Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20-21. 21.05.2010

Мы не мастера, а полезные писатели

Пётр Павленко
Пётр Павленко

Парадокс: в подмосковном писательском городке Переделкино до сих пор есть улица Петра Павленко. Люди знают, что она названа в честь какого-то литератора. Но что написал этот литератор, уже никто и не помнит. Эту ситуацию, кстати, предвидел и приятель Павленко – Александр Фадеев. Ещё в 1936 году он писал своему товарищу, что никакой ценности как писатели друзья никогда не представляли. «Мы не мастера, – подчёркивал Фадеев, – а полезные писатели. Утешимся, Петя, что мы писатели «полезные».

Пётр Андреевич Павленко родился 29 июня (по новому стилю 11 июля) 1899 года в Санкт-Петербурге. «Отец был воинским писарем, – рассказывал он в своей автобиографии в 1951 году, – мать – сельской учительницей. Через год после родов мать заболела туберкулёзом, и отец увёз её на Кавказ, в Грузию, которая стала для меня второй родиной. Там отец занимался ремесленничеством, был переплётчиком, букинистом, потом устроился в качестве мелкого служащего на железную дорогу. В Тифлисе мать умерла» («Советские писатели: Автобиографии», том 2, М., 1959).

В детстве Павленко мечтал о Петровско-Разумовской академии. Но судьба распорядилась иначе: он смог поступить лишь на сельхозотделение Бакинского политехнического института. А потом началась гражданская война.

Павленко изначально сделал ставку на большевиков. «В условиях мусавистского подполья, – писал он в 1951 году, – я вступил в партию, а в апреле или мае 1920 года, как только вошла в Баку 11-я армия, вступил в её ряды добровольцем». Затем были трёхмесячная партийная школа и назначение военным комиссаром на пароход «Бекетов» в Куринскую речную флотилию.

К проблемам сельского хозяйства Павленко вернулся в 1921 году. Сначала он попробовал себя в Муганской степи с роли хлопкороба. Потом ему предложили перейти в сельхозотдел армейской газеты «Красный воин». Затем его пригласили в Закавказский крайком партии.

По некоторым косвенным данным, Павленко уже тогда сблизился с чекистами. Не случайно в 1924 году он получил должность секретаря советского торгпредства в Турции. Позже появились слухи, что за границей несостоявшийся агроном научился разбираться не только в ковровых орнаментах. Якобы он стал отменным специалистом по организации тайных операций. Но, похоже, в 1927 году случился какой-то прокол, и секретаря торгпредства из Турции отозвали в Россию.

Уже в 1929 году Павленко сообщал Николаю Тихонову (с ним он впервые познакомился перед отъездом в Турцию в Тифлисе в 1924 году): «Моя анкета такова: конец 24, 25, 26, 27 года – Турция, Сирия, кусок Курдистана, Греция, Италия, Египет с моря. Декабрь 27 года – Москва. Риск первого рассказа. <...> В мае я редактор в Одессе <...> Потом уговорились с Пильняком и Шкловским ехать на Турксиб – там джунгли, рыба с лошадь величиной, безлюдье и, прежде всего – социализм в виде железной дороги. Потом охота съездить на Урал в качестве избранника ВЦСПС и на его харчах. Половина лит. Москвы соблазнена этим ВЦСПС – дают деньги, выбирай себе завод, сиди месяц, вдохновляйся, напиши 3–4 очерка. <...> За границей я ходил в высоких чинах – был коммерческим директором Аркоса в Турции и даже – никому не рассказывай, заменял торгпреда, а полный мой титул едва умещался на визитной карточке биржевого – в папиросную коробку – образца» (цитирую по журналу «Знамя», 1968, № 4).

 

 

Пер­вые рас­ска­зы Пав­лен­ко бы­ли на­пе­ча­та­ны в 1928 го­ду в жур­на­ле «Но­вый мир». Су­дя по все­му, у них был со­ав­тор – Бо­рис Пиль­няк. «Пи­шу не за се­бя, – со­об­щал 2 сен­тя­б­ря 1928 го­да Пиль­няк Ти­хо­но­ву, – а за дру­га мо­е­го Пе­т­ра Пав­лен­ку, с ко­им кре­щу я по­след­нее вре­мя сов­ме­ст­но ще­нят».

Ров­но че­рез год власть до­пу­с­ти­ла Пав­лен­ко до Со­лов­ков, где раз­ме­щал­ся пер­вый со­вет­ский конц­ла­герь для по­ли­ти­че­с­ких за­клю­чён­ных СЛОН. Ка­кая у пи­са­те­ля бы­ла тог­да мис­сия, до сих пор не­из­ве­ст­но. Но­вое за­да­ние он по­лу­чил в 1930 го­ду – под­го­то­вить вме­с­те с Ти­хо­но­вым пер­вый круп­ный пи­са­тель­ский де­сант в Сред­нюю Азию. Но ес­ли как к ор­га­ни­за­то­ру к не­му пре­тен­зий не бы­ло, то как са­мо­сто­я­тель­но­го со­чи­ни­те­ля его дол­го ни­кто не при­зна­вал. Вы­шед­ший в 1932 го­ду ро­ман «Бар­ри­ка­ды» о Па­риж­ской ком­му­не ин­тел­лек­ту­а­лы оси­лить так и не смог­ли. Как за­ме­тил один из кри­ти­ков, по­лу­чи­лась «не­удач­ная вещь с ве­ли­ко­леп­ны­ми за­пла­та­ми».

Но вла­с­ти на все эти оцен­ки бы­ло на­пле­вать. Она це­ни­ла Пав­лен­ко не за эс­те­ти­че­с­кий вкус, а за го­тов­ность от­ста­и­вать пар­тий­ные ус­та­нов­ки. Уже в 1932 го­ду пи­са­те­лю да­ли про­стор­ные хо­ро­мы в До­ме Гер­це­на. Его со­се­дя­ми ста­ли су­пру­ги Ман­дель­ш­там. Поз­же На­деж­да Ман­дель­ш­там вспо­ми­на­ла, как на «бар­ской по­ло­ви­не» у Пав­лен­ко по­явил­ся гость – Ти­хо­нов. «Это про­изо­ш­ло в день па­де­ния РАП­Па, 23 ап­ре­ля 1932 го­да – мы уз­на­ли об этом со­бы­тии ут­ром, раз­вер­нув га­зе­ты. Оно бы­ло не­о­жи­дан­но для всех. Я за­ста­ла Ти­хо­но­ва и Пав­лен­ко за сто­лом, пе­ред бу­ты­лоч­кой ви­на. Они чо­ка­лись и пра­зд­но­ва­ли по­бе­ду. «До­лой РАПП­ство, – кри­чал на­ход­чи­вый Ти­хо­нов, а Пав­лен­ко, че­ло­век го­раз­до бо­лее ум­ный и страш­ный, толь­ко по­мал­ки­вал...» (Н.Ман­дель­ш­там. Вос­по­ми­на­ния. М., 1989).

Поз­же Пав­лен­ко во­шёл в орг­ко­ми­тет по со­зда­нию Со­ю­за пи­са­те­лей. Он стал спе­ци­а­ли­с­том по ор­га­ни­за­ции по­ез­док пи­са­тель­ских бри­гад по быв­шим ок­ра­и­нам рос­сий­ской им­пе­рии. Пер­вым де­лом ему за­хо­те­лось ук­ре­пить свои по­зи­ции в Да­ге­с­та­не и Гру­зии. «Мне по­жа­ло­ва­на Гру­зия», – не скры­вал он сво­ей ра­до­с­ти в пись­ме от 20 сен­тя­б­ря 1933 го­да Ти­хо­но­ву. По­том, уже по­сле съез­да Пав­лен­ко с та­ким же эн­ту­зи­аз­мом со­брал­ся на Даль­ний Вос­ток, от­ку­да он вер­нул­ся с прак­ти­че­с­ки го­то­вым ро­ма­ном «На Вос­то­ке».

Од­на­ко в 1936 го­ду ка­рь­е­ра Пав­лен­ко чуть не рух­ну­ла. При оче­ред­ной чи­ст­ке ру­ко­во­дя­щих ка­д­ров ка­кой-то до­тош­ный слу­жа­ка об­на­ру­жил, что у пи­са­те­ля «ли­по­вый» пар­тий­ный стаж. Вдо­ба­вок не­кая ли­те­ра­тор­ша Лю­ся Ар­бу­жин­ская (она же Ар­гу­тин­ская) за­яви­ла, что соб­ст­вен­ны­ми гла­за­ми ви­де­ла фо­то­гра­фию Пав­лен­ко с Ге­ор­ги­ев­ским кре­с­том. По­яви­лись слу­хи, буд­то в граж­дан­скую вой­ну пи­са­тель слу­жил у бе­лых. Кто-то из че­кист­ско­го ру­ко­вод­ст­ва пред­ло­жил Пав­лен­ко сроч­но вы­ехать в Ба­ку и най­ти до­ку­мен­ты, под­тверж­дав­шие факт его вступ­ле­ния в пар­тию в 1919 го­ду. Но пи­са­тель по­че­му-то от этой по­езд­ки ук­ло­нил­ся.

При­яте­ли ви­де­ли, что с Пав­лен­ко тво­ри­лось что-то не­лад­ное. «Пе­тя Пав­лен­ко, – пи­сал сво­им близ­ким в ок­тя­б­ре 1936 го­да Вла­ди­мир Лу­гов­ской, – про­сто не «жи­лец на бе­лом све­те». У не­го на­ча­лось рас­ст­рой­ст­во ди­на­ми­ки моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Был у не­го два ра­за. От­прав­ля­ли его, на­вер­ное, то­же в Бар­ви­ху».

Вско­ре к не­при­ят­но­с­тям с парт­с­та­жем до­ба­ви­лась бо­лее страш­ная тра­ге­дия: по­сле ро­дов умер­ла же­на Пав­лен­ко.

Од­на­ко в на­ча­ле 1938 го­да от пи­са­те­ля вдруг от­ста­ли. Что? Сме­нил­ся по­ли­ти­че­с­кий кли­мат? Пав­лен­ко до­ка­зал свою не­ви­нов­ность? Или по­мог­ли ста­рые свя­зи со спец­служ­ба­ми?

Ес­ли ве­рить вос­по­ми­на­ни­ям Эм­мы Гер­ш­тейн, Пав­лен­ко в 1937 го­ду сы­г­рал ро­ко­вую роль в судь­бе Оси­па Ман­дель­ш­та­ма. Дру­гая ме­му­а­ри­ст­ка – На­та­лья Иль­и­на бы­ла убеж­де­на в том, что пи­са­тель «сдал» так­же Пиль­ня­ка. Вот она – пла­та за сво­бо­ду.

В 1938 го­ду Пав­лен­ко же­нил­ся во вто­рой раз. Но­вой его же­ной ста­ла дочь дра­ма­тур­га Тре­нё­ваНа­та­лья Тре­нё­ва. 15 мар­та 1941 го­да но­вые род­ст­вен­ни­ки – Тре­нёв и Пав­лен­ко – ста­ли ла­у­ре­а­та­ми Ста­лин­ской пре­мии. Тре­нёв был от­ме­чен за пье­су «Лю­бовь Яро­вая», по­став­лен­ную в но­вой ре­дак­ции в 1937 го­ду. Пав­лен­ко же по­лу­чил пре­мию как сце­на­рист филь­ма Эй­зен­штей­на «Алек­сандр Нев­ский».

В вой­ну Пав­лен­ко офи­ци­аль­но чис­лил­ся кор­ре­с­пон­ден­том га­зе­ты «Крас­ная звез­да». «Мне до­ве­лось, – пи­сал он в сво­ей ав­то­био­гра­фии, – по­бы­вать на За­пад­ном, Брян­ском, Крым­ском, За­кар­пат­ском и 3-м Ук­ра­ин­ском фрон­тах». Но эти по­езд­ки на фронт но­си­ли, как бы по­мяг­че ска­зать, эта­кий ту­ри­с­ти­че­с­кий ха­рак­тер.

Свою се­мью пи­са­тель ещё ле­том со­рок пер­во­го го­да эва­ку­и­ро­вал в Та­та­рию. Ис­то­рик со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры На­та­лья Гро­мо­ва вы­яс­ни­ла: «На­та­лья Пав­лен­ко – дочь дра­ма­тур­га Тре­нё­ва и же­на – Пав­лен­ко – жи­ла в Чи­с­то­по­ле вме­с­те с от­цом. Муж из­ред­ка на­ве­щал се­мью. На ру­ках у неё бы­ло двое де­тей и две со­ба­ки: ог­ром­ный дог и мел­кая со­бач­ка, что край­не изум­ля­ло ме­ст­ных жи­те­лей. В пись­ме Мар­га­ри­те Али­гер она по-сво­е­му опи­сы­ва­ет чи­с­то­поль­ский быт: «<…> поль­зу­ясь без­вы­ход­но­с­тью по­ло­же­ния, мы тут, тем вре­ме­нем, вос­пи­ты­ва­ем в се­бе ка­че­ст­ва до­б­рот­ных жён-до­мо­хо­зя­ек. Мы ста­но­вим­ся прак­тич­ны­ми и хо­зяй­ст­вен­ны­ми. Мы на­учи­лись на вкус от­ли­чать гни­лую му­ку от хо­ро­шей. Мы изо­б­ре­та­ем пе­че­нье из ко­фей­ной гу­щи с от­ру­бя­ми (да, да – факт!). Мы уме­ем де­лать сту­день <…> Бы­то­вые труд­но­с­ти уже не тер­за­ют, как в пер­вое вре­мя, ибо мы при­тер­пе­лись. С про­дук­та­ми хоть и труд­но, но луч­ше, чем во мно­гих ме­с­тах...» И ещё, глав­ная до­сто­при­ме­ча­тель­ность Чи­с­то­по­ля – не­пе­ча­та­е­мый Па­с­тер­нак, от­то­го им об­ме­ни­ва­ют­ся как цен­но­с­тью. По­это­му в за­клю­чи­тель­ной ча­с­ти пись­ма она пред­ла­га­ет: «Кста­ти, хо­ти­те по­след­ние сти­хи Па­с­тер­на­ка? Они у ме­ня есть, мо­гу Вам при­слать» (ци­ти­рую по кни­ге Н.Гро­мо­вой «Даль­ний Чи­с­то­поль на Ка­ме…», М., 2005).

Су­дя по вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, се­мья Пав­лен­ко в Чи­с­то­по­ле ма­ло в чём нуж­да­лась. Она бы­ла за­щи­ще­на име­нем пи­са­те­ля, ко­то­ро­го, по су­ти, ни­кто не чи­тал. Вла­с­ти, а тем бо­лее дру­гие эва­ку­и­ро­ван­ные ли­те­ра­то­ры, пред­по­чи­та­ли с нею не свя­зы­вать­ся. По­ка­за­те­лен в свя­зи с этим эпи­зод воз­вра­ще­ния чи­с­то­поль­ской пи­са­тель­ской ко­ло­нии в Моск­ву, рас­ска­зан­ный Ва­ди­мом Бе­ло­цер­ков­ским. «B пер­вом клас­се еха­ли «клас­си­ки» ли­те­ра­ту­ры, во вто­ром – все ос­таль­ные, вни­зу – на­род с меш­ка­ми и гря­зью. <...> Се­мья Пав­лен­ко – пи­са­те­ля, осо­бо при­бли­жён­но­го к Ста­ли­ну, – еха­ла с со­ба­кой, здо­ро­вен­ным, как те­лё­нок, до­гом. Дер­жать со­ба­ку во вре­мя вой­ны, да ещё та­кую ог­ром­ную, мог поз­во­лить се­бе, ко­неч­но же, толь­ко близ­кий ко дво­ру пи­са­тель <...> В один из пре­крас­ных дней на­ше­го пу­те­ше­ст­вия дог Пав­лен­ко на­ло­жил на па­лу­бе ку­чу, при­чём со­от­вет­ст­ву­ю­щую сво­им га­ба­ри­там. Уло­жил её на са­мой се­ре­ди­не. Дви­же­ние фла­ни­ро­вав­ших по па­лу­бе пи­са­те­лей ос­та­но­ви­лось. Пе­ред ку­чей ско­пи­лась тол­па.

– В чём де­ло? – на­пи­ра­ли сза­ди не­о­све­дом­лён­ные.

– Бе­зо­б­ра­зие, – воз­му­ща­лись пе­ред­ние. – На­до пой­ти за ка­пи­та­ном!

Но ни­кто не шёл, каж­дый пи­са­тель ждал, что пой­дёт кто-то дру­гой, ме­нее ве­ли­кий. Из не­ве­ли­ких, ко­неч­но же, на­шлось бы мно­го же­ла­ю­щих ус­лу­жить, од­на­ко они ро­бе­ли: зна­ли, из-под чьей со­ба­ки ку­ча. Бо­я­лись быть не­пра­виль­но по­ня­ты­ми, буд­то бы име­ют ка­кие-то пре­тен­зии к хо­зя­е­вам по это­му по­во­ду. На­до за­ме­тить, что чле­нов се­мьи Пав­лен­ко в этот мо­мент на па­лу­бе не бы­ло.

Итак, воз­дух на па­лу­бе был под­пор­чен, да и сто­ять пе­ред ку­чей, слов­но на ми­тин­ге, бы­ло как-то не­ле­по. И пи­са­те­ли ста­ли ти­хо рас­хо­дить­ся по сво­им ка­ю­там и за­дра­и­вать ок­на. Па­лу­ба опу­с­те­ла. Один я за­меш­кал­ся (де­жу­рил по амур­ной ча­с­ти око­ло од­но­го окош­ка!) и стал сви­де­те­лем ис­то­ри­че­с­кой сце­ны. Я вдруг уви­дел, что на па­лу­бе по­явил­ся Бо­рис Ле­о­ни­до­вич Па­с­тер­нак с дет­ским со­воч­ком и щёт­кой в ру­ках. Па­с­тер­нак по­до­шёл к ку­че и, взды­хая и во­ро­тя нос, на­чал сгре­бать ку­чу на со­вок, по­том вы­бро­сил её за борт и уда­лил­ся. <...>. Че­рез не­сколь­ко ми­нут при­от­кры­лось ка­кое-то ок­но, кто-то вы­гля­нул на па­лу­бу (в ка­ю­тах всё же бы­ло душ­но, да и скуч­но си­деть!), уви­дел, что ку­чи не ста­ло, и, об­ра­до­вав­шись, скрыл­ся. При­от­кры­лось дру­гое ок­но, тре­тье – и пи­са­те­ли с до­сто­ин­ст­вом ста­ли вы­хо­дить на па­лу­бу. Про­ме­над во­зоб­но­вил­ся».

По­сле вой­ны Пав­лен­ко по­се­лил­ся в Кры­му (вра­чи об­на­ру­жи­ли у не­го ос­т­рую сер­деч­ную не­до­ста­точ­ность). Он, как го­во­ри­ли, во­шёл в чис­ло лю­бим­чи­ков Ста­ли­на. Под­тверж­де­ние то­му – ка­с­кад пре­мий, об­ру­шив­ших­ся на пи­са­те­ля в 1947–1950 го­дах: за ки­но­сце­на­рий «Клят­ва», ро­ман «Сча­с­тье» и фильм «Па­де­ние Бер­ли­на».

Умер Пав­лен­ко 16 ию­ня 1951 го­да в Моск­ве. Его смерть вы­зва­ла в пи­са­тель­ских кру­гах мно­го пе­ре­су­дов. Уз­нав о кон­чи­не пи­са­те­ля, Юрий Оле­ша на­пи­сал в сво­ём днев­ни­ке: «Я его ни­ког­да не лю­бил. Дёр­га­ю­щий ве­ком глаз, не ар­ти­с­ти­че­с­кая ду­ша, внеш­ность. То на­чи­нал вме­с­те с Пиль­ня­ком, то вдруг та­кой пры­жок в ру­ко­вод­ст­во, в «ве­ду­щие пи­са­те­ли». Пи­са­ние пьес в со­труд­ни­че­ст­ве с Рад­зин­ским! За­знал­ся, жизнь не по ду­шев­но­му бю­д­же­ту. Ял­та, где он, ви­ди­те ли, жи­вёт по тре­бо­ва­ни­ям здо­ро­вья! По­ду­ма­ешь, как тре­бо­ва­лось бе­речь Пав­лен­ко, не убе­рег­ши Ма­я­ков­ско­го и ещё мно­гих <…> Умер в рос­кош­ной квар­ти­ре пи­са­те­ля-чи­нов­ни­ка – поч­ти оди­но­ко, на ру­ках рай­он­но­го вра­ча, за­быв­ше­го за­хва­тить с со­бой ни­т­ро­гли­це­рин, умер, как са­мый обык­но­вен­ный со­вет­ский слу­жа­щий, – он, ко­то­рый мог бы уме­реть, со­звав всех вра­чей Ял­ты и Моск­вы! При­чём умер не от ча­хот­ки, от ко­то­рой ле­чил­ся, а от серд­ца – ско­ро­по­с­тиж­но! Всё это не­прав­да! Не бы­ло там ни ча­хот­ки, ни Ита­лии, ни ли­те­ра­ту­ры! Ско­ро­спе­лая ка­рь­е­ра, опи­рав­ша­я­ся, с од­ной сто­ро­ны, на то, что бы­ло схва­че­но у Пиль­ня­ка, с дру­гой – на на­ив­ность Горь­ко­го. Ко­лос­саль­ное ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, по­зор­но ко­лос­саль­ное при очень ма­лень­ком да­ро­ва­нии». В за­пис­ных книж­ках И.Ильф, как все­гда, ос­т­ро­ум­но, за­ме­тит: «Ес­ли бы Тол­стой пи­сал так ту­ман­но, как Пав­лен­ко, ни­ког­да бы мы не уз­на­ли, за ко­го вы­шла за­муж На­та­ша Рос­то­ва».

И сов­сем по-дру­го­му про­ре­а­ги­ро­вал на из­ве­с­тие о смер­ти Пав­лен­ко Бо­рис Ла­в­ре­нёв. «15-го ве­че­ром, – со­об­щал пи­са­тель же­не, – я ви­дел его на от­кры­тии ук­ра­ин­ской де­ка­ды, и он был со­вер­шен­но здо­ров, ве­сел, бодр. Вер­нул­ся до­мой, вы­пил чаю и сел ра­бо­тать. В по­ло­ви­не пер­во­го по­чув­ст­во­вал силь­ную боль в об­ла­с­ти серд­ца и че­рез пять ми­нут был без­воз­врат­но мёртв. (Ему и 50 нет.) Но осо­бен­но боль­но и жал­ко, что ушёл один из са­мых не толь­ко та­лант­ли­вых, но и куль­тур­ней­ших пи­са­те­лей. На за­дри­с­тан­но-се­ром фо­не ны­неш­них ка­ли­фов на час, по­лу­гра­мот­ных, не­ве­же­ст­вен­ных, тём­ных Пер­вен­це­вых, Гри­ба­чё­вых, Бу­бен­но­вых, Маль­це­вых и дру­гой шпа­ны, име­на еси Гос­по­ди ве­си, – Пе­тя Пав­лен­ко свер­кал бле­с­ком не­под­дель­но­го дра­го­цен­но­го кам­ня. Не го­во­ря обо всём дру­гом, его по­след­няя вещь, в № 4 «Нов. ми­ра», – очер­ки об Ита­лии, – бы­ла на­пи­са­на с та­ким со­вер­шен­ст­вом зна­ния пред­ме­та, сво­е­об­ра­зи­ем мыс­ли, на­блю­да­тель­но­с­тью и ос­т­ро­той, что я, при­вык­ший чи­тать всё про­фес­си­о­наль­но ме­ха­ни­че­с­ки, в пер­вый раз за мно­го лет ув­лёк­ся и чи­тал так, как чи­тал толь­ко в дет­ст­ве – с за­хлё­бом и вос­хи­ще­ни­ем. Се­го­дня мы хо­ро­ним его, и у ме­ня та­кое ощу­ще­ние, слов­но я хо­ро­ню ку­сок са­мо­го се­бя, по­то­му что Пе­тя, вы­ра­жа­ясь язы­ком во­ен­ным, был од­ним из по­след­них мо­их од­но­пол­чан, рус­ских ин­тел­ли­ген­тов вы­со­ко­го клас­са. Нас ста­но­вит­ся всё мень­ше и мень­ше, и мы ос­тав­ля­ем ли­те­ра­ту­ру на рас­тер­за­ние рва­чам, спе­ку­лян­там, Ми­т­ро­фа­нуш­кам. И по­на­до­бит­ся ещё не­ма­ло вре­ме­ни, по­ка вы­ра­с­тет и ок­реп­нет та но­вая мо­ло­дая ин­тел­ли­ген­ция, ко­то­рая лет че­рез 50 возь­мёт вы­пав­шее из на­ших рук ору­жие боль­шой куль­ту­ры и, взяв на­гай­ку, вы­го­нит из хра­ма тор­га­шей ли­те­ра­ту­рой, на­гле­цов и ха­мов» (Б.Ла­в­ре­нёв. Со­бра­ние со­чи­не­ний. Том 8, М., 1995).

Од­на­ко в 1956 го­ду но­вый со­вет­ский вождь Ни­ки­та Хру­щёв офи­ци­аль­но на­звал Пав­лен­ко под­ле­цом. Так зад­ним чис­лом власть ре­ши­ла све­с­ти счё­ты со ста­лин­ским лю­бим­чи­ком.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования