Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 25.06.2010

Вагон амбиций – это хорошо

 Но под ва­го­ном долж­ны быть рель­сы

 

Несмотря на то, что я очень настороженно отношусь к окружающим, с опаской и недоверием, да и вообще к ним особой любви не питаю, я понял одно – любой город – это в первую очередь – люди. То есть не толпа, а несколько конкретных человек. Без них – город просто архитектурная конструкция, населённая каким-то видом каких-то существ. Несколько площадей, проспектов, улиц, переулков, с коробками-домами и кучей в них живущих, которые тебя вертели, и ты их вертел. То есть, вот Новосибирск для меня – это Виктор Iванiв и Данила с Яной. Пока они там живут, город пульсирует и существует, пусть я их сто лет ещё не увижу, но это так. Если они уедут из Энска, город окончательно станет чужим, обезличенным, большим, пыльным и на хер мне не нужным. Но это как бы лирическое отступление.

 

Томск. Фото из коллекции Виктора Нилова
Томск. Фото из коллекции Виктора Нилова

Суть в том, что не­де­лю на­зад мы ска­та­лись в Томск: я, Ан­д­рей Прав­да и Та­ня Крав­чен­ко. Та­кой ке­ме­рун­ский де­сант: пи­са­те­ли и из­да­те­ли. Мы се­ли в ма­ши­ну и по­еха­ли в Томск по при­гла­ше­нию ме­ст­ной ли­те­ра­тур­ной об­ще­ст­вен­но­с­ти – по­чи­тать сти­шат и по­уча­ст­во­вать в лит­про­цес­се, по­смо­т­реть, кто и что здесь пи­шет, ну и взять что-ни­будь для «Зна­ков». Ни для ко­го не се­к­рет, что том­ский лит­про­цесс – это ок­сю­мо­рон. Ке­ме­ров­ский лит­про­цесс то­же, ко­неч­но, но тут па­ра-трой­ка че­ло­век ше­ве­лит­ся, Ива­нов ше­ве­лит­ся, Алё­хин, хоть и в СПб сей­час, но ро­дом от­сю­да, как и Спе­ран­ский, ещё Мур­зин ше­ве­лит­ся, Та­ня, и я ше­ве­люсь, не­смо­т­ря на ал­ко­го­лизм. А в Том­ске по­сле смер­ти Ка­зан­це­ва не ше­ве­лит­ся ни хре­на, кро­ме си­них бо­род ме­ст­ных ху­дож­ни­ков, ко­то­рые и при­ни­ма­ли нас в здо­ро­вен­ной ма­с­тер­ской на пя­том эта­же по ули­це Твер­ская. Я-то до­га­ды­вал­ся, ку­да мы по­па­дём, по­сколь­ку уже был год на­зад на так на­зы­ва­е­мых «Че­хов­ских пят­ни­цах». «Че­хов­ские пят­ни­цы» – это ког­да на На­бе­реж­ной со­би­ра­ет­ся уй­ма на­ро­да (это плюс Том­ску, ко­неч­но, в Ке­ме­ро­ве на та­кое со­бы­тие при­шли бы па­ра ка­лек, да осо­бо ал­чу­щие бух­ла по­сле чте­ний око­ло­ли­те­ра­тур­ные ре­бя­та), и лю­бой му­дак, со­гла­со­вав свои сти­ша­та с ад­ми­ни­с­т­ра­то­ром этих чте­ний (по се­к­ре­ту ска­жу, то­же боль­шим му­да­ком), вы­хо­дит к ми­к­ро­фо­ну и тра-та-та, чёрт по­де­ри! Да­ёт боль­шой по­эзии по пол­ной. Ещё на та­ких ве­че­рах есть па­ра му­зы­кан­тов, вы­да­ю­щих ди­кую ла­бат­ню на аку­с­ти­че­с­кой ги­та­ре под ви­дом ав­тор­ской пес­ни, от­врат­но иг­ра­ю­щие Am Dm Em Am, ну и A7, ра­зу­ме­ет­ся, ку­да без не­го, и не ме­нее от­врат­но по­ющие. В этом го­ду, мы, сла­ва Бо­гу, опоз­да­ли на та­кие пят­ни­цы и при­еха­ли про­сто в гос­ти. Но не тут-то бы­ло.

Как толь­ко мы при­нес­ли крас­но­го ви­на в трёх боль­ших ко­роб­ках, за сто­лом ожи­ви­лись, а си­де­ло за ним че­ло­век две­над­цать. На­ча­лись сти­хи по кру­гу, мы вы­слу­ша­ли мно­го жут­кой ла­бат­ни, и тут к нам по­до­шёл не­вы­со­кий се­до­ва­тый му­жи­чок с каф­ки­ан­ским ужа­сом в гла­зах.

– Вот, поз­воль­те по­да­рить, – ска­зал он Та­не и под­пи­сал не­вз­рач­ную книж­ку-ма­лыш­ку ти­ра­жом 100 эк­земп­ля­ров.

– Я пи­шу про­сто, лег­ко, – про­дол­жал он, – по­чи­тай­те-по­чи­тай­те.

Мы по­чи­та­ли. Му­жи­чок по­до­шёл ко мне.

– Как вам мои сти­хи?

– Ни­как.

– По­че­му?

– Как я вам объ­яс­ню, по­че­му? Про­сто не нра­вят­ся, по-мо­е­му, это пло­хие сти­хи.

– Что ж, оби­деть по­эта мо­жет каж­дый, – ска­зал му­жи­чок и за­со­пел.

– Вы зна­е­те, – про­дол­жил он, по­ду­мав, – вот вы го­во­ри­те тут про экс­перт­ную оцен­ку, а кто эти су­дьи-то?! Су­дьи-то кто?! Я ни­ко­го не знаю, о ком вы го­во­ри­ли, и знать не хо­чу, по­че­му кто-то дол­жен ре­шать за ме­ня – по­эт я или нет, ког­да я знаю – да! Я по­эт!

(А ра­нее я го­во­рил про уб­люд­ст­во ре­сур­сов со сво­бод­ной пуб­ли­ка­ци­ей, про ли­те­ра­тур­ный Ру­нет во­об­ще, про «Ме­га­лит» и «НЛКР», на­зы­вал не­ко­то­рых экс­пер­тов, в т.ч. Ко­с­тю­ко­ва, Пу­ха­но­ва, Кузь­ми­на, Пе­т­руш­ки­на, Не­ча­е­ва и т.п.)

– Я пи­шу про­сто, – до­ба­вил му­жи­чок, – ещё не­мно­го по­мол­чав, – я… я ведь как Руб­цов.

 

Для че­го я всё это на­пи­сал. Кое-кто ме­ня спра­ши­ва­ет: «Не­уже­ли, Игорь, в Том­ске всё так хре­но­во с ли­те­ра­ту­рой?» Так вот, я от­ве­чаю: «Нет ни­че­го хре­но­во­го, всё по-на­сто­я­ще­му очень ху­ё­во». Гля­дя на то, чем за­ни­ма­ют­ся Па­нов и Скар­лы­гин, ста­но­вит­ся по­нят­но, от­ку­да вы­рос­ла мо­дель и кон­цеп­ция этих «Пят­ниц» и по­доб­ных по­си­де­лок в «До­ме ху­дож­ни­ка», или как он там на­зы­ва­ет­ся. Эта мо­дель вы­рос­ла из дол­ба­ных со­юз­пи­сов с их ли­те­ра­тур­ной бю­ро­кра­ти­ей, стран­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми вну­т­ри­це­хо­во­го при­зна­ния и боль­ной за­вы­шен­ной са­мо­оцен­кой чле­нов со­юз­пи­сов. Ва­гон ам­би­ций – это хо­ро­шо. Но под ва­го­ном долж­ны быть рель­сы. Ре­дак­то­ра ме­ст­ных пе­ри­о­ди­че­с­ких ли­тиз­да­ний го­во­рят: «Да лад­но, ре­ги­о­наль­ная ли­те­ра­ту­ра по­лу­ча­ет вто­рое ды­ха­ние, мы дер­жим­ся». Ре­ги­о­наль­ная ли­те­ра­ту­ра по­лу­ча­ет вто­рое ды­ха­ние по­след­ние лет пят­над­цать и всё ни­как не по­лу­чит. По­то­му что кис­ло­род­ная ма­с­ка за­ст­ря­ла где-то на Ура­ле по пу­ти к нам из Моск­вы. А по­ка ре­ги­о­наль­ная ли­те­ра­ту­ра, та­кая как в Том­ске или в Ке­ме­ро­ве, на­хо­дит­ся в апа­тич­ном по­лу­об­мо­роч­ном со­сто­я­нии, ти­ка­ет ка­пель­ни­ца, ли­те­ра­ту­ра хо­дит в ут­ку, а её на­блю­да­ю­щих вра­чей это, в прин­ци­пе, ус­т­ра­и­ва­ет. Мне лич­но всё рав­но, что тут из­да­ёт­ся, ка­кой аль­ма­нах «Ка­мен­ный мост» или «Куз­нец­кая Кре­пость», «Ка­мы­ши Ка­мы­ши­на» или ещё что, оди­на­ко­во, ни­че­го о них ни­ко­му неиз­ве­ст­но, и в гла­за эти из­да­ния ни­кто ни­ког­да не ви­дел, хо­тя ре­дак­то­ры/из­да­те­ли ут­верж­да­ют об­рат­ное. Боль­шин­ст­во ав­то­ров та­ких из­да­ний при­над­ле­жат, ясен пе­рец, к яр­кой из­ве­ст­ной пле­я­де со­вре­мен­ных по­этов, о ко­то­рых ни­ко­му ни хре­на не­из­ве­ст­но, да­же че­ло­ве­ку, сле­дя­ще­му за тем, что тво­рит­ся в ре­ги­о­нах.

Един­ст­вен­ный бо­нус во вре­мя этой по­езд­ки – зна­ком­ст­во с внят­ным и ин­те­рес­ным по­этом Оль­гой Ко­ма­ро­вой. С ней мы за­ду­ма­ли (вку­пе с Кле­мен­ко) как-ни­будь ожи­вить всё это де­ло: со­брать и опуб­ли­ко­вать по воз­мож­но­с­ти в «Зна­ках», пред­ло­жить для пуб­ли­ка­ции в дру­же­ст­вен­ных нам из­да­ни­ях («Де­ти Ра», «Но­вая ре­аль­ность», «ДиН» и др.) зву­ча­щих то­ми­чей с их тек­с­та­ми.

А во­об­ще Томск для ме­ня все­гда был род­ным по­то­му, что в нём жи­ли Со­ня и Да­ша. В Со­ню я лет пять на­зад был очень влюб­лён, а Да­ша в се­ре­ди­не-кон­це ну­ле­вых бы­ла мо­ей един­ст­вен­ной том­ской со­рат­ни­цей и про­сто по­дру­гой. Вме­с­те мы ор­га­ни­зо­ва­ли и про­ве­ли не­сколь­ко не­пло­хих ли­те­ра­тур­ных ак­ций, кру­тых квар­тир­ни­ков, в об­щем, здо­ро­во бы­ло. От это­го Томск ста­но­вил­ся Да­ши­ным и Со­ни­ным и ка­ким-то уют­ным. И вот Да­ша уе­ха­ла в СПб. Ни­че­го ме­ня, на­вер­ное, уже с эти­ми де­вуш­ка­ми не свя­зы­ва­ет и ни­ког­да не свя­жет. Но свой фо­ку­си­ру­ю­щий ка­мень Томск, как те­ле­порт, по­те­рял. Ес­ли вы по­ня­ли, о чём я, ко­неч­но.


Игорь КУЗНЕЦОВ,
КЕМЕРОВО – ТОМСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования