Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №17. 30.04.2010

Правда для служебного пользования

Михаил Дудин
Михаил Дудин

Ми­ха­и­ла Ду­ди­на мне от­крыл Ва­лен­тин Кур­ба­тов. Я-то очень дол­го счи­тал по­эта при­корм­лен­ным вла­с­тью гра­фо­ма­ном и не по­ни­мал, как этот сла­бый на лесть че­ло­век в вой­ну со­чи­нил изу­ми­тель­ную пес­ню «Со­ло­вьи» (от стра­ха, что ли?). Но бо­лее все­го мне про­тив­но бы­ло, что страш­ной осе­нью 1993 го­да Ду­дин, по­лу­чив­ший при ком­му­ни­с­тах всё, что толь­ко мож­но, под­пи­сал пись­мо груп­пы ра­ди­каль­ных пи­са­те­лей с при­зы­вом раз­да­вить «га­ди­ну», ко­то­рое гро­зи­ло обер­нуть­ся но­вой граж­дан­ской вой­ной. Но у Кур­ба­то­ва ока­за­лось иное мне­ние. Он уви­дел в по­след­них сти­хах Ду­ди­на рас­ка­яв­ше­го­ся греш­ни­ка, про­тя­нув­ше­го ру­ки к Бо­гу.

Ми­ха­ил Алек­сан­д­ро­вич Ду­дин ро­дил­ся 7 (по но­во­му сти­лю 20) но­я­б­ря 1916 го­да в де­рев­не Клев­не­во Ива­нов­ской гу­бер­нии. Он ра­но оси­ро­тел. Ког­да при­шло вре­мя оп­ре­де­лять­ся, осо­бо­го вы­бо­ра у не­го не бы­ло: как и мно­гие дру­гие зем­ля­ки, пар­ниш­ка по­сту­пил в ива­нов­скую тек­с­тиль­ную фа­б­ри­ку-шко­лу. Но по­сле шко­лы при­яте­ли убе­ди­ли, что ему на­до ид­ти не на ткац­кое про­из­вод­ст­во, а в га­зе­ту. Ну а в 1939 го­ду его при­зва­ли в ар­мию.

Пер­вую кни­гу «Ли­вень» Ду­дин вы­пу­с­тил в 1940 го­ду в Ива­но­во-Воз­не­сен­ске. Но впос­лед­ст­вии он пе­ре­пе­ча­ты­вал из неё лишь сти­хо­тво­ре­ние «Ли­с­то­пад».

Ду­дин счи­тал, что как по­эт он сфор­ми­ро­вал­ся в бо­ях на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке. Ему по­вез­ло. Его фрон­то­вая те­т­ра­доч­ка в 1941 го­ду по­па­ла к Ни­ко­лаю Ти­хо­но­ву, и тот уз­рел в не­зна­ко­мом ав­то­ре род­ст­вен­ную ду­шу, ото­б­рав для жур­на­ла «Звез­да» не­сколь­ко сти­хо­тво­ре­ний. Поз­же пар­тий­ный кри­тик Алек­сандр Дым­шиц по-ка­зён­но­му су­хо вспо­ми­нал, как в кон­це 1941 го­да Ду­дин по­явил­ся на се­вер­ных ру­бе­жах Ле­нин­гра­да: «Это был, во-пер­вых, не­ис­то­щи­мо ос­т­ро­ум­ный по­эт, ма­с­тер са­ти­ри­че­с­кой им­про­ви­за­ции. Его сти­хо­твор­ные фе­ль­е­то­ны, под­пи­сан­ные псев­до­ни­мом «Еф­рей­тор Ми­но­мё­тов», с ув­ле­че­ни­ем чи­та­лись чи­на­ми Ле­нин­град­ско­го фрон­та. Его сти­хо­твор­ные под­пи­си под ка­ри­ка­ту­ра­ми, мет­кие эпи­грам­мы, риф­мо­ван­ные га­зет­ные шап­ки бес­по­щад­но ра­зи­ли вра­га. <...> Во-вто­рых, это был от­лич­ный ли­ри­че­с­кий по­эт, от­зы­вав­ший­ся на ос­т­рые об­ще­ст­вен­ные те­мы. <...> В-тре­ть­их, это был взвол­но­ван­ный и тон­кий ли­рик люб­ви и при­ро­ды. Мы слу­ша­ли его пре­крас­ные сти­хи, по­свя­щён­ные И.Т. – бу­ду­щей по­дру­ге его жиз­ни, и мы ра­до­ва­лись ком­со­моль­ски чи­с­той, сол­дат­ски неж­ной лю­бов­ной ли­ри­ке».

По­том своё пле­чо Ду­ди­ну под­ста­вил Па­вел Ан­то­коль­ский. Он в 1943 го­ду по­мог ему из­дать сбор­ни­чек «Сти­хи».

На вой­не Ду­дин со­чи­нил прон­зи­тель­ные сти­хи «Со­ло­вьи». Они за­кан­чи­ва­лись для то­го вре­ме­ни очень не­при­выч­но. По­эт пи­сал:

 

Я слав­лю смерть во имя на­шей

жиз­ни.

О мёрт­вых мы по­го­во­рим по­том.

 

Ко­мис­са­ры ис­пы­та­ли шок. К та­кой сол­дат­ской пря­мо­те они при­уче­ны ещё не бы­ли.

И эта пря­мо­та по­том Ду­ди­ну ещё не раз аук­ну­лась. Так, 3 ав­гу­с­та 1945 го­да за­ме­с­ти­тель на­чаль­ни­ка уп­рав­ле­ния про­па­ган­ды и аги­та­ции ЦК ВКП(б) А.М. Его­лин спе­ци­аль­но за­ос­т­рил вни­ма­ние пар­тий­но­го ру­ко­вод­ст­ва на пуб­ли­ка­ци­ях по­эта в ле­нин­град­ском жур­на­ле «Звез­да». В сво­ей до­клад­ной за­пи­с­ке на имя се­к­ре­та­ря ЦК Г.М. Ма­лен­ко­ва пар­тий­ный чи­нов­ник под­чёр­ки­вал, что Ду­дин во вступ­ле­нии к по­эме «Ко­с­тёр на пе­ре­крё­ст­ке», раз­мы­ш­ляя о судь­бах мо­ло­дё­жи в дни вой­ны, «ри­су­ет мрач­ную бе­зы­с­ход­ную кар­ти­ну». В до­ка­за­тель­ст­во Его­лин при­вёл сле­ду­ю­щие стро­ки по­эта:

 

На ко­со­гор взби­ра­ет­ся тро­па,

В сы­рой тра­ве жел­те­ют че­ре­па,

Чер­то­по­ло­хом за­рос­ли око­пы,

В во­рон­ках рва­ных ржа­вая во­да, –

Здесь юно­с­ти пе­чаль­ной на­всег­да

Пе­ре­пле­лись и обо­рва­лись тро­пы.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я знаю всё. Я ел сол­дат­ский хлеб.

Я ви­дел столь­ко го­ря. Я ос­леп.

Я ра­зу­чил­ся в вос­кре­се­нье ве­рить.

Гни­лую на­кипь жел­чи и то­с­ки

До гро­бо­вой не­ст­ру­га­ной до­с­ки

Мне ни­ка­кою мер­кой не из­ме­рить.

Дру­зья мои, то­ва­ри­щи мои!

Для вас уже окон­чи­лись бои!

Вы рас­счи­та­лись пол­но­стью.

Вы кви­ты.

Лишь со­весть го­во­рит мне:

«Не ту­ши

Го­ря­чий свет обуг­лен­ной ду­ши,

Ты здесь один». Пла­ку­чие ра­ки­ты

Не ше­ле­с­тят ли­ст­вой сре­ди мо­гил.

О, как мне этот ти­хий воз­дух мил!

И я его по­коя не на­ру­шу.

 

Его­лин пред­ла­гал при­нять к Ду­ди­ну и дру­гим пес­си­ми­с­там ме­ры пар­тий­но­го воз­дей­ст­вия. Хо­тя по­эт не вы­ска­зал и со­той ча­с­ти то­го, что у не­го тог­да на­бо­ле­ло на ду­ше. Он по­ни­мал, что всю прав­ду до­не­с­ти до на­ро­да мож­но бу­дет ещё не ско­ро. Лишь на за­ка­те сво­ей жиз­ни Ду­дин вос­кре­сил дру­гую кар­ти­ну:

 

Мы ни­че­го не про­сим

И не дро­жим как лист.

Нас с дре­ва жиз­ни осень

Как ли­с­тья рвёт и ко­сит.

А сла­ву мёрт­вых но­сит

Бес­смерт­ный осо­бист.

 

Уже в бреж­нев­скую эпо­ху Ду­дин пре­вра­тил­ся в зна­мя офи­ци­о­за. Он по­лу­чил зва­ние Ге­роя Со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го Тру­да и Гос­пре­мии СССР и Рос­сии, его дваж­ды из­би­ра­ли в Вер­хов­ный Со­вет Рос­сии.

Впро­чем, в уз­ких кру­гах по­эт да­же в го­ды за­стоя имел сов­сем дру­гую ре­пу­та­цию – все­по­ни­ма­ю­ще­го ве­сель­ча­ка-ба­ла­гу­ра. Об этой его ипо­с­та­си впос­лед­ст­вии хо­ро­шо рас­ска­зал ру­мын­ский ли­те­ра­ту­ро­вед Ду­ми­т­ру Ба­лан. Как счи­тал Ба­лан, Ду­дин со­здал ори­ги­наль­ную кол­лек­цию по­эти­че­с­ких шар­жей на пи­са­те­лей. Эта кол­лек­ция, от­ме­чал Ба­лан, «ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­то­чен­ным ос­т­ро­уми­ем, ос­но­ван­ным на бле­с­тя­щей иг­ре слов, ка­лам­бу­рах, как, на­при­мер, в «Эле­гии не­до­уме­ния»: «Я Гам­за­то­ва Ра­су­ла / И раз­де­ла, и ра­зу­ла, / В эту страш­ную ме­тель / Уло­жи­ла спать в по­стель. // По­че­му ж ме­ня Ра­сул / Не раз­дел и не ра­зул?» Из уви­дев­ших свет за по­след­ние го­ды сти­хов Ду­ди­на при­во­жу ещё од­ну эпи­грам­му, со­чи­нён­ную им на од­ном из съез­дов Со­ю­за пи­са­те­лей на то­го же Ра­су­ла Гам­за­то­ва: «На­след­ст­ва изо­то­пы / Оп­ро­вер­га­ют ложь. / Ра­сул с по­зи­ций ж... / На Пуш­ки­на по­хож», и экс­промт, на­пи­сан­ный на от­ды­хе в Га­г­рах: «Я от Га­г­ры до Су­ху­ми / Пре­да­ю­ся горь­кой ду­ме. / По­то­му что здесь по су­ти / На ау­ли­цах алю­ди. // В смыс­ле бы­та / В это ле­то / Мно­го пи­то, / Ма­ло ето. / Есть пе­чаль­ные мо­мен­ты / В жиз­ни твор­че­с­ких лю­дей: / По­жи­лые им­по­тен­ты / Ищут опыт­ных б...». И в са­мые кру­тые вре­ме­на Ду­дин не пе­ре­ста­вал об­ра­щать­ся к ра­зя­ще­му сло­ву са­ти­ры; так, на­при­мер, в раз­гар ан­ти­ко­с­мо­по­ли­ти­че­с­кой кам­па­нии он на­пи­сал от име­ни до­яр­ки-па­т­ри­от­ки вы­со­ко­пар­ный мо­но­лог, за­кан­чи­вав­ший­ся стро­ка­ми: «Мне за­пах род­но­го на­во­за / До­ро­же па­риж­ских ду­хов». В се­ре­ди­не 60-х го­дов он про­чтёт по­эту На­уму Кор­жа­ви­ну сле­ду­ю­щую – сме­лую для то­го пе­ри­о­да – по­ли­ти­че­с­кую эпи­грам­му: «Здрав­ст­вуй, Ви­тя Ве­т­ря­ков, / Что ты сде­лал для ве­ков? / – Ни­че­го ве­кам не сде­лал – / Про­слав­лял боль­ше­ви­ков». При­сталь­но­с­ти са­ти­ри­че­с­ко­го взгля­да Ду­ди­на не из­бе­жа­ли и за­ду­ман­ные и на­ча­тые пе­ре­ме­ны вре­мён М.Гор­ба­чё­ва: «Ле­жит ми­лая в по­сте­ли, / А я ле­жу под кой­кою. / Как же мы до­стиг­нем це­ли / С этой пе­ре­ст­рой­кою?» (Д.Ба­лан. Рус­ская по­эзия ХХ ве­ка. Бу­ха­рест, 1997).

Од­на­ко по­сле 1991 го­да Ду­дин ос­тал­ся без ни­че­го. Он пи­сал:

 

Ос­та­лось жиз­ни ма­ло,

И жизнь идёт не так,

О чём ду­ша мол­ча­ла,

О чём ду­ша кри­ча­ла,

Нель­зя на­чать сна­ча­ла

В по­след­ней из атак.

 

В это тра­ги­че­с­кое вре­мя по­эт не то что­бы пол­но­стью от­кре­с­тил­ся от про­шло­го. Он по­нял дру­гое, что дол­го шёл не той до­ро­гой, ка­кой бы сле­до­ва­ло. Его не слу­чай­но по­сле 1991 го­да всё ча­ще ста­ли по­се­щать мыс­ли о Бо­ге.

 

К оск­вер­нён­но­му ха­мом хра­му

Мо­жет быть, и вер­нём­ся мы, –

 

роб­ко вы­ра­зил Ду­дин свою на­деж­ду.

Умер по­эт 31 де­ка­б­ря 1993 го­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге. По­хо­ро­ни­ли его в ива­нов­ском се­ле Вя­зов­ское на по­го­с­те Воз­не­сен­ской церк­ви. И толь­ко спу­с­тя два го­да пи­тер­ские из­да­те­ли вы­пу­с­ти­ли глав­ную кни­гу Ду­ди­на – «До­ро­гой кро­ви по до­ро­ге к Бо­гу».


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования