Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 28.05.2010

Можно ли изгнать Белинского?

 

Бе­лин­ский ищет ис­ти­ну, а Юрий Пав­лов, су­дя по его ста­тье в «ЛР» за 9 ап­ре­ля, её зна­ет. Бе­лин­ский по­это­му не за­ст­ра­хо­ван от оши­бок, со­мне­ва­ет­ся, ко­леб­лет­ся, фор­си­ру­ет го­лос, ме­ня­ет убеж­де­ния в ночь с чет­вер­га на пят­ни­цу. А Пав­лов бе­зу­пре­чен и не­по­ко­ле­бим.

Бе­лин­ский од­на сплош­ная ра­на. А Пав­лов один сплош­ной ка­мень. Ког­да ра­на об­ре­та­ет пра­во го­ло­са, это не все­гда кра­си­во и все­гда од­но­сто­рон­не и тен­ден­ци­оз­но. Ког­да ка­мень на­чи­на­ет ду­мать, это поч­ти все­гда мысль в фор­ме окон­ча­тель­но­го при­го­во­ра. Где ж им по­нять друг дру­га?

Пав­лов, ра­зу­ме­ет­ся, не­у­яз­вим как по­сле­до­ва­тель­ный ор­то­докс и дог­ма­тик. Он об­ло­жил­ся ссыл­ка­ми, ци­та­та­ми, за­пас­ся с из­быт­ком со­ци­аль­ным и куль­тур­ным опы­том. Он про­из­во­дит свою экс­пер­ти­зу, как гра­мот­ный па­то­ло­го­а­на­том, и на­хо­дит, что Бе­лин­ский был од­ной сплош­ной ошиб­кой.

А су­ди­мый им Бе­лин­ский, ра­зу­ме­ет­ся, без­за­щи­тен. Как мо­жет быть без­за­щи­тен ис­крен­ний, бес­ко­ры­ст­но ищу­щий, не чрез­мер­но оза­бо­чен­ный сво­ей ре­пу­та­ци­ей сре­ди во­цер­ков­лён­ной пуб­ли­ки че­ло­век, дав­но в при­да­чу про­пи­сан­ный на Вол­ко­вом клад­би­ще. Как не­из­мен­но без­за­щи­тен ин­тел­ли­гент.

Пав­лов пи­шет симп­то­ма­тич­но. А это оз­на­ча­ет, что ста­тья его есть яв­ле­ние, обя­зан­ное не толь­ко жиз­ни ду­ха, но и в це­лом мен­таль­но­му, куль­тур­но­му кли­ма­ту, ут­вер­див­ше­му­ся с не­ко­то­рых пор на Рус­ской рав­ни­не. Ста­тья Пав­ло­ва боль­ше го­во­рит о со­вре­мен­но­с­ти, чем о вре­ме­ни Бе­лин­ско­го и чем пер­со­наль­но о нём; при­чём не толь­ко за счёт ак­ту­аль­но­го иде­о­ло­ги­че­с­ко­го жар­го­на ав­то­ра.

Бе­лин­ский – юнец, при­шед­ший в мир, где до не­го поч­ти ни­че­го не бы­ло, поч­ти ни­кто все­рьёз не го­во­рил о ли­те­ра­ту­ре, не про­бо­вал на вкус ос­нов­ные со­ци­аль­ные дан­но­с­ти и про­ек­ты – и где нуж­но бы­ло, ри­с­куя, опо­знать и на­звать но­вы­ми сло­ва­ми мно­гие ве­щи. Пав­лов кон­тек­с­ту­аль­но, ис­то­ри­че­с­ки – ма­с­ти­тый ста­рец; и бо­лее то­го – он го­во­рит о том, что бы­ло, но че­го уже боль­ше нет. Нет ни пра­во­слав­ной мо­нар­хии, ни ре­во­лю­ции, ни ин­тел­ли­ген­ции как ак­ту­аль­ной куль­тур­ной си­лы; ни ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры, ни ли­те­ра­ту­ро­цен­т­риз­ма как оп­ре­де­ля­ю­ще­го ка­че­ст­ва куль­ту­ры; ни уг­роз, на стра­хов, ни на­дежд. Ко­нец све­та на од­ной от­дель­но взя­той тер­ри­то­рии, как из­ве­ст­но, уже на­сту­пил. И рус­ское про­шлое ста­ло для слиш­ком мно­гих не лич­ной ра­до­с­тью и бо­лью, а те­мой для на­уч­ных дис­сер­та­ций и по­ли­ти­че­с­ких спе­ку­ля­ций. И уже не­мно­гим его жал­ко, с на­се­ляв­ши­ми его ге­ни­аль­ны­ми бе­зум­ца­ми и про­сто­душ­ны­ми ма­нь­я­ка­ми. Один за дру­гим рус­ские ли­те­ра­то­ры под­вер­га­ют­ся в по­след­ние го­ды уцен­ке или да­же и во­все спи­сы­ва­ют­ся в утиль. Вче­раш­ние бо­ги сбро­ше­ны в тар­тар и пе­ре­име­но­ва­ны в де­мо­нов.

Во­об­ще, че­го им не хва­та­ло, этим ба­ку­ни­ным, бе­лин­ским и про­чим гер­це­нам? За­чем ме­та­лись и бун­та­ши­лись? Спер­ма, что ли, уда­ри­ла в го­ло­ву? За­чем, как пуш­кин­ская Та­ть­я­на в брак, не всту­пи­ли они в при­лич­ный со­юз с му­д­ры­ми вла­с­тя­ми и на­ро­дом-бо­го­нос­цем? По­че­му вме­с­то пра­виль­ных го­го­лев­ских пи­сем пи­са­ли сво­им френ­дам вся­кие га­до­с­ти по­чи­ще гной­но­ре­чи­вых блог­ге­ров Ру­не­та? За­чем, на­ко­нец, от­рек­лись от ге­ге­лев­ской пре­зумп­ции ра­зум­но­с­ти су­ще­го?..

Не­ве­же­ст­во, го­во­рит Пав­лов. Не­об­ра­зо­ван­ность. Язы­ков не зна­ли. Бо­га не бо­я­лись. И вот по­жа­луй­ста: ни бла­го­на­ме­рен­но­с­ти, ни по­слу­ша­ния; сквер­но­сло­вие и вер­хо­гляд­ст­во. Где жен­щи­ны, там и кар­ты, а где кар­ты, там и из­ме­на Ро­ди­не – с чуж­дой нам Ев­ро­пой. Ди­а­гноз.

…Ос­та­ёт­ся на­пом­нить, что Бе­лин­ский жил в стра­не, прав­до­по­доб­но изо­б­ра­жён­ной ру­со­фо­бом Кю­с­ти­ном, где власть пред­по­чи­та­ла дей­ст­во­вать как жан­дарм, стра­хом и при­нуж­де­ни­ем, а не убеж­де­ни­ем и со­гла­со­ва­ни­ем ин­те­ре­сов. Где им­пер­ская мис­сия Тре­ть­е­го Ри­ма слиш­ком ча­с­то обо­ра­чи­ва­лась уг­не­те­ни­ем и про­из­во­лом, да и про­сто ока­за­лась не­вподъ­ём рус­ско­му на­ро­ду. Где боль­шая часть пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния на­хо­ди­лась в раб­ст­ве у мень­шей и не уме­ла да­же чи­тать, а пра­вя­щие ар­хи­ереи сми­рен­но с этим со­гла­си­лись. В стра­не стес­нён­но­го цен­зу­рой сло­ва и ед­ва про­клю­нув­ше­го­ся, то­чеч­но вы­ра­жен­но­го ду­хов­но­го по­ры­ва на фо­не поч­ти пол­но­го ис­чер­па­ния рус­ской свя­то­с­ти и про­грес­си­ру­ю­ще­го упад­ка тра­ди­ци­он­ной ве­ры, рас­про­ст­ра­няв­ше­го­ся от вер­хов к про­сто­на­ро­дью как ате­изм – и об­рат­но как су­е­ве­рие. В стра­не, где сво­бод­ная, не­за­ви­си­мая лич­ность на­хо­ди­лась под по­до­зре­ни­ем в го­су­дар­ст­вен­ной из­ме­не и толь­ко-толь­ко на­чал скла­ды­вать­ся круг лю­дей, объ­е­ди­нён­ных по­ис­ком ус­коль­за­ю­щей ис­ти­ны и стрем­ле­ни­ем к труд­но­вы­ра­зи­мо­му иде­а­лу, при­выч­кой ду­мать, а не ими­ти­ро­вать дви­же­ние мыс­ли. В стра­не (за­кон­чу пе­ри­од, чтоб не быть слиш­ком мно­го­слов­ным), где ве­ли­кие на­деж­ды, ко­то­рым не чужд был и Бе­лин­ский, в ко­неч­ном счё­те обер­ну­лись в ХХ ве­ке ве­ли­кой Ка­та­ст­ро­фой. Ины­ми сло­ва­ми, про­бле­мы не столь­ко ре­ша­лись, сколь­ко на­кап­ли­ва­лись и усу­губ­ля­лись, и в ре­зуль­та­те их узел за­тя­нул­ся на­мерт­во. И он был од­ним из пер­вых рус­ских лю­дей, у ко­то­рых поч­ва на­ча­ла вы­хо­дить из-под ног, – нель­зя ска­зать, что он был в этом от­но­ше­нии не­до­ста­точ­но чу­ток.

Поз­во­лю се­бе про­ци­ти­ро­вать то ме­с­то из «Днев­ни­ка пи­са­те­ля» До­сто­ев­ско­го, где его ав­тор на­и­бо­лее внят­но и убе­ди­тель­но ха­рак­те­ри­зу­ет на­ше­го ге­роя: «Бе­лин­ский был по пре­иму­ще­ст­ву не ре­флек­тив­ная лич­ность, а имен­но без­за­вет­но вос­тор­жен­ная, все­гда, во всю его жизнь. <…> Вы­ше все­го це­ня ра­зум, на­уку и ре­а­лизм, он в то же вре­мя по­ни­мал глуб­же всех, что од­ни ра­зум, на­ука и ре­а­лизм мо­гут со­здать лишь му­ра­вей­ник, а не со­ци­аль­ную «гар­мо­нию», в ко­то­рой бы мож­но бы­ло ужить­ся че­ло­ве­ку. Он знал, что ос­но­ва все­му – на­ча­ла нрав­ст­вен­ные. В но­вые нрав­ст­вен­ные ос­но­вы со­ци­а­лиз­ма <…> он ве­рил до бе­зу­мия и бе­зо вся­кой ре­флек­сии; тут был один лишь вос­торг. Но, как со­ци­а­ли­с­ту, ему преж­де все­го сле­до­ва­ло низ­ло­жить хри­с­ти­ан­ст­во; он знал, что ре­во­лю­ция не­пре­мен­но долж­на на­чи­нать с ате­из­ма. Ему на­до бы­ло низ­ло­жить ту ре­ли­гию, из ко­то­рой вы­шли нрав­ст­вен­ные ос­но­ва­ния от­ри­ца­е­мо­го им об­ще­ст­ва. Се­мей­ст­во, соб­ст­вен­ность, нрав­ст­вен­ную от­вет­ст­вен­ность лич­но­с­ти он от­ри­цал ра­ди­каль­но. Без со­мне­ния, он по­ни­мал, что, от­ри­цая нрав­ст­вен­ную от­вет­ст­вен­ность лич­но­с­ти, он тем са­мым от­ри­ца­ет и сво­бо­ду её; но он ве­рил всем су­ще­ст­вом сво­им (го­раз­до сле­пее Гер­це­на, ко­то­рый, ка­жет­ся, под ко­нец усом­нил­ся), что со­ци­а­лизм не толь­ко не раз­ру­ша­ет сво­бо­ду лич­но­с­ти, а, на­про­тив, вос­ста­нов­ля­ет её в не­слы­хан­ном ве­ли­чии, но на но­вых и уже ада­ман­то­вых ос­но­ва­ни­ях». (Оцен­ка со­ци­а­лиз­ма здесь яв­но при­над­ле­жит по­за­про­ш­ло­му ве­ку.)

Бе­лин­ский вхо­дит в круг тех не­сколь­ких де­сят­ков по­движ­ни­ков, кто в XIX ве­ке сво­ей жиз­нью впер­вые или за­но­во офор­ми­ли но­вую ис­то­ри­че­с­кую мис­сию рус­ско­го че­ло­ве­ка, вза­мен из­ну­ря­ю­ще-не­про­дук­тив­но­го, а ча­с­то и бес­смыс­лен­но­го им­пер­ско­го слу­же­ния. Это мис­сия ду­ха, Рос­сия ду­ха, это по­сла­ние ми­ру, глав­ное со­дер­жа­ние ко­то­ро­го не го­то­вые идеи, а иде­а­ли­с­ти­че­с­кий стиль су­ще­ст­во­ва­ния, спо­соб быть. То, что ор­га­нич­нее все­го вкла­ды­ва­ет­ся не в фи­ло­соф­ские фор­му­лы, а в ху­до­же­ст­вен­ный об­раз, и по­то­му обес­пе­чи­ло по­яв­ле­ние ве­ли­ко­го ис­кус­ст­ва в Рос­сии. Че­ло­век пла­мен­ной по­ро­ды, ко­то­рая мно­го­крат­но за­клей­ме­на, иной раз поч­ти по­го­лов­но ис­треб­ле­на, поч­ти ис­сяк­ла и на­пос­ле­док ос­ме­я­на, он ин­те­ре­сен не столь­ко сво­и­ми за­блуж­де­ни­я­ми, ко­то­рых и у нас не­ма­ло, сколь­ко не­по­вто­ри­мой пе­ча­тью лич­но­го опы­та, зиг­за­гом па­ра­док­саль­ной судь­бы, от­кры­ты­ми им го­ри­зон­та­ми ду­хов­но­го опы­та, ве­ли­ким по­чи­ном сво­бод­ной мыс­ли. Из­гнать Бе­лин­ско­го из рус­ской ли­те­ра­ту­ры не­воз­мож­но, про­ще её про­сто за­крыть и за­быть.


Евгений ЕРМОЛИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования