Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 09.04.2010

Минуя теорию

 В «ЛР» № 8 об­ра­ти­ла на се­бя вни­ма­ние за­мет­ка Сер­гея Не­боль­си­на «Есть ли у нас те­о­рия ли­те­ра­ту­ры». По это­му по­во­ду хо­тел бы вы­ска­зать свои со­об­ра­же­ния. К со­жа­ле­нию, не чи­тал кни­гу В.В. Ог­рыз­ко «Кто се­го­дня де­ла­ет ли­те­ра­ту­ру в Рос­сии». Но са­мо её на­зва­ние – уже за­яв­ка на дис­кус­сию. Тут мож­но рас­суж­дать бес­ко­неч­но…

В своё вре­мя, ког­да де­лал пер­вые по­пыт­ки на ли­те­ра­тур­ном по­при­ще, в книж­ном ма­га­зи­не по­па­лась кни­га Л.И. Ти­мо­фе­е­ва «ТЕ­О­РИЯ ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РЫ». Счи­таю его труд фун­да­мен­таль­ным, ко­то­рый да­ёт всё, что долж­ны знать на­чи­на­ю­щие ли­те­ра­то­ры. По­мню, чи­тал его труд с крас­ным ка­ран­да­шом год или два, при­чём пе­ре­чи­ты­вая. Од­на­ко на прак­ти­ке не по­ни­ма­ние ос­нов­ных по­ло­же­ний те­о­рии о язы­ке, сю­же­те, ком­по­зи­ции и т.д. мне по­мо­га­ло на­щу­пать се­к­ре­ты ма­с­тер­ст­ва, а лич­ный твор­че­с­кий опыт. И при­шёл к вы­во­ду, что ни­ка­кая те­о­рия не мо­жет на­учить вла­деть фа­бу­лой, сю­же­том, ком­по­зи­ци­ей, ес­ли, как го­во­рит­ся, нет ис­кры Бо­жь­ей или нет спо­соб­но­с­тей са­мо­сто­я­тель­но ра­зо­брать­ся в се­к­ре­тах чте­ния про­из­ве­де­ний клас­си­ков и со­вре­мен­ни­ков…

От­ча­с­ти со­гла­сен с С.Не­боль­си­ным, ког­да он го­во­рит, что «о пи­са­те­ле сле­ду­ет ведь су­дить по за­ко­нам, ко­то­рые он сам над со­бою по­ста­вил». Кста­ти, фра­за сти­ли­с­ти­че­с­ки сфор­му­ли­ро­ва­на док­то­ром фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук не очень гра­мот­но. А ста­вит ли он, ав­тор, «за­ко­ны над со­бой»? Ког­да на­чал чи­тать его за­мет­ку, мне по­ка­за­лось, что её пи­шет на­чи­на­ю­щий ли­те­ра­тор, столк­нув­ший­ся с ка­ки­ми-то твор­че­с­ки­ми труд­но­с­тя­ми, и хо­чет по­пе­нять те­о­рию ли­те­ра­ту­ры или оты­с­кать её у дру­гих.

Опыт­ные чи­та­те­ли при­вык­ли к ав­то­ри­тет­ным пи­са­те­лям, ко­то­рым ве­рят, ко­то­рых лю­бят, а ког­да по­па­да­ет­ся кни­га не­из­ве­ст­но­го ав­то­ра, мно­гие про­ли­с­ты­ва­ют её с не­до­ве­ри­ем, дер­жа в го­ло­ве этих са­мых ав­то­ри­тет­ных пи­са­те­лей. Од­ним из них лич­но для ме­ня яв­ля­ет­ся и по­ны­не Вик­тор Ас­та­фь­ев, но по­про­буй­те его со­чи­не­ния уло­жить в те­о­рию ли­те­ра­ту­ры хо­тя бы то­го же Ти­мо­фе­е­ва (всех дру­гих пе­ре­чис­лен­ных Не­боль­си­ным не чи­тал). Вик­тор Пе­т­ро­вич в сво­ём твор­че­ст­ве вряд ли спе­ци­аль­но ру­ко­вод­ст­во­вал­ся хо­тя бы од­ним учеб­ни­ком по те­о­рии ли­те­ра­ту­ры. Он пи­сал о том, что его вол­но­ва­ло, ни­ка­кой конъ­юнк­ту­ры не при­дер­жи­ва­ясь. «Конъ­юнк­ту­рой» для не­го бы­ло – своё ви­де­ние жиз­ни и тех про­блем, ко­то­рые вол­но­ва­ли. То же са­мое от­но­сит­ся и к Кон­стан­ти­ну Па­у­с­тов­ско­му, Ми­ха­и­лу При­шви­ну. Они не пи­са­ли пси­хо­ло­ги­че­с­кую про­зу, а про­сто рас­ска­зы­ва­ли о том, что ви­де­ли и пе­ре­жи­ли. На­мно­го слож­ней пи­са­ли Юрий Бон­да­рев и Ана­то­лий Ана­ньев, на твор­че­ст­ве ко­то­рых ле­жит, од­на­ко, пе­чать опы­та Льва Тол­сто­го. Хо­тя Бон­да­рев счи­тал сво­им учи­те­лем, ка­жет­ся, Па­у­с­тов­ско­го.

Впро­чем, так мож­но го­во­рить о каж­дом вид­ном пи­са­те­ле. (Со­вре­мен­ную ли­те­ра­ту­ру при­хо­дит­ся чи­тать урыв­ка­ми.) Так что хо­те­лось бы об­ра­тить­ся кон­крет­но – есть ли у нас те­о­рия ли­те­ра­ту­ры? Не­со­мнен­но, она су­ще­ст­ву­ет, но при­ме­ни­ма ли она к пи­са­те­лям-но­ва­то­рам, ко­то­рые, са­ми по­рой то­го не ве­дая, от­кры­ва­ют но­вую фор­му и со­дер­жа­ние. И не поль­зу­ют­ся клас­си­че­с­ки­ми по­ни­ма­ни­я­ми фа­бу­лы, сю­же­та и ком­по­зи­ции, и да­же не за­ду­мы­ва­ют­ся, в ка­ком ме­то­де, на­прав­ле­нии они пы­та­ют­ся ото­б­ра­жать дей­ст­ви­тель­ность или со­зда­вать свой ху­до­же­ст­вен­ный мир. Кста­ти, уже од­но стрем­ле­ние к со­зда­нию сво­е­го ми­ра поз­во­ля­ет пи­са­те­лю по-сво­е­му взгля­нуть на об­ще­ст­во и те за­ко­ны, ко­то­рые в нём су­ще­ст­ву­ют…

Те­о­рия ли­те­ра­ту­ры не долж­на су­ще­ст­во­вать как не­что за­стыв­шее, ме­та­фи­зи­че­с­кое, но че­го не мо­гут по­нять, к при­ме­ру, брян­ские пи­са­те­ли, яв­ля­ю­щи­е­ся чле­на­ми Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии Люд­ми­ла Ста­ни­сла­вов­на Аше­ко и кан­ди­дат фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, до­цент БГУ Ла­ри­са Ле­о­ни­дов­на Се­ме­ни­щен­ко­ва. Они не спо­соб­ны про­чи­тать ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние в со­от­вет­ст­вии с за­мыс­лом ав­то­ра, хо­тя яв­ля­ют­ся ла­у­ре­а­та­ми пре­мий име­ни пи­са­те­лей-зем­ля­ков Ф.И. Тют­че­ва, Н.И. Ры­лен­ко­ва. Аше­ко да­же ста­ла вто­рой на Все­рос­сий­ском ли­те­ра­тур­ном кон­кур­се им. В.И. Бе­ло­ва «Всё впе­ре­ди» в жа­н­ре по­ве­с­ти. Но ес­ли раз­би­рать её по всем ка­но­нам те­о­рии, то она рас­сы­па­ет­ся…

Что го­во­рить о пи­са­те­лях, ко­то­рые раз­мы­ва­ют жа­н­ры, ес­ли все они вы­шли из ши­не­ли жур­на­ли­с­ти­ки. Имен­но со­вре­мен­ная жур­на­ли­с­ти­ка гре­шит этим как ни­ког­да. На­зо­ви­те жур­на­ли­с­та, ко­то­рый бы пол­но­стью вы­дер­жи­вал в сво­ей ра­бо­те за­ко­ны жа­н­ра. Ко­роль жур­на­лист­ско­го ма­с­тер­ст­ва – ху­до­же­ст­вен­ный очерк се­го­дня встре­ча­ет­ся до­воль­но ред­ко, то же са­мое мож­но го­во­рить и обо всех жа­н­рах очер­ка, кор­ре­с­пон­ден­ций, за­ме­ток, за­пи­сок. Са­мый рас­про­ст­ра­нён­ный се­го­дня вид жур­на­ли­с­ти­ки – рас­ши­рен­ная ин­фор­ма­ция. Кста­ти, жанр за­пи­сок бли­же сто­ит к ли­те­ра­ту­ре («За­пи­с­ки су­мас­шед­ше­го» Н.В. Го­го­ля, «Рай­он­ные буд­ни» В.Овеч­ки­на и т.д.). Из­ве­ст­но, что мно­гие пи­са­те­ли на­чи­на­ли с жур­на­ли­с­ти­ки и толь­ко по­том про­бо­ва­ли се­бя в ли­те­ра­ту­ре. Поч­ти все быв­шие жур­на­ли­с­ты «Ком­со­моль­ской прав­ды» ста­ли пи­са­те­ля­ми – это Л.Гра­фо­ва, О.Куч­ки­на, В.Пе­с­ков, Я.Го­ло­ва­нов, Л.Жу­хо­виц­кий и мн. др. Ес­ли вни­ма­тель­но рас­сма­т­ри­вать их твор­че­ст­во, то все их ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния не­сут на се­бе пе­чать жур­на­ли­с­ти­ки.

Кни­ги М.Вел­ле­ра (име­ют­ся в ви­ду его ро­ма­ны) при­ме­ни­тель­но к те­о­рии ли­те­ра­ту­ры не вы­дер­жи­ва­ют ни­ка­кой кри­ти­ки. Они на­пи­са­ны по то­му же прин­ци­пу, ко­то­рый Сер­гей Не­боль­син ук­ла­ды­ва­ет в фор­му­лу: «Ес­ли кто в ху­до­же­ст­ве прак­тик, то он же и те­о­ре­тик». Все ро­ма­ны М.Вел­ле­ра (впро­чем, и не толь­ко его) на­пи­са­ны в сти­ле раз­го­вор­но­го жа­н­ра, пе­ре­ло­жен­но­го на ли­те­ра­тур­ную поч­ву. Уп­ро­щён­ный стиль или язык (о пси­хо­ло­гиз­ме та­кой ли­те­ра­ту­ры не вё­дет­ся ре­чи) нын­че в мо­де не толь­ко с «тре­бо­ва­тель­ной ру­ки» ком­мер­че­с­ких и про­чих из­да­тельств, но и ав­то­ры идут на по­во­ду не­взы­с­ка­тель­но­го вку­са, на­роч­но ус­ред­няя и по­ни­жая уро­вень ху­до­же­ст­вен­но­с­ти, что­бы их кни­ги бы­ли про­чи­та­ны…

И ес­ли се­рь­ёз­но су­дить с по­зи­ций ли­те­ра­тур­ных по­де­лок, поч­ти вся со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра на­пи­са­на или пи­шет­ся как бы в об­ход те­о­рии ли­те­ра­ту­ры. Со­вре­мен­ный ху­до­же­ст­вен­ный рас­сказ по­те­рял клас­си­че­с­кую фор­му и при­бли­зил­ся к жа­н­рам ли­те­ра­тур­ных кон­ст­рук­ций, за­ри­со­вок, этю­дов, жи­тей­ских ис­то­рий, ко­то­рые пе­ре­ко­че­ва­ли из жур­на­ли­с­ти­ки в тол­стые жур­на­лы, аль­ма­на­хи, др. ли­те­ра­тур­ные из­да­ния. Не­ред­ко ка­кие-то пу­те­вые за­пи­с­ки на­зы­ва­ют рас­ска­за­ми или по­ве­с­тя­ми, тог­да как они со­зда­ны в жа­н­ре очер­ка или про­сто за­пи­сок с пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кой под­клад­кой. Хо­тя дав­но идут спо­ры об оп­ре­де­ле­нии всех жа­н­ров ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. К при­ме­ру, не при­шли к еди­но­му мне­нию: что та­кое ро­ман. И всё по­то­му, что те­о­рию ли­те­ра­ту­ры ма­ло­под­го­тов­лен­ные счи­та­ют ус­лов­ным по­ня­ти­ем, и толь­ко рев­ни­те­ли ро­дов и ви­дов ли­те­ра­ту­ры пы­та­ют­ся втис­нуть в про­кру­с­то­во ло­же то, что мож­но счи­тать ху­до­же­ст­вен­ным про­из­ве­де­ни­ем, а что его эр­за­цем или сур­ро­га­том, то есть раз­но­вид­но­с­тью низ­ко­го жа­н­ра или ли­те­ра­тур­щи­ны, ко­то­ры­ми се­го­дня пе­ре­пол­не­ны книж­ные ма­га­зи­ны…

И за­бы­ва­ют глав­ное: си­ла вли­я­ния, си­ла воз­дей­ст­вия рас­ска­за, по­ве­с­ти, ро­ма­на не толь­ко оце­ни­ва­ет­ся по его во­пло­ще­нию в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ни­я­ми те­о­рии ли­те­ра­ту­ры (или без та­ко­вой), а по тем кри­те­ри­ям, на­сколь­ко они за­це­пи­ли чи­та­те­лей не объ­ё­мом на­пи­сан­но­го, а си­лой вы­зван­ных эмо­ций, чувств.

А уж ес­ли не­ко­то­рые пи­са­те­ли не от­ли­ча­ют ме­та­фо­ру от ме­то­ни­мии, а си­нек­до­ху от гра­да­ции, да ещё не раз­би­ра­ясь в тро­пах и сти­ли­с­ти­че­с­ких фи­гу­рах, ту же ме­то­ни­мию при­ни­ма­ют за ляп­сус, то с та­ки­ми бес­по­лез­но го­во­рить о те­о­рии как о веч­но раз­ви­ва­ю­щей­ся об­ла­с­ти по­зна­ния че­ло­ве­ка и об­ще­ст­ва…


Владимир ВЛАДЫКИН,
г. БРЯНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования