Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 16.04.2010

Грузите диафильмы бочками

 «Муль­ти­ки» Михаила Ели­за­ро­ва вы­шли в про­кат в се­ре­ди­не мар­та, но уже ус­пе­ли об­ра­с­ти мно­же­ст­вом оце­нок и ха­рак­те­ри­с­тик, в ко­то­рых им на­вя­зы­ва­ет­ся сход­ст­во с те­ми или ины­ми ли­те­ра­тур­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми.

Так, для Та­ть­я­ны Тро­фи­мо­вой «ес­те­ст­вен­ное срав­не­ние, ко­то­рое на­пра­ши­ва­ет­ся при чте­нии «Муль­ти­ков», – это со­ро­кин­ские рас­ска­зы ну­ле­вых и пе­ле­вин­ские опы­ты по пе­ре­во­ро­ту ре­аль­но­с­ти». В том же клю­че рас­суж­да­ет и Ли­за Но­ви­ко­ва, по­ла­га­ю­щая, что «ком­по­зи­ци­он­ную схе­му Ели­за­ров взял из рас­ска­зов по­кро­ви­тель­ст­ву­ю­ще­го ему Вла­ди­ми­ра Со­ро­ки­на» (име­ет­ся в ви­ду вне­зап­ное втор­же­ние в раз­ме­рен­ное и спо­кой­ное те­че­ние дей­ст­ви­тель­но­с­ти ка­ко­го-то стран­но­го, ми­с­ти­че­с­ко­го на­ча­ла).

Ми­ха­ил Бой­ко, по­тра­тив­ший не­ма­ло сил на вы­яс­не­ние то­го, ка­ким имен­но пси­хи­че­с­ким за­бо­ле­ва­ни­ем стра­да­ет глав­ный ге­рой «Муль­ти­ков», про­вёл па­рал­лель меж­ду «ней­т­раль­ным сти­лем» на­чаль­ных глав ро­ма­на и тем язы­ком, ко­то­рый был ис­поль­зо­ван Ка­мю в «По­сто­рон­нем». Ели­за­ве­те Бир­гер в этой же ма­не­ре по­ве­ст­во­ва­ния при­ме­ре­щи­лась «при­ле­пин­ская па­цан­ская эс­те­ти­ка». А вот Льву Да­нил­ки­ну нар­ра­тив­ные экс­пе­ри­мен­ты Ели­за­ро­ва на­пом­ни­ли «Про­ект ре­во­лю­ции в Нью-Йор­ке» Але­на Роб-Грийе.

Од­на­ко глав­но­го ин­тер­тек­с­ту­аль­но­го «сло­на» сверх­про­ни­ца­тель­ные кри­ти­ки по­че­му-то так и не за­ме­ти­ли. Кто же яв­ля­ет­ся этим ги­гант­ским ли­те­ра­тур­ным мле­ко­пи­та­ю­щим, на ко­то­ром, как зем­ля в древ­них ми­фах, по­ко­ит­ся ма­ло­этаж­ное зда­ние ели­за­ров­ско­го ро­ма­на? От­вет оче­ви­ден: это «За­вод­ной апель­син» Эн­то­ни Бёр­д­жес­са.

И в клас­си­че­с­кой ан­ти­уто­пии ан­г­лий­ско­го пи­са­те­ля, и в «Муль­ти­ках» мы на­блю­да­ем од­ну и ту же си­ту­а­цию: «пе­ре­вос­пи­та­ние» труд­но­го под­ро­ст­ка сред­ст­ва­ми ви­зу­аль­ных ис­кусств. При этом сов­па­де­ния меж­ду тек­с­та­ми не ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся об­щей тен­ден­ци­ей или ка­ким-то од­ним сю­жет­ным зве­ном. Они, без пре­уве­ли­че­ния, про­сти­ра­ют­ся зна­чи­тель­но даль­ше.

Нач­нём с то­го, что кни­ги Бёр­д­жес­са и Ели­за­ро­ва име­ют иден­тич­ную трёх­ча­ст­ную струк­ту­ру. В пер­вой ча­с­ти по­ве­ст­ву­ет­ся о по­дви­гах глав­но­го ге­роя на кри­ми­наль­ном по­при­ще: «муль­ти­пли­ка­ци­он­ный» Гер­ман Рым­ба­ев про­мы­ш­ля­ет ор­га­ни­за­ци­ей по­ход­но-по­ле­во­го стрип­ти­за, дра­ка­ми и вы­мо­га­ни­ем де­нег у оди­но­ких про­хо­жих, а «ци­т­ру­со­вый» Алекс за­ни­ма­ет­ся гра­бе­жа­ми, на­си­ли­ем и раз­бо­ем.

Вто­рая часть по­ст­ро­е­на во­круг зло­клю­че­ний цен­т­раль­но­го пер­со­на­жа, по­пав­ше­го на­ко­нец в «неж­ные» ру­ки пе­ни­тен­ци­ар­ных ра­бот­ни­ков. Ге­рою Бёр­д­жес­са док­тор Брод­ский и его кол­ле­ги де­мон­ст­ри­ру­ют филь­мы, ко­то­рые во вза­и­мо­дей­ст­вии с так на­зы­ва­е­мой «сы­во­рот­кой Лю­до­ви­ка» при­зва­ны со­здать у по­до­печ­но­го но­вый ус­лов­ный ре­флекс: под­сту­пы не­пре­одо­ли­мой тош­но­ты и бо­ли при ви­де лю­бо­го на­си­лия. Те­ма­ти­ка филь­мов, ра­зу­ме­ет­ся, не от­ли­ча­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем. «Каж­дый день, – вспо­ми­на­ет Алекс, – по­ка­зы­ва­ли при­мер­но од­но и то же, сплош­ные пин­ки, toltshoki и кровь, кровь крас­ны­ми ру­чь­я­ми, сте­ка­ю­щая с lits и tel, за­брыз­ги­вая объ­ек­тив ка­ме­ры. Всё те же ух­мы­ля­ю­щи­е­ся или хо­хо­чу­щие maltshiki, оде­тые по по­след­ней при­ня­той у nadsatych мо­де, хи­хи­ка­ю­щие япон­ские ма­с­те­ра за­плеч­ных дел ли­бо на­цист­ские штур­мо­ви­ки или зон­дер­ко­ман­ды» <ро­ман Бёр­д­жес­са мы ци­ти­ру­ем в пе­ре­во­де В.Бош­ня­каА.К.>. Не­ко­то­рые лен­ты, прав­да, со­дер­жат фраг­мен­ты по­хож­де­ний са­мо­го Алек­са. На­при­мер, на­па­де­ние на лав­ку Сла­у­за, со­про­вож­дав­ше­е­ся же­с­то­ким из­би­е­ни­ем хо­зяй­ки, яв­но по­слу­жи­ло «сце­на­ри­ем» той вос­пи­та­тель­ной лен­ты, где «трое или чет­ве­ро malltshikov об­чи­ща­ют лав­ку, на­би­вая кар­ма­ны babkami и од­но­вре­мен­но пи­ная во­пя­щую ста­рую ptitsu».

Гер­ма­ну Рым­ба­е­ву вме­с­то пол­но­цен­ных ки­но­кар­тин быв­ший ма­нь­як-рас­чле­ни­тель Алек­сей Ар­ка­дь­е­вич Ра­зу­мов­ский про­кру­чи­ва­ет ог­ром­ный на­зи­да­тель­ный ди­а­фильм «К но­вой жиз­ни!» Точ­нее го­во­ря, это не про­сто ди­а­фильм, а «ди­а­фильм в ди­а­филь­ме» («вну­т­рен­ний ди­а­фильм», по тер­ми­но­ло­гии Ели­за­ро­ва). Сна­ча­ла Гер­ман смо­т­рит «се­рию» про дет­ские ма­ка­б­ри­че­с­кие про­дел­ки Алек­сея Ар­ка­дь­е­ви­ча, за­клю­чав­ши­е­ся в хо­ро­шо про­ду­ман­ном убий­ст­ве двух маль­чи­ков и од­ной де­воч­ки. По­том по­яв­ля­ет­ся че­ло­век, бе­ру­щий­ся пе­ре­вос­пи­тать ма­лень­ко­го Ра­зу­мов­ско­го, ка­за­лось бы, без­на­дёж­но по­гряз­ше­го в ду­ше­губ­ст­вах и рас­чле­не­ни­ях. Этот са­мо­зван­ный Ма­ка­рен­ко, пред­ста­вив­ший­ся Вик­то­ром Та­ра­со­ви­чем Гре­бе­ню­ком, так­же по­ка­зы­ва­ет сво­е­му по­до­печ­но­му ав­то­био­гра­фи­че­с­кий ди­а­фильм, не от­ли­ча­ю­щий­ся «по ком­по­зи­ции… от ис­то­рии Алёш­ки Ра­зу­ма» (ко­ли­че­ст­во жертв со­кра­ти­лось, прав­да, до од­но­го-един­ст­вен­но­го не­сча­ст­но­го сто­ро­жа). Лег­ко до­га­дать­ся, что к пой­ман­но­му с по­лич­ным Вить­ке Гре­бе­ню­ку при­хо­дит спу­с­тя ка­кое-то вре­мя его соб­ст­вен­ный пе­ре­вос­пи­та­тель – Ар­се­ний Ви­та­ль­е­вич Су­хо­во. И он, ко­неч­но, то­же за­пу­с­ка­ет ди­а­фильм о сво­их дет­ских пре­ступ­ле­ни­ях («уто­пил кош­ку Ли­зу, за­му­чил бе­ло­го и пре­ле­ст­но­го кро­ли­ка Боб­би!»). За­тем по­ве­ст­во­ва­ние воз­вра­ща­ет­ся к ис­то­рии Ра­зу­мов­ско­го, ко­то­рый вы­рос, по­лу­чил про­фес­сию учи­те­ля и стал ра­бо­тать в той са­мой Дет­ской ком­на­те ми­ли­ции, ку­да по­пал Гер­ман Рым­ба­ев. По­это­му в за­клю­чи­тель­ной «се­рии» ди­а­филь­ма в ри­со­ван­ных пер­со­на­жей пре­вра­ща­ют­ся и зри­тель, и де­мон­ст­ра­тор. Пе­ре­ме­с­тив­ший­ся на эк­ран Гер­ман вы­нуж­ден не толь­ко смо­т­реть в ус­ко­рен­ном тем­пе «К но­вой жиз­ни!», но и вы­пол­нять ие­зу­ит­ские тре­бо­ва­ния Алек­сея Ар­ка­дь­е­ви­ча (пре­да­вать дру­зей, рас­ска­зы­вать о сво­их тай­ных по­ро­ках и т.п.).

Тре­тья часть «ар­хе­ти­пи­че­с­ко­го» тек­с­та пред­став­ля­ет со­бой рас­сказ о тех по­след­ст­ви­ях, к ко­то­рым при­ве­ли вос­пи­та­тель­ные экс­пе­ри­мен­ты Брод­ско­го и Ра­зу­мов­ско­го. Алекс, как из­ве­ст­но, ут­ра­тил внеш­нюю аг­рес­сив­ность, но «пе­ре­стал быть су­ще­ст­вом, на­де­лён­ным спо­соб­но­с­тью нрав­ст­вен­но­го вы­бо­ра». Ана­ло­гич­ные ре­зуль­та­ты на­блю­да­ют­ся и в слу­чае с Гер­ма­ном: «Я по­ни­мал, – го­во­рит он, – что на­до мной свер­ши­лось не­мыс­ли­мое над­ру­га­тель­ст­во. Ме­ня ли­ши­ли во­ли и го­ло­са, ук­ра­ли лич­ность, сде­ла­ли пре­да­те­лем, и не бы­ло ни­ка­кой воз­мож­но­с­ти до­ка­зать ко­му бы то ни бы­ло об­рат­ное». Страх вновь ока­зать­ся на се­ан­се у Ра­зу­мов­ско­го ско­вы­ва­ет со­зна­ние Гер­ма­на на­всег­да.

Глав­ное же – и по­ло­жи­тель­ное – от­ли­чие «Муль­ти­ков» от «За­вод­но­го апель­си­на» за­клю­ча­ет­ся в ис­поль­зо­ва­нии Ели­за­ро­вым при­ёма двой­ной мо­ти­ви­ров­ки. Де­ло в том, что со­бы­тия, при­клю­чив­ши­е­ся с Гер­ма­ном Рым­ба­е­вым, до­пу­с­ка­ют вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие объ­яс­не­ния. С од­ной сто­ро­ны, ни­что не ме­ша­ет чи­та­те­лю вос­при­ни­мать их че­рез приз­му чи­с­той ми­с­ти­ки (не­кие по­ту­с­то­рон­ние си­лы вме­ша­лись в жизнь ма­ло­лет­не­го пра­во­на­ру­ши­те­ля и бук­валь­но «по­до­гна­ли» её под сце­на­рий вол­шеб­но­го ди­а­филь­ма). С дру­гой сто­ро­ны, стран­ные ве­щи, с ко­то­ры­ми Гер­ман буд­то бы столк­нул­ся в Дет­ской ком­на­те ми­ли­ции, мож­но бла­го­по­луч­но спи­сать на при­ступ фо­то­сен­си­тив­ной эпи­леп­сии (эту точ­ку зре­ния от­ста­и­ва­ет в ро­ма­не док­тор Бож­ко).

Го­во­ря ина­че, по­ве­ст­во­ва­тель­ная тех­ни­ка Ели­за­ро­ва на­по­ми­на­ет ме­то­ди­ку зна­ме­ни­то­го шот­ланд­ско­го муль­ти­пли­ка­то­ра Нор­ма­на Мак­ла­ре­на, ко­то­рый смы­вал эмуль­сию со ста­рой ки­но­плён­ки и на­но­сил аб­ст­ракт­ные узо­ры на про­зрач­ную цел­лу­ло­ид­ную лен­ту. Точ­но так же и Ели­за­ров на про­тя­же­нии все­го ро­ма­на по­сто­ян­но за­ни­ма­ет­ся тем, что пе­ри­о­ди­че­с­ки «смы­ва­ет» слои при­выч­ной ре­аль­но­с­ти, за­ме­няя их ту­ман­ны­ми си­лу­э­та­ми сред­не­рус­ских «Хреб­тов Бе­зу­мия». 


Алексей КОРОВАШКО,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования