Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 18.06.2010

Зачем тревожить многострадальную тень

Хо­те­лось бы при­сту­пить к раз­го­во­ру о на­сле­дии Бе­лин­ско­го по-пуш­кин­ски, «в сей же час», но, бо­юсь, «без пре­дис­ло­вий» не обой­тись.

Как «адепт поч­вен­ни­че­с­кой сек­ты» («блю­с­ти­тель поч­вен­ни­че­с­ко­го пра­во­ве­рия» тож) пе­ред ли­цом «арь­ер­гар­да поч­вен­ни­ков-ор­то­док­сов» тор­же­ст­вен­но за­яв­ляю: по­ле­ми­ке в мо­ей ста­тье ме­с­та нет.

На то есть не­сколь­ко при­чин. Пер­вая, не са­мая важ­ная: по­тре­бу­ет­ся вре­мя, что­бы Ро­ман Сен­чин по­луч­ше ра­зо­брал­ся в зна­че­нии лю­би­мо­го Ю.Пав­ло­вым тер­ми­на «ам­би­ва­лент­ный» (см. ста­тью Р.Сен­чи­на «Улыб­нуть­ся или ужас­нуть­ся?», «ЛР», № 15). Вто­рая, са­мая важ­ная: не смею от­вле­кать Сер­гея Сер­ге­е­ва от его глу­бо­ких раз­ду­мий о при­ро­де на­ци­о­на­лиз­ма (см. ста­тью С.Сер­ге­е­ва «Пав­лов как симп­том, или Арь­ер­гард­ный про­вин­ци­а­лизм», «ЛР», № 17). При­зна­юсь, я ис­крен­не стре­мил­ся по­нять то, что, по мне­нию С.Сер­ге­е­ва, «со­вер­шен­но ис­крен­не» не по­ни­ма­ет Пав­лов: «как за­пад­ник и ли­бе­рал мо­жет быть на­ци­о­на­ли­с­том и ру­со­фи­лом»? И тут со сты­дом я вы­нуж­ден на­звать ещё од­ну при­чи­ну, су­гу­бо лич­но­го свой­ст­ва: мой моз­го­вой штурм не удал­ся. Ви­ди­мо, «до­сто­ев­щи­на» на­столь­ко въе­лась в ме­ня, что рус­ский ли­бе­ра­лизм я скло­нен по­ни­мать как «на­па­де­ние на са­мую сущ­ность на­ших ве­щей, на са­мые ве­щи, а не на один толь­ко по­ря­док, не на рус­ские по­ряд­ки, а на са­мую Рос­сию».

С та­ким на­ст­ро­е­ни­ем, са­ми по­ни­ма­е­те, ос­та­ёт­ся толь­ко од­но: уда­лить­ся до­мой, на свой «об­жи­тый иде­о­ло­ги­че­с­кий пя­та­чок», на свою «уют­ную ор­то­док­саль­но-поч­вен­ни­че­с­кую де­лян­ку», про­пах­шую «затх­лым про­вин­ци­а­лиз­мом».

Как у вся­ко­го «пра­во­вер­но­го поч­вен­ни­ка» – на­чёт­чи­ка у ме­ня есть сла­вя­но­филь­ски-поч­вен­ни­че­с­кий ци­тат­ник. Вот, весь­ма кста­ти, ци­та­та по по­во­ду «де­лян­ки»: «Об­ще­че­ло­ве­че­с­кое де­ло раз­де­ле­но не ли­цам, а на­ро­дам: каж­до­му своя за­слу­га пе­ред все­ми, и ча­ст­ный че­ло­век толь­ко раз­ра­ба­ты­ва­ет свою де­лян­ку в ве­ли­кой до­ле сво­е­го на­ро­да» (А.Хо­мя­ков). А вот, для пу­щей со­лид­но­с­ти, це­лых две ци­та­ты, «ме­то­ду» по­ка­зы­ва­ю­щие: «Каж­дый на­род сво­им ра­ди­у­сом до­хо­дит к цен­т­ру» (К.Ак­са­ков), «…на­ча­ли оп­ре­де­лять рус­скую ис­то­рию, а вы­шла ложь, – ложь по­то­му, что… при­ме­ня­ли к ней не тот мас­штаб, ко­то­рым ме­ри­ла са­ма се­бя Рос­сия» (Ю.Са­ма­рин).

И за­сту­чат ко­с­тяш­ки счё­тов – дер­жись, ру­со­фо­бы!

P.S. Ле­ст­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки к пор­т­ре­ту про­вин­ци­аль­но­го поч­вен­ни­ка ще­д­рою ру­кою рас­сы­па­ны по все­му тек­с­ту ста­тьи С.Сер­ге­е­ва. Мне ос­та­лось лишь с бла­го­дар­но­с­тью со­брать их.

 

Энер­гия ре­ли­ги­оз­но­го и со­ци­аль­но­го бун­тар­ст­ва (вклю­чая крат­ко­вре­мен­ный, «ак­ку­му­ли­ру­ю­щий» энер­гию от­ри­ца­ния, пе­ри­од при­ми­ре­ния с дей­ст­ви­тель­но­с­тью) оп­ре­де­ли­ла ка­че­ст­во всей мно­го­гран­ной де­я­тель­но­с­ти Бе­лин­ско­го. Стра­ст­ная на­ту­ра «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на», об­ла­да­ю­ще­го да­ром про­по­вед­ни­ка, слов­но со­шла с ли­с­тов не­мец­ких гра­вюр эпо­хи Ре­фор­ма­ции с тем, что­бы, впи­тав в се­бя со­ци­аль­ный па­фос идей фран­цуз­ской ре­во­лю­ции, оки­нуть взгля­дом со­сто­я­ние рус­ской жиз­ни и рус­ской ли­те­ра­ту­ры и вы­не­с­ти им свой вер­дикт.

Мо­ло­дой ли­те­ра­тур­ный меч­та­тель стре­ми­тель­но раз­ра­с­та­ет­ся до глав­ной фи­гу­ры рус­ско­го гу­ма­низ­ма, для ко­то­рой идея лич­но­с­ти есть аль­фа и оме­га, цель и смысл жиз­ни.

Каж­дый на­род сво­им ра­ди­у­сом до­хо­дит к (уточ­ню мысль К.Ак­са­ко­ва) сво­е­му цен­т­ру. Для рус­ско­го пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка та­ким цен­т­ром яв­ля­ет­ся Бог. На пу­ти к Не­му рож­да­ет­ся лич­ность, раз­ви­вая и ут­верж­дая се­бя, – вот ис­то­ри­че­с­ки сло­жив­ша­я­ся цен­т­ро­ст­ре­ми­тель­ная си­ла рус­ско­го на­ро­да, век­тор его дви­же­ния. Для за­пад­ни­ка Бе­лин­ско­го та­ким цен­т­ром за­ко­но­мер­но ста­ла Лич­ность, к до­сти­же­нию ко­то­рой он са­мо­от­вер­жен­но стре­мил­ся про­ло­жить рус­ский ра­ди­ус, фор­му­ли­руя и фор­ми­руя со­став­ля­ю­щие рус­ско­го век­то­ра. В этом стрем­ле­нии и за­клю­ча­ет­ся «рус­скость» от­ца оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки и оте­че­ст­вен­но­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния. В этом и спе­ци­фи­ка цен­т­раль­ной, на­ря­ду с «лич­но­с­тью», ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кой ка­те­го­рии «на­род­ность», ко­то­рая, по Бе­лин­ско­му, есть «об­раз мыс­лей и чув­ст­во­ва­ний, свой­ст­вен­ных то­му или дру­го­му на­ро­ду». В оп­ре­де­ле­нии Бе­лин­ско­го нет и не мо­жет быть долж­но­го уточ­не­ния, вне­сён­но­го Ю.Са­ма­ри­ным: «го­во­ря о рус­ской на­род­но­с­ти, мы по­ни­ма­ем её в не­раз­рыв­ной свя­зи с пра­во­слав­ною ве­рою, из ко­то­рой ис­те­ка­ет вся си­с­те­ма нрав­ст­вен­ных убеж­де­ний, пра­вя­щих се­мей­ною и об­ще­ст­вен­ною жиз­нию рус­ско­го че­ло­ве­ка».

Про­те­с­тант­ско-ре­фор­ма­тор­ская на­ту­ра Бе­лин­ско­го, из­брав­ше­го сво­им ду­хов­ным от­цом Пе­т­ра I («Для ме­ня Пётр – моя фи­ло­со­фия, моя ре­ли­гия, моё от­кро­ве­ние во всём, что ка­са­ет­ся Рос­сии»), ор­га­ни­че­с­ки не при­ни­ма­ла идею про­дук­тив­но­с­ти рус­ской пра­во­слав­ной ци­ви­ли­за­ции, пра­во­слав­но­го ду­хов­но­го опы­та, ус­то­ев пра­во­слав­но­го бы­та.

Не слу­чай­но ге­ро­ев пуш­кин­ских «По­ве­с­тей Бел­ки­на», сча­ст­ли­во пре­одо­ле­ва­ю­щих со­ци­аль­ные и дру­гие про­ти­во­ре­чия рус­ской жиз­ни (или вы­хо­дя­щих на путь их пре­одо­ле­ния) без по­тря­се­ния ос­нов на­ци­о­наль­но­го бы­тия, тем бо­лее, ге­ро­ев «Ка­пи­тан­ской доч­ки», воз­вра­ща­ю­щих­ся вме­с­те с по­тря­сён­ны­ми «рус­ским бун­том» ос­но­ва­ми в рус­ло ста­рой жиз­ни, с её тра­ди­ци­он­ны­ми и спа­си­тель­ны­ми для них цен­но­ст­ны­ми ус­то­я­ми, Бе­лин­ский от­кро­вен­но иг­но­ри­ру­ет, не же­лая ви­деть в них про­яв­ле­ния столь ми­лой его серд­цу пуш­кин­ской «ле­ле­ю­щей ду­шу гу­ман­но­с­ти».

Пра­во­сла­вие, по Бе­лин­ско­му, не со­дер­жит в се­бе ни гра­на об­ще­че­ло­ве­че­с­ких идей, пре­пят­ст­ву­ет вы­ра­бот­ке и вы­ра­же­нию рус­ско­го на­род­но­го лич­но­ст­но­го на­ча­ла.

В 1845 го­ду в про­грамм­ной ста­тье «Мыс­ли и за­мет­ки о рус­ской ли­те­ра­ту­ре» он пря­мо ска­жет, что «рус­ская на­ци­о­наль­ность ещё не до­воль­но вы­ра­бо­та­лась и раз­ви­лась, что­бы рус­ский по­эт мог на­ла­гать на свои про­из­ве­де­ния её рез­кую пе­чать, вы­ра­жая в них об­ще­че­ло­ве­че­с­кие идеи». По­яв­ле­ние «рус­ской мыс­ли» «на ве­сах ев­ро­пей­ской жиз­ни» Бе­лин­ский ото­дви­га­ет в бу­ду­щее. Спу­с­тя 35 лет И.Тур­ге­нев в сво­ей Пуш­кин­ской ре­чи (1880), от­ка­зы­вая Пуш­ки­ну в пра­ве счи­тать­ся по­этом все­мир­ной зна­чи­мо­с­ти, поч­ти сло­во в сло­во по­вто­рит дан­ный пас­саж Бе­лин­ско­го. Он так­же бу­дет ожи­дать при­хо­да рус­ско­го ху­дож­ни­ка сло­ва – «не­ве­до­мо­го из­бран­ни­ка», ко­то­рый об­ре­тёт пра­во на­зы­вать­ся все­мир­ным по­этом. Сло­ва эти про­из­но­си­лись И.Тур­ге­не­вым в тот мо­мент, ког­да рус­ская ли­те­ра­ту­ра уже яви­ла ми­ру не толь­ко Пуш­ки­на и Го­го­ля, но уже и Л.Тол­сто­го, и До­сто­ев­ско­го.

Рас­ста­ва­ясь с жиз­нью, Бе­лин­ский про­дол­жа­ет ве­рить в «ве­ли­кую бу­дущ­ность Рос­сии» и ожи­дать рож­де­ния рус­ской на­род­ной лич­но­с­ти, сдер­жи­вая своё не­тер­пе­ли­вое ожи­да­ние мыс­лью о том, что Рос­сии жить «ве­ка, мо­жет быть, ты­ся­че­ле­тия». Все­го пол­то­ра ве­ка ми­ну­ло по­сле ухо­да Бе­лин­ско­го. Тер­ри­то­ри­аль­но Рос­сия сжа­лась, как ша­г­ре­не­вая ко­жа, рус­ский на­род, лич­но­ст­но­го рож­де­ния ко­то­ро­го так ожи­дал Бе­лин­ский, стре­ми­тель­но со­кра­ща­ет­ся в сво­ей чис­лен­но­с­ти, ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки те­ря­ет свою пас­си­о­нар­ность. Оче­ред­ной «мо­дер­ни­за­ции» мен­та­ли­те­та (а это про­изой­дёт, ес­ли та­ко­вая лич­ность «на­ро­дит­ся») он про­сто не вы­дер­жит.

Так за­чем же раз­ру­шать ка­но­ни­че­с­кий об­раз «пла­мен­но­го» де­мо­кра­та, «на­род­но­го за­ступ­ни­ка»? Хо­тя бы за­тем, что­бы но­вый Не­кра­сов боль­ше не мог петь над ко­лы­бе­лью но­во­го Ерё­муш­ки (ес­ли тот ещё, ко­неч­но, по­явит­ся на свет) та­ких пе­сен:

 

В нас под кров­лею оте­че­с­кой

Не за­па­ло ни од­но

Жиз­ни чи­с­той, че­ло­ве­че­с­кой

Пло­до­твор­ное зер­но.

 

За­чем тре­во­жить «мно­го­ст­ра­даль­ную тень» Бе­лин­ско­го, дав­но уже став­ше­го «до­бы­чею тле­нья»? Есть об­ласть борь­бы идей, ко­то­рая не зна­ет заб­ве­нья. Есть судь­бы Рос­сии, сто­я­щей над про­па­с­тью. Имя Бе­лин­ско­го с ис­крен­ней (или не­ис­крен­ней) лю­бо­вью ещё дол­го бу­дет зву­чать из уст пред­ста­ви­те­лей весь­ма пё­с­т­ро­го спе­к­т­ра со­вре­мен­ных «ле­вых», от­ри­ца­ю­щих «са­му сущ­ность на­ших ве­щей», стерж­не­вые тра­ди­ци­он­ные ду­хов­ные цен­но­с­ти рус­ско­го на­ро­да.

 

Ан­д­рей БЕЗ­РУ­КОВ, 

г. АР­МА­ВИР

 

Ан­д­рей Алек­сан­д­ро­вич Без­ру­ков – док­тор фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук. Про­фес­сор Ар­ма­вир­ско­го гос­пе­ду­ни­вер­си­те­та. Спе­ци­а­лист по де­вят­над­ца­то­му ве­ку. 





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования