Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 04.06.2010

Рукопись года

Вручена самая авторская премия

 

Обладательница Гран-при премии – Эля ХАКИМОВА
Обладательница Гран-при премии – Эля ХАКИМОВА

В пе­тер­бург­ском До­ме кни­ги со­сто­я­лось тор­же­ст­вен­ное вру­че­ние на­ци­о­наль­ной ли­те­ра­тур­ной пре­мии «Ру­ко­пись го­да». Её ор­га­ни­за­то­ра­ми вы­сту­пил кол­лек­тив из­да­тель­ст­ва «Ас­т­рель-СПб», спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­го­ся на вы­пу­с­ке ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. «Ру­ко­пись го­да» – пер­вая в Рос­сии пре­мия, ко­то­рая ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние не на опуб­ли­ко­ван­ных кни­гах, а ис­клю­чи­тель­но на ру­ко­пи­сях, то есть ори­ги­наль­ных не­от­ре­дак­ти­ро­ван­ных тек­с­тах. Мож­но ска­зать, что это са­мая ав­тор­ская пре­мия стра­ны. И са­мая мо­ло­дая, по­то­му что бы­ла уч­реж­де­на из­да­тель­ст­вом в 2010 го­ду.

По сло­вам ини­ци­а­то­ра пре­мии, глав­но­го ре­дак­то­ра из­да­тель­ст­ва «Ас­т­рель-СПб» Алек­сан­д­ра Про­ко­по­ви­ча, меж­ду на­пи­са­ни­ем ру­ко­пи­си и пре­вра­ще­ни­ем её в кни­гу про­хо­дит дол­гий пе­ри­од вре­ме­ни, в ко­то­рый во­вле­че­но мно­го лю­дей. Ус­пех кни­ги за­ви­сит, к со­жа­ле­нию, не толь­ко и не столь­ко от ав­то­ра, сколь­ко от рек­лам­ных уси­лий, от свое­вре­мен­но­с­ти вы­хо­да кни­ги, от сте­че­ния об­сто­я­тельств и т.д. Что ка­са­ет­ся ру­ко­пи­си, то здесь всё за­ви­сит от ав­то­ра. Из­да­тель­ст­во в этом слу­чае мож­но на­зы­вать до­мом ру­ко­пи­си, в от­ли­чие от ма­га­зи­на, ко­то­рый яв­ля­ет­ся до­мом кни­ги.

В кон­кур­се при­ни­ма­ли уча­с­тие все ру­ко­пи­си, при­слан­ные в из­да­тель­ст­во в те­че­ние по­след­не­го го­да. А луч­шие по­па­ли в шорт-лист. При­чём в лонг-ли­с­те со­сед­ст­во­ва­ли как име­ни­тые пи­са­те­ли, на­при­мер, Ан­д­рей Ки­ви­нов и Сер­гей Лукь­я­нен­ко, так и мо­ло­дые ав­то­ры, толь­ко на­чи­на­ю­щие свой твор­че­с­кий путь. Бы­ли пред­став­ле­ны прак­ти­че­с­ки все воз­мож­ные жа­н­ры – от фан­та­с­ти­ки и де­тек­ти­ва до дет­ской ли­те­ра­ту­ры и со­ци­аль­ной дра­мы. Ге­о­гра­фия то­же весь­ма раз­но­об­раз­на: в спи­сок по­па­ли та­лан­ты из Гер­ма­нии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ук­ра­и­ны, а так­же про­вин­ци­аль­ных и сто­лич­ных го­ро­дов Рос­сии.

Да­же не­смо­т­ря на то, что мно­гим по­бе­ди­те­лям бы­ло не до­брать­ся до Пе­тер­бур­га, це­ре­мо­ния вру­че­ния вы­гля­де­ла до­воль­но тор­же­ст­вен­но. Ав­то­рам вру­ча­ли дип­ло­мы и да­ри­ли цве­ты. Ма­ло то­го, глав­ным при­зом каж­до­му яв­ля­лось из­да­ние его ру­ко­пи­си.

Итак, в но­ми­на­ции «Сю­жет» пер­вое ме­с­то до­ста­лось ав­то­ру из Гер­ма­нии Ви­та­лию Сер­та­ко­ву за фан­та­с­ти­че­с­кий ро­ман «Ос­тан­ки­но 2067». При­чём кни­га уже вы­шла в се­рии «По­пу­ляр­ная ли­те­ра­ту­ра» и вы­дер­жа­ла два из­да­ния.

По­бе­да в но­ми­на­ции «Ори­ги­наль­ная идея» при­над­ле­жит Та­ть­я­не Да­го­вич за ру­ко­пись «Ячей­ка 402». Как рас­ска­за­ла ре­дак­тор из­да­тель­ст­ва «Ас­т­рель-СПб» Ека­те­ри­на Се­ре­б­ря­ко­ва, это пер­вая ру­ко­пись Да­го­вич. Ав­тор жи­вёт в Гер­ма­нии, пре­по­да­ёт рус­ский язык как ино­ст­ран­ный и изу­ча­ет фи­ло­со­фию. Ув­ле­че­ние фи­ло­со­фи­ей силь­но от­ра­зи­лось на тек­с­те. По­это­му ре­дак­тор­ским кол­лек­ти­вом был обо­зна­чен жанр про­из­ве­де­ния – фи­ло­соф­ская прит­ча. Во­об­ще, по от­зы­вам чле­нов жю­ри, при­ят­но чи­тать кни­гу, ког­да не зна­ешь, что бу­дет на сле­ду­ю­щей стра­ни­це. К при­ме­ру, ког­да ге­рой Та­ть­я­ны Да­го­вич идёт кор­мить ру­са­лок на фо­не жиз­ни обыч­но­го ме­га­по­ли­са, это вдох­нов­ля­ет. Ког­да фэн­те­зи пе­ре­хо­дит в жё­ст­кую ан­ти­уто­пию, это то­же ин­те­рес­но. А ког­да ро­ман в тре­тий раз ме­ня­ет те­че­ние и пе­ре­хо­дит в апо­ка­лип­ти­че­с­кую ми­с­ти­ку, это за­став­ля­ет за­ду­мать­ся.

Ро­ман «Языч­ник» Алек­сан­д­ра Ма­зи­на из Пе­тер­бур­га одер­жал по­бе­ду в но­ми­на­ции «Язык». На это ис­то­ри­че­с­кое по­ве­ст­во­ва­ние ав­тор за­тра­тил боль­ше го­да, что для про­фес­си­о­на­ла до­воль­но мно­го. На­вер­ное, по­это­му ро­ман по­лу­чил­ся слож­ным и пред­наз­на­чен для тех, кто при чте­нии по­лу­ча­ет удо­воль­ст­вие не толь­ко от сю­же­та.

Гран-при пре­мии бы­ло вру­че­но Эль­ви­ре Ха­ки­мо­вой из Пе­тер­бур­га за текст «Пе­пел Снеж­ной ко­ро­ле­вы».

Вы­бор жю­ри Про­ко­по­вич объ­яс­нил так:

– Мо­жет, эта кни­га не луч­шая по язы­ку, мо­жет, есть ню­ан­сы в сю­же­те, но как цель­ное про­из­ве­де­ние, ко­то­рое ока­за­ло на чле­нов жю­ри боль­шое впе­чат­ле­ние, она бы­ла вы­со­ко оце­не­на. Эль­ви­ра вы­бра­ла тя­жё­лый путь в ли­те­ра­ту­ре, ког­да че­ло­век про­сто хо­чет рас­ска­зать ис­то­рию, не экс­пе­ри­мен­ти­руя в жа­н­ре, не пы­та­ясь за­да­вить чи­та­те­ля по­то­ком со­зна­ния, не при­ду­мы­вая пост- или арт­мо­дерн. Это тя­жё­лое, но на длин­ной дис­тан­ции са­мое бла­го­дар­ное за­ня­тие.

Са­ма Эль­ви­ра Ха­ки­мо­ва то­же не ожи­да­ла, что её ис­то­ри­че­с­кий ро­ман с дву­мя па­рал­лель­ны­ми сю­жет­ны­ми ли­ни­я­ми о люб­ви, о смер­ти, о вер­но­с­ти вой­дёт в чис­ло са­мых-са­мых. Но, по её мне­нию, это сти­мул для даль­ней­ше­го раз­ви­тия. К то­му же, она уже ра­бо­та­ет над сле­ду­ю­щей кни­гой, ко­то­рая так­же бу­дет рас­ска­зы­вать о веч­ном: о люб­ви и смер­ти.

По за­вер­ше­нии це­ре­мо­нии Алек­сандр Про­ко­по­вич за­ве­рил, что пре­мия «Ру­ко­пись го­да» бу­дет еже­год­ной. Уже с ап­ре­ля 2010 го­да ве­дёт­ся при­ём ру­ко­пи­сей на пре­мию, ко­то­рая бу­дет вру­чать­ся в 2011 го­ду. 


Наталья АЛЕКСЮТИНА,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования