Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 23.04.2010

Бесы веруют и трепещут

Николай Коняев
Николай Коняев

«Мал зо­лот­ник, да до­рог» – шу­тей­ная по тек­с­ту и по ка­че­ст­ву кни­жеч­ка «Пётр Пер­вый и его птен­цы», до­став­ша­я­ся мне на днях, до­ро­га не столь­ко сло­вом, сколь­ко весь­ма ши­ро­ким про­ст­ран­ст­вом для мыс­ли, ос­тав­лен­ным ав­то­ром меж­ду строк. Пре­до­ста­ви­лась вдруг ред­кая воз­мож­ность про­чи­тать в этом про­ст­ран­ст­ве ми­с­ти­че­с­кие под­ст­роч­ни­ки та­ин­ст­вен­но­го ба­лов­ня судь­бы Ни­ко­лая Ко­ня­е­ва. На су­ще­ст­во­ва­ние не­кой хи­т­ро­с­ти спле­те­ний ду­хов пи­са­те­ля мно­гие го­ды на­ме­ка­ла мне ду­ша, уг­рю­мо-мол­ча­ли­во му­ча­ясь при чте­нии. Я так дол­го не мог­ла по­нять её – в чём де­ло, что ей на­до?

Ав­тор, ко­неч­но, не толь­ко ма­с­те­ро­ви­тый, да­ро­ви­тый, де­ло­ви­тый, но и до­ста­точ­но та­лант­ли­вый, су­дя по офи­ци­аль­но­му при­зна­нию его лич­но­с­ти вы­со­ки­ми струк­ту­ра­ми вла­с­ти. Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич – глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Ав­ро­ра», пред­се­да­тель пра­во­слав­но­го об­ще­ст­ва пи­са­те­лей Санкт-Пе­тер­бур­га, се­к­ре­тарь Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии, член Со­ве­та Все­мир­но­го рус­ско­го на­род­но­го Со­бо­ра. По ны­неш­ним мер­кам – ти­пич­ный па­т­ри­от-про­фес­си­о­нал, не­об­хо­ди­мый для мас­сов­ки книж­ный ин­тел­ли­гент.

Твор­че­ст­во Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча рас­тёт и рас­тёт, но толь­ко не вглубь, а вширь. Над­рыв­ный, па­те­тич­ный, су­саль­ный «ру­со­фил», он лов­ко и ак­ку­рат­но под­би­ра­ет хо­ро­шую те­му и ма­с­те­рит ос­но­ву для об­ще­ст­вен­но­го мне­ния, при этом стро­го со­блю­дая рам­ки раз­ре­шён­но­го.

Ми­т­ро­по­лит Ио­анн, Сер­гей Есе­нин, Ва­лен­тин Пи­куль, А.Со­лже­ни­цын, Н.Руб­цов, ге­не­рал Вла­сов, свя­той Ев­ге­ний Ро­ди­о­нов, М.Шо­ло­хов – та­кой стран­ный, не­од­но­род­ный и не­ло­гич­ный ряд ве­ли­ких лич­но­с­тей рус­ской ис­то­рии объ­е­ди­нил Н.М. Ко­ня­ев сво­им твор­че­ст­вом. Иде­о­ло­ги­че­с­кий пу­та­ник по­ст­ро­ил своё ли­те­ра­тур­ное бла­го­по­лу­чие на тра­ге­ди­ях по­гиб­ших жерт­вен­ни­ков-со­зи­да­те­лей, как рез­вый боль­ше­ви­чок в «пу­пей­ке» на раз­ва­ли­нах цар­ской Рос­сии.

Без вы­со­кой под­держ­ки Ко­ня­ев – кто? Не знаю. Что­бы хо­ро­шо дер­жать­ся, нуж­но уметь ба­лан­си­ро­вать. Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич в со­вер­шен­ст­ве ов­ла­дел слож­ней­шим ис­кус­ст­вом эк­ви­ли­б­ри­с­ти­ки, по­ма­хи­вая ше­с­том на­пра­во-на­ле­во, на­шим и ва­шим, он мно­гие го­ды дер­жит лич­ное мно­го­фи­гур­ное рав­но­ве­сие.

На ста­ру­ху бы­ва­ет про­ру­ха, и тог­да ма­с­тер-цир­кач-ка­на­то­хо­дец сры­ва­ет­ся со стру­ны и ле­тит в без­дну. Хо­ро­шо, ес­ли у не­го есть стра­хов­ка, – ос­та­нет­ся жить. Од­на­ко факт па­де­ния для зри­те­лей – все­гда по­тря­се­ние.

Кни­га Ни­ко­лая Ко­ня­е­ва «Пётр Пер­вый и его птен­цы», о ко­то­рой, соб­ст­вен­но, и речь, из­да­на в Санкт-Пе­тер­бур­ге из­да­тель­ст­вом «Ка­мея» в 2010 го­ду. Со­сто­ит из ко­рот­ких рас­ска­зов – то ли это прит­чи, то ли сказ­ки, то ли анек­до­ты, то ли юмо­ре­с­ки, то ли пла­чи – труд­но ска­зать. Ни то ни сё, не­что ни­что ни­ка­кое, в псев­до­на­род­ном сти­ле «под Шер­ги­на».

В пер­вом рас­ска­зи­ке кни­жи­цы («Ма­ти­ца») царь Пётр изо­б­ра­жён как ма­тер­шин­ник. Пи­са­тель Ко­ня­ев ви­дит ца­ря та­ким, хо­тя рус­ский на­род счи­та­ет: «ни­кто про­тив Бо­га и про­тив ца­ря», «од­но­му Бо­гу го­су­дарь от­вет дер­жит».

В сле­ду­ю­щей прит­че «По­че­му на Ру­си куль­ту­ру за­ве­с­ти не уда­лось» – царь Пётр изо­б­ра­жён гряз­ным, не­мы­тым ду­рач­ком, хо­тя рус­ский на­род счи­та­ет: «где царь – там и прав­да».

В юмо­ре­с­ке «Пе­т­ров­ские ука­зы» – Ко­ня­ев ри­су­ет рус­ско­го ца­ря и во­все пси­хи­че­с­ки боль­ным иди­о­том: «но­га­ми за­то­пал, гла­зи­ща­ми за­во­ро­чал, пле­чом за­дёр­гал – на­си­лу ус­по­ко­и­ли». А рус­ский на­род счи­та­ет: «не су­ди­ма во­ля цар­ская», «нет боль­ше ми­ло­сер­дия, как в серд­це ца­ре­вом».

В анек­до­те «Пётр Пер­вый – ку­риль­щик» ца­ре­вна Со­фья яко­бы бо­рет­ся с ку­ре­ни­ем, за что царь Пётр «со­брал сол­дат и про­гнал Со­фью», ос­тав­шись за­яд­лым ку­риль­щи­ком. А рус­ский на­род счи­та­ет: «серд­це ца­ре­во – в ру­це Бо­жь­ей». «Без Бо­га свет не сто­ит, без ца­ря зем­ля не пра­вит­ся».

В бай­ке «За­чем Пётр пе­ре­ли­вал ко­ло­ко­ла на пуш­ки» – ре­фор­мы ца­ря на­зва­ны за­ра­зой, ко­то­рую унич­то­жа­ет ко­ло­коль­ный звон, по­че­му и пе­ре­ли­ли ко­ло­ко­ла на пуш­ки. А рус­ский на­род счи­та­ет: «Бог на не­бе, царь на зем­ле».

Мне­ние рус­ско­го на­ро­да, сло­жив­ше­е­ся в ве­ках и уза­ко­нен­ное в по­сло­ви­цах и по­го­вор­ках, как-то со­вер­шен­но рас­хо­дит­ся с мне­ни­ем пи­са­те­ля, пре­тен­ду­ю­щим на рус­скость.

В пла­че «Па­с­пор­та» ма­с­тер Ко­ня­ев од­ним взма­хом сво­е­го ма­с­тер­ка, как опыт­ный ка­мен­щик, при­пе­ча­тал пер­вой им­пе­ра­т­ри­це про­шлое прач­ки. «Од­наж­ды, вы­пив­ши, пред­ло­жил свою ру­ку и серд­це де­ви­це, ко­то­рая у фельд­мар­ша­ла Ше­ре­ме­ть­е­ва бе­льё сти­ра­ла». Что ска­зать на это рус­ско­му на­ро­ду? «Не ве­да­ет царь, что де­ла­ет псарь», но «у ца­ря ру­ки дол­ги».

В рас­ска­зе «В ми­ну­ты от­ды­ха» Рос­сий­ский Им­пе­ра­тор и во­все тра­вит до смер­ти лю­дей вод­кой. Убий­ца, ука­зуя на умер­ше­го, рек­ла­ми­ру­ет вред ал­ко­го­ля.

В по­ба­сён­ке «Каз­ни пе­т­ров­ские» – Пётр пред­ста­ёт глу­по­ва­тым ска­зоч­ным царь­ком-ти­ра­ном, ве­ша­ю­щим всех под­ряд.

В сказ­ке «Вин­ные ба­бы» – изо­б­ра­жён рас­пут­ни­ком и браж­ни­ком. Там же по­пут­но и бу­ду­щая им­пе­ра­т­ри­ца Ека­те­ри­на Алек­се­ев­на эк­ви­ли­б­ри­с­ти­че­с­ки на­зва­на «вин­ной ба­бой», то бишь про­сти­тут­кой.

Пе­сен­ка «Хо­ро­шая вещь» – об­ли­ча­ет ца­ря Пе­т­ра Пер­во­го, как си­фи­ли­ти­ка. «С си­фи­ли­сом-та­ки че­ло­век бы­с­т­ро ум­неть на­чи­на­ет. – Это вер­но…– и тут со­гла­ша­ет­ся Пётр. – Я и сам чув­ст­вую, что при­бы­ва­ет ума».

В «Пря­ни­ках» – царь дан в об­ра­зе мо­шен­ни­ка, в «При­быль­щи­ке» – по­ка­зан сре­б­ро­люб­цем, в «Пётр Пер­вый и ко­роль Ав­густ» – не­адек­ват­ным де­би­лом. В рас­ска­зе «Прут­ский по­ход» го­су­дарь го­рю­нит­ся: «Так дер­жа­ву ведь, Саш­ка, жал­ко…Я же её яв­рею от­дал».

Кто и что от­дал «яв­рею», Ни­ко­лаю Ми­хай­ло­ви­чу нуж­но са­мо­му тре­пет­но уточ­нить.

В каж­дой шут­ке, го­во­рят, есть до­ля прав­ды. Ес­ли, ко­неч­но, это шут­ка, а не ёр­ни­ча­нье, не из­де­ва­тель­ская на­смеш­ка над ис­то­ри­ей Рос­сии, над рус­ским на­ро­дом и над пра­во­слав­ным уче­ни­ем о цар­ской вла­с­ти.

Соб­ст­вен­но го­во­ря, все эти сло­ва бы­ли бы лег­ко­вес­ны, ес­ли бы не за­клю­чи­тель­ные анек­до­ти­ки кни­жи­цы. Поз­воль­те про­ци­ти­ро­вать раз­го­вор мо­на­ха и ца­ря в прит­че «Пётр Пер­вый и Фе­о­фан Про­ко­по­вич».

«– Я браж­ник, Го­су­дарь, но я не ду­рак… Я ви­жу, кто пе­ре­до мною. С то­бою ни­кто ведь из по­тен­тан­тов и близ­ко срав­нить­ся не мо­жет. Раз­ве толь­ко Хри­с­тос, Гос­подь наш… И прав­ду от те­бя не скрыть – ты всё на­ск­возь ви­дишь, луч­ше сра­зу по­ка­ять­ся…

Пе­т­ру I очень по­нра­ви­лось, что Фе­о­фан Про­ко­по­вич его с Хри­с­том срав­нил. Пётр очень прав­ду лю­бил…»

Прав­ду лю­бил…

Прав­ду лю­бил Пётр… Хри­с­том был… По­ма­зан­ни­ком Бо­жь­им... Вот так срав­не­ние по­сле все­го ска­зан­но­го вы­ше…

Что – это? А, Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ко­ня­ев?

То­ва­рищ пред­се­да­тель пра­во­слав­но­го об­ще­ст­ва пи­са­те­лей ве­ли­ко­го и слав­но­го го­ро­да Санкт-Пе­тер­бур­га, се­к­ре­тарь Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии и член Со­ве­та Все­мир­но­го рус­ско­го на­род­но­го Со­бо­ра, это Вы от име­ни пра­во­слав­ных пи­са­те­лей, се­к­ре­та­ри­а­та Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии и все­го рус­ско­го на­ро­да под­во­ди­те итог ха­рак­те­ри­с­ти­ки, дан­ной лич­но ва­ми рус­ско­му ца­рю Пе­т­ру I? Не смею уточ­нять во­прос.

Впро­чем, за­да­вать во­про­сы пи­са­тель не дол­жен. Пи­са­тель дол­жен за­да­вать от­ве­ты. И вот при­хо­дит­ся за­дать от­вет: Ва­ша мы­ло­вар­ня взо­рва­лась.

 

Есть у ма­с­те­ра Ко­ня­е­ва рас­сказ от пер­во­го ли­ца, в ко­то­ром его друг-маль­чиш­ка спас­ся от вол­ков, чи­тая мо­лит­ву «От­че наш». Хо­ро­ший рас­сказ. Стая вол­ков се­ме­ни­ла сле­дом, а маль­чик шёл впе­ре­ди них с мо­лит­вою до са­мой де­рев­ни. Не на­па­ли на не­го вол­ки. Ма­лень­кий Ко­ля Ко­ня­ев за­пом­нил этот слу­чай на всю жизнь и от­крыл свою лич­ную «фор­му­лу спа­се­ния» – «Что­бы не со­жра­ли вол­ки, что­бы иметь ужин и ноч­лег – нуж­но все­гда го­во­рить сло­ва о Бо­ге».

«Де­ли­кат­ное вза­им­ное вра­ньё – есть поч­ти пер­вое ус­ло­вие рус­ско­го об­ще­ст­ва – со­бра­ний, ве­че­ров, клу­бов…» – пи­сал Ф.М. До­сто­ев­ский. Те­перь это «де­ли­кат­ное вза­им­ное вра­ньё» ве­ли­ча­ют «тер­пи­мо­с­тью и то­ле­рант­но­с­тью».

А ес­ли не врать, ес­ли по-че­ст­но­му, то та­кая фор­ма де­я­тель­но­с­ти «чёр­но­го кар­ди­на­ла» Ни­ко­лая Ко­ня­е­ва – не язы­че­ст­во, не идо­ло­по­клон­ст­во, где «бе­сы ве­ру­ют и тре­пе­щут», это на­сто­я­щее изы­с­кан­ное, эк­ви­ли­б­ри­с­ти­че­с­кое, не­уло­ви­мо-ртут­ное, смер­то­нос­ное ан­ти­хри­с­ти­ан­ст­во. Ес­ли вы в этом со­мне­ва­е­тесь, чи­тай­те ука­зан­ную кни­гу – ис­точ­ник ан­ти­зна­ний.


Елена РОДЧЕНКОВА,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования