Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 25.06.2010

Остаётся плакать

Роман СЕНЧИН
Роман СЕНЧИН

 Про­чи­тав ста­тью Вла­ди­ми­ра Шем­шу­чен­ко «Ког­да сов­сем нет све­та» в про­шлом но­ме­ре «ЛР», не­ма­лая часть лю­дей на­вер­ня­ка ре­ши­ла: ну вот, и Зи­но­вь­е­ва за­ка­за­ли, на­ча­лась кам­па­ния трав­ли... Как со­труд­ник га­зе­ты, ска­жу, что это ча­ст­ное мне­ние ав­то­ра ста­тьи, но его на­вер­ня­ка кто-то раз­де­ля­ет. Я не в их чис­ле, хо­тя и не мо­гу на­звать се­бя по­клон­ни­ком по­эзии Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва.

Спро­во­ци­ро­вал ме­ня от­ве­тить Шем­шу­чен­ко тон его ста­тьи – это не кри­ти­че­с­кий раз­бор сти­хо­тво­ре­ний Зи­но­вь­е­ва, не ана­лиз его твор­че­ст­ва, а по­ток раз­дра­же­ния. Шем­шу­чен­ко не нра­вит­ся и са­ма те­ма про­из­ве­де­ний «ге­роя» (так у ав­то­ра – в ка­выч­ках) ста­тьи, и то, что «чем боль­ше бла­го­де­я­ний и пре­мий ва­ли­лось ему на го­ло­ву, тем гром­че ста­но­ви­лись его всхли­пы­ва­ния и сте­на­ния о по­ги­бе­ли Рос­сии и рус­ско­го на­ро­да», и да­же то, что Зи­но­вь­ев ку­рит си­га­ре­ты «PARLAMENT», ко­то­рые, ока­зы­ва­ет­ся, – «фир­мен­ный знак всех пле­бе­ев и при­спо­соб­лен­цев»... Впро­чем, Вла­ди­мир Шем­шу­чен­ко, как я уз­нал, то­же по­эт, а по­эты – лю­ди эмо­ци­о­наль­ные, и от их эмо­ций, слу­ча­ет­ся, ло­па­ют­ся стёк­ла. По­это­му ос­тав­лю раз­дра­же­ние, сар­казм и, на мой взгляд, по­хам­ли­ва­ние ав­то­ра ста­тьи на его со­ве­с­ти. Все эти «сло­вес­ный эн­це­фа­лит», «риф­мо­ван­ная че­хар­да», «от­кро­вен­ное на­халь­ст­во»... А хо­чет­ся по­го­во­рить о том пла­че, что так пре­тит Шем­шу­чен­ко.

«...ка­кое-то сплош­ное по­хо­рон­ное всхли­пы­ва­ние», – ха­рак­те­ри­зу­ет ав­тор сти­хи Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва, а за­тем ре­зю­ми­ру­ет: «Рус­ских лю­дей и Рос­сию сей­час толь­ко ле­ни­вый не пы­та­ет­ся об­ви­нить во всех смерт­ных гре­хах, при­зы­ва­ют к по­ка­я­нию, имея свой ко­ры­ст­ный дья­воль­ский ин­те­рес. А мно­гие на­ши по­эты ры­да­ют в го­лос по уми­ра­ю­щей Рос­сии и жи­вь­ём её хо­ро­нят».

Что ж, по­го­во­рим о всхли­пы­ва­ни­ях, ры­да­ни­ях и пла­че в со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

Лет де­сять на­зад мне по­па­лась ста­тья Мак­си­ма За­мше­ва, где тот воз­му­щал­ся тем, что Ва­лен­тин Рас­пу­тин всё толь­ко пла­чет в сво­ей про­зе. По­мню, тог­да я изу­мил­ся: а что дол­жен де­лать пи­са­тель, ес­ли ви­дит бе­ду? Про­шло два-три го­да, и по­яви­лась рас­пу­тин­ская «Дочь Ива­на, мать Ива­на», где ав­тор по­пы­тал­ся по­ка­зать, что воз­мож­но и дей­ст­вие. По­весть, ко­неч­но, ста­ла яр­ким по­ступ­ком Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на, но как ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние «Дочь Ива­на, мать Ива­на», на мой взгляд, до­воль­но-та­ки не­убе­ди­тель­на...

Пла­чет и Бо­рис Еки­мов. Све­та в его про­из­ве­де­ни­ях не воз­ни­ка­ет. А ес­ли и ви­дит­ся не­что све­тя­ще­е­ся, то это све­че­ние ядо­ви­тых ис­па­ре­ний над то­пью. И ес­ли по­яв­ля­ет­ся ге­рой, силь­ный и ре­ши­тель­ный, как, на­при­мер, в по­ве­с­ти «Пи­но­чет», то, как по­ка­зы­ва­ет да­же не ав­тор, а са­ма жизнь, все его по­пыт­ки ос­та­но­вить ги­бель ока­зы­ва­ют­ся тщет­ны­ми. Ес­ли лю­ди в не­ко­то­рых рас­ска­зах, на­при­мер, в «Те­лён­ке» или в «Не на­до пла­кать», со­вер­ша­ют по­ступ­ки, то по­ступ­ки эти во­пи­ют о ги­бе­ли стра­ны, на­ро­да, раз­ру­ше­нии всех ус­то­ев ещё от­ча­ян­нее, чем са­мый ис­ступ­лён­ный плач.

Пла­чут, дей­ст­ви­тель­но, и «мно­гие на­ши по­эты». Плач од­них, та­лант­ли­вых, за­став­ля­ет при­слу­шать­ся и за­ду­мать­ся, плач бес­та­лан­ных не тро­га­ет, хо­тя и ка­жет­ся ис­крен­ним. Плач Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва, как по­эта бес­спор­но (на мой взгляд) та­лант­ли­во­го, слыш­нее и гор­ше дру­гих.

Что ж де­лать... Зи­но­вь­ев пи­шет, что на­зы­ва­ет­ся, граж­дан­скую ли­ри­ку. А ка­ко­вы граж­да­не на оп­ре­де­лён­ном эта­пе, та­ко­ва и граж­дан­ская ли­ри­ка. Вот, к при­ме­ру, сти­хо­тво­ре­ние 1998 го­да:

 

Я по­мню всех по име­нам,

Кто нас учил, что труд – на­гра­да.

За­будь­те, ми­лые. Не на­до...

Труд – на­ка­за­нье Бо­жье нам.

 

Как мо­жет быть мой дух вы­сок,

Ког­да до по­ту, до из­мо­ру

Я за го­вя­ди­ны ку­сок

Дво­рец рос­кош­ный строю во­ру?

 

Ведь я по­твор­ст­вую ему,

Ведь я из их, вы­хо­дит, сво­ры...

О век! Ни серд­цу, ни уму,

Ни ду­ху не най­ти опо­ры.

 

Мо­жет быть, не ше­девр с точ­ки зре­ния по­эзии, но нуж­ны ли се­го­дня соб­ст­вен­но по­эти­че­с­кие ше­де­в­ры?

Я не раз ци­ти­ро­вал мысль Сер­гея Чу­при­ни­на из ста­тьи «Вы­со­кая (ли) бо­лезнь» 2004-го го­да, не удер­жусь и те­перь: «Есть ли у нас сей­час по­эты, не ин­фи­ци­ро­ван­ные не­слы­хан­ной слож­но­с­тью, не от­во­ро­тив­ши­е­ся от нас, си­рых, с гри­ма­сой ка­с­то­во­го, ари­с­то­кра­ти­че­с­ко­го пре­вос­ход­ст­ва? Есть, ко­неч­но. Ин­на Лис­нян­ская. Та­ть­я­на Бек. Ти­мур Ки­би­ров. Иван Вол­ков – каж­дый на свой лад про­дол­жит этот спи­сок ис­клю­че­ний. По­ни­мая, что го­во­рит имен­но об ис­клю­че­ни­ях, а не о ны­неш­ней нор­ме. Имя ко­то­рой <...> – ау­тизм».

Ни­ко­лай Зи­но­вь­ев не ау­тист. Он пи­шет для дру­гих, при­том, ви­ди­мо, ско­рее не для тех, ко­го мы на­зы­ва­ем ис­ку­шён­ны­ми чи­та­те­ля­ми, а для обыч­ных лю­дей, кто ищет (ещё по­ка ищет) в по­эзии не пу­с­той кра­со­ты и за­пре­дель­ной глу­би­ны, а – жиз­ни...

Нам твер­дят и свер­ху, и сле­ва и спра­ва, что, мол, «Рос­сия ис­чер­па­ла ли­мит на ре­во­лю­ции». Ес­ли на­брать в Ин­тер­не­те этот афо­ризм, то он вы­даст де­сят­ки ци­тат по­ли­ти­ков и об­ще­ст­вен­ных де­я­те­лей всех на­прав­ле­ний.

Что ж, ис­чер­па­ла так ис­чер­па­ла. На­ро­ду ос­та­ви­ли пол­ную сво­бо­ду – сво­бо­ду быд­леть и за­тем, уже в ви­де быд­ла, без­ро­пот­но вы­ми­рать. И за­кры­тие биб­ли­о­тек, школ, До­мов куль­ту­ры, по­ли­кли­ник, твор­че­с­ких круж­ков и т.п. –  лишь со­пут­ст­ву­ю­щие штриш­ки. До­ста­точ­но про­сто не тор­мо­шить на­род, не да­вать ему смысл для су­ще­ст­во­ва­ния, и он тут же опу­с­ка­ет­ся на чет­ве­рень­ки... Наш на­род дав­но уже сто­ит не на ко­ле­нях, он сто­ит на чет­ве­рень­ках. И вспыш­ки от­ча­я­ния всё ре­же и ре­же. Ско­ро их, на­вер­ное, сов­сем не бу­дет. Ти­хое и спо­кой­ное вы­ми­ра­ние...

По­во­дом для на­пи­са­ния ста­тьи Вла­ди­мир Шем­шу­че­нко на­звал стро­ки Зи­но­вь­е­ва, в ко­то­рых ав­тор (а точ­нее, ду­маю, пре­сло­ву­тый ли­ри­че­с­кий ге­рой) бьёт рус­ский на­род по ще­кам, чтоб он при­шёл в се­бя. Шем­шу­чен­ко при­во­дит эти стро­ки «по па­мя­ти», в ори­ги­на­ле они зву­чат так:

 

...По-на­сто­я­ще­му лю­бя,

Я на­да­вал ему по­щё­чин,

Чтоб он ско­рей при­шёл в се­бя...

 

И вот Шем­шу­чен­ко ос­кор­бил­ся, да­же уви­дел по­сле это­го на сво­ём ли­це но­вую мор­щи­ну, вос­при­ня­тую им как след уда­ра, и сел за пись­мен­ный стол...

Вла­ди­ми­ру Шем­шу­чен­ко ка­жет­ся, что ему не нуж­ны эти по­щё­чи­ны, ста­тья его бо­д­ра и оп­ти­ми­с­тич­на. Я рад за не­го. А мне та­кие по­щё­чи­ны не­об­хо­ди­мы. Не­об­хо­ди­мы плач и по­щё­чи­ны, что­бы хоть на не­ко­то­рое вре­мя прий­ти в се­бя, при­слу­шать­ся и при­смо­т­реть­ся к то­му, что про­ис­хо­дит во­круг, что про­ис­хо­дит со мной са­мим. Мож­но быть бо­д­рым и оп­ти­ми­с­тич­ным, мож­но быть бор­цом за рус­ский на­род, бес­ко­неч­но энер­гич­но под­пры­ги­вать вну­т­ри сво­ей квар­ти­ры или на со­бра­ни­ях по­доб­ных се­бе, но очень ли это от­ли­ча­ет­ся от сто­я­ния на ка­рач­ках?

Так же, ду­маю, ак­тив­ные ро­меи ви­тий­ст­во­ва­ли о ро­мей­ском на­ро­де, а он в это вре­мя гиб. И по­гиб так, что поч­ти не ос­та­лось его сле­дов, не со­хра­ни­лось в па­мя­ти да­же на­зва­ния это­го ог­ром­но­го го­су­дар­ст­ва, и для не­го мно­го поз­же вы­ду­ма­ли дру­гое – Ви­зан­тий­ская им­пе­рия.

Гиб­нут и ан­г­ли­ча­не, фран­цу­зы, гол­ланд­цы, рус­ские. Их по­сте­пен­но за­ме­ща­ют дру­гие на­ро­ды, другие культуры, религии. Про­цесс мед­лен­ный, поч­ти не­за­мет­ный, но не­у­клон­ный, – и ро­меи не ве­ри­ли, что их ве­ли­кий Кон­стан­ти­но­поль пе­ре­ста­нет быть Кон­стан­ти­но­по­лем, да и о па­де­нии его в не­ко­то­рых рай­о­нах го­ро­да до­воль­но дол­го не зна­ли или не при­да­ли это­му па­де­нию зна­че­ния – в хра­мах шли служ­бы, за­во­е­ва­те­ли не бес­чин­ст­во­ва­ли. Всё ме­ня­лось по­сте­пен­но, на про­тя­же­нии по­ко­ле­ний. Поч­ти как и се­го­дня...

Ис­то­ри­ки ут­верж­да­ют, что та­ко­ва участь всех им­пе­рий. Рос­сия бы­ла им­пе­ри­ей, по­том рас­па­лась, и те­перь её про­вин­ции по­гло­ща­ют ме­т­ро­по­лию. Ло­гич­но, но тя­же­ло. И хо­чет­ся пла­кать.

Ни­ко­лай Зи­но­вь­ев пла­чет сти­ха­ми. Ино­гда да­ёт в них по­щё­чи­ны, ино­гда, что то­же воз­му­ти­ло Вла­ди­ми­ра Шем­шу­чен­ко, пи­шет «бла­го­дар­ст­вен­ные вер­но­под­дан­ни­че­с­кие опу­сы». Ну, от­кро­вен­но вер­но­под­дан­ни­че­с­ко­го я у Зи­но­вь­е­ва не встре­чал, хо­тя и мо­гу до­пу­с­тить – он го­су­дар­ст­вен­ник, он ве­рит в то, что власть спо­соб­на по­мочь, спа­с­ти, из­ме­нить. Мне лич­но ка­жет­ся – вряд ли. Вся ис­то­рия по­след­них де­ся­ти лет по­ка­зы­ва­ет, что власть не хо­чет спа­сать на­род. Вре­мя от вре­ме­ни при­ду­мы­ва­ют­ся на­ци­о­наль­ные про­ек­ты, о ко­то­рых не­сколь­ко ме­ся­цев оглушительно тре­зво­нят СМИ, вре­мя от вре­ме­ни те, ко­го на­зы­ва­ют иде­о­ло­га­ми, вы­сту­па­ют со сме­лы­ми ре­ча­ми, стра­те­ги­я­ми раз­ви­тия. На­род на эти шу­мы слег­ка ре­а­ги­ру­ет, ждёт из­ме­не­ний, и на ка­кое-то вре­мя ему ста­но­вит­ся чуть лег­че сто­ять на чет­ве­рень­ках... Ес­ли бы власть хо­те­ла что-то из­ме­нить, она бы каж­дый день би­ла в од­ну точ­ку, как это де­лал Иван Гроз­ный, Пётр, боль­ше­ви­ки, Гор­ба­чёв со сво­ей пе­ре­ст­рой­кой. Мо­жет, и к ус­ко­рен­ной ги­бе­ли ве­ла бы на­род, но ве­ла, тол­ка­ла. Ны­неш­няя же власть тя­нет вре­мя...

Три ме­ся­ца на стра­ни­цах на­шей га­зе­ты идёт по­ле­ми­ка о Бе­лин­ском. Спо­рят на са­мом де­ле, ко­неч­но, не о са­мом кри­ти­ке, а, как и преж­де, о пу­ти Рос­сии. Ны­неш­ние сла­вя­но­фи­лы от­ста­и­ва­ют иде­а­лы и цен­но­с­ти сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, ны­неш­ние за­пад­ни­ки – сво­их.

Бе­лин­ский, ко­неч­но, смо­т­рел на За­пад, он ви­дел его бо­лез­ни, но в вы­бо­ре меж­ду ни­ми и «та­тар­ски­ми нра­ва­ми» вы­би­рал пер­вое. Тре­ть­е­го, к со­жа­ле­нию, не да­но. Да и пер­во­го уже то­же. Та­тар­ские нра­вы за­вла­де­ли Рос­си­ей, они всё силь­нее врас­та­ют и в За­пад. То во Фран­ции, то в Швей­ца­рии, то Бель­гии, в Шве­ции, США из­да­ют­ся за­ко­ны, име­ю­щие це­лью ос­та­но­вить этот про­цесс, но ока­зы­ва­ют­ся смеш­ны и бес­по­лез­ны. Гиб­нет не толь­ко Рос­сия, но це­лая ци­ви­ли­за­ция. И не­ко­то­рые об этом пла­чут от­кры­то, не­ко­то­рые – сквозь хо­хот, как Все­во­лод Еме­лин...

Ав­тор ста­тьи «Ког­да сов­сем нет све­та» раз­дра­жён сти­ха­ми Зи­но­вь­е­ва – они вре­дят его «ду­шев­но­му здо­ро­вью». Что ж, Вла­ди­ми­ра Шем­шу­чен­ко ни­кто не за­став­ля­ет чи­тать по­доб­ные тек­с­ты, есть дру­гие по­эты – гром­кие и жиз­не­ут­верж­да­ю­щие. Толь­ко во­прос, ве­рят ли они са­ми в это жиз­не­ут­верж­де­ние... Не ис­клю­че­но, что и ве­рят: хра­мы от­кры­ты, и стро­ят­ся но­вые, рус­ская речь зву­чит гром­ко, фла­ги ре­ют, гер­бы ви­сят, Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец ко­лет змия ко­пь­ём, ру­ко­во­ди­те­ли го­су­дар­ст­ва го­во­рят о силь­ной Рос­сии... В об­щем-то, всё очень позитивно. Но по­че­му-то по­смо­т­ришь во­круг, гля­нешь в се­бя, и ос­та­ёт­ся толь­ко пла­кать.

 

Сквозь бе­сов­щи­ну и раз­драй

Шеп­чу чуть слыш­но и не­внят­но:

«Ну что же, Ро­ди­на, про­щай».

Кто жить ос­тал­ся – не­по­нят­но.

 

А Вла­ди­ми­ру Шем­шу­чен­ко – ду­шев­но­го здо­ро­вья!


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования