Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20-21. 21.05.2010

Недолгое счастье

Ми­хай Се­ба­с­ти­ан. Бе­зы­мян­ная звез­да. Ко­ля­да-те­атр. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Ни­ко­лай Ко­ля­да.

 

Те­атр, сде­лав­ший се­бе имя по­ста­нов­ка­ми со­вре­мен­ной оте­че­ст­вен­ной дра­ма­тур­гии и при­знан­ной клас­си­ки (глав­ным об­ра­зом Шек­с­пи­ра и Го­го­ля), не так дав­но вдруг об­ра­тил­ся к за­ру­беж­ной дра­ма­тур­гии двад­ца­то­го ве­ка. Так, на по­след­них мос­ков­ских га­с­т­ро­лях Ко­ля­да по­ка­зал пе­чаль­ную ко­ме­дию до­во­ен­но­го ру­мын­ско­го пи­са­те­ля М.Се­ба­с­ти­а­на «Бе­зы­мян­ная звез­да».

В чём уда­ча ко­ме­дии? В ней по­дроб­но и до­сто­вер­но да­на ат­мо­сфе­ра ма­лень­ко­го за­хо­лу­ст­но­го го­род­ка, со­зда­ны вы­пук­лые и за­бав­ные ха­рак­те­ры На­чаль­ни­ка стан­ции, ди­ре­к­т­ри­сы гим­на­зии ма­де­му­а­зель Ку­ку и учи­те­ля му­зы­ки Уд­ри. Мно­го шу­ток, ос­т­ро­умия. Эмо­ци­о­наль­но на­пи­са­но. Есть до­ступ­ная фи­ло­со­фия, мно­го­зна­чи­тель­ность, вос­тре­бо­ван­ная се­го­дняш­ней пуб­ли­кой.

Ми­ну­сы ча­с­то – обо­рот­ная сто­ро­на плю­сов. В пье­се ру­мын­ско­го дра­ма­тур­га в ка­че­ст­ве ми­ну­сов мож­но от­ме­тить сле­ду­ю­щее: ме­ло­дра­ма­тизм и сен­ти­мен­таль­ность, а так­же за­тя­ну­тость (вся пер­вая по­ло­ви­на про­из­ве­де­ния по су­ще­ст­ву – экс­по­зи­ция).

С точ­ки зре­ния ас­тро­но­мии текст на­пи­сан стран­но: ге­рой от­кры­ва­ет звез­ду да­лё­кую, на рас­сто­я­нии мно­гих све­то­вых лет, опи­ра­ясь лишь на Кеп­ле­ро­вы за­ко­ны дви­же­ния пла­нет. Ав­тор по­ла­гал, что звёз­ды Боль­шой Мед­ве­ди­цы име­ют ор­би­ты. Воз­мож­но, он про­сто не раз­ли­чал звёз­ды и пла­не­ты.

Но осо­бен­но­с­ти те­а­т­ра как яв­ле­ния та­ко­вы, что та­кие пье­сы хо­ро­ши для ис­пол­не­ния: ак­тё­рам есть что иг­рать, и пуб­ли­ка теп­ло при­ни­ма­ет (в ча­ст­но­с­ти, на этом спек­так­ле «Ко­ля­да-те­а­т­ра» ова­ции зву­чат гром­че, чем на «Виш­нё­вом са­де» и «Гам­ле­те» это­го же кол­лек­ти­ва).

По­ста­нов­ка не очень ха­рак­тер­на для те­а­т­ра под ру­ко­вод­ст­вом Н.Ко­ля­ды. Здесь нет оби­лия ма­те­ри­аль­но­го «му­со­ра» (ста­ка­нов, кон­серв­ных ба­нок, мо­ча­лок, та­зов и т.п.), как в дру­гих спек­так­лях, раз­ве лишь ста­рые швей­ные ма­шин­ки и те­ле­фо­ны. Тем не ме­нее мно­гие фир­мен­ные ху­до­же­ст­вен­ные на­ход­ки ис­поль­зу­ют­ся и здесь – бы­с­т­ро­та рит­ма, гро­теск, не­ко­то­рая из­бы­точ­ность в во­пло­ще­нии эмо­ций дей­ст­ву­ю­щих лиц. Как все­гда, до­стой­но сы­г­ра­ли Сер­гей Фё­до­ров (На­чаль­ник стан­ции) и Ва­си­ли­на Ма­ков­це­ва (Мо­на). Очень до­сто­вер­на ма­де­му­а­зель Ку­ку – имен­но та­кие лю­би­те­ли по­ко­ман­до­вать не­ред­ко встре­ча­ют­ся и се­го­дня во­круг нас. А вы­бор ис­пол­ни­те­ля на роль учи­те­ля ас­тро­но­мии Ма­ри­на Ми­рою (Олег Би­лик) по­ка­зал­ся не­о­пти­маль­ным. Как раз не в сти­ле «Ко­ля­да-те­а­т­ра» – на роль не­до­тё­пы по­ста­вить не­до­тё­пи­с­то вы­гля­дя­ще­го ак­тё­ра (он хо­рош был в ро­ли Пи­щи­ка в «Виш­нё­вом са­де»). Труд­но по­ве­рить, чем та­кой пер­со­наж, у ко­то­ро­го все дви­же­ния ожи­да­е­мы и в каж­дом дви­же­нии чи­та­ет­ся: «Я не­удач­ник!», мог при­влечь яр­кую жен­щи­ну Мо­ну. Воз­мож­но, на эту роль луч­ше бы по­до­шёл Олег Яго­дин – сы­г­рал бы по кон­тра­с­ту че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го удив­лять – по­лу­чи­лось бы прон­зи­тель­нее. Пе­ре­вод ме­с­та­ми по­ка­зал­ся не­удач­ным: на­при­мер, встре­ча­ют­ся обо­ро­ты вро­де «са­тел­лит Юпи­те­ра» (вме­с­то «спут­ник»), звез­да Аль­кор по­че­му-то пе­ре­име­но­ва­на в Ал­гол (язык про­грам­ми­ро­ва­ния, по­пу­ляр­ный не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий на­зад). Му­зы­каль­ное со­про­вож­де­ние, на наш взгляд, удач­ное – пе­сен­ка на идиш «Бай мир бист ду шёйн», быв­шая шля­ге­ром в Ев­ро­пе как раз в го­ды на­пи­са­ния пье­сы.

В це­лом ос­та­лось впе­чат­ле­ние, что те­атр по­ста­вил эту пье­су, что­бы удов­ле­тво­рить ин­те­ре­сы ши­ро­кой пуб­ли­ки, и на­до ска­зать, что по­ста­нов­щи­ки до­би­лись этой це­ли, со­хра­нив при этом фир­мен­ный стиль и вы­иг­рыш­ные ху­до­же­ст­вен­ные при­ёмы сво­е­го те­а­т­ра.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования