Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 23.04.2010

Еврейский Маркес

Ког­да чи­та­ешь ро­ман М.Ка­га­но­ви­ча (или Ми­ха­и­ла Ка­а­на), воз­ни­ка­ет мно­же­ст­во ал­лю­зий. Биб­лей­ский Ав­ра­ам, по­сред­ст­вом да­ро­ван­ной ему Бо­гом бук­вы ‘А став­ший из Ав­ра­ма Ав­ра­а­мом, сто­ит за каж­дой строч­кой, на­чи­ная с пер­вых строк ро­ма­на. Эта же бук­ва при­сут­ст­ву­ет в фа­ми­лии Ка­ан. Даль­ше нить ал­лю­зии плав­но пе­ре­хо­дит в по­эму Ио­си­фа Брод­ско­го «Иса­ак и Ав­ра­ам» и вновь воз­вра­ща­ет­ся к Ка­а­ну. А не­о­бы­чай­ной си­лы на­пев де­да рас­сказ­чи­ка на­по­ми­на­ет ми­с­ти­че­с­кую си­лу ха­сид­ско­го на­пе­ва в рас­ска­зах И.-Л.Пе­ре­ца. В обо­их слу­ча­ях на­пев име­ет ре­ли­ги­оз­ную, ми­с­ти­че­с­кую мощь, ибо по­ёт­ся из глу­би­ны ду­ши, в та­кие мо­мен­ты, ког­да нель­зя не петь, ког­да всё су­ще­ст­во че­ло­ве­ка по­ёт.

Эпи­че­с­кое по­лот­но ро­ма­на сот­ка­но из на­мё­ков на То­ру, Шо­лом-Алей­хе­ма, Мен­де­ле Мой­хер-Сфо­ри­ма («Пу­те­ше­ст­вие Ве­ни­а­ми­на Тре­ть­е­го»), И.-Л.Пере­ца, И.Брод­ско­го, Г.Мар­ке­са и дру­гих ав­то­ров. Чи­та­тель бук­валь­но ку­па­ет­ся в ин­тер­тек­с­ту­аль­но­с­ти – всё про­ни­за­но на­мё­ка­ми на уже чи­тан­ное им, но од­но­вре­мен­но всё это впер­вые от­кры­ва­ет­ся ему, по­то­му что Ми­ха­ил Ка­га­но­вич под­ни­ма­ет веч­ные те­мы – он пи­шет о жиз­ни, не под­вла­ст­ной че­ло­ве­че­с­ким за­ко­нам, но дан­ной Бо­гом и вос­при­ни­ма­е­мой как не­что ми­с­ти­че­с­ки-пре­крас­ное. Взять хо­тя бы об­раз ведь­мы Рив­ки, ко­то­рой ме­ре­щат­ся при­ви­де­ния и ко­то­рая об­ла­да­ет да­ром яс­но­ви­де­ния. Или об­раз де­да, ко­то­рый «тот са­мый, что уми­ра­ет со вто­рой стра­ни­цы». Эти об­ра­зы, как об­ра­зы биб­лей­ских па­т­ри­ар­хов и пра­ма­те­рей (Са­ра и Ав­ра­ам, Иса­ак, Иа­ков, Рив­ка и Лея…), на­хо­дят­ся вне при­выч­ной мо­ра­ли, в ином из­ме­ре­нии, и из­на­чаль­но так и вос­при­ни­ма­ют­ся. Ес­ли вни­ма­тель­но вчи­тать­ся в ро­ман, мож­но за­ме­тить, что все его ге­рои, за ис­клю­че­ни­ем рас­сказ­чи­ка, жи­вут в про­шлом, и да­же не в обык­но­вен­ном, мир­ском про­шлом, а в ми­фи­че­с­ком про­ст­ран­ст­ве и вре­ме­ни. Ми­ха­ил Ка­га­но­вич пи­шет свою вер­сию ми­фа – ми­фа об ут­ра­чен­ных ев­рей­ских ме­с­теч­ках, об ук­ла­де, ко­то­ро­го боль­ше нет, о ми­ро­ощу­ще­нии, ко­то­рое не каж­до­му не­ев­рею да­но по­нять. Это так­же ро­ман о то­ле­рант­ном от­но­ше­нии ев­ре­ев и не­ев­ре­ев, о по­пыт­ке их по­нять друг дру­га (срав­ним об­ра­зы цы­га­на Ду­фу­ни, сол­дат­ские об­ра­зы, дан­ные нам в вос­при­я­тии ка­за­ка-ев­рея ре­ба Сру­ля).

Всё на­ча­лось со зву­ка «‘А», с фа­ми­лии Ка­ан, и к ним в ито­ге по ка­ким-то каб­ба­ли­с­ти­че­с­ким за­ко­нам всё воз­вра­ща­ет­ся. Ро­ман на­чал­ся с та­ин­ст­ва, – та­ин­ст­вом он и окан­чи­ва­ет­ся: «Уми­ра­ние… Очи­ще­ние… Рож­де­ние за­но­во…». Имен­но рож­де­ни­ем за­но­во ста­ла смерть Шей­вы, опи­сан­ная в по­лу­ми­с­ти­че­с­ких то­нах: «Ме­на­хем и Шей­ва ухо­ди­ли в ту­ман, ни­ма­ло не за­бо­тясь о том, что так да­ле­ко от до­ма ни­ког­да преж­де не ухо­ди­ли… Они бы­ли до­ма». И в этом смыс­ле со­дер­жа­щий при­ды­ха­ние звук «‘А», как биб­лей­ская пол­но­та бы­тия, да­ёт вдох­но­ве­ние ав­то­ру, да­ёт бла­го­сло­ве­ние на на­ча­ло не­о­бык­но­вен­ной ис­то­рии. И кан­тор­ский на­пев, и при­го­тов­ле­ние ге­фил­те-фиш, и встав­ки из идиш, и не­при­выч­ные для ев­рей­ско­го ме­с­теч­ка обы­чаи рус­ских и цы­ган, и ис­то­рия о том, как дед рас­сказ­чи­ка слу­жил в цар­ской ар­мии и во­е­вал, – все это впле­те­но в ткань ро­ма­на на­столь­ко гар­мо­нич­но, на­столь­ко ис­крен­не, что чи­та­тель по­ни­ма­ет – вот это и есть жизнь.

Ро­ман М.Ка­га­но­ви­ча мож­но на­звать сво­е­об­раз­ным па­мят­ни­ком штет­лу, опи­сан­но­му клас­си­ка­ми ли­те­ра­ту­ры на идиш Шо­лом-Алей­хе­мом, Мой­хер-Сфо­ри­мом, Пе­ре­цем. Это па­но­рам­ное ви­де­ние ме­с­теч­ка, от­сту­пив­ше­го в про­шлое, но жи­во­го в кол­лек­тив­ной па­мя­ти бла­го­да­ря тра­ди­ции, по ко­то­рой из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, от от­ца к сы­ну пе­ре­да­ют ев­реи па­мять о сво­ём ро­де, о де­душ­ки­ном на­пе­ве. В ро­ма­не Ка­га­но­ви­ча, как и в ро­ма­не Мар­ке­са «Сто лет оди­но­че­ст­ва», со­су­ще­ст­ву­ют и пе­ре­се­ка­ют­ся (ре­аль­но, в ви­де­ни­ях Рив­ки, в вос­по­ми­на­ниях рас­сказ­чи­ка) не­сколь­ко по­ко­ле­ний, а умер­шие не ухо­дят на­всег­да. На­хо­дясь в не­по­сти­жи­мой эк­зи­с­тен­ции, они пре­бы­ва­ют не­по­да­лё­ку от сво­их близ­ких и при­хо­дят к ним, что­бы пре­ду­пре­дить об опас­но­с­ти или пред­ска­зать бу­ду­щее.


Ирина ЛОГВИНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования