Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 11.06.2010

Зато какая жестикуляция!

В на­ши дни сов­сем не­лег­ко рас­поз­нать род за­ня­тий че­ло­ве­ка, осо­бен­но мо­ло­до­го. Спро­сив, кто он, в от­вет мож­но ус­лы­шать за­га­доч­ное: «Я ти­па сту­дент», или не ме­нее та­ин­ст­вен­ное: «Да я как бы учусь». Что та­кое «ти­па»? Ес­ли есть «тип», то по ло­ги­ке ве­щей дол­жен быть «класс», «вид», «под­вид» и т.п. «Я под­вид сту­ден­та» – зву­чит! А уж ес­ли при­нять­ся за рас­ши­ф­ров­ку «как бы учусь (или ра­бо­таю, от­ды­хаю)»… Вро­де на рус­ском язы­ке ска­за­но, но это са­мое «как бы» да­ёт по­нять, что всё не по-на­сто­я­ще­му, по­на­рош­ку.

И та­кая речь «по­на­рош­ку», увы, пре­ва­ли­ру­ет в на­шем об­ще­ст­ве. На ули­цах, пло­ща­дях, во дво­ре, на ра­бо­те и в транс­пор­те – то есть в на­шей по­всед­нев­ной жиз­ни. И это не мо­ло­дёж­ный сленг, а наш об­щий язык – од­но из глав­ных средств об­ще­ния. Оби­лие меж­до­ме­тий – нор­ма, а нор­маль­ный рус­ский – за­умь. Вот так всё и пе­ре­вер­ну­лось с ног на го­ло­ву.

 

Да­вай­те-ка за­гля­нем в во­ро­неж­ский книж­ный ма­га­зин «Биб­ли­о­сфе­ра», что на ули­це Ко­мис­сар­жев­ской, и по­слу­ша­ем ра­бо­чую ле­туч­ку юных про­дав­щиц-кон­суль­тан­тов. Со­брав пер­со­нал, бри­га­дир зна­ко­мит их с со­дер­жа­ни­ем но­вых книж­ных по­ступ­ле­ний: «В этой, ну как её там, но­вой кни­ге, в об­щем, он ей ти­па то­го, по­обе­щал, а она как бы со­глас­на, ну и они, ко­ро­че…».

 

Даль­ше, на­вер­ное, про­дол­жать нет смыс­ла. И так всё яс­но, а точ­нее – не­яс­но ни­че­го. Хо­ти­те верь­те, хо­ти­те – нет, но речь пе­ре­да­на ни­чуть не ут­ри­ро­ван­но. Сра­зу ого­во­рим­ся, что в при­ве­дён­ном при­ме­ре есть до­ля лу­кав­ст­ва. Той бри­га­ды, к че­с­ти «Биб­ли­о­сфе­ры», уже с год как нет. Де­вуш­ки, что сей­час там тру­дят­ся, от­но­сят­ся к де­лу бо­лее про­фес­си­о­наль­но, и к ним мож­но сме­ло об­ра­щать­ся за кон­суль­та­ци­ей.

Ко­неч­но, в оп­рав­да­ние быв­шим ра­бот­ни­цам мож­но ска­зать, что ка­ков ас­сор­ти­мент, та­ков и пе­ре­сказ. Шир­по­тре­ба, при­чём низ­ко­го ка­че­ст­ва, в на­ших книж­ных ма­га­зи­нах хоть от­бав­ляй. Бе­зус­лов­но, со­вре­мен­ный лу­бок, яв­ле­ние яр­кое и за­хва­ты­ва­ю­щее, срод­ни бе­зум­но­му те­ле­шоу, рас­счи­тан­но­му на «здесь и сей­час», но от­нюдь не на раз­ду­мья «спу­с­тя хо­тя бы час», – име­ет пра­во на жизнь. Но кро­ме прав долж­ны же быть и обя­зан­но­с­ти. Так вот этот но­вый лу­бок не дол­жен вла­ст­во­вать в на­шей ли­те­ра­ту­ре, дик­то­вать мо­ду, оп­ре­де­лять об­раз жиз­ни и фор­ми­ро­вать на­ше со­зна­ние. А по­лу­ча­ет­ся имен­но так.

Книж­ные ма­га­зи­ны Во­ро­не­жа – по­ка­за­тель­ней­ший при­мер. Жа­н­ры ужа­сов, ми­с­ти­ки и трил­ле­ров опе­ре­жа­ют по по­пу­ляр­но­с­ти толь­ко де­тек­тив и фан­та­с­ти­ка. Ни­кто ни­ко­му ни­че­го не на­вя­зы­ва­ет и не ука­зы­ва­ет. Кон­ста­та­ция фак­та – не бо­лее. Об­ще­ст­во кри­чит: «Дай­те ад­ре­на­ли­на и ос­т­ро­ты ощу­ще­ний!». По­лу­чи­те. Вид­но, на­елись и хле­бом, и зре­ли­ща­ми. Вме­с­то то­го что­бы тя­нуть об­ще­ст­во вверх (боль­но? – да!), ли­те­ра­ту­ра опу­с­ка­ет­ся до уров­ня тол­пы.

Дру­гой наш бич – это по­сто­ян­ное пре­бы­ва­ние в шо­ке. Сна­ча­ла по на­ив­но­с­ти ду­ма­ешь, тра­ге­дия ка­кая с че­ло­ве­ком слу­чи­лась ли­бо по­тря­се­ние, коль он со­об­ща­ет, что на­хо­дит­ся «в шо­ке». Ока­зы­ва­ет­ся – обыч­ное опоз­да­ние на мар­ш­рут­ку. Та­кое же шо­ко­вое со­сто­я­ние мо­жет вы­звать за­ме­на на ТВ-ка­на­ле «Ра­не­ток» на дру­гое, в об­щем-то, та­кое же «мы­ло» ли­бо вре­мен­ная от­ме­на «Кар­ме­ли­ты». Ока­зы­ва­ет­ся, в пер­вой по­ло­ви­не вто­рой де­ка­ды с 18.00 до 19.00 у «Ра­зо­рван­но­го серд­ца» рей­тинг по­вы­ше. Вот «Кар­ме­ли­ту» и за­мо­ро­зи­ли. Ку­да по­сле по­доб­но­го по­тря­се­ния? Ко­неч­но же, к пси­хо­ло­гу (а кое-ко­му и к пси­хи­а­т­ру). Это фи­гу­ра так фи­гу­ра. Ле­чит, ис­це­ля­ет, под­ни­ма­ет на­ст­ро­е­ние и на­став­ля­ет на путь ис­тин­ный. Мож­но не со­гла­шать­ся, но по­сто­ян­ное об­ра­ще­ние к пси­хо­ло­гам во всех слу­ча­ях жиз­ни – при­знак боль­но­го об­ще­ст­ва.

Со­мни­тель­ная по со­дер­жа­нию ли­те­ра­ту­ра, мут­ней­ший и глу­пей­ший по­ток пе­ре­дач по ТВ-ка­на­лам рож­да­ют та­кое же от­но­ше­ние к дей­ст­ви­тель­но­с­ти.

Вер­хом ци­низ­ма ста­ло проч­но за­стол­б­лен­ное по­ня­тие «зай­мём­ся лю­бо­вью». За­нять­ся мож­но са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем, раз­ве­де­ни­ем де­ко­ра­тив­ных по­ро­сят, ут­рен­ним бе­гом во­круг до­ма ли­бо изу­че­ни­ем мёрт­вых древ­них язы­ков – да чем угод­но. Но лю­бо­вью? Та­кое ог­ром­ное и не­о­пи­су­е­мое чув­ст­во низ­ве­де­но до низ­ко­го ин­стинк­та. За­ра­нее при­ни­ма­ют­ся воз­ра­же­ния со сто­ро­ны сек­со­ло­гов. Ни­кто не воз­ра­жа­ет, что секс весь­ма ва­жен. Но ста­вить знак ра­вен­ст­ва с лю­бо­вью… Про­бо­ва­ли ког­да-ни­будь са­хар че­рез стек­ло по­ли­зать? Вкус­но? Хо­тя и всё вид­но.

 

Во­лей-не­во­лей сно­ва кив­нёшь в сто­ро­ну ли­те­ра­ту­ры, те­ле­ви­де­ния и прес­сы, что мо­рем раз­ли­ван­ным пле­щет­ся во­круг нас. От­сю­да и убо­гий сло­вар­ный за­пас, и де­гра­да­ция со­зна­ния. За­то ка­кая же­с­ти­ку­ля­ция, за­ме­ня­ю­щая ре­че­вую ог­ра­ни­чен­ность!

 

Ког­да не хва­та­ет ни слов, ни же­с­тов, а вы­ра­зить­ся хо­чет­ся – пи­шут в подъ­ез­дах и на за­бо­рах. Или ри­су­ют. «Граф­фи­ти»! Яв­ле­ние от­но­си­тель­но но­вое и, на­до ска­зать, да­ле­ко не од­но­знач­ное. С хо­ду от­ме­тать эти са­мые «граф­фи­ти» не сто­ит. В иных слу­ча­ях они дей­ст­ви­тель­но ук­ра­ша­ют за­бо­ры, бе­зо вся­ких ка­вы­чек. Прав­да, ча­ще это про­ис­хо­дит в за­бы­тых бо­гом угол­ках го­ро­да или на по­мой­ках. А ино­гда это про­сто не­ле­пость, без­вку­си­ца, стыд и срам. На ули­це Ча­па­е­ва, 1, воз­ле кон­ди­тер­ско­го це­ха, на бе­тон­ном за­бо­ре, в клас­си­че­с­ком сти­ле за­ме­ча­тель­но за­пе­чат­ле­на ис­то­рия и до­сто­при­ме­ча­тель­но­с­ти Во­ро­не­жа: Пе­т­ров­ский сквер, Ад­ми­рал­тей­ская пло­щадь, Ка­мен­ный мост. На ули­це 45-й стрел­ко­вой ди­ви­зии весь­ма удач­но раз­ри­со­ван за­бор сцен­ка­ми из мульт­филь­ма «Алё­ша По­по­вич». На ули­це Ду­го­вой (рай­он СХИ) очень ори­ги­наль­но смо­т­рит­ся ани­ма­ци­он­ная те­ма­ти­ка. А вот ря­дом, на ули­це Га­с­тел­ло, сте­на быв­ше­го об­ла­ст­но­го ки­но­про­ка­та пред­став­ля­ет яр­кий при­мер «твор­че­ст­ва» не­ан­дер­таль­цев двад­цать пер­во­го ве­ка. К сло­ву, на­сто­я­щая на­скаль­ная рос­пись – вы­со­кое ис­кус­ст­во.

Язык наш не еди­нож­ды пе­ре­жи­вал раз­лич­ные на­ше­ст­вия и вся­кий раз ус­пеш­но справ­лял­ся с на­плы­вом ино­зем­ной та­ра­бар­щи­ны. На­вер­ное, спра­вил­ся бы и сей­час, вот толь­ко оче­ред­ной «кре­с­то­вый по­ход» те­перь не столь­ко из­вне, сколь из­ну­т­ри, а это го­раз­до ху­же.


Игорь МАРКИН
г. ВОРОНЕЖ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования