Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 25.06.2010

Врачу, исцелися сам!

 

Мно­гие, на­вер­ное, со­гла­сят­ся, что с со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ци­ей яв­но что-то не так, что путь, ко­то­рым она до сих пор шла и про­дол­жа­ет ид­ти, при­вёл её к глу­бо­ко­му кри­зи­су и гро­зит при­ве­с­ти к пол­но­му кра­ху. Но как это ста­ло воз­мож­ным? И, глав­ное, что те­перь де­лать, что­бы вый­ти из это­го кри­зи­са? Учё­ные дав­но уже пы­та­ют­ся от­ве­тить на эти во­про­сы, вы­дви­га­ют мно­же­ст­во раз­ных пред­по­ло­же­ний и пред­ло­же­ний, а мир меж­ду тем всё идёт и идёт преж­ним кур­сом…

Вла­ди­мир Цап­лин, наш быв­ший со­оте­че­ст­вен­ник, вы­пу­ск­ник фи­зи­че­с­ко­го фа­куль­те­та МГУ, фи­зик-ядер­щик ны­не жи­ву­щий в США, то­же под­ни­ма­ет эти во­про­сы в сво­ей кни­ге «Гип­ноз ра­зум­но­с­ти. Мы­ш­ле­ние и ци­ви­ли­за­ция» (М.: АСТ, Ас­т­рель, 2010). В чём же он ви­дит при­чи­ну кри­зи­са ци­ви­ли­за­ции, ка­кие пред­ла­га­ет пу­ти для его пре­одо­ле­ния?

Ис­ток всех бед наш ав­тор ви­дит в так на­зы­ва­е­мом «са­мо­мне­нии ра­зум­но­с­ти»: каж­дый че­ло­век скло­нен, обыч­но без вся­ких к то­му ос­но­ва­ний, ве­рить в со­вер­шен­ст­во и са­мо­до­ста­точ­ность сво­е­го ра­зу­ма, в его спо­соб­ность объ­ек­тив­но по­зна­вать дей­ст­ви­тель­ность. И ес­ли ка­кая-то про­бле­ма ока­зы­ва­ет­ся ему не по си­лам, че­ло­век обыч­но объ­яв­ля­ет её не­раз­ре­ши­мой и «веч­ной». На са­мом же де­ле, как счи­та­ет Цап­лин, ни­ка­ких не­раз­ре­ши­мых про­блем, по край­ней ме­ре в жиз­ни об­ще­ст­ва, не су­ще­ст­ву­ет – про­сто мы­ш­ле­ние боль­шин­ст­ва лю­дей слиш­ком сла­бо раз­ви­то. И ес­ли раз­вить его долж­ным об­ра­зом, все «веч­ные» со­ци­аль­ные про­бле­мы бу­дут, уве­рен ав­тор, лег­ко ре­ше­ны. Но что же нуж­но сде­лать для это­го?

Мы­ш­ле­ние че­ло­ве­ка, счи­та­ет наш ав­тор, оп­ре­де­ле­но ба­зо­вы­ми пред­став­ле­ни­я­ми о ми­ре, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся у не­го в пер­вые го­ды жиз­ни под вли­я­ни­ем ок­ру­жа­ю­щих лю­дей. А эти ба­зо­вые пред­став­ле­ния, по мне­нию Цап­ли­на, прак­ти­че­с­ки у всех лю­дей не­адек­ват­ны дей­ст­ви­тель­но­с­ти, пол­ны вся­ких пред­рас­суд­ков и сте­рео­ти­пов – и тем не ме­нее при­зна­ют­ся, «по умол­ча­нию», за бе­зус­лов­ную ис­ти­ну, ис­хо­дя из них, стро­ит­ся вся жизнь! Это и есть тот са­мый, дав­ший на­зва­ние всей кни­ге, «гип­ноз ра­зум­но­с­ти», ко­то­рый при­вёл че­ло­ве­че­ст­во на грань ка­та­ст­ро­фы. И для то­го, что­бы он не пе­ре­вёл че­ло­ве­ка и за эту грань, оче­вид­но, не­об­хо­ди­мо от не­го из­ле­чить­ся, ка­ким-то об­ра­зом из­ме­нить мы­ш­ле­ние лю­дей. Но как это­го до­бить­ся?

По убеж­де­нию Цап­ли­на, фор­ми­ро­вать в лю­дях но­вое, «пол­но­цен­ное», как он вы­ра­жа­ет­ся, мы­ш­ле­ние, ос­но­ван­ное на адек­ват­ных ба­зо­вых по­ня­ти­ях, нуж­но с са­мо­го дет­ст­ва, при­мер­но с 2–3 лет и до 14–17. И де­лать это нуж­но в спе­ци­аль­ных ин­тер­на­тах – «ин­те­ри­мах1», под ру­ко­вод­ст­вом «пол­но­цен­но мыс­ля­щих» пе­да­го­гов, но ни­как не в се­мье, где де­тей, за ред­ки­ми ис­клю­че­ни­я­ми, вос­пи­ты­ва­ют по при­ня­тым в об­ще­ст­ве шаб­ло­нам, а имен­но от этих шаб­ло­нов, счи­та­ет наш ав­тор, и нуж­но из­ба­вить­ся, что­бы вос­пи­тать в лю­дях «пол­но­цен­ное мы­ш­ле­ние». Нуж­но да­вать де­тям це­ло­ст­ное пред­став­ле­ние об ок­ру­жа­ю­щем ми­ре, а не на­бор раз­роз­нен­ных зна­ний, нуж­но учить их мыс­лить са­мо­сто­я­тель­но, не по шаб­ло­ну, ве­с­ти дис­кус­сию и ра­зум­но обос­но­вы­вать свою точ­ку зре­ния, ана­ли­зи­ро­вать свои мыс­ли и по­ступ­ки. А ещё нуж­но вос­пи­ты­вать в де­тях до­б­ро­же­ла­тель­ность, аль­т­ру­изм (точ­нее, убеж­дать их в це­ле­со­об­раз­но­с­ти та­ко­го от­но­ше­ния к ок­ру­жа­ю­щим – пра­виль­ное вос­пи­та­ние, счи­та­ет Цап­лин, долж­но быть стро­го ра­ци­о­наль­ным) и тер­пе­ли­вость по от­но­ше­нию к тем, кто не об­ла­да­ет «пол­но­цен­ным мы­ш­ле­ни­ем».

Всё это очень хо­ро­шо, но всё же глав­ное, как мы по­мним – сфор­ми­ро­вать у де­тей адек­ват­ные ба­зо­вые по­ня­тия о ми­ре. И эти по­ня­тия, на­ста­и­ва­ет Цап­лин, долж­ны быть стро­го ра­ци­о­наль­ны­ми, сво­бод­ны­ми от вся­кой «ми­фи­че­с­кой ак­си­о­ма­ти­ки», к ка­ко­вой наш ав­тор от­но­сит ре­ли­ги­оз­ные и фи­ло­соф­ские уче­ния, на­ци­о­наль­ные, со­слов­ные и дру­гие тра­ди­ции и т.п., вклю­чая да­же гу­ма­ни­тар­ные на­уки (в их ны­неш­нем ви­де, ут­верж­да­ет ав­тор, это «лже­на­у­ки», по­че­му он так счи­та­ет – бу­дет ска­за­но ни­же). Сло­вом, все воз­зре­ния, не со­от­вет­ст­ву­ю­щие кри­те­ри­ям до­сто­вер­но­с­ти, при­ня­тым в ес­те­ст­вен­ных на­уках (эти по­след­ние фи­зик Цап­лин счи­та­ет об­раз­цом для всех про­чих от­рас­лей зна­ния), объ­яв­ля­ют­ся «ир­ра­ци­о­наль­ны­ми» и не­при­год­ны­ми для фор­ми­ро­ва­ния адек­ват­ных ба­зо­вых по­ня­тий о ми­ре. Все их, по мыс­ли Цап­ли­на, сле­ду­ет от­бро­сить – «пол­но­цен­ное мы­ш­ле­ние» долж­но быть на­уч­ным по сво­е­му скла­ду, стре­мить­ся к пол­ной до­сто­вер­но­с­ти вы­во­дов и ра­ци­о­наль­но­му объ­яс­не­нию яв­ле­ний ок­ру­жа­ю­щей дей­ст­ви­тель­но­с­ти, а не удов­ле­тво­рять­ся ги­по­те­за­ми или про­сто мне­ни­я­ми, и тем бо­лее – ссыл­ка­ми на ка­кое-ни­будь по­ту­с­то­рон­нее вме­ша­тель­ст­во. Че­ло­век и его ра­зум­ность име­ют чи­с­то при­род­ное про­ис­хож­де­ние2; они воз­ник­ли со­вер­шен­но не­пред­на­ме­рен­но, про­сто в си­лу сте­че­ния об­сто­я­тельств, как и всё ос­таль­ное в при­ро­де; жизнь не име­ет ни­ка­ко­го смыс­ла, кро­ме то­го, ко­то­рый ей при­да­ёт сам че­ло­век – все эти по­ня­тия, счи­та­ет Цап­лин, адек­ват­но опи­сы­ва­ют дей­ст­ви­тель­ность и по­то­му долж­ны стать ос­но­вой пол­но­цен­но­го мы­ш­ле­ния. Вся­кие же ме­та­фи­зи­че­с­кие идеи «вы­хо­дят за рам­ки ес­те­ст­вен­но-на­уч­но­го мы­ш­ле­ния и се­рь­ёз­но­му об­суж­де­нию во­об­ще не под­ле­жат».

Но на ка­ком ос­но­ва­нии ав­тор так ре­ши­тель­но от­вер­га­ет ме­та­фи­зи­ку? По­че­му он счи­та­ет, что всё в ми­ре мож­но по­знать ра­ци­о­наль­но, а всё ир­ра­ци­о­наль­ное – лож­но? Цап­лин ни­как не ар­гу­мен­ти­ру­ет эти по­ло­же­ния, ви­ди­мо, счи­тая их са­мо­оче­вид­ны­ми. Он ве­рит в них – но это же зна­чит, что в ос­но­ве его ра­ци­о­наль­но­го ми­ро­воз­зре­ния ле­жит ир­ра­ци­о­наль­ная ве­ра в не­ко­то­рые ис­ход­ные по­сту­ла­ты, ина­че го­во­ря, та са­мая «ми­фи­че­с­кая ак­си­о­ма­ти­ка», про­тив ко­то­рой он так ре­ши­тель­но вы­сту­па­ет! Ну, раз­ве не пра­вы бы­ли об­ру­ган­ные на­шим ав­то­ром гу­ма­ни­та­рии (на­при­мер, фи­ло­соф рус­ской эми­г­ра­ции Вла­ди­мир Иль­ин или ру­мын­ский ре­ли­ги­о­вед Мир­ча Эли­а­де), ког­да ут­верж­да­ли, что че­ло­ве­че­с­кое мы­ш­ле­ние по при­ро­де сво­ей ми­фо­ло­гич­но, т.е. ос­но­вы­ва­ет­ся на не­ко­то­рых из­на­чаль­но при­ня­тых на ве­ру ак­си­о­мах? Вот и ра­ци­о­на­лизм (лю­бой, а во­все не толь­ко Вла­ди­ми­ра Цап­ли­на), хоть и бо­рет­ся про­тив ми­фов, а сам ос­но­вы­ва­ет­ся на сво­ём соб­ст­вен­ном, ра­ци­о­наль­ном ми­фе! Го­ни при­ро­ду в дверь – она вле­тит в ок­но!

По­это­му, преж­де чем ле­чить че­ло­ве­че­ст­во от «гип­но­за ра­зум­но­с­ти», ра­ци­о­на­ли­с­там са­мим сле­ду­ет от не­го из­ле­чить­ся и че­ст­но при­знать: их ми­ро­воз­зре­ние в сво­их ос­но­вах так ­же ир­ра­ци­о­наль­но и ми­фо­ло­гич­но, как и вся­кое дру­гое, и они не умом, но серд­цем при­ни­ма­ют эти ос­но­вы за ис­ти­ну. Толь­ко так, осо­знав пре­де­лы воз­мож­но­с­тей сво­е­го ра­зу­ма, мож­но из­ба­вить­ся от на­ив­ной и па­губ­ной ве­ры в его все­мо­гу­ще­ст­во и са­мо­до­ста­точ­ность.

 

Мак­сим АК­ТЯ­ШЕВ

 

1 Это сло­во про­ис­хо­дит от ан­г­лий­ско­го «interim» – ин­тер­вал, про­ме­жу­ток вре­ме­ни. Та­ким об­ра­зом, по мыс­ли Цап­ли­на, са­мое на­зва­ние по­ка­зы­ва­ет, что эти уч­реж­де­ния не­об­хо­ди­мы лишь вре­мен­но – до тех пор, по­ка «пол­но­цен­но мыс­ля­щие» лю­ди не ста­нут ре­ша­ю­щей си­лой на Зем­ле.

2 И, ви­ди­мо, имен­но по­это­му ав­тор ме­ря­ет гу­ма­ни­тар­ные на­уки той же мер­кой, что и ес­те­ст­вен­ные: ес­ли ра­зум­ность че­ло­ве­ка име­ет при­род­ное про­ис­хож­де­ние, то и изу­чать её нуж­но так же, как и при­ро­ду.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования