Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 04.06.2010

Как Мартин Скорсезе дошёл до сумасшествия

Кадр из фильма «Остров проклятых»
Кадр из фильма «Остров проклятых»

Не­лег­ка судь­ба та­лант­ли­вых ре­жис­сё­ров! Сто­ит им снять не­сколь­ко дей­ст­ви­тель­но сто­я­щих филь­мов, как об­ще­ст­вен­ность про­сит не­мед­лен­ной до­бав­ки и воз­ла­га­ет на бу­ду­щие тво­ре­ния боль­шие на­деж­ды. Так гос­по­да ре­жис­сё­ры взва­ли­ва­ют на свои пле­чи не­ма­лый груз от­вет­ст­вен­но­с­ти и с осо­бой ос­то­рож­но­с­тью де­ла­ют ша­ги на твор­че­с­ком по­при­ще. Имен­но та­ким об­ра­зом идёт по сво­е­му ре­жис­сёр­ско­му пу­ти Мар­тин Скор­се­зе с кон­ца 70-х. Вы­пу­с­тив в 1976 го­ду «Так­си­с­та» с эф­фект­ной и за­по­ми­на­ю­щей­ся ро­лью Ро­бер­та Де Ни­ро, Скор­се­зе смог ув­лечь пуб­ли­ку лишь в 90-х филь­ма­ми «Ка­зи­но» и «Слав­ные пар­ни». «Авиа­тор» и «Бан­ды Нью-Йор­ка» в об­щем-то не стя­жа­ли осо­бен­ной сла­вы и лишь по­слу­жи­ли сво­е­об­раз­ным «мос­ти­ком» к «От­ступ­ни­кам» (2006), ко­то­рые до сих пор за­ни­ма­ют до­воль­но вы­со­кие по­зи­ции во мно­гих зри­тель­ских рей­тин­гах. Тут-то об­ще­ст­вен­ность и ре­ши­ла, что зна­ме­ни­тый ре­жис­сёр во­все не вы­дох­ся и спо­со­бен за­ин­т­ри­го­вать зри­те­ля. Не бы­ло ни­ка­ких со­мне­ний, что в даль­ней­ших его ра­бо­тах вновь по­явит­ся Ле­о­нар­до Ди­Ка­прио, звез­да «От­ступ­ни­ков», «Авиа­то­ра» и «Банд Нью-Йор­ка». Но за по­след­ние че­ты­ре го­да Скор­се­зе так и не со­здал ни­че­го по­ис­ти­не за­по­ми­на­ю­ще­го­ся.

В ито­ге вы­шед­ший не так дав­но «Ос­т­ров про­кля­тых» (ори­ги­наль­ное на­зва­ние – Shutter Island) стал со­бы­ти­ем для мно­гих кри­ти­ков. На­сто­я­щий по­да­рок по­лу­чи­ли все те, кто лю­бит слож­ные сю­же­ты с не­о­жи­дан­ны­ми по­во­ро­та­ми и со зна­чи­тель­ной до­лей пси­хо­ло­гиз­ма (сце­на­рий на­пи­сан Ла­э­той Ка­ло­г­ри­дис и Дэн­ни­сом Ли­хэй­ном). Скор­се­зе пре­под­нёс пуб­ли­ке ат­мо­сфер­ный, до ме­ло­чей про­ду­ман­ный трил­лер с ори­ги­наль­ной кон­цов­кой, за­став­ля­ю­щей всех и каж­до­го глу­бо­ко за­ду­мать­ся над со­дер­жа­ни­ем филь­ма в це­лом. Сам «ос­т­ров» пред­став­ля­ет со­бой не­кий за­бро­шен­ный уго­лок в оке­а­не, на ко­то­ром со­зна­тель­ные лю­ди вы­ст­ро­и­ли боль­ни­цу для ума­ли­шён­ных. Прав­да, на­по­ми­на­ет она ско­рее хо­ро­шо за­щи­щён­ную кре­пость. Ту­да вме­с­те со сво­им на­пар­ни­ком (Марк Ру­фал­ло) при­ез­жа­ет су­деб­ный при­став Тэд­ди Дэ­ни­елс (Ди­Ка­прио), что­бы рас­сле­до­вать за­га­доч­ное ис­чез­но­ве­ние па­ци­ент­ки. Гос­тей встре­ча­ет жут­ко­ва­тый док­тор Ко­у­ли (Бен Кинг­сли), гла­ва ле­чеб­ни­цы, и по­мо­га­ет на­чать рас­сле­до­ва­ние. При­мер­но по­ло­ви­ну филь­ма сле­по ве­ришь жаж­ду­ще­му прав­ды глав­но­му ге­рою и при этом ло­ма­ешь го­ло­ву, пы­та­ясь по­нять, ку­да же мог­ла деть­ся су­мас­шед­шая. Ат­мо­сфе­ра вы­дер­жа­на очень уме­ло – зло­ве­щий ос­т­ров вме­с­те с тём­ной боль­ни­цей-тюрь­мой вну­ша­ет страх и ка­кое-то чув­ст­во не­у­ю­та, то­с­ки. Су­мас­шед­шие не по­ка­за­ны ма­нь­я­ка­ми, еже­се­кунд­но же­ла­ю­щи­ми про­лить кровь пер­во­го встреч­но­го, они ско­рее по­хо­жи на ге­ро­ев филь­ма «Про­ле­тая над гнез­дом ку­куш­ки» Фор­ма­на – су­мас­ше­ст­вие у Скор­се­зе пе­ре­да­ёт­ся преж­де все­го че­рез взгляд и ма­не­ру ре­чи пер­со­на­жа.

Од­на­ко ско­ро вме­с­те с су­деб­ным при­ста­вом по­ни­ма­ешь, что всё про­ис­хо­дя­щее в филь­ме – не бо­лее чем ил­лю­зия, в ко­то­рую слож­но по­ве­рить, но ещё слож­нее от неё от­ка­зать­ся. Глав­ный ге­рой – су­мас­шед­ший, со­здав­ший в сво­ём во­об­ра­же­нии осо­бен­ный мир, ка­зав­ший­ся нам в са­мом на­ча­ле филь­ма ра­зум­ной ре­аль­но­с­тью. И чем бы­с­т­рее раз­ви­ва­ет­ся сю­жет, тем гу­ще пси­хо­ло­ги­че­с­кие де­б­ри, че­рез ко­то­рые не­об­хо­ди­мо про­брать­ся и в ко­неч­ном ито­ге ре­шить для се­бя, где су­мас­ше­ст­вие, а где трез­вый рас­су­док. Ди­Ка­прио роль схо­дя­ще­го с ума су­деб­но­го при­ста­ва уда­лась яв­но луч­ше, чем роль офи­це­ра в «От­ступ­ни­ках», где его дей­ст­вия вы­гля­де­ли весь­ма не­убе­ди­тель­но. Тэд­ди Дэ­ни­елс в его ис­пол­не­нии вы­зы­ва­ет ис­тин­ное со­пе­ре­жи­ва­ние – вме­с­те с ге­ро­ем от­ка­зы­ва­ешь­ся ве­рить в про­ис­хо­дя­щее, вме­с­те с ним хо­чет­ся кри­чать от бо­ли и цеп­лять­ся за об­рыв­ки «псев­до­ре­аль­но­с­ти». В не­ма­лой сте­пе­ни это­му спо­соб­ст­ву­ет и на­пря­жён­ная ат­мо­сфе­ра филь­ма: боль­шая часть со­бы­тий про­ис­хо­дит под сим­фо­нии Гу­с­та­ва Ма­ле­ра и ра­бо­ты по­зд­них мо­дер­ни­с­тов – Аль­ф­ре­да Шнит­ке, Кши­ш­то­фа Пен­де­рец­ко­го, Дьёр­дя Ли­ге­ти. Это очень ин­те­рес­ный ход: пси­хо­ло­ги­че­с­кое со­сто­я­ние че­ло­ве­ка пе­ре­да­ёт­ся в филь­ме не че­рез кон­крет­ные ди­а­гно­зы вра­чей или на­блю­де­ния со сто­ро­ны (что здесь бы­ло бы очень про­сто сде­лать), а как бы рас­тво­ря­ет­ся в му­зы­ке, кар­ти­нах, по­ме­ще­ни­ях пси­хи­а­т­ри­че­с­кой ле­чеб­ни­цы и дожд­ли­вой по­го­де. Всё, что мы ви­дим – это лишь ма­те­ри­а­ли­зо­вав­ши­е­ся мыс­ли глав­но­го ге­роя. По­го­да здесь иг­ра­ет осо­бую роль: поч­ти всё вре­мя на «про­кля­том ос­т­ро­ве» хле­щет ли­вень и бу­шу­ет шторм, не поз­во­ля­ю­щий су­деб­но­му при­ста­ву свя­зать­ся с на­чаль­ст­вом и вер­нуть­ся до­мой. Под за­вы­ва­ния ве­т­ра и рас­ка­ты гро­ма ге­рою рас­кры­ва­ют страш­ные тай­ны про за­се­кре­чен­ные экс­пе­ри­мен­ты над людь­ми, при­чём Дэ­ни­елс осо­зна­ёт, что вра­чи уже ус­пе­ли не­за­мет­но вме­шать­ся и в его жизнь. На­пря­же­ние на­гне­та­ет­ся до са­мой кон­цов­ки, где не­сча­ст­но­го от­во­дят на ма­як яко­бы для ле­че­ния, хо­тя в сво­их су­мас­шед­ших ви­де­ни­ях он не раз слы­шал, что там па­ци­ен­там уда­ля­ют раз­ные ча­с­ти моз­га. По­го­да ути­хо­ми­ри­лась (ге­рой осо­знал своё су­мас­ше­ст­вие), и всё вы­гля­дит спо­кой­ным. Но да­же в по­след­ние ми­ну­ты не уда­ёт­ся из­ба­вить­ся от впе­чат­ле­ния, что всё это – об­ман, что Тэд­ди Дэ­ни­елс на са­мом де­ле су­ще­ст­во­вал, но не смог рас­пу­тать коз­ни док­то­ра Ко­у­ли. В этом силь­ная сто­ро­на филь­ма – по­сто­ян­но при­хо­дит­ся воз­вра­щать­ся в на­ча­ло и за­ду­мы­вать­ся над те­ми или ины­ми мо­мен­та­ми рас­ска­зан­ной ис­то­рии. Имен­но на этом в ос­нов­ном и дер­жит­ся ин­три­га.

Един­ст­вен­ное, в чём дей­ст­ви­тель­но мож­но уп­рек­нуть ре­жис­сё­ра – это хро­но­ме­т­раж. Без со­мне­ния, фильм по­лу­чил­ся бы го­раз­до бо­лее эф­фект­ным, ес­ли бы кон­цов­ка на­сту­пи­ла не­сколь­ко рань­ше. Пер­вую по­ло­ви­ну смо­т­ришь бук­валь­но на од­ном ды­ха­нии, а вот бли­же к за­вер­ше­нию ис­то­рии по­про­с­ту ус­та­ёшь сле­дить за судь­бой Дэ­ни­ел­са и ожи­да­ешь ско­рой раз­вяз­ки, пе­ре­ста­вая уде­лять долж­ное вни­ма­ние ат­мо­сфе­ре.

Что же по­лу­ча­ет­ся в ито­ге? Скор­се­зе вер­нул­ся. Вер­нул­ся и пре­под­нёс зри­те­лям слож­ный, ин­три­гу­ю­щий, не­сколь­ко тя­же­ло­вес­ный трил­лер, рас­кры­ва­ю­щий глу­би­ны че­ло­ве­че­с­кой пси­хи­ки. Нет со­мне­ний, что ре­жис­сёр ус­та­но­вил сам для се­бя но­вую план­ку, пре­взой­дя лад­но скро­ен­ных, но не осо­бен­но креп­ко сши­тых «От­ступ­ни­ков». Вер­нёт­ся ли Скор­се­зе к сла­ве 70-х го­дов? Вре­мя по­ка­жет.


Юрий ЗАХАРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования