Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 23.04.2010

Белинский был особенно любим

Мы не смог­ли удер­жать­ся от со­блаз­на от­ве­тить глу­бо­ко­ува­жа­е­мо­му Юрию Ми­хай­ло­ви­чу Пав­ло­ву на его ин­век­ти­вы про­тив Бе­лин­ско­го. Бе­лин­ский – во­все не офи­ци­аль­ная ико­на, ко­то­рую на­силь­ст­вен­но ут­вер­ди­ли пре­иму­ще­ст­вен­но в со­вет­скую эпо­ху, и, с на­шей точ­ки зре­ния, не «эм­б­ри­он» вуль­гар­но-со­ци­о­ло­ги­че­с­кой кри­ти­ки, не­смо­т­ря на все из­держ­ки его об­шир­но­го ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­ко­го на­сле­дия. В та­ком слу­чае мож­но по­слать к чёр­ту и всю со­вет­скую ака­де­ми­че­с­кую ли­те­ра­тур­ную на­уку, очень мно­го, как из­ве­ст­но, сде­лав­шую для изу­че­ния это­го на­сле­дия. Ес­ли сле­до­вать рас­суж­де­ни­ям Ю.Пав­ло­ва, по­до­брать со­от­вет­ст­ву­ю­щие ци­та­ты и сви­де­тель­ст­ва, на­чи­с­то дис­кре­ди­ти­ру­ю­щие «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на», вы­став­ля­ю­щие его в столь не­при­гляд­ном и дву­смыс­лен­ном све­те, вы­но­сить ему, по су­ще­ст­ву, смерт­ный при­го­вор, то с та­ким же ус­пе­хом мож­но под­нять ру­ку на всю ис­то­рию рус­ской ли­те­ра­ту­ры XIX ве­ка, осо­бен­но вто­рой по­ло­ви­ны, вку­пе с рус­ской де­мо­кра­ти­че­с­кой кри­ти­кой. Пе­ре­черк­нуть это всё и ос­та­вить толь­ко сла­вя­но­фи­лов 1840-х – 50-х го­дов, Н.Н. Стра­хо­ва, К.Н. Ле­он­ть­е­ва, В.В. Ро­за­но­ва да ещё ка­ко­го-ни­будь за­мше­ло­го, про­пах­ше­го лам­пад­ным мас­лом и кис­лой ка­пу­с­той Н.П. Ги­ля­ро­ва-Пла­то­но­ва, ко­то­ро­го сей­час так про­слав­ля­ют не­ко­то­рые до­мо­ро­щен­ные ис­сле­до­ва­те­ли, про­воз­гла­сив его «не­о­по­знан­ным ге­ни­ем».

Петербургский кружок Белинского. Рис. Б. Лебедева, 1947.
Петербургский кружок Белинского. Рис. Б. Лебедева, 1947.

По­это­му кри­ти­ко­вать и дис­кре­ди­ти­ро­вать Бе­лин­ско­го толь­ко лишь с точ­ки зре­ния пре­сло­ву­той на­ци­о­наль­ной идеи нам пред­став­ля­ет­ся не­вер­ным и глу­бо­ко не­кор­рект­ным, ес­ли вос­поль­зо­вать­ся тер­ми­но­ло­ги­ей ав­то­ра. Ес­ли бы Бе­лин­ский в са­мом де­ле был бы та­ким уз­ко­ло­бым са­мо­уве­рен­ным не­веж­дой, пи­сав­шим «впо­пы­хах» и пре­иму­ще­ст­вен­но для по­кры­тия рас­хо­дов на кар­тёж­ную иг­ру и про­сти­ту­ток (а ведь на са­мом де­ле он всю жизнь про­жил в по­сто­ян­ной нуж­де, как это хо­ро­шо из­ве­ст­но лю­бо­му) – по ло­ги­ке ува­жа­е­мо­го ав­то­ра это, к со­жа­ле­нию, по­лу­ча­ет­ся имен­но так! – то как же, спра­ши­ва­ет­ся, объ­яс­нить тот факт, что Бе­лин­ско­го глу­бо­ко по­чи­та­ли и, мож­но ска­зать, бо­го­тво­ри­ли и Тур­ге­нев, и Не­кра­сов, и Па­на­ев, и Гон­ча­ров, да и тот же До­сто­ев­ский? Да не­уже­ли они на­столь­ко ни­че­го не по­ни­ма­ли и бы­ли ли­ше­ны вся­ко­го чу­тья и вку­са? Это не­ве­ро­ят­но! Ведь Тур­ге­нев в за­ве­ща­нии вы­ра­зил же­ла­ние быть по­хо­ро­нен­ным ря­дом с Бе­лин­ским. Не бы­ло это вы­пол­не­но по при­чи­не то­го, что вдо­ва кри­ти­ка М.В. Бе­лин­ская рез­ко за­про­те­с­то­ва­ла про­тив пе­ре­не­се­ния пра­ха сво­е­го му­жа с уча­ст­ка для бед­ных Вол­ко­ва клад­би­ща, где он был по­хо­ро­нен, в при­ви­ле­ги­ро­ван­ную его часть, ря­дом с цер­ко­вью, где дол­жен был упо­ко­ить­ся Тур­ге­нев. «Что же пе­ре­но­сить-то бу­дут! – пи­са­ла она в «Об­ще­ст­во для по­со­бия нуж­да­ю­щим­ся ли­те­ра­то­рам и учё­ным». – Дру­гое де­ло, ес­ли бы он по­хо­ро­нен был в свин­цо­вом гро­бе, а от до­ща­то­го гро­ба в про­дол­же­ние 35 лет и в та­кой сы­рой ме­ст­но­с­ти, как Вол­ко­во клад­би­ще, не мог­ло ос­тать­ся и ще­поч­ки. <...> Умо­ляю Вас упо­тре­бить все за­ви­ся­щие от Вас сред­ст­ва, что­бы вос­пре­пят­ст­во­вать по­доб­но­му ре­ше­нию, как свя­то­тат­ст­ву, и не­уже­ли же по смер­ти не ос­та­вят в по­кое то­го, кто всю жизнь был му­че­ни­ком? Не­уже­ли же, что­бы че­ст­во­вать од­но­го, не­об­хо­ди­мо ос­корб­лять дру­го­го?» (Ли­те­ра­тур­ное на­след­ст­во. Т. 57. В.Г. Бе­лин­ский. Кн. III. М., На­ука, 1951. С. 324). Но тут мож­но вспом­нить и о том, что Тур­ге­нев и его ли­бе­раль­но-за­пад­ни­че­с­кие при­яте­ли силь­но не­до­люб­ли­ва­ли Ма­рию Ва­си­ль­ев­ну Бе­лин­скую (что, впро­чем, не по­ме­ша­ло Тур­ге­не­ву при­об­ре­с­ти у неё биб­ли­о­те­ку Бе­лин­ско­го, тем са­мым ока­зав ей ма­те­ри­аль­ное со­дей­ст­вие). Тур­ге­нев яв­ля­ет­ся ав­то­ром злой эпи­грам­мы на М.В. Бе­лин­скую, на­чи­нав­шу­ю­ся строч­ками:

 

Отец твой, поп-без­дель­ник,

Об­ло­пав­шись ку­тьи,

За­чал те­бя в со­чель­ник

От гнус­ной по­па­дьи.

 

Но раз­ве то, что пи­шет Ю.М. Пав­лов, не есть ос­кор­б­ле­ние «мно­го­ст­ра­даль­ной те­ни», по сло­ву Не­кра­со­ва?

Да, нель­зя не со­гла­сить­ся с тем, что Бе­лин­ский зна­чи­тель­но ус­ту­пал по сте­пе­ни об­ра­зо­ван­но­с­ти сла­вя­но­фи­лам, но за­то всё-та­ки пи­сал на­мно­го луч­ше их всех. Ав­то­ру этой за­мет­ки на про­тя­же­нии, по­жа­луй, всей со­зна­тель­ной жиз­ни чте­ние ста­тей Бе­лин­ско­го до­став­ля­ло эс­те­ти­че­с­кое удо­воль­ст­вие.

А вот со­чи­не­ния П. и И. Ки­ре­ев­ских, И. и К. Ак­са­ко­вых, А.С. Хо­мя­ко­ва и т.д. оси­ли­ва­лись как-то с на­ту­гой.

Ко­неч­но же, ни­кто так­же не ста­нет спо­рить и с тем, что Бе­лин­ский в сво­их оцен­ках и при­го­во­рах не­ред­ко оши­бал­ся и бы­вал ино­гда со­вер­шен­но не­прав, что впос­лед­ст­вии под­твер­ди­лось са­мой ис­то­ри­ей. Так, в по­след­них ста­ть­ях о Пуш­ки­не кри­тик ут­верж­дал, что Пуш­кин ис­чер­пал се­бя под ко­нец жиз­ни и умер во­вре­мя. Для кри­ти­ка с Пуш­ки­ным про­сто кон­чил­ся XVIII век, а вот век XIX на­чал­ся с Лер­мон­то­ва, в чём он убе­дил­ся по­сле про­дол­жи­тель­но­го раз­го­во­ра с по­этом в пе­тер­бург­ском Ор­до­нанс-га­у­зе в 1840 го­ду, ку­да Лер­мон­тов был по­са­жен за ду­эль с фран­цуз­ским по­слан­ни­ком де Ба­ран­том.

Точ­но так же Бе­лин­ский глу­бо­ко оши­бал­ся, вос­хва­ляя в об­щем-то бес­та­лан­но­го и скуч­ней­ше­го Ла­жеч­ни­ко­ва (тут имел ме­с­то, прав­да, вне­тек­с­то­вой, так ска­зать, фак­тор, жи­тей­ские от­но­ше­ния Бе­лин­ско­го с Ла­жеч­ни­ко­вым), про­воз­гла­сив его «от­цом рус­ско­го ис­то­ри­че­с­ко­го ро­ма­на» и от­ка­зы­вая в ка­ком бы то ни бы­ло да­ро­ва­нии Н.В. Ку­коль­ни­ку, ко­то­рый был хо­ро­шим ли­ри­че­с­ким по­этом. Хо­тя бы толь­ко од­на его строч­ка из сти­хо­тво­ре­ния «К Мол­ли», став­ше­го из­ве­ст­ным ро­ман­сом М.И. Глин­ки («И хоть при­твор­но, хоть шу­тя на­деж­дой жизнь ему ос­ве­тит»), сто­ит всех пух­лых ис­то­ри­че­с­ких ро­ма­нов И.И. Ла­жеч­ни­ко­ва вме­с­те взя­тых. Не­да­ром ведь уже в 1860-х го­дах ядо­ви­тый М.Е. Сал­ты­ков-Ще­д­рин пи­сал: «Са­мое луч­шее, что бы мог сде­лать г. Ла­жеч­ни­ков – это сов­сем ос­та­вить ли­те­ра­тур­ную де­я­тель­ность».

Та­ко­го ро­да при­ме­ры мож­но про­дол­жать и да­лее, но за­чем, спра­ши­ва­ет­ся? Эти всё же ча­ст­ные мо­мен­ты ни­как не мо­гут «сверг­нуть с пье­де­с­та­ла» ве­ли­ко­го кри­ти­ка, и столь за­паль­чи­вая «ре­ви­зия» его на­сле­дия и лич­но­с­ти, как нам пред­став­ля­ет­ся, не­до­ро­го сто­ит, ибо есть не­тлен­ные и бес­спор­ные цен­но­с­ти. Ина­че, как в 1915 го­ду ос­т­ро­ум­но пи­сал Ле­о­нид Ан­д­ре­ев в ста­тье «В за­щи­ту кри­ти­ки», мно­гие со­вре­мен­ные ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­кие га­зет­но-жур­наль­ные пи­са­ния при­об­ре­та­ют ту «сво­бо­ду» и все­доз­во­лен­ность, при ко­то­рой поз­во­ли­тель­но «шель­мо­вать До­сто­ев­ско­го, на­хо­дить без­дар­ным Льва Тол­сто­го и «Ре­ви­зо­ра» при­зна­вать фар­сом» (Бир­же­вые ве­до­мо­с­ти, 1915, 17 де­ка­б­ря, утр. вып.). И ещё, пи­сал так­же Л.Ан­д­ре­ев, «ду­шить и за­ушать» Че­хо­ва и «при­кан­чи­вать» ещё жи­во­го Горь­ко­го».

 

Бе­лин­ский был осо­бен­но лю­бим.

Мо­лясь его мно­го­ст­ра­даль­ной те­ни,

Учи­тель, пе­ред име­нем тво­им

Поз­воль сми­рен­но пре­кло­нить ко­ле­ни.

 

– эта стро­фа из «Мед­ве­жь­ей охо­ты» Н.А. Не­кра­со­ва, мне ду­ма­ет­ся, не увя­ла и не по­ту­ск­не­ла и в на­шу эпо­ху то­таль­но­го пе­ре­смо­т­ра мно­гих цен­но­с­тей.


Александр РУДНЕВ,
г. КОЛОМНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования