Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 09.04.2010

Соотношение общего и частного

 Сер­гей Не­боль­син, ис­пы­тан­ный те­о­ре­тик, раз­го­вор за­те­ял в «ЛР» (2010, № 8) ин­те­рес­ный и важ­ный. Хо­тя и не слиш­ком при­выч­ный для на­ше­го бра­та – что на­зы­ва­ет­ся, прак­ти­ку­ю­ще­го ли­те­ра­то­ра (кри­ти­че­с­кие ми­ни­а­тю­ры, очер­ки, пе­ре­во­ды).

Так что ни­же сле­ду­ют со­об­ра­же­ния, ско­рее, со сто­ро­ны.

Ду­ма­ет­ся, до­ми­нан­та Не­боль­си­ным ух­ва­че­на вер­но: те­о­рия есть на­ука о со­от­но­ше­нии об­ще­го и ча­ст­но­го. Ка­са­ет­ся ли это от­дель­но­го про­из­ве­де­ния с его ис­ко­мой гар­мо­ни­ей или це­ло­го на­прав­ле­ния.

Вот хоть кон­цеп­ту­а­лизм пре­сло­ву­тый: что это, как не на­ру­ше­ние гар­мо­ни­че­с­ко­го рав­но­ве­сия в поль­зу ча­ст­но­с­ти, пе­ри­фе­рии изо­б­ра­же­ния. У Шек­с­пи­ра па­мят­ные «пу­зы­ри зем­ли» пу­зы­рят­ся се­бе (в «Мак­бе­те») где-то на краю, на бо­ло­те, а у При­го­ва ка­ко­го-ни­будь всё к та­ким пу­зы­рям и сво­дит­ся. Об­щее, сущ­ность, он­то­ло­гия, с поз­во­ле­ния ска­зать, – всё это ма­ло его вол­ну­ет. В год двух­сот­ле­тия Пуш­ки­на мне до­ве­лось ему об этом ска­зать – в весь­ма не­о­жи­дан­ном ме­с­те, на бер­лин­ской сце­не: нем­цы лю­бят страв­ли­вать го­во­ру­нов со­про­тив­ных, без «учё­но­го» спо­ра им скуч­но. (Лю­бо­пыт­но, что по­сле дис­кус­сии, пе­ред зри­те­ля­ми, При­гов по­до­шёл ко мне и кар­тин­но по­жал ру­ку – вы­иг­рыш­ный, ви­дать, жест в их шоу, а на сле­ду­ю­щий день на­еди­не да­же не поз­до­ро­вал­ся, толь­ко сме­рил пре­зри­тель­ным взгля­дом. Ре­бят­ки ве­да­ют, что, где и ког­да…)

Так вот, со­от­но­ше­ние, то есть струк­ту­ра. Но ес­ли из­ме­рять её ма­те­ма­ти­кой, то по­лу­чит­ся «А рав­ня­ет­ся А прим» и про­чая струк­ту­ра­лист­ская че­пу­ха. Вро­де бы мо­да на это ба­лов­ст­во – сме­нив­шее в свой че­рёд вуль­гар­ную со­ци­о­ло­гию – про­шла. Про­мельк­ну­ли, как в ка­лей­до­ско­пе, и дру­гие мо­ды – на ис­то­ризм, ре­цеп­ти­визм, де­кон­ст­рук­ти­визм, ин­тер­тек­с­ту­а­лизм и про­чая, про­чая. Те­перь вот – что ни ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кий труд в на­шей скло­нив­шей­ся к опа­мя­то­ва­нию стра­не, то – каж­дый вто­рой – по­ис­ки в ху­до­же­ст­вен­ном тек­с­те Пра­во­слав­но­го Бо­га. (А че­го его, спра­ши­ва­ет­ся, ис­кать, он ведь не пря­чет­ся.) Хо­тя Бог он и есть Бог, он – Аб­со­лют, ка­кие уж тут зем­ные да про­стец­ки про­фан­ные со­от­но­ше­ния.

Как пред­став­ля­ет­ся, те­о­рия опять си­га­ну­ла ми­мо фо­ку­са. А ведь в ка­кой-то мо­мент по­ка­за­лось, что он до­стиг­нут, оты­с­кан, нуж­да­ет­ся лишь в за­креп­ле­нии. Это ког­да (в ше­с­ти­де­ся­тые го­ды!) за­ня­лись по­эти­кой как фи­ло­со­фи­ей ху­до­же­ст­вен­но­с­ти. Ког­да мо­ло­дой и бо­д­рый от­дел те­о­рии ли­те­ра­ту­ры ИМ­ЛИ – Бо­ча­ров, Па­ли­ев­ский, Га­чев, Ко­жи­нов, Ур­нов – вы­пу­с­тил свой трёх­том­ный труд, так и по­име­но­ван­ный по на­зва­нию от­де­ла – «Те­о­рия ли­те­ра­ту­ры». С бла­го­сло­ве­ния Ло­се­ва и Бах­ти­на и при мо­раль­ной под­держ­ке ан­тич­но­го от­де­ла (Га­с­па­ров, Аве­рин­цев) и груп­пы Тур­би­на в уни­вер­си­те­те. Хо­лод­но не­про­ни­ца­е­мые, аб­ст­ракт­ные стен­ки струк­тур (так оча­ро­вав­ше­го За­пад фор­ма­лиз­ма) они су­ме­ли на­пол­нить жи­вой, ви­таль­ной энер­ги­ей, си­лой. Су­ме­ли за­гля­нуть внутрь ор­га­низ­ма, что не уда­ва­лось и пред­ше­ст­вен­ни­кам-ака­де­ми­кам – Жир­мун­ско­му, Ты­ня­но­ву, Эй­хен­ба­у­му и про­чим Ли­ха­чё­вым с Дес­ниц­ки­ми, лю­бив­шим по­рас­суж­дать о «те­ме ро­ди­ны», «те­ме люб­ви» и про­чих школь­ных пред­ме­тах. Пре­одо­лев од­но­сто­рон­ность и фор­ма­ли­с­тов, и со­ци­о­ло­гов, они за­го­во­ри­ли о ли­те­ра­ту­ре как ли­те­ра­то­ры-фи­ло­со­фы. С тех пор та­ких вы­сот в те­о­рии ли­те­ра­ту­ры уже не бра­ли – не­смо­т­ря да­же на эн­цик­ло­пе­ди­че­с­кую мощь зна­ний мно­го­лет­не­го за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом Ал.В. Ми­хай­ло­ва.

Но и в том, сча­ст­ли­вом, слу­чае ше­с­ти­де­ся­тых-се­ми­де­ся­тых го­дов – ито­ги бы­ли не бес­про­блем­ны. Де­ло в том, что, как вер­но за­ме­тил не­дав­но в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» В.Ко­тель­ни­ков, вся­кое со­сто­яв­ше­е­ся ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние тре­бу­ет сво­ей, «лич­ной» те­о­рии. Аб­ст­ракт­ные схе­мы дур­но к та­ко­му про­из­ве­де­нию при­ла­жи­ва­ют­ся, осо­бен­но ес­ли не на вы­со­те чи­с­то ху­до­же­ст­вен­ный эле­мент рас­смо­т­ре­ния, а имен­но: вкус. Ка­кой же нам прок от бле­с­тя­ще оформ­лен­ных те­о­рий, ес­ли да­же вы­да­ю­щи­е­ся с ви­ду те­о­ре­ти­ки сплошь и ря­дом об­ми­шу­ри­ва­ют­ся или бле­фу­ют: то тя­нут в клас­си­ки Лап­ши­на да Кур­да­ко­ва с Ка­зан­це­вым (Ко­жи­нов), то вос­хи­ща­ют­ся впол­не про­фес­сор­ским вир­ша­ми Гес­се (Аве­рин­цев) или ма­ни­а­каль­но за­ум­ной про­зой Берн­хард­та (Ми­хай­лов). Ведь ес­ли кри­ти­ка – это кри­ти­ки, то и те­о­рия – это те­о­ре­ти­ки.

По­па­хи­ва­ет без­на­дёж­но­с­тью. В це­лях спа­се­ния из без­вы­ход­но­го по­ло­же­ния я бы пред­ло­жил пол­но­стью из­ме­нить строй обу­че­ния на фи­ло­ло­ги­че­с­ких фа­куль­те­тах, а имен­но: да­вать не зна­ния (са­ми долж­ны взять, ес­ли при­шли по при­зва­нию!), а ста­вить вкус. С дру­гой сто­ро­ны, кто его бу­дет ста­вить? Сна­ча­ла, ви­ди­мо, нуж­но вос­пи­тать вос­пи­та­те­лей вку­са.

Раз по­эти­ка – это фи­ло­со­фия ху­до­же­ст­вен­но­с­ти, то по­вы­шен­ный ин­те­рес вы­зы­ва­ют, ес­те­ст­вен­но, втор­же­ния в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние про­фес­си­о­наль­ных фи­ло­со­фов или лю­дей, ра­бо­та­ю­щих, так ска­зать, на сты­ке с фи­ло­со­фи­ей, куль­ту­ро­ло­ги­ей, пси­хо­ана­ли­зом и т.д. Здесь – из по­след­не­го, не­дав­не­го – и «Ми­ме­сис» В.По­до­ро­ги, и «Грам­ма­то­ло­гия» В.Би­би­хи­на, и «Бес­ко­неч­ный ту­пик» Д.Гал­ков­ско­го, и «Па­то-ло­гия рус­ско­го ума» Ф.Ги­рен­ка, а так­же кни­ги Г.Га­че­ва, Е.Го­ло­ви­на, М.Зо­ло­то­но­со­ва, А.Эт­кин­да, «из на­сле­дия» из­да­ва­е­мые сбор­ни­ки тру­дов С.Аве­рин­це­ва, Ал.В. Ми­хай­ло­ва, Я.Дру­с­ки­на, Я.Го­ло­сов­ке­ра, Д.Ли­ха­чё­ва, Л.Пин­ско­го, Л.Гинз­бург, В.Проп­па, О.Фрей­ден­берг, В.Тур­би­на, М.Ма­мар­даш­ви­ли и мно­гие дру­гие. Ряд этот, к сча­с­тью, так дли­нен, что всех сра­зу и не упом­нишь. И, как за­ме­тил В.Ко­тель­ни­ков, у каж­до­го из этих ав­то­ров – «своя те­о­рия». Мо­жет быть, сле­ду­ет сми­рить­ся с мыс­лью, что вре­мя обя­за­тель­но­с­тей, по­валь­ной мо­ды (как на марк­сизм в на­ча­ле ХХ ве­ка, на­при­мер) про­шло, и ав­то­ры ста­но­вят­ся ин­те­рес­ны нам не при­над­леж­но­с­тью к на­прав­ле­нию, а са­ми по се­бе. Сво­ей не за­креп­лён­ной за ка­ким-ли­бо «из­мом» иг­рой жи­во­го ли­те­ра­тур­но-фи­ло­соф­ско­го ума.

Как, соб­ст­вен­но, и все са­мые зна­чи­тель­ные пи­са­те­ли, ни­ког­да не ук­ла­ды­вав­ши­е­ся в рам­ки ка­ко­го-ли­бо «из­ма». Во вся­ком слу­чае, не сво­им «из­мом» (не сво­ей те­о­ри­ей!) нам ин­те­рес­ные. Соб­ст­вен­но, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние в слу­чае уда­чи и есть не что иное, как са­мо­ре­флек­сия ли­те­ра­ту­ры. Обо­га­щён­ная сколь угод­но мно­ги­ми му­д­ро­ва­ни­я­ми дру­гих гу­ма­ни­тар­ных дис­цип­лин. То есть те­о­рия тог­да цен­на, ког­да она не впол­не те­о­рия.

А ина­че: су­ха, мой друг, те­о­рия вез­де…

И в ли­те­ра­ту­ре то­же.


Юрий АРХИПОВ,
доктор филологических наук




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования