Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 23.04.2010

Моё положение ложно

Вера Инбер
Вера Инбер

Ве­ре Ин­бер круп­но не вез­ло. По­сле вой­ны офи­ци­аль­ная кри­ти­ка сде­ла­ла из неё офи­ци­аль­ную по­этес­су. Как ут­верж­дал не­мец­кий сла­вист В.Ка­зак, она «рас­те­ря­ла свой та­лант в по­пыт­ках при­спо­со­бить­ся к си­с­те­ме. Её бе­зы­с­кус­но риф­мо­ван­ные сти­хи по­рож­де­ны рас­суд­ком, а не серд­цем: её сти­хи о Пуш­ки­не, Ле­ни­не и Ста­ли­не но­сят по­ве­ст­во­ва­тель­ный ха­рак­тер. От­ли­чи­тель­ны­ми осо­бен­но­с­тя­ми по­эм Ин­бер, по­свя­щён­ных ак­ту­аль­ным те­мам со­вет­ской дей­ст­ви­тель­но­с­ти, яв­ля­ют­ся од­но­об­ра­зие, рас­тя­ну­тость; они да­ле­ко не ори­ги­наль­ны». Ка­зак был прав: си­с­те­ма ли­ши­ла Ин­бер чувств. Но ведь Ин­бер от­нюдь не все­гда пи­са­ла ка­зён­ные сти­хи. Ког­да-то она ве­ла бо­гем­ный об­раз жиз­ни и та­кое вы­тво­ря­ла, что за­ми­ра­ла вся про­све­щён­ная Ев­ро­па. Её та­лан­ту за­ви­до­ва­ли во мно­гих име­ни­тых до­мах Па­ри­жа и Же­не­вы.

Ве­ра Ми­хай­лов­на Ин­бер до за­му­же­ст­ва но­си­ла фа­ми­лию Шпен­цер. Она ро­ди­лась 28 ию­ня (по но­во­му сти­лю 10 ию­ля) 1890 го­да в Одес­се. Её отец – Мо­и­сей Шпен­цер ру­ко­во­дил на­уч­ным из­да­тель­ст­вом «Mathesis» («Ма­те­ма­ти­ка»). Мать – Ир­ма Брон­штейн воз­глав­ля­ла жен­ское ев­рей­ское учи­ли­ще и од­но­вре­мен­но пре­по­да­ва­ла рус­ский язык.

По­сле гим­на­зии ро­ди­те­ли по­мог­ли сво­ей един­ст­вен­ной до­че­ри по­сту­пить на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­с­кий фа­куль­тет Выс­ших жен­ских кур­сов. Вско­ре она вы­шла за­муж за жур­на­ли­с­та На­та­на Ин­бе­ра. Но у мо­ло­дой жен­щи­ны ока­за­лось сла­бое здо­ро­вье. Муж пред­ло­жил уе­хать на ле­че­ние в Ев­ро­пу.

Уже в 1912 го­ду Ве­ра Ин­бер ро­ди­ла в Па­ри­же дочь Жан­ну. В Рос­сию она вер­ну­лась бук­валь­но за ме­сяц до на­ча­ла пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Поз­же Вар­лам Ша­ла­мов вспо­ми­нал: «Ве­ра Ми­хай­лов­на Ин­бер по­яви­лась на мос­ков­ских ли­те­ра­тур­ных эс­т­ра­дах не в ка­че­ст­ве адеп­та кон­ст­рук­ти­виз­ма. От­нюдь. Ма­лень­кая, ры­жень­кая, ко­кет­ли­вая, она всем нра­ви­лась. Все зна­ли, что она из Фран­ции, где Блок хва­лил её пер­вую кни­гу «Пе­чаль­ное ви­но», вы­шед­шую в Па­ри­же в 1914 го­ду. Сти­хи её всем нра­ви­лись, но это бы­ли стран­ные сти­хи… Ме­с­то под солн­цем Ве­ра Ми­хай­лов­на ис­ка­ла в сю­жет­ных сти­хах. По­мнит­ся, она со­чи­ни­ла сло­ва из­ве­ст­но­го тог­да в Моск­ве фокс­тро­та:

 

У ма­лень­ко­го Джон­ни в улыб­ке, же­с­те, то­не

Так мно­го ос­т­рых чар,

И что б ни го­во­ри­ли о ба­ре Пи­ка­дил­ли,

Но то был слав­ный бар.

 

Лёг­кость, изя­ще­ст­во, с ка­ки­ми В.М. из­ла­га­ла по­эти­че­с­кие сю­же­ты, сде­ла­ли её из­ве­ст­ной по то­му вре­ме­ни ли­б­рет­ти­ст­кой» (В.Ша­ла­мов. Вос­по­ми­на­ния. М., 2005).

До­бав­лю: пер­вые сти­хи юной по­этес­сы вы­зва­ли вос­торг у Ильи Эрен­бур­га и Ива­но­ва-Ра­зум­ни­ка. К сло­ву: не­ко­то­рые тек­с­ты Ин­бер тог­да же во­шли в ре­пер­ту­ар по­пу­ляр­ной пе­ви­цы Изы Кре­мер.

В боль­шую по­ли­ти­ку Ин­бер по­на­ча­лу не вме­ши­ва­лась. Её впол­не ус­т­ра­и­ва­ли са­ло­ны мос­ков­ской и одес­ской бо­ге­мы. Она пи­са­ла:

 

Свет и шум. Гла­за бо­лят от све­та…

Чёр­ный ко­фе бу­ду до­ма пить,

Ду­маю, что вы сме­ё­тесь где-то

И ме­ня не мо­же­те лю­бить.

 

Как счи­тал Эрен­бург, в сти­хах Ин­бер «за­бав­но со­че­та­лись оча­ро­ва­тель­ный па­риж­ский га­мен и при­тор­но же­ман­ная про­вин­ци­аль­ная ба­рыш­ня» («Но­во­сти дня», 1918, 13 ап­ре­ля). Эрен­бург ут­верж­дал: «Это толь­ко обо­лоч­ка, да­же не ма­с­ка, а де­шё­вый грим. Под ним че­ло­ве­че­с­кое ли­цо и своя прав­да – смер­ти».

Ну на­счёт смер­ти Эрен­бург силь­но пре­уве­ли­чи­вал. Одес­ская ба­рыш­ня по­гло­ще­на бы­ла дру­ги­ми за­бо­та­ми. Да­же в са­мый раз­гар граж­дан­ской вой­ны она про­дол­жа­ла ду­мать толь­ко о люб­ви.

 

По­ка под крас­ных пес­но­пе­ний зву­ки

Мы не за­бы­ли валь­сов го­лу­бых,

По­ка не за­гру­бе­ли на­ши ру­ки,

Це­луй­те их…

 

Вот к че­му при­зы­ва­ла Ин­бер сво­их по­клон­ни­ков.

В 1922 го­ду по­этес­са, вы­пу­с­тив тре­тий сбор­ник «Брен­ные сло­ва», ре­ши­лась на окон­ча­тель­ный пе­ре­езд из Одес­сы в Моск­ву, где со вре­ме­нем при­би­лась к кон­ст­рук­ти­ви­с­там. На­до ска­зать, что эта ли­те­ра­тур­ная груп­па со­сто­я­ла в ос­нов­ном из од­них му­жи­ков. Её яд­ро со­став­ля­ли Илья Сель­вин­ский, Кор­не­лий Зе­лин­ский, Бо­рис Ага­пов, Ни­ко­лай Аду­ев, Ев­ге­ний Га­б­ри­ло­вич. В ка­кой-то мо­мент к ним по­тя­нул­ся и Ма­я­ков­ский. Ес­ли ве­рить вос­по­ми­на­ни­ям Зе­лин­ско­го, Ма­я­ков­ский ут­верж­дал: «В каж­дой ли­те­ра­тур­ной груп­пе долж­на су­ще­ст­во­вать да­ма, ко­то­рая раз­ли­ва­ет чай. У нас раз­ли­ва­ет чай Ли­ля Юрь­ев­на Брик. У вас раз­ли­ва­ет чай Ве­ра Ми­хай­лов­на Ин­бер. В кон­це кон­цов они это мо­гут де­лать по оче­ре­ди. Важ­но, ко­му раз­ли­вать чай. Во всём ос­таль­ном мы с ва­ми до­го­во­рим­ся».

До­го­во­ра, од­на­ко, не по­лу­чи­лось. Воз­мож­но, Ма­я­ков­ско­го сму­ти­ла сле­пая вер­ность вер­хуш­ки кон­ст­рук­ти­ви­с­тов худ­шим тра­ди­ци­ям одес­ской ли­те­ра­тур­ной шко­лы. Я не ис­клю­чаю, что от Сель­вин­ско­го и Ин­бер его от­толк­ну­ло го­ря­чее стрем­ле­ние быв­ших одес­си­тов ге­ро­изи­ро­вать пре­ступ­ный мир. Ма­я­ков­ский ведь ни­ког­да «блат­ную» ро­ман­ти­ку не при­зна­вал.

Эту бли­зость Ин­бер к уго­лов­щи­не не при­нял и мо­ло­дой Ша­ла­мов, до это­го про­сто упи­вав­ший­ся её лю­бов­ны­ми сти­ха­ми. Он счи­тал, что Ка­та­ев, Ба­бель, Сель­вин­ский, да и Ин­бер без­бож­но фаль­ши­ви­ли. Толь­ко ес­ли Сель­вин­ский впря­мую в сво­ей по­эме «Моть­ка Мал­хи­лид­вес» упи­вал­ся бан­дю­га­ми, то блат­ная по­эма В.М. Ин­бер име­ла нра­во­учи­тель­ный ко­нец с ге­ро­ем ми­ли­ци­о­не­ром, смер­тью пре­ступ­ни­ка под пу­ля­ми вла­с­ти в пе­ре­ст­рел­ке. Глав­ная же пре­ступ­ни­ца, ор­га­ни­зо­вав­шая ог­раб­ле­ние, под­бив­шая пор­ча­ка на ог­раб­ле­ние, скры­лась. Ми­ли­ци­о­нер го­во­рит сво­е­му на­чаль­ни­ку:

 

Де­ло его сла­бо.

Я же, хо­тя цел,

Ви­но­вен в том, что ба­бы

Я не пре­ду­с­мо­т­рел.

 

И ко­нец:

 

Ты, ви­дать, та­ков,

Вы­ре­зать стек­ло ал­ма­зом

Па­ра пу­с­тя­ков –

 

так го­во­рит пе­ред смер­тью Вась­ка, ге­рой боль­шой по­эмы «Вась­ка Свист в пе­ре­плё­те». «У то­го же ав­то­ра (В.М. Ин­бер), – от­ме­чал Ша­ла­мов в «Очер­ках пре­ступ­но­го ми­ра», – есть боль­шое ко­ли­че­ст­во «уго­лов­ных» сти­хо­тво­ре­ний, вхо­див­ших во все сбор­ни­ки по­эта в те го­ды, и не­ма­лое ко­ли­че­ст­во ро­ман­сов той же те­ма­ти­ки».

Не­смо­т­ря на оче­вид­ную ху­до­же­ст­вен­ную сла­бость, все ве­щи кон­ст­рук­ти­ви­с­тов, про­слав­ляв­ших уго­лов­ную ро­ман­ти­ку, по­лу­ча­ли в ин­стан­ци­ях пол­ное одо­б­ре­ние. И это бы­ло не­уди­ви­тель­но. Ведь за кон­ст­рук­ти­ви­с­та­ми сто­ял дво­ю­род­ный дя­дя Ве­ры Ин­бер по ма­те­рин­ской ли­нии – Лев Троц­кий.

Впро­чем, все­си­лие зна­ме­ни­то­го род­ст­вен­ни­ка ока­за­лось не веч­ным. Ког­да за­пах­ло жа­ре­ным, Ин­бер по­спе­ши­ла в Ев­ро­пу. Она, ви­ди­мо, по­ла­га­ла, что крем­лёв­ские раз­бор­ки про­длят­ся не­дол­го и что Троц­кий смо­жет вер­нуть се­бе всю власть. Но Ста­лин дя­дю пе­ре­хи­т­рил.

По­ни­ма­ла ли Ин­бер, ког­да вновь со­бра­лась в Моск­ву, что бо­гем­ную жизнь ей ве­с­ти уже не да­дут? На­вер­ное, нет. Ско­рей все­го, она по-преж­не­му рас­счи­ты­ва­ла про­па­дать в са­ло­нах. Толь­ко вот Рос­сия за не­сколь­ко лет её от­сут­ст­вия кар­ди­наль­но из­ме­ни­лась.

Ин­бер осо­зна­ла это слиш­ком по­зд­но. 8 мар­та 1932 го­да она за­пи­са­ла в сво­ём днев­ни­ке: «Се­го­дня ве­че­ром вы­сту­паю с Ут­ки­ным и Свет­ло­вым. Все би­ле­ты про­да­ны. Я бо­юсь не по­то­му, что не уве­ре­на в се­бе. А по­то­му, что моё по­ло­же­ние лож­но. «Бес­прин­цип­ный блок». Как же: два ком­со­моль­ских по­эта и «мел­ко­бур­жу­аз­ка» Ве­ра Ин­бер. На­до чи­тать по­круп­нее».

Что­бы до­ка­зать свою ло­яль­ность вла­с­тям, Ин­бер в 1933 го­ду со­гла­си­лась по­ехать на стро­и­тель­ст­во Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла и на­пи­сать па­фос­ную ложь о под­не­воль­ном тру­де зэ­ков. Вся бы­лая уго­лов­ная ро­ман­ти­ка мо­мен­таль­но у неё уле­ту­чи­лась. Но и поз­во­лить се­бе плач она не мог­ла.

Важ­ное уточ­не­ние: кро­ме Ин­бер, в пи­са­тель­скую бри­га­ду, пу­те­ше­ст­во­вав­шую по Бе­ло­мор­ст­рою, по­пал зять по­этес­сы – мо­ло­дой ро­ма­нист Гри­го­рий Га­уз­нер. Он счи­тал­ся та­лант­ли­вым япо­но­ве­дом, очень лю­бил мей­ер­холь­дов­ский те­атр и, как по­том ока­за­лось, под­дер­жи­вал тес­ней­шие свя­зи с ру­ко­вод­ст­вом ОГ­ПУ. В от­ли­чие от сво­ей тё­щи Га­уз­нер так и не оп­ра­вил­ся от уви­ден­но­го на ка­на­ле. Он очень бы­с­т­ро сдал и в 1934 го­ду умер в Га­г­рах от ме­нин­ги­та. Ин­бер по­том пи­са­ла, что дочь, ког­да уз­на­ла о страш­ном кон­це, ста­ла рвать и вы­бра­сы­вать из до­ма ве­щи му­жа. Ис­пу­га­лась ин­фек­ции? Или у неё про­сто слу­чил­ся нерв­ный срыв? Объ­яс­не­ний так и не по­сле­до­ва­ло.

В 1935 го­ду Ин­бер опо­зо­ри­ла се­бя под­пи­сью под до­но­сом на Пав­ла Ва­си­ль­е­ва. Ну а ког­да ста­ли са­жать троц­ки­с­тов, она уже го­то­ва бы­ла пуб­лич­но от­речь­ся и от дво­ю­род­но­го дя­ди. По су­ти, по­этес­са пе­ред вой­ной по­вя­за­ла се­бя с ре­жи­мом кро­вью. Имен­но по­это­му Ста­лин вос­ста­но­вил в 1939 го­ду её фа­ми­лию в спи­с­ках на по­лу­че­ние ор­де­на «Знак По­чё­та».

Ког­да на­ча­лась вой­на, вто­ро­го му­жа Ин­бер – из­ве­ст­но­го па­то­ло­го­а­на­то­ма Илью Стра­шу­на на­зна­чи­ли рек­то­ром 1-го Ле­нин­град­ско­го ме­ди­цин­ско­го ин­сти­ту­та. По­этес­са пе­ре­еха­ла в осаж­дён­ный го­род, где её при­кре­пи­ли к опе­ра­тив­ной пи­са­тель­ской груп­пе Балт­фло­та. По­тря­сён­ная уви­ден­ным, она ста­ла ве­с­ти днев­ник и по­че­му-то по­про­си­ла при­нять её в пар­тию.

В на­ча­ле 1942 го­да Ин­бер поз­ва­ли на со­ве­ща­ние флот­ских пи­са­те­лей. «Ве­че­ром, по­сле ужи­на, – пи­сал Пётр Ка­пи­ца, – все со­бра­лись по­слу­шать но­вые сти­хи. Ве­ра Ин­бер – ма­лень­кая, жен­ст­вен­ная, со свет­лы­ми ку­д­ряш­ка­ми, в жа­ке­те с вы­со­ко под­ня­ты­ми пле­чи­ка­ми – по­зна­ко­ми­ла с гла­ва­ми не­за­кон­чен­ной по­эмы. Не­гром­ким пе­чаль­ным го­ло­сом она чи­та­ла о том, как пы­та­ют ле­нин­град­цев сту­жей, ог­нём и го­ло­дом. Мне по­нра­ви­лась глав­ка о ко­роч­ке пек­ле­ван­но­го хле­ба, ко­то­ро­го мы дав­но не ви­де­ли. По ме­ре чте­ния во рту на­кап­ли­ва­лась го­лод­ная слю­на, и я как бы ощу­щал тмин­ный вкус под­жа­ри­с­той, хру­с­тя­щей ко­роч­ки. Эту по­эму Ве­ра Ми­хай­лов­на со­би­ра­лась на­звать «Пул­ков­ский ме­ри­ди­ан», а уз­нав толь­ко здесь, что под та­ким на­зва­ни­ем вы­шла кни­га Ус­пен­ско­го и Ка­ра­е­ва, ска­за­ла, что по­ду­ма­ет о но­вом на­зва­нии».

В фе­в­ра­ле Ин­бер со­об­щи­ли о смер­ти в Чи­с­то­по­ле её го­до­ва­ло­го вну­ка. Но к до­че­ри она смог­ла вы­брать­ся лишь ле­том. Поз­же Гед­да Шор вспо­ми­на­ла, как в пе­ре­пол­нен­ном за­ле чи­с­то­поль­ско­го до­ма учи­те­ля про­хо­ди­ла «встре­ча с при­ле­тев­шей из Ле­нин­гра­да Ин­бер и при­ехав­шим с фрон­та Иль­ёй Сель­вин­ским. Ин­бер чи­та­ла (ка­жет­ся, ещё не окон­ча­тель­ный) «Пул­ков­ский ме­ри­ди­ан»:

 

Я по­те­ря­ла вну­ка на вой­не.

О нет, он был не во­ин,

он дол­жен был на­чать хо­дить к вес­не…

 

Её обо­рвал ду­ше­раз­ди­ра­ю­щий вопль из за­ла: «Ма­ма, не на­до» (Г.Шор. Вой­на, се­мья, эва­ку­а­ция). На встре­че Ин­бер, за­быв в ка­кой-то мо­мент о пар­тии и ка­ра­тель­ных ор­га­нах, рас­ска­зы­ва­ла ужас­ные ис­то­рии о го­ло­де и уми­рав­ших на ле­нин­град­ских ули­цах лю­дях.

Уже в кон­це вой­ны Ин­бер от­да­ла в «Зна­мя» Все­во­ло­ду Виш­нев­ско­му ру­ко­пись сво­е­го бло­кад­но­го днев­ни­ка, ко­то­рый она на­зва­ла «Поч­ти три го­да». Од­на­ко про­тив пуб­ли­ка­ции этой ве­щи вдруг ка­те­го­ри­че­с­ки вы­сту­пил глав­ный пар­тий­ный ко­мис­сар в Со­ю­зе пи­са­те­лей Дми­т­рий По­ли­кар­пов. Оче­вид­цы вспо­ми­на­ли, что «об Ин­бер он не вы­ра­жал­ся в раз­го­во­рах на­еди­не ина­че как «Ве­ра Еб­нер». Про­ти­во­дей­ст­вие са­нов­но­го вель­мо­жи сло­ма­ли лишь ру­ко­во­ди­те­ли Агит­про­ма ЦК ВКП(б) Его­лин, Иов­чук и Ор­ло­ва. По их про­тек­ции Фа­де­ев по­том вы­дви­нул «Пул­ков­ский ме­ри­ди­ан» Ин­бер на Ста­лин­скую пре­мию. Прав­да, до пер­вой сте­пе­ни по­этес­са так и не до­тя­ну­ла, ей в ка­че­ст­ве по­дач­ки бро­си­ли толь­ко вто­рой раз­ряд.

Тем не ме­нее по­па­да­ние в за­вет­ный спи­сок ла­у­ре­а­тов сра­зу при­нес­ло Ин­бер мно­же­ст­во ди­ви­ден­дов. Во-пер­вых, вла­с­ти на­ко­нец ре­ши­ли её жи­лищ­ный во­прос (до это­го она с му­жем про­жи­ва­ла на двад­ца­ти ква­д­рат­ных ме­т­рах). Во-вто­рых, ей ста­ли при­хо­дить при­гла­ше­ния из из­да­тельств. И, в-тре­ть­их, по­этес­са по­лу­чи­ла не­кую ин­дуль­ген­цию пе­ред спец­служ­ба­ми. Во вся­ком слу­чае, кам­па­ния про­тив ко­с­мо­по­ли­тов её за­тро­ну­ла не так уж силь­но.

А вот пи­сать Ин­бер ста­ла всё ху­же и ху­же. По­сле вой­ны она по су­ти пре­вра­ти­лась в зна­мя со­вет­ско­го офи­ци­о­за. Из её сти­хов ис­чез­ла ду­ша.

Умер­ла Ин­бер 11 но­я­б­ря 1972 го­да в Моск­ве, пе­ре­жив вто­ро­го му­жа и род­ную дочь.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования