Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 25.06.2010

НУЖЕН ЛИ НАМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ?

Рис. Натальи ПОВАЛЯЕВОЙ
Рис. Натальи ПОВАЛЯЕВОЙ

 Ме­ха­низм ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са в на­шей стра­не был за­пу­щен в двад­ца­тые-трид­ца­тые го­ды. Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут был его не­об­хо­ди­мой со­став­ля­ю­щей и куз­ни­цей ка­д­ров. За­да­ча – со­зда­ние но­вой про­ле­тар­ской ли­те­ра­ту­ры. Ли­те­ра­ту­ра рас­сма­т­ри­ва­лась не как ис­кус­ст­во, а как сред­ст­во про­па­ган­ды. Из мо­ло­дых про­ле­та­ри­ев си­ла­ми не­до­би­тых пи­са­те­лей преж­ней эпо­хи нуж­но бы­ло ле­пить пи­са­те­лей. Под это со­зда­вал­ся и ин­сти­тут ре­дак­то­ров, ко­то­рые долж­ны бы­ли те­перь не про­сто от­би­рать та­лант­ли­вое и кон­суль­ти­ро­вать ав­то­ра по во­про­сам грам­ма­ти­ки и сти­ли­с­ти­ки, а быть ху­до­же­ст­вен­ны­ми со­ав­то­ра­ми, твор­че­с­ки­ми ру­ко­во­ди­те­ля­ми, до­во­дить до ума без­гра­мот­ные по­лу­фа­б­ри­ка­ты. Со­зда­ны бы­ли тол­стые жур­на­лы с но­вы­ми прин­ци­па­ми ра­бо­ты. От­сю­да и про­ект «Шо­ло­хов» (да­ём про­сто­му пар­ню ру­ко­пись и по­мо­га­ем до­ве­с­ти до ума). Ме­ха­низм за­ра­бо­тал. Предъ­яв­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям он от­ве­чал. Стра­ну за­ва­ли­ли ро­ма­ны, по­ве­с­ти, рас­ска­зы, ри­су­ю­щие кар­ти­ны ра­до­ст­но­го со­вет­ско­го бы­та, са­мо­от­вер­жен­но­го тру­да, ге­ро­и­че­с­кой борь­бы.

Про­дви­же­ние пи­са­те­ля в ли­те­ра­тур­ном про­цес­се этой мо­де­ли (на­зо­вём его «си­с­те­мой») шло не по при­зна­ку та­лант­ли­во­с­ти, а по при­зна­ку ло­яль­но­с­ти. Пер­вые де­ся­ти­ле­тия уш­ли на пре­одо­ле­ние инер­ции про­шло­го. Ра­бо­та­ли ещё пи­са­те­ли преж­ней эпо­хи, об­ра­зо­ван­ные и та­лант­ли­вые. Поз­же си­с­те­ма от­ла­ди­ла се­бя, и всё та­лант­ли­вое из­жи­ва­лось в ней ав­то­ма­ти­че­с­ки. Ну­жен был креп­кий се­ред­няк, по­лу­без­дарь, обя­зан­ный все­му вла­с­ти, ува­жа­ю­щий ав­то­ри­те­ты (за­слу­жен­ных по­лу­без­да­рей), вла­де­ю­щий ис­кус­ст­вом ле­с­ти, хо­луй, «вин­тик». К вось­ми­де­ся­тым го­дам ни­че­го цен­но­го в оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре уже не бы­ло, цен­ное вы­тес­ня­лось на За­пад или про­сто ду­ши­лось. А по­лу­без­да­рей за­ме­ни­ли без­да­ри, по­то­му что каж­дый по­лу­без­дарь ав­то­ма­ти­че­с­ки тя­нет се­бе на сме­ну ли­те­ра­то­ра ещё бо­лее без­дар­но­го, что­бы не за­те­нял. От­сю­да вос­тор­жен­ные пре­дис­ло­вия мэ­т­ров на лю­бую гра­фо­ма­нию. Со­весть дав­но ут­ра­че­на. Вме­с­то по­ня­тия де­ло­вой ре­пу­та­ции дик­тат ав­то­ри­те­та. Это в об­щих чер­тах.

Сей­час ока­за­лось, что «си­с­те­ма», не­смо­т­ря ни на что, вы­жи­ла, под­чи­ни­ла воз­ник­ший в но­вое вре­мя пре­ми­аль­ный про­цесс и, ис­поль­зуя этот ры­чаг, до­би­лась вли­я­ния на ча­ст­ное кни­го­из­да­ние. При этом, как и в преж­ние вре­ме­на, от­бра­ко­вы­ва­ет­ся всё жи­вое, что ещё рож­да­ет­ся в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре. Ли­те­ра­ту­ра по-преж­не­му рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как сред­ст­во про­па­ган­ды, а не как ис­кус­ст­во. От­сю­да и мы­ши­ная воз­ня «ли­бе­ра­лов-па­т­ри­о­тов», не име­ю­щая не толь­ко смыс­ла, но и ка­ко­го-ли­бо от­но­ше­ния к ли­те­ра­ту­ре. От­сю­да при­ори­тет те­ме про­из­ве­де­ния в ущерб его ка­че­ст­ву. От ав­то­ра, как и рань­ше, тре­бу­ет­ся не на­ли­чие та­лан­та, а ло­яль­ность, те­перь уже преж­де все­го к ду­тым ли­те­ра­тур­ным ав­то­ри­те­там и лит­чи­нов­ни­кам. Власть же мод­но слег­ка и бе­зо­пас­но по­ру­ги­вать, но не ту, от ко­то­рой за­ви­сит рас­пре­де­ле­ние ли­те­ра­тур­ных пре­мий, эту по­ру­ги­вать опас­но – пре­мий не да­дут.

Фо­рум мо­ло­дых пи­са­те­лей в Лип­ках со­здан чи­нов­ни­ка­ми по тем же прин­ци­пам (ле­пить из «про­ле­та­ри­ев» пи­са­те­лей), с ори­ен­та­ци­ей на Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут, с ак­тив­ным уча­с­ти­ем его пре­по­да­ва­те­лей и вы­пу­ск­ни­ков.

Жи­ву­честь «си­с­те­мы» в ми­ро­воз­зре­нии, в про­грам­ме, ко­то­рую вса­ди­ли в го­ло­вы в мо­мент за­клад­ки: пи­са­те­ля мож­но на­зна­чить точ­но так же, как чи­нов­ни­ка; в лю­бой мо­мент его мож­но вы­черк­нуть («не­за­ме­ни­мых лю­дей нет»); не уме­ет пи­сать – под­пра­вить, по­ду­чить, при­ста­вить к не­му опыт­но­го на­став­ни­ка, пи­са­те­ля или ре­дак­то­ра… А это в кор­не не­вер­но. Это оши­боч­ный по­сыл; ни к че­му хо­ро­ше­му по­ст­ро­е­ния на его ос­но­ве не при­ве­дут.

В ито­ге мы на­блю­да­ем пол­ней­ший упа­док… Не­дав­нее про­хож­де­ние в шорт-лист пре­мии «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер» оче­вид­ней­шей гра­фо­ма­нии Аст­ва­ца­ту­ро­ва – по зна­ком­ст­ву… То, что по­лу­ча­ет пре­мию дей­ст­ви­тель­но на­сто­я­щая и прон­зи­тель­ная кни­га (Э.Ко­чер­гин «Кре­щён­ные кре­с­та­ми»), но ме­му­а­ры, а не ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра – то­же по­ка­за­тель­но. Что же за ли­те­ра­ту­ра та­кая у нас, ес­ли ме­му­а­ры луч­ше?.. Пре­мия «Боль­шая кни­га» Ма­ка­ни­ну за ли­ти­ми­та­цию. На са­мом де­ле – за вы­слу­гу лет, то есть за мно­го­лет­нюю пре­дан­ность «си­с­те­ме». И «си­с­те­ма» ина­че не мо­жет – она так ус­т­ро­е­на. Она долж­на по­ощ­рять свои «вин­ти­ки». Сей­час её воз­мож­но­с­ти в этом от­но­ше­нии уре­за­ны (дач и квар­тир нет, а всем «вин­ти­кам» пре­мии не дашь) – по­это­му и за­пра­ши­ва­ют­ся до­та­ции у го­су­дар­ст­ва… Пре­мия име­ни Пуш­ки­на (!) за на­бор рек­лам­ных за­ме­ток Си­ву­на, из­дан­ных «Но­вым ми­ром»!.. Сколь­ко мы бу­дем ещё тер­петь это из­де­ва­тель­ст­во?.. Есть ли пре­дел это­му бес­со­ве­ст­но­му на­ду­ва­тель­ст­ву?.. Ма­х­ро­вая гра­фо­ма­ния Га­ма­юн, Клю­ча­ре­вой, Ге­ла­си­мо­ва, Гуц­ко; гра­фо­ма­ния, конъ­юнк­ту­ра и хал­ту­ра лже­со­ци­а­ли­с­тов Са­ду­ла­е­ва с При­ле­пи­ным – всё это по­да­ёт­ся нам как луч­шие об­раз­цы со­вре­мен­ной про­зы. От­кро­ем лю­бой тол­стый жур­нал, от «Зна­ме­ни» до «Си­бир­ских ог­ней», на нас хлы­нет по­ток гра­фо­ма­нии, хал­ту­ры и конъ­юнк­ту­ры. Кто от­би­ра­ет всё это в пе­чать? Лоб­би­ру­ет на пре­мии?.. Это те са­мые «ли­те­ра­тур­ные ра­бот­ни­ки», мно­гие из них за­кон­чи­ли Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. Они спа­я­ны и «дер­жат» ли­те­ра­тур­ный про­цесс, как пре­ступ­ная груп­пи­ров­ка. «Но­вый мир» – на­ци­о­наль­ный бренд, свя­зан­ный с име­нем Твар­дов­ско­го, вы­пу­ск­ни­ка­ми Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та пре­вра­щён в от­стой­ник для гра­фо­ма­нии и «ча­ст­ную ла­воч­ку», фак­ти­че­с­ки унич­то­жен… Где всё та­лант­ли­вое?.. Не со­зда­ёт­ся уже в Рос­сии?.. А про­сто не впи­сы­ва­ет­ся в «си­с­те­му», вы­бра­ко­вы­ва­ет­ся на всех эта­пах от­бо­ра. И в ре­зуль­та­те – всё боль­ше сов­сем не со­зда­ёт­ся.

Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут не­об­хо­ди­мо за­крыть. Это ата­визм, не от­ве­ча­ю­щий тре­бо­ва­ни­ям ни вре­ме­ни, ни ра­зу­ма. Ли­бо го­то­вить на его ба­зе дей­ст­ви­тель­но спе­ци­а­ли­с­тов – кри­ти­ков-экс­пер­тов, ре­дак­то­ров (не «си­с­тем­но­го» ти­па), пе­ре­вод­чи­ков. Но не по­этов и про­за­и­ков. Спе­ци­аль­но­го ли­те­ра­тур­но­го об­ра­зо­ва­ния пи­са­те­лю не тре­бу­ет­ся, а вир­ши-сло­во­блу­дия под­го­тов­лен­но­го Ли­те­ра­тур­ным ин­сти­ту­том по­эта Ва­си­лев­ско­го мы и так име­ем воз­мож­ность ре­гу­ляр­но на­блю­дать в его лич­ном те­перь жур­на­ле «Но­вый мир». На­до по­ни­мать, что как пре­по­да­ва­тель Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та Ан­д­рей Ва­си­лев­ский под­го­то­вит се­бе до­стой­ную по­эти­че­с­кую сме­ну.

Го­то­вить спе­ци­а­ли­с­тов – это зна­чит за­ни­мать­ся не про­фа­на­ци­ей, а да­вать лю­дям се­рь­ёз­ное об­ра­зо­ва­ние. Толь­ко где взять для это­го сей­час пре­по­да­ва­те­лей? Ни­че­го дав­но уже не ос­та­лось. Ди­ле­тан­ты, без­да­ри, ло­ды­ри, хал­тур­щи­ки всех ма­с­тей, в ор­де­нах и чи­нах. По­это­му – про­ще и це­ле­со­об­раз­нее Ли­тин­сти­тут за­крыть. Кро­ме вре­да и пу­с­той тра­ты го­су­дар­ст­вен­ных де­нег ни­че­го не бу­дет. А вред на са­мом де­ле се­рь­ёз­ный. Это в том чис­ле и ис­ка­ле­чен­ные судь­бы вы­пу­ск­ни­ков, о чём пи­сал Дми­т­рий Бы­ков.

Ес­ли Рос­сия хо­чет иметь рус­скую ли­те­ра­ту­ру, она долж­на про­ве­с­ти глу­бо­кую ре­фор­му ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са, та­ко­го же мас­шта­ба, как про­во­дит­ся сей­час в ар­мии. Вли­вать мо­ло­дое ви­но в ста­рые ме­ха нет ни­ка­ко­го смыс­ла.

«Си­с­те­ма» долж­на быть раз­ру­ше­на. Лю­бую го­су­дар­ст­вен­ную под­держ­ку тол­стым жур­на­лам, Ли­тин­сти­ту­ту, фо­ру­му в Лип­ках, пре­мии «Де­бют» и лю­бым ли­те­ра­тур­ным пре­ми­ям, фи­нан­си­ро­ва­ние лю­бых ли­те­ра­тур­ных ме­ро­при­я­тий, по­ез­док лит­чи­нов­ни­ков и при­бли­жён­ных к ним ли­те­ра­то­ров за гра­ни­цу на все­воз­мож­ные книж­ные яр­мар­ки и т.п. не­об­хо­ди­мо пре­кра­тить.

На вы­ру­чен­ные день­ги со­здать с ну­ля два ли­те­ра­тур­ных жур­на­ла прин­ци­пи­аль­но но­во­го ти­па с из­да­тель­ст­вом при них, с нор­маль­ным фи­нан­си­ро­ва­ни­ем, го­но­ра­ра­ми (а не пре­ми­я­ми), с на­сто­я­щи­ми про­фес­си­о­на­ла­ми в шта­те, от­би­ра­ю­щи­ми дей­ст­ви­тель­но луч­шее. Най­ти про­фес­си­о­на­лов сей­час слож­но, но воз­мож­но. И по од­но­му жур­на­лу то­го же ти­па в каж­дом ре­ги­о­не.

Я был на книж­ной яр­мар­ке в Со­фии (как вре­мен­но при­бли­жён­ный ли­те­ра­тор), под­хо­дит по­жи­лой бол­га­рин и дол­го рас­сма­т­ри­ва­ет стенд с на­шим от­бор­ным хла­мом, спра­ши­ваю: «А что бы вы хо­те­ли?» – «Я бы хо­тел но­во­го Тол­сто­го… но­во­го Че­хо­ва»… А не­ту ни Тол­сто­го, ни Че­хо­ва. Есть гра­фо­ма­ния, конъ­юнк­ту­ра или про­сто хал­ту­ра. На вы­бор.

На За­па­де это пре­крас­но зна­ют, ес­ли чи­та­ют рус­ские кни­ги, то лёг­кую бел­ле­т­ри­с­ти­ку, или чи­та­ют из эт­но­гра­фи­че­с­ко­го ин­те­ре­са. По­том ду­ма­ют, что рус­ские едят в кол­хо­зах мла­ден­цев… Ли­те­ра­ту­ры в Рос­сии фак­ти­че­с­ки нет – за­ду­ши­ли. Ин­сти­тут, он то­же не ли­те­ра­тур­ный. Во­прос по­став­лен не­кор­рект­но. Но во­прос в пре­сти­же го­су­дар­ст­ва, в воз­рож­де­нии ве­ли­кой дер­жа­вы и ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры.


Александр КАРАСЁВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования