Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 18.06.2010

Романтик эры мышей

Га­зет­ная ре­цен­зия на кни­гу сти­хов – один из за­бав­ней­ших кри­ти­че­с­ких жа­н­ров. Ес­ли о кни­ге мож­но ска­зать всё в ста­тье на по­ло­ви­ну по­ло­сы, то о ней во­все не сто­ит го­во­рить. А ес­ли кни­га до­стой­на про­чте­ния дваж­ды, то га­зет­ная ре­цен­зия ед­ва ли мо­жет быть сколь-ни­будь адек­ват­ной объ­ек­ту опи­са­ния. Про­ис­хо­дит это от­то­го, что по­эзия во­об­ще пло­хо под­да­ёт­ся про­за­и­че­с­ко­му пе­ре­ска­зу – по­про­буй­те крат­ко пе­ре­ло­жить в ста­тью «Или­а­ду», не упу­с­тив по­эти­че­с­ких де­та­лей и ху­до­же­ст­вен­ных кра­сот! Ли­ри­че­с­кая по­эзия пе­ре­ска­зу не под­да­ёт­ся во­об­ще. Тут на­до ли­бо раз­би­рать по­дроб­но, как Не­кра­сов Тют­че­ва (в зна­ме­ни­той ста­тье «Рус­ские вто­ро­сте­пен­ные по­эты»), ли­бо вос­тор­жен­но хло­пать в ла­до­ши и во­пить: «Ай да мо­ло­дец!». Для пер­во­го га­зе­та не ме­с­то, а вто­рое нам не поз­во­ля­ет сде­лать ува­же­ние к чи­та­те­лям. По­это­му в этом тек­с­те мы не бу­дем ни слиш­ком ум­ни­чать-по­дроб­ни­чать, ни пу­с­кать вос­тор­жен­ные слю­ни, а ог­ра­ни­чим­ся не­сколь­ки­ми за­ме­ча­ни­я­ми, важ­ны­ми по на­ше­му ра­зу­ме­нию.

Пер­вое, что бро­са­ет­ся в гла­за при чте­нии кни­ги Ан­д­рея Ко­ро­ви­на «Про­ли­тое солн­це», это то, что в ней нет ни жа­лоб, ни ны­тья, столь из­люб­лен­ных боль­шин­ст­вом со­вре­мен­ных по­этов. И это ра­ду­ет. Ав­тор жиз­не­люб и оп­ти­мист, хо­тя бы да­же по­это­му чи­тать его при­ят­но. Это свой­ст­во ко­ро­вин­ской по­эзии за­дол­го до нас от­ме­тил Ба­хыт Кен­же­ев. В пре­дис­ло­вии к «Про­ли­то­му солн­цу» Кен­же­ев пи­шет: «Соб­ст­вен­но, поч­ти все его [Ко­ро­ви­на] стро­ки на­пи­са­ны, не по­бо­юсь ска­зать, че­ло­ве­ком сча­ст­ли­вым, хо­тя и до­ста­точ­но про­све­щён­ным для то­го, что­бы ви­деть в ми­ре не толь­ко свет, но и не­из­беж­ные те­ни».

Ещё Ко­ро­вин об­ла­да­ет ред­кой по на­шим вре­ме­нам, но очень цен­ной для по­эта спо­соб­но­с­тью вос­хи­щать­ся ве­ща­ми про­сты­ми – мо­рем, солн­цем, не­бом – вос­хи­щать­ся ис­крен­не, по-маль­чи­ше­с­ки. Он, как от­важ­ные пи­о­не­ры – ге­рои про­зы дет­ско­го пи­са­те­ля Вла­ди­сла­ва Кра­пи­ви­на – по-преж­не­му при­дер­жи­ва­ет­ся «ве­ры мор­ской», ак­тив­но её про­па­ган­ди­ру­ет, и от­то­го в тек­с­тах у не­го так мно­го ма­т­ро­сов, ка­на­тов, па­ру­сов, ве­т­ра, ча­ек, рыб, из них он стро­ит шху­ну сво­ей по­эзии.

Об­раз­ный ряд «про­сто­го ро­ман­ти­ка» в тель­няш­ке, чья ро­ман­ти­ка ро­дом из со­вет­ско­го дет­ст­ва, у Ко­ро­ви­на впол­не удач­но со­сед­ст­ву­ет и с та­ки­ми но­во­мод­ны­ми сло­ва­ми, как «смс», «пам­пер­сы» «блог», и с та­ки­ми раз­но­шёр­ст­ны­ми, как ук­ра­ин­ское «ко­хан­на», ан­г­лий­ское «well», япон­ское «сэй сё­на­гон», про­сто­реч­ное «ко­медь» (вме­с­то «ко­ме­дия»), про­то­коль­ная аб­бре­ви­а­ту­ра «ДТП»... Лек­си­ка пё­с­т­рая, но она не ре­жет слух, не смо­т­рит­ся ка­кой-то про­ти­во­ес­те­ст­вен­ной и не­ук­лю­жей. Она, как горсть на­сы­пан­ных в ка­лей­до­скоп, из­на­чаль­но ни­чем не свя­зан­ных раз­но­цвет­ных стёк­лы­шек, скла­ды­ва­ет­ся в за­мыс­ло­ва­тый узор.

И, к сча­с­тью для чи­та­те­ля, Ко­ро­вин – ро­ман­тик со­вре­мен­ный. В от­ли­чие от пред­ше­ст­вен­ни­ков из по­за­про­ш­ло­го ве­ка, ко­то­рые не мог­ли вы­ра­зить ни од­ной мыс­ли ина­че, как сло­жив по­эму в па­ру ты­сяч строк, он уме­ет быть крат­ким.

 

Мо­ре ли­мон­ны­ми доль­ка­ми

 

на­режь­те мне мо­ре

ли­мон­ны­ми доль­ка­ми

без ча­ек от­ча­я­нья

мо­ре – и толь­ко!

чтоб был обо­док от вос­хо­да по краю

и бы­с­т­рый дель­фин

как по­слан­ник из рая

 

и я под язык по­ло­жу эту доль­ку

чтоб вы­жить зи­мою

по­лын­ной и горь­кой

чтоб пла­вать зи­мою как ры­ба в во­де

по­доб­но мор­ской пу­те­вод­ной звез­де

 

Один из ге­ро­ев Сал­ма­на Руш­ди го­во­рил, что раз бы­ва­ют «увы», то в про­ти­во­по­лож­ность им долж­ны быть и «ура». В жиз­ни ско­рее на­обо­рот – на каж­дое «ура» обя­за­тель­но оты­щет­ся «увы». Увы, Ко­ро­ви­ну, го­во­ря спор­тив­ным язы­ком, ино­гда не хва­та­ет ды­ха­ния, что­бы удер­жать взя­тый темп. Вре­ме­на­ми его вну­т­рен­ний ре­дак­тор про­пу­с­ка­ет са­мо­оче­вид­ные риф­мы (они – ог­ни, по тра­пу – по эта­пу, всех – смех), а по­рой и три­ви­аль­ные мыс­ли (наг и чист рож­да­ет­ся че­ло­век / а ухо­дит в то­с­ке и зло­бе). Впро­чем, не бу­дем при­ди­рать­ся – при­ве­дён­ный при­мер чуть ли не един­ст­вен­ный на всю кни­гу.

Ес­ли пред­ста­вить по­эти­че­с­кую все­лен­ную не как не­бо­свод, на­блю­да­е­мый с зем­ли (где Солн­це – Пуш­кин, Лу­на – Лер­мон­тов, пла­не­ты – Тют­чев, Фет… и ми­ри­а­ды звёзд), но как мо­дель га­лак­ти­ки, то ста­но­вит­ся за­мет­но, что Ко­ро­вин бе­зот­чёт­но тя­го­те­ет ско­рее к Б.Г. и Саш.Ба­шу, не­же­ли к тем ав­то­рам, ко­то­рых он на­зы­ва­ет со­зна­тель­но (Кон­стан­тин Ке­д­ров, Алек­сандр Ка­ба­нов, Алек­сей Цвет­ков, Ио­сиф Брод­ский и Ма­ри­на Цве­та­е­ва). Ес­ли бы Ко­ро­вин ис­пол­нил свой «Ма­як на краю зем­ли» на ка­ком-ни­будь Ле­нин­град­ском рок-фе­с­ти­ва­ле, то его бы на­вер­ня­ка при­ня­ли там как сво­е­го. 

На наш взгляд, та­кая «ро­ке­н­роль­ность» долж­на быть за­чте­на Ко­ро­ви­ну в плюс. Мы все жи­вём в эпо­ху пост­мо­дер­на (это при­зна­ёт да­же па­т­ри­арх Мос­ков­ский Ки­рилл), и нам ра­до­ст­но на­блю­дать за­бав­ный пост­мо­дер­нист­ский финт – сна­ча­ла Бо­рис Гре­бен­щи­ков пе­ре­нёс об­ра­зы и при­ёмы по­эзии Се­ре­б­ря­но­го ве­ка в по­пу­ляр­ную му­зы­ку, а двад­цать лет спу­с­тя Ан­д­рей Ко­ро­вин но­ро­вит вер­нуть их об­рат­но в ли­те­ра­ту­ру. 

В на­шем пост­мо­дер­нист­ском ми­ре, где всё не все­рьёз, а лю­бой текст лишь от­сыл­ка к ра­нее про­чи­тан­но­му, си­ту­а­ция, ког­да «по но­чам мы­ши хо­дят в биб­ли­о­те­ку», а по­эт чи­та­ет «им лек­ции о кон­це вре­мён», вос­при­ни­ма­ет­ся все­го лишь как иг­ра, ин­тел­лек­ту­аль­ные кош­ки-мыш­ки. И по­это­му, ког­да ав­тор го­во­рит о на­шем вре­ме­ни как об «эре мы­шей», то это очень вер­ное за­ме­ча­ние, не­за­ви­си­мо от субъ­ек­тив­но­го на­ме­ре­ния Ан­д­рея Ко­ро­ви­на.


Ан­д­рей Ко­ро­вин. Про­ли­тое солн­це. – М.: Арт Ха­ус ме­диа, 2010



Александр ТИТКОВ, Катерина КЮНЕ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования