Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 25.06.2010

Киргизская трагедия, или государство в кредит

 В этом – су­ще­ст­во про­ис­хо­дя­ще­го в Кир­ги­зии, да и ок­рест. Ос­таль­ное – ню­ан­сы, труд­но по­сти­жи­мые в ты­ся­чах км от Тянь-Ша­ня. Осо­бен­но ес­ли эти ню­ан­сы не яв­ля­ют­ся ча­с­тью соб­ст­вен­ной жиз­ни. А даль­ше во­прос, ко­то­рый, кто за­хо­чет, на­зо­вёт ри­то­ри­че­с­ким: мо­жет ли стра­на, жи­ву­щая за чу­жой счёт, на­зы­вать­ся су­ве­рен­ной? Будь она хоть триж­ды при фла­ге и гер­бе. По хо­зяй­ст­вен­ной же цен­но­с­ти кир­гиз­ская стра­на столь же «триж­ды» ус­ту­па­ет со­сед­ней с ней гор­ной стра­не Па­мир. Те­о­ре­ти­че­с­ки, на­вер­ное, мож­но во­зоб­но­вить до­бы­чу тянь­шань­ско­го ура­на или по­пы­тать­ся пе­ре­крыть глав­ный со­вет­ский ка­нь­он с бур­ным На­ры­ном на дне. Толь­ко ура­но­вая жи­ла, па­мят­ная по Хи­ро­си­ме (аме­ри­кан­цы раз­ра­ба­ты­ва­ли её с ки­тай­ской сто­ро­ны) и оте­че­ст­вен­но­му «кап-яру» 40-х го­дов, дав­но ут­ра­ти­ла рен­та­бель­ность. Не­ко­му и не на что пе­ре­кры­вать и На­рын. Да и вряд ли кто из со­се­дей пу­с­тит Кир­ги­зию да­же на ре­ги­о­наль­ный энер­ге­ти­че­с­кий ры­нок.

Кир­ги­зия жи­вёт за счёт экс­пор­та ра­бо­чей си­лы (ус­лов­ные 30% ВВП), внеш­них суб­си­дий, «скор­рек­ти­ро­ван­ных» под аме­ри­ка­но-рос­сий­ское во­ен­ное при­сут­ст­вие (то­же не ме­нее 30%), и ещё со­вет­ских ак­ти­вов, ут­ра­чи­ва­ю­щих бы­лую при­быль­ность. Это ког­да энер­ге­тик по­лу­ча­ет зар­пла­ту не за «про­да­жу» то­ка, а за под­дер­жа­ние стан­ции в ис­прав­ном со­сто­я­нии, ибо то­ком всё рав­но за­пи­ты­вать не­че­го. В этом кон­тек­с­те уме­ст­но ещё раз вспом­нить пре­сло­ву­тые «30 про­цен­тов» – имен­но столь­ко вы­ра­ба­ты­ва­ет та­мош­няя энер­ге­ти­ка от объ­ё­ма 1986 го­да. Тог­да Кир­ги­зия по ос­нов­ным со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ким кри­те­ри­ям за­ни­ма­ла по­след­ние строч­ки сре­ди пят­над­ца­ти ре­с­пуб­лик СССР. Аб­со­лют­ное ис­чис­ле­ние ны­неш­них по­ка­за­те­лей не зна­ет, ско­рее все­го, ни­кто. Про­сто­му сы­ну Ала-Тоо ос­та­ёт­ся на­де­ять­ся на по­кро­ви­тель­ст­во ро­да-пле­ме­ни со сто­ро­ны «сво­е­го че­ло­ве­ка» во вла­с­ти. Да па­с­ти ба­ра­нов в эко­ло­ги­че­с­ки не за­пят­нан­ной сре­де. Ес­ли ни­кто не ме­ша­ет.

Пер­вый пре­зи­дент су­ве­рен­ной Кир­ги­зии ака­де­мик и «се­ве­ря­нин» Ас­кар Ака­ев был чужд южа­нам и «ча­ба­нам». За это че­рез пят­над­цать лет его са­мым ре­во­лю­ци­он­ным об­ра­зом сверг сер­мяж­ный хо­зяй­ст­вен­ник и «южа­нин» Кур­ман­бек Ба­ки­ев. Спу­с­тя пять лет с ним точ­но так же по­сту­пи­ла Ро­за Отун­ба­е­ва. Ка­кая раз­ни­ца, кем она ви­дит се­бя – пер­вой сред­не­ази­ат­кой, вы­бив­шей­ся в со­вет­ские по­слы, по­ли­ти­ком, оп­по­ни­ро­вав­шим обо­им сво­им пред­ше­ст­вен­ни­кам, или вы­ход­цем из со­вет­ско-но­мен­к­ла­тур­ной сре­ды, ас­со­ци­и­ру­е­мой с со­вет­ским бла­го­по­лу­чи­ем? Но функ­ци­о­не­ры, при­вед­шие её во власть, мыс­лят ка­те­го­ри­я­ми не столь­ко всей Кир­ги­зии, сколь­ко вы­дви­нув­ших их кла­нов. Прин­цип под­дер­жа­ния вла­с­ти, ос­но­ван­ный на рус­ском по­сред­ни­че­ст­ве в меж­кла­но­вых, ре­же – меж­на­ци­о­наль­ных «ше­ро­хо­ва­то­с­тях», со­от­вет­ст­во­вал ус­ло­ви­ям за­ве­до­мо до­та­ци­он­ной со­юз­ной ре­с­пуб­ли­ки с до­ста­точ­но инерт­ным ти­туль­ным на­се­ле­ни­ем. Но те­перь меж­кла­но­вое про­ти­во­сто­я­ние крат­но ос­лож­ни­лось меж­на­ци­о­наль­ным кон­флик­том. А он в ус­ло­ви­ях ре­ги­о­на не мо­жет быть вну­т­рен­ним. И это тог­да, ког­да кир­гиз­ское го­су­дар­ст­во жи­вёт по прин­ци­пу: «По­мо­ги­те, а то ху­же бу­дет всем!»

Как о ча­ст­но­с­ти, вспом­ним об упо­мя­ну­тых «ча­ба­нах». Они, прак­ти­че­с­ки по­ров­ну пред­став­лен­ные тес­но пе­ре­пле­тён­ны­ми в по­гра­нич­ной по­ло­се кир­ги­за­ми и уз­бе­ка­ми, и рань­ше с тру­дом де­ли­ли паст­би­ща и во­ду. Но это не ме­ша­ло че­ты­реж­ды (!) пе­ре­се­кать ре­с­пуб­ли­кан­ски­ми гра­ни­ца­ми глав­ную ма­ги­с­т­раль, со­еди­ня­ю­щую Юг и ос­таль­ную часть Кир­ги­зии. Ибо на про­тя­же­нии сто­ле­тий (ес­ли не ты­ся­че­ле­тий) гра­ниц в ев­ро­пей­ском по­ни­ма­нии здесь не бы­ло. В со­вет­ское вре­мя дей­ст­во­ва­ли и мно­го­чис­лен­ные ме­ха­низ­мы по­ли­ти­че­с­кой ста­би­ли­за­ции. На­при­мер, жи­те­ли Кир­ги­зии по 4 ме­ся­ца в го­ду со­би­ра­ли уз­бек­с­кий хло­пок. За что, в от­ли­чие от граж­дан Уз­бек­с­кой ССР, по­лу­ча­ли «кир­гиз­скую» над­бав­ку. От­но­си­тель­ное ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие уз­бе­ков, их ор­га­ни­зо­ван­ность и ре­ли­ги­оз­ность по-улич­но­му про­ти­во­по­с­тав­ля­лась «ши­ро­те ду­ши» и «врож­дён­ной то­ле­рант­но­с­ти» со­се­дей-кир­ги­зов. Тра­ди­ци­он­ный уз­бек-то­ва­ро­вед в «кир­гиз­ском» ма­га­зи­не при рус­ском (ино­гда не­мец­ком) зав­ма­ге до вре­ме­ни ни­ко­го не сму­щал.

Но с ухо­дом «им­пер­ско­го» цен­т­ра ре­б­ром встал во­прос: по­че­му уз­бе­ки, в том чис­ле жи­ву­щие в Кир­ги­зии, бо­га­че пред­ста­ви­те­лей ти­туль­ной на­ции? Со­ци­аль­ный объ­ём про­бле­мы по­яс­ним ста­ти­с­ти­кой: уз­бе­ки со­став­ля­ют бо­лее 700 ты­сяч от 5,5 мил­ли­о­нов граж­дан Кир­ги­зии. При этом рас­пы­лён­ный прин­цип их рас­се­ле­ния за по­след­ние 20 лет сме­нил­ся на об­щин­ный. То есть, «объ­ект не­при­ятия» из от­дель­но­го ин­ди­ви­да вы­рос до квар­та­ла-ма­хал­ля, в ко­то­ром жи­вут «вра­ги». Ош­ско-уз­ген­скую рез­ню 1990 го­да, сто­ив­шую 2 ты­сяч жиз­ней с обе­их сто­рон, тог­да спи­са­ли на про­во­ка­ции об­ще­со­юз­ных «вра­гов де­мо­кра­тии». Как ми­ни­мум, 2 сот­ни по­гиб­ших на про­шлой не­де­ле при де­сят­ках ты­сяч бе­жен­цев пре­вра­ща­ют Юг Кир­ги­зии в на­и­бо­лее опас­ную го­ря­чую точ­ку в Сред­ней Азии. Ибо у уз­бе­ков до­ста­точ­но и иных ре­ги­о­наль­ных не­до­б­ро­же­ла­те­лей. Хо­тя упо­мя­ну­тый Биш­ке­ком та­д­жик­с­кий след в не­дав­них со­бы­ти­ях на­по­ми­на­ет по­иск всё тех же про­во­ка­то­ров. Ес­ли, ко­неч­но, не раз­во­дить по «на­ци­о­наль­ным квар­ти­рам» сквоз­ную цен­т­раль­но-ази­ат­скую нар­ко­ма­фию.

Под­черк­нём: бес­смыс­лен­но об­ви­нять в слу­чив­шем­ся все три «по­ко­ле­ния» биш­кек­с­ких пре­дер­жа­щих. Они ока­за­лись не­дее­спо­соб­ны­ми из-за си­с­тем­но­го сбоя в пост­со­вет­ском мас­шта­бе, а не толь­ко из-за соб­ст­вен­ных по­ро­ков и оши­бок. Тем бо­лее аб­сурд­но дав­ний кир­гиз­ско-уз­бек­с­кий спор сво­дить к коз­ням сна­ча­ла вы­пу­щен­но­го из стра­ны, а по­том ра­зы­с­ки­ва­е­мо­го экс-пре­зи­ден­та. Столь же глу­по предъ­яв­лять уль­ти­ма­тум то ли Лон­до­ну, то ли Ва­шинг­то­ну: ес­ли Ан­г­лия не вы­даст Биш­ке­ку Мак­си­ма Ба­ки­е­ва, то Кыр­гыз­стан за­кро­ет аме­ри­кан­скую ба­зу. Ис­точ­ни­ки под­дер­жа­ния Кир­ги­зии «на пла­ву» вы­би­рать не при­хо­дит­ся. Как не при­хо­дит­ся рас­счи­ты­вать на даль­но­вид­ность её ны­неш­них «аки­мов».

В сло­жив­ших­ся ус­ло­ви­ях важ­нее ран­жи­ро­вать рос­сий­ские при­ори­те­ты. Пер­вое. Ис­клю­чить си­ло­вое по­сред­ни­че­ст­во в кон­флик­те, ибо при ны­неш­них об­сто­я­тель­ст­вах оно уг­ро­жа­ет стать фор­мой уча­с­тия в бо­е­с­толк­но­ве­ни­ях. При этом на­ци­о­наль­но-ад­рес­ная гу­ма­ни­тар­ная по­мощь тре­бу­ет не ме­нее «раз­не­сён­но­го» ин­фор­ма­ци­он­но-по­ли­ти­че­с­ко­го со­про­вож­де­ния. Вто­рое. С учё­том оче­вид­ной «не­без­дон­но­с­ти» ре­сур­сов Рос­сии на­сто­ять на вре­мен­ном вве­де­нии ре­жи­ма «внеш­не­го уп­рав­ле­ния» Кыр­гыз­ста­ном со сто­ро­ны, преж­де все­го, ШОС. Ес­ли на­зо­вём его «кон­суль­та­ци­он­ной под­держ­кой», ни­кто не оби­дит­ся. Па­рал­лель­но под­верг­нуть жё­ст­ко­му мо­ни­то­рин­гу си­ту­а­цию в 15-ми­ли­он­ной (с 5–7 мил­ли­о­на­ми без­ра­бот­ных) Фер­ган­ской до­ли­не Уз­бе­ки­с­та­на. Из-за ла­ви­но­об­раз­но­го при­то­ка бе­жен­цев, спро­во­ци­ро­ван­но­го со­бы­ти­я­ми в Оше и Джа­лал-Аба­де, она мо­жет взо­рвать­ся ис­ла­мист­ским «ха­ли­фа­том ФА­НО» (Фер­га­на–Ан­ди­жан–На­ман­ган–Ош). Тре­тье. Бе­зо вся­ких ко­кетств со­сре­до­то­чить­ся на по­сле­до­ва­тель­ном кон­цеп­ту­аль­ном обос­но­ва­нии кон­фе­де­ра­тив­но­го тре­у­голь­ни­ка Рос­сия-Ка­зах­стан-Кыр­гыз­стан или ино­го по­ли­ти­че­с­ко­го фор­ма­та, спо­соб­но­го обе­зо­па­сить ты­лы ближ­них и от­да­лён­ных со­се­дей Биш­ке­ка.

Не уни­жая не­по­вин­ных кир­ги­зов по­втор­ным на­мё­ком на тра­ге­дию их су­ве­ре­ни­те­та, спро­сим, су­ще­ст­ву­ют ли луч­шие ва­ри­ан­ты? 


Борис ПОДОПРИГОРА,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования