Архив : №18-19. 14.05.2010
Дуэт говорящих птиц
«Весною слышен шорох снов
и шелест новостей и истин».
|
Весною всегда живёшь по завету Пастернака: вслушиваешься в полифонию разбуженного мира, ждёшь чего-то нового и каждую новость хочешь считать радостной. А если новость эта ещё и культурная – воспринимаешь её истиной. И приветствуешь.
В московском литературном клубе «Классики XXI века» состоялась презентация новой поэтической книги Андрея Коровина «Пролитое солнце» и первого полноценного издания стихов Ольги Сульчинской «Апрельский ангел». Напомню, в списке библиографических заслуг Андрея Коровина – книга верлибров «Поющее дерево» (М., 2007), подборки в журналах «Арион», «Дети Ра», «Дружба народов», в «Литературной газете», участие в сборниках «Нуль лун» (М., 2009), «Эра Эроса» (СПб., 2009), антологиях «Лёд и пламень» (М., 2009), «Русская поэзия. XXI век» (М., 2010) и других изданиях. А за плечами Ольги Сульчинской – весомые поэтические публикации в «толстяках»: «Знамя», «Новый мир», «Октябрь» и других литературных журналах. Также Ольга Сульчинская была номинантом литературной премии «Анти-Букер» по итогам 1999 года – за подборку стихов «Свиток» в № 6 журнала «Новый мир» за 1999 год (в списке номинантов её имя стояло рядом с именами Бахыта Кенжеева, Виктора Сосноры, Юрия Кублановского, Дмитрия Воденникова).
И вот – творческая биография этих авторов пополнилась новыми томиками стихов. Обе книги вышли в издательстве «Арт Хаус медиа». Чтобы провести совместную презентацию, в уютном зале знаменитого клуба поэты не только подготовили сценарий вечера на два действующих лица – но и спелись, почти в прямом смысле слова. Презентацию сопровождали аккомпанементом на рояле профессиональные музыканты – авангардный композитор Антон Ровнер (партнёр Андрея Коровина) и Фатима Богатова (напарница Ольги Сульчинской). С музыкальным фоном чтение стихов из новых книг авторов приняло романтические нотки – и выглядело действом в духе Серебряного века. Ну, хорошо, – посеребрённого (поэтическое творчество и Коровина, и Сульчинской, конечно же, ушло далеко от Серебряного века). Однако в мелодекламации Андрея Коровина звучал завуалированный привет от первого шансонье России Александра Вертинского, хотя авангардная музыка Антона Ровнера, скорее, была направлена в будущее, а Коровин не пел, а только лишь читал свои стихи, вслушиваясь в композиции Ровнера и лавируя между ними. Такая манера подачи стихов публике со сцены опробована Андреем Коровиным уже не в первый раз – три года назад презентация книги «Поющее дерево» тоже превратилась в «поэтический спектакль», как назвала это действо пресса.
Лично мне импонирует, когда поэт заботится о том, чтобы слушать его стихи было интересно. Поэзия в контексте музыки даёт гораздо больше, чем простое общение поэта со слушателем, всё действо в целом – завораживает, увлекает душу в пучину стиха и придаёт особый смысл поэтическим строкам Андрея:
встретимся Господи в чайной
как бы случайно
случайно |
или
…а Бог с улыбкой смотрит на тебя,
дитя своё безумное любя,
и знает, что иначе быть не может. |
А стихи Ольги Сульчинской самой поэтессой положены на музыку и воспринимаются, точно чувствительные романсы, а иные – как лирические исповеди:
Дождёмся дождя и поедем
с тобой в Пирогово… |
Голос у Ольги Сульчинской красивый, мелодии её – привлекательные, а манерность, проскальзывающая в некоторых стихотворениях, символизирует торжество женского начала, свято исповедуемого служения красоте.
«Кодой» вечера (прибегая к уместной в данном случае музыкальной терминологии) стало стихотворение Андрея Коровина «Про речь» с пронзительными словами:
а что речь горька да горда печаль
так уж лучше б ты по сей день
молчал
трудно быть говорящей птицей |
«Говорящая птица» – яркий и зримый образ, лейтмотив поэтически-музыкального вечера, его высокий смысл.
Елена САФРОНОВА