся толь­ко в дет­ских ли­те­ра­тур­ных жур­на­лах: «Чиж и Ёж», «Ве­сё­лые кар­тин­ки», «Мур­зил­ка», «Ку­кум­бер». Но всё это лю­ди та­лант­ли­вые и не­рав­но­душ­ные к судь­бе дет­ской ли­те­ра­ту­ры.

Пер­вой «экс­пе­ди­ци­ей» Ос­т­ро­ва мож­но счи­тать по­езд­ку на по­эти­че­с­кий Во­ло­шин­ский фе­с­ти­валь. Там, в Кок­те­бе­ле, на тер­ри­то­рии до­ма-му­зея М.Во­ло­ши­на был про­ве­дён «Дет­ский день». В биб­ли­о­те­ке Фе­о­до­сии и шко­ле Кок­те­бе­ля про­шли встре­чи с биб­ли­о­те­ка­ря­ми и юны­ми чи­та­те­ля­ми.

Но на тот мо­мент «Ос­т­ро­ва Ю» как та­ко­во­го не бы­ло, бы­ла лишь идея объ­е­ди­не­ния.

Пол­но­цен­ной же «экс­пе­ди­цей» мож­но на­звать по­езд­ку «ос­т­ро­ви­тян» в Че­ля­бинск в фе­в­ра­ле 2010 го­да, где жи­вут за­ме­ча­тель­ные мо­ло­дые ав­то­ры Та­ма­ра Ми­хе­е­ва и Ма­ри­на Юри­на. К ним в гос­ти и от­пра­ви­лись Еле­на Уса­чё­ва, Ири­на Пав­ло­ва, Ев­ге­ния Яр­це­ва и пе­ре­вод­чик Ан­на Си­до­ро­ва.

Пер­вые встре­чи со­сто­я­лись в шко­лах и биб­ли­о­те­ке ста­рин­но­го ка­за­чь­е­го се­ла Ми­ас­ское. Оно на­хо­дит­ся на ме­с­те быв­шей Ми­ас­ской кре­по­с­ти, в трид­ца­ти се­ми ки­ло­ме­т­рах к вос­то­ку от Че­ля­бин­ска. Де­ти, не­смо­т­ря на то, что из-за мо­ро­зов и так очень мно­го вре­ме­ни про­ве­ли на ка­ни­ку­лах, ра­до­ва­лись воз­мож­но­с­ти от­дох­нуть от уро­ков. С ин­те­ре­сом слу­ша­ли сти­хи и рас­ска­зы «ос­т­ро­ви­тян», за­да­ва­ли мно­же­ст­во во­про­сов, вспо­ми­на­ли из­ве­ст­ных дет­ских пи­са­те­лей, уз­на­ва­ли но­вых.

Мно­го во­про­сов бы­ло и у биб­ли­о­те­ка­рей. Их ин­те­ре­со­ва­ли не толь­ко но­вые име­на в дет­ской ли­те­ра­ту­ре, не толь­ко но­вые те­мы и ге­рои, не толь­ко со­вре­мен­ное со­сто­я­ние дет­ской ли­те­ра­ту­ры, но и во­про­сы впол­не на­сущ­ные: где брать но­вые кни­ги? Как де­шев­ле это сде­лать? Ведь из­ве­ст­но, что фи­нан­си­ро­ва­ние рос­сий­ских биб­ли­о­тек про­ис­хо­дит не на вы­со­ком уров­не. И в ре­зуль­та­те са­мая чи­та­ю­щая стра­на ми­ра уже дав­но не Рос­сия, а на­ша бли­жай­шая со­сед­ка – Фин­лян­дия.

«В Скан­ди­на­вии го­су­дар­ст­во вы­де­ля­ет пи­са­те­лю сти­пен­дию на вре­мя твор­че­с­ко­го от­пу­с­ка. Там по­ни­ма­ют, что пи­са­тель­ский труд та­кой же, как и лю­бой дру­гой, – рас­ска­зы­ва­ла Ан­на Си­до­ро­ва. – По по­се­ще­нию биб­ли­о­тек фин­ны ли­ди­ру­ют в ми­ре, и это ре­зуль­тат то­го, что ре­бён­ка к чте­нию при­уча­ют бук­валь­но с пе­лё­нок. Есть мла­ден­че­с­кие ли­те­ра­тур­ные сту­дии, ку­да ма­мы при­во­дят ма­лы­шей. Есть про­грам­мы для пап: как пра­виль­но чи­тать кни­ги де­тям. Не­ред­ко биб­ли­о­те­ки при­гла­ша­ют ма­лень­ких чи­та­те­лей на ночь: де­ти чи­та­ют, иг­ра­ют, спят в спаль­ных меш­ках сре­ди книг».

По­сле Ми­ас­ско­го со­сто­я­лись встре­чи с уча­щи­ми­ся шко­лы № 67 и прес­сой в биб­ли­о­те­ке име­ни Ма­я­ков­ско­го го­ро­да Че­ля­бин­ска.

О со­вре­мен­ных ин­те­рес­ных кни­гах рас­ска­зы­ва­ли «ос­т­ро­ви­тя­не» чи­та­те­лям, да­ри­ли жур­на­лы и кни­ги. Со­ве­то­ва­ли ин­те­рес­ных ав­то­ров. Ре­бя­та же, в свою оче­редь, пред­ла­га­ли сю­же­ты для но­вых про­из­ве­де­ний.

В круп­ней­шем книж­ном ма­га­зи­не Че­ля­бин­ска «Чи­тай-го­род» со­сто­я­лась встре­ча Еле­ны Уса­чё­вой с чи­та­те­ля­ми. Еле­не при­шлось от­ве­тить и за вам­пи­ров, и за Гар­ри Пот­те­ра, и за Сте­фа­ни Май­ер, и за судь­бу дет­ской ли­те­ра­ту­ры в це­лом.

Уда­лось дет­ским пи­са­те­лям пе­ре­сечь гра­ни­цу Ев­ро­пы и Азии: ког­да еха­ли из Че­ля­бин­ска в Усть-Ка­тав, где их жда­ли ре­бя­та из ме­ст­ных школ. А ве­че­ром в ДК им. Т.Я. Бе­ло­ко­не­ва со­сто­ял­ся «Пра­зд­ник дет­ско­го чте­ния». Бы­ла под­го­тов­ле­на вы­став­ка книг, фо­то­гра­фий. Юные чи­та­те­ли смог­ли за­дать ав­то­рам во­про­сы о твор­че­ст­ве и да­же за­ка­зать книж­ку «под се­бя».

«По­де­ли­тесь с на­ми сво­ей ис­то­ри­ей или ис­то­ри­ей, ко­то­рая про­изо­ш­ла с ва­ши­ми дру­зь­я­ми, – про­си­ли дет­ские пи­са­те­ли, – и мы обя­за­тель­но на­пи­шем книж­ку». Ис­то­рий из за­ла бы­ло мо­ре. Толь­ко и ос­та­ва­лось – за­по­ми­нать… Очень мно­го во­про­сов бы­ло к Та­ма­ре Ми­хе­е­вой, ведь имен­но в ме­ст­ном ла­ге­ре «Свет­ля­чок» раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия её кни­ги «Аси­но ле­то».

На сле­ду­ю­щее ут­ро «ос­т­ро­ви­тя­не» сно­ва от­пра­ви­лись в Че­ля­бинск на встре­чу со сту­ден­та­ми Че­ля­бин­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го пе­да­го­ги­че­с­ко­го уни­вер­си­те­та. Бу­ду­щие пре­по­да­ва­те­ли рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры по­на­ча­лу не очень жи­во от­ре­а­ги­ро­ва­ли на по­яв­ле­ние пи­са­те­лей. Но рас­сказ о со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре и со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном про­цес­се ув­лёк их. Уз­нав но­вые име­на и на­зва­ния ин­те­рес­ных книг, ко­то­рые, к со­жа­ле­нию, не так ча­с­то по­яв­ля­ют­ся в че­ля­бин­ских ма­га­зи­нах, сту­ден­ты взвол­но­ва­лись не на шут­ку: «А как мы мо­жем ис­пра­вить эту си­ту­а­цию? Как мы мо­жем по­вли­ять?» При­шлось объ­яс­нять, что ес­ли хо­тя бы де­сять че­ло­век спро­сят од­ну кни­гу, ко­то­рой нет, и спро­сят не один раз, то её при­ве­зут. Ведь имен­но спрос рож­да­ет пред­ло­же­ние.

А по­сле уни­вер­си­те­та пи­са­те­лей жда­ли в ре­дак­ции «Че­ля­бин­ско­го ра­бо­че­го». «Экс­пе­ди­ция Че» за­вер­ши­лась он­лайн-кон­фе­рен­ци­ей. Во­про­сы по­сту­па­ли в ос­нов­ном от ро­ди­те­лей, пе­ре­жи­ва­ю­щих, что де­ти ли­бо сов­сем не чи­та­ют, ли­бо чи­таю не то, что на­до. При­шлось ро­ди­те­лей ус­по­ка­и­вать – де­ти все­гда чи­та­ют не то, что хо­чет­ся ро­ди­те­лям. А ес­ли не чи­та­ют во­об­ще, зна­чит, ро­ди­те­лям сто­ит, преж­де все­го, по­смо­т­реть на се­бя. Ведь с ко­го, ес­ли не с ро­ди­те­лей, ре­бё­нок бе­рёт при­мер? И ес­ли ма­ма с па­пой, утк­нув­шись в те­ле­ви­зор, твер­дят сы­ну или до­че­ри: «Иди по­чи­тай что-ни­будь», то вряд ли ре­бё­нок с ра­до­с­тью по­бе­жит к книж­ной пол­ке, схва­тит за­пы­лив­шу­ю­ся книж­ку и нач­нёт чи­тать. Ско­рее, он ся­дет ря­дом и так же бу­дет смо­т­реть те­ле­ви­зор.

Все хо­ро­шее бы­с­т­ро за­кан­чи­ва­ет­ся. За­кон­чи­лась и «Экс­пе­ди­ция Че­ля­бинск». Но у жи­те­лей «Ос­т­ро­ва Ю» впе­ре­ди ещё мно­го пла­нов. В бли­жай­ших – ус­т­ро­ить пра­зд­ник дет­ско­го чте­ния в Ка­ре­лии.

За­чем я об этом рас­ска­зы­ваю? Да­вай­те опять ог­ля­нем­ся на­зад, в со­вет­ское про­шлое. Тог­да для по­пу­ля­ри­за­ции дет­ской ли­те­ра­ту­ры де­ла­лось очень мно­го. В том чис­ле про­во­ди­лись встре­чи с пи­са­те­ля­ми. Пи­са­те­ли ез­ди­ли по стра­не, встре­ча­лись с ма­лень­ки­ми чи­та­те­ля­ми, смо­т­ре­ли, слу­ша­ли, уз­на­ва­ли, как и чем они жи­вут. А по­том рож­да­лись кни­ги, но­вые, ин­те­рес­ные. На­вер­ное, яр­ким при­ме­ром бу­дет здесь В.Го­ляв­кин и его кни­га «Го­ро­да и де­ти». Встре­чи – про­цесс вза­и­мо­вы­год­ный. Ког­да ви­дишь че­ло­ве­ка, ко­то­рый на­пи­сал кни­гу, ког­да слы­шишь, как он рас­ска­зы­ва­ет о том, что чув­ст­во­вал, что пе­ре­жи­вал, ког­да пи­сал её, ког­да ав­тор сам чи­та­ет те­бе свои рас­ска­зы, ми­ни­а­тю­ры, на­чи­на­ешь чув­ст­во­вать не­кое род­ст­во. Те­бе ин­те­ре­сен этот че­ло­век – зна­чит, те­бе ин­те­рес­но, что он мог та­ко­го на­пи­сать. Вдруг это так же лю­бо­пыт­но, как и то, о чём он рас­ска­зы­ва­ет.

У со­вре­мен­ных де­тей сло­жил­ся сте­рео­тип о пи­са­те­ле ли­бо как о ком-то уже мёрт­вом, ли­бо как о ком-то бес­ко­неч­но да­лё­ком, из те­ле­ви­зо­ра. Они да­же пред­ста­вить не мо­гут, что пи­са­тель, жи­вой (!), мо­жет за­про­с­то прий­ти к ним в шко­лу, в биб­ли­о­те­ку, по­да­рить свою книж­ку, сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся, что его, в кон­це кон­цов, мож­но по­тро­гать. Он улы­ба­ет­ся, го­во­рит, шу­тит. Пи­са­тель – это не скуч­ный чёр­но-бе­лый пор­т­рет дядь­ки с бо­ро­дой на сте­не в ка­би­не­те ли­те­ра­ту­ры. Пи­са­тель – жи­вой не­рав­но­душ­ный че­ло­век.

Для пи­са­те­ля же встре­ча с чи­та­те­лем – это то­же ра­бо­та. Столь­ко раз­ных де­тей, столь­ко раз­ных ис­то­рий, ты­ся­чи «по­че­му?» и тут же ты­ся­ча от­ве­тов на них, при­чём ино­гда та­ких, до ко­то­рых ни один взрос­лый не до­ду­ма­ет­ся.

По­это­му мне ка­жет­ся очень важ­ным та­кое на­чи­на­ние, как «Ос­т­ров Ю». Пусть по­ка всё дер­жит­ся на друж­бе и эн­ту­зи­аз­ме, но от­зы­вы де­тей го­во­рят, что это нуж­но.


Ирина ПАВЛОВА,
г. МУРМАНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования