Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20-21. 21.05.2010

Таинственный Тибет

Все­гда се­бя спра­ши­вал, по­че­му, соб­ст­вен­но, та­ин­ст­вен­ный Ти­бет. В чём та­ин­ст­венность? Столь­ко все­го на­пи­са­но – ты­ся­чи книг, сот­ни ты­сяч ста­тей... На­вер­ное, что­бы про­ник­нуть в свя­тая свя­тых Ги­ма­ла­ев, про­ник­нуть­ся их ду­хом, куль­ту­рой, ре­ли­ги­ей, по­тре­бу­ют­ся го­ды. А что­бы впи­тать в се­бя хо­тя бы ты­сяч­ную до­лю зна­ний, хра­ня­щих­ся в биб­ли­о­те­ках ти­бет­ских мо­на­с­ты­рей на древ­нем язы­ке сан­скри­те, по­жа­луй, и не хва­тит од­ной че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни. Тем не ме­нее, ес­ли не по­гру­зить­ся в этот не­из­ве­дан­ный мир, то, по край­ней ме­ре, за­ныр­нуть на три дня нам всё же уда­лось.

Ти­бет до пя­ти­де­ся­тых го­дов про­шло­го сто­ле­тия был от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мым го­су­дар­ст­вом, но в тех те­перь уже да­лё­ких го­дах вой­ска ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го Ки­тая ок­ку­пи­ро­ва­ли Ти­бет, а в 1959 го­ду гла­ва го­су­дар­ст­ва Да­лай-ла­ма пе­ре­ез­жа­ет в Ин­дию. Его Свя­тей­ше­ст­во Да­лай-ла­ма XIV Тэн­зин Гья­цо ос­та­ёт­ся и по сей день ду­хов­ным ли­де­ром ла­ма­из­ма (ти­бет­ская фор­ма буд­диз­ма). Сей­час ему 66 лет, он ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии.

По­след­ст­вия ан­нек­сии пла­чев­ны, я бы ска­зал – тра­гич­ны. Ра­зо­ря­ют­ся ты­ся­чи мо­на­с­ты­рей, из­го­ня­ют­ся или ре­прес­си­ру­ют­ся де­сят­ки ты­сяч мо­на­хов – но­си­те­лей то­го ус­то­яв­ше­го­ся ве­ка­ми об­ра­за жиз­ни. Вме­с­те с но­вы­ми до­ро­га­ми и пло­да­ми ци­ви­ли­за­ции про­хо­дит по­все­ме­ст­ная ки­та­и­за­ция об­ще­ст­ва – об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, быт. Эт­ни­че­с­кие ки­тай­цы с бла­го­сло­ве­ния Пе­ки­на ак­тив­но на­чи­на­ют пе­ре­се­лять­ся в те­перь уже «Ти­бет­ский ав­то­ном­ный рай­он КНР». И сей­час уже не­из­ве­ст­но, ко­го здесь боль­ше – ти­бет­цев или ки­тай­цев. Ти­пич­ный при­мер: всё боль­ше по­яв­ля­ет­ся вы­ве­сок ис­клю­чи­тель­но на ки­тай­ском язы­ке. Здесь на­до от­ме­тить, что пись­мен­ность этих двух на­ро­дов не име­ет ни­че­го об­ще­го. Для срав­не­ния мож­но взять ки­рил­ли­цу и араб­скую вязь. Са­ми же ти­бет­цы го­во­рят, что до «ре­во­лю­ции», имен­но так здесь офи­ци­аль­но оце­ни­ва­ют­ся со­бы­тия 59-го, они жи­ли луч­ше. По­ды­то­жи­вая эти весь­ма крат­кие по­ли­ти­че­с­кие штри­хи со­вре­мен­но­го Ти­бе­та, ос­ме­люсь пред­по­ло­жить, что ком­му­ни­с­ти­че­с­кий ви­рус по­ра­зил его весь­ма се­рь­ёз­но. Од­на из мно­гих крас­но­ре­чи­вых де­та­лей: что­бы стать мо­на­хом, нуж­но по­лу­чить ре­ко­мен­да­цию ком­пар­тии. Не смей­тесь, это – гру­ст­ная прав­да.

 

Итак, что же, соб­ст­вен­но, из се­бя пред­став­ля­ет сам Ти­бет. Ес­ли ге­о­гра­фи­че­с­ки, то преж­де все­го это Ти­бет­ское на­го­рье в Цен­т­раль­ной Азии пло­ща­дью око­ло 2 млн. км2, глав­ным об­ра­зом рас­по­ло­жив­ше­е­ся на тер­ри­то­рии ны­неш­не­го Ки­тая. Глав­ным об­ра­зом, но не пол­но­стью, по­сколь­ку, пе­ре­ме­с­тив свой взор на по­ли­ти­че­с­кую кар­ту со­вре­мен­но­с­ти, лег­ко за­ме­тить, что Ин­дия, Не­пал и Бу­тан как бы при­мы­ка­ют к Ти­бе­ту. Тер­ри­то­рия Ти­бе­та со­став­ля­ет для Ки­тая бо­лее пя­той ча­с­ти, в то вре­мя как на­се­ле­ние ме­нее 1%. По раз­ным под­счё­там, все­го в ми­ре на­счи­ты­ва­ет­ся око­ло 5–6 мил­ли­о­нов ти­бет­цев, из ко­то­рых око­ло по­ло­ви­ны про­жи­ва­ет вне Ти­бе­та, по боль­шей ча­с­ти в при­мы­ка­ю­щих к не­му рай­о­нах.

 

Ти­бет­ское на­го­рье – это со­че­та­ние хреб­тов и от­кры­тых пло­с­ко­го­рий, усе­ян­ных со­ло­но­ва­ты­ми озё­ра­ми. По боль­шо­му счё­ту, труд­но­до­с­туп­ная, пу­с­тын­ная гор­ная ме­ст­ность. Смо­т­ришь свер­ху на од­но из этих жи­во­пис­ных гор­ных озёр, а пей­заж те­бя так и за­во­ра­жи­ва­ет. Чем не ку­рорт­ная зо­на. Но кра­со­та эта не тёп­лая, я бы ска­зал, чу­жая и да­же не­сколь­ко не­зем­ная, ино­пла­нет­ная. Поч­ти пол­ное от­сут­ст­вие рас­ти­тель­но­с­ти, де­ре­вь­ев нет, скуд­ный жи­вот­ный мир. За­то как по­ра­жа­ют хреб­ты со сво­и­ми мо­гу­чи­ми и враж­деб­ны­ми вер­ши­на­ми, по­кры­ты­ми веч­ны­ми сне­га­ми. Не­о­бык­но­вен­ные лед­ни­ки, спол­за­ю­щие с гор, ко­то­ры­ми мож­но ил­лю­с­т­ри­ро­вать на­уч­но-фан­та­с­ти­че­с­кую ли­те­ра­ту­ру. Про­ле­тая над эти­ми мно­го­ки­ло­ме­т­ро­вы­ми ска­ла­ми, под­няв­ши­ми­ся над по­верх­но­с­тью зем­ли, пер­вое, о чём ду­ма­ешь – что в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­ст­ве этих мест, гор, лед­ни­ков, пи­ков вер­шин ни­ког­да не сту­па­ла но­га че­ло­ве­ка и... ни­ког­да не сту­пит.

Аэ­ро­порт г. Лха­сы – сто­ли­цы Ти­бе­та – рас­по­ло­жил­ся в ста ки­ло­ме­т­рах от го­ро­да. Объ­яс­не­ние до­воль­но про­стое – не так лег­ко вы­брать сре­ди уще­лий и гор­ных мас­си­вов ме­с­то для взлёт­ной по­ло­сы, не­об­хо­ди­мой для со­вре­мен­ных авиа­лай­не­ров. Аэ­ро­порт был прак­ти­че­с­ки пуст, наш са­мо­лёт был един­ст­вен­ным. Се­зон скуд­ных дож­дей ещё не на­чал­ся, вслед­ст­вие че­го тра­ва прак­ти­че­с­ки пол­но­стью от­сут­ст­во­ва­ла во­круг, что при­да­ва­ло близ­ле­жа­щим го­рам ка­кой-то мар­си­ан­ский, бу­рый от­те­нок. Ме­т­рах в пя­ти­стах ра­зы­г­ра­лась не­силь­ная пыль­ная бу­ря. Наш джип рез­во по­ка­тил в го­род по весь­ма при­лич­ной до­ро­ге. Ми­мо пе­ри­о­ди­че­с­ки мель­ка­ли во­ен­ные гар­ни­зо­ны и де­рев­ни. На две­рях до­мов ме­ст­ных жи­те­лей ча­с­то встре­ча­лись сим­во­лы в ви­де по­лу­ме­ся­ца, звез­ды и сва­с­ти­ки. По­след­няя до­воль­но ча­с­то встре­ча­лась в ук­ра­ше­ни­ях хра­мов, ри­сун­ках ор­на­мен­тов, в узо­рах тка­ней в мо­на­с­ты­рях.

Раз­рыв вре­мён. Вот что в пер­вую оче­редь бро­са­ет­ся в гла­за. Ме­ст­ные жи­те­ли до сих пор не из­ме­ни­ли тра­ди­ции но­сить на­ци­о­наль­ную одеж­ду. Мо­ло­дые муж­чи­ны ча­с­то хо­дят с впле­тён­ны­ми в во­ло­сы на ма­нер ди­а­де­мы чёр­ны­ми или крас­ны­ми ук­ра­ше­ни­я­ми, сде­лан­ны­ми из ни­тей. По­сколь­ку не все гра­мот­ны, а за­пом­нить на­и­зусть или про­чи­тать три­с­та мо­литв прак­ти­че­с­ки не­воз­мож­но, ре­ли­ги­оз­ный обы­чай поз­во­ля­ет тек­с­ты мо­литв, от­пе­ча­тан­ные на по­ло­с­ках бу­ма­ги и свёр­ну­тые в ту­гой ру­лон, по­ме­щать в не­боль­шой ме­тал­ли­че­с­кий ци­линдр раз­ме­ром от пя­ти до де­ся­ти сан­ти­ме­т­ров. Да­лее этот ци­линдр кре­пит­ся на пал­ку (ру­ко­ят­ку) длин­ной от 20 до 40 см., к ци­лин­д­ру же при­креп­ля­ет­ся не­боль­шой груз на ко­рот­кой це­поч­ке для то­го, что­бы он мог вра­щать­ся во­круг сво­ей оси. Так вот, с та­ки­ми не­хи­т­ры­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми ти­бет­цы хо­дят вез­де и по­всю­ду, вра­щая их по ча­со­вой стрел­ке. При­чём со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что де­ла­ют они это как-то меж­ду про­чим, при бе­се­де с кем-ли­бо или, ча­ще все­го, про­сто идя по ули­це. Вра­ще­ние же мо­литв во­круг сво­ей оси та­ким об­ра­зом за­счи­ты­ва­ет­ся как их про­чте­ние. Яв­ле­ние это там по­все­ме­ст­ное и об­ще­при­ня­тое.

Го­род Лха­са сто­ит на вы­со­те в 3600 ме­т­ров. Это оз­на­ча­ет, что воз­дух здесь очень раз­ре­жен. Ины­ми сло­ва­ми, кис­ло­ро­да не хва­та­ет, здесь его все­го 40% от при­выч­ной для нас нор­мы. В ре­зуль­та­те че­го пер­вое вре­мя раз­ви­ва­ет­ся кис­ло­род­ный го­лод, или ги­по­ксия. Пред­ставь­те се­бе, что вы ды­ши­те-ды­ши­те, го­ня­е­те воз­дух че­рез свои лёг­кие, что­бы на­пол­нить их кис­ло­ро­дом, а ни­че­го не по­лу­ча­ет­ся. Слиш­ком ма­ло мо­ле­кул кис­ло­ро­да в этом воз­ду­хе. Пер­вое вре­мя го­ло­ва по­ба­ли­ва­ет, хо­дишь как ва­рё­ный, а при ма­лей­шем уси­лии или рез­ком дви­же­нии, будь то хоть и раз­во­рот в соб­ст­вен­ной кро­ва­ти, что­бы по­луч­ше уку­тать­ся в оде­я­ло, по­яв­ля­ет­ся одыш­ка, буд­то сто­ме­т­ров­ку про­бе­жал. Хо­тя про­цесс адап­та­ции у всех бо­лее или ме­нее про­хо­дит нор­маль­но. Здесь я имею в ви­ду то, что с каж­дым днём се­бя чув­ст­ву­ешь луч­ше и луч­ше. Тем не ме­нее, ес­ли при­хо­дит­ся сов­сем ту­го, то по­всю­ду про­да­ют­ся «дих­ло­фо­сы» – так я ок­ре­с­тил боль­шие бал­лон­чи­ки с кис­ло­ро­дом по 3 дол­ла­ра за шту­ку. Прин­цип дей­ст­вия про­стой, как у дих­ло­фо­са, толь­ко вме­с­то яда кис­ло­род идёт. Снял не­боль­шой кол­па­чок в ви­де ми­ни­ма­с­ки, при­ста­вил к но­су и рту, на­жал на кноп­ку – и ды­ши се­бе на здо­ро­вье.

Кли­мат здесь до­воль­но су­ров, зи­мой тем­пе­ра­ту­ра опу­с­ка­ет­ся по­рой до ми­нус двад­ца­ти с лиш­ним, а ле­том теп­ло осо­бен­но не ба­лу­ет. В на­ча­ле мая ут­ром тер­мо­метр опу­с­кал­ся до двух, а днём под­ни­мал­ся до две­над­ца­ти гра­ду­сов. Ус­ло­вия для вы­жи­ва­ния не­про­стые, в от­дель­ных ча­с­тях Ти­бе­та тем­пе­ра­ту­ра зи­мой мо­жет упасть и до -50°С. Здесь нуж­но вновь не за­быть об ус­ло­ви­ях вы­со­ко­го­рья. Не­за­ме­ни­мым по­мощ­ни­ком и опо­рой че­ло­ве­ку здесь из­древ­ле счи­та­ет­ся як. Толь­ко он мо­жет пе­ре­но­сить эти тя­го­ты, слу­жа и вьюч­ным жи­вот­ным, и до­но­ром шер­сти. Да­же ле­пёш­ки из его на­во­за по­сле про­суш­ки слу­жат пре­крас­ным ма­те­ри­а­лом для под­дер­жа­ния теп­ла в до­маш­них оча­гах. В один из ве­че­ров мы с су­пру­гой за­шли по­ужи­нать в ме­ст­ный ре­с­то­ран, на­ше ме­ню вы­гля­де­ло при­мер­но так – фи­ле яка, его же тре­бу­ха, язык, суп из мя­са яка. Всё вкус­но, един­ст­вен­ное, что мы не ос­ме­ли­лись про­де­гу­с­ти­ро­вать, так это чай с жи­ром яка.

Жем­чу­жи­ной Лха­сы, а мо­жет, и все­го Ти­бе­та яв­ля­ет­ся дво­рец По­та­ла, на­хо­дя­щий­ся на го­ре в цен­т­ре го­ро­да. Ещё в на­ча­ле XIX ве­ка это со­ору­же­ние мож­но бы­ло сме­ло на­звать са­мым боль­шим зда­ни­ем, ког­да-ли­бо по­ст­ро­ен­ным че­ло­ве­че­ст­вом, или, в лю­бом слу­чае, са­мым боль­шим зда­ни­ем, до­жив­шим до на­ших дней. Его во­сем­над­цать эта­жей с бо­лее чем 1000 по­ме­ще­ний как бы об­во­ла­ки­ва­ют го­ру, на ко­то­рой он сто­ит. Пер­вые по­ст­рой­ки двор­ца вос­хо­дят ещё к VII ве­ку. Но ны­неш­ний вид дво­рец при­об­рёл лишь в XVII ве­ке.

Дво­рец По­та­ла яв­лял­ся не толь­ко зим­ней ре­зи­ден­ци­ей Да­лай-лам, но и не­ким ми­к­ро­го­су­дар­ст­вом. Здесь есть не толь­ко за­лы для тор­же­ст­вен­ных при­ёмов, биб­ли­о­те­ки, по­ме­ще­ния для ме­ди­та­ции, гроб­ни­цы Да­лай-лам, но так­же скла­ды, тюрь­мы. Мно­гое, на­вер­ное, не рас­кры­то до кон­ца и по сей день.

По­всю­ду ста­туи Буд­ды, их здесь ты­ся­чи, вез­де го­рят огонь­ки. Но ти­бет­цы не ста­вят све­чи. Про­сто в ме­тал­ли­че­с­кую ча­шу с жи­ром яка встав­ля­ют­ся фи­тиль­ки, ко­то­рые и го­рят. А ве­ру­ю­щие пи­ли­гри­мы про­сто под­хо­дят со сво­им па­ке­том к этим ча­шам и под­кла­ды­ва­ют жир с по­мо­щью спе­ци­аль­ных ло­па­ток.

 

Бро­дя не­сколь­ко ча­сов по двор­цу-хра­му, не­воль­но за­да­ёшь се­бе во­про­сы ре­ли­ги­оз­но­го, да и фи­ло­соф­ско­го ха­рак­те­ра. Ка­ков Бог? Пра­виль­но ли мы его се­бе пред­став­ля­ем... Ведь То­ра, Вет­хий За­вет, а по­сле и Ко­ран бы­ли вуль­гар­но пе­ре­пи­са­ны в сво­ей фа­бу­ле у шу­ме­ров и так да­лее в глу­би­ну ве­ков, лишь со вре­ме­нем каж­дый на­род до­бав­лял в свои свя­щен­ные пи­са­ния дан­ные, со­от­вет­ст­ву­ю­щие его ин­те­ре­сам и за­да­чам то­го вре­ме­ни. И с каж­дым ве­ком пер­во­ис­точ­ник зна­ний сти­ра­ет­ся всё бо­ле и бо­ле. Со­зда­ва­лись но­вые гла­вы, и умал­чи­ва­лись це­лые кни­ги. Ес­ли на­ше пред­став­ле­ние не­пол­но, а по­кло­не­ние не сов­сем вер­но, то смо­жет ли Все­выш­ний нам что-ли­бо ска­зать или дать знак?

 

Имен­но с та­ки­ми мыс­ля­ми я вы­шел из двор­ца. Во­круг нас, вни­зу, рас­ки­ну­лась Лха­са со сво­и­ми по­рой скром­ны­ми, ста­рин­ны­ми, а ино­гда и до­воль­но со­вре­мен­ны­ми не­вы­со­ки­ми по­ст­рой­ка­ми. Ещё даль­ше, во­круг все­го го­ро­да, воз­вы­ша­лись веч­ные го­ры Ти­бе­та. Не­бо бы­ло яр­ко-си­ним с ред­ки­ми клоч­ко­об­раз­ны­ми об­ла­ка­ми. Солн­це ос­ле­пи­тель­но свер­ка­ло у ме­ня над го­ло­вой. Не по­мню по­че­му, я под­нял го­ло­ву и обо­млел... Та­ко­го мне не до­во­ди­лось ви­деть ни­ког­да – во­круг все­го солн­ца яр­ко си­я­ла ра­ду­га. При поч­ти чи­с­том не­бе, без на­мё­ка на дождь. Боль­шая круг­лая ра­ду­га аб­со­лют­но пра­виль­ной фор­мы опо­я­са­ла на­ше све­ти­ло. Зре­ли­ще бы­ло на­столь­ко не­о­быч­ным и по­тря­са­ю­щим, что мы про­сто не мог­ли от­ве­с­ти глаз, лишь слег­ка при­кры­вая диск звез­ды, что­бы не ос­леп­нуть. Это ве­ли­ко­ле­пие не ис­че­за­ло, круг­лая ра­ду­га во­круг солн­ца за­во­ра­жи­ва­ла.

Я спро­сил на­ше­го ме­ст­но­го ги­да, ча­с­то ли ему при­хо­дит­ся на­блю­дать здесь та­кой фе­но­мен, на что гид от­ве­тил, что он здесь ро­дил­ся, про­жил бо­лее трид­ца­ти лет, но ви­дел та­кое впер­вые.


Владимир РЯЗАНЦЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования