Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 09.04.2010

Катынь

 В 1940 го­ду в Ка­тын­ском ле­су, под Смо­лен­ском, бы­ли рас­ст­ре­ля­ны ты­ся­чи поль­ских офи­це­ров. Об этом но­вый фильм клас­си­ка ми­ро­во­го ки­но Ан­д­жея Вай­ды.

Фильм по­ка­за­ли по ка­на­лу «Куль­ту­ра». На про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий каж­дый фильм это­го ре­жис­сё­ра ста­но­вил­ся для нас со­бы­ти­ем. Его филь­мы бы­ли глот­ком све­же­го воз­ду­ха, глот­ком сво­бо­ды.

«Ка­тынь» – это ху­до­же­ст­вен­ный, иг­ро­вой фильм, сце­на­рий ко­то­ро­го на­пи­сан на ос­но­ве ре­аль­ных ис­то­ри­че­с­ких фак­тов. Ос­та­вим в сто­ро­не ре­аль­ную ис­то­рию. Это всё-та­ки имен­но ху­до­же­ст­вен­ное по­лот­но, а не до­ку­мен­таль­ное. И по­гру­жа­ясь в ис­то­рию, рас­ска­зан­ную ав­то­ром, мы вдруг по­ни­ма­ем, что в филь­ме нет ге­роя. Не­ко­му со­пе­ре­жи­вать. Ре­жис­сёр ос­тав­ля­ет нас на­еди­не с ис­то­ри­че­с­ки­ми фак­та­ми и хо­дуль­ны­ми ил­лю­с­т­ра­ци­я­ми этих фак­тов. При­чём ав­тор не скры­ва­ет сво­ей оби­жен­но­с­ти. И вдруг вме­с­то тра­ге­дии воз­ни­ка­ет ме­ло­дра­ма, – ме­лоч­ная, крик­ли­вая. Де­ти, про­тя­ги­вая ру­чон­ки, кри­чат, об­ли­ва­ясь сле­за­ми: «Та­то, та­то». Их от­цов уво­дят в плен. Об­ли­ва­ют­ся сле­за­ми жё­ны. В филь­ме мно­же­ст­во ме­ло­дра­ма­ти­че­с­ких эф­фек­тов.

Те­ма по­сле­во­ен­ной Поль­ши – глав­ная те­ма Вай­ды, и не­воз­мож­но не за­ме­тить мно­же­ст­во ци­тат из его ста­рых лент. Один из глав­ных эпи­зо­дов це­ли­ком взят из филь­ма «Пе­пел и ал­маз». Но этот но­вый пе­ре­сказ вы­гля­дит как па­ро­дия. Вспо­ми­ная Збиг­не­ва Цы­буль­ско­го, про­сто не ве­рит­ся, как мож­но бы­ло так из­мель­чить со­здан­ный этим ве­ли­ким ак­тё­ром об­раз.

Мо­ло­дой па­рень, «один из лес­ных бра­ть­ев», вы­хо­дит из ле­са, со­би­ра­ясь на­чать но­вую жизнь, встре­ча­ет де­вуш­ку, на­зна­ча­ет сви­да­ние, и сра­зу не­ле­пая, слу­чай­ная смерть. Вме­с­те с ге­ро­ем, со­здан­ным Цы­буль­ским, уми­рал це­лый мир. И сов­сем не важ­но, что по су­ти он был тер­ро­ри­с­том. А здесь, в но­вом филь­ме, смер­ти ре­ги­с­т­ри­ру­ют­ся про­сто как фак­ты. Ме­ха­ни­че­с­ки за­пи­сы­ва­ют­ся в ка­кую-то ре­ги­с­т­ра­ци­он­ную кни­гу.

По­каз филь­ма пред­ва­рял до­воль­но об­сто­я­тель­ный рас­сказ ре­жис­сё­ра о сво­ём за­мыс­ле. Глав­ное, что он хо­тел до­не­с­ти до нас, что­бы фильм не вос­при­ни­мал­ся как ан­ти­рос­сий­ский. Не знаю, кто как его вос­при­ни­ма­ет, мне фильм по­ка­зал­ся, во-пер­вых, ан­ти­ху­до­же­ст­вен­ным. А во-вто­рых, во­лей-не­во­лей Ка­тынь в ин­тер­пре­та­ции ав­то­ра ста­но­вит­ся глав­ной тра­ге­ди­ей 20-го ве­ка. И по­ра­жа­ет ме­лоч­ность и до­тош­ность, с ко­то­рой ре­жис­сёр нам это до­ка­зы­ва­ет. Нам предъ­яв­ля­ют в ка­че­ст­ве до­ка­за­тельств ты­ся­чи ме­ло­чей. Чёт­ки, обуг­лен­ные пись­ма, по­лу­ист­лев­шие днев­ни­ки, ста­рые ре­лик­вии, ос­тав­ши­е­ся в на­след­ст­во жи­вым. Не лю­ди важ­ны ре­жис­сё­ру, а ка­кие-то без­де­луш­ки, ко­то­рые толь­ко обо­зна­ча­ют лю­дей.

Впе­чат­ля­ет, что фильм не пре­ры­вал­ся рек­ла­мой. К оте­че­ст­вен­ным филь­мам на те­ле­ви­де­нии не от­но­сят­ся с та­ким пи­е­те­том. По­сле филь­ма бы­ло по­ка­за­но об­суж­де­ние, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли в ос­нов­ном ис­то­ри­ки. И здесь мы долж­ны то­же вый­ти за рам­ки филь­ма. Ведь ес­ли уж об­ме­ни­вать­ся с Поль­шей вза­им­ны­ми пре­тен­зи­я­ми, то пе­ре­вес бу­дет яв­но не на поль­ской сто­ро­не. Вспом­ним и Мюн­хен­ский сго­вор, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ла Поль­ша, став на сто­ро­ну фа­шист­ской Гер­ма­нии. Вспом­ним и де­сят­ки ты­сяч рус­ских во­ен­но­плен­ных, ос­тав­ших­ся в ла­ге­рях на тер­ри­то­рии Поль­ши со вре­мён граж­дан­ской вой­ны. Все они умер­ли. Они не бы­ли рас­ст­ре­ля­ны. Они умер­ли от го­ло­да и бо­лез­ней. Чем это не ла­герь смер­ти, но толь­ко без пе­чей? И счёт здесь два к од­но­му. И не в поль­зу на­ше­го оби­жен­но­го со­се­да.


Лев АЛАБИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования