Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18-19. 14.05.2010

Секрет Виктора Цоя

 В этом году в Санкт-Петербурге планируется установка памятника Виктору Цою – звезде русского рока, популярность которого растёт от года к году. В августе исполнится ровно 20 лет с момента трагической гибели музыканта. В последнее время на многих телеканалах, в радиоэфире стали всё чаще звучать песни Виктора Цоя, поклонником которого я являюсь уже давно. Настала некая вторая волна популярности. В чём же секрет? Неужели в наше время нет других героев?

 

Виктор ЦОЙ. 1986 год
Виктор ЦОЙ. 1986 год

Я ча­с­то за­да­вал­ся во­про­сом – в чём фе­но­мен Вик­то­ра, по­че­му имен­но он? Ведь для че­ло­ве­ка со сто­ро­ны, ко­то­рый хоть где-то ког­да-то ус­лы­шал Цоя, он по­ка­жет­ся все­го лишь про­стым по­пу­ляр­ным ис­пол­ни­те­лем, ко­то­рый не от­ли­чал­ся ни ге­ни­аль­ным му­зы­каль­ным на­пол­не­ни­ем, ни на­ли­чи­ем в кол­лек­ти­ве осо­бен­но тех­нич­ных му­зы­кан­тов – но ведь всё-та­ки «Ки­но» по­лу­чи­ло ту са­мую пор­цию сла­вы и мно­го­ты­сяч­ные ста­ди­о­ны в кон­це 1980-х. В то вре­мя с их сла­вой мог по­спо­рить лишь «Ла­с­ко­вый май». Спу­с­тя 19 лет по­сле его смер­ти по­клон­ни­ки про­дол­жа­ют зна­ко­мить­ся и об­щать­ся друг с дру­гом, ис­кать чу­дом со­хра­нив­ши­е­ся за­пи­си и фо­то­гра­фии.

Нач­ну с то­го, что для ме­ня су­ще­ст­ву­ет сво­е­го ро­да раз­де­ле­ние в по­ни­ма­нии и осо­зна­нии в той или иной сте­пе­ни по­клон­ни­ков твор­че­ст­ва на фа­на­тов (т.е. те, ко­то­рые без­ро­пот­но во всём сво­е­го ку­ми­ра под­дер­жи­ва­ют) и лю­дей, ко­то­рые ис­крен­не и че­ст­но счи­та­ют Вик­то­ра че­ло­ве­ком, близ­ким по ду­ху, и по­ни­ма­ю­щих то, что он хо­чет рас­ска­зать в сво­их пес­нях. По­вто­рюсь, не аги­ти­ру­ет, не спе­шит с при­зы­ва­ми (как де­ла­ли и де­ла­ют это до не­го и по­сле не­го эти са­мые псев­до­звёз­ды рус­ско­го ро­ка, не­кие «мес­сии», иду­щие про­тив по­ли­ти­ки и вла­с­ти, ко­то­рые имен­но что вти­ра­ют своё мне­ние «мы вме­с­те, мы впе­рёд» по­доб­но ло­зун­гам ми­нув­ших и бу­ду­щих лет), а имен­но рас­ска­зы­ва­ет, де­лит­ся сво­им мне­ни­ем.

Мне за­хо­те­лось про­ве­с­ти не­боль­шой ана­лиз (бла­го об­ра­зо­ва­ние фи­нан­си­с­та и в ка­кой-то сте­пе­ни ана­ли­ти­ка поз­во­ля­ет рас­ста­вить всё на свои ме­с­та).

Пер­вое. Один из се­к­ре­тов ус­пе­ха по­пу­ляр­но­с­ти Вик­то­ра, на мой взгляд, со­сто­ит в том, что он по­ве­ст­ву­ет нам о том, что для то­го что­бы жить до­стой­но и по­до­ба­ю­ще в на­шей Ве­ли­кой, но всё-та­ки мно­го­ст­ра­даль­ной стра­не, не­об­хо­ди­мо пер­вым де­лом сде­лать пе­ре­ме­ну вну­т­ри са­мо­го се­бя. Вик­тор это по­ни­мал и в це­лом ря­де пе­сен ста­вил во гла­ву уг­ла дан­ный во­прос. Взять, на­при­мер, пес­ню «Пе­ре­мен». В ней го­во­рит­ся о том, что че­ло­век для то­го, что­бы жить бо­лее до­стой­но и чув­ст­во­вать в се­бе си­лы стать сво­бод­ным и не­за­ви­си­мым, все­гда дол­жен и мо­жет ис­кать при­чи­ны вну­т­рен­них про­блем в са­мом се­бе. Кон­фликт вну­т­рен­не­го и внеш­не­го ми­ра, на мой взгляд, один из важ­ней­ших ас­пек­тов на­шей жиз­ни. Вик­тор был го­тов к этим пе­ре­ме­нам. Но боль­шин­ст­во из его по­клон­ни­ков (да и что там го­во­рить – всех нас) мыс­лен­но, вну­т­рен­не и т.д. не чув­ст­ву­ет в се­бе сил к этим пе­ре­ме­нам, но мы хо­тим это­го, од­на­ко не мо­жем най­ти век­то­ра раз­ви­тия и вер­но­го пу­ти ре­ше­ния.

То же са­мое мож­но про­сле­дить в «Не­ве­сё­лой пес­не»: «А ког­да при­хо­дит вре­мя вста­вать, мы си­дим, мы ждём». «По­про­буй спеть вме­с­те со мной»: «Те, кто слаб – жи­вут из за­поя в за­пой, кри­чат: «Нам не да­ли петь», кри­чат: «По­про­буй тут спой». И т.д. и т.п. При­ме­ров мно­же­ст­во. Суть в том, что каж­дый из нас сущ­ность про­бле­мы так или ина­че по­ни­ма­ет (да­же под­соз­на­тель­но), но не каж­дый спо­со­бен в этом при­знать­ся са­мо­му се­бе. Вик­тор был дру­гим – он это по­ни­мал и, не бу­ду­чи че­ло­ве­ком очень об­ра­зо­ван­ным, тем не ме­нее ока­зал­ся очень му­д­рым и рас­су­ди­тель­ным – то, че­го не хва­та­ет мас­се весь­ма об­ра­зо­ван­ных и, ка­за­лось бы, ум­ных лю­дей, но в то же вре­мя так и не на­де­лён­ных жи­тей­ской му­д­ро­с­тью.

Дру­гой во­прос в том, что при ны­неш­ней си­ту­а­ции в стра­не и на­шей лжи­вой сущ­но­с­ти есть мас­са во­про­сов и про­блем, ко­то­рые не­воз­мож­но ре­шить в од­но­ча­сье. Но не­об­хо­ди­мо, так или ина­че, на­чать каж­до­му с са­мо­го се­бя.

Вто­рое. Вто­рым ас­пек­том его ме­га­по­пу­ляр­но­с­ти я не без ос­но­ва­ния счи­таю фе­но­мен при­тя­же­ния лич­но­с­ти. Вик­тор, на мой взгляд, об­ла­дал ка­ки­ми-то на­вы­ка­ми ша­ман­ст­ва – то бишь при­тя­ги­вал на­род к се­бе. Эта энер­ге­ти­ка чув­ст­ву­ет­ся да­же че­рез эк­ран. Мне, к со­жа­ле­нию, не до­ве­лось ви­деть его жи­вым, но об­ла­дая це­лой мас­сой вос­по­ми­на­ний и по­ве­ст­во­ва­ний, а так­же ос­но­вы­ва­ясь на вну­т­рен­них ощу­ще­ни­ях, я по­ла­гаю, что не­кая ма­гия при­тя­же­ния име­ла ме­с­то. Мно­го­чис­лен­ные не­га­тив­ные вос­по­ми­на­ния лишь под­тверж­да­ют это мне­ние – лю­ди ба­наль­но за­ви­до­ва­ли его ус­пе­ху, бу­ду­чи так или ина­че зна­ко­мы­ми с ним и не спо­соб­ны­ми при­знать свои соб­ст­вен­ные про­бле­мы и не­со­сто­я­тель­ность. Цой, бу­ду­чи че­ло­ве­ком весь­ма скром­ным и ча­с­то не иду­щим на кон­такт, в то же вре­мя был очень ма­ги­че­с­ки при­тя­ги­ва­ю­щим к се­бе. Не слу­чай­но Алек­сей Виш­ня в пе­ре­да­че «Пусть го­во­рят», а так­же от­ве­чая на мои во­про­сы, толь­ко под­твер­дил это мне­ние. Од­на­ко, как го­во­рит­ся, хо­ро­шее ви­дит­ся на рас­сто­я­нии, и мы – лю­ди, ко­то­рые Вик­то­ра лич­но не зна­ли – всё-та­ки спо­соб­ны уло­вить этот мо­мент.

Тре­тье. Про­сто­та и до­ступ­ность тек­с­тов. Вик­тор в мо­ём по­ни­ма­нии не был как та­ко­вым ро­ке­ром. Он в пер­вую оче­редь пред­ста­ви­тель му­зы­ки попс – т.е. то­го или ино­го куль­тур­но­го и му­зы­каль­но­го фе­но­ме­на, ко­то­рый по­пу­ля­рен и вы­зы­ва­ет мас­со­вый ин­те­рес в ка­кую-то оп­ре­де­лён­ную ис­то­ри­че­с­кую эпо­ху.

На­при­мер, в кон­це 70-х попс – это тя­жё­лая му­зы­ка, в на­ча­ле 80-х по­псом был панк, в кон­це 80-х – уже по­пса вы­шла на пе­ред­ний план. Вик­тор сво­им твор­че­ст­вом был спо­со­бен пе­ре­ло­мить эту тен­ден­цию. Он во­об­ще был вне ка­ко­го-ли­бо на­прав­ле­ния (под­чёр­ки­ваю – не сти­ля, а на­прав­ле­ния). Цой был пан­ком, был не­о­ро­ман­ти­ком, был по­пу­ляр­ным ис­пол­ни­те­лем и т.д. Его чу­тьё поз­во­ли­ло впи­сать­ся в раз­ные на тот мо­мент мод­ные на­прав­ле­ния, и «Ки­но» прак­ти­че­с­ки все­гда бы­ло «на но­вой вол­не».

Чет­вёр­тое. В ран­них пес­нях Вик­то­ра ощу­ща­ет­ся тот са­мый ас­пект сво­е­го пар­ня, ко­то­рый для лю­дей мо­е­го воз­ра­с­та (ну и лю­дей на не­сколь­ко лет стар­ше или мо­ло­же) иг­ра­ет весь­ма важ­ную роль. Ес­ли по­слу­шать пес­ни «Без­дель­ник», «Мои дру­зья», «Моё на­ст­ро­е­ние», то в них это са­мое ощу­ще­ние пар­ня с со­сед­не­го дво­ра за­хва­ты­ва­ет и не по­ки­да­ет. Он как буд­то тот са­мый зна­ко­мый друг Ви­тя, ко­то­рый те­бя пре­крас­но по­ни­ма­ет и по­ёт о том, что те­бе са­мо­му до­ста­точ­но близ­ко в той или иной сте­пе­ни. По­это­му у Вик­то­ра бы­ло и есть очень мно­го по­клон­ни­ков сре­ди воз­ра­ст­но­го кон­тин­ген­та 15–25 лет.

На мой взгляд, это все­го лишь не­ко­то­рые из ас­пек­тов ус­пеш­но­с­ти и по­пу­ляр­но­с­ти Вик­то­ра. Их це­лая мас­са, и на эту те­му мож­но бы­ло бы на­пи­сать це­лую кни­гу. Но всё же, на мой взгляд, лич­ность Цоя не нуж­да­ет­ся в ка­ком-то осо­бен­ном рас­смо­т­ре­нии и ана­ли­зе – его твор­че­ст­во не­об­хо­ди­мо в пер­вую оче­редь чув­ст­во­вать, а за­тем уже по­ни­мать, и это глав­ное.

 

Владимир ДОЛГОВ 



ДЛЯ СПРАВКИ

 

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года. В 13 лет увлёкся игрой на гитаре. В 1981 году вместе с Олегом Валинским и Алексеем Рыбиным создал группу «Гарин и гиперболоиды», которая в 1982 году была переименована в «Кино». За 8 лет записал 9 альбомов, один из которых – «Чёрный альбом» – посмертный.

Погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года, на 35 км шоссе Слока – Талси, неподалёку от Тукумса, Латвийская ССР.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования