Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 04.06.2010

Бремя невысказанности

Борис ЛАВРЕНЁВ
Борис ЛАВРЕНЁВ

 Бо­рис Ла­в­ре­нёв, су­дя по мно­гим ко­с­вен­ным дан­ным, вхо­дил в чис­ло лю­би­мых Ста­ли­ным пи­са­те­лей. Это об­сто­я­тель­ст­во, воз­мож­но, в 1930-е го­ды спас­ло его от ре­прес­сий. Но, с дру­гой сто­ро­ны, при­учи­ло к ве­ли­чай­шей ос­то­рож­но­с­ти. Об­ла­дая мощ­ным да­ром, он ведь до кон­ца так и не вы­ска­зал­ся.

На­сто­я­щая фа­ми­лия пи­са­те­ля Сер­ге­ев. Во всех эн­цик­ло­пе­ди­ях ука­за­но, что он ро­дил­ся 5 (по но­во­му сти­лю 17) ию­ля 1891 го­да в Хер­со­не в учи­тель­ской се­мье. Но в од­ной из ав­то­био­гра­фий, пред­ва­ря­ю­щей харь­ков­ское, 1926 го­да из­да­ние по­ве­с­ти «Со­рок пер­вый», пи­са­тель при­вёл дру­гую да­ту: 4 ию­ля 1892 го­да. «Се­мья, вы­пу­с­тив­шая ме­ня в свет, – со­об­щал Ла­в­ре­нёв, – ра­зо­рён­ная дво­рян­ская. Ещё моя баб­ка Еса­у­ло­ва вла­де­ла де­ся­тью ты­ся­ча­ми де­ся­тин по Дне­п­ру, во­круг име­ния Кан­цу­ров­ки, но по­сле вы­хо­да за­муж бы­с­т­ро рас­про­с­ти­лась с на­след­ст­вен­ны­ми пе­на­та­ми. Её муж, не­бе­зыз­ве­ст­ный в то вре­мя скан­да­лист и кар­тёж­ник, от­став­ной ар­тил­ле­рий­ский по­ру­чик Це­ха­но­вич, про­пу­с­тил пе­на­ты че­рез ру­ки бан­ко­мё­тов и зе­лё­ное по­ле в два го­да. По­сле, ос­та­вив баб­ку с тре­мя де­ть­ми, бе­жал и по­мер где-то в Ас­т­ра­ха­ни в при­то­не» (Б.Ла­в­ре­нёв. Со­рок пер­вый. Харь­ков, 1926).

Так вот, мать Ла­в­ре­нё­ва бы­ла до­че­рью то­го са­мо­го скан­да­ли­с­та и кар­тёж­ни­ка. В юно­с­ти она окон­чи­ла пол­тав­ский ин­сти­тут и за­ня­лась школь­ны­ми де­ла­ми в Хер­сон­ской гу­бер­нии. Сво­е­го бу­ду­ще­го му­жа мо­ло­дая учи­тель­ни­ца впер­вые встре­ти­ла в го­род­ке Бе­ри­слав. Он, кста­ти, то­же по­на­ча­лу под­ви­зал­ся на пе­да­го­ги­че­с­ком по­при­ще. «Отец мой, – под­чёр­ки­вал в 1926 го­ду Ла­в­ре­нёв, – очень та­лант­ли­вый че­ло­век, но из по­ро­ды ти­хих рос­сий­ских не­удач­ни­ков. Он так и не на­шёл сво­е­го ме­с­та в жиз­ни и всё вре­мя за­ви­сел от лю­дей, ко­то­рые под­мёт­ки его не сто­и­ли. Меч­та­тель­ность и ро­бость ха­рак­те­ра по­ме­ша­ли ему стать боль­шим че­ло­ве­ком. Он про­бо­вал в жиз­ни раз­ные до­ро­ги, и все оди­на­ко­во не­удач­но. В 1909 го­ду он ушёл из хер­сон­ско­го зем­ст­ва, по­сле столк­но­ве­ния с си­я­тель­ным де­фек­тив­ным кня­зем Ар­гу­тин­ским-Дол­го­ру­ким, и с тех пор стал бес­при­ют­ным ски­таль­цем».

Вплоть до ше­ст­над­ца­ти лет сын хер­сон­ских учи­те­лей Сер­ге­е­вых ви­дел се­бя толь­ко ху­дож­ни­ком. Но при­шла пер­вая влюб­лён­ность, и ему ста­ло не до жи­во­пи­си. Он влю­бил­ся в дев­чон­ку из со­сед­ней гим­на­зии Во­ло­хи­ну и тут же по­про­бо­вал пе­рей­ти на язык по­эзии. Свои пер­вые сти­хи па­рень по­ка­зал со­се­ду по пар­те Ни­ко­лаю Бур­лю­ку, чей брат – Да­вид уже про­гре­мел на всю стра­ну по­эмой «Мне нра­вит­ся бе­ре­мен­ный муж­чи­на». «Ни­ко­лай, – рас­ска­зы­вал по­том пи­са­тель, – сти­хи из­ру­гал и обо­звал ме­ня «над­со­но­вым по­этом» («Крас­ная па­но­ра­ма», 1926, № 23).

По­сле гим­на­зии Бо­рис Сер­ге­ев по­сту­пил на юри­ди­че­с­кий фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Но вме­с­то юри­с­пру­ден­ции он до са­мо­заб­ве­ния ув­лёк­ся сти­ха­ми Ин­но­кен­тия Ан­нен­ско­го. «В 1913 го­ду я, – вспо­ми­нал впос­лед­ст­вии пи­са­тель, – сам не знаю по­че­му, при­мк­нул к груп­пе эго­фу­ту­ри­с­тов, воз­глав­ля­е­мой Шер­ше­не­ви­чем. Ве­ро­ят­но, из врож­дён­ной склон­но­с­ти к эпа­та­жу. От это­го пе­ри­о­да ос­та­лось у ме­ня зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние: «Ис­те­ри­ка Боль­шой Мед­ве­ди­цы».

По­том на­ча­лась вой­на с гер­ман­ца­ми. Окон­чив в 1915 го­ду уни­вер­си­тет, Сер­ге­ев за­пи­сал­ся на крат­ко­сроч­ные во­ен­ные кур­сы и вско­ре в ка­че­ст­ве по­ру­чи­ка ар­тил­ле­рии от­пра­вил­ся на фронт.

Под­лин­ным на­ча­лом сво­е­го пи­са­тель­ско­го пу­ти пи­са­тель счи­тал рас­сказ «Га­ла-Пе­тер», на­пи­сан­ный вес­ной 1916 го­да. Уже в 1958 го­ду он вспо­ми­нал: «При­ехав в ко­ман­ди­ров­ку в Ки­ев, я сдал рас­сказ в ре­дак­цию про­ек­ти­ру­е­мо­го бла­го­тво­ри­тель­но­го аль­ма­на­ха Зем­со­ю­за «Огонь». Рас­сказ был не­мно­го под­пор­чен рит­ми­че­с­кой сти­ли­за­ци­ей про­зы под Ан­д­рея Бе­ло­го, но в це­лом был силь­ный, ос­т­рый по те­ме, рез­ко ан­ти­во­ен­ный. В ре­дак­ции его встре­ти­ли ра­до­ст­но. Но ког­да гран­ки по­па­ли в цен­зу­ру, раз­ра­зи­лась ка­та­ст­ро­фа. На­ряд по­ли­ции, при­шед­ший в ти­по­гра­фию, за­брал ру­ко­пись и рас­сы­пал на­бор. Цен­зор бе­зо­го­во­роч­но за­пре­тил рас­сказ и, вы­яс­нив имя ав­то­ра, со­об­щил в штаб фрон­та о не­до­пу­с­ти­мом на­прав­ле­нии мо­их мыс­лей. В ре­зуль­та­те я был на­прав­лен в ар­тил­ле­рий­скую часть, со­став­лен­ную в ос­нов­ном из штра­фо­ван­ных мо­ря­ков, ко­то­рые об­слу­жи­ва­ли тя­жё­лые мор­ские пуш­ки Кан­не на За­пад­ном фрон­те» («Со­вет­ские пи­са­те­ли: Ав­то­био­гра­фии. Том 1. М., 1959).

Не­удав­ший­ся ар­тил­ле­рист весь­ма со­чув­ст­вен­но от­нёс­ся к фе­в­раль­ским со­бы­ти­ям сем­над­ца­то­го го­да. Не слу­чай­но но­вые то­ва­ри­щи по­ста­ви­ли его ко­мен­дан­том шта­ба ре­во­лю­ци­он­ных войск Мос­ков­ско­го гар­ни­зо­на. Но тут слу­чил­ся ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот, и Сер­ге­ев рас­те­рял­ся, за­няв «меж­ду­стуль­ную по­зи­цию ле­во­го эсе­ра». В смя­те­нии он вер­нул­ся в Хер­сон. Од­на­ко от­си­деть­ся ему не уда­лось.

Уже в 1934 го­ду ав­тор пер­вой кни­ги о пи­са­те­ле Зел. Штейн­ман так пунк­тир­но об­ри­со­вал путь сво­е­го ге­роя в 1918–1919 го­дах: «По­пал в гет­ман­скую мо­би­ли­за­цию. В ка­че­ст­ве яв­но не­бла­го­на­дёж­но­го эле­мен­та в чис­ле дру­гих за­чис­лен был в «ле­ту­чий сту­ден­че­с­кий от­ряд вну­т­рен­ней обо­ро­ны». В день вступ­ле­ния в Ки­ев Пет­лю­ры от­ряд рас­пал­ся. Че­рез не­сколь­ко дней он ус­т­ро­ил­ся са­ни­та­ром на вок­заль­ном эва­ко­пунк­те. Офи­ци­аль­но за­ни­мал­ся при­ёмом и сор­ти­ров­кой воз­вра­щав­ших­ся во­ен­но­плен­ных, не­о­фи­ци­аль­но – раз­вед­кой и пе­ре­пра­вой че­рез фронт, под ви­дом во­ен­но­плен­ных, под­поль­щи­ков. В ян­ва­ре 1919 го­да, ког­да лик­ви­ди­ро­ва­на бы­ла пет­лю­ров­ская аван­тю­ра, он ко­ман­до­вал бро­не­по­ез­дом. Вско­ре по­сле это­го он «сме­нил меч на ора­ло» и сел уп­рав­лять де­ла­ми Гу­би­с­пол­ко­ма. Но дол­го не вы­дер­жал: «ма­ни­ла ро­ман­ти­ка бо­ёв», – при­зна­ёт­ся он. И в мар­те он по­слан был П.Н. Под­вой­ским в крым­скую груп­пу Ды­бен­ко, где ко­ман­до­вал алу­ш­тин­ским уча­ст­ком обо­ро­ны» (Зел. Штейн­ман. На­вст­ре­чу жиз­ни. Л., 1934).

Штейн­ман в сво­ей кни­ге опи­рал­ся ис­клю­чи­тель­но на уст­ные рас­ска­зы пи­са­те­ля. Ни­ка­ких до­ку­мен­тов, под­тверж­дав­ших сло­ва его ге­роя, ис­сле­до­ва­тель не при­вёл. Поз­же это да­ло ос­но­ва­ние не­ко­то­рым ис­то­ри­кам по­до­зре­вать ли­те­ра­то­ра в не­ис­крен­но­с­ти. Кое-кто да­же по­то­ро­пил­ся с об­ви­не­ни­я­ми: мол, пи­са­тель, да, за­ни­мал­ся раз­вед­кой, но в поль­зу бе­лых. Что­бы оп­ро­верг­нуть зло­пы­ха­те­лей, Ла­в­ре­нёв уже в 1946 го­ду об­ра­тил­ся к Под­вой­ско­му. И быв­ший во­е­на­чаль­ник под­пи­сал ему сле­ду­ю­щую справ­ку: «На­сто­я­щим за­ве­ряю, что во­ен­ный мо­ряк ко­манд­но­го со­ста­ва, тов. ЛА­В­РЕ­НЁВ Бо­рис Ан­д­ре­е­вич, ле­том 1919 го­да, в быт­ность мою На­род­ным Ко­мис­са­ром по Во­ен­ным де­лам Ук­ра­ин­ской Со­вет­ской Ре­с­пуб­ли­ки, на­хо­дил­ся в пе­ри­од опе­ра­ций по вы­тес­не­нию и лик­ви­да­ции банд ата­ма­на Зе­лё­но­го из рай­о­нов Три­по­лье – Ка­нев в мо­ём по­ле­вом шта­бе на ст. Ми­ро­нов­ка в долж­но­с­ти на­чаль­ни­ка ар­тил­ле­рии. В от­вет­ст­вен­ный мо­мент опе­ра­ции, ког­да те­сни­мые бан­ды от­хо­ди­ли к ли­нии же­лез­ной до­ро­ги юж­нее се­ле­ния Гер­ма­нов­ка, ста­вя се­бе це­лью про­рыв ок­ру­же­ния, и ког­да вы­яс­нил­ся не­до­ста­ток ар­тил­ле­рий­ских средств для вос­пре­пят­ст­во­ва­ния на­ме­ре­ни­ям про­тив­ни­ка, – т. ЛА­В­РЕ­НЁВ, ис­поль­зо­вав штаб­ную ко­ман­ду мо­ря­ков, в те­че­ние су­ток по­ст­ро­ил ме­ст­ны­ми сред­ст­ва­ми на имев­ших­ся то­вар­ных плат­фор­мах две бро­не­пло­щад­ки, во­ору­жив их трёх­дюй­мо­вы­ми по­ле­вы­ми пуш­ка­ми. В обо­ру­до­ва­нии пло­ща­док т. ЛА­В­РЕ­НЁВ при­ни­мал лич­ное уча­с­тие, ра­бо­тая на­рав­не с мо­ря­ка­ми и же­лез­но­до­рож­ны­ми ра­бо­чи­ми. 29-го ию­ля, в мо­мент на­ступ­ле­ния банд на по­лот­но же­лез­ной до­ро­ги, по­сле то­го как пря­мым по­па­да­ни­ем сна­ря­да в па­ро­воз был вы­ве­ден из строя бро­не­по­езд № 6, под ко­ман­до­ва­ни­ем во­ен­мо­ра т. ПО­ПО­ВА, т. ЛА­В­РЕ­НЁВ ос­тал­ся со сво­и­ми бро­не­пло­щад­ка­ми на ли­нии в ка­че­ст­ве един­ст­вен­ной под­держ­ки свод­ной кур­сант­ской бри­га­ды и ин­тер­на­ци­о­наль­но­го кав­ди­ви­зи­о­на, вед­ших бой с бан­да­ми. В те­че­ние не­сколь­ких ча­сов т. ЛА­В­РЕ­НЁВ пре­граж­дал до­ро­гу от­сту­пав­шим бан­дам у разъ­ез­да Ка­ра­пы­ши, триж­ды от­бра­сы­вал бан­ди­тов кар­те­чью и в это вре­мя был ра­нен в ле­вую ступ­ню с раз­дроб­ле­ни­ем ко­с­тей, но ос­тал­ся в строю и про­дол­жал ве­с­ти бой до пол­но­го окон­ча­ния опе­ра­ции, на­не­ся шрап­нель­ным ог­нём круп­ные по­те­ри бан­ди­там, ко­то­рым уда­лось пе­ре­ва­лить по­лот­но толь­ко по­сле под­ры­ва рель­сов, ли­шив­ше­го бро­не­пло­щад­ки сво­бо­ды пе­ре­дви­же­ния. Ухо­дя под ог­нём бро­не­пло­ща­док, бан­ды бро­си­ли на по­лот­не и в по­ле мно­го бо­е­при­па­сов, сна­ря­же­ния и во­ен­но­го иму­ще­ст­ва. Т. ЛА­В­РЕ­НЁВ сдал ко­ман­до­ва­ние но­во­му ко­ман­ди­ру толь­ко по­сле лич­но­го до­кла­да мне о бое, по­сле че­го был эва­ку­и­ро­ван в Ки­ев. Быв­ший нар­ком­во­ен Ук­ра­ин­ской Со­вет­ской Ре­с­пуб­ли­ки Н.Под­вой­ский. Моск­ва, 1946 г.».

В ян­ва­ре 1920 го­да Дми­т­рий Фур­ма­нов от­пра­вил Сер­ге­е­ва в Сред­нюю Азию. Он стал во­ен­ным ко­мен­дан­том Таш­кен­та. Но кто-то на не­го до­нёс, об­ви­нив в по­соб­ни­че­ст­ве бе­ло­гвар­дей­цам. След­ст­вие дли­лось пол­то­ра ме­ся­ца. Не­со­сто­яв­ше­го­ся юри­с­та пол­но­стью оп­рав­да­ли. Од­на­ко в ко­мен­да­ту­ру он уже не вер­нул­ся. На­чаль­ст­во пе­ре­бро­си­ло его на дру­гой фронт – в ар­мей­скую пе­чать.

Поз­же пи­са­тель вспо­ми­нал: «В ли­те­ра­ту­ре уже был один Сер­ге­ев-Цен­ский. Нуж­но бы­ло как-то диф­фе­рен­ци­ро­вать­ся от не­го» («Звез­да Вос­то­ка», 1959, № 8). Так Сер­ге­ев пре­вра­тил­ся в Ла­в­ре­нё­ва (псев­до­ним об­ра­зо­вал­ся от фа­ми­лии од­но­го из род­ст­вен­ни­ков пи­са­те­ля). Впро­чем, по дру­гой вер­сии псев­до­ним пи­са­тель вы­брал не по­то­му, что его сму­ща­ло на­ли­чие в ли­те­ра­ту­ре не­сколь­ких Сер­ге­е­вых, а что­бы за­пу­тать  сле­ды и скрыть своё уча­с­тие в не­ко­то­рых эпи­зо­дах вре­мён граж­дан­ской вой­ны.

Элли ЮРЬЕВ. Иллюстрация к повести  «Сорок первый»
Элли ЮРЬЕВ. Иллюстрация к повести
«Сорок первый»

В де­ка­б­ре 1923 го­да Ла­в­ре­нёв пе­ре­брал­ся в Пе­т­ро­град и по­сле де­мо­би­ли­за­ции ус­т­ро­ил­ся в од­но из из­да­тельств. Он по-преж­не­му во всём со­мне­вал­ся. И из этих смя­те­ний вско­ре ро­ди­лась его по­весть «Со­рок пер­вый». Ла­в­ре­нёв во­пре­ки вре­ме­ни вос­пел тра­ги­че­с­кую лю­бовь про­стой ры­бач­ки, ушед­шей во­е­вать за ре­во­лю­цию, к бе­ло­гвар­дей­ско­му по­ру­чи­ку. Поз­же в пись­ме ли­те­ра­ту­ро­ве­ду Бо­ри­су Ге­ро­ни­му­су он рас­ска­зы­вал: «Хро­но­ло­ги­че­с­кая ис­то­рия «Ве­т­ра» и «41-го» та­ко­ва: в 1922 го­ду я на­чал в Таш­кен­те пи­сать ог­ром­ную «эпо­пею» под на­зва­ни­ем «Звез­да-по­лынь», ох­ва­ты­вав­шую пе­ри­од с 1916 по 1920 год. Вер­нув­шись в Ле­нин­град и пе­ре­чи­тав на до­су­ге этот ли­те­ра­тур­ный не­бо­скрёб, я по­нял, что без­на­дёж­но за­пу­тал­ся в ка­ше со­бы­тий, на­гро­моз­див в ро­ман что нуж­но и что не нуж­но. Ро­ман по­ле­тел в кор­зи­ну, но из не­го вы­кле­ва­лись от­дель­ные ку­с­ки, из ко­то­рых и ро­ди­лись две упо­мя­ну­тые по­ве­с­ти. Ни­че­го из этой эпо­пеи в таш­кент­ской пе­ча­ти я не «ти­с­кал». Ни­ка­ких до­ку­мен­таль­ных ма­те­ри­а­лов для «Ве­т­ра» и «41-го» у ме­ня не бы­ло. Всё, что во­шло в эти по­ве­с­ти, – это плод мо­е­го лич­но­го опы­та и на­блю­де­ния... В ча­ст­но­с­ти, в ос­но­ву фи­гу­ры Гу­ля­ви­на лег­ли кон­цен­т­ри­ро­ван­ные в од­ном об­ра­зе фи­гу­ры мо­их раз­гуль­ных, но ду­шев­но пре­крас­ных и всей кро­вью пре­дан­ных ре­во­лю­ции дру­зей то­го вре­ме­ни, ког­да я но­сил в кар­ма­не зна­ме­ни­тое удо­с­то­ве­ре­ние, что я «дей­ст­ви­тель­но яв­ля­юсь граж­да­ни­ном ли­ней­но­го ко­раб­ля «Пе­т­ро­пав­ловск», и ког­да я ко­ман­до­вал на Ук­ра­и­не бро­не­по­ез­дом № 6. В об­раз Ма­рют­ки це­ли­ком во­шла де­вуш­ка-до­б­ро­во­лец од­ной из ча­с­тей Турк­фрон­та Аня Вла­со­ва, ча­с­то бы­вав­шая в ре­дак­ции «Крас­ной звез­ды» со сво­и­ми не­о­бы­чай­но тро­га­тель­ны­ми, но не­ле­пы­ми сти­ха­ми, ко­то­рые мной и ци­ти­ро­ва­ны без из­ме­не­ний в по­ве­с­ти. А Го­во­ру­ха-От­рок та­кой же ре­аль­ный по­ру­чик, за­хва­чен­ный од­ним из на­ших ка­ва­ле­рий­ских от­ря­дов в при­араль­ских пе­с­ках. Я и свёл этих пер­со­на­жей вме­с­те, при­ду­мав ро­бин­зо­на­ду на ос­т­ро­ве Бар­са-Кель­мес».

Уточ­ню: по­весть «Ве­тер» Ла­в­ре­нёв впер­вые на­пе­ча­тал в 1924 го­ду в «Крас­ном жур­на­ле для всех». Тог­да же в «Звез­де» был опуб­ли­ко­ван и «Со­рок пер­вый».

Обе по­ве­с­ти по­лу­чи­ли боль­шую прес­су. Един­ст­вен­ное, что сму­ща­ло кри­ти­ков, они дол­го не мог­ли по­нять – за что Ла­в­ре­нёв ра­то­вал: за ре­во­лю­цию или про­тив. По­это­му рап­пов­цы на вся­кий слу­чай при­кле­и­ли пи­са­те­лю яр­лык ле­во­го по­пут­чи­ка.

В се­ре­ди­не 1925 го­да Ла­в­ре­нёв по­ка­зал ре­жис­сё­ру Боль­шо­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра Ан­д­рею Ла­в­рен­ть­е­ву свою пер­вую пье­су «Мя­теж». «Я по­мню, – пи­сал он сра­зу по­сле пре­мье­ры, – что в день, ког­да я впер­вые чи­тал пье­су в БДТ, у ме­ня бы­ла ос­т­рая бо­язнь, что чле­ны со­ве­та те­а­т­ра уто­пят ме­ня за пер­вый опыт в Фон­тан­ке. И я ис­крен­не был по­ра­жён, ког­да пье­су при­ня­ли. «Мя­теж» стро­ит­ся мной в пла­не ро­ман­ти­че­с­кой тра­ге­дии ха­рак­те­ров. Не­дав­нее про­шлое да­ёт не­ис­чер­па­е­мый ма­те­ри­ал для воз­рож­де­ния тра­ге­дии. Ос­но­ва пье­сы в столк­но­ве­нии, в лич­ной дра­ме глав­ко­ма Ли­пе­ров­ско­го, ру­ко­во­ди­те­ля мя­те­жа, и пар­ти­за­на Ру­за­е­ва. Но эта лич­ная дра­ма про­ис­те­ка­ет из клас­со­вой сущ­но­с­ти про­тив­ни­ка, их дей­ст­вия – толь­ко вы­яв­лен­ные во­ли пред­став­ля­е­мых ими групп. От­сю­да му­жиц­кая кре­пость, упор­ст­во, же­лез­ная во­ля и на­пор Ру­за­е­ва, ис­те­рич­ность ша­та­ния и бы­с­т­рое вы­ды­ха­ние при не­уда­че Ли­пе­ров­ско­го. Тра­ге­дия Ли­пе­ров­ско­го – тра­ге­дия все­го бе­ло­го ста­на, с его раз­бро­дом, от­сут­ст­ви­ем еди­ной идеи, ин­тел­ли­гент­ской ис­те­рич­но­с­тью, свя­зан­ной с не­ле­пой же­с­то­ко­с­тью. Это­му раз­ва­лу и про­ти­во­по­с­тав­ле­ны бур­ная, не все­гда раз­би­ра­ю­ща­я­ся сра­зу в со­бы­ти­ях, но креп­кая ду­хом и пла­ме­не­ю­щая ре­во­лю­ци­он­ным ог­нём крас­но­гвар­дей­ская мас­са, оли­це­тво­ря­е­мая её вож­дём Ру­за­е­вым. Дать столк­но­ве­ние этих двух сил, вы­ра­жен­ное в лич­но­с­тях их пред­ста­ви­те­лей, и бы­ло мо­ей за­да­чей» («Крас­ная га­зе­та», 1925, 17 ок­тя­б­ря).

По­сле «Мя­те­жа» по­сле­до­вал «Раз­лом», за по­ста­нов­ку ко­то­ро­го в БДТ взял­ся уже ре­жис­сёр К.Твер­ской. Пер­вые ре­цен­зен­ты бы­ли без­жа­ло­ст­ны. Осо­бен­но не­ис­тов­ст­во­вал С.Мсти­слав­ский. «Пье­са Ла­в­ре­нё­ва, – ут­верж­дал кри­тик, – по эле­мен­тар­ной по­лит­гра­мо­те на­пи­сан­ное про­из­ве­де­ние, не­слож­ное по фа­бу­ле, дра­ма­тур­ги­че­с­ки класс­ное со­чи­не­ние. Сю­жет прост до по­след­ней ме­ры, со­дер­жа­ние пье­сы пе­ре­да­ёт­ся од­ной фра­зой. Ха­рак­те­ры уп­ро­ще­ны до тра­фа­ре­та».

Но не­о­жи­дан­но за пи­са­те­ля всту­пил­ся Ста­лин. «Мо­жет быть, вы чи­та­ли или ви­де­ли «Раз­лом» Ла­в­ре­нё­ва, – спро­сил он в фе­в­ра­ле 1929 го­да ук­ра­ин­ских ли­те­ра­то­ров. – Ла­в­ре­нёв не ком­му­нист, но я вас уве­ряю, что эти оба пи­са­те­ля [Вс. Ива­нов и Ла­в­ре­нёв. – В.О.] сво­и­ми про­из­ве­де­ни­я­ми «Бро­не­по­езд» и «Раз­лом» при­нес­ли го­раз­до боль­ше поль­зы, чем 10–20 или 100 ком­му­ни­с­тов-пи­са­те­лей, ко­то­рые пич­ка­ют, пич­ка­ют, ни чер­та не вы­хо­дит: не уме­ют пи­сать, не­ху­до­же­ст­вен­но». Ста­лин на­ста­и­вал: «Возь­ми­те Ла­в­ре­нё­ва, по­про­буй­те из­гнать че­ло­ве­ка, он спо­соб­ный, кое-что из про­ле­тар­ской жиз­ни схва­тил и до­воль­но мет­ко. Ра­бо­чие пря­мо ска­жут, пой­ди­те к чёр­ту с пра­вы­ми и ле­вы­ми, мне нра­вит­ся хо­дить на «Раз­лом» и я бу­ду хо­дить, – и ра­бо­чий прав».

По­нят­но, что Ста­лин про­сто так ни­ког­да ни­че­го не рас­хва­ли­вал. На что он рас­счи­ты­вал? Что Ла­в­ре­нёв пре­вра­тит­ся в стра­ст­но­го про­па­ган­ди­с­та ста­лин­ско­го кур­са? Од­на­ко пи­са­тель, как из­ве­ст­но, очень скеп­ти­че­с­ки от­но­сил­ся ко мно­гим но­ва­ци­ям Крем­ля. Сви­де­тель то­му – Кор­ней Чу­ков­ский. «Ви­дел Бор. Ла­в­ре­нё­ва, – со­об­щал Чу­ков­ский в сво­ём днев­ни­ке 11 ок­тя­б­ря 1932 го­да. – Он го­во­рит по по­во­ду то­го, что Ниж­ний пе­ре­име­но­ван в Горь­кий. Бе­да с рус­ски­ми пи­са­те­ля­ми: од­но­го зо­вут Мих. Го­лод­ный, дру­го­го Бед­ный, тре­ть­е­го При­блуд­ный – вот и на­зы­вай го­ро­да».

Поз­же власть сде­ла­ла ещё од­ну по­пыт­ку вы­дви­нуть Ла­в­ре­нё­ва на пер­вые ро­ли в со­здан­ном Со­ю­зе пи­са­те­лей. Но тот из­на­чаль­но не по­ве­рил, что из но­во­го со­об­ще­ст­ва мо­жет воз­ник­нуть что-то пут­ное. Один из ру­ко­во­ди­те­лей се­к­рет­но-по­ли­ти­че­с­ко­го от­де­ла ГУГБ не­кто В.Пе­т­ров­ский 31 ав­гу­с­та 1934 го­да со­об­щал на­чаль­ст­ву, что в ку­лу­а­рах Ла­в­ре­нёв по по­во­ду съез­да за­явил: «До­клад Бу­ха­ри­на по­верх­но­ст­ный, но та­лант­ли­вый и тем­пе­ра­мент­ный. А в пре­ни­ях вы­лез­ли все па­у­ки из бан­ки и на­ча­ли его ку­сать за то, что он не ото­звал­ся о них по­ло­жи­тель­но». Но дру­го­го и быть не мог­ло, ибо власть при­зва­ла в ли­те­ра­ту­ру ма­ло­гра­мот­ных кре­с­ть­ян и ра­бо­чих, ко­то­рые преж­де и двух слов свя­зать не уме­ли.

Но вско­ре Ла­в­ре­нёв, по­хо­же, сло­мал­ся. Осе­нью 1937 го­да его яв­но за­ста­ви­ли при­нять по­стыд­ное уча­с­тие в трав­ле со­труд­ни­ков Дет­ги­за. «Не­уди­ви­тель­но, – вос­кли­цал он 11 но­я­б­ря на со­бра­нии в Со­ю­зе пи­са­те­лей, – что Ле­нин­град­ское от­де­ле­ние [Дет­ги­за. – В.О.] ока­за­лось вре­ди­тель­ским. В нём ра­бо­та­ли та­кие лю­ди, как, на­при­мер, Чу­ков­ская – в про­шлом анар­хи­ст­ка-бом­би­ст­ка». Чу­ков­ская дей­ст­ви­тель­но в сту­ден­че­с­кие го­ды при­вле­ка­лась ор­га­на­ми ОГ­ПУ к де­лу «по ли­нии анар­хи­с­тов» (хо­тя ни­ка­кой бом­би­ст­кой она ни­ког­да не бы­ла), но об этом зна­ло все­го не­сколь­ко че­ло­век. Удив­лён­ная «та­кой ос­ве­дом­лён­но­с­тью в ин­тим­ных по­дроб­но­с­тях сво­ей сту­ден­че­с­кой би­о­гра­фии», Чу­ков­ская сде­ла­ла в сво­ей кни­ге «Про­черк» вы­вод о дав­ней при­над­леж­но­с­ти Ла­в­ре­нё­ва к спец­служ­бам.

Но не ис­клю­че­но, что пи­са­те­ля про­сто под­ста­ви­ли. Ком­про­ма­та на Ла­в­ре­нё­ва все­гда хва­та­ло. Из­ве­ст­но, что в ию­не 1938 го­да че­ки­с­ты пред­ло­жи­ли Ста­ли­ну вы­черк­нуть имя пи­са­те­ля из на­град­ных спи­с­ков. В от­вет вождь по­со­ве­то­вал Ла­в­ре­нё­ва вклю­чить в ком­па­нию Ти­хо­но­ва и Сло­ним­ско­го и пе­ре­дать всем этим трём бес­пар­тий­ным ав­то­рам пол­ный кон­троль над Ле­нин­град­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ци­ей.

Ког­да на­ча­лась вой­на, Ла­в­ре­нёв ос­тал­ся сна­ча­ла на Бал­ти­ке. Вско­ре у не­го по­гиб сын. И это об­сто­я­тель­ст­во ещё бо­лее усу­гу­би­ло тра­ге­дию пи­са­те­ля.

Сра­зу по­сле вой­ны Ла­в­ре­нё­ва, по-мо­е­му, по­про­с­ту ку­пи­ли. В 1946 го­ду ему да­ли Ста­лин­скую пре­мию пер­вой сте­пе­ни за про­ход­ную пье­су «За тех, кто в мо­ре», на­ча­тую ле­том 1944 го­да на Се­вер­ном фло­те и за­кон­чен­ную ле­том со­рок пя­то­го на Ду­нае. За­тем из не­го вы­рва­ли сло­ва с осуж­де­ни­ем Ах­ма­то­вой и Зо­щен­ко. За это се­к­ре­та­ри­ат ЦК ВКП(б) ут­вер­дил пи­са­те­ля ре­дак­то­ром жур­на­ла «Звез­да» по от­де­лу про­зы. Ну а по­том в уго­ду оче­ред­ным пар­тий­ным ус­та­нов­кам Ла­в­ре­нёв со­гла­сил­ся на­но­во пе­ре­пи­сать «Раз­лом».

В 1950 го­ду на Ста­лин­скую пре­мию вы­дви­ну­ли ещё од­ну ла­в­ре­нёв­скую пье­су – «Го­лос Аме­ри­ки». Эта вещь бы­ла от­кро­вен­но сла­бой. Но за неё за­сту­пил­ся лич­но Ста­лин. Во вре­мя об­суж­де­ния он ска­зал: «Ну что же, что его кри­ти­ку­ют. А вы по­мни­те его ста­рую пье­су «Раз­лом»? Хо­ро­шая бы­ла пье­са. А те­перь вот его бе­рут и кри­ти­ку­ют всё с той же по­зи­ции, что он не­до­ста­точ­но пар­тий­ный, что он бес­пар­тий­ный. Пра­виль­но ли кри­ти­ку­ют? Не­пра­виль­но. Всё вре­мя ис­поль­зу­ют ци­та­ту: «До­лой ли­те­ра­то­ров бес­пар­тий­ных». А смыс­ла её не по­ни­ма­ют, ког­да это ска­зал Ле­нин? Он ска­зал это, ког­да мы бы­ли в оп­по­зи­ции, ког­да нам нуж­но бы­ло при­влечь к се­бе лю­дей. Ког­да лю­ди бы­ли – один там, дру­гие тут. Ког­да лю­дей ло­ви­ли к се­бе эсе­ры и мень­ше­ви­ки. Ле­нин хо­тел ска­зать, что ли­те­ра­ту­ра – это вещь об­ще­ст­вен­ная. Мы ис­ка­ли лю­дей, мы их при­вле­ка­ли к се­бе. Мы, ког­да мы бы­ли в оп­по­зи­ции, вы­сту­па­ли про­тив бес­пар­тий­но­с­ти, объ­яв­ля­ли вой­ну бес­пар­тий­но­с­ти, со­зда­вая свой ла­герь. А при­дя к вла­с­ти, мы уже от­ве­ча­ем за всё об­ще­ст­во, за блок ком­му­ни­с­тов и бес­пар­тий­ных, – это­го нель­зя за­бы­вать, мы, ког­да на­хо­ди­лись в оп­по­зи­ции, бы­ли про­тив пре­уве­ли­че­ния ро­ли на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры. Мы бы­ли про­тив, ког­да эти­ми сло­ва­ми о на­ци­о­наль­ной куль­ту­ре при­кры­ва­лись ка­де­ты и вся­кие там иже с ни­ми, ког­да они поль­зо­ва­лись эти­ми сло­ва­ми. А сей­час мы за на­ци­о­наль­ную куль­ту­ру. На­до по­ни­мать две раз­ные по­зи­ции: ког­да мы бы­ли в оп­по­зи­ции и ког­да на­хо­дим­ся у вла­с­ти... Бе­рут ци­та­ты, и са­ми не зна­ют, за­чем бе­рут их. Бе­рут пи­са­те­ля и едят его: по­че­му ты бес­пар­тий­ный? По­че­му ты бес­пар­тий­ный?.. А спро­си­те это­го кри­ти­ка, как он сам-то по­ни­ма­ет пар­тий­ность? Э-эх!»

По­сле вой­ны Ла­в­ре­нё­ва Ле­нин­град стал уже тя­го­тить. Он пе­ре­брал­ся в Моск­ву. В сто­ли­це ему да­ли хо­ро­шую квар­ти­ру и да­чу в Пе­ре­дел­ки­но. Пи­са­тель за­вёл ка­кую-то страш­ную со­ба­ку. Дочь Ва­ди­ма Ко­жев­ни­ко­ва по­том вспо­ми­на­ла, как она в кон­це 1950-х го­дов шла с от­цом по Пе­ре­дел­ки­ну. «У да­чи Ла­в­ре­нё­ва, – пи­са­ла она, – вдруг вы­ско­чил лю­тый зве­рю­га, чёр­ный с под­па­ли­на­ми, вце­пил­ся в Джин­ку, уве­рен­ный, как все­гда, в сво­ей без­на­ка­зан­но­с­ти. Па­па обыч­но про­гу­ли­вал­ся с пал­кой-ду­би­ной, ко­то­рую я, кста­ти, с ро­ди­ны вы­вез­ла в чис­ле се­мей­ных ре­лик­вий, та­мож­ней про­пу­щен­ной, не со­чтён­ной за ред­кость, а зря. Эту ду­би­ну я вы­хва­ти­ла из па­пи­ных рук и об­ру­ши­ла ла­в­ре­нёв­ско­му псу на те­мя. Тот взвыл и бро­сил­ся на ме­ня. Тут пи­са­тель Ко­жев­ни­ков, недол­го ду­мая, вы­хва­тил из кар­ма­на курт­ки фин­ку и вса­дил в бок уло­жив­шей ме­ня на спи­ну со­ба­ке. Я за­кри­ча­ла: па­па, что ты на­де­лал?! И до сих пор по­мню вы­ра­же­ние его ли­ца. Труд­но оп­ре­де­лить ка­кое. Ско­рее ни­ка­кое. Зна­ко­мое в нём ис­чез­ло. Он по­вер­нул­ся спи­ной и по­шёл впе­рёд, уда­ля­ясь от ме­ня». Даль­ше На­деж­да Ко­жев­ни­ко­ва со­об­щи­ла: «Со­рок пер­вый» Ла­в­ре­нё­ва я про­чла уже взрос­лой – силь­ная, страш­ная кни­га. С «изо­б­ра­же­ни­я­ми» уве­шан­но­го на­гра­да­ми дру­го­го клас­си­ка, Тре­нё­ва, не срав­нить, чья про­слав­лен­ная «Лю­бовь Яро­вая» – про­сто мер­зость, чув­ст­во гад­ли­во­с­ти ос­тав­ля­ю­щая сво­ей лжи­во­с­тью, ли­це­ме­ри­ем, вер­но­под­да­ни­че­с­ки спе­тым гим­ном пре­да­тель­ст­ву. А в «Со­рок пер­вом» ав­тор, Ла­в­ре­нёв, за­гля­нул в без­дну так на­зы­ва­е­мой клас­со­вой борь­бы и, ви­ди­мо, сам об­на­ру­жен­но­го там ис­пу­гал­ся. Всё им по­сле на­пи­сан­ное ку­да ту­с­к­лее. Ла­в­ре­нёв то­же был из офи­це­ров той, преж­ней вы­уч­ки, в вой­ну у не­го по­гиб сын, тра­ги­че­с­кое про­сту­па­ло в нём зри­мо, по­это­му, мо­жет быть, и да­ча ка­за­лась мрач­ной. Бре­мя не­вы­ска­зан­но­с­ти он нёс в се­бе, а от­ве­ти­ла, за­пла­ти­ла сви­ре­пая, пе­ре­на­сы­щен­ная зло­бой его со­ба­ка, по сне­гу от­пол­за­ю­щая, ос­тав­ляя кро­ва­вый след» (Н.Ко­жев­ни­ко­ва. Па­с­тер­нак, Мра­вин­ский, Еф­ре­мов и дру­гие. М., 2007).

Ка­жет­ся, в 1956 го­ду у Ла­в­ре­нё­ва от­кры­лось вто­рое ды­ха­ние. Гри­го­рий Чу­х­рай сде­лал но­вую эк­ра­ни­за­цию «Со­рок пер­во­го» (пер­вый фильм по этой по­ве­с­ти был снят ещё в 1927 го­ду Яко­вом Про­та­за­но­вым), пред­ло­жив со­вет­ским ки­нош­ни­кам раз и на­всег­да от­ка­зать­ся от ока­ри­ка­ту­ри­ва­ния бе­ло­гвар­дей­цев. Кар­ти­ну от­ме­ти­ли в Кан­нах ка­кой-то пре­ми­ей. И пи­са­тель, по­хо­же, по­ве­рил в при­ход но­вых вре­мён, ког­да лю­бовь вновь ста­ла за­тме­вать все эти клас­со­вые вой­ны. Ис­пы­ты­вая не­о­бы­чай­ный при­лив сил, он за­ду­мал сра­зу два ро­ма­на: о де­ка­б­ри­с­тах и о Чер­но­мор­ском фло­те. Но из-за тя­жё­лой бо­лез­ни серд­ца эти за­мыс­лы ос­та­лись не­ре­а­ли­зо­ван­ны­ми.

Умер Ла­в­ре­нёв 7 ян­ва­ря 1959 го­да в Моск­ве. По­хо­ро­ни­ли его на Но­во­де­ви­чь­ем клад­би­ще.

В 1968 го­ду Алек­сей Гер­ман эк­ра­ни­зи­ро­вал од­ну из ста­рых по­ве­с­тей Ла­в­ре­нё­ва о граж­дан­ской вой­не «Седь­мой спут­ник». Но фильм ос­тал­ся прак­ти­че­с­ки не­за­ме­чен­ным.

За­то со­вер­шен­но по-но­во­му уже в 2008 го­ду про­зву­ча­ла дру­гая по­весть пи­са­те­ля: «Со­рок пер­вый». В чём ог­ром­ная за­слу­га преж­де все­го ре­жис­сё­ра Вик­то­ра Ры­жа­ко­ва, сде­лав­ше­го по ла­в­ре­нёв­ской кни­ге бле­с­тя­щую ин­сце­ни­ров­ку для Мос­ков­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го те­а­т­ра. Со­по­с­та­вив текст по­ве­с­ти и спек­такль, кри­тик На­та­лья Ка­мин­ская пи­са­ла: «Про­ле­тар­ский пи­са­тель Ла­в­ре­нёв, ав­тор соц­ре­а­ли­с­ти­че­с­ко­го «Раз­ло­ма», в «Со­рок пер­вом» про­ры­ва­ет­ся к биб­лей­ским ис­то­кам. Очи­ща­ет го­лую че­ло­ве­че­с­кую суть, со­здан­ную, по его мне­нию, для сча­с­тья, от всех по­сле­ду­ю­щих на­сло­е­ний: со­ци­аль­ных, по­ли­ти­че­с­ких, со­слов­ных, бы­то­вых. Здесь на са­мом де­ле и кро­ет­ся под­лин­ная дра­ма: ис­то­рия Ро­бин­зо­на Кру­зо – это книж­ная ис­то­рия, а в жиз­ни за­в­т­ра-по­сле­за­в­т­ра ге­ро­ев обя­за­тель­но ок­ру­жит со­ци­ум, и сча­с­тье ста­нет не­воз­мож­ным. Вик­тор Ры­жа­ков ста­вит прит­чу о про­шед­шем вре­ме­ни, в ко­то­рое пы­та­ют­ся по­иг­рать се­го­дняш­ние мо­ло­дые лю­ди. Они сна­ча­ла иг­ра­ют, как де­ти, на­шед­шие где-ни­будь в ов­ра­ге ста­рые гиль­зы, са­по­ги, а быть мо­жет, и чьи-то ос­тан­ки. Уп­ру­гий, чуть ко­ря­вый, не­о­буз­дан­но об­раз­ный ла­в­ре­нёв­ский текст (по­весть вы­шла в 1924 го­ду) буд­то про­бу­ют на вкус, раз­ру­ба­ют фра­зы и сло­ва, по­вто­ря­ют их об­рыв­ки. Так, по­сте­пен­но, из кос­ных тек­с­то­вых клоч­ков и лег­ко­мыс­лен­ных игр с пред­ме­та­ми вы­ри­со­вы­ва­ет­ся ис­то­рия. Ма­рют­ка – Яна Сек­с­те из обыч­ной дев­чон­ки пре­вра­ща­ет­ся в бес­по­ло­го крас­но­ар­мей­ца, что­бы за­тем, уже на ос­т­ро­ве, рас­цве­с­ти в неж­ный цве­ток» («Куль­ту­ра», 2008, № 9).

Од­на­ко да­же пре­крас­ный спек­такль Ры­жа­ко­ва все­на­род­но­го ин­те­ре­са к кни­гам Ла­в­ре­нё­ва так и не вос­кре­сил. Мо­ло­дёжь в биб­ли­о­те­ку не по­бе­жа­ла. Да и из­да­те­ли пе­ре­пе­ча­ты­вать Ла­в­ре­нё­ва не ста­ли. Бре­мя не­вы­ска­зан­но­с­ти обер­ну­лось до­ро­гой к ско­ро­му заб­ве­нию.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования