Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 04.06.2010

Орден русской интеллигенции

 Труд­но оп­ре­де­лить жанр кни­ги Ильи Гла­зу­но­ва «Рос­сия рас­пя­тая». Это вос­по­ми­на­ния? Да, но не толь­ко. Это ор­га­ни­че­с­кий сплав вос­по­ми­на­ний о пе­ре­жи­том, раз­мы­ш­ле­ний о рус­ской ис­то­рии, о судь­бе сво­е­го ро­да, о мно­гих дру­гих судь­бах, о рус­ской идее и ро­ли ис­кус­ст­ва. И од­но­вре­мен­но это се­рь­ёз­ное ху­до­же­ст­вен­ное ис­сле­до­ва­ние дра­мы трёх ми­нув­ших сто­ле­тий. Ис­сле­до­ва­ние пе­тер­бург­ско­го пе­ри­о­да в ис­то­рии Рос­сии. Опи­ра­ясь на труд рус­ско­го эми­г­ран­та вто­рой вол­ны Бо­ри­са Ба­ши­ло­ва «Ис­то­рия рус­ско­го ма­сон­ст­ва», Гла­зу­нов при­во­дит от­ту­да зна­ме­на­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние пуб­ли­ци­с­та М.Спа­сов­ско­го: «Пе­тер­бург­ский пе­ри­од во­шёл в Рус­скую Ис­то­рию как пе­ри­од уга­са­ния на­ше­го на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­хра­не­ния, – как пе­ри­од из­вра­ще­ния, мель­ча­ния и ос­ку­де­ния на­ше­го го­су­дар­ст­вен­но­го ин­стинк­та, – как пе­ри­од ут­ра­ты на­ми свя­щен­но­го смыс­ла на­шей ро­ди­ны и ре­ли­ги­оз­но­го за­да­ния на­ше­го го­су­дар­ст­вен­но­го стро­и­тель­ст­ва».

Ка­ну­ли в про­шлое на­ци­о­наль­ное един­ст­во Мос­ков­ской Ру­си, идея Тре­ть­е­го Ри­ма, сим­фо­ния ду­хов­ной и свет­ской вла­с­ти. «...Под дав­ле­ни­ем «пре­об­ра­зо­ва­тель­ных ре­форм» Пе­т­ра I на­род рус­ский в тол­ще сво­ей ото­рвал­ся от свой­ст­вен­но­го ему бы­тия, он ока­зал­ся от­тес­нён­ным, от­толк­ну­тым от все­го то­го, чем из­древ­ле ды­ша­ла, рос­ла, креп­ла и са­мо­быт­но цве­ла рус­ская жизнь... на­род ока­зал­ся ото­дви­ну­тым и от Ца­ря, и от Церк­ви».

Как счи­та­ет Илья Сер­ге­е­вич, пер­вый пе­ри­од на­чав­шей­ся в Рос­сии бе­зу­держ­ной и ни­чем не оп­рав­дан­ной ев­ро­пе­и­за­ции на­чи­на­ет­ся ре­во­лю­ци­ей Пе­т­ра I и кон­ча­ет­ся вос­ста­ни­ем де­ка­б­ри­с­тов, ко­то­рые по су­ти пы­та­лись до­ве­с­ти до ло­ги­че­с­ко­го кон­ца пре­сло­ву­тую ев­ро­пе­и­за­цию. Имен­но бла­го­да­ря ан­ти­на­ци­о­наль­ным и ан­ти­пра­во­слав­ным но­ви­нам пер­вой чет­вер­ти XVIII ве­ка в Рос­сию хлы­ну­ла эпи­де­мия про­те­с­тан­ци­о­низ­ма, воль­те­рь­ян­ст­ва, гу­би­тель­но­го воль­но­дум­ст­ва и ма­сон­ст­ва. Да­же Ека­те­ри­на Ве­ли­кая не смог­ла во­вре­мя за­ме­тить опас­ность под­рыв­ной де­я­тель­но­с­ти «воль­ных ка­мен­щи­ков». Толь­ко в кон­це цар­ст­во­ва­ния, в 1794 го­ду она за­пре­ти­ла их де­я­тель­ность.

Но ког­да её сын Па­вел I спе­ци­аль­ным ука­зом 1797 го­да под­твер­дил указ Им­пе­ра­т­ри­цы и по­тре­бо­вал при­ме­нять его «со все­воз­мож­ной стро­го­с­тью», он тем са­мым под­пи­сал се­бе смерт­ный при­го­вор. Слиш­ком ши­ро­кие кру­ги ари­с­то­кра­тии и дво­рян­ст­ва ока­за­лись за­ра­жён­ны­ми ан­ти­хри­с­ти­ан­ской и ан­ти­мо­нар­хи­че­с­кой иде­о­ло­ги­ей. По су­ти де­ла на­ша знать ру­би­ла сук, на ко­то­ром си­де­ла. Ибо ло­ги­че­с­ким раз­ви­ти­ем ма­сон­ских идей ста­но­вит­ся ре­во­лю­ция, ко­то­рая их же, ари­с­то­кра­тов, по­ве­сит на фо­на­рях.

Вспом­ним: за­го­вор де­ка­б­ри­с­тов ед­ва не при­вёл к вак­ха­на­лии кро­ва­во­го тер­ро­ра, рас­чле­не­нию Рос­сии и дик­та­ту­ре до­мо­ро­щен­ных на­по­ле­о­нов. Сло­ва Пуш­ки­на:

 

Мы все гля­дим в На­по­ле­о­ны;

Дву­но­гих тва­рей мил­ли­о­ны

Для нас ору­дие од­но –

 

уди­ви­тель­но точ­но при­ме­ни­мы к пси­хо­ло­гии де­ка­б­ри­с­тов. Ве­ли­кий по­двиг го­су­да­ря Ни­ко­лая I, как счи­та­ет Гла­зу­нов, за­клю­чал­ся не толь­ко в му­же­ст­вен­ном по­дав­ле­нии мя­те­жа и окон­ча­тель­ном за­пре­ще­нии ма­сон­ст­ва в 1826 го­ду, но ещё и в ре­ши­тель­ном иде­о­ло­ги­че­с­ком по­во­ро­те от низ­ко­по­клон­ст­ва пе­ред За­па­дом к рус­ской на­ци­о­наль­ной са­мо­быт­но­с­ти. Ав­тор «Рос­сии рас­пя­той» пи­шет: «По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния де­ка­б­ри­с­тов и за­пре­ще­ния ма­сон­ст­ва рус­ские ца­ри, на­чи­ная с им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая I, ко­то­ро­му (а не Пе­т­ру I) долж­но бы быть при­сво­е­но на­и­ме­но­ва­ние Ве­ли­ко­го, пе­ре­ста­ют быть ис­точ­ни­ком ев­ро­пе­и­за­ции Рос­сии и стре­мят­ся вер­нуть­ся к рус­ским тра­ди­ци­ям, бес­по­щад­но вы­кор­че­ван­ным Пе­т­ром I».

Увы, уже в 40-х го­дах XIX ве­ка, в цар­ст­во­ва­ние Ни­ко­лая I, как за­ме­тил Гла­зу­нов, воз­ник «ду­хов­ный за­ме­с­ти­тель за­пре­щён­но­го ма­сон­ст­ва – Ор­ден Рус­ской Ин­тел­ли­ген­ции». И как раз с воз­ник­но­ве­ния это­го не­фор­маль­но­го Ор­де­на на­чи­на­ет­ся II пе­ри­од ев­ро­пе­и­за­ции. Те­перь уже не ца­ри, не Ан­на Ио­ан­нов­на и Пётр III, а так на­зы­ва­е­мая ин­тел­ли­ген­ция ра­ту­ет за ев­ро­пе­и­за­цию, за пол­ное ко­пи­ро­ва­ние за­пад­ных идей и за­пад­но­го бы­тия, за от­каз от са­мо­быт­ных на­чал рус­ской пра­во­слав­ной ци­ви­ли­за­ции. Не сле­ду­ет пу­тать ин­тел­лек­ту­аль­ный, об­ра­зо­ван­ный слой в це­лом с «ин­тел­ли­ген­ци­ей» в спе­ци­фи­че­с­ком зна­че­нии это­го сло­ва.

Ни­где в ми­ре не ока­за­лось той са­мой спе­ци­фи­че­с­ки рус­ской «ин­тел­ли­ген­ции», как у нас. Из­ве­ст­на кры­ла­тая фра­за, что Гер­ма­нию объ­е­ди­нил не Би­с­марк, а учи­тель гим­на­зии, при­ви­вав­ший сво­им уче­ни­кам идеи па­т­ри­о­тиз­ма, един­ст­ва и ве­ли­чия Гер­ма­нии. У нас, к со­жа­ле­нию, на­обо­рот, пре­по­да­ва­те­ля­ми ча­ще бы­ли воль­но­дум­цы, ко­с­мо­по­ли­ты, за­пад­ни­ки, а по­рой да­же со­ци­а­ли­с­ты и ни­ги­ли­с­ты.

Цель Ор­де­на Рус­ской Ин­тел­ли­ген­ции, как её сфор­му­ли­ро­вал ци­ти­ру­е­мый Гла­зу­но­вым Ба­ши­лов: «раз­ру­ше­ние Пра­во­слав­ной Церк­ви, Рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го го­су­дар­ст­ва и борь­ба со все­ми про­яв­ле­ни­я­ми са­мо­быт­ной рус­ской куль­ту­ры». Од­ни в этом Ор­де­не ра­бо­та­ли в сфе­ре под­го­тов­ки ре­во­лю­ции ду­ха, ре­во­лю­ции со­зна­ния, дру­гие не­по­сред­ст­вен­но го­то­ви­ли на­силь­ст­вен­ное свер­же­ние мо­нар­хии. Ор­ден был одер­жим иде­ей ре­во­лю­ции для за­во­е­ва­ния сво­бо­ды. Ма­сон­ской сво­бо­ды и ма­сон­ской ре­с­пуб­ли­ки. С мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния Ор­де­на в Рос­сии воз­ник­ла ат­мо­сфе­ра не­пре­кра­ща­ю­щей­ся граж­дан­ской вой­ны. Кон­крет­но мы это мо­жем про­сле­дить с мо­мен­та вы­ст­ре­ла Ка­ра­ко­зо­ва в ца­ря Алек­сан­д­ра II 4 ап­ре­ля 1866 го­да и поч­ти не­пре­рыв­но до Фе­в­раль­ской ка­та­ст­ро­фы 1917 го­да. Ко­рот­кое за­ти­шье бы­ло в 80-е го­ды, при Алек­сан­д­ре III, но и тог­да про­дол­жа­лась под­рыв­ная, слег­ка за­ма­с­ки­ро­ван­ная де­я­тель­ность че­рез ли­бе­раль­ную пе­чать.

Во­об­ще тер­мин «ин­тел­ли­гент» был за­пу­щен пи­са­те­лем Бо­бо­ры­ки­ным в 1876 го­ду и обо­зна­чал не вы­со­ко­раз­ви­то­го и об­ра­зо­ван­но­го че­ло­ве­ка, а «пе­ре­до­во­го», «про­грес­сив­но­го», не­на­ви­дя­ще­го трон и ал­тарь. Са­мой ха­рак­тер­ной чер­той, от­де­ля­ю­щей чле­нов Ор­де­на от обыч­ных пред­ста­ви­те­лей об­ра­зо­ван­но­го слоя, бы­ла то­та­ли­тар­ность их ми­ро­со­зер­ца­ния. Ин­тел­ли­ген­ция счи­та­ла се­бя шта­бом ре­во­лю­ции и та­ким шта­бом бы­ла. Им важ­но бы­ло лю­бой це­ной до­бить­ся унич­то­же­ния рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го го­су­дар­ст­ва. Им ну­жен был не ре­монт, а снос зда­ния пол­но­стью, и что­бы но­вое стро­ить без еди­но­го кир­пи­ча ста­ро­го. Как об­раз­но пи­сал про­фес­сор Сте­пун в 1894 го­ду, ре­во­лю­ци­он­ная иде­о­ло­гия в Рос­сии бы­ла той си­лою, ко­то­рая «де­ся­ти­ле­ти­я­ми рас­ст­ре­ли­ва­ла из при­зе­ми­с­тых кре­по­с­тей тол­стых жур­на­лов и га­зет­ных тран­шей все са­мые та­лант­ли­вые яв­ле­ния рус­ской ду­хов­ной жиз­ни: рус­скую ре­ли­ги­оз­ную фи­ло­со­фию, рус­ский сим­во­лизм, всё пе­ре­до­вое ан­ти­пе­ре­движ­ни­че­с­кое ис­кус­ст­во, Ро­за­но­ва и да­же... До­сто­ев­ско­го». А всё, что вне­сла в рус­скую куль­ту­ру са­ма эта ин­тел­ли­ген­ция, всё от­ме­че­но пе­ча­тью II сор­та. О.Р.И. обед­нял, вы­хо­ла­щи­вал куль­ту­ру, за­труд­нял её раз­ви­тие. По­сле ре­во­лю­ций этот ор­ден вы­ро­дил­ся в боль­ше­визм, бес­по­щад­но раз­ру­шав­ший уже вся­кую «не­про­ле­тар­скую» куль­ту­ру.

Глу­бо­ко сим­во­лич­на судь­ба пред­те­чи рус­ской ин­тел­ли­ген­ции, об­ли­чи­те­ля Ра­ди­ще­ва. Гла­зу­нов пи­шет: «Тра­ги­че­с­кий ко­нец пер­во­го рус­ско­го ин­тел­ли­ген­та яв­ля­ет­ся про­об­ра­зом са­мо­убий­ст­ва, ко­то­рое под­го­то­ви­ла се­бе в ви­де боль­ше­виз­ма вся рус­ская ин­тел­ли­ген­ция – это об­ще­ст­во по­ли­ти­че­с­ких фа­на­ти­ков и уто­пи­с­тов, це­лое сто­ле­тие в фа­на­ти­че­с­ком ос­леп­ле­нии рыв­шее мо­ги­лу на­ци­о­наль­но­му го­су­дар­ст­ву и по­гиб­шее вме­с­те с ним».

Гла­зу­нов про­ти­во­по­с­тав­ля­ет оз­лоб­лен­но­му ни­ги­ли­с­ту Ра­ди­ще­ву ве­ли­ко­го Пуш­ки­на, ска­зав­ше­го так: «…нет убе­ди­тель­но­с­ти в по­но­ше­ни­ях и нет ис­ти­ны, где нет люб­ви». А у Ра­ди­ще­ва, Гер­це­на, Бе­лин­ско­го и их по­сле­до­ва­те­лей на­сто­я­щей люб­ви к Рос­сии ни­ког­да не бы­ло.


Владимир ОСИПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования