Архив : №25. 18.06.2010
Сентиментальность режиссёра
Булат Окуджава. Будь здоров, школяр! Театр «У Никитских ворот». Режиссёр-постановщик Марк Розовский.
Повесть Булата Окуджавы, опубликованная в 1961 году, инсценировалась на театральных площадках много раз, хотя и считалась несценичной. Однако искренний тон, трагическое содержание, лирическая интонация позволяют извлечь из прозаического текста драматическое содержание, и актёрам есть чем тронуть эмоции зрителей.
Создатель постановки Марк Розовский предпослал спектаклю подзаголовок «Музыкально-поэтическое представление». Режиссёру не впервой ставить такие представления – ведь он и сам автор музыки и стихов одной песни. Задачей же музыкально-поэтического сопровождения данного спектакля было, как сказано в пресс-релизе спектакля, «по-брехтовски точно дать зонговый комментарий всему происходящему на сцене, превратив быт в условность…».
Разумеется, немалая доля условности присутствовала и в самой повести, где сцены прифронтовой жизни перемежались с романтическими воспоминаниями об арбатской юности. Этот контраст между картинами военной и мирной жизни в спектакле подчёркнут: время от времени на сцене возникают школьные товарищи лирического героя – Школяра (Никита Заболотный). При этом звучат песни Булаты Окуджавы из уст участвующих в представлении актёров, мелодии из его песен в исполнении небольшого оркестра, где особенно выделяется флейта (Римма Ишнеязова).
И всё же главное содержание спектакля составляют сцены солдатской жизни персонажей. В спектакле обогащены, сделаны выразительнее и ярче характеры действующих лиц – можно даже сказать, приукрашены. Если в повести главный герой мил своей бестолковостью и неудачливостью, то в спектакле, сохраняя образ милого очкарика, он всё же оказывается весьма успешным у противоположного пола – и полковая связистка Нина (Ника Пыхова) к нему неравнодушна, и даже случайно встреченная в деревне Манька (Екатерина Коровкина) дарит ему любовь. Элементы гротеска внесены в образы старослужащего Шонгина (Александр Вилков): из шуток его и товарищей выходит, что он воевал и с Наполеоном, и даже в Ледовом побоище участвовал.
В спектакле Розовского герои сделаны более симпатичными, чем в повести, (даже Старшина, который у Окуджавы был довольно неприятным типом). В результате в спектакле появилась некоторая сентиментальность.
Ильдар САФУАНОВ