Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20-21. 21.05.2010

Виртуоз

Вокруг романа Александра Проханова

 

Ува­жа­е­мая ре­дак­ция!

Вы­сы­лаю текст о Про­ха­но­ве, от­ри­ну­тый все­ми дру­ги­ми «книж­ны­ми» и «про­све­ти­тель­ски­ми» га­зе­та­ми. За­ра­нее бла­го­да­рен за рас­смо­т­ре­ние.

С ува­же­ни­ем к ва­ше­му прав­до­лю­бию, Илья Ки­рил­лов

 

У этой кни­ги не­лёг­кая – и по­учи­тель­ная – судь­ба.

Её ав­тор все по­след­ние го­ды пре­бы­вал на вер­ши­не сла­вы. Ве­ду­щие по­пу­ляр­ных те­ле­про­грамм счи­та­ли за честь взять у не­го ин­тер­вью, круп­ней­шие из­да­тель­ст­ва спе­ши­ли из­дать тя­жё­лые то­ма его со­чи­не­ний, и не ме­нее объ­ём­но из­да­ва­лись опи­са­ния его жиз­ни и твор­че­ст­ва. Ко­ли­че­ст­во ре­цен­зий, ста­тей, от­зы­вов не со­счи­тать.

Пуб­ли­ка вос­хи­ща­лась, пре­зи­ра­ла, со­гла­ша­лась, спо­ри­ла, в лю­бом слу­чае про­яв­ляя ис­крен­нюю взвол­но­ван­ность.

Это бы­ла за­слу­жен­ная сла­ва, впол­не со­от­вет­ст­ву­ю­щая мас­шта­бу лич­но­с­ти и твор­че­ст­ва, и, мож­но ска­зать, вы­ст­ра­дан­ная – ей пред­ше­ст­во­ва­ла мно­го­лет­няя кле­ве­та ли­бо за­мал­чи­ва­ние. Ро­ман «Гос­по­дин Гек­со­ген» раз­нёс в прах эту со­зда­вав­шу­ю­ся в те­че­ние мно­гих лет глу­хую сте­ну во­круг оп­по­зи­ци­он­но­го, иде­о­ло­ги­че­с­ки-не­по­лит­кор­рект­но­го ав­то­ра.

О ро­ма­не Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва «Вир­ту­оз» се­го­дня мож­но ут­верж­дать, что в ми­нув­шем го­ду на рус­ском язы­ке не по­яви­лось про­из­ве­де­ния, срав­ни­мо­го с ним по ху­до­же­ст­вен­ной мо­щи, по си­ле вдох­но­ве­ния и бо­гат­ст­ву изо­б­ра­зи­тель­ных средств.

В ка­че­ст­ве при­ме­ра: ро­ман об­на­ру­жи­ва­ет ве­ли­ко­леп­ную ком­по­зи­цию. При­ве­ред­ли­вая, слож­ная, она вме­ща­ет мно­го­чис­лен­ные от­ступ­ле­ния, фраг­мен­ты, по­пут­ные об­ра­зы. Вся­кое опи­са­ние на­хо­дит точ­но от­ме­рен­ное ме­с­то в кни­ге, всё удер­жи­ва­ет­ся еди­ным за­мыс­лом.

Ед­ва опуб­ли­ко­вав ро­ман, Про­ха­нов за­дей­ст­во­вал все воз­мож­но­с­ти ре­дак­то­ра об­ще­на­ци­о­наль­ной га­зе­ты для его про­па­ган­ды. Вклю­чи­лись из­да­те­ли, кни­го­тор­гов­цы, по­ли­то­ло­ги и про­сто чи­та­те­ли… Во­пре­ки всем уси­ли­ям, ро­ман «не про­зву­чал».

Бе­зус­лов­но, он ока­зал­ся не­уго­ден по­ли­ти­че­с­ким эли­там. Но толь­ко ли в од­ном этом при­чи­на?

Рас­смо­т­рим, пусть бег­ло, со­дер­жа­ние кни­ги. Про­ха­нов, как ни­кто дру­гой в со­вре­мен­ной оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре, уме­ет при­влечь вни­ма­ние к ин­три­гу­ю­щей, про­во­ка­ци­он­ной по­ли­ти­че­с­кой те­ме. Но­вый этап – пу­тин­ско-мед­ве­дев­ское дво­е­вла­с­тие – ста­но­вит­ся от­прав­ной точ­кой про­из­ве­де­ния. Про­то­ти­пы ос­нов­ных ге­ро­ев, Вик­то­ра Вик­то­ро­ви­ча и Лам­пад­ни­ко­ва, не уз­на­ет толь­ко сле­пой. Вир­ту­оз – про­зви­ще дру­го­го важ­но­го пер­со­на­жа, дья­воль­ски-ис­кус­но­го крем­лёв­ско­го по­лит­тех­но­ло­га, за вер­ность ко­то­ро­го тем бо­лее рев­ни­во со­пер­ни­ча­ют оба пра­ви­те­ля, чем ос­т­рее ста­но­вит­ся меж­ду ни­ми борь­ба за власть, не­де­ли­мую, един­ст­вен­ную.

Но Про­ха­нов не­пред­ска­зу­ем. Ис­тин­ным ге­ро­ем ро­ма­на до­воль­но ско­ро ста­но­вит­ся мо­ло­дой че­ло­век из про­вин­ции, из То­боль­ска, ис­то­рик кра­е­вед­че­с­ко­го му­зея, где ча­с­то вы­став­ля­лись его экс­по­зи­ции, по­свя­щён­ные кро­меш­но­му фи­на­лу Ро­ма­но­вых. Од­на­ко фи­нал этот всё же об­ман­чи­вый – боль­ше­вист­ский за­мы­сел ис­треб­ле­ния не осу­ще­ст­вил­ся пол­но­стью. Кто-то при­нёс в жерт­ву соб­ст­вен­но­го от­ро­ка, в то вре­мя как рев­ни­те­ли мо­нар­хии вы­кра­ли це­са­ре­ви­ча. В су­ма­то­хе граж­дан­ской вой­ны его тай­но увез­ли да­ле­ко в Си­бирь, где под но­вой фа­ми­ли­ей он про­жил всю жизнь, тру­дил­ся на ни­ве про­све­ще­ния, ос­та­вил по­том­ст­во. Алек­сей, мо­ло­дой ис­то­рик, – его на­след­ник, внук.

В об­ще­ст­ве пол­зут слу­хи о вос­ста­нов­ле­нии мо­нар­хии. Их уме­ло под­дер­жи­ва­ет и рас­про­ст­ра­ня­ет Вир­ту­оз по по­ру­че­нию Лам­пад­ни­ко­ва, не же­ла­ю­ще­го, что­бы Вик­тор Вик­то­ро­вич вер­нул­ся во власть. Алек­сей по­лу­ча­ет сред­ст­ва, до­ступ к го­су­дар­ст­вен­ным тай­нам, во­круг не­го ис­кус­но со­зда­ёт­ся оре­ол един­ст­вен­но за­кон­но­го и до­стой­но­го на­след­ни­ка на пре­стол. Алек­сей не про­ти­вит­ся та­ко­му по­во­ро­ту судь­бы, но и не жаж­дет вос­поль­зо­вать­ся вла­с­тью. Он со­зна­ёт се­бя из­бран­ным; ос­т­рее, глуб­же ста­но­вит­ся его вни­ма­ние к ис­то­рии ро­ди­ны, он стре­мит­ся по­стичь сча­ст­ли­вые мгно­ве­ния рус­ской жиз­ни и её гре­хи, яз­вы. На ме­с­те Ипа­ть­ев­ско­го до­ма и у Га­ни­ной ямы пы­та­ет­ся при­кос­нуть­ся к му­чи­тель­но-та­ин­ст­вен­ной при­ро­де рус­ской мо­нар­хии. Он зна­ет: рас­па­лась связь вре­мён, и толь­ко че­рез ми­с­ти­че­с­кий опыт мож­но об­ре­с­ти, вос­ста­но­вить тон­чай­шие, роб­кие свя­зи в рус­ской ис­то­рии.

От­да­дим долж­ное Про­ха­но­ву. Ка­жет­ся, ни­кто в со­вре­мен­ной оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре не ощу­ща­ет так ос­т­ро ро­ко­вую тра­ге­дию это­го рас­па­да и не­ис­тин­ность, вы­мо­роч­ность всех по­пы­ток фор­маль­но­го син­те­за.

Рас­па­лась связь вре­мён… Но зна­ет Алек­сей Гор­ш­ков и дру­гое: ни­что не про­шло, не ис­чез­ло. Всё ми­но­ва­лось толь­ко в зем­ной ре­аль­но­с­ти, а в дру­гой, не­зри­мой, каж­дую ми­ну­ту со­би­ра­ют­ся на Двор­цо­вой пло­ща­ди тол­пы про­сто­на­ро­дья, жаж­дут от­кли­ка, же­с­та и го­ло­са го­су­да­ря, и ка­за­ки лейб-гвар­дии от­кры­ва­ют огонь. Каж­дой но­чью вы­во­дят низ­ло­жен­но­го ца­ря и его се­мей­ст­во в под­вал, рас­ст­ре­ли­ва­ют впо­ть­мах. Вме­с­те с ок­ро­вав­лен­ны­ми ра­бо­чи­ми па­да­ет на сты­лую мос­то­вую Алек­сей Гор­ш­ков. В Ипа­ть­ев­ском до­ме его прон­за­ют пу­ли Юров­ско­го. «Смер­тью смерть по­прав», при­ми­рив не­при­ми­ри­мое, вновь вос­кре­са­ет для стра­да­ний и ра­до­с­тей, для бу­ду­ще­го слу­же­ния от­чиз­не.

Это луч­шие стра­ни­цы кни­ги, об­ла­да­ю­щие си­лой поч­ти ма­ги­че­с­кой, ко­то­рая, ка­жет­ся, и те­бя пе­ре­но­сит в иное из­ме­ре­ние, где всё еди­но, бес­пре­рыв­но, бес­смерт­но. Сю­жет над эти­ми стра­ни­ца­ми ка­жет­ся убе­ди­тель­ным, не­о­спо­ри­мым.

Те­перь, по про­ше­ст­вии вре­ме­ни, я чув­ст­вую его при­зрач­ность, его го­ре­ст­но-на­ро­чи­тую сущ­ность.

И всё-та­ки – «над вы­мыс­лом сле­за­ми обо­льюсь». Тем бо­лее что ху­до­же­ст­вен­ная фан­та­зия не един­ст­вен­ный его ис­точ­ник. Ещё – ве­ра. До это­го нель­зя до­чув­ст­во­вать­ся вне фё­до­ров­ско­го все­об­ще­го вос­кре­ше­ния, вне при­об­щён­но­с­ти к тют­чев­ским ви­де­ни­ям о Рос­сии и лич­но­го бе­зот­чёт­но-ре­ли­ги­оз­но­го по­кло­не­ния ей.

По­это­му так за­труд­ни­те­лен от­зыв о твор­че­ст­ве Про­ха­но­ва во­об­ще и о ро­ма­не «Вир­ту­оз» в ча­ст­но­с­ти. По ка­ким за­ко­нам его су­дить? Воз­мож­но ли су­дить во­об­ще? И ес­ли воз­мож­но, то к ка­ким кри­те­ри­ям об­ра­тить­ся?

Са­мое су­ще­ст­во­ва­ние это­го яв­ле­ния – «Про­ха­нов» – раз­вен­чи­ва­ет мно­го­чис­лен­ные под­ло­ги в со­вре­мен­ной оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре. Всё по­зна­ёт­ся в срав­не­нии, и ху­до­же­ст­вен­ная ску­дость, в ка­кие бы пё­с­т­рые, об­ман­чи­вые цве­та она ни ря­ди­лась, все­гда бу­дет опо­зна­на ря­дом с на­сто­я­щим бо­гат­ст­вом. Про­из­ве­де­ния со­вре­мен­ни­ков (ис­клю­че­ние со­став­ля­ет, мо­жет быть, толь­ко про­за Л.Пе­т­ру­шев­ской) не вы­дер­жи­ва­ют срав­не­ния с язы­ко­вой ода­рён­но­с­тью Про­ха­но­ва, фе­но­ме­наль­ной, не­по­сти­жи­мой. Слог Про­ха­но­ва срав­ним с во­до­па­дом, где, сме­ши­ва­ясь со све­том и те­нью, ис­крят­ся, свер­ка­ют, гас­нут и вновь за­жи­га­ют­ся бес­чис­лен­ные в сво­ём мно­го­об­ра­зии не­под­ра­жа­е­мые эпи­те­ты, срав­не­ния, ме­та­фо­ры, то про­стые, то изо­щ­рён­ные – и вос­хи­ща­ют, по­вер­га­ют в оце­пе­не­ние сво­им не­ис­ся­ка­е­мым, из­бы­точ­ным, рас­то­чи­тель­ным ве­ли­ко­ле­пи­ем…

И вме­с­те с тем Про­ха­нов сам в ху­до­же­ст­вен­ной сущ­но­с­ти сво­ей ос­та­ёт­ся со­мни­тель­ной, ес­ли не ска­зать – ущерб­ной фи­гу­рой.

Ми­нув­шей осе­нью «Вир­ту­оз» был от­ме­чен Бу­нин­ской пре­ми­ей. Это и оп­рав­дан­но, и зна­ме­на­тель­но: по­сле Бу­ни­на в на­шей ли­те­ра­ту­ре не бы­ло столь ще­д­рой язы­ко­вой ода­рён­но­с­ти. Но ка­кое глу­бо­чай­шее вну­т­рен­нее раз­ли­чие в её при­ме­не­нии! Уни­каль­ная сло­вес­ная ткань бу­нин­ской про­зы ни­ког­да не про­из­во­дит впе­чат­ле­ния мно­го­сло­вия, каж­дое срав­не­ние, каж­дый мель­чай­ший эпи­тет слу­жит по­сти­же­нию при­ро­ды яв­ле­ний и каж­дое сло­вес­ное вы­ра­же­ние, со­от­вет­ст­ву­ю­щее его мас­шта­бу, ве­су и зна­чи­мо­с­ти.

Не­бла­го­по­лу­чие в твор­че­ст­ве Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва ле­жит, оче­вид­но, в пло­с­ко­сти те­мы, в сме­ше­нии важ­ней­ше­го и вто­ро­сте­пен­но­го, ког­да яв­ле­ния раз­лич­но­го ран­га об­ле­ка­ют­ся в оди­на­ко­во рос­кош­ную сло­вес­ную обо­лоч­ку. От­то­го так му­чи­тель­ны в сво­ей ис­кус­ст­вен­но­с­ти иные про­ха­нов­ские опи­са­ния. Это ли­те­ра­ту­ра, кров­но за­ви­си­мая от зло­бы дня, ле­то­пись не­пре­рыв­ных и, в сущ­но­с­ти, од­но­об­раз­ных по­ли­ти­че­с­ких кон­флик­тов. Это ли­те­ра­ту­ра «го­ри­зон­та­ли», тя­го­те­ю­щая к очер­ко­вой сущ­но­с­ти, с за­та­ён­ным ан­та­го­низ­мом очер­ка к лю­бым из­ли­ше­ст­вам сло­га.

Зло­бо­днев­ность не­ис­ся­ка­е­ма; этим от­ча­с­ти объ­яс­нят­ся ис­клю­чи­тель­ная пло­до­ви­тость Про­ха­но­ва. Он все­гда за­лож­ник вре­ме­ни, – по­яв­ле­ние но­вой кни­ги о но­вых по­ли­ти­че­с­ких пе­ри­пе­ти­ях не­ми­ну­е­мо ос­лаб­ля­ет ин­те­рес к преж­ней.

Мно­го­пи­са­ние са­мо по се­бе не мо­жет быть по­во­дом для уп­рё­ков. Ко­ли­че­ст­во не все­гда оз­на­ча­ет по­те­рю ка­че­ст­ва, ис­то­рия ли­те­ра­ту­ры зна­ет не­ма­ло яр­ких то­му до­ка­за­тельств. Од­на­ко нель­зя от­мах­нуть­ся от за­ме­ча­ния Ниц­ше: «При­рож­дён­ные ари­с­то­кра­ты ду­ха не слиш­ком усерд­ны; их тво­ре­ния воз­ни­ка­ют и в спо­кой­ный осен­ний ве­чер, па­да­ют с де­ре­ва без то­го, что­бы их стра­ст­но же­ла­ли, взра­щи­ва­ли или вы­тес­ня­ли но­вым» («Че­ло­ве­че­с­кое, слиш­ком че­ло­ве­че­с­кое»).

В этом фраг­мен­те, по­ми­мо «спо­кой­но­го осен­не­го ве­че­ра», важ­ней­шим, ко­неч­но, яв­ля­ет­ся об­раз пло­до­но­ся­ще­го де­ре­ва.

Ес­ли бы твор­че­ст­во Про­ха­но­ва про­ис­те­ка­ло из ес­те­ст­вен­но­го по­ряд­ка ве­щей и каж­дое про­из­ве­де­ние вы­на­ши­ва­лось, раз­ви­ва­лось бы, как жи­вой ор­га­низм, не мог­ло бы и ре­чи быть о чрез­мер­ном, со­мни­тель­ном пло­до­но­ше­нии.

По­клон­ни­ки Про­ха­но­ва ут­верж­да­ют, что ро­ман – «жерт­ва, при­не­сён­ная во имя судь­бы Рос­сии». Ска­жем прав­ду: со­мни­тель­ная жерт­ва. Жерт­ву­ет он не со­бою, а та­лан­том, да­ро­ван­ным свы­ше, от­да­вая его в ус­лу­же­ние не­на­сыт­ной по­ли­ти­ке и всё рав­но не имея воз­мож­но­с­ти ей уго­дить, столь из­мен­чи­вой в при­ст­ра­с­ти­ях и це­лях. (И по­том: раз­ве толь­ко на по­ли­ти­че­с­ком по­при­ще дол­жен ху­дож­ник слу­жить ро­ди­не?)

Ис­кус­ст­во мстит Про­ха­но­ву за из­ме­ну.

Ни один об­раз – он мог бы во­пло­тить­ся в че­ло­ве­ке или лю­бом дру­гом яв­ле­нии – не име­ет до­ста­точ­ной жиз­не­спо­соб­но­с­ти, не об­ре­та­ет са­мо­сто­я­тель­ное, вне­книж­ное су­ще­ст­во­ва­ние. Ху­до­соч­ным, по­ло­вин­ча­тым ос­та­ёт­ся Вир­ту­оз, эк­лек­тич­ным и при­зрач­ным но­вый царь Алек­сей. Со­блю­де­но всё по­до­бие внеш­нее, при­сут­ст­ву­ет да­же не­ма­лая вну­т­рен­няя прав­ди­вость. Не­до­ста­ёт ка­ко­го-то по­след­не­го, ре­ша­ю­ще­го, мо­жет быть, мель­чай­ше­го дви­же­ния, что­бы они ожи­ли. Слов­но тво­рец, ози­рая эти вир­ту­оз­ные об­ра­зы, усом­нил­ся в ху­до­же­ст­вен­ном их бес­ко­ры­с­тии и от­ка­зал­ся вдох­нуть в них жизнь.

 

Илья КИ­РИЛ­ЛОВ

 

Те­перь, ка­жет­ся, по­нят­но, по­че­му Ста­ни­слав Ку­ня­ев не стал пе­ча­тать «Вир­ту­о­за» в «На­шем со­вре­мен­ни­ке». Про­яс­ня­ют­ся и мо­ти­вы слу­хов о яко­бы го­то­вя­щей­ся в га­зе­те «За­в­т­ра» за­ме­не Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва на За­ха­ра При­ле­пи­на.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования