Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 11.06.2010

Русская литература при смерти?

Вячеслав СУКАЧЁВ
Вячеслав СУКАЧЁВ

Вя­че­сла­ва Су­ка­чё­ва бла­го­сло­вил в ли­те­ра­ту­ру Вик­тор Ас­та­фь­ев. Как это про­изо­ш­ло?

 

– До­воль­но про­сто. Го­ду в 72–73-м в го­род­ке Амур­ске я ку­пил кни­гу «Яс­ным ли днём», про­чёл – и на­пи­сал ему пись­мо. Рас­ска­зал, чем имен­но мне книж­ка по­нра­ви­лась, и при­ло­жил два сво­их рас­ска­за. Че­ст­но го­во­ря, не ожи­дал ка­ко­го-то от­ве­та, но че­рез ме­сяц от­вет при­шёл, и ког­да я уви­дел под­пись – Ас­та­фь­ев, это был шок. Я хо­дил по квар­ти­ре и ни­как не мог ре­шить­ся про­честь его пись­мо, по­то­му что по­ни­мал: это – судь­ба! Вик­то­ру Пе­т­ро­ви­чу рас­ска­зы по­нра­ви­лись, он ме­ня по­хва­лил и ска­зал, что обя­за­тель­но на­до ра­бо­тать, пи­сать даль­ше.

– Се­го­дня уже аб­со­лют­но яс­но, что Ас­та­фь­ев не толь­ко дал на­шей ли­те­ра­ту­ре ряд соб­ст­вен­ных ве­ли­ко­леп­ных про­из­ве­де­ний – от «Пе­ре­ва­ла» и «Кра­жи» до «Ве­сё­ло­го сол­да­та», но по­мо­гал мо­ло­дым та­лан­там обу­с­т­ро­ить­ся в ли­те­ра­ту­ре. Ва­ми он за­нял­ся на зо­наль­ном Ир­кут­ском со­ве­ща­нии мо­ло­дых пи­са­те­лей в 1974-м. Как вы по­па­ли имен­но на его се­ми­нар?

–Я-то рань­ше ду­мал, что Ас­та­фь­е­ву да­ли спи­сок уча­ст­ни­ков се­ми­на­ра, он уви­дел зна­ко­мую фа­ми­лию и… Но ни­че­го по­доб­но­го! Про­сто при­хоть судь­бы ещё ин­те­рес­ней. По се­ми­на­рам нас рас­пре­де­ли­ли ор­га­ни­за­то­ры со­ве­ща­ния, и во­лей слу­чая я по­пал имен­но в се­ми­нар Вик­то­ра Пе­т­ро­ви­ча. А встре­ти­лись мы с ним в пер­вый же день. Нас с Во­ло­дей Ко­ре­не­вым из Ком­со­моль­ска и Ро­ма­ном Шой­хе­том из Би­ро­би­д­жа­на по­се­ли­ли в од­ном но­ме­ре. Ча­сов в пять ве­че­ра раз­да­ёт­ся те­ле­фон­ный зво­нок. Труб­ку бе­рёт Во­ло­дя и го­во­рит мне – те­бя! А у ме­ня в Ир­кут­ске в то вре­мя ни од­но­го зна­ко­мо­го. Бе­ру труб­ку. «Су­ка­чёв? – Су­ка­чёв. – Это Ас­та­фь­ев…» Ё-моё! У ме­ня чуть труб­ка не вы­ле­те­ла из рук… Спро­сил, не за­нят ли я, и по­про­сил по­дой­ти к не­му в но­мер. При­хо­жу: в сто­рон­ке у ок­на си­дит Ва­лен­тин Рас­пу­тин, а в цен­т­ре за сто­лом Ев­ге­ний Ива­но­вич Но­сов, Вик­тор Пе­т­ро­вич и Сла­ва Шу­га­ев. На­ку­ре­но – дым ко­ро­мыс­лом! И жар­кий спор о по­ве­с­ти Шу­га­е­ва. Ме­ня при­гла­си­ли к сто­лу, на­ли­ли до­б­рую стоп­ку и, ка­жет­ся, за­бы­ли обо мне. Но во весь ве­чер я нет-нет да и ло­вил на се­бе ко­рот­кие, вни­ма­тель­ные взгля­ды Ас­та­фь­е­ва: ну, мол, что тут за гусь к нам пре­по­жа­ло­вал? На са­мом се­ми­на­ре он ме­ня сре­ди дру­гих не осо­бен­но-то и от­ме­чал, на­обо­рот – кри­ти­ко­вал. У ме­ня в од­ной ру­ко­пи­си ге­ро­я­ми бы­ли та­ёж­ные би­чи, и ему по­ка­за­лось, что я слиш­ком уж вос­пе­ваю эту ка­те­го­рию лю­дей, что они не сто­ят вни­ма­ния мо­ло­до­го ли­те­ра­то­ра, хо­тя сре­ди его по­ве­с­тей и рас­ска­зов та­ких лю­дей – пре­до­ста­точ­но. Меж­ду про­чим, та­кая де­таль: как толь­ко он ме­ня «раз­нёс», раз­ре­шил мне за­ку­рить пря­мо на се­ми­на­ре: «Лад­но, – го­во­рит, – до­ста­лось те­бе на оре­хи, за­ку­ри…»

–Вы ча­с­то встре­ча­е­тесь с Ва­лен­ти­ном Рас­пу­ти­ным? О чём раз­го­ва­ри­ва­е­те?

– В по­след­ний раз с Ва­лен­ти­ном Гри­го­рь­е­ви­чем Рас­пу­ти­ным мы ви­де­лись осе­нью про­шло­го го­да в Ир­кут­ске. Пи­са­тель­ские встре­чи там ор­га­ни­зу­ет ме­ст­ная пи­са­тель­ская ор­га­ни­за­ция и, в от­ли­чие, ска­жем, от Ха­ба­ров­ской, там еже­год­но про­во­дят­ся вы­ез­ды и в ма­лые го­ро­да, и в рай­о­ны об­ла­с­ти. Встре­ча­ют­ся с на­ро­дом, об­суж­да­ют книж­ные но­вин­ки, чи­та­ют сти­хи. Сла­ва Бо­гу, там всё это со­хра­ни­лось, а вот у нас в Ха­ба­ров­ске пи­са­тель­ская ор­га­ни­за­ция во гла­ве с М.Ас­ла­мо­вым и кра­е­вое ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры во гла­ве с ми­ни­с­т­ром В.Фе­до­со­вым упор­но де­ла­ют вид, что это не­воз­мож­но, что нет де­нег, что мы бед­нее цер­ков­ной кры­сы… Но так слу­ча­ет­ся толь­ко тог­да, ког­да лю­ди про­сто си­дят не на сво­ём ме­с­те. Что уди­ви­тель­но, там хо­ро­шо зна­ют и чи­та­ют наш жур­нал «Даль­ний Вос­ток», да­же – в си­бир­ской глу­бин­ке!.. Но во всех этих по­езд­ках Рас­пу­тин не уча­ст­ву­ет – не поз­во­ля­ет здо­ро­вье. Мы с ним встре­ча­лись у не­го до­ма… О чём был раз­го­вор? Рань­ше мы мог­ли го­во­рить о чём угод­но – о ли­те­ра­ту­ре, об об­щих дру­зь­ях-то­ва­ри­щах, а сей­час как-то так по­лу­ча­ет­ся, что мы боль­ше го­во­рим о бед­ст­вен­ном по­ло­же­нии ли­те­ра­ту­ры.

В про­шлом го­ду так сов­па­ло, что ещё до на­ше­го отъ­ез­да по до­мам Ва­лен­ти­ну Рас­пу­ти­ну при­шёл вы­зов от пре­мьер-ми­ни­с­т­ра Пу­ти­на. По­мни­те, та зна­ме­ни­тая встре­ча пи­са­те­лей с Пу­ти­ным 7 ок­тя­б­ря 2009 го­да, ког­да пре­мьер ре­шил встре­тить­ся с пи­са­те­ля­ми и по­рас­спро­сить об их нуж­дах? Я был сви­де­те­лем то­го, как к Рас­пу­ти­ну по­ш­ли си­бир­ские «хо­до­ки-ли­те­ра­то­ры» с прось­бой за­дать во­про­сы пре­мьер-ми­ни­с­т­ру. Ка­кие это бы­ли во­про­сы? О тол­стых жур­на­лах, на­при­мер, о том, что пи­са­те­ли ни­щен­ст­ву­ют, а у них ведь есть и се­мьи, о но­вом За­ко­не о твор­че­с­ких со­ю­зах, о ма­ку­ла­ту­ре в яр­ких об­лож­ках – обо всём! Ва­лен­тин Гри­го­рь­е­вич взмо­лил­ся: до­ро­гие мои, я смо­гу за­дать один, мак­си­мум два во­про­са, да­вай­те вме­с­те вы­би­рать – ка­кие? Дол­го со­ве­ща­лись и ре­ши­ли, что глав­ный во­прос – о рос­сий­ских ли­те­ра­тур­ных жур­на­лах: что с ни­ми де­ла­ет­ся, с их тес­ны­ми кор­по­ра­тив­ны­ми кру­жоч­ка­ми и «не­про­зрач­ны­ми за­да­ча­ми», – это ведь бе­да для всей на­шей на­ци­о­наль­ной ли­те­ра­ту­ры. Вто­рой во­прос – о твор­че­с­ких со­ю­зах: ког­да-то же на­до к че­му-то при­хо­дить. Про­ект За­ко­на во­семь лет ле­жит в Ду­ме, и ни­че­го не де­ла­ет­ся… Встре­ча с на­шим ру­ко­во­ди­те­лем по­ка­за­ла, что всё это бы­ло бес­смыс­лен­но, что мож­но бы­ло Ва­лен­ти­на Гри­го­рь­е­ви­ча ту­да и не про­во­жать... С его-то здо­ро­вь­ем. А во­об­ще к Ва­лен­ти­ну Рас­пу­ти­ну хо­до­ки со всей Си­би­ри тя­нут­ся со сво­и­ми про­бле­ма­ми: ни­ще­та, без­ду­хов­ность, без­ра­бо­ти­ца. Глав­ное – лю­ди по­те­ря­ли вся­че­с­кие ори­ен­ти­ры, и он за всё это пе­ре­жи­ва­ет, пы­та­ет­ся хоть что-то де­лать… Так что – вот та­кие у ме­ня с ним раз­го­во­ры. К со­жа­ле­нию, всё мень­ше о твор­че­ст­ве…

– Тем не ме­нее сле­ду­ю­щий во­прос уже о соб­ст­вен­но ли­те­ра­ту­ре. У вас бо­лее двад­ца­ти книг, а с пе­ре­из­да­ни­я­ми – труд­но под­счи­тать. Они ста­ли пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния кри­ти­ки и ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, где есть вы­ска­зы­ва­ния о том, что не­ко­то­рые ва­ши про­из­ве­де­ния, преж­де все­го рас­ска­зы 70-х – 80-х го­дов, ле­жат в рус­ле хо­ро­шо из­ве­ст­но­го яв­ле­ния – «де­ре­вен­ской про­зы», тех же Рас­пу­ти­на и Ас­та­фь­е­ва. А я бы до­ба­вил, что не­ко­то­рые из ва­ших рас­ска­зов, а так­же по­ве­с­тей и ро­ма­нов, на­при­мер, «При­го­во­рён­ная за­муж», во мно­гом пе­ре­кли­ка­ют­ся и с те­че­ни­ем, на­зы­ва­е­мым «го­род­ская про­за». Преж­де все­го с «Мос­ков­ски­ми по­ве­с­тя­ми» Юрия Три­фо­но­ва. Мо­жет быть, вы и са­ми ощу­ща­ли, что ра­бо­та­е­те в рус­ле та­ких про­стых тер­ми­но­ло­ги­че­с­ки, но та­ких слож­ных сущ­но­ст­но (ведь та же де­ре­вен­ская про­за – это не про­сто те­ма, а це­лый ми­фо-по­эти­че­с­кий мир) яв­ле­ний? А ес­ли да, то на­кла­ды­ва­ло ли это до­пол­ни­тель­ную от­вет­ст­вен­ность, а по­се­му – тя­жесть, не­кий гнёт?

– Лю­бо­пыт­ный во­прос. Здесь сто­ит са­мо­му с со­бой по­раз­мы­ш­лять. О чём-то по­доб­ном я, ко­неч­но же, и рань­ше ду­мал, но со­зна­тель­но ни­ког­да та­кой за­да­чи не фор­му­ли­ро­вал. Мол, хо­чу ку­да-то влить­ся, в со­став «де­ре­вен­щи­ков», на­при­мер, и имен­но в та­ком со­ста­ве ра­бо­тать. Что вот «Лю­ба­ва» бу­дет у ме­ня «де­ре­вен­ской», а по­весть «Во­ен­ная» – под­клю­чит ме­ня к дру­го­му «со­ста­ву»… Да нет же! Я про­сто ра­бо­тал в ес­те­ст­вен­ной для се­бя те­ме. Я ро­дил­ся и пер­вые свои 16 лет про­жил в де­рев­не, по­это­му я со­вер­шен­но де­ре­вен­ский че­ло­век, и та­ко­вы­ми по­на­ча­лу бы­ли все мои ге­рои. Да и в це­лом во всех мо­их кни­гах боль­шин­ст­во ге­ро­ев – лю­ди с де­ре­вен­ской про­пи­с­кой и де­ре­вен­ской судь­бой. Вот это – точ­но! А ес­ли учесть, что я при­над­ле­жу к то­му сор­ту ли­те­ра­то­ров, что всю свою жизнь пи­шут се­бя са­мо­го – в той или иной ипо­с­та­си, в той или иной, ре­а­ли­зо­вав­шей­ся или нет, воз­мож­но­с­ти, – из то­го ге­роя мой во­рот­ник тор­чит, у дру­го­го – пу­го­ви­ца от мо­е­го пи­д­жач­ка, а у это­го за­мо­чек-мол­ния от мо­ей вель­ве­то­вой кур­точ­ки, ко­то­рую мне на 15-ле­тие по­да­ри­ли, то как бы я мог от это­го уй­ти? И вряд ли я мо­гу ска­зать, что вы­шел из та­ко­го раз­ря­да пи­са­те­лей, как Три­фо­нов, Гре­ко­ва, Сё­мин и так да­лее. Дру­гое де­ло, что ког­да я сам стал го­род­ским че­ло­ве­ком, при­чём – жи­те­лем имен­но боль­шо­го го­ро­да, пе­ре­до мной вста­ли та­кие же во­про­сы, как и пе­ред ге­ро­я­ми Три­фо­но­ва. И та­кой на са­мом де­ле не­три­ви­аль­ный во­прос: а что же это та­кое – со­вре­мен­ный го­ро­жа­нин? Но к пя­ти­де­ся­ти го­дам я вдруг стал воз­вра­щать­ся к соб­ст­вен­ным ис­то­кам: до се­го дня я за­гля­ды­ваю не в сло­варь Да­ля, а в своё дет­ст­во, что­бы пи­сать о де­рев­не на язы­ке са­мой де­рев­ни. По­сле 50-ти я да­же стал гор­дить­ся тем, что знаю, как впрячь в брич­ку ло­шад­ку и что та­кое че­рес­се­дель­ник и под­пру­га… Жизнь слож­на, по­ли­фо­нич­на, здесь все­гда и по­сто­ян­но, хо­тя и мед­лен­но, од­но в дру­гое пе­ре­те­ка­ет…

– Для ме­ня очень ин­те­рес­но, что вы ска­за­ли про «со­став» и спон­тан­ность вы­бо­ра те­мы, по­то­му что, мне ка­жет­ся, се­го­дня на­ли­цо рез­кое из­ме­не­ние па­ра­диг­мы. Се­го­дня ав­тор, преж­де все­го мо­ло­дой и преж­де все­го «на за­па­де», как у нас на Даль­нем Вос­то­ке про ев­ро­пей­скую Рос­сию го­во­рят, вна­ча­ле ду­ма­ет, в ка­кой ему влить­ся «со­став», а толь­ко по­том вклю­ча­ет свой но­ут­бук. А есть ли те­мы, за ко­то­рые вы ни­ког­да не бра­лись и ни­ког­да не бу­де­те брать­ся?

– Это фан­та­с­ти­ка, гла­мур и то, что на­зы­ва­ют «фэн­те­зи». Я ува­жаю, ска­жем так, клас­си­че­с­кую фан­та­с­ти­ку – Алек­сея Тол­сто­го, Гер­бер­та Уэлл­са, Жю­ля Вер­на. А вот на­уч­ная фан­та­с­ти­ка для ме­ня не­стер­пи­мо скуч­на. Осо­бен­но – мо­ло­дая фан­та­с­ти­ка, я её про­сто не по­ни­маю… Но – опять же, жизнь слож­на и по­ли­фо­нич­на, а ис­кус­ст­во – вещь не­од­но­знач­ная и слож­ная. Ну и ещё я бы ни­ког­да не на­пи­сал так на­зы­ва­е­мо­го «про­из­вод­ст­вен­но­го ро­ма­на», да­же как хал­ту­ру, что­бы де­нег за­ра­бо­тать в со­вет­ские вре­ме­на, ког­да на эти ро­ма­ны был са­мый «слад­кий» за­каз. Не по­то­му что я ни­ког­да не хо­тел под­за­ра­бо­тать, а про­сто по­то­му что за­каз – это рам­ки, а лю­бые рам­ки ме­ня за­мы­ка­ют.

– Вя­че­слав Вик­то­ро­вич, во мно­гих ин­тер­вью с се­рь­ёз­ны­ми ли­те­ра­то­ра­ми, в тол­стых жур­на­лах, в ли­те­ра­тур­ных га­зе­тах поч­ти бе­за­пел­ля­ци­он­но ут­верж­да­ет­ся, что рус­ская ли­те­ра­ту­ра се­го­дня боль­на, и есть по­пыт­ки уз­нать ди­а­гноз этой бо­лез­ни. Итак, боль­на ли се­го­дня рус­ская ли­те­ра­ту­ра, и ес­ли да, то чем?

– Это во­прос во­про­сов, и на са­мом де­ле для ме­ня очень боль­ной. Я мо­гу от­ве­тить жё­ст­ко, и эта жё­ст­кость про­дик­то­ва­на не тем, что я ка­кой-то там зло­пы­ха­тель, а тем, что я слиш­ком мно­го от­дал ли­те­ра­ту­ре и слиш­ком в неё по­гру­жён. Се­го­дня рус­ская ли­те­ра­ту­ра не про­сто боль­на, а при смер­ти. Не слу­чай­но в на­шем раз­го­во­ре Ва­лен­тин Рас­пу­тин об­мол­вил­ся, что жить ли­те­ра­ту­ре ос­та­лось лет двад­цать – не боль­ше! По­че­му? Да по­то­му, что се­го­дня она во­об­ще ни­че­го не ре­ша­ет. Из­ви­ни­те, но мы при­вык­ли к то­му, что рус­ская ли­те­ра­ту­ра все­гда что-то ре­ша­ла: она на­прав­ля­ла и кор­рек­ти­ро­ва­ла жизнь, от­ве­ча­ла на кон­крет­ные во­про­сы и при на­доб­но­с­ти – са­ма за­да­ва­ла их. Не бу­ду го­во­рить о «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» и «За­дон­щи­не», ска­жу о сво­ём по­ко­ле­нии. В кон­це 60-х, в 70-е го­ды по­яви­лась по­весть Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на «День­ги для Ма­рии» – и мы уви­де­ли це­лый пласт про­блем, во вся­ком слу­чае, все по­ня­ли, что де­рев­ня ста­ла чер­ст­веть, за­мы­кать­ся са­ма в се­бе… Это был удар в ко­ло­кол, ко­то­рый ус­лы­ша­ли все. И ког­да я стал пи­сать свои ран­ние ве­щи, ту же «Лю­ба­ву», этот на­бат зву­чал у ме­ня в серд­це. Все вме­с­те мы про­бо­ва­ли ре­шить эту про­бле­му, спа­сая на­ши де­рев­ни от за­топ­ле­ний и по­жа­ров… Мы, бу­ду­чи мо­ло­ды­ми пи­са­те­ля­ми, не про­сто пе­ре­хо­ди­ли из ре­дак­ций на воль­ные хле­ба, от се­ми­на­ров мо­ло­дых к «взрос­лой» жиз­ни, – мы точ­но зна­ли, что вли­ва­ем­ся в об­щий про­цесс, и от каж­до­го из нас что-то да за­ви­сит. Что каж­дый из нас обя­за­тель­но вло­жит свою ма­лень­кую ча­с­тич­ку в об­щее де­ло, и жизнь, пусть и не­мно­го, но ста­нет луч­ше. Се­го­дня это­го нет – ли­те­ра­ту­ра се­го­дня ни­че­го не ре­ша­ет! «Ре­ша­ет» се­го­дня эс­т­ра­да, ки­но, осо­бен­но – те­ле­ви­де­ние, – но что они «ре­ша­ют»? Ку­да они нас, и осо­бен­но мо­ло­дежь, зо­вут? Не бу­ду го­во­рить, это об­ще­из­ве­ст­но… Ли­те­ра­ту­ра на­чи­на­ет­ся с лич­но­с­ти пи­са­те­ля, а ес­ли об этой лич­но­с­ти ни­кто ни­че­го не зна­ет – нет и ли­те­ра­ту­ры… И вот вам при­мер. В мар­те это­го го­да от­ме­чал юби­лей Во­ло­дя Ли­чу­тин, за­ме­ча­тель­ный рус­ский пи­са­тель. Его по­ве­с­ти 70-х го­дов – о де­рев­не рус­ско­го се­ве­ра и са­ма де­рев­ня рус­ско­го се­ве­ра как часть рус­ской ду­ши… Так что же бы­ло в мар­те? Пор­т­ре­ты Ли­чу­ти­на! В «Лит. га­зе­те», в «Лит. Рос­сии», в «На­шем со­вре­мен­ни­ке»… Мож­но бы­ло бы и раз­ме­ром с де­вя­ти­этаж­ный дом в цен­т­ре Моск­вы его пор­т­рет по­ве­сить – это ни­че­го не из­ме­нит. Ни­кто, кро­ме де­сят­ка лич­ных дру­зей, вклю­чая дру­га-кри­ти­ка Во­ло­дю Бон­да­рен­ко, ни­кто Во­ло­дю Ли­чу­ти­на не зна­ет, не чи­та­ет и ин­те­ре­со­вать­ся им не хо­чет, а зна­чит, не зна­ет в до­ста­точ­ном объ­ё­ме ни рус­скую де­рев­ню, ни рус­скую ду­шу… И да­же не хо­чет ими ин­те­ре­со­вать­ся. И я счи­таю, что ви­но­ва­та в этом преж­де все­го по­ли­ти­ка на­ше­го го­су­дар­ст­ва! И те, кто эту по­ли­ти­ку кон­крет­но вер­шат – на­ши ко­но­во­ды…

– Куль­ту­ра сей­час у нас не по фор­ме, а по су­ти де­ла от­де­ле­на от го­су­дар­ст­ва, в ис­то­рии так ино­гда бы­ва­ет. Но как она ве­дёт се­бя са­ма по се­бе? Вот в са­мой по­пу­ляр­ной в рус­ском Ин­тер­не­те эн­цик­ло­пе­дии «Ви­ки­пе­дии» о на­сто­я­щем пи­са­те­ле Вла­ди­ми­ре Ли­чу­ти­не – пять стро­чек. А о «веч­но на­чи­на­ю­щем по­эте» Ма­ка­ре­ви­че – две­с­ти пять­де­сят…

– На не­дав­ней встре­че с ха­ба­ров­ски­ми школь­ни­ка­ми го­во­рю об Ас­та­фь­е­ве – ноль эмо­ций. Рас­пу­тин, Но­сов, Бе­лов – си­дят, в про­ст­ран­ст­во смо­т­рят. Кон­чи­лось тем, что спра­ши­ва­ют: а Га­рик Су­ка­чёв ваш род­ст­вен­ник?..

– Но, мо­жет быть, ка­кие-то не про­сто но­вые, но су­ще­ст­вен­ные век­то­ры рус­ской ли­те­ра­ту­ры по­ка ла­тент­ны, скры­ты, сла­бо обо­зна­че­ны? Мо­жет быть, на­пи­са­но что-то та­кое, что ког­да-ни­будь бу­дет про­чи­та­но, и это бу­дет для на­шей жиз­ни су­ще­ст­вен­но? Но по­ка это вид­но толь­ко са­мым при­сталь­ным спе­ци­а­ли­с­там?.. Хо­тя вот На­та­лья Ива­но­ва в пер­вом но­ме­ре «Зна­ме­ни» за 2010-й до­воль­но дол­го го­во­ри­ла о пер­вом де­ся­ти­ле­тии рус­ской ли­те­ра­ту­ры, но я за­пом­нил лишь один те­зис: рус­ская ли­те­ра­ту­ра XXI ве­ка по­ка и не на­чи­на­лась. Вы с этим со­глас­ны? Или но­вая рус­ская ли­те­ра­ту­ра уже име­ет ка­кие-то пер­спек­тив­ные рост­ки, как по-ва­ше­му?

– Я ма­ло в чём мо­гу со­гла­сить­ся с На­та­ль­ей Ива­но­вой, есть у нас прин­ци­пи­аль­ные раз­ли­чия, раз­ные под­хо­ды к ли­те­ра­ту­ре, нам нра­вят­ся раз­ные ав­то­ры, но что ка­са­ет­ся это­го мне­ния, я его раз­де­ляю. Та рус­ская ли­те­ра­ту­ра XXI ве­ка, с об­раз­ца­ми ко­то­рой я по­зна­ко­мил­ся в пер­вое де­ся­ти­ле­тие – это по­ка что не­кий бу­ль­он без оп­ре­де­лён­но­го вку­са. Изы­с­кан­ный на­бор штам­пов, ку­выр­ка­ние от Пла­то­но­ва, Харм­са к Бул­га­ко­ву и На­бо­ко­ву, пе­ре­пе­вы бо­лее по­зд­них клас­си­ков со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры, хож­де­ние «в жизнь» по Ба­бе­лю и т.д. и т.п.

– Вы вхо­ди­те в жю­ри «Боль­шой кни­ги». Сколь­ко для это­го при­хо­дит­ся чи­тать, и, на­вер­ное, всё-та­ки в по­след­них ли­с­тах что-то мож­но вы­де­лить?

– Я про­чёл око­ло ста книг по спи­с­кам по­след­них трёх се­зо­нов, и ес­ли на­вскид­ку пе­ре­чис­лить, ко­го я за­пом­нил… Я мо­гу на­звать сов­сем ма­ло имён. Ска­жем, «Алек­сей Тол­стой» из се­рии «ЖЗЛ» Алек­сея Вар­ла­мо­ва, кни­га Ал­лы Мар­чен­ко об Ах­ма­то­вой – очень до­б­ро­со­ве­ст­ная, вдум­чи­вая кни­га, рас­ска­зы Ди­ны Ру­би­ной, «Вче­раш­няя веч­ность» Бо­ри­са Ха­за­но­ва… В об­щем, выс­ший балл де­сять я так и не смог ни­ко­му по­ста­вить. Не за что по­ка, увы…

– Мы от­сю­да ви­дим, что на за­па­де стра­ны, осо­бен­но в Моск­ве, се­го­дня всё – по­ли­ти­ка, эко­но­ми­ка, на­ука и куль­ту­ра – раз­дроб­ле­но на кор­по­ра­ции, пар­тии, ту­сов­ки и круж­ки. Но чуть ли не са­мой раз­дроб­лен­ной на круж­ки и кру­жоч­ки ока­за­лась ли­те­ра­ту­ра. Чи­та­те­лям Цен­т­раль­ной Рос­сии ин­те­рес­но бу­дет уз­нать, а как с этим на Даль­нем Вос­то­ке, в ча­ст­но­с­ти – в Ха­ба­ров­ске?

– Нач­нём с Моск­вы. Да, всё так! Каж­дый тол­стый жур­нал – от­дель­ный чах­лый куст, без на­деж­ды на ка­кую-ли­бо све­жую при­вив­ку. Бы­ва­ет це­лый но­мер – ни од­но­го ин­те­рес­но­го тек­с­та. За­то обой­ма од­них и тех же ав­то­ров, ко­то­рые из но­ме­ра в но­мер ко­чу­ют, од­ним и тем же пер­со­на­ли­ям (нет, не ав­то­рам!) пре­мии жур­на­ла при­суж­да­ют­ся… Та­кая вот ло­ги­ка, на­прав­лен­ная не на чи­та­те­ля и да­же не на ав­то­ра, а на по­ня­тие – «свой» или «не свой». Вот и всё! То есть блат­ные прин­ци­пы жиз­ни по по­ня­ти­ям впол­не про­ник­ли в твор­че­с­кие ла­бо­ра­то­рии ин­же­не­ров че­ло­ве­че­с­ких душ. И, по­верь­те мне, пол­но­стью там при­жи­лись. И осо­бен­но бла­го­дат­ной ока­за­лась для них мос­ков­ско-пи­тер­ская поч­ва, вздо­б­рен­ная крем­лёв­ски­ми си­дель­ца­ми и ра­де­те­ля­ми куль­ту­ры «под Швыд­ко­го», эта­кая, пра­во, Швыд­ко­гра­дия по­лу­чи­лась, с ук­ло­ном в эс­т­рад­но-раз­вле­ка­тель­ное шоу. Что ка­са­ет­ся «за­дво­рок им­пе­рии», мо­жет быть, при­ве­ду не сов­сем кор­рект­ное срав­не­ние, но вот, зна­е­те ли, на­ча­лась вспыш­ка сви­но­го грип­па, ду­ма­ешь, что эта за­ра­за за три­де­вять зе­мель, ан че­рез день – она уже у те­бя на по­ро­ге… Вот и в Ха­ба­ров­ске сре­ди се­ми­де­ся­ти чле­нов двух со­ю­зов пи­са­те­лей я, как глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Даль­ний Вос­ток», не мо­гу най­ти че­ло­ве­ка на долж­ность от­вет­ст­вен­но­го се­к­ре­та­ря, зав. от­де­лом про­зы или зав. от­де­лом по­эзии. Я вы­нуж­ден брать лю­дей, как го­во­рит­ся, со сто­ро­ны. И зна­е­те по­че­му? Да по­то­му что на сле­ду­ю­щий же день, как толь­ко я возь­му ко­го-ни­будь из «со­ю­зов», они ста­нут не ру­ко­пи­си чи­тать, а смо­т­реть на име­на и с пе­ной у рта до­ка­зы­вать, что вот это­го и эту пе­ча­тать нель­зя, а вот это­го и эту нуж­но обя­за­тель­но, по­то­му что эти «на­ши», а эти – «не на­ши». И всё это идёт, на мой взгляд, от низ­ко­го про­фес­си­о­наль­но­го уров­ня, от не­уве­рен­но­с­ти в се­бе – кла­на­ми и «код­ла­ми» на­па­дать и за­щи­щать­ся про­ще… Я бы­ваю в Бла­го­ве­щен­ске и в Би­ро­би­д­жа­не, во Вла­ди­во­с­то­ке и в Пе­т­ро­пав­лов­ске-Кам­чат­ском – там точ­но та­кая же ра­зоб­щён­ность, та­кие же драч­ки…


Беседу вёл Олег КОПЫТОВ
г. ХАБАРОВСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования