Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 11.06.2010

Случай Кокшенёвой, или признания завистника

При­зна­юсь ис­крен­не и чи­с­то­сер­деч­но: я за­ви­дую Ка­пи­то­ли­не Ан­то­нов­не Кок­ше­нё­вой. За­ви­до­вал все­гда, но по­сле про­чте­ния её эпо­халь­но­го ше­де­в­ра «Кри­ти­че­с­кий ави­та­ми­ноз» («ЛР», № 22) это чув­ст­во ста­ло за­шка­ли­вать до па­ро­ксиз­ма.

Впро­чем, я за­ви­дую во­об­ще всем сча­ст­лив­цам и сча­ст­ли­ви­цам, ли­шён­ным край­не вред­но­го для жиз­нен­но­го пре­ус­пе­я­ния свой­ст­ва – са­мо­иро­нии. Не­спо­соб­ность по­нять, что ты сме­шон, что ты, в прин­ци­пе, мо­жешь быть сме­шон, де­ла­ет че­ло­ве­ка не­у­яз­ви­мее Ахил­ле­са и да­ёт ему уве­рен­ность в се­бе до кон­ца дней. Осо­бен­но это важ­но для ми­лых дам (ко­ли уж К.А. под­ня­ла ген­дер­ную те­му, поз­во­лю се­бе её под­хва­тить). Ес­ли жен­щи­на (ко­то­рая и так уже при­вык­ла с яс­лей к ак­си­о­ме: «де­во­чек оби­жать нель­зя») не бо­ит­ся быть смеш­ной, то она – прак­ти­че­с­ки го­то­вый ниц­шев­ский сверх­че­ло­век (не там, не там бе­зум­ный Фри­д­рих Кар­лыч ис­кал свою бе­ло­ку­рую бес­тию…).

Да, нуж­но быть бес­ст­раш­ной, как ама­зон­ка, что­бы, ули­чая оп­по­нен­тов в «пло­хом рус­ском язы­ке», в со­чи­не­нии «не­ря­ш­ли­вых тек­с­тов», од­но­вре­мен­но вы­да­вать пер­лы ти­па: «ни­кто не об­на­ру­жил ев­ри­с­ти­че­с­ко­го вос­тор­га пе­ред ли­те­ра­тур­ным про­из­ве­де­ни­ем»; «эта кри­ти­ка пи­шет­ся не лич­но­ст­но, а как фор­ми­ро­ва­ние не­ко­е­го про­ст­ран­ст­ва»; «в пе­ри­од сме­ны соб­ст­вен­но­с­ти»; «эти гра­ни­цы… бо­лее ре­а­ли­с­тич­ны и пла­с­тич­ны в сво­их прин­ци­пах»; «они хо­тят ле­ги­тим­но­с­ти в кри­ти­ке»; «я ви­жу тут не про­сто ску­ку,… а… по­сто­ян­но про­го­ва­ри­ва­е­мую вер­ность оце­нок»; «во­прос… не со­дер­жа­щий во­об­ще той не­при­ми­ри­мой оп­по­зи­ци­он­но­с­ти, ко­то­рая ви­дит­ся оп­по­нен­там» и т.д.

Да, нуж­но об­ла­дать не­за­уряд­ным ин­тел­лек­ту­аль­ным му­же­ст­вом, до­стой­ным Джор­да­но Бру­но, что­бы, за­клей­мив склон­ность не­дру­гов к «не­бреж­ным и ка­ким-то по­верх­но­ст­ным, ди­ким ха­рак­те­ри­с­ти­кам», че­рез не­сколь­ко аб­за­цев оп­ре­де­лить од­но­го из ум­ней­ших и сво­е­об­раз­ней­ших рус­ских лю­дей XIX ве­ка П.А. Вя­зем­ско­го как «сплет­ни­ка и раз­врат­ни­ка» (жен­ский взгляд все­гда зрит в ко­рень!).

Да, нуж­но не бо­ять­ся во­об­ще ни­че­го, что­бы, ра­до­ст­но под­дер­жав мой те­зис о без­на­дёж­ном про­вин­ци­а­лиз­ме Юрия Пав­ло­ва, тут же явить Urbi et Orbi про­вин­ци­а­лизм ку­да бо­лее кон­до­во­го тол­ка, ссы­ла­ясь при каж­дом удоб­ном и не­удоб­ном слу­чае на ма­ло ко­му из­ве­ст­но­го Н.П. Иль­и­на (его лег­ко пу­та­ют с И.А. Иль­и­ным), то ли как на От­ца Церк­ви, то ли как на Марк­са, Эн­гель­са и Ле­ни­на, вме­с­те взя­тых. Вос­тор­ги Кок­ше­нё­вой пе­ред чу­дес­ным и за­га­доч­ным ми­ром фи­ло­со­фии, от­крыв­шим­ся для неё (луч­ше по­зд­но, чем ни­ког­да!) в об­ра­зе экс­тра­ва­гант­но­го пи­тер­ско­го са­мо­род­ка, по-сво­е­му тро­га­тель­ны, но уж боль­но на­по­ми­на­ют ди­кар­ские кам­ла­ния по по­во­ду впер­вые уви­ден­ной за­жи­гал­ки.

К.А. да­же не страш­но при­знать­ся, что при­чи­ной её ба­лан­си­ру­ю­ще­го на гра­ни нерв­но­го сры­ва не­го­до­ва­ния яви­лось то, что я о ней… нет, не то что­бы ска­зал дур­ное сло­во, а не упо­мя­нул в свя­зи с раз­го­во­ром о бес­про­свет­ной де­гра­да­ции со­вре­мен­ной поч­вен­ни­че­с­кой кри­ти­ки. Она серд­цем по­чу­я­ла, что я это сде­лал зло­на­ме­рен­но, да­бы ото­мстить ей за моё «из­гна­ние» из жур­на­ла «Моск­ва». Её ни­сколь­ко не пу­га­ет, что кто-то мо­жет вспом­нить здесь про пре­сло­ву­тую фрей­дов­скую ого­вор­ку, ведь «из­го­нял» ме­ня во­об­ще-то ген­ди­рек­тор Л.И. Бо­ро­дин, за­чем же мне мстить зав. от­де­лом куль­ту­ры К.А. Кок­ше­нё­вой?..

Впро­чем, тут же до­бав­ля­ет на­ша во­и­тель­ни­ца, в пол­ном со­гла­сии с ло­ги­кой и Фо­мой Фо­ми­чом Опи­с­ки­ным, мне глу­бо­ко всё рав­но, что обо мне ду­ма­ют за­ви­ст­ни­ки, – я знаю Русь, и Русь ме­ня зна­ет… Ко­ро­че: «Я гна­лась за ва­ми не­сколь­ко ме­ся­цев для то­го, что­бы ска­зать, как вы мне глу­бо­ко без­раз­лич­ны!». Все мы, ра­бот­ни­ки пе­ра, в той или иной сте­пе­ни стра­да­ем ма­ни­ей ве­ли­чия, но ма­ло кто име­ет сме­лость де­мон­ст­ри­ро­вать её с по­доб­ной от­кро­вен­но­с­тью, на это спо­соб­на толь­ко жен­щи­на нар­цис­си­че­с­ко­го ти­па, не­про­би­ва­е­мо уве­рен­ная в том, что весь мир вер­тит­ся ис­клю­чи­тель­но во­круг (и ра­ди) неё.

Ме­ня край­не за­ин­т­ри­го­ва­ла но­вость о том, что я, ока­зы­ва­ет­ся, счи­тал К.А. «яр­ким и ав­то­ри­тет­ным кри­ти­ком», – че­ст­ное сло­во, не при­по­ми­наю, где и ког­да об этом пи­сал или го­во­рил… (Стыд­но долж­но быть быв­ше­му гла­вре­ду «Моск­вы», но «Ави­та­ми­ноз» – пер­вая ста­тья при­ма­дон­ны на­шей кри­ти­ки, ко­то­рую я про­чи­тал пол­но­стью.) Пред­по­ла­гаю, что в этом стран­ном не­до­ра­зу­ме­нии по­вин­на моя про­кля­тая сла­бость – рас­то­чать да­мам ком­пли­мен­ты во вре­мя за­сто­лий, ко­их так мно­го со­вер­ша­ет­ся в ре­дак­ци­ях ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов…

Хо­тя, с дру­гой сто­ро­ны, бла­го­да­ря мно­го­лет­ней ре­дак­тор­ской по­ли­ти­ке Кок­ше­нё­вой в от­де­ле куль­ту­ры, сво­див­шей­ся к не­до­пу­ще­нию на стра­ни­цы жур­на­ла лю­бых по­тен­ци­аль­ных кон­ку­рен­тов, – она, дей­ст­ви­тель­но, са­мый яр­кий кри­тик «Моск­вы»...

Не мо­жет не вос­хи­щать и ве­ли­ко­леп­ное пре­зре­ние не­ко­ро­но­ван­ной ко­ро­ле­вы рус­ско­го поч­вен­ни­че­ст­ва к фак­там, ве­ро­ят­но, здесь ска­за­лось вли­я­ние Ге­ге­ля (К.А. лю­бит ме­та­фи­зи­ку), по­мни­те, ста­рик Ге­орг Виль­гель­мыч го­ва­ри­вал: ес­ли фак­ты не со­от­вет­ст­ву­ют мо­ей те­о­рии, то тем ху­же для фак­тов. Опи­ра­ясь на столь со­лид­но­го пред­ше­ст­вен­ни­ка, по­че­му бы док­то­ру фи­ло­ло­гии не сде­лать сен­са­ци­он­ное ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кое от­кры­тие: все рус­ские пи­са­те­ли, «со­ста­вив­шие зо­ло­той фонд рус­ской клас­си­ки, на­чи­на­ли своё по­при­ще» при го­су­да­ре Ни­ко­лае Пав­ло­ви­че. То, что Дер­жа­вин, Фон­ви­зин, Кры­лов, Ка­рам­зин на­ча­ли «своё по­при­ще» при Ека­те­ри­не II; Гри­бо­е­дов, Пуш­кин, Бо­ра­тын­ский, Тют­чев – при Алек­сан­д­ре I; Ле­с­ков и Че­хов – при Алек­сан­д­ре II; Бу­нин – при Алек­сан­д­ре III; Блок и Есе­нин – при Ни­ко­лае II, – пра­во же, ме­ло­чи, не сто­я­щие вни­ма­ния. Как не сто­ят, ви­ди­мо, вни­ма­ния и стро­ки Тют­че­ва на смерть Ни­ко­лая I: «Не Бо­гу ты слу­жил, и не Рос­сии / Слу­жил лишь су­е­те сво­ей. / И все де­ла твои, и до­б­рые и злые – / Всё бы­ло ложь в те­бе, всё при­зра­ки пу­с­тые: / Ты был не царь, а ли­це­дей», – от­ра­зив­шие мне­ние боль­шин­ст­ва рус­ских пи­са­те­лей о «не­заб­вен­ном».

За­од­но хо­те­лось бы по­ин­те­ре­со­вать­ся у об­ла­да­тель­ни­цы вы­да­ю­щей­ся «фи­ло­соф­ской куль­ту­ры мы­ш­ле­ния»: а что, соб­ст­вен­но, марк­сист­ско­го со­дер­жит­ся в мо­ей «фор­му­ли­ров­ке марк­сист­ско­го тол­ка»: «не­при­язнь к пра­вя­ще­му ре­жи­му (осо­бен­но та­ко­му, как ре­жим Ни­ко­лая I)…»?

Кок­ше­нё­ва ве­ли­ча­ет мою идею о де­ка­б­ри­с­тах как о пер­вых по­сле­до­ва­тель­ных рус­ских на­ци­о­на­ли­с­тах «оче­ред­ным пе­ре­дёр­ги­ва­ни­ем рус­ской мыс­ли» (ка­ков, од­на­ко, «штиль» – пре­лесть, что та­кое!). Я очень со­мне­ва­юсь, что­бы она хоть раз в жиз­ни от­кры­ла «Рус­скую Прав­ду» Пе­с­те­ля, но к че­му это по­зи­ти­вист­ское кро­хо­бор­ст­во для круп­ней­ше­го спе­ци­а­ли­с­та по «ме­та­фи­зи­ке рус­ско­го че­ло­ве­ка»? Она и так, ду­хов­ным взо­ром ви­дит, что я про­бав­ля­юсь про­во­ка­ци­он­ным, вы­зы­ва­ю­щим «оче­ред­ную сму­ту в го­ло­вах» (это ужас­но, вдруг кто-то нач­нёт раз­мы­ш­лять, а не без­дум­но гло­тать со­вет­ско-поч­вен­ни­че­с­кие штам­пы!), «при­пи­сы­ва­ни­ем мар­ги­наль­ным яв­ле­ни­ям до­сто­инств, ко­то­ры­ми они не об­ла­да­ли». Ну, как мож­но спо­рить с про­ро­чи­цей, яс­но­ви­ди­цей «рус­ско­го ду­ха»? Пусть ино­гда её сло­ва по­хо­жи на бред, но не так ли зву­ча­ли за­га­доч­ные ре­чи пи­фий и си­вилл!? И здесь ра­ци­о­наль­ное зна­ние долж­но сми­рен­но умолк­нуть…

Один по­чтен­ный (но не по­чив­ший на ла­в­рах) ве­те­ран «ру­сиз­ма» ска­зал мне по по­во­ду мо­ей по­ле­ми­ки с Пав­ло­вым (а те­перь и с Кок­ше­нё­вой) не без не­ко­то­ро­го раз­дра­же­ния: «Ну, что вы раз­ме­ни­ва­е­тесь на вся­кую ерун­ду!». Он прав, ко­неч­но. И ес­ли бы дис­кус­сия ка­са­лась лишь мо­ей скром­ной пер­со­ны, я бы не тра­тил вре­мя на столь не­ув­ле­ка­тель­ных оп­по­нен­тов. За­ни­май­ся они сво­им пря­мым де­лом – ли­те­ра­тур­ной кри­ти­кой (не уве­рен, прав­да, что и здесь их ра­бо­та впол­не про­фес­си­о­наль­на, ну да лад­но, это вну­т­ри­це­хо­вая пи­са­тель­ская про­бле­ма) – я бы и сло­ва не ска­зал. Но они же пре­тен­ду­ют быть иде­о­ло­га­ми, для че­го у них на­прочь от­сут­ст­ву­ют ка­кие-ли­бо дан­ные (вся­кое срав­не­ние этих то­ва­ри­щей с Апол­ло­ном Гри­го­рь­е­вым и Ва­ди­мом Ко­жи­но­вым рас­це­ни­ваю сра­зу и как глу­пость, и как из­ме­ну!). И тут уж «мне не смеш­но, ког­да ма­ляр не­год­ный мне пач­ка­ет Ма­дон­ну Ра­фа­э­ля».

До­сад­но, ко­ли вра­ги рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го дви­же­ния бу­дут су­дить о нём по во­ин­ст­ву­ю­ще не­ве­же­ст­вен­ным, не­про­лаз­но-дре­му­чим и пу­с­то­по­рож­ним чу­да­кам-гра­фо­ма­нам с ще­д­рин­ски­ми ор­ган­чи­ка­ми в го­ло­вах, бес­ко­неч­но скан­ди­ру­ю­щи­ми: «Ду­хов­ность!», «Со­бор­ность!», «На­род­ность!» и проч. Мы долж­ны са­ми вы­во­дить их «за уш­ко, да на сол­ныш­ко», ина­че они во­все рас­по­я­шут­ся.

Кок­ше­нё­ва пи­шет, что я и мои еди­но­мы­ш­лен­ни­ки, рус­ские на­ци­о­нал-де­мо­кра­ты – мар­ги­на­лы (сре­ди ко­их, прав­да, ого­ва­ри­ва­ет­ся она, есть и хо­ро­шие ре­бя­та, – на­ша прак­тич­ная си­вил­ла це­нит воз­мож­ность раз­ме­щать свои глу­бо­ко­мыс­лен­ные опу­сы на «мар­ги­наль­ном» сай­те АПН.ру). В ка­кой-то сте­пе­ни это так, в со­вре­мен­ной Рос­сии мар­ги­на­лен лю­бой ин­тел­лек­ту­ал, ес­ли толь­ко он не по­ёт про­чув­ст­во­ван­ные гим­ны «су­е­вер­ной бю­ро­кра­тии» (О.Киль­дю­шов). Но есть два ви­да мар­ги­наль­но­с­ти – мар­ги­наль­ность как за­мше­лый ос­ко­лок бы­ло­го мейн­стри­ма и мар­ги­наль­ность, из ко­то­рой мо­жет вы­ра­с­ти но­вый мейн­стрим. Су­дя по не­со­мнен­но­му ус­пе­ху жур­на­ла «Во­про­сы на­ци­о­на­лиз­ма» (где я имею честь быть на­уч­ным ре­дак­то­ром и где, кста­ти, бук­валь­но на днях долж­но вый­ти моё боль­шое ис­сле­до­ва­ние о на­ци­о­на­лиз­ме де­ка­б­ри­с­тов), на­ци­о­нал-де­мо­кра­ты тя­го­те­ют ко вто­ро­му ти­пу, а вот бес­со­дер­жа­тель­ная бол­тов­ня о «ме­та­фи­зи­ке рус­ско­го че­ло­ве­ка» и «рус­ском ду­хе» дав­но уже вос­при­ни­ма­ет­ся как на­и­бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ный об­раз­чик пер­во­го.

Я дол­го не мог по­нять, че­го это Пав­лов с Кок­ше­нё­вой взъе­лись на мою ста­тью о рус­ской клас­си­ке и так без­бож­но пе­ре­ви­ра­ют её смысл: де­с­кать, я об­ви­няю на­шу ве­ли­кую ли­те­ра­ту­ру в том, что она «уво­ди­ла со­зна­ние на лож­ные пу­ти». Ведь я не мень­ше, чем они, её це­ню, а уж знаю – на по­ря­док луч­ше. Ведь у ме­ня чёр­ным по бе­ло­му на­пи­са­но сов­сем дру­гое: не клас­си­ка ви­но­ва­та в, дей­ст­ви­тель­но, край­не вред­ном для Рос­сии ли­те­ра­ту­ро­цен­т­риз­ме рус­ско­го ин­тел­ли­гент­ско­го со­зна­ния, а её тол­ко­ва­те­ли: кри­ти­ки, фи­ло­со­фы, пуб­ли­ци­с­ты. А по­том по­нял – да, это же так про­сто – тол­ко­ва­те­ли-то и оби­де­лись! Как бы­ло упо­и­тель­но де­сят­ка­ми лет изо­б­ра­жать из се­бя слу­жи­те­лей Са­мо­го Глав­но­го Куль­та – Куль­та Ли­те­ра­ту­ры, зна­то­ков Свя­щен­ных Тек­с­тов, в ко­то­рых мож­но най­ти от­ве­ты на все во­про­сы бы­тия. Не очень-то при­ят­но пре­вра­тить­ся из жре­цов сто­лич­но­го Хра­ма в фо­кус­ни­ков про­вин­ци­аль­но­го ша­пи­то…

…Но, «при всём при том», я, ко­неч­но же, был аб­со­лют­но не прав, ко­вар­но за­мол­чав под­лин­ное ме­с­то К.А. Кок­ше­нё­вой в поч­вен­ни­че­с­кой кри­ти­ке! Она – не то что яр­кое, она – ис­клю­чи­тель­ное, един­ст­вен­ное в сво­ём ро­де яв­ле­ние! Пуб­лич­но это при­знаю и ка­юсь. Чёрт по­пу­тал! А всё за­висть, чёр­ная за­висть


Сергей СЕРГЕЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования