Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 23.04.2010

Не надо сводить счёты

Многоуважаемый господин Главный редактор!

С болью и недоумением прочитал я статью А.Руднева «Мистификация подмосковных властей. Как из воздуха делают мемориал Достоевского» («ЛР», 2010, № 10). Изложенные в ней факты абсолютно не соответствуют действительности, а бескорыстные подвижники, самоотверженно восстанавливающие мемориальные места в Даровом и Моногарове, связанные с именем Достоевского, обвиняются чуть ли не в очковтирательстве и корыстных интересах. Зная по многочисленным примерам, что «Литературная Россия» не боится дискуссии и не однажды публиковала изложение иных точек зрения, не совпадающих с позициями своих авторов, уверен, что мои материалы также будут опубликованы на страницах Вашей газеты.

 

Обой­дусь без ли­ри­ки. Руд­не­ва, как я по­нял из ста­тьи, раз­дра­жа­ет ак­тив­ность под­мо­с­ков­ных эн­ту­зи­а­с­тов и преж­де все­го про­фес­со­ра Ко­ло­мен­ско­го пе­дин­сти­ту­та Вик­то­ро­ви­ча. Он про­тив «бу­ма» До­сто­ев­ско­го». Тут ав­то­ру фе­ль­е­то­на не нра­вит­ся всё. Про­шла, и про­шла с ус­пе­хом, в ав­гу­с­те про­шло­го го­да в Ко­лом­не (с по­се­ще­ни­ем За­рай­ска и Да­ро­во­го) пред­ста­ви­тель­ная Меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Ф.М. До­сто­ев­ский в ди­а­ло­ге куль­тур», уча­ст­ни­ки ко­то­рой об­ра­ти­лись к рос­сий­ско­му пра­ви­тель­ст­ву с прось­бой о под­держ­ке Да­ро­во­го как уни­каль­но­го па­мят­ни­ка при­ро­ды и куль­ту­ры. Руд­нев умал­чи­ва­ет об этом, но за­то с не­по­нят­ной иро­ни­ей име­ну­ет Кон­фе­рен­цию «учё­ным съез­дом», а ряд её ав­то­ри­тет­ных уча­ст­ни­ков «учё­ны­ми му­жа­ми», ко­то­рые «по­лу­ча­ют гран­ты РГНФ и ка­кие-то ещё сред­ст­ва от за­ру­беж­ных спон­со­ров, глав­ным об­ра­зом на­це­лен­ные на изу­че­ние ро­до­слов­ной До­сто­ев­ско­го – как буд­то это име­ет ре­ша­ю­щее зна­че­ние для на­уч­но­го изу­че­ния фе­но­ме­на ве­ли­ко­го пи­са­те­ля!»

Тут что ни сло­во, то не­со­об­раз­ность! Ма­те­ри­а­лы Кон­фе­рен­ции из­да­ны, и лег­ко мож­но ус­та­но­вить, что в дни её ра­бо­ты чи­та­лись до­кла­ды по са­мо­му ши­ро­ко­му спе­к­т­ру про­блем, свя­зан­ных как с би­о­гра­фи­ей, так и с ду­хов­ным на­сле­ди­ем До­сто­ев­ско­го. Но я не ви­жу ни­че­го дур­но­го и в спе­ци­аль­ном вни­ма­нии ис­сле­до­ва­те­лей к ро­до­сло­вию ге­ния ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. Прав­да, по мне­нию А.Руд­не­ва, ге­не­а­ло­ги­че­с­кие изы­с­ка­ния – это лже-на­ука, так как она «не име­ет ре­ша­ю­ще­го зна­че­ния» для изу­че­ния «фе­но­ме­на» До­сто­ев­ско­го. Но вспом­ним, что в при­сно­па­мят­ные вре­ме­на, ког­да и сам-то «ар­хи­ск­вер­ный» ге­ний был под за­пре­том, точ­но так же че­с­ти­ли ге­не­ти­ку, ста­вя ей в уп­рёк то оче­вид­ное об­сто­я­тель­ст­во, что изу­че­ние муш­ки дро­зо­фи­лы «не име­ет ре­ша­ю­ще­го зна­че­ния» для уве­ли­че­ния на­до­ев и по­го­ло­вья ско­та…

Под­черк­ну: ис­сле­до­ва­ния усадь­бы Да­ро­вое ин­тен­сив­но ве­дут­ся уже бо­лее ше­с­ти лет. Это тру­до­ём­кая и не­про­стая ра­бо­та по «вос­ста­нов­ле­нию па­мя­ти». Она но­сит ком­плекс­ный ха­рак­тер: в твор­че­с­ком кол­лек­ти­ве тру­дят­ся ис­то­ри­ки, ар­хи­ви­с­ты, ар­хе­о­ло­ги, фи­ло­ло­ги, фоль­к­ло­ри­с­ты, ден­д­ро­ло­ги, ланд­шафт­ни­ки, ре­с­та­в­ра­то­ры, а по­мо­га­ют им под­мо­с­ков­ные сту­ден­ты и школь­ни­ки. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты уже стал опор­ный ис­то­ри­че­с­кий план Да­ро­во­го на вре­мя пре­бы­ва­ния там До­сто­ев­ских, рас­чи­щен­ная и об­ла­го­ро­жен­ная тер­ри­то­рия усадь­бы и ме­мо­ри­аль­ных по­го­с­тов, мно­же­ст­во спа­сён­ных де­ре­вь­ев (на каж­дую из 300 лип, ко­то­рые уже при До­сто­ев­ском бы­ли «ве­ко­вы­ми», ден­д­ро­ло­ги со­ста­ви­ли ин­ди­ви­ду­аль­ный па­с­порт) и т.п.

Ав­тор фе­ль­е­то­на ра­зы­г­ры­ва­ет в сво­ей по­ле­ми­ке как ко­зыр­ную кар­ту срав­не­ние Да­ро­во­го с Яс­ной По­ля­ной, где «Тол­стой про­жил в ос­нов­ном всю свою 82-лет­нюю жизнь», где всё со­хра­ня­ет­ся «так, как бы­ло при нём». А что же ос­та­лось от До­сто­ев­ско­го? От­ве­ча­ет на этот во­прос А.Руд­нев так не­внят­но, что у не зна­ю­ще­го де­ла чи­та­те­ля мо­жет воз­ник­нуть впе­чат­ле­ние, что и до­мик, в ко­то­ром сей­час рас­по­ла­га­ет­ся му­зей, по­став­лен ед­ва ли уже не в со­вет­ское вре­мя, хо­тя это во­все не так. Уса­деб­ный дом, су­дя по до­ку­мен­там, пе­ре­ст­ра­и­вал­ся, од­на­ко на­тур­ные об­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что пе­ре­ст­рой­ка не из­ме­ни­ла об­щий вид зда­ния, за ис­клю­че­ни­ем ра­зо­бран­ной в со­вет­ское вре­мя «люд­ской». Ар­хе­о­ло­ги от­кры­ли фун­да­мен­ты и дру­гих уса­деб­ных по­ст­ро­ек. Как уже упо­мя­ну­то, вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся храм, в ко­то­ром мо­лил­ся До­сто­ев­ский-под­ро­с­ток, спе­ци­а­ли­с­ты спа­са­ют «ме­мо­ри­аль­ные» де­ре­вья…

Му­зей в Яс­ной По­ля­не, где сто­ле­тие по­сле смер­ти ве­ли­ко­го пи­са­те­ля всё со­хра­ня­ет­ся в не­при­кос­но­вен­но­с­ти, – уни­каль­ный слу­чай. Но есть и иные при­ме­ры. Со­шлюсь на пе­тер­бург­ский Ли­те­ра­тур­но-ме­мо­ри­аль­ный му­зей До­сто­ев­ско­го, в ко­то­ром мне вы­па­ла честь ра­бо­тать. Ког­да в кон­це 1960-х го­дов бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о му­зе­е­фи­ка­ции по­след­ней пе­тер­бург­ской квар­ти­ры, где жил и умер пи­са­тель, то Му­зей при­шлось со­зда­вать прак­ти­че­с­ки на пу­с­том ме­с­те. Пи­са­тель жил в квар­ти­ре на Куз­неч­ном пе­ре­ул­ке все­го лишь два с не­боль­шим го­да; по­сле его смер­ти се­мья вско­ре ос­та­ви­ла этот дом и пе­ре­еха­ла сов­сем в дру­гое ме­с­то. Поч­ти 90 лет в квар­ти­ре До­сто­ев­ско­го жи­ли дру­гие лю­ди, про­во­ди­лись не­од­но­крат­ные пе­ре­пла­ни­ров­ки, дом ка­пи­таль­но пе­ре­ст­ра­и­вал­ся. Тем не ме­нее ре­ше­ние бы­ло при­ня­то (хо­тя не­до­б­ро­же­ла­те­ли пи­са­те­ля хо­ром при­во­ди­ли кон­трар­гу­мен­ты, весь­ма схо­жие с те­ми, ко­то­рые из­ла­га­ет А.Руд­нев). И се­го­дня пе­тер­бург­ский му­зей До­сто­ев­ско­го – гор­дость се­вер­ной сто­ли­цы.

Срав­ни­вая, вслед за Яс­ной По­ля­ной, Да­ро­вое с Ми­хай­лов­ским, А.Руд­нев в за­па­ле пи­шет: «…пуш­кин­ские ме­с­та на Псков­щи­не име­ли и име­ют сов­сем дру­гую судь­бу и ау­ру». Вот тут ав­тор фе­ль­е­то­на про­ма­хи­ва­ет­ся осо­бен­но гру­бо (и по­нят­но: как мож­но по­чув­ст­во­вать ау­ру, ес­ли ты ни­ког­да не бы­вал в этих ме­с­тах). Имен­но «ау­ра До­сто­ев­ско­го» со­став­ля­ет глав­ное пре­иму­ще­ст­во Да­ро­во­го. Ма­ло мест в ли­те­ра­тур­ной Рос­сии, ко­то­рые в та­кой сте­пе­ни со­хра­ни­ли свой пер­во­здан­ный об­лик, ка­ким он был во вре­ме­на от­ро­че­ст­ва ве­ли­ко­го ро­ма­ни­с­та. «Ау­ру пи­са­те­ля» чув­ст­ву­ешь и во вре­мя пе­ше­ход­ной экс­кур­сии, идя по тро­пин­кам, про­ло­жен­ным меж­ду ве­ко­вы­ми ли­па­ми, «по­мня­щи­ми» До­сто­ев­ско­го-под­ро­ст­ка, и на мо­но­га­ров­ском по­го­с­те, где он сто­ял пе­ред мо­ги­лой от­ца во вре­мя при­ез­да в Да­ро­вое в 1877 го­ду, и на до­ро­ге, ве­ду­щей в Чер­маш­ню, где обо­рва­лась жизнь Ми­ха­и­ла Ан­д­ре­е­ви­ча...

Од­на­ко ау­ру эту лег­ко раз­ру­шить. Се­го­дня охот­ни­кам за­ст­ро­ить ме­мо­ри­аль­ное про­ст­ран­ст­во урод­ли­вы­ми но­во­рус­ски­ми кот­те­д­жа­ми с ви­дом на Ма­мень­кин пруд или Лоск, где па­хал му­жик Ма­рей, несть чис­ла. Вот про­тив че­го на­до бороться.

 

Борис ТИХОМИРОВ,

заместитель директора Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Петербурге,

президент Российского Общества Достоевского

 

г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования