Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 18.06.2010

Пока мы не шизофреники

 ДИАЛОГ   ДВУХ   ПЛАТОНОВ

 

Сер­гей Си­ро­тин ро­дил­ся в 1985 го­ду в Ге­лен­д­жи­ке Крас­но­дар­ско­го края. Окон­чил хи­ми­че­с­кий фа­куль­тет МГУ. Пи­шет про­зу и ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­кие ста­тьи. Пуб­ли­ко­вал­ся в жур­на­лах «Кон­ти­нент» и «Ок­тябрь».

Кри­тик Ев­ге­ний Ер­мо­лин счи­та­ет: «Во взгля­де Си­ро­ти­на на мир и на че­ло­ве­ка обыч­но при­сут­ст­ву­ет спо­кой­ная объ­ек­тив­ность ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­ля… В его слу­чае это не­ред­ко да­ёт впе­чат­ле­ние вы­со­ты и сво­бо­ды».

 

Ва­си­лий Ши­ря­ев ро­дил­ся в 1978 го­ду. Учил­ся в Кам­чат­ском го­су­дар­ст­вен­ном пе­да­го­ги­че­с­ком ин­сти­ту­те. Ра­бо­та­ет сто­ро­жем в До­ме куль­ту­ры. Жи­вёт в по­сёл­ке Вол­ка­ный на Кам­чат­ке. Ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­кие ста­тьи пуб­ли­ко­ва­лись в жур­на­ле «Урал», еже­не­дель­ни­ке «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», ин­тер­нет-из­да­нии «То­пос».

По мне­нию пи­са­те­ля Алек­сан­д­ра Брон­ско­го, «Ши­ря­ев си­лит­ся рас­тол­кать тра­ди­ци­он­ных кри­ти­ков пле­ча­ми, а ес­ли по­лу­чит­ся, то и столк­нуть не­ко­то­рых с ли­те­ра­тур­ной шах­мат­ной до­с­ки».


Сергей СИРОТИН
Сергей СИРОТИН

– Сер­гей, кто ви­но­ват?

– Гло­ба­ли­за­ция, Ва­си­лий.

– Что де­лать?

– Са­мо­со­вер­шен­ст­во­вать­ся.

– Чем ты во­об­ще за­ни­ма­ешь­ся?

– Чи­таю, пи­шу, пе­ре­во­жу. По­том пе­ре­чи­ты­ваю и пе­ре­пи­сы­ваю.

– Вла­де­ешь ли ино­ст­ран­ны­ми язы­ка­ми?

– Ан­г­лий­ский (вы­ше сред­не­го), фран­цуз­ский (ни­же сред­не­го).

– Ка­кое са­мое важ­ное со­бы­тие в тво­ей жиз­ни?

– Не­ко­то­рые сны, ко­то­рые да­ют ин­фор­ма­цию, ко­то­рая не мог­ла быть по­лу­че­на эм­пи­ри­че­с­ки.

– Мно­го ли ты чи­та­ешь?

– Боль­ше боль­шин­ст­ва, мень­ше мень­шин­ст­ва.

– Ка­кие тех­ни­ки чте­ния ис­поль­зу­ешь?

– От­сле­жи­ва­ние пол­но­ты пе­ре­да­чи за­яв­лен­но­го.

– Есть ли Бог?

– Есть.

– За­чем?

– Что­бы че­ло­век не ис­кал от­ве­ты в зем­ном.

– Име­ешь ли ты си­с­те­ма­ти­че­с­кое ми­ро­воз­зре­ние?

– Пе­ри­о­ди­че­с­ки. Ме­ня­ет­ся скач­ка­ми.

– На по­ло­же­ние/на­зна­че­ние че­ло­ве­ка?

– Не под­чи­нять­ся ма­те­рии/на­учить­ся до­го­ва­ри­вать­ся с ней.

– На пред­ме­ты, ве­щи, ма­те­рию?

– Ма­те­рия на­де­ле­на жиз­нью и мо­жет су­ще­ст­во­вать не­за­ви­си­мо от нас.

– На­и­луч­шее по­ли­ти­че­с­кое ус­т­рой­ст­во?

– Лю­бое пло­хо.

Василий ШИРЯЕВ
Василий ШИРЯЕВ

– Сер­гей, сколь­ко де­нег те­бе на­до в жиз­ни?

– Бо­юсь, что в бу­ду­щем боль­ше, чем сей­час.

– Что ты хо­чешь в жиз­ни?

– Что-ни­будь по­ни­мать нор­маль­но.

– Что та­кое «куль­ту­ра»?

– Нет сло­ва­ря под ру­кой. На­вер­ное, что-то хо­ро­шее.

– Лю­би­мые не­по­нят­ные сло­ва?

– Транс­цен­дент­ный.

– За­чем су­ще­ст­ву­ет ли­те­ра­ту­ра?

– Она хра­нит со­бы­тия на­и­бо­лее глу­бо­ким об­ра­зом.

– Есть ли раз­ни­ца меж­ду по­эзи­ей и про­зой и мож­но ли её крат­ко из­ло­жить?

– Обыч­но по­эзия ко­ро­че про­зы, и в ней ча­с­то есть риф­мы.

– Твои лю­би­мые сло­ва и вы­ра­же­ния?

– Сра­зу не вспом­нил. Зна­чит, вне кон­тек­с­та лю­би­мых нет.

– Лю­би­мые бук­вы и зву­ки (ес­ли та­ко­вые есть)?

– Зву­ки – ин­ду­с­т­ри­аль­ные, а бук­вы на­до бы при­ду­мы­вать но­вые. Ин­ду­с­т­ри­аль­ные зву­ки, по су­ти, и есть без­гра­нич­ный ал­фа­вит по от­но­ше­нию к рав­но­мер­но тем­пе­ри­ро­ван­но­му строю.

– По­че­му тебе нра­вят­ся од­ни сти­хи (рас­ска­зы) и не нра­вят­ся дру­гие?

– По­то­му что все не мо­гут нра­вить­ся.

– Что это за про­из­ве­де­ния?

– В них есть пол­но­та пе­ре­да­чи за­яв­лен­но­го.

– Во­об­ще рас­ска­жи о сво­их умо­на­с­т­ро­е­ни­ях?

– Хо­ро­шо бы при­ду­мать бо­лее со­вер­шен­ный язык.

– Ты го­во­ришь с ак­цен­том?

– Юж­но­го ак­цен­та нет.

– Лю­бишь ли ты жизнь?

– Да.

– Как ча­с­то и с ка­ким счё­том ре­ша­ешь судь­бы Рос­сии/ми­ро­зда­ния?

– Пе­ри­о­ди­че­с­ки. Гло­баль­но всё пло­хо, но есть хо­ро­шие мо­мен­ты, за ко­то­рые на­до дер­жать­ся.

– Кро­ме ЖЖ ка­ки­ми се­тя­ми поль­зу­ешь­ся?

– Кон­так­том, но, ви­ди­мо, зря, т.к. Кон­такт не про­из­во­дит ин­фор­ма­ции. Он ско­рее как аль­бом для ма­рок.

– Ты за­ни­ма­ешь­ся ге­те­ро­ген­ным ка­та­ли­зом, мне это го­во­рит толь­ко то, что мож­но по­лу­чить пе­ре­во­дом: ино­род­ное раз­ло­же­ние (да­же как то не­по­лит­кор­рект­но зву­чит). Есть ка­кие-то об­щие хо­ды, при­ёмы, ко­то­рые ты мо­жешь при­ло­жить и в хи­мии, и в ли­те­ра­ту­ре?

– Пра­виль­нее – раз­но­род­ное пре­вра­ще­ние. Об­щий ход: ме­та­фо­ры ка­та­ли­зи­ру­ют пре­вра­ще­ния меж­ду сло­ва­ми. И ду­маю, что об­ще­го мож­но най­ти боль­ше. На­при­мер, ка­та­ли­за­тор мож­но рас­сма­т­ри­вать как из­бран­но­го по­сред­ни­ка, на ко­то­ром пре­вра­ща­ют­ся ве­ще­ст­ва. В каб­ба­ле по­хо­же: по­иск из­бран­но­го сло­ва (име­ни бо­га) пре­вра­ща­ет ищу­ще­го в по­свя­щён­но­го. Или про­бле­ма очи­ще­ния нуж­но­го ве­ще­ст­ва. Её ино­гда ре­ша­ют пе­ре­кри­с­тал­ли­за­ци­ей – сна­ча­ла ве­ще­ст­во рас­тво­ря­ют, по­том, ког­да при­ме­си ухо­дят, кри­с­тал­ли­зу­ют за­но­во. У длин­но­пи­шу­щих пи­са­те­лей ана­ло­гич­но: эпи­тет рас­тво­ря­ет­ся в при­ла­га­тель­ных, по­том за­но­во со­би­ра­ет­ся в од­ном точ­ном сло­ве. Вот при­мер из «Особ­ня­ка» Фолк­не­ра:

«Толь­ко сло­во «ми­с­ти­че­с­кий» не под­хо­дит. И му­зы­ка и фи­ло­со­фия рож­да­ют­ся из тьмы, из мра­ка. Не из те­ни, нет, из тем­но­ты, из не­про­гляд­но­с­ти, из мра­ка. А че­ло­ве­ку ну­жен свет. Че­ло­век дол­жен жить на яр­ком, по­сто­ян­ном, бес­по­щад­ном све­ту, так, что­бы каж­дая тень бы­ла оп­ре­де­лён­ной, от­чёт­ли­вой, са­мо­быт­ной и не­по­вто­ри­мой: тень его соб­ст­вен­ной, лич­ной чи­с­то­ты или под­ло­с­ти. Всё зло че­ло­ве­че­ст­ва ро­ди­лось в тем­но­те, во мра­ке, там, где че­ло­ве­ка не пре­сле­ду­ет по пя­там тень его соб­ст­вен­ных пре­ступ­ле­ний».

– То же по му­зы­ке. У те­бя в Кон­так­те чу­до­вищ­ный спи­сок ин­да­с­т­ри­ал-групп? Слу­чай­но это или нет? Ес­ли так же слу­чай­но, как ты чи­та­ешь но­бе­ли­а­тов, то скла­ды­ва­ет­ся ли всё это в ге­ш­тальт?

– Не знаю. Ин­да­с­т­ри­ал от­ве­ча­ет мне по ду­ху. Тех­ни­че­с­кая и ир­ра­ци­о­наль­ная му­зы­ка, ве­ду­щая об­ре­чён­ные на про­вал ис­сле­до­ва­ния на враж­деб­ной тер­ри­то­рии. Та­кая му­зы­ка не име­ет це­ли раз­вле­кать. Она со­вер­ша­ет об­ход по гра­ни­цам по­зна­ния, об­сту­ки­вая па­лоч­кой ме­же­вые стол­бы. В сущ­но­с­ти, ин­да­с­т­ри­ал не впол­не де­ла­ет­ся людь­ми. Его ведь как де­ла­ют – кру­тят руч­ку син­те­за­то­ра, по­том за­пи­сы­ва­ют, что по­лу­чи­лось. Счи­тай, под­слу­ши­ва­ют ино­пла­нет­ное ра­дио. А но­бе­ли­а­ты нра­ви­лись в своё вре­мя как опять же про­вод­ни­ки не­кой ино­зем­ной тра­ди­ции. Но сей­час я не­сколь­ко по­ох­ла­дел к пре­мии из-за оче­вид­ной не­объ­ек­тив­но­с­ти по­след­них при­суж­де­ний.

– Вот ты по­шу­тил, что спра­ши­вать, су­ще­ст­ву­ет ли мо­ле­ку­ла – то же, что спра­ши­вать, ка­кой дли­ны сло­ва в тек­с­те. Это не так бес­смыс­лен­но, как ка­жет­ся. Ты не ду­мал, что дли­на сло­ва вли­я­ет на чле­но­раз­дель­ность ре­чи? На ин­то­на­цию вли­я­ет, на­при­мер, боль­шое ко­ли­че­ст­во слож­но­под­чи­нён­ных кон­ст­рук­ций. Хо­ро­ший при­мер: не­мец­кие слож­но­под­чи­нён­ные пе­ри­о­ды обус­ло­ви­ли не­мец­кий кон­тра­пункт, хо­тя кон­ст­рук­ции эти нем­цы взя­ли из школь­ной ла­ты­ни.

– Дли­на­ми мо­ле­кул мы то­же за­ни­ма­ем­ся. Про­сто край­не труд­но сфор­му­ли­ро­вать хи­ми­че­с­кий кон­текст, при ко­то­ром эта дли­на на­чи­на­ет иметь боль­шее зна­че­ние, чем дру­гие свой­ст­ва. По­ла­гаю, что в язы­ке то же. Всё-та­ки да­ле­ко не каж­дый пи­са­тель ду­ма­ет на уров­не длин слов. Сна­ча­ла ду­ма­ют на уров­не те­мы, по­том ком­по­зи­ции, по­том до­сто­вер­но­с­ти, по­том язы­ка пер­со­на­жей, по­том за­тя­ну­то­с­ти. И ещё не факт, что дли­на слов во­об­ще в та­ком кон­тек­с­те воз­ник­нет.

– Твоё тя­го­те­ние к ми­фу – не яв­ля­ет­ся ли оно про­сто на­и­об­щим зна­ме­на­те­лем все­го это­го раз­но­го (Ео­бель, хи­мия, ин­да­с­т­ри­ал, Кав­каз)?

– Я счи­таю миф на­и­бо­лее при­ем­ле­мой се­го­дня фор­мой ре­ли­ги­оз­но­по­доб­но­го со­зна­ния. В прин­ци­пе это и есть об­щий зна­ме­на­тель. Про­сто на не­го де­лят­ся раз­ные со­дер­жа­ния.

– Ты вы­рос в Ге­лен­д­жи­ке. Мой ба­тя там в дет­ст­ве от­ды­хал, вот и всё, что я знаю о Ге­лен­д­жи­ке. Что зна­чит жить в Ге­лен­д­жи­ке?

– Для мно­гих (боль­шин­ст­ва) се­го­дня это зна­чит вы­жи­вать. Но во­об­ще это от­лич­ное ме­с­то для рож­де­ния ми­фов и по­эзии. Это ведь во мно­гом пе­ри­фе­рия им­пе­рии, не­кое по­гра­нич­ное, рас­слаб­лен­ное про­ст­ран­ст­во, где с вну­т­рен­ней сто­ро­ны сти­ха­ют все шу­мы, а с внеш­ней – смо­т­рит не­что чуж­дое, но за­га­доч­ное. Сей­час, од­на­ко, всё дав­но вы­тес­не­но вез­де­су­щи­ми зна­ка­ми гло­ба­ли­за­ции и но­во­го со­зна­ния. Го­ры но­чью долж­ны быть тём­ны­ми. Се­го­дня на них ви­сит све­тя­щий­ся ло­го­тип «Ме­га­фо­на».

– Ну мож­но ещё сво­их во­про­сов при­ду­мать…

– Ну, я по­ка не ши­зо­фре­ник, что­бы сам с со­бой раз­го­ва­ри­вать. Хо­тя близ­ко, кто зна­ет.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования