Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 18.06.2010

Сентиментальность режиссёра

 Бу­лат Оку­д­жа­ва. Будь здо­ров, шко­ляр! Те­атр «У Ни­кит­ских во­рот». Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Марк Ро­зов­ский.

 

По­весть Бу­ла­та Оку­д­жа­вы, опуб­ли­ко­ван­ная в 1961 го­ду, ин­сце­ни­ро­ва­лась на те­а­т­раль­ных пло­щад­ках мно­го раз, хо­тя и счи­та­лась не­сце­нич­ной. Од­на­ко ис­крен­ний тон, тра­ги­че­с­кое со­дер­жа­ние, ли­ри­че­с­кая ин­то­на­ция поз­во­ля­ют из­влечь из про­за­и­че­с­ко­го тек­с­та дра­ма­ти­че­с­кое со­дер­жа­ние, и ак­тё­рам есть чем тро­нуть эмо­ции зри­те­лей.

Со­зда­тель по­ста­нов­ки Марк Ро­зов­ский пред­по­слал спек­так­лю под­за­го­ло­вок «Му­зы­каль­но-по­эти­че­с­кое пред­став­ле­ние». Ре­жис­сё­ру не впер­вой ста­вить та­кие пред­став­ле­ния – ведь он и сам ав­тор му­зы­ки и сти­хов од­ной пес­ни. За­да­чей же му­зы­каль­но-по­эти­че­с­ко­го со­про­вож­де­ния дан­но­го спек­так­ля бы­ло, как ска­за­но в пресс-ре­ли­зе спек­так­ля, «по-брех­тов­ски точ­но дать зон­го­вый ком­мен­та­рий все­му про­ис­хо­дя­ще­му на сце­не, пре­вра­тив быт в ус­лов­ность…».

Ра­зу­ме­ет­ся, не­ма­лая до­ля ус­лов­но­с­ти при­сут­ст­во­ва­ла и в са­мой по­ве­с­ти, где сце­ны при­фрон­то­вой жиз­ни пе­ре­ме­жа­лись с ро­ман­ти­че­с­ки­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми об ар­бат­ской юно­с­ти. Этот кон­траст меж­ду кар­ти­на­ми во­ен­ной и мир­ной жиз­ни в спек­так­ле под­чёрк­нут: вре­мя от вре­ме­ни на сце­не воз­ни­ка­ют школь­ные то­ва­ри­щи ли­ри­че­с­ко­го ге­роя – Шко­ля­ра (Ни­ки­та За­бо­лот­ный). При этом зву­чат пес­ни Бу­ла­ты Оку­д­жа­вы из уст уча­ст­ву­ю­щих в пред­став­ле­нии ак­тё­ров, ме­ло­дии из его пе­сен в ис­пол­не­нии не­боль­шо­го ор­ке­с­т­ра, где осо­бен­но вы­де­ля­ет­ся флей­та (Рим­ма Иш­не­я­зо­ва).

И всё же глав­ное со­дер­жа­ние спек­так­ля со­став­ля­ют сце­ны сол­дат­ской жиз­ни пер­со­на­жей. В спек­так­ле обо­га­ще­ны, сде­ла­ны вы­ра­зи­тель­нее и яр­че ха­рак­те­ры дей­ст­ву­ю­щих лиц – мож­но да­же ска­зать, при­укра­ше­ны. Ес­ли в по­ве­с­ти глав­ный ге­рой мил сво­ей бес­тол­ко­во­с­тью и не­удач­ли­во­с­тью, то в спек­так­ле, со­хра­няя об­раз ми­ло­го оч­ка­ри­ка, он всё же ока­зы­ва­ет­ся весь­ма ус­пеш­ным у про­ти­во­по­лож­но­го по­ла – и пол­ко­вая свя­зи­ст­ка Ни­на (Ни­ка Пы­хо­ва) к не­му не­рав­но­душ­на, и да­же слу­чай­но встре­чен­ная в де­рев­не Мань­ка (Ека­те­ри­на Ко­ров­ки­на) да­рит ему лю­бовь. Эле­мен­ты гро­те­с­ка вне­се­ны в об­ра­зы ста­ро­слу­жа­ще­го Шон­ги­на (Алек­сандр Вил­ков): из шу­ток его и то­ва­ри­щей вы­хо­дит, что он во­е­вал и с На­по­ле­о­ном, и да­же в Ле­до­вом по­бо­и­ще уча­ст­во­вал.

В спек­так­ле Ро­зов­ско­го ге­рои сде­ла­ны бо­лее сим­па­тич­ны­ми, чем в по­ве­с­ти, (да­же Стар­ши­на, ко­то­рый у Оку­д­жа­вы был до­воль­но не­при­ят­ным ти­пом). В ре­зуль­та­те в спек­так­ле по­яви­лась не­ко­то­рая сен­ти­мен­таль­ность.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования