Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 25.06.2010

КОНЦЕРТ ДЛЯ ТОПОРА С ОРКЕСТРОМ

Артур Зариковский
Артур Зариковский

 Да­же в са­мом иде­аль­ном, сво­бод­ном об­ще­ст­ве есть не­со­глас­ные. Есть лю­ди, не впи­сы­ва­ю­щи­е­ся ни в ка­кую си­с­те­му. Та­ков Ар­тур За­ри­ков­ский. И опять он ра­ду­ет нас спек­так­лем из оче­ред­но­го под­ва­ла.

Ка­за­лось бы, рус­ский ан­де­г­ра­унд ушёл в да­лё­кое про­шлое вме­с­те с кра­хом то­та­ли­та­риз­ма. И на сме­ну бес­ком­про­мисс­но­го нон­кон­фор­миз­ма при­шло бла­го­по­луч­ное, всем до­воль­ное ком­мер­че­с­кое ис­кус­ст­во. Ес­ли бы это бы­ло так, то это бы­ла бы пол­ная ка­та­ст­ро­фа. Ка­за­лось бы, толь­ко то­та­ли­тар­ное об­ще­ст­во мог­ло за­гнать лю­дей в под­по­лье, где ро­дил­ся ан­де­г­ра­унд. Но со­вре­мен­ное «по­точ­ное ис­кус­ст­во», все­про­ни­ка­ю­щая «по­пса» – чем не но­вый то­та­ли­та­ризм?

И вот от­вет. Вопль. Про­тест. На этот раз при­бе­жи­ще те­а­т­ру Ар­ту­ра За­ри­ков­ско­го дал Дом Ки­но. В са­мом ма­лень­ком его за­ле – в ми­к­ро­за­ле – идёт по вос­кре­се­нь­ям и чет­вер­гам спек­такль по пье­се Сла­во­ми­ра Мро­же­ка «Бой­ня или лю­бовь».

Эта пье­са все­мир­но из­ве­ст­но­го поль­ско­го дра­ма­тур­га, но­бе­лев­ско­го ла­у­ре­а­та, на­пи­са­на в 1974 го­ду. В Рос­сии она ни­ког­да не ста­ви­лась. И как раз во­вре­мя она нам предъ­яв­ле­на, как про­тест про­тив уже но­во­го то­та­ли­та­риз­ма. Ис­кус­ст­во, ко­то­рое не за­тра­ги­ва­ет вну­т­рен­ний мир че­ло­ве­ка – бес­че­ло­веч­ное ис­кус­ст­во. Оно как бы ут­верж­да­ет, что это­го не­при­кос­но­вен­но­го, не­под­вла­ст­но­го ни­ко­му и ни­че­му ми­ра – не су­ще­ст­ву­ет. А зна­чит, че­ло­век – од­но­ме­рен и лег­ко уп­рав­ля­ем.

Сю­жет пье­сы пе­ре­ска­зать очень слож­но. Ведь здесь дра­ма­тур­гия по­ст­ро­е­на на аб­сур­де. Юный скри­пач влюб­лён во флей­ти­ст­ку, он пы­та­ет­ся от­сто­ять свою лю­бовь про­тив во­ли де­с­по­тич­ной ма­те­ри. Это ему пло­хо уда­ёт­ся. Но не­о­жи­дан­но он ста­но­вит­ся зна­ме­ни­тым. Аб­сурд­ный по­во­рот судь­бы. Пе­ред его ге­ни­ем скло­ня­ют­ся фи­лар­мо­нии все­го ми­ра. Но сле­ду­ю­щий аб­сурд­ный по­во­рот в его судь­бе при­но­сит слу­чай­ная встре­ча с мяс­ни­ка­ми. На­слу­шав­шись, как за­би­ва­ют скот, он ре­ша­ет со­здать кон­церт для бой­ни и ор­ке­с­т­ра. И со­зда­ёт, и эта жут­кая кро­ва­вая сим­фо­ния ста­но­вит­ся об­ра­зом на­ше­го бе­зум­но­го ми­ра, ос­но­ван­но­го на на­си­лии, же­с­то­ко­с­ти и сек­се.

По фор­ме спек­такль ор­га­нич­но со­че­та­ет в се­бе му­зы­ку, пла­с­ти­ку и дра­му. Ино­гда ка­жет­ся, что это ба­лет, ино­гда – что аван­гард­ная опе­ра.

Ка­кие ак­тё­ры со­гла­си­лись бы иг­рать в та­ком бес­сре­б­ре­ни­че­с­ком те­а­т­ре? Ну, уж точ­но не от ми­ра се­го. Так и есть, что ни­сколь­ко не по­вли­я­ло на их про­фес­си­о­наль­ные спо­соб­но­с­ти, это не ка­кие-то на­чи­на­ю­щие, ам­би­ци­оз­ные лю­би­те­ли, а сло­жив­ши­е­ся ма­с­те­ра. Мать иг­ра­ет за­слу­жен­ная ар­ти­ст­ка На­та­лья Морд­ко­вич. Ди­рек­то­ра – за­слу­жен­ный ар­тист Эду­ард Аб­лам. Флей­ти­ст­ка – это от­кры­тие, Вик­то­рия Афа­на­сь­е­ва, не­ис­по­ве­ди­мы­ми пу­тя­ми по­пав­шая в спек­такль, ак­т­ри­са из Яро­слав­ля.

В ка­ких толь­ко ме­с­тах мне не при­хо­ди­лось ви­деть спек­так­ли За­ри­ков­ско­го. Где бы он ни об­ре­тал се­бе при­ста­ни­ще, всю­ду он со­зда­ёт свой не­по­вто­ри­мый те­атр. В Поль­ском по­соль­ст­ве и в му­зее вос­точ­ных ис­кусств. В особ­ня­ке 17-го ве­ка и в «До­ме све­та». Те­атр су­ще­ст­ву­ет уже бо­лее 40 лет. И всё вре­мя он под­поль­ный, и до сих пор он под­поль­ный. И не то что­бы ни­ко­му не­из­ве­ст­ный те­атр. О нём пи­са­ли тол­стые жур­на­лы и бой­кие ре­пор­тё­ры. На его спек­так­лях мож­но встре­тить са­мых из­ве­ст­ных и ува­жа­е­мых лю­дей. Я встре­чал ре­дак­то­ров всех те­а­т­раль­ных из­да­ний. И тем не ме­нее, во­пре­ки все­му, те­атр не вы­шел из ан­де­г­ра­ун­да и, мне ка­жет­ся, не со­би­ра­ет­ся вы­хо­дить. Те­атр, став­ший ле­ген­дой. Всем из­ве­ст­ный и аб­со­лют­но не­ве­до­мый. Та­кой ожи­да­е­мый, та­кой нуж­ный, и все­гда ус­коль­за­ю­щий от все­го офи­ци­оз­но­го. От лю­бо­го при­зна­ния. И по­это­му, как мне ка­жет­ся, са­мый не­об­хо­ди­мый нам сей­час те­атр. 


Лев АЛАБИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования