Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18-19. 14.05.2010

Писатель печали: Виктор Лихоносов

Два друга: актёр Юрий НАЗАРОВ и Виктор ЛИХОНОСОВ
Два друга: актёр Юрий НАЗАРОВ и Виктор ЛИХОНОСОВ

 – О чём мож­но ду­мать в эти май­ские дни? – пе­респрашивает Вик­тор Лихо­носо­в. – Мы скло­ня­ем го­ло­ву пе­ред те­ми, кто во­е­вал за на­шу Ро­ди­ну, и бла­го­да­рим тех, кто ещё жив. Мы от­да­ём им по­че­с­ти, лю­бим и жа­ле­ем на­шим ве­те­ра­нов. Мно­гое с тех пор в рус­ском че­ло­ве­ке пе­ре­ро­ди­лось.

Я вот уже ка­кой год бьюсь на Ку­ба­ни за дом Кор­ни­ло­ва. Бо­юсь, что бо­га­тые лю­ди за­хва­тят его и ус­та­но­вят там «стек­лян­ные че­мо­да­ны». А меж­ду тем в этом до­ме не про­сто по­гиб сам Кор­ни­лов, в нём свер­ша­лась ис­то­рия.

Вспо­ми­наю в эти дни я и сво­е­го от­ца, ко­то­рый по­гиб в 1943 го­ду в За­по­ро­жье. Я рос без не­го. Ни­ког­да не за­бу­ду, как он го­во­рил нам с ма­те­рью: «Вот вой­на за­кон­чит­ся, и я уве­зу вас от­сю­да – на юг». В па­мять об этом я сам и пе­ре­ехал. Хо­чу на­пи­сать вос­по­ми­на­ния об от­це, о ма­те­ри. По­мню, как ма­туш­ка ме­ня раз­бу­ди­ла 9 мая тем, что в от­кры­тые став­ни кри­ча­ла, что вой­на кон­чи­лась.

Сей­час ста­но­вит­ся очень горь­ко от­то­го, что с на­шей стра­ной про­ис­хо­дит. Мы вспо­ми­на­ем тех, кто сло­жил жиз­ни за Ро­ди­ну. Но ес­ли на­ши пра­ви­те­ли так лег­ко от­да­дут Рос­сию, то как смо­т­реть в гла­за тем ве­те­ра­нам, кто ещё жив се­го­дня?

Ре­ко­мен­дую всем по­ча­ще вспо­ми­нать рас­сказ Ев­ге­ния Но­со­ва «Фа­гот», глав­ный ге­рой ко­то­ро­го пре­тер­пел мно­го не­при­ят­но­с­тей, в том чис­ле – кол­лек­ти­ви­за­цию. Но­сов был боль­шим ху­дож­ни­ком, не­же­ли Ас­та­фь­ев. Он по­ка­зал рус­ско­го че­ло­ве­ка в его судь­бе. Ев­ге­ний Ива­но­вич – один из са­мых рус­ских пи­са­те­лей.

Ещё хо­чу вспом­нить о по­зд­них ро­ма­нах Тол­сто­го. Сей­час ведь ни­кто ни­ко­го не жа­ле­ет, а вспом­ни­те, как жа­лел Тол­стой? Об этом я бу­ду го­во­рить на сес­сии (Тол­сто­вские чте­ния).

Всё это, на пер­вый взгляд, ма­ло свя­за­но меж­ду со­бой, но свя­за­но в мо­ей ду­ше: вой­на ста­рая и Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная, мать, отец…

– Как в Крас­но­да­ре от­пра­зд­но­ва­ли День По­бе­ды?

– На­ко­нец фрон­то­ви­кам да­ли квар­ти­ры. Но всем или нет, точ­но не знаю. Хо­тя вряд ли кто-то ещё ос­тал­ся без квар­ти­ры. Гу­бер­на­тор у нас на Ку­ба­ни ис­пол­ни­тель­ный: ес­ли при­каз свер­ху спу­с­ти­ли, то он обя­за­тель­но вы­пол­нит. Не­по­нят­но толь­ко, по­че­му это­го не сде­ла­ли рань­ше.

– Смо­т­ри­те ли вы те­ле­ви­зор? Что вас ра­ду­ет, что огор­ча­ет?

– Те­ле­ви­зор я не смо­т­рю. В по­след­нее вре­мя я стал жить во­об­ще ка­кой-то дру­гой жиз­нью. Тя­же­ло всё ви­деть, что по те­ле­ви­зо­ру по­ка­зы­ва­ют. По­тря­са­ет да­же не то, что о по­ли­ти­ке го­во­рят, а бес­че­ло­веч­ность. Бес­че­ло­веч­ность – да­же в ин­то­на­ции те­ле­ве­ду­щих. Да­же ес­ли по­ка­зы­ва­ют ка­кую-то хо­ро­шую пе­ре­да­чу, то всё рав­но в ней нет ни­че­го со­кро­вен­но­го, еван­гель­ско­го. По­сле те­ле­ви­зо­ра, как и по­сле ком­пью­те­ра, я чув­ст­вую, что мною слов­но бы злой дух ов­ла­де­ва­ет, да­же со сном про­бле­мы на­чи­на­ют­ся.

– Над чем сей­час ра­бо­та­е­те?

– Сей­час до­ра­ба­ты­ваю «Оди­но­кие ве­че­ра в Пе­ре­сы­пи» – о Та­ма­ни и о Си­би­ри… За­тем пла­ни­рую на­пи­сать да­же не до­пол­не­ния, а при­ста­воч­ку к ро­ма­ну «Наш ма­лень­кий Па­риж», ко­то­рый окан­чи­вал­ся 1972 го­дом. Пи­шу о том, что бы­ло уже по­сле – обо всём по­нем­но­гу. По­сколь­ку я ос­та­вил сво­их ге­ро­ев трид­ца­ти­лет­ни­ми, жал­ко ста­вить точ­ку. По­лу­ча­ет­ся, что од­на и та же те­ма од­ним стерж­нем про­шла че­рез всю мою жизнь. Не по­то­му, что не бы­ло ни­че­го дру­го­го, а по­то­му что са­мое ра­нее ста­но­вит­ся со вре­ме­нем са­мым со­кро­вен­ным, буд­то про­щаль­ным. Это не зна­чит, что я с кем-то про­ща­юсь. Это та­кое эле­ги­че­с­кое вос­тор­жен­ное чув­ст­во, ко­то­рое воз­вра­ща­ет ме­ня к сво­ей жиз­ни, к сво­ей мо­ло­до­с­ти.

Вос­по­ми­на­ния жи­вы во мне до сих пор. Как сей­час ви­жу па­ро­воз с те­ля­чь­и­ми ва­го­на­ми, ко­то­рые ве­зут на­ших сол­дат в мае-ию­не 1945 го­да. А ведь тог­да не бы­ло те­ле­ви­де­ния! Но эта па­мять ни­ког­да не со­трёт­ся.

Сей­час я пе­ре­жи­ваю тре­во­гу за на­шу стра­ну, за наш на­род. За­чем пу­с­кать ан­г­лий­ских и аме­ри­кан­ских сол­дат на Крас­ную пло­щадь? С осо­бой бла­го­дар­но­с­тью хо­чет­ся вспом­нить на­ших сол­дат, ко­то­рые по­бе­ди­ли «ко­рич­не­вую чу­му». А сей­час так мно­го кле­ве­ты ста­ло, По­бе­ду при­сва­и­ва­ют се­бе все ко­му не лень. Вот от­че­го обид­но. А на­ши от­цы и бра­тья во­е­ва­ли, их ко­с­точ­ки в зем­ле те­перь ле­жат. Как и ко­с­ти мо­е­го от­ца, по­гиб­ше­го на фрон­те.

– От­кры­ли ли вы для се­бя в по­след­нее вре­мя но­вых пи­са­те­лей?

– Вре­ме­ни, к со­жа­ле­нию, нет. Но в биб­ли­о­те­ку я хо­жу, хо­тя там осо­бо не по­чи­та­ешь. Сей­час ведь жур­на­лов нет! Рань­ше я брал све­жий ли­те­ра­тур­ный жур­нал и по до­ро­ге до­мой пря­мо на хо­ду его чи­тал. А сей­час да­же ког­да в Моск­ву при­ез­жаю – нет ни од­но­го при­лич­но­го жур­на­ла. Име­на со­вре­мен­ных пи­са­те­лей мне зна­ко­мы, но про­из­ве­де­ний я их ни­ка­ких не чи­тал, раз­ве что кри­ти­ку.


Записала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования