Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18-19. 14.05.2010

Так победим

 О Победе, её цене и об условиях, в которых она была одержана, должен писать прежде всего историк, а не политолог. Увы, её первичную оценку, то есть ту, которую дали сами победители, приходится защищать прежде всего в политическом пространстве. Ибо наша Победа принадлежит не только прошлому, как думают историки, но и будущему, на что рассчитывает политолог.

 

Точка воз­вра­та

 

Не бу­дем спо­рить, ка­кой год – 17-й или 45-й – имел боль­шее все­мир­но-ис­то­ри­че­с­кое зна­че­ние. Но для на­шей стра­ны По­бе­да – по фак­ту – ста­ла глав­ным со­бы­ти­ем но­вей­шей ис­то­рии. На этом три­ум­фе, син­те­зи­ро­вав­шем го­су­дар­ст­вен­ную пра­во­ту и на­род­ную пра­вед­ность, стро­ит­ся на­ци­о­наль­ное со­зна­ние уже трёх по­ко­ле­ний. Кста­ти, фи­ло­со­фы и ис­то­ри­ки счи­та­ют, что при­бли­зи­тель­но столь­ко же со­хра­ня­лась ос­мыс­лен­ная па­мять об Оте­че­ст­вен­ной вой­не 1812 го­да. Фор­маль­ная «по­лу­круг­лость» ны­неш­ней да­ты не за­те­ня­ет глав­но­го: по­ка жи­вы те, ко­го мож­но при­гла­сить в сви­де­те­ли, ни­кто не до­ка­жет эфе­мер­ность до­стиг­ну­то­го на­ми в мае 45-го, ни­кто не ли­шит нас на­деж­ды на но­вый три­умф. В этом сущ­но­ст­ном, а не по­ли­ти­че­с­ки-при­клад­ном смыс­ле об­ще­ст­во долж­но мак­си­маль­но про­длить жизнь по­ко­ле­нию по­бе­ди­те­лей. Про­длить в том чис­ле за счёт по­ли­ти­че­с­ко­го так­та, не опу­с­ка­ясь до пи­ар-воз­ни во­круг сим­во­лов по­бед­ной вес­ны. Тем бо­лее что прак­ти­че­с­ки все ве­те­ра­ны, смо­т­ря­щие на нас с эк­ра­на, но­сят не­го­су­дар­ст­вен­ный, но воз­вра­ща­ю­щий их в мо­ло­дость ор­ден Ста­ли­на. Зна­че­ние вож­дя в их – а не все­мир­но-ис­то­ри­че­с­кой – по­бе­де во мно­гом сво­дит­ся к мак­си­ме: «Чем бли­же к Ста­ли­ну, тем даль­ше от Гит­ле­ра». Ска­жем жёст­че: взвин­чи­ва­ние ста­ли­но­фо­бии не­сёт в се­бе и страх пе­ред но­вы­ми ис­пы­та­ни­я­ми, без ко­то­рых по­бе­ды не да­ют­ся. Нуж­но ли ого­ва­ри­вать­ся, что не о пла­хе с то­по­ром и про­чих ГУ­ЛА­Гах идёт речь, а о ди­на­мич­ной со­сре­до­то­чен­но­с­ти на де­лах. Без это­го об­ще­ст­во и го­су­дар­ст­во про­жи­вёт ров­но столь­ко, сколь­ко поз­во­лит це­на на газ. А в ос­таль­ном мож­но сколь угод­но рас­суж­дать, что в той вой­не по­бе­дил На­род, а не ге­не­ра­лис­си­мус.

Ны­неш­няя эпо­ха ста­вит во­про­сы уже со­вре­мен­ни­кам 65-ле­тия. От нас, ко­то­рым ра­но или по­зд­но пред­сто­ит про­стить­ся с по­след­ним сол­да­том По­бе­ды, за­ви­сит, ка­кой она ос­та­нет­ся в ис­то­рии и ос­та­нет­ся ли во­об­ще. Ины­ми сло­ва­ми, на ка­кую ис­то­рию бу­ду­ще­го мы пре­тен­ду­ем? Ра­зу­ме­ет­ся, де­ло не в «крас­ных днях» ка­лен­да­ря, та­су­е­мых с пе­ри­о­дич­но­с­тью смен кон­сти­ту­ций, ес­ли не все­на­род­ных го­ло­со­ва­ний. Речь идёт о на­шей иден­тич­но­с­ти: тот ли мы на­род, ко­то­рый со­тво­рил ту По­бе­ду? А зна­чит, ге­не­ти­че­с­ки спо­со­бен по­вто­рить её в но­вом ци­ви­ли­за­ци­он­ном фор­ма­те. Или сов­сем дру­гой? Ко­неч­но, ны­неш­ние но­си­те­ли но­во­гре­че­с­ко­го (за­меть­те!) язы­ка мо­гут хоть до вто­ро­го При­ше­ст­вия чтить по­двиг трёх­сот спар­тан­цев, а мон­го­лы – ка­но­ни­зи­ро­вать Чин­ги­с­ха­на... Но это уже не жи­вая ис­то­рия со­вре­мен­ни­ков, а часть все­мир­ной ми­фо­ло­гии.

Ата­ка на на­шу По­бе­ду, на её аб­со­лют­ность и свя­щен­ность – не что иное, как по­ку­ше­ние на на­шу иден­тич­ность. Или, что го­раз­до ху­же, по­пыт­ка за­стол­бить сме­ну иден­тич­но­с­ти как свер­шив­ший­ся факт: по­бе­ди­ли, мол, со­вет­ские, а вы, из­ви­ни­те, рос­сий­ские… Про­ще го­во­ря, нас хо­тят сде­лать ман­кур­та­ми, за­быв­ши­ми, от ко­го мы про­изо­ш­ли и ка­кие уро­ки ус­пе­ли из­влечь. Раз­мы­ва­ние вер­си­я­ми и ню­ан­са­ми су­ще­ст­ва про­изо­шед­ше­го 65 лет на­зад – это не про­сто ис­то­ри­че­с­кий кол­ла­бо­ра­ци­о­низм. Это по­пыт­ка ре­ван­ша со сто­ро­ны тех, кто в идей­ном и ду­хов­ном смыс­лах про­иг­рал тог­да, но рас­счи­ты­ва­ет на по­бе­ду за­в­т­ра. Не бу­дем се­бя об­ма­ны­вать: по­ка су­ще­ст­ву­ют го­су­дар­ст­ва, мир не ста­нет се­мь­ёй на­ро­дов – сколь­ко бы мы ни пе­ре­име­но­вы­ва­ли кон­фрон­та­цию в кон­ку­рен­цию. А ООН со всем её меж­ду­на­род­ным пра­вом – не му­д­рый ба­тюш­ка-ар­битр, раз­да­ю­щий всем се­с­т­рам по серь­гам, а эку­ме­ни­че­с­кая бо­га­дель­ня, ку­да мож­но лишь прий­ти по­пла­кать.

Мы не о глян­це­ва­нии соб­ст­вен­ной ис­то­рии – в ней бы­ло вся­кое. Как и у всех. Но ког­да нам на­ме­ка­ют о не­по­мер­но­с­ти це­ны По­бе­ды, о той во­пи­ю­щей гря­зи, ко­то­рую не­сёт в се­бе лю­бая вой­на, за этим ма­я­чит во­прос: а мо­жет, луч­ше бы­ло про­иг­рать? Да­вай­те уж до кон­ца: пи­во бы пи­ли не­мец­кое, да и дис­цип­ли­ни­ро­ва­ли плю­ск­вам­пер­фек­та­ми мозг… Но тог­да у нас не бы­ло бы да­же то­го вы­бо­ра, ко­то­рый обе­ща­ет ны­неш­ний стык энер­ге­ти­че­с­кой и кон­цеп­ту­аль­но-ин­фор­ма­ци­он­ной эпох. Су­дя по се­го­дняш­не­му вли­я­нию на ци­ви­ли­за­ци­он­ные про­цес­сы, мы, как го­во­рят лёт­чи­ки, на­хо­дим­ся на точ­ке воз­вра­та: или в мо­раль­но-во­ле­вом смыс­ле ещё вер­нём­ся в май 45-го, или, рас­кро­шив ис­то­ри­че­с­кий стер­жень, уй­дём в ни­ку­да. Без на­ци­о­наль­но-мо­би­ли­зу­ю­щей идеи как смыс­ла су­ще­ст­во­ва­ния в дан­ном со­ста­ве нам ос­та­ёт­ся толь­ко вла­чить… А вре­мя пред­ла­га­ет не ме­нее слож­ный, чем в 40-х, тест на спо­соб­ность по­беж­дать.

По­бе­да – это го­су­дар­ст­во

 

Ко­неч­но, не толь­ко мы, но и дру­гие на­ро­ды ми­ра об­ла­да­ют та­ки­ми ка­че­ст­ва­ми, как от­ва­га и стой­кость. А по ча­с­ти про­зор­ли­во­с­ти, прак­тич­но­с­ти и ме­не­д­жер­ской хват­ки мно­гие нас не­о­спо­ри­мо пре­вос­хо­дят. По­че­му же в ито­ге по­бе­ди­ли мы, по­пав­шие в на­ча­ле вой­ны в ка­та­ст­ро­фи­че­с­кое по­ло­же­ние? Раз­ме­ры и при­род­ные бо­гат­ст­ва стра­ны, чис­лен­ность её на­се­ле­ния, бе­зус­лов­но, сы­г­ра­ли гу­би­тель­ную для вра­га роль. До­ба­вим сю­да и на­шу пред­по­чти­тель­ную мо­ти­ви­ро­ван­ность за­щи­тить свою Прав­ду. За­щи­та сво­е­го мо­би­ли­зу­ет луч­ше, чем от­ни­ма­ние чу­жо­го. Но по­бе­ду одер­жи­ва­ет не Че­лу­бей или Пе­ре­свет, а го­су­дар­ст­вен­ная ма­ши­на, ока­зав­ша­я­ся у нас эф­фек­тив­нее, чем не­мец­кая. С тем, кто счи­та­ет, что она бы­ла ещё и бо­лее же­с­то­кой, в этом слу­чае спо­рить не бу­дем.

В ко­неч­ном ито­ге мы при­хо­дим к од­но­му и то­му же: для че­го во­об­ще нуж­но го­су­дар­ст­во? Го­су­дар­ст­во нуж­но для ор­га­ни­за­ции но­вой По­бе­ды. Ес­ли она вам не нуж­на, то вы – бомж или в худ­шем слу­чае со­ис­ка­тель грин-кар­ты. Но ес­ли каж­дое по­ко­ле­ние бу­дет не жить, а вы­жи­вать во имя сле­ду­ю­ще­го, а на­ша ци­ви­ли­за­ци­он­ная по­бе­да – от­да­лять­ся с ли­ни­ей го­ри­зон­та, не пре­вра­тит­ся ли она в иде­фикс? – Ко­неч­но, пре­вра­тит­ся, ес­ли не по­стиг­нем во­ен­но-штаб­ную ло­ги­ку ран­жи­ро­ва­ния стра­те­ги­че­с­ких за­дач. А ведь к По­бе­де нас при­ве­ла её цель­ность, а не рас­ст­рель­ные ди­рек­ти­вы вку­пе с ма­те­рин­ски­ми бла­го­сло­ве­ни­я­ми. Что же не­об­хо­ди­мо?

Во-пер­вых, вве­с­ти ре­жим «во­ен­но­го» по­ло­же­ния в де­мо­гра­фи­че­с­кой сфе­ре. Тем бо­лее что «ин­но­ва­ци­он­ные тех­но­ло­гии» в этом де­ле нам точ­но не по­на­до­бят­ся. За­то воз­ме­с­тить жерт­вен­ность «си­бир­ских ди­ви­зий» ны­не долж­на уже Моск­ва, спа­сён­ная ими в 41-м. Для это­го ес­ли и при­дёт­ся пе­ре­но­сить газ­про­мов­скую баш­ню, то тог­да – в Крас­но­ярск или Урен­гой с Сур­гу­том – же­ла­тель­но, ес­ли ка­кой-то из этих го­ро­дов к то­му вре­ме­ни ста­нет сто­ли­цей го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го. Ре­ши­тель­но бо­лее мас­штаб­но­го и слож­но­го, чем зо­на от­вет­ст­вен­но­с­ти Ок­тябрь­ской же­лез­ной до­ро­ги. Во-вто­рых, обес­пе­чить «сдер­жи­ва­ние по всем фрон­там», в дан­ном слу­чае, ли­ха – чу­жо­го, но глав­ное – сво­е­го, ру­ко­твор­но­го. Чу­жое – это об­ще­ст­во по­треб­ле­ния и те­ле­сных ус­лад, ко­то­рое у нас объ­ем­лет в луч­шем слу­чае об­ла­ст­ные цен­т­ры. При­том что де­рев­ня зри­мо со­вер­ша­ет «ре­во­лю­ци­он­ный» пе­ре­скок от со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кой бес­хоз­но­с­ти к пья­но­му фе­о­да­лиз­му. Своё ли­хо?.. Не кор­руп­ция ли и чван­ст­во зна­ти ста­ли для стра­ны «гер­ман­ским фа­шиз­мом и япон­ским ми­ли­та­риз­мом»? Как тут на­счёт за­ко­нов во­ен­но­го вре­ме­ни, «при­ка­за «ни ша­гу на­зад», а то и «смер­ша»?

В-тре­ть­их и по­это­му: экс­трен­ная под­го­тов­ка «ко­манд­но­го со­ста­ва». Сла­ва Бо­гу, не вме­с­то сги­нув­ших в ста­лин­ских ла­ге­рях да не­мец­ких «кот­лах». Что­бы к вла­с­ти ис­пы­ты­ва­ли не мень­шее ува­же­ние, чем к ге­ор­ги­ев­ской лен­точ­ке, ну­жен но­вый уп­рав­ле­нец. Хо­тя бы по ли­цу, на­ме­ре­ни­ям и соб­ст­вен­ным ин­те­ре­сам. Со сто­лы­пин­ским чу­ть­ём пер­спек­ти­вы, де­ми­дов­ско-пу­ти­лов­ской хват­кой «де­ло де­лать, гос­по­да, де­ло!» и жу­ков­ской на­це­лен­но­с­тью на то, что­бы «взять Бер­лин» пер­вым. Не на­чать ли с обя­за­тель­ной служ­бы в ар­мии всех пре­тен­ден­тов на «го­су­да­рев» пост? С те­ми ис­клю­че­ни­я­ми, ко­то­рые вно­сит жизнь, а не эн­ту­зи­азм ро­ман­ти­ков и от­ча­я­ние бес­сре­б­ре­ни­ков. Гля­дишь, тог­да по­за­бу­дет­ся мо­тив «Не хо­дил бы ты, Ва­нёк, во сол­да­ты»? А по­ка со вступ­ле­ния граж­да­ни­на во взрос­лую жизнь он не толь­ко раз­во­дит го­су­дар­ст­во и об­ще­ст­во, но сво­дит на нет их вза­им­ную от­вет­ст­вен­ность.

В-чет­вёр­тых, оп­ре­де­лить на­прав­ле­ние «глав­но­го уда­ра». Ско­рее все­го, им ста­нет фор­ми­ро­ва­ние до­ми­ни­ру­ю­ще­го на­до все­ми клас­са «соб­ст­вен­ни­ков бу­ду­ще­го». Кто сго­дит­ся на эту роль, ска­жем, ог­ля­дев­шись и пе­ре­ли­с­тав учеб­ник ис­то­рии. Пы­тал­ся же Сто­лы­пин на­де­лить же­лез­но­до­рож­но­го про­ход­чи­ка на Даль­нем Вос­то­ке ещё и фер­мер­ской функ­ци­ей с пер­спек­ти­вой льгот­ной учё­бы его са­мо­го, но глав­ное – его на­след­ни­ка, го­то­во­го про­дол­жить де­ло от­ца? И не всё по­ш­ло пра­хом. Что-то по­хо­жее вы­ру­чит и нас. Де­ло за Го­су­дар­ст­вом, на­це­лен­ным на По­бе­ду над ле­нью и обы­ва­тель­щи­ной. То есть та­ким об­ще­ст­вом, ко­то­рое из­на­чаль­но со­сто­ит из ин­ди­ви­дов, мыс­ля­щих в луч­шем слу­чае цен­но­с­тя­ми се­мьи. С сек­су­аль­ным бе­ль­ём у же­ны, бес­плат­ны­ми школь­ны­ми за­в­т­ра­ка­ми для сы­на или доч­ки, кур­сом дол­ла­ра и «ку­да пу­с­ка­ют без шен­ге­на»…

Так по­бе­дим. А гор­дить­ся пусть бу­дут те, кто из­вле­чёт поль­зу из По­бе­ды, ко­то­рая лишь ро­ди­лась на сту­пе­нях по­вер­жен­но­го рейх­с­та­га.


Борис ПОДОПРИГОРА,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования