Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 25.06.2010

ПОД ТОЛСТЫМ СЛОЕМ ГЛАМУРА

 Адвокат жиз­ни Ека­те­ри­на Мци­ту­рид­зе ждёт при­гла­ше­ния от Лу­чи­но Ви­с­кон­ти

 

Канны не самое подходящее место для серьёзных разговоров о литературе и кинематографии. Канны – мировой курорт, и сюда люди приезжают поплавать, на других посмотреть, себя показать, посорить деньгами, познакомиться с женщинами, насладиться успехом. Вообще сейчас не принято говорить о серьёзных проблемах – это как бы неполиткорректно, неуважительно к правам человека. Европейские политики давно поняли, что самовыражение духа ведёт тоталитаризму. Искусство должно нравиться массам, и поэтому на вечные вопросы как бы наложено табу.

Эти вопросы покрываются толстым слоем гламура, чтобы не дай бог не возникла какая-нибудь новая идеологическая эпидемия.

Впрочем, Лазурный берег вдохновлял многих художников. Трудно назвать европейскую знаменитость, которая не была бы за последние 150 лет на этом побережье. Об этом говорит множество музеев в Каннах, Антипе, Ницце.

Русский павильон в этом году был достаточно большим, он занимал более семидесяти квадратных метров. Меня в этом павильоне особенно впечатлила презентация проекта «Суворов». Фильм о великом русском полководце заинтересовал многих иностранных продюсеров. Ещё не читая сценария, они готовы поучаствовать в финансировании. Бюджет будущего фильма составляет 37 миллионов долларов.

Наконец, моя собеседница – арт-директор Русского павильона на Каннском кинофестивале Екатерина Мцитуридзе освободилась, и мы сели за столик на террасе у самого берега моря. В море в метрах трёхстах от нас стояли огромные частные яхты с вертолётными площадками, с которых то и дело взлетали и садились вертолёты, катая своих пассажиров. Шум моторов мешал разговаривать. Мы не стремились следовать жёстко заданной теме. По крайней мере, начнём о литературе и кино, а там как получится.

 

– Как толь­ко по­яви­лось ки­но, пи­са­те­ля стал сра­зу ин­те­ре­со­вать во­прос – бу­дет ли его про­из­ве­де­ние эк­ра­ни­зи­ро­ва­но. Нет, на­вер­ное, та­ко­го ав­то­ра, ко­то­рый бы не меч­тал уви­деть свой ро­ман на эк­ра­не. Эк­ра­ни­за­ция – это сим­вол ус­пе­ха и спо­соб по­лу­чить ма­те­ри­аль­ную не­за­ви­си­мость. Но, мне ка­жет­ся, у со­вре­мен­ных ре­жис­сё­ров ин­те­рес к се­рь­ёз­ной рус­ской про­зе ос­ты­ва­ет.

– По­че­му же, я знаю, что мно­гие ре­жис­сё­ры чи­та­ют со­вре­мен­ную про­зу. Да­же пе­ри­о­ди­ку чи­та­ют. Клас­си­ка же эк­ра­ни­зи­ру­ет­ся по­сто­ян­но. Не про­хо­дит и го­да, что­бы кто-то в ми­ре не эк­ра­ни­зи­ро­вал Че­хо­ва, До­сто­ев­ско­го. Филь­мов сни­ма­ет­ся мно­го, и хо­ро­ших сю­же­тов яв­но не хва­та­ет. Ведь хо­ро­шее ред­ко, по­это­му оно долж­но при­вле­кать к се­бе вни­ма­ние. Я аб­со­лют­но уве­ре­на, что ес­ли пи­са­те­ль та­лант­лив, он ра­но или по­зд­но до­бьёт­ся при­зна­ния.

– Вы, ко­неч­но, боль­шая оп­ти­ми­ст­ка, Ка­тя, а са­ми вы пи­ше­те про­зу?

– Я пи­са­ла рас­ска­зы, но мои зна­ко­мые рез­ко кри­ти­ко­ва­ли их.

– А вы не про­бо­ва­ли сме­нить зна­ко­мых?

– Де­ло не в зна­ко­мых, про­сто у ме­ня, на­вер­но, та­лан­та к про­зе не хва­та­ет. Я пи­шу в жур­на­лы.

– Ну, вот ви­ди­те, вы не пи­ше­те про­зу, а ес­ли бы пи­са­ли, не бы­ли бы та­кой оп­ти­ми­ст­кой.

– Я ду­маю, та­лант­ли­вый че­ло­век ни­ког­да не те­ря­ет чув­ст­во оп­ти­миз­ма. Та­лант не поз­во­ля­ет ему по­те­рять на­деж­ду. Я по­ни­маю, что се­го­дня пи­са­те­лю труд­нее, чем вче­ра. Се­го­дня ре­жис­сёр не по­бе­жит к пи­са­те­лю со сле­за­ми на гла­зах, со сло­ва­ми «но­вый Го­голь ро­дил­ся», как Не­кра­сов при­бе­жал к До­сто­ев­ско­му но­чью, про­чи­тав «Бед­ных лю­дей». Пи­са­тель, на­вер­но, дол­жен сам бе­гать – по прин­ци­пу «вол­ка но­ги кор­мят». Та­ко­ва жизнь. Ко­го-то та­кая жизнь мо­жет ос­корб­лять, но бес­смыс­лен­но и опас­но ид­ти про­тив жиз­ни. Нуж­но при­ни­мать её та­кой, ка­кая она есть. Это как бы за­кон, и с ним на­до счи­тать­ся. Ведь ска­зал же Вар­лам Ша­ла­мов, что жизнь уни­зи­тель­ная вещь, или что-то в этом ро­де. Но ес­ли ты при­ни­ма­ешь жизнь та­кой, ка­кая она есть, она те­бя мень­ше уни­жа­ет. Я счи­таю, что нуж­но быть ад­во­ка­том жиз­ни, а не про­ку­ро­ром.

– Вли­я­ет ли со­вре­мен­ное те­ле­ви­де­ние на ка­че­ст­во ки­не­ма­то­гра­фа?

– Это ин­те­рес­ный во­прос. Не­со­мнен­но, те­ле­ви­де­ние всё уп­ро­ща­ет, в том чис­ле и ки­не­ма­то­граф. Как че­ло­век, дол­го про­ра­бо­тав­ший на те­ле­ви­де­нии, я не счи­таю, что те­ле­ви­де­ние вы­пол­ня­ет ка­кую-то про­све­ти­тель­скую функ­цию. Те­ле­ви­де­ние не­га­тив­но вли­я­ет на всю куль­ту­ру, и да­же на об­ра­зо­ва­ние и мо­раль. Те­ле­ви­де­ние опу­с­ка­ет че­ло­ве­ка ни­же сред­не­го уров­ня. За­кон те­ле­ви­де­ния та­ков – из все­го де­лать шоу. Я ду­маю, мно­гие из­ве­ст­ные лю­ди, ко­то­рых при­гла­ша­ют на те­ле­ви­де­ние, не удов­ле­тво­ре­ны, ибо оно ме­ша­ет им рас­крыть­ся.

Мне не нра­вят­ся со­вре­мен­ные се­ри­а­лы. Взять хо­тя бы эк­ра­ни­за­цию До­сто­ев­ско­го. Мне хо­те­лось бы по­смо­т­реть что-ни­будь жи­вое, ди­на­мич­ное в те­че­ние по­лу­то­ра-двух ча­сов, а не рас­тя­ну­тые ди­а­ло­ги. Ведь кни­га чи­та­ет­ся на од­ном ды­ха­нии. Ес­ли Вы бу­де­те пе­ре­ска­зы­вать «Вой­ну и мир», он ска­зал, она ска­за­ла, то это убь­ёт жи­вое ис­кус­ст­во. Се­ри­ал аб­со­лю­ти­зу­ет ча­с­ти, в нём те­ря­ет­ся смысл це­ло­го. Кста­ти, мне по­нра­вил­ся один аме­ри­кан­ский адап­ти­ро­ван­ный се­ри­ал «Моя аме­ри­кан­ская ня­ня». Все мои ин­тел­лек­ту­аль­ные дру­зья смо­т­ре­ли, в том чис­ле и Алек­сей Юрь­е­вич Гер­ман. Мне его сын об этом ска­зал.

– Про­из­ве­де­ние ка­ко­го со­вре­мен­но­го рус­ско­го пи­са­те­ля вы хо­те­ли бы уви­деть на эк­ра­не?

– Мо­жет, это по­ка­жет­ся ба­наль­ным, но я хо­те­ла бы по­смо­т­реть фильм «Ча­па­ев и Пу­с­то­та» по Пе­ле­ви­ну. Я очень люб­лю эти ро­ма­ны, не­смо­т­ря на не­ко­то­рые ше­ро­хо­ва­то­с­ти язы­ка.

– А вы ни­ког­да не меч­та­ли стать ак­т­ри­сой?

– Нет, это не моё. Про­дю­се­ром, да, а ак­т­ри­сой нет. Мне мно­го раз пред­ла­га­ли сни­мать­ся в ки­но, но я всё вре­мя от­ка­зы­ва­лась. Впро­чем, ес­ли бы Лу­чи­но Ви­с­кон­ти пред­ло­жил мне роль в сво­ём филь­ме, я бы со­гла­си­лась. Но это уже не­воз­мож­но.

– Вы зна­е­те ко­го-ни­будь, ко­му удач­но уда­лось со­че­тать роль пи­са­те­ля, сце­на­ри­с­та, ре­жис­сё­ра и про­дю­се­ра в од­ном ли­це?

– Сей­час так сра­зу труд­но вспом­нить. Ну, на­при­мер, Спил­берг. Он мо­жет на­пи­сать сце­на­рий, сам спро­дю­си­ро­вать и снять. В Рос­сии я ни­ко­го не знаю. Пи­са­те­лю труд­но быть про­дю­се­ром, у не­го тог­да про­сто не ос­та­нет­ся вре­ме­ни, что­бы пи­сать.

– Вот вы го­во­ри­ли, что хо­ро­ший вкус ни­ког­да не из­ме­ня­ет та­лан­ту. Но ес­ли без­вку­си­ца бо­лее до­ход­на, тог­да та­лан­ту, что­бы вы­жить, нуж­но или стать ре­мес­лен­ни­ком, или ос­та­вить твор­че­ст­во. Ведь се­го­дня всё де­ла­ет­ся на ско­рую ру­ку: и ки­но, и ли­те­ра­ту­ра. Сто­ит взгля­нуть на эк­ран в те­че­ние не­сколь­ких се­кунд, и сра­зу ста­но­вит­ся яс­но, что сце­на­рии без­дар­ны, ре­жис­сёр без­да­рен, иг­ра ак­тё­ров без­дар­на. Смо­т­реть и чи­тать та­кие ве­щи су­щая пыт­ка, всё это страш­но раз­дра­жа­ет, но лю­дям это нра­вит­ся. Это осо­бен­ность со­вре­мен­ной жиз­ни, за­кон жиз­ни.

– Бы­ло бы грех лу­ка­вить, но это так. И всё же я хо­те­ла бы при­ни­мать жизнь та­кой, ка­кая она есть. Я ощу­щаю вну­т­рен­ний про­тест, ес­ли слы­шу: «вот как сей­час всё пло­хо, а рань­ше всё бы­ло ге­ни­аль­но». Рань­ше то­же бы­ло мно­го пло­хо­го. Как ис­то­рик по об­ра­зо­ва­нию, я люб­лю обоб­щать и мо­гу ска­зать, что лю­ди в мас­се сво­ей не ме­ня­ют­ся, ме­ня­ет­ся мо­да, стиль жиз­ни, но боль­шин­ст­во по сво­ей при­ро­де про­сты и не мо­гут и не хо­тят вос­при­ни­мать слож­но­с­ти вы­со­ко­го ис­кус­ст­ва. Это та же са­мая про­бле­ма, ко­то­рую ещё ра­нее по­ста­вил Фри­д­рих Ниц­ше, а в 20 ве­ке Ор­те­га-и-Гас­сет в кни­ге «Вос­ста­ние масс».

– Ска­жи­те, Ка­тя, а мо­жет су­ще­ст­во­вать по­ли­ти­че­с­кая пар­тия, ко­то­рая бы лоб­би­ро­ва­ла ин­те­ре­сы вы­со­ко­го ис­кус­ст­ва?

– Это, ко­неч­но, очень кра­си­вая идея, мо­жет быть, Ниц­ше в этом от­но­ше­нии что-то вы­ска­зы­вал, но се­го­дня это нере­аль­но. Го­су­дар­ст­во, в ко­то­ром та­кая пар­тия мо­жет иметь вли­я­ние, вы­ра­зи­ло бы ин­те­ре­сы ис­клю­чи­тель­но­го мень­шин­ст­ва, и бы­ло бы не де­мо­кра­ти­че­с­ким. Луч­ше, ког­да ис­кус­ст­во и жизнь идут па­рал­лель­но без вме­ша­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва.

– Раз­ве на­ше рос­сий­ское го­су­дар­ст­во не вы­ра­жа­ет ин­те­ре­сы мень­шин­ст­ва? Лю­дей, за­ни­ма­ю­щих­ся со­зда­ни­ем куль­тур­ных цен­но­с­тей, не­мно­го, но си­с­те­ма об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся про­дви­же­ни­ем этих цен­но­с­тей, на­счи­ты­ва­ет мил­ли­о­ны. Си­с­те­ма на­уки и об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии де­гра­ди­ру­ет, то, че­му по­свя­ти­ли эти лю­ди свою жизнь, ли­ша­ет­ся вся­ко­го смыс­ла. Пред­став­ля­е­те, мил­ли­о­ны куль­тур­ных и на­и­бо­лее об­ра­зо­ван­ных лю­дей недо­воль­ны, и не толь­ко низ­кой зар­пла­той. Это не­до­воль­ст­во – боль­шая по­ли­ти­че­с­кая си­ла.

– Я не ду­маю, что лю­ди се­го­дня в мас­со­вом по­ряд­ке мо­гут про­явить ка­кую-то по­ли­ти­че­с­кую ак­тив­ность. Это уто­пия, как у Пла­то­на или у То­ма­са Мо­ра. При­знать­ся че­ст­но, я бы не хо­те­ла за­ни­мать­ся по­ли­ти­кой. Моё при­зва­ние – это ки­но.

– Но без та­кой по­ли­ти­ки не­воз­мож­но улуч­шить си­ту­а­цию ни в ли­те­ра­ту­ре, ни в ки­но.

– Эта си­ту­а­ция не так уж и пло­ха, ше­де­в­ры не со­зда­ют­ся каж­дый ме­сяц. Так бы­ло во все вре­ме­на.

– Ка­тя, ка­кое глав­ное ка­че­ст­во по­мо­га­ло вам в ва­шей ка­рь­е­ре?

– На­вер­но, си­ла во­ли. В 14 лет я уже на­ча­ла ра­бо­тать и до сих пор не даю се­бе ни­ка­ких по­бла­жек. Си­ла во­ли – са­мое важ­ное и пре­крас­ное че­ло­ве­че­с­кое ка­че­ст­во. Од­но из са­мых мо­их лю­би­мых про­из­ве­де­ний – это про­из­ве­де­ние Ниц­ше «Во­ля к вла­с­ти». Я с удо­воль­ст­ви­ем чи­таю кни­ги, где глав­ным дей­ст­ву­ю­щим ли­цом яв­ля­ет­ся си­ла во­ли, на­при­мер, рас­сказ Дже­ка Лон­до­на «Во­ля к жиз­ни».

– Ор­га­ни­за­ция Рус­ско­го па­ви­ль­о­на на фе­с­ти­ва­ле в Кан­нах по­тре­бо­ва­ла от вас мно­го во­ли?

– Ко­неч­но, 4 го­да на­зад, ког­да я го­во­ри­ла об этом про­ек­те, все в не­до­уме­нии кри­ви­ли рот и по­жи­ма­ли пле­ча­ми. Пер­вый год был осо­бен­но труд­ным, у нас был очень ма­лень­кий па­ви­ль­он, при­мер­но тре­тья часть то­го, где мы сей­час на­хо­дим­ся. Соб­ст­вен­но, я это де­ла­ла не од­на, а вдво­ём с Дми­т­ри­ем Лит­ви­но­вым. Ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры Рос­сии бы­ло рав­но­душ­но к это­му про­ек­ту. Во­об­ще оно встре­ча­ет в шты­ки вся­кое нов­ше­ст­во, ко­то­рое тре­бу­ет от них до­пол­ни­тель­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния. Сколь­ко раз я за­пи­сы­ва­лась на при­ём к ми­ни­с­т­ру Ав­де­е­ву, но он так и не на­шёл вре­ме­ни встре­тить­ся со мной, хо­тя дру­гие ми­ни­с­т­ры, не име­ю­щие от­но­ше­ния к куль­ту­ре, на­хо­ди­ли.

– Вы со­глас­ны, что Канн­ский фе­с­ти­валь дер­жит­ся на че­ты­рёх ки­тах, в том чис­ле и на гла­мур­но­с­ти?

– Вы про­тив гла­мур­но­с­ти? Но ведь гла­мур­ность бы­ла свой­ст­вен­на че­ло­ве­ку все­гда. Да­же в древ­ней Гре­ции и древ­нем Ри­ме мож­но най­ти гла­мур­ность.

– Ну, что же, гла­мур­ность древ­не­го ми­ра – это ин­те­рес­ная те­ма для док­тор­ской дис­сер­та­ции, по­че­му бы вам не по­про­бо­вать?

– А по­че­му бы и нет, у ме­ня кан­ди­дат­ская есть, мож­но и док­тор­скую на­пи­сать. Во­об­ще, в по­ня­тии «гла­мур­ность» ни­че­го пло­хо­го нет. В Рос­сии это по­ня­тие при­ня­ло не­га­тив­ный от­те­нок. Но в прин­ци­пе гла­мур­ность – это кра­со­та. 


Беседу вёл Геннадий МАТЮШОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования