Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 28.05.2010

Из кожи вон

Ува­жа­е­мая ре­дак­ция!

Опуб­ли­ку­е­те ли вы этот ма­те­ри­ал, не знаю, но мол­чать как-то со­ве­ст­но по­сле то­го, что про­чла о Ли­тин­сти­ту­те в ап­рель­ских но­ме­рах «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии»...

Мой Лит, я так бо­лею за те­бя, по­то­му что боль­ше, чем ты да­ёшь нам, тво­им быв­шим и на­сто­я­щим сту­ден­там, пи­шу­щим и го­во­ря­щим слиш­ком гром­ко, – не даст ни один вуз!

Я НЕ учи­лась в МГУ, но слы­ша­ла мно­го по­доб­но­го же ро­да ба­ек о нём. Это не­из­беж­но: вез­де есть «злые» сту­ден­ты и не сту­ден­ты (ча­ще не сту­ден­ты, по­то­му что по­сту­пить в МГУ, рав­но как и в Лит, с пер­во­го ра­за ма­ло у ко­го по­лу­ча­ет­ся).

Александр Петров. Картина из цикла «Работа и учёба»
Александр Петров. Картина из цикла «Работа и учёба»

Я учи­лась в Ли­те, я знаю его из­ну­т­ри. Не со сто­ро­ны, не по­на­слыш­ке, а имен­но из­ну­т­ри. На­чи­ная со ста­рых, ин­те­рес­ных для фо­то­гра­фов лю­ков во­круг скве­ра и об­шар­пан­ных, став­ших с го­да­ми род­ны­ми, стен и парт. Я знаю звук его ро­я­ля в ак­то­вом за­ле, за­пах ста­рых ред­чай­ших книг в чи­тал­ке, го­ря­щие, су­мас­шед­шие гла­за сту­ден­тов-пер­во­курс­ни­ков и ус­тав­шие ли­ца вы­пу­ск­ни­ков. Я по­мню сту­ден­че­с­кий страх эк­за­ме­нов и сча­с­тье от их сда­чи... Это всё БЫ­ЛО. И всё это БУ­ДЕТ все­гда.

Как и в лю­бом ву­зе, сту­ден­ты Ли­та бо­ят­ся эк­за­ме­нов, про­гу­ли­ва­ют лек­ции, ту­пят на за­ня­ти­ях, спо­рят с пе­да­го­га­ми. И как ни в од­ном ву­зе, здесь мы об­суж­да­ем толь­ко что со­здан­ное, оде­ва­ем­ся как хо­тим, яро дис­ку­ти­ру­ем с про­фес­со­ра­ми на все­воз­мож­ные те­мы, ча­са­ми чи­та­ем вслух ре­ко­мен­до­ван­ные ими кни­ги, си­дя на ска­мей­ках на­ше­го скве­ра, воз­му­ща­ем­ся ту­по­с­ти со­се­да и од­но­вре­мен­но от­ме­ча­ем, что он чер­тов­ски та­лант­лив... Мы, сту­ден­ты Ли­та, ВОС­ХИ­ЩА­ЕМ­СЯ ТЕ­МИ, С КЕМ МЫ ВМЕ­С­ТЕ УЧИМ­СЯ, при этом и ру­гая, и раз­би­вая вдре­без­ги ил­лю­зии друг дру­га – как угод­но. Не по­то­му что мы од­ни ге­ни­аль­ны, а по­то­му что ВСЕ мы здесь ГЕ­НИ­АЛЬ­НЫ и ПРИ­НАД­ЛЕ­ЖИМ. Ни в од­ном ву­зе ты, сту­дент, не бу­дешь при­над­ле­жать ЕМУ и то­му, что ОН да­ёт те­бе, так, как в Ли­те.

Я мо­гу сме­ло всё это го­во­рить, по­то­му что я учи­лась в трёх ву­зах и ещё в од­ном хо­ди­ла в сту­ден­че­с­кую те­а­т­раль­ную сту­дию. Но ес­ли бы ме­ня по­ста­ви­ли пе­ред вы­бо­ром: из все­го, что в мо­ей жиз­ни дей­ст­ви­тель­но сы­г­ра­ло роль и име­ет ме­с­то до сих пор в ду­ше, – я бы ска­за­ла: Лит...

В два ап­рель­ских но­ме­ра «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» про­кра­лись две ста­тьи: «Ин­сти­тут лиш­них лю­дей» (№ 15) и «Ли­тин­сти­тут как шко­ла при­спо­соб­лен­че­ст­ва» (№ 16). Дол­го ли, ко­рот­ко ли шли они, но ВЫ­ШЛИ-та­ки в свет, к чи­та­ю­щей и не очень пуб­ли­ке. То ли яв­ле­ние сие бы­ло спро­во­ци­ро­ва­но дей­ст­ви­тель­но «ма­те­ри­а­лом» Дми­т­рия Бы­ко­ва «Ос­та­но­вить кры­со­ло­ва» из ста­рень­ко­го и за­бы­то­го бы­ло «Огонь­ка» 2005 го­да, то ли ка­ки­ми дру­ги­ми мо­ти­ва­ми – не суть важ­но. Ска­жу од­но: их стО­и­ло пуб­ли­ко­вать.

Объ­яс­ню: в Ли­те, кро­ме то­го, что – ци­ти­рую:

* «Бе­рут прак­ти­че­с­ки всех без раз­бо­ра» (оп­ро­вер­гаю ста­ти­с­ти­кой по за­оч­но­му от­де­ле­нию: на твор­че­с­кие кон­кур­сы по­па­да­ют бо­лее ты­ся­чи ра­бот, от­би­ра­ют око­ло 200 сту­ден­тов, по­сту­па­ют по­ряд­ка 100, за пер­вый год от­чис­ля­ют­ся око­ло 20-30, за вто­рой – ещё столь­ко же, а вы­пу­с­ка­ют­ся по­ряд­ка 45–50 че­ло­век; кон­курс фак­ти­че­с­ки длит­ся все го­ды учё­бы, как в боль­шой жур­наль­но-книж­ной ли­те­ра­ту­ре, все­гда на стрё­ме: опуб­ли­ку­ют – не опуб­ли­ку­ют. Здесь так же: пи­шешь – не пи­шешь, ус­пе­ва­ешь – не ус­пе­ва­ешь)

* за­тем «сту­ден­ты <пи­шут за «из­бран­ных»> все шесть лет обу­че­ния ... не толь­ко ака­де­ми­че­с­кие кон­троль­ные ра­бо­ты, кур­со­вые и ре­фе­ра­ты, но и ста­тьи, очер­ки, рас­ска­зы…» (оп­ро­вер­гаю: каж­дый из пе­да­го­гов Ли­та зна­ет ДО­С­КО­НАЛЬ­НО свой пред­мет и все­воз­мож­ные смеж­ные и не очень об­ла­с­ти, зна­ет ВСЕ сай­ты в Ин­тер­не­те, с ко­то­рых мож­но что-то ска­чать по те­мам кур­со­вых, ЗА­ВЕ­ДО­МО со­став­ля­ет те­ма­ти­ку ра­бот так, что­бы в Ин­тер­не­те или сре­ди опуб­ли­ко­ван­ных где-то со­вре­мен­ны­ми дис­сер­тан­та­ми ма­те­ри­а­лов не ока­за­лось ЗВУ­ЧА­ЩЕЙ ПО­ХО­ЖЕ те­мы, и ЧИ­ТА­ЕТ КАЖ­ДУЮ ра­бо­ту, ос­тав­ляя при этом КУ­ЧУ за­ме­ча­ний, в ча­ст­но­с­ти, ПО БИБ­ЛИ­О­ГРА­ФИИ и об­щей СТИ­ЛИ­С­ТИ­КЕ)

* а на се­ми­на­рах «не всё так бла­го­ст­но, как хо­те­лось бы рек­то­ру Бо­ри­су Та­ра­со­ву, пре­вра­тив­ше­му Ли­тин­сти­тут в соб­ст­вен­ный пье­де­с­тал» (оп­ро­вер­гаю: я учи­лась у Ва­си­лев­ско­го А.В., мои со­курс­ни­ки – у Рей­на Е.Б., Куз­не­цо­ва Ю.П., Тол­ка­чё­ва С.П., Гу­се­ва В.И.... Нам ВСЁ НРА­ВИ­ЛОСЬ, хоть и спо­ри­ли, как все сту­ден­ты, с пре­по­да­ва­те­ля­ми по­рой, мы хо­ди­ли в гос­ти друг к дру­гу на се­ми­на­ры, кто-то «пе­ре­плы­вал» с по­эзии на про­зу, или на эс­се, или на дет­скую ли­те­ра­ту­ру (опять же, сло­во об от­сут­ст­вии (ха-ха) де­мо­кра­тии). А Та­ра­сов Б.Н. стал рек­то­ром в по­след­ние го­ды мо­е­го пре­бы­ва­ния в Ли­те, и как мы его обо­жа­ли как пе­да­го­га и ум­ней­ше­го и спра­вед­ли­вей­ше­го че­ло­ве­ка (к сло­ву о пье­де­с­та­ле), так и про­дол­жа­ли обо­жать, ког­да он стал рек­то­ром Ли­та вме­с­то Сер­гея Ни­ко­ла­е­ви­ча. И как де­ла­ли они оба, Есин и Та­ра­сов, для Ли­те­ра­тур­ки всё, что мог­ли, из ко­жи вон лез­ли, что­бы у ин­сти­ту­та бы­ли ин­те­рес­ные лю­ди и со­бы­тия, а мы бы­ли бе­реж­но ук­ры­ты от не ка­са­ю­щих­ся твор­че­ст­ва про­блем, как хру­с­таль пу­ле­не­про­би­ва­е­мым стек­лом, так и де­ла­ют. И Сто­я­нов­ский М.Ю., про­рек­тор, и Ко­чет­ко­ва З.М., де­кан за­оч­ки, и те, ко­го я не зна­ла по дол­гу за­оч­ной служ­бы, но кто яв­но де­ла­ет то же са­мое – по­мо­га­ют студ­ням ста­но­вить­ся не­об­хо­ди­мым блю­дом в пи­са­тель­ском ме­ню со­вре­мен­но­с­ти...)

– учат СУ­ЩЕ­СТ­ВО­ВАТЬ в том са­мом ли­те­ра­тур­ном ми­ре, ко­то­рый мы для се­бя вы­бра­ли в ка­че­ст­ве ос­нов­но­го ме­с­та пре­бы­ва­ния на бли­жай­шие -цать лет, и ИЗ­ВЛЕ­КАТЬ ПОЛЬ­ЗУ из то­го, что в боль­шой СЛО­ВЕС­НОЙ дей­ст­ви­тель­но­с­ти мо­жет быть на­прав­ле­но ПРО­ТИВ те­бя. Нас здесь, как ма­лых де­тей, де­ла­ю­щих пер­вые ша­ги в ли­те­ра­ту­ре, обу­ча­ют сто­ять на но­гах. Про от­сут­ст­вие сво­бо­ды сло­ва, стен­га­зе­ты и пар­тии лит­боль­ше­ви­ков – это яв­но НЕ о Ли­те­ра­тур­ке: сту­ден­че­с­кие круг­лые сто­лы, дис­кус­сии, кон­фе­рен­ции, свои аль­ма­на­хи твор­че­ст­ва, соб­ст­вен­ный те­атр, соб­ст­вен­ная ти­по­гра­фия, где мож­но из­дать сбор­ник сво­их про­из­ве­де­ний, как го­во­рит­ся, не от­хо­дя от кас­сы... И всё это – то­же Лит! И сей­час МОЙ ин­сти­тут по­лу­чил ОТ­ЛИЧ­НУЮ рек­ла­му.

Спа­си­бо вам, до­ро­гие «злые» сту­ден­ты и не сту­ден­ты!

P.S. Ког­да-то я впол­не се­бе ра­до­ст­но сда­ла ан­тич­ку Гвоз­де­вой на отл. Так что не всем... Не все­гда...


Екатерина ИВЛЕВА,
поэт, бывший студент Литинститута




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования