Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 28.05.2010

Современному поэту стоит быть маргиналом

 Когда я слушаю Кублановского, у меня возникает ощущение, что общаюсь с одним из последних классических наших интеллигентов. Чувство собственного достоинства, даже величия в облике, некоторая степенная вальяжность в нём...

 

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ

– Вы и до сих пор член ред­кол­ле­гии жур­на­ла «Но­вый мир» и, оче­вид­но, на про­тя­же­нии всей сво­ей ра­бо­ты там име­ли де­ло с ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом сти­хо­твор­цев раз­но­го уров­ня. По­это­му пер­вый во­прос у ме­ня к вам та­кой: по ка­ким при­зна­кам вы от­ли­ча­е­те силь­но­го ав­то­ра от гра­фо­ма­на?

– Объ­яс­нить это слож­но, так как при­ро­да та­лан­та, ко­неч­но, не­од­но­знач­на. Во-пер­вых, врож­дён­ный по­эти­че­с­кий слух. Он, ви­ди­мо, та­кой же при­ро­ды, как и му­зы­каль­ный. Или че­ло­век с ним рож­да­ет­ся, или его нет. Во-вто­рых, опыт и со­при­кос­но­ве­ние в те­че­ние жиз­ни с не­ис­чис­ли­мым мно­же­ст­вом сти­хо­твор­ных тек­с­тов.

От­сю­да – опыт: сей­час мне до­ста­точ­но двух-трёх строф, что­бы оп­ре­де­лить твор­че­с­кую со­сто­я­тель­ность ав­то­ра. Ещё сов­сем не­дав­но, лет 10–15 на­зад очень мно­гие пи­са­ли в ин­то­на­ци­ях Ио­си­фа Брод­ско­го: не­сколь­ко брюз­жа­щее, де­жур­но-пес­си­ми­с­тич­ное на­ст­ро­е­ние. Та­кие тек­с­ты я сра­зу же от­кла­ды­вал: то, что у Брод­ско­го бы­ло вы­но­ше­но и ор­га­нич­но, у его под­ра­жа­те­лей вы­гля­де­ло за­ём­ным эпи­гон­ст­вом. По­то­му что ин­то­на­ция в по­эзии и есть тот нерв, ко­то­рый сви­де­тель­ст­ву­ет о ми­ро­воз­зрен­че­с­кой ори­ги­наль­но­с­ти ав­то­ра.

Хо­тя соб­ст­вен­но сам рус­ский тра­ди­ци­он­ный стих да­ле­ко не ис­чер­пал сво­их воз­мож­но­с­тей – тра­ди­ци­он­ные раз­ме­ры ко­чу­ют от ав­то­ра к ав­то­ру, и вну­т­ри раз­ме­ра мож­но су­ще­ст­во­вать впол­не све­жо и без вся­кой эк­лек­ти­ки. Для на­сто­я­ще­го сти­хо­тво­ре­ния не­об­хо­ди­мо, что­бы не бы­ло за­трё­пан­ных эпи­те­тов; най­ти един­ст­вен­но нуж­ное в дан­ном слу­чае сло­во; со­здать мак­си­маль­ное со­от­вет­ст­вие то­му, что ри­су­ет­ся в во­об­ра­же­нии; от­сут­ст­вие фо­не­ти­че­с­кой ка­ши, не­раз­бе­ри­хи…

– Как вы от­но­си­тесь к сти­хо­твор­но­му обу­че­нию (в Ли­тин­сти­ту­те, к при­ме­ру)?

– Ска­жу, мо­жет быть, ка­те­го­рич­но, но че­ст­но: я про­тив ли­те­ра­тур­ной учё­бы. Счи­таю, что учить­ся в Ли­те­ра­тур­ном ин­сти­ту­те по­эту не обя­за­тель­но. Глав­ное – уси­лен­ное чте­ние рус­ской по­эзии – как не­дав­ней, так и клас­си­че­с­кой. Раз­ме­ры сто­ит ос­во­ить, но боль­шо­му да­ро­ва­нию Ли­тин­сти­тут не по­мо­жет, а сред­нее мо­жет за­кис­нуть в ре­мес­лен­ном при­ёме. Ка­жет­ся, я все­гда мо­гу от­ли­чить по­эта, ко­то­рый окон­чил Ли­тин­сти­тут, от то­го, кто там не учил­ся. Хо­тя вот Оле­ся Ни­ко­ла­е­ва – не­смо­т­ря на то, что в своё вре­мя и окон­чи­ла этот вуз, но, ка­жет­ся, впос­лед­ст­вии толь­ко при­ум­но­жи­ла своё да­ро­ва­ние. От по­ступ­ле­ния в Ли­тин­сти­тут ме­ня от­го­ва­ри­вал в своё вре­мя ещё Ан­д­рей Воз­не­сен­ский, и я вы­брал па­рал­лель­ную – ис­кус­ст­во­вед­че­с­кую – про­фес­сию. И ни­ког­да не жа­лел об этом.

– Как со­че­та­ет­ся ис­кус­ст­во­зна­ние со сти­хо­твор­ст­вом? По­че­му вы по­сту­па­ли на ис­кус­ст­во­ве­де­ние?

– Ри­со­ва­ни­ем я за­ни­мал­ся ещё со шко­лы: ле­том пи­сал этю­ды чуть ли не еже­днев­но, зи­мой хо­дил не­сколь­ко раз в не­де­лю в изо­сту­дию. Лет в 15 я по­нял, что стать боль­шим ху­дож­ни­ком не су­мею, по­то­му что не ви­жу, ка­ким мо­жет быть се­го­дня на­сто­я­щее ори­ги­наль­ное изо­б­ра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во. Его «съел» аван­гар­дизм и вся­кие да­лё­кие от жи­во­пи­си кун­штю­ки. Но, ко­неч­но, мно­гое от тех за­ня­тий при­го­ди­лось в по­эзии: пей­заж, ви­зу­аль­ное впе­чат­ле­ние – это от­ту­да.

Дип­лом я пи­сал по из­ве­ст­но­му объ­е­ди­не­нию 10-х го­дов про­шло­го ве­ка «Го­лу­бая ро­за». В то вре­мя, ког­да я учил­ся, Се­ре­б­ря­ный век был по­лу­за­пре­щён­ным, и моя по­пыт­ка апо­ло­ге­ти­че­с­ки на­пи­сать о нём вы­гля­де­ла до­ста­точ­но хра­б­ро. Тог­да я ещё не чув­ст­во­вал тех изъ­я­нов, ко­то­рые со­при­су­щи рус­ско­му де­ка­дан­су. Впро­чем, ис­кус­ст­во­вед­че­с­кие тру­ды я чи­таю и посе­го­дня.

– Рас­ска­жи­те по­дроб­нее о ра­бо­те в жур­на­ле «Но­вый мир». Ка­ко­ва бы­ла прак­ти­ка от­ка­зов, от­бо­ра? Слу­ча­лись ли ка­кие-то ку­рь­ёз­ные слу­чаи на этой поч­ве?

– У ме­ня в шка­фу ле­жа­ло око­ло ты­ся­чи ру­ко­пи­сей, а жур­нал мог опуб­ли­ко­вать в год не бо­лее по­лу­сот­ни. Осо­бен­но ме­ня ра­до­ва­ло, ког­да при­хо­ди­ли та­лант­ли­вые сти­хи из про­вин­ции: ведь там и до сих пор встре­ча­ют­ся на­сто­я­щие са­мо­род­ки с ори­ги­наль­ным по­эти­че­с­ким ми­ро­воз­зре­ни­ем. Осо­бых ку­рь­ё­зов не при­пом­ню: хо­тя од­наж­ды, ког­да я по­ста­вил в 12-й но­мер од­но­го мэ­т­ра с ещё со­вет­ским опы­том жур­наль­ных пуб­ли­ка­ций, он оби­дел­ся, счи­тая, что я тем са­мым «за­ко­пал» его на­роч­но. Мол, в 12-й но­мер «сли­ва­ют» всё то, что жур­нал не вме­с­тил до это­го в те­че­ние го­да. Вот та­кие при­чу­ды. Сам я ни­ког­да не при­ни­мал уча­с­тия в со­вет­ском ли­те­ра­тур­ном про­цес­се, все­гда был «са­миз­дат­чи­ком», и та­ко­го ро­да тон­ко­стей, ко­неч­но, не знал.

Тог­даш­ний глав­ный ре­дак­тор «Но­во­го ми­ра» С.П. За­лы­гин имел сход­ные со мной убеж­де­ния, но по­сле его кон­чи­ны я с об­лег­че­ни­ем пе­ре­шёл с пуб­ли­ци­с­ти­ки на по­эзию: 90-е го­ды бы­ли вре­ме­нем рын­ка без бе­ре­гов, в том чис­ле и в куль­ту­ре, а с мо­им поч­вен­ным со­зна­ни­ем за­ве­до­вать от­де­лом пуб­ли­ци­с­ти­ки в ли­бе­раль­ном жур­на­ле бы­ло очень не­про­сто.

Прав­да, по­след­ние три го­да я жи­ву и ра­бо­таю за гра­ни­цей, а по­эзию в жур­на­ле ве­дёт куль­ту­ро­лог Па­вел Крюч­ков, и это ока­за­лось на поль­зу: поз­во­ли­ло дис­тан­ци­ро­вать­ся от по­эти­че­с­ко­го по­то­ка, в ко­то­ром я чуть бы­ло не за­хлеб­нул­ся.

– Как вы от­но­си­тесь к со­вре­мен­ным «тол­стым» жур­на­лам? Ка­кие из них ка­жут­ся вам на­и­бо­лее ин­те­рес­ны­ми?

– Се­го­дня нет спе­ци­аль­ной «жур­наль­ной» ли­те­ра­ту­ры, ведь в преж­ние вре­ме­на меж­ду жур­наль­ной пуб­ли­ка­ци­ей и вы­хо­дом этих тек­с­тов кни­гой про­хо­ди­ли, бы­ва­ло, го­ды. Сей­час та­ко­го за­зо­ра нет: пуб­ли­ку­е­мое в жур­на­ле поч­ти сра­зу из­да­ёт­ся и кни­гой. Дру­гое де­ло, ко­неч­но, сти­хи: тре­бу­ет­ся вре­мя, что­бы они со­бра­лись в кни­гу, тог­да как ём­кая жур­наль­ная под­бор­ка зна­ко­мит чи­та­те­ля с по­эти­че­с­ки­ми но­вин­ка­ми опе­ра­тив­но. Для ме­ня же в «тол­стом» жур­на­ле ин­те­рес­на его вто­рая по­ло­ви­на: кри­ти­ка, пуб­ли­ци­с­ти­ка, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние, об­зо­ры. Вот это­го боль­ше ни­где не про­чи­та­ешь. Ес­ли «тол­стых» жур­на­лов вдруг не ста­нет, это на­не­сёт боль­шой урон на­шей куль­ту­ре. Я очень це­ню «про­вин­ци­аль­ные» жур­на­лы – «Вол­гу», «Си­бир­ские ог­ни» и дру­гие… Я знаю, что су­ще­ст­во­вать им ещё труд­нее, чем жур­на­лам сто­лич­ным. Ни в ко­ем слу­чае им нель­зя по­гиб­нуть.

– Ви­ди­те ли вы ка­кие-ли­бо ха­рак­тер­ные де­фек­ты в те­ку­щем по­эти­че­с­ком про­цес­се?

– Слиш­ком мно­гие при­ме­ня­ют ре­цеп­ты, по ко­то­рым яко­бы со­зда­ёт­ся по­эти­че­с­кий мир. Чи­та­тель­ский слух сей­час сбит, за­мы­лен ёр­ни­че­ст­вом, сар­каз­мом, гру­бо­с­тью, ма­тер­ком. Ли­те­ра­тур­ная пря­мо­та, столь свой­ст­вен­ная на­шей по­эзии от Пуш­ки­на до Ман­дель­ш­та­ма, ис­крив­ля­ет­ся в уго­ду но­вой со­ци­аль­ной конъ­юнк­ту­ре. Это ста­ло уже чем-то де­жур­ным. А ор­га­ны пе­ча­ти, под­дер­жи­ва­ю­щие та­кую по­эзию, име­ют спон­со­ров, ко­то­рым она на ру­ку и по вку­су. За­да­чи пе­ред ны­неш­ним сти­хо­твор­цем сто­ят не ме­нее слож­ные, чем в со­вет­ское вре­мя: тог­да при­хо­ди­лось пре­одо­ле­вать «ро­гат­ки» со­вет­ской цен­зу­ры, а се­го­дня – им­мо­раль­ность оли­гар­хи­че­с­ко­го ре­жи­ма.

– Дол­жен ли рус­ский по­эт, по ва­ше­му мне­нию, быть ди­дак­тич­ным?

– Ни­ког­да не сто­ит ре­шать внеш­ние за­да­чи, ка­ки­ми бы бла­го­род­ны­ми они ни ка­за­лись. Идея сти­хо­тво­ре­ния долж­на быть вы­но­ше­на вну­т­рен­ним ми­ро­чув­ст­во­ва­ни­ем, ко­то­рое преж­де все­го нуж­но вы­ра­бо­тать мо­ло­до­му сти­хо­твор­цу. Тре­с­ку­чей дек­ла­ра­тив­но­с­тью чи­та­те­ля не прой­мёшь. Сей­час ведь как – не ред­кость хо­ро­шие сти­хи, но лич­но­с­ти сти­хо­твор­ца за ни­ми с лу­пой не раз­гля­дишь.

– На­до ли со­вре­мен­но­му ли­те­ра­то­ру «рас­кру­чи­вать» се­бя в об­ще­ст­ве? Ка­ко­во ва­ше от­но­ше­ние к кон­кур­сам, фе­с­ти­ва­лям и про­чим ор­га­ни­зу­ю­щим ли­те­ра­тур­ный про­цесс ме­ро­при­я­ти­ям?

– Зна­е­те, хо­тя я по­эт до­ста­точ­но из­ве­ст­ный, но не рас­кру­чен­ный. В Ин­тер­не­те не при­сут­ст­вую со­зна­тель­но, так как не мо­гу ви­деть по­эти­че­с­кий текст на эк­ра­не: я глу­бо­ко убеж­дён, что он не­от­де­лим и от шриф­та, и от стра­нич­ной гра­ни­цы. А се­го­дня по­эта «рас­кру­чи­ва­ет», с од­ной сто­ро­ны, ту­сов­ка, с дру­гой – Ин­тер­нет: по мне – так и то, и дру­гое по­эзии лишь ме­ша­ет. Со­вре­мен­но­му по­эту, что­бы убе­речь­ся от рын­ка, ви­ди­мо, сто­ит быть мар­ги­на­лом. Так что чем доль­ше ты не бу­дешь се­бя оза­бо­чи­вать по­пу­ляр­но­с­тью, тем луч­ше для тво­ей ли­ри­ки. Я, на­при­мер, в своё вре­мя не пе­ча­тал­ся до трид­ца­ти лет и не жа­лею об этом. По­мни­те пуш­кин­ское: «Ты ге­ний свой вос­пи­ты­вал в ти­ши…» На­до чув­ст­во­вать се­бя впи­сан­ным в об­щий кон­текст рус­ской ли­те­ра­ту­ры, су­ще­ст­во­вать, по точ­но­му вы­ра­же­нию Вас. Ро­за­но­ва, «под уг­лом веч­ных бес­по­койств».

А по по­во­ду кон­кур­сов… Ли­те­ра­тур­ная пре­мия «Де­бют», на­при­мер, до­ста­точ­но по­пу­ляр­на сре­ди на­шей мо­ло­дё­жи, но я уве­рен, что на­сто­я­щим ли­те­ра­то­ром мож­но стать и дер­жась по­даль­ше от всей этой ми­шу­ры.

– А что, по ва­ше­му мне­нию, да­ёт чи­та­те­лю по­эзия? Что вы ду­ма­е­те о при­ро­де вдох­но­ве­ния?

– Во-пер­вых, по­эзия за­ка­ля­ет ха­рак­тер, во-вто­рых, при­но­сит эс­те­ти­че­с­кое и ду­шев­ное на­слаж­де­ние. Не­об­хо­ди­мо сде­лать ин­тел­лек­ту­аль­ное уси­лие, что­бы вой­ти в мир по­эта, ко­то­рый за­ча­с­тую до­ста­точ­но гер­ме­ти­чен. Но уж ес­ли вой­дёшь – то поз­же, уве­ряю вас, не по­жа­ле­ешь… Пуш­кин, Лер­мон­тов, Ман­дель­ш­там – веч­ные спут­ни­ки мо­ей жиз­ни: я пе­ре­чи­ты­ваю их и чув­ст­вую, что об­нов­ля­юсь сам и умом, и серд­цем.

При­ро­да вдох­но­ве­ния до кон­ца не яс­на. Есть сти­хо­твор­цы, ко­то­рые си­дят на вдох­но­ве­нии как на иг­ле: ме­сяц не пи­шут – и на­чи­на­ет­ся лом­ка. Я же не под­стё­ги­ваю се­бя и пи­шу толь­ко тог­да, ког­да не мо­гу не пи­сать. Ну а уж ес­ли вдох­но­ве­ние не при­дёт – что ж, спа­си­бо и за то, что бы­ло, и тут роп­тать бес­по­лез­но.

– Ло­зун­гом об­ще­ст­ва «СМОГ», в ко­то­рое вы с Ле­о­ни­дом Гу­ба­но­вым и Вла­ди­ми­ром Алей­ни­ко­вым вхо­ди­ли в со­вет­ские го­ды, бы­ли сло­ва «Сме­лость, Мысль, Об­раз, Глу­би­на». Со­хра­ня­ют­ся ли для вас сей­час эти прин­ци­пы и как вы во­об­ще от­но­си­тесь к ли­те­ра­тур­но­му об­ще­нию, объ­е­ди­не­ни­ям ли­те­ра­то­ров?

– Об­щать­ся на­до преж­де все­го для сов­ме­ст­но­го по­ис­ка ис­ти­ны. Го­ды «СМОГ’а» ста­ли для ме­ня шко­лой нон­кон­фор­миз­ма: мы – «смо­ги­с­ты» – со­шлись, так как не за­хо­те­ли со­труд­ни­чать с со­вет­ской ли­те­ра­ту­рой. Мне уже с сем­над­ца­ти-во­сем­над­ца­ти лет всё со­вет­ское, марк­сист­ско-ле­нин­ское бы­ло от­вра­ти­тель­но, и я ни­ког­да не ло­мал се­бя в уго­ду иде­о­ло­гии. Прин­ци­пы «СМОГ’а» – веч­ны. Глав­ное – вну­т­рен­няя сво­бо­да; нуж­но быть го­то­вым на лю­бое сжа­тие, и тог­да ни­кто те­бя с тво­е­го пу­ти не со­бьёт. Как го­во­рил Пуш­кин – «са­мо­сто­я­нье че­ло­ве­ка – за­лог ве­ли­чия его».

– Ва­ше от­но­ше­ние к со­вре­мен­ной кри­ти­ке?

– К со­жа­ле­нию, рус­ские кри­ти­ки, как пра­ви­ло, за­иде­о­ло­ги­зи­ро­ван­ные, «пар­тий­ные» лю­ди, а за­од­но – по­пу­гаи: один ска­жет, а по­том де­ся­ти­ле­ти­я­ми все за ним, по су­ти, то же са­мое по­вто­ря­ют. Им не хва­та­ет ум­ст­вен­ной са­мо­сто­я­тель­но­с­ти и важ­но быть в сво­ей стае.

– Что вы ду­ма­е­те о бу­ду­щем по­эзии че­рез двад­цать лет?

– Не­сколь­ко лет на­зад за­ме­ча­тель­ный со­вре­мен­ный по­эт Ма­рия Ва­ту­ти­на вы­ска­за­ла мрач­ное, энер­гич­ное про­ро­че­ст­во:

 

И на­ши го­ло­са то­ро­пят­ся

По­знать ро­ди­тель­скую речь,

И пе­чи вар­вар­ские то­пят­ся,

Где на­ши кни­ги бу­дут жечь…

 

Дей­ст­ви­тель­но, не на­до да­же на­пря­гать слух, что­бы рас­слы­шать треск за двер­ца­ми этих то­пок.

И всё-та­ки я бу­ду­щее Рос­сии без по­эзии не мо­гу се­бе пред­ста­вить. Это бу­дет уже ка­кая-то дру­гая стра­на, в ко­то­рой я ни за что не хо­тел бы жить.


Беседу вёл Борис КУТЕНКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования