Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 02.07.2010

Пить под секундомер

 Пи­шу в де­рев­не. Нет под ру­кой книг Ко­жи­но­ва, нет сво­их днев­ни­ков, ча­с­тень­ко нет да­же све­та – тог­да при свеч­ке пи­шу.

Лев Тол­стой – то ли в днев­ни­ках, то ли в пись­мах – рас­суж­дал о свой­ст­вах па­мя­ти: мно­гое важ­ное за­бы­ва­ет­ся, а по­мнят­ся вро­де бы ме­ло­чи, де­та­ли, вне­зап­ные ощу­ще­ния, – они-то и долж­ны ста­но­вить­ся пред­ме­та­ми опи­са­ния. Вот и по­про­бую рас­ска­зать то, что ре­аль­но за­пом­ни­лось из об­ще­ния с Ва­ди­мом Ва­ле­ри­а­но­ви­чем, что по­сто­ян­но и без уси­лий всплы­ва­ет в па­мя­ти.

Пер­вую встре­чу с Ко­жи­но­вым, на­зва­ние пер­вой его про­чи­тан­ной ста­тьи или кни­ги не по­мню. И не по­мню день или год, ког­да осо­знал его ис­клю­чи­тель­ность как мыс­ли­те­ля, ис­то­ри­ка, ли­те­ра­то­ра. За­то по­мню, что очень дав­но, ещё в мо­ло­до­с­ти ос­т­ро за­ви­до­вал сво­е­му стар­ше­му бра­ту Вла­ди­ми­ру (он пе­ча­та­ет­ся под псев­до­ни­мом Уру­сов) за его зна­ком­ст­во и бли­зость с Ко­жи­но­вым. С бра­том же свя­за­но пер­вое – и чуть ли не един­ст­вен­ное – со­мне­ние в не­по­гре­ши­мо­с­ти Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча. В од­ной из ста­тей о мо­ло­дых по­этах, опуб­ли­ко­ван­ной в «Дне по­эзии», Ко­жи­нов об­ру­шил­ся на не­пло­хое, как мне ка­за­лось и ка­жет­ся, сти­хо­тво­ре­ние Ни­ко­лая Дми­т­ри­е­ва: «В пя­ти­де­ся­тых рож­де­ны, // Вой­ны не зна­ли мы, но всё же // В ка­кой-то ме­ре все мы то­же // Вер­нув­ши­е­ся с той вой­ны...» (Здесь и да­лее ци­ти­рую по сво­ей пло­хой па­мя­ти. – В.В.) Да, там бы­ли со­мни­тель­ные стро­ки о том, как ли­ри­че­с­кий ге­рой вы­жил бла­го­да­ря от­цу: «А то в ка­ких бы жил ми­рах, // Ког­да бы снай­пер бать­ку вы­ждал // В че­хо­сло­вац­ких кле­ве­рах!» Ме­ня осо­бен­но ца­рап­ну­ли, воз­мож­но, прав­ди­вые, но ни­как не объ­яс­нён­ные в сти­хо­тво­ре­нии имен­но че­хо­сло­вац­кие имен­но кле­ве­ра, но ведь в це­лом-то сти­хо­тво­ре­ние бы­ло хо­ро­шим и со вре­ме­нем ста­ло за­слу­жен­но зна­ме­ни­тым, поч­ти клас­си­че­с­ким. А Ко­жи­нов об­ру­гал его очень раз­вёр­ну­то, в не­сколь­ких аб­за­цах, при­чём не за стро­ки и стро­фы, а за из­на­чаль­ную по­зи­цию ав­то­ра, за яко­бы иг­ри­вость в столь важ­ной те­ме. Про­ти­во­по­с­тав­ля­лось же сти­хо­тво­ре­ние Уру­со­ва – о том, что отец не лю­бит вспо­ми­нать и рас­ска­зы­вать о вой­не (он дей­ст­ви­тель­но не лю­бил), что вой­на не­по­сти­жи­ма и во­об­ще «...Быть мо­жет, из-за ги­бель­ной вой­ны // Нет сре­ди нас ве­ли­ко­го по­эта, // Ве­ли­ко­го в мас­шта­бах всей стра­ны». Сти­хо­тво­ре­ние то­же за­ме­ча­тель­ное, что Ко­жи­нов бли­с­та­тель­но по­ка­зал в по­дроб­ном раз­бо­ре, но – «за­чем же сту­лья ло­мать»? Да ещё о Ко­лю Дми­т­ри­е­ва, ко­то­рый в жиз­ни был ти­хим и гру­ст­ным, как бы да­же при­шиб­лен­ным че­ло­ве­ком. Впро­чем, ино­гда, креп­ко вы­пив, Ко­ля ста­но­вил­ся буй­ным и дерз­ким. Од­наж­ды он не­сколь­ко раз за ве­чер зво­нил из ЦДЛа Ко­жи­но­ву и тре­бо­вал к те­ле­фо­ну «Ва­ди­ма Ва­ло­кар­ди­но­ви­ча». Не мо­гу толь­ко ска­зать, бы­ло ли это «од­наж­ды» до или по­сле ко­жи­нов­ской ста­тьи.

Но вер­нусь к бра­ту, к Уру­со­ву. В 80-х го­дах он не­сколь­ко раз по­се­щал Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча, да­же брал с со­бою же­ну. Вот это я ед­ва мог по­нять и пред­ста­вить: в гос­ти! к Ко­жи­но­ву! да ещё же­ну при­та­щить! Ра­зу­ме­ет­ся, не по­ве­рил бы, что со вре­ме­нем сам ока­жусь у Ко­жи­но­ва в гос­тях (без же­ны).

Впро­чем, в те же 80-е я то­же не­сколь­ко раз ви­дел и слы­шал Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча: в Со­ю­зе пи­са­те­лей, в ре­с­то­ра­не и за­лах ЦДЛа, слы­шал его вы­ступ­ле­ния. Но при­бли­зить­ся, по­зна­ко­мить­ся, за­го­во­рить бо­ял­ся па­ни­че­с­ки. Это бы­ло по­хо­же на ос­т­рую мо­ло­дую влюб­лён­ность, ког­да бо­ишь­ся да­же пря­мо­го взгля­да, не толь­ко встре­чи и раз­го­во­ра. 

На ру­бе­же 90-х по­явил­ся же­лез­ный, не­от­вра­ти­мый по­вод для встре­чи. Пе­ред этим я ушёл из «Прав­ды», где про­слу­жил две­над­цать лет во­ен­ным кор­ре­с­пон­ден­том и за­ме­с­ти­те­лем ре­дак­то­ра га­зе­ты по от­де­лу ин­фор­ма­ции, и стал на­чаль­ни­ком но­во­рож­дён­ной Во­ен­но-ху­до­же­ст­вен­ной сту­дии пи­са­те­лей. Под­чи­не­ние Сту­дии бы­ло двой­ное: день­ги мы по­лу­ча­ли в Ми­ни­с­тер­ст­ве обо­ро­ны, а рас­по­ла­га­лись и ра­бо­та­ли на ули­це Во­ров­ско­го, в Со­ю­зе пи­са­те­лей. В ту по­ру аф­ган­ский по­ход 40-й ар­мии уже за­кон­чил­ся, вну­т­рен­ние дра­ки ещё тол­ком не на­ча­лись, но мы всё-та­ки мно­го ез­ди­ли и ле­та­ли по вой­скам, ста­ра­ясь вы­би­рать ад­ре­са по­даль­ше и по­не­у­ют­нее, од­на­ко и это на­до­еда­ло, и мне при­шло в го­ло­ву ор­га­ни­зо­вать со­ве­ща­ние-се­ми­нар мо­ло­дых во­ен­ных ли­те­ра­то­ров в го­ря­чо лю­би­мой Пи­цун­де. Та­мош­ний Дом твор­че­ст­ва ме­с­то, ко­неч­но, рай­ское, но не в кон­це ап­ре­ля – на­ча­ле мая, ког­да нам раз­ре­ши­ли про­ве­с­ти со­ве­ща­ние (мо­ре ещё хо­лод­ное, ман­да­ри­ны не вы­зре­ли, ча­ча и ви­но – про­шло­год­ние). И всё-та­ки, пе­ре­бо­ров со­мне­ния и па­ни­че­с­кую влюб­лён­ность, ос­ме­лил­ся по­зво­нить Ва­ди­му Ва­ле­ри­а­но­ви­чу. По­мню, что он не сра­зу со­об­ра­зил, кто и за­чем ку­да-то его зо­вёт, на­чал ссы­лать­ся на здо­ро­вье и за­ня­тость, но я с по­силь­ною твёр­до­с­тью объ­яс­нил, что по­ми­мо мо­ло­дых ли­те­ра­то­ров на со­ве­ща­нии бу­дут «аф­ган­ские» бар­ды и во­об­ще ин­те­рес­ные ар­мей­ские лю­ди, а он раз­би­ра­ет­ся не толь­ко во всех ви­дах ли­те­ра­ту­ры, но и в ги­тар­ном пе­нии, в во­ен­ной ис­то­рии, так что... Ко­жи­нов не дал мне до­го­во­рить:

– Ар­мии я от­ка­зать не мо­гу.

Кста­ти, поз­же, ког­да мы до­ста­точ­но сбли­зи­лись, Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич да­же про­сил ме­ня ор­га­ни­зо­вать встре­чу с офи­це­ра­ми, что­бы вы­сту­пить пе­ред ни­ми, вы­ска­зать свои взгля­ды на ис­то­ри­че­с­кий долг рус­ской ар­мии. Воз­мож­но, он ещё на­де­ял­ся на во­ен­ный пе­ре­во­рот, но я его к офи­це­рам по­сле Пи­цун­ды не при­гла­шал, по­то­му что на пе­ре­во­рот уже не на­де­ял­ся (хо­тя од­на по­пыт­ка бы­ла, ког­да де­сант­ная ди­ви­зия по­ки­ну­ла гар­ни­зо­ны и от­пра­ви­лась в центр Рос­сии «для уча­с­тия в убор­ке кар­то­фе­ля»; её с пол­пу­ти вер­ну­ли, по­сколь­ку сре­ди ге­не­ра­лов-де­сант­ни­ков ока­зал­ся на­ив­ный че­ло­век, ре­шив­ший по­со­ве­то­вать­ся со сво­им дру­гом из ок­ру­же­ния Ель­ци­на).

Но это всё поз­же, а по­ка Пи­цун­да, со­ве­ща­ние-се­ми­нар, раз­бор про­зы, сти­хов, бар­дов­ские пес­но­пе­ния, не­из­беж­но пе­ре­хо­дя­щие в ли­те­ра­тур­но-ар­мей­ские пьян­ки. Ко­жи­нов в те вре­ме­на пил уже ма­ло, хо­тя ещё вы­пи­вал. За­де­ла, а по­то­му и за­пом­ни­лась его иро­нич­ная фра­за:

– Спо­соб­ные лю­ди есть, но пить и опо­хме­лять­ся вы всё-та­ки не уме­е­те.

Это бы­ло обид­но, и я воз­ра­зил: де­с­кать, спе­ци­аль­но пре­кра­щаю всю ли­ту­чё­бу ещё до обе­да, что­бы на­род ус­пел вы­пить, по­есть, по­ва­лять­ся на пля­же, под­го­то­вить­ся к ве­чер­ним об­ще­ни­ям, да и ут­ро встре­ча­ем ес­ли не ча­чей, то хо­тя бы ви­ном…

– А вы зна­е­те, что для то­го, что­бы про­изо­ш­ла фи­зи­о­ло­ги­че­с­кая опо­хмел­ка ор­га­низ­ма, нуж­но вы­пить не ме­нее по­ло­ви­ны вы­пи­то­го на­ка­ну­не?

Я не знал. И слег­ка ис­пу­гал­ся:

– Но ведь мы же ум­рём.

Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич опять улыб­нул­ся и очень про­сто ска­зал:

– Ког­да поч­ти в ва­шем воз­ра­с­те я вы­пи­вал в сут­ки мень­ше ли­т­ра вод­ки, это оз­на­ча­ло, что я уже вы­хо­жу из за­поя.

Лет че­рез семь я на­пом­нил Ко­жи­но­ву про объ­яв­лен­ную им в Пи­цун­де нор­му «фи­зи­о­ло­ги­че­с­кой опо­хмел­ки»: мол, с тру­дом, но до­тя­ги­ваю. От­вет был бы­с­т­рым и рез­ким:

– Я не мог так ска­зать. Не по­ло­ви­ну, а треть.

Тог­да мне по­ду­ма­лось, что Ко­жи­нов по­ста­рел, по­то­му и умень­шил ре­ко­мен­ду­е­мое ко­ли­че­ст­во. Впро­чем, и су­точ­ная нор­ма при вы­хо­де из за­поя тре­бу­ет ого­вор­ки. Па­мять со­хра­ни­ла не один литр, а два, но мне в это сей­час про­сто не ве­рит­ся,– на­вер­ное, то­же ста­рею.

Ещё про Пи­цун­ду. Дни бы­ли сол­неч­ны­ми, но мо­ре ещё про­хлад­ным. Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич еже­днев­но вы­хо­дил на пляж, од­на­ко ку­па­ю­щим­ся я его не ви­дел. Обыч­но он си­дел на бе­ре­го­вой галь­ке, а во­круг не­го, опер­шись на лок­ти, ле­жа­ли се­ми­на­ри­с­ты. Ко­жи­нов им про­по­ве­до­вал. Сло­во не­мно­го вы­спрен­ное, но бо­лее точ­но­го не под­бе­ру. Раз­го­во­ров как та­ко­вых – по край­ней ме­ре, с на­ми, мо­ло­ды­ми пи­са­те­ля­ми, – он ве­с­ти не лю­бил. Обыч­ный ва­ри­ант: наш ко­рот­кий во­прос и его раз­вёр­ну­тый, глу­бо­кий от­вет, плав­но пе­ре­рас­та­ю­щий в из­ло­же­ние то­го, что он счи­тал важ­ным для эпо­хи и ау­ди­то­рии. По­ме­шать это­му мог­ли толь­ко бар­ды – в си­лу вред­но­с­ти их твор­че­с­кой спе­ци­а­ли­за­ции. Бар­дов я от Ко­жи­но­ва от­го­нял, да они и са­ми не цеп­ля­лись за ме­с­то, где нет вы­пив­ки и ги­та­ры. Бли­жай­ший мой друг Игорь Мо­ро­зов, ав­тор луч­ших аф­ган­ских пе­сен «Ба­та­ль­он­ная раз­вед­ка» (ко­то­рая, кста­ти, бы­ла на­пи­са­на ещё до Аф­га­на и по­свя­ще­на его от­цу – фрон­то­ви­ку Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной) и «Мы ухо­дим», зву­чав­шей с ут­ра до ве­че­ра во всех аф­ган­ских гар­ни­зо­нах в дни вы­во­да войск, с удив­ле­ни­ем го­во­рил:

– Ме­ня кто-ни­будь ви­дел у мо­ря? По-мо­е­му, я ту­да не схо­дил...

И вот в не­кий день пер­вой не­де­ли (со­ве­ща­ние бы­ло боль­шим, двух­не­дель­ным) я, не су­мев ото­гнать бар­дов, пе­ре­би­вав­ших Ко­жи­но­ва, ре­шил от­влечь его ви­дом плы­ву­ще­го че­ло­ве­ка и по­плыл раз­ны­ми сти­ля­ми – брас­сом, на спи­не, кро­лем – прочь от бе­ре­га. Пла­ваю я кра­си­во, но пло­хо: бы­с­т­ро вы­би­ва­юсь из сил. А на этот раз, ког­да про­шло воз­буж­де­ние и я ог­ля­нул­ся, бе­рег был поч­ти в ки­ло­ме­т­ре. И я оша­лел. К стра­ху-то не­мно­го при­вык ещё в аф­ган­ских ко­ман­ди­ров­ках, но там на­до бы­ло про­сто пе­ре­тер­петь или спря­тать­ся, а тут ещё пред­сто­я­ло оси­лить та­кую дис­тан­цию, ка­кую и рань­ше и в тёп­лой во­де не про­плы­вал. Страх пе­ре­шёл в по­те­рю ко­ор­ди­на­ции – про­сто-на­про­с­то не ра­бо­та­ли ру­ки и но­ги. При­шлось от­да­вать се­бе ко­ман­ды, как ро­бо­ту: «Гре­бок ру­ка­ми. Тол­чок но­га­ми. Го­ло­ву вверх. Вдох. Вы­дох­нуть в во­ду…» Дли­лось это ес­ли не веч­ность, то по­ло­ви­ну веч­но­с­ти точ­но. На бе­ре­гу я упал, но удач­но, на зад­ни­цу, – как буд­то бы сел. Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич ог­ля­нул­ся, но ни­че­го не спро­сил, толь­ко ска­зал:

– А вы хо­ро­шо пла­ва­е­те.

От лю­бых бе­ре­гов я с тех пор даль­ше сот­ни ме­т­ров не от­плы­ваю, но до сих пор же гор­жусь, что бли­же все­го к по­ги­бе­ли был имен­но на гла­зах Ко­жи­но­ва.

К на­ча­лу вто­рой со­ве­ща­тель­ной не­де­ли се­ми­на­ри­с­ты по­вы­дох­лись и да­же на за­ня­ти­ях Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча ста­ли по­пи­вать – в пе­ре­ку­рах, а по­том и от­кры­то, при ру­ко­во­ди­те­ле. Сам я с Ко­жи­но­вым ещё ни ра­зу не пил, к то­му же страш­но хо­те­лось ус­лы­шать, как он по­ёт «зо­ло­тые ро­ман­сы» (из сти­хо­тво­ре­ния Вла­ди­ми­ра Со­ко­ло­ва). Ре­шил ус­т­ро­ить ве­чер-при­ём в сво­ём штаб­ном по­лу­люк­сов­ском но­ме­ре. Вы­та­щи­ли и на­кры­ли на про­стор­ном бал­ко­не сто­лы, за­ку­пи­ли све­жую зе­лень и про­шло­год­нюю ча­чу-ви­но, рас­ста­ви­ли сту­лья и удоб­ное крес­ло для Ко­жи­но­ва, бар­ды при­та­щи­ли ги­та­ры, но я при­ка­зал уне­с­ти, ос­та­вив на бал­ко­не толь­ко свою, пе­ре­ст­ро­ив на се­ми­ст­рун­ный лад: знал, что Ко­жи­нов иг­ра­ет на се­ми­ст­рун­ной. Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич, ус­т­ро­ив­шись в крес­ле и вы­пив бо­каль­чик су­хо­го ви­на, яв­но при­го­то­вил­ся к по­учи­тель­но­му мо­но­ло­гу, но я по­ме­шал:

– Мы зна­ем, что вы по­ёте, но ни ра­зу не слы­ша­ли.

Ко­жи­нов за­явил, что про­сту­жен, не в го­ло­се, да и нет се­ми­ст­рун­ной ги­та­ры, мы за­кри­ча­ли, что все очень про­сим, предъ­я­ви­ли ги­та­ру, ос­во­бо­ди­ли про­ст­ран­ст­во у крес­ла, – он улыб­нул­ся, по­жал пле­ча­ми и со­гла­сил­ся. По­сле пер­вой же пес­ни (ка­жет­ся, «Слы­шен звон бу­бен­цов из­да­лё­ка...») под­нял­ся гвалт, бар­ды по­лез­ли чо­кать­ся, кто-то на­чал вос­тор­жен­ный тост в честь по­юще­го ге­ния, по­сле че­го я по­нял, что так жить нель­зя – бу­дут не пес­ни, а шум и не­нуж­ные сла­во­сло­вия. И объ­я­вил рег­ла­мент: на раз­го­во­ры по­сле пе­сен – ми­ну­та, на то­с­ты – трид­цать се­кунд. Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич по­смо­т­рел на ме­ня с иро­нич­ным со­мне­ни­ем, но воз­ра­жать не стал. В кон­це ве­че­ра, на ко­то­ром пел толь­ко он, пел ув­ле­чён­но и мно­го, вдруг за­хо­хо­тал (что с ним поч­ти ни­ког­да не бы­ва­ло):

– Мно­го че­го в мо­ей жиз­ни слу­ча­лось, но что­бы пить под се­кун­до­мер – та­ко­го не по­мню!

Рас­ска­зать о пе­нии Ко­жи­но­ва не мо­гу. Ес­ли за­ра­нее от­бро­сить вос­тор­жен­ные сло­ва,– он пел про­сто, лег­ко и ум­но. Ни­че­го со­по­с­та­ви­мо­го по уров­ню ис­пол­не­ния я не слы­шал и не мо­гу пред­ста­вить. Но в те же при­мер­но го­ды по те­ле­ви­зо­ру ча­с­тень­ко вы­сту­пал В.Я. Лак­шин – кри­тик, слег­ка де­мо­крат, пер­вый за­ме­с­ти­тель глав­но­го ре­дак­то­ра жур­на­ла «Зна­мя»; ино­гда он брал в ка­д­ре ги­та­ру и пел. Мне до­во­ди­лось слы­шать его и в уз­ких ком­па­ни­ях, да­же одал­жи­вать свою ги­та­ру, пред­ва­ри­тель­но пе­ре­ст­ро­ив,– он то­же иг­рал «на се­ми». Ре­пер­ту­ар у не­го и Ко­жи­но­ва ес­ли не сов­па­дал, то пе­ре­кли­кал­ся, но в пе­нии Вла­ди­ми­ра Яков­ле­ви­ча пре­об­ла­да­ли иро­ния и ин­тел­лект, а в пе­нии Ко­жи­но­ва – ду­ша. Кста­ти, Лак­шин в свои по­след­ние го­ды на­чал скло­нять­ся к рус­ско­с­ти (об этом ещё ма­ло кто зна­ет), и ярые де­мо­кра­ты от не­го от­вер­ну­лись.

...В дни Пи­цунд­ско­го со­ве­ща­ния мы вы­ве­ши­ва­ли объ­яв­ле­ния и при­ка­зы по Сту­дии. Все они за­кан­чи­ва­лись под­пи­сью: «Ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но-ко­манд­ная груп­па». Ко­жи­но­ву на­ша бра­ва­да нра­ви­лась – ведь тог­да во всех га­зе­тах, жур­на­лах, эфи­рах про­кли­на­лась имен­но «ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но-ко­манд­ная си­с­те­ма» со­вет­ских вре­мён. По­мнят­ся его вы­ска­зы­ва­ния на те­му ком­му­низ­ма, со­вет­ской вла­с­ти, гря­нув­шей пе­ре­ст­рой­ки.

– Лич­но мне ху­же не ста­ло,– го­во­рил Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич.– Я те­перь мо­гу из­да­вать то, что рань­ше и не меч­тал из­дать. Но при де­мо­кра­тах Рос­сия по­гиб­нет.

– Ком­му­ни­с­том я не был, ме­ня тош­ни­ло от сло­во­блу­дия, от при­зы­вов и ло­зун­гов, но один был пра­виль­ным, и его нуж­но вер­нуть: «Ком­му­низм не­из­бе­жен!»

– А на­чи­нал я пла­мен­ным мо­нар­хи­с­том и бе­ло­гвар­дей­цем. Лет двад­цать на­зад про­ле­та­ли спец­рей­сом (сей­час бы ска­за­ли «чар­те­ром») над ок­ре­ст­но­с­тя­ми Крас­но­да­ра, в са­ло­не пи­са­те­ли и ге­не­ра­лы, все, ра­зу­ме­ет­ся, пья­ные, а я под­ни­ма­юсь и го­во­рю: «Гос­по­да! Мы про­ле­та­ем над ме­с­том ги­бе­ли ге­не­ра­ла Кор­ни­ло­ва. Про­шу поч­тить его па­мять вста­ва­ни­ем». Со вре­ме­нем ра­зо­брал­ся, что бе­лые, вклю­чая Кор­ни­ло­ва, бы­ли не мо­нар­хи­с­та­ми, а бур­жу­аз­ны­ми де­мо­кра­та­ми. И граж­дан­скую вой­ну на­ча­ли они, а не крас­ные. И Рос­сию рас­про­да­ва­ли они, а не боль­ше­ви­ки – те её со­би­ра­ли и скле­и­ва­ли, пу­с­кай да­же кро­вью. Да, сре­ди боль­ше­ви­ков бы­ло мно­го­ва­то ев­ре­ев, но в бе­лых пра­ви­тель­ст­вах – там же од­ни ма­со­ны...

Юрий КУЗНЕЦОВ и Вадим КОЖИНОВ
Юрий КУЗНЕЦОВ и Вадим КОЖИНОВ

Под за­на­вес со­ве­ща­ния ре­ши­ли ус­т­ро­ить му­зы­каль­ный бар­дов­ский ве­чер. Вы­ве­си­ли объ­яв­ле­ние (...«Ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но-ко­манд­ная груп­па») и ис­крен­не уди­ви­лись, ког­да ки­но­зал ока­зал­ся за­пол­нен­ным, да­же в про­хо­дах лю­ди сто­я­ли. По­мню, что че­рес­чур вол­но­вал­ся: в при­сут­ст­вии Ко­жи­но­ва ещё ни ра­зу не пел. Вы­сту­пил в се­ре­дин­ке, с един­ст­вен­ной, хо­тя и длин­но­ва­той пес­ней: «Бы­ли ког­да-то и мы офи­це­ры, // Браж­ни­ки, рат­ни­ки, юность Ру­си, // Плен­ни­ки че­с­ти, хра­ни­те­ли ве­ры, // Взгля­ды люб­ви об­хо­дя на ры­си», – ну и так да­лее в этом ду­хе. Объ­я­вив сле­ду­ю­ще­го бар­да, спу­с­тил­ся со сце­ны, вы­скольз­нул че­рез бо­ко­вую дверь на ули­цу, за­ку­рил. И сра­зу же вы­шел Ко­жи­нов, то­же до­стал си­га­ре­ты – он ку­рил толь­ко свои, са­мые про­стые, без филь­т­ра. По­ды­ми­ли под дож­ди­ком (не он ли при­гнал на­шу пуб­ли­ку?), я мел­ко дро­жал, Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич то­же, по-мо­е­му, вол­но­вал­ся.

– Вы дав­но на­пи­са­ли это сти­хо­тво­ре­ние? Оно же бе­ло­гвар­дей­ское.

– Не­дав­но. Но во­об­ще-то за­ду­мы­вал как па­ро­дию.

– Это бы­ва­ет в ли­те­ра­ту­ре. Зна­е­те, что «По­ве­с­ти Бел­ки­на» то­же па­ро­дия? На Бес­ту­же­ва-Мар­лин­ско­го, он был мо­ден тог­да. Пуш­кин с удо­воль­ст­ви­ем вспо­ми­нал ре­ак­цию Бо­ра­тын­ско­го по­сле чте­ния: «Ржёт и бьёт­ся». ...По­че­му вы по­ёте сов­сем дру­гим го­ло­сом, чем го­во­ри­те?

– Не знаю, я не на­роч­но. В раз­го­во­рах пи­шу: а на­чи­наю петь – го­лос по­че­му-то сни­жа­ет­ся.

– Это и ecть при­знак рус­ско­го пе­ния. Ког­да мы по­ём – мы мо­лим­ся.

Вен­чал же всё со­ве­ща­ние, ес­те­ст­вен­но, ве­чер Ко­жи­но­ва. От ги­та­ры он с ус­меш­кою от­ка­зал­ся, и я не спра­ши­вал, по­че­му: до­ны­не не мо­гу пред­ста­вить его по­ющим со сце­ны. Ки­но­зал сно­ва был по­лон, я опять вол­но­вал­ся – те­перь за Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча: в оди­ноч­ку дер­жать в ру­ках столь­ко псев­до­пи­са­тель­ской, по пре­иму­ще­ст­ву де­мо­кра­ти­че­с­кой пуб­ли­ки тя­же­ло­ва­то. По­на­ча­лу и вправ­ду зву­ча­ли вы­кри­ки ти­па: «А вы не фа­шист?», за­тем по ря­дам за­мель­ка­ли за­пи­с­ки, ко­то­рые он все до еди­ной за­чи­ты­вал, да­же яв­но про­во­ка­ци­он­ные, ми­нут че­рез двад­цать вы­кри­ки и мель­ка­ние пре­кра­ти­лись, ста­ли зву­чать нор­маль­ные, вслух, во­про­сы, за­кон­чил­ся же ве­чер ап­ло­ди­с­мен­та­ми, но и не­ким оше­лом­ле­ни­ем: часть пуб­ли­ки яв­но хо­те­ла че­го-ни­будь воз­ра­зить, но воз­ра­зить ни­че­го не мог­ла.

Вы­ступ­ле­ния Ко­жи­но­ва – и в мно­го­люд­ных за­лах, и в по­лу­пу­с­тых, и пе­ред един­ст­вен­ным слу­ша­те­лем – име­ли вну­т­рен­нюю струк­ту­ру, ко­то­рую труд­но уло­вить и оп­ре­де­лить. В пер­вые ми­ну­ты ка­за­лось, что он по­вто­ря­ет­ся, за­чем-то воз­вра­ща­ет­ся к то­му, с че­го на­чи­нал, за­тем по­яв­ля­лось чув­ст­во, что он те­бя об­во­ла­ки­ва­ет, бе­рёт в плен сво­их мыс­лей, по­том вдруг ка­за­лось, что он го­во­рит бес­спор­ные, оче­вид­ные ве­щи, а в кон­це ли­бо вы­со­кая ра­дость: «Ведь я то­же так ду­маю, толь­ко не мог это вы­ра­зить», ли­бо оше­лом­ле­ние: «Воз­ра­зить не­че­го, а со­гла­шать­ся нель­зя». Струк­ту­ру ко­рот­ко оп­ре­де­лить не мо­гу, но два ва­ри­ан­та есть. Пер­вый, оче­вид­ный – ко­нус­ная спи­раль: воз­вра­ще­ния к уже про­зву­чав­шим мыс­лям на бо­лее вы­со­ком вит­ке. Вто­рой ва­ри­ант – коль­чу­га: но­вое коль­цо вко­вы­ва­ет­ся в со­сед­ние, и по­сте­пен­но глав­ная мысль об­ре­та­ет та­кую за­щи­ту, ко­то­рую не толь­ко встреч­ны­ми до­во­да­ми, но и ме­чом не про­бить. Мне ка­жет­ся, что поч­ти так же вы­ст­ро­е­но боль­шин­ст­во его ста­тей, пуб­ли­ци­с­ти­че­с­ких книг, ис­сле­до­ва­ний ис­то­рии и со­вре­мен­но­с­ти. Но это слиш­ком слож­ная те­ма для де­ре­вен­ских вос­по­ми­на­ний.

По­сле пи­цунд­ских дней мы ино­гда пе­ре­зва­ни­ва­лись, встре­ча­лись на мос­ков­ских ме­ро­при­я­ти­ях, бы­ли и ус­лов­лен­ные встре­чи. Од­на из них – в СП Рос­сии, в так на­зы­ва­е­мой «Ли­те­ра­тур­ной гор­ни­це», на мо­ём то ли вы­ступ­ле­нии, то ли об­суж­де­нии твор­че­ст­ва. Ко­жи­нов уз­нал про «гор­ни­цу» не от ме­ня, веж­ли­во по­зво­нил:

– Вы не воз­ра­жа­е­те, ес­ли я при­ду и ска­жу о вас не­сколь­ко слов?

Ещё бы я воз­ра­жал!

В «гор­ни­це» мо­ей свет­ло не бы­ло. Де­ло в том, что ре­шил­ся чи­тать сти­хи без ги­та­ры, чего не де­лал с глу­бо­кой юно­с­ти. Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич си­дел ря­дом и по­сле од­ной из мо­их дек­ла­ма­ций спро­сил:

– Нет ли при вас тек­с­та про­из­не­сён­но­го ва­ми сти­хо­тво­ре­ния?

Текст был, я пе­ре­дал его Ко­жи­но­ву, уже пред­чув­ст­вуя при­го­вор.

Впро­чем, на офи­ци­аль­но-твор­че­с­кой ча­с­ти Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич вы­сту­пил поч­ти бла­го­же­ла­тель­но, но поз­же, на лёг­ком фур­ше­те, на мой ти­хий во­прос, за­чем ему ну­жен был текст, столь же ти­хо от­ве­тил:

– Хо­тел по­смо­т­реть, дей­ст­ви­тель­но ли та­кое сла­бое сти­хо­тво­ре­ние, как по­ка­за­лось на слух. Не по­ка­за­лось. Дей­ст­ви­тель­но сла­бое.

По-дру­го­му за­пом­нил­ся ли­те­ра­тур­ный де­сант во Вла­ди­мир – то ли вы­езд­ной пле­нум прав­ле­ния СП, то ли Дни ли­те­ра­ту­ры, то ли со­ве­ща­ние мо­ло­дых, где мы оба бы­ли ру­ко­во­ди­те­ля­ми се­ми­на­ров. Вот эпи­зод: си­дим ря­дом в за­ле на ка­ком-то скуч­ном офи­ци­аль­ном со­бра­нии, Ко­жи­нов впол­го­ло­са го­во­рит:

– А вы «Зо­ло­тых во­рот» рань­ше не ви­де­ли?

– Мно­го раз ви­дел: я к ро­ди­те­лям в Шую че­рез Вла­ди­мир ез­жу.

– Я то­же ви­дел. Да­вай­те про­сто по­гу­ля­ем, по­го­во­рим, всё рав­но че­рез час воз­вра­щать­ся к Дми­т­ров­ско­му со­бо­ру.

– Да­вай­те. Кста­ти, я знаю не­по­да­лё­ку од­ну чи­с­тую за­бе­га­лов­ку...

– Чи­с­тая за­бе­га­лов­ка – это для Рос­сии се­рь­ёз­но. На­до взгля­нуть.

Вы­пи­ли мы, смут­но по­мнит­ся, ко­нь­я­ку, и очень пома­лу, рюм­ки по две или по три. К со­бо­ру слег­ка опоз­да­ли, на­тк­ну­лись на оди­но­ко бро­див­ше­го Юрия Куз­не­цо­ва.

– Слу­шай, Ва­дим, где ты ша­тал­ся? С кем мне тут го­во­рить, кро­ме те­бя?..

Тог­да я ещё не знал сти­хо­тво­ре­ния Юрия По­ли­кар­по­ви­ча «Здра­ви­ца», кон­цов­ка ко­то­ро­го ка­те­го­рич­на: «Нас, мо­жет, двое, ос­таль­ные – дым. // Твоё здо­ро­вье, Ко­жи­нов Ва­дим». Не знал, но по­чув­ст­во­вал, что Куз­не­цов на ме­ня оби­дел­ся: не­уже­ли слег­ка рев­но­вал?

Но рев­но­вать дол­жен был я. Моя влюб­лён­ность в Ко­жи­но­ва с го­да­ми толь­ко уси­ли­ва­лась, и мне ре­за­ло слух де­мон­ст­ра­тив­ное «ты­ка­нье» Куз­не­цо­ва в их раз­го­во­рах, да ещё при иро­нич­ной, поч­ти сни­с­хо­ди­тель­ной ин­то­на­ции. Ко­неч­но, я по­ни­мал, что это жиз­нен­ная иг­ра Юрия По­ли­кар­по­ви­ча, что он лю­бит Ко­жи­но­ва по­ве­со­мей, чем я, но всё же, всё же...

А по­том на­сту­пил день, ког­да мы встре­ти­лись с Ва­ди­мом Ва­ле­ри­а­но­ви­чем у не­го до­ма. Он по­про­сил у ме­ня ка­кие-то ма­те­ри­а­лы для «За­га­доч­ных стра­ниц XX ве­ка», я знал, что у не­го на­ча­ли по­ба­ли­вать но­ги, и ска­зал, что мо­гу за­не­с­ти, бро­сить в поч­то­вый ящик.

– По­че­му вы ме­ня из­бе­га­е­те? Нет уж, ес­ли вы так до­б­ры, что при­дё­те, то обя­за­тель­но под­ни­ми­тесь ко мне, у ме­ня есть чай, есть ги­та­ра, вы мне спо­ё­те «А что нам те­рять, кро­ме че­с­ти...»

Эту мою пес­ню Ко­жи­нов от­кры­то лю­бил. Од­наж­ды спро­сил:

– Как вам уда­лось её на­пи­сать?

Че­ст­но от­ве­тил, что на­пи­сал дав­но и слу­чай­но, си­дя на ве­чер­нем де­жур­ст­ве в га­зе­те, где у ме­ня бы­ла ги­та­ра. И по­про­бо­вал объ­яс­нить, что хо­тел в пес­не ска­зать. По­лу­чи­лось до­воль­но пу­та­но.

– Вы са­ми не по­ни­ма­е­те, что вы на­пи­са­ли.

Про­зву­ча­ло то ли как по­хва­ла, то ли как кон­ста­та­ция мо­ей ум­ст­вен­ной не­пол­но­цен­но­с­ти. Мне боль­ше нра­вит­ся: как по­хва­ла.

Дверь от­крыл сам Ко­жи­нов. Поз­до­ро­ва­лись, я при­выч­но на­гнул­ся, что­бы рас­шну­ро­вать бо­тин­ки, он ос­та­но­вил:

– В дом, где ме­ня про­сят снять обувь, я вто­рой раз не вхо­жу. И вам не со­ве­тую.

Квар­ти­ру опи­сы­вать не бу­ду, по­сколь­ку ра­бо­чий ка­би­нет Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча рас­по­ла­гал­ся пря­мо в при­хо­жей, на­про­тив две­ри. Се­ли за сто­лик под книж­ны­ми пол­ка­ми, воз­ле ко­то­ро­го уже сто­я­ла ги­та­ра. Ко­жи­нов при­нёс чай, а я, ог­ля­нув­шись по сто­ро­нам, до­стал бу­тыл­ку ви­на и пло­с­кую фля­жеч­ку ко­нь­я­ка. Ко­жи­нов улыб­нул­ся:

– Не бой­тесь, Еле­на Вла­ди­ми­ров­на зна­ет, что я ино­гда вы­пи­ваю рюм­ку-дру­гую.

Вы­пи­ли, он за­ку­рил, на­чал смо­т­реть при­не­сён­ные ма­те­ри­а­лы, – зво­нок в дверь. Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич от­крыл и по­зна­ко­мил ме­ня с во­шед­шим:

Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич Ска­тов. Пи­са­тель, ис­то­рик ли­те­ра­ту­ры, ди­рек­тор Пуш­кин­ско­го До­ма.

Ска­тов ка­зал­ся чуть млад­ше хо­зя­и­на, но го­раз­до ва­ль­яж­нее: до­б­рот­но оде­тый, с не­то­роп­ли­вы­ми же­с­та­ми и сло­ва­ми. И при­нёс торт!

Ко­жи­нов, не лю­бив­ший ни в чём про­мед­ле­ний, пред­ло­жил Ска­то­ву по­слу­шать «од­ну за­ме­ча­тель­ную пес­ню». По­ка я пе­ре­ст­ра­и­вал ста­рень­кую, до­воль­но ка­п­риз­ную ги­та­ру на ше­с­ти­ст­рун­ный лад, Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич до­стал с пол­ки сто­поч­ку мо­их книг, про­тя­нул од­ну из них гос­тю:

– Вот здесь её текст. Где за­клад­ка.

Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич про­смо­т­рел сти­хо­тво­ре­ние, ни­че­го не ска­зал, стал ли­с­тать книж­ку даль­ше, по­ка я, не­сколь­ко обес­ку­ра­жен­ный, до­на­с­т­ро­ил ги­та­ру и то­роп­ли­во спел «А что нам те­рять…» На пес­ню Ска­тов не от­ре­а­ги­ро­вал, но над кни­гой вне­зап­но вы­пря­мил­ся:

– А это?.. Вы это то­же по­ёте?

Гля­нув на от­кры­тую стра­ни­цу, я не­о­хот­но со­знал­ся:

– Пою, но не все­рьёз, не со сце­ны – так, для во­ен­ных при­яте­лей…

– А для ме­ня мо­же­те спеть?

И я спел дей­ст­ви­тель­но ред­ко ис­пол­ня­е­мую пе­сен­ку с гру­бо­ва­ты­ми сло­ва­ми и смыс­лом: «Вой­на ста­но­вит­ся при­выч­кой. // Опять по круж­кам спирт раз­лит, // Опять хо­хо­чет мед­се­с­т­рич­ка // И ре­жет са­ло зам­по­лит...»

Ска­тов дол­го мол­чал, по­том ти­хо, как бы се­бе са­мо­му ска­зал:

– А я бо­ял­ся, что аф­ган­ская вой­на про­шла зря.

По­сле этой встре­чи мы со Ска­то­вым по­дру­жи­лись, я ез­дил к не­му в Ле­нин­град, вы­сту­пал в его пе­ре­да­че по ме­ст­но­му те­ле­ви­де­нию, мы бро­ди­ли вдво­ём по ве­чер­не­му дожд­ли­во­му го­ро­ду, го­во­ри­ли о Не­кра­со­ве, Пуш­ки­не, Ко­жи­но­ве... Вспо­ми­наю это не для по­хваль­бы. Про­сто не мо­гу до сих пор по­нять, по­че­му этим двум столь ис­ку­шён­ным в ли­те­ра­ту­ре лю­дям нра­ви­лись сов­сем раз­ные пес­ни.

Из по­зд­них об­ще­ний с Ва­ди­мом Ва­ле­ри­а­но­ви­чем вспо­ми­на­ет­ся дол­гий ве­чер в ру­ко­во­ди­мом им ли­тобъ­е­ди­не­нии «Крас­ная Прес­ня». Пред­став­ляя ме­ня по­до­печ­ным, Ко­жи­нов поч­ти са­мо­до­воль­но ска­зал:

– Вик­тор Гле­бо­вич вы­сту­пать и об­щать­ся не лю­бит, я это за­ме­тил дав­но. Но на мою прось­бу прий­ти к нам и вы­сту­пить от­ве­тил по-во­ен­но­му: «Есть!»

Впро­чем, вы­сту­пать мне при­шлось не ско­ро: чле­ны ли­тобъ­е­ди­не­ния чи­та­ли свои сти­хи по кру­гу, Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич ни­ко­го не кри­ти­ко­вал, за­ме­ча­ний не де­лал, ча­с­тень­ко про­сил про­чи­тать ещё и ещё – те сти­хи, ко­то­рые счи­тал на­и­луч­ши­ми. И я по­нял, ско­рее да­же по­чув­ст­во­вал, что все здесь лю­бят Ко­жи­но­ва, и он лю­бит всех. Очень воз­мож­но, что в про­фес­си­о­наль­ной пи­са­тель­ской сре­де ему не хва­та­ло имен­но та­кой – бес­хи­т­ро­ст­ной и вза­им­ной – люб­ви.

По­след­ний наш раз­го­вор (по те­ле­фо­ну) име­ет крат­кую пре­ды­с­то­рию. В кон­це вто­ро­го ты­ся­че­ле­тия, точ­ную да­ту не по­мню, де­ся­ток мос­ков­ских пи­са­те­лей вы­ле­те­ли в Са­ле­хард на не­кий ли­те­ра­тур­ный пра­зд­ник. По­ми­мо бан­ке­тов и вы­ступ­ле­ний про­во­дил­ся и се­ми­нар мо­ло­дых ме­ст­ных по­этов, ко­то­рым ру­ко­во­ди­ли Ю.Куз­не­цов и я. Кста­ти, и по­се­ли­лись мы в од­ном гос­ти­нич­ном но­ме­ре. А на се­ми­на­ре по­ссо­ри­лись: мне по­ка­за­лось, что Куз­не­цов слиш­ком уж рез­ко об­ру­гал ме­ст­ную по­этес­су (дей­ст­ви­тель­но ма­ло­гра­мот­ную), а ему по­ка­за­лось, что я слиш­ком рез­ко ему воз­ра­зил. Пья­ный Куз­не­цов бы­вал добр и спо­ко­ен, трез­вый – не­пред­ска­зу­ем.

– Вер­ста­ков, я уда­ляю вас с се­ми­на­ра!

Си­ту­а­ция ин­те­рес­ная: уда­ля­ют ру­ко­во­ди­те­ля,– но я, ко­неч­но, ушёл, на про­ща­нье ска­зав Юрию По­ли­кар­по­ви­чу ещё не­сколь­ко гром­ких слов. В гос­ти­ни­це с го­ря лёг спать. Вер­нув­ший­ся Куз­не­цов ме­ня раз­бу­дил:

– Пол­ков­ник, вста­вай вод­ку пить.

Пи­ли дол­го и мол­ча. На­ут­ро уле­те­ли в Моск­ву. Рас­ста­ва­ясь в ме­т­ро, Куз­не­цов про­бур­чал:

– Пол­ков­ник, сти­хи при­не­си.

Ви­зит в «Наш со­вре­мен­ник», где он ве­дал по­эзи­ей, я дол­го от­кла­ды­вал, явил­ся лишь в но­я­б­ре 2000 го­да. Юрий По­ли­кар­по­вич взял сти­хи, сра­зу на­чал чи­тать. Я, ко­неч­но, ушёл ку­рить, зная рез­кость его оце­нок и не­пред­ска­зу­е­мость пред­ла­га­е­мой прав­ки. Вер­нул­ся ми­нут че­рез де­сять. Куз­не­цов под­кле­и­вал к пер­вой стра­ни­це дан­ные об ав­то­ре, за­тем по­ста­вил под­пись и да­ту.

– Ве­зёт же те­бе, пол­ков­ник: я в пер­вом но­ме­ре сни­маю свои сти­хи, хо­чу ещё до­ра­бо­тать. По­став­лю твои.

Ве­зе­ние ока­за­лось свя­зан­ным с тра­ге­ди­ей. 17 ян­ва­ря 2001-го вдруг по­зво­нил Ко­жи­нов (вдруг – по­то­му что пе­ред этим мы не об­ща­лись и не со­зва­ни­ва­лись не­сколь­ко ме­ся­цев), раз­го­вор был дол­гий, я его за­пи­сал в днев­ник, днев­ни­ка под ру­кой нет, но не­сколь­ко фраз по­мню чёт­ко. Ко­жи­нов:

– Дол­жен вам че­ст­но при­знать­ся, что до ны­неш­них сти­хов в «На­шем со­вре­мен­ни­ке» ва­ша по­эзия ка­за­лась мне всё-та­ки за­ви­си­мой от ги­та­ры. Я был не прав.

Да­лее сле­до­ва­ли боль­шие сло­ва и оцен­ки, ко­то­рых я слег­ка ис­пу­гал­ся, хо­тя ждал – имен­но и толь­ко от не­го – всю свою твор­че­с­кую жизнь. Со стра­ху пе­ре­бил, по­пы­тал­ся пе­ре­ве­с­ти раз­го­вор на те­му его здо­ро­вья. Ко­жи­нов хо­лод­но­ва­то оби­дел­ся:

– Мы с ва­ми дав­но об­ща­ем­ся, и вы долж­ны бы уже по­нять, что я не го­во­рю не­об­ду­ман­ных слов... Кста­ти, как вы от­но­си­тесь к по­эзии Юрия Куз­не­цо­ва?

Врать не хо­те­лось, и я че­ст­но от­ве­тил, что люб­лю и глу­бо­ко ува­жаю Юрия По­ли­кар­по­ви­ча, у не­го есть ве­ли­кие сти­хи, но всё-та­ки зря он встал на ко­тур­ны и ча­ще ве­ща­ет, чем го­во­рит. Ко­жи­нов (по­сле дол­гой па­у­зы):

– Мне очень жал­ко, что вы не по­ни­ма­е­те по­эзию Куз­не­цо­ва.

По­сле это­го Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич сно­ва за­го­во­рил про мои но­вые сти­хи и на­прав­ле­ние даль­ней­ше­го твор­че­ст­ва. За­кон­чил же су­хо­ва­то:

– Впро­чем, я луч­ше об этом всём на­пи­шу. Это и вам бу­дет по­лез­ней.

И мы по­про­ща­лись – на­веч­но.

24 ян­ва­ря в ЦДЛе был твор­че­с­кий ве­чер мо­е­го дру­га и спо­движ­ни­ка по Во­ен­но-ху­до­же­ст­вен­ной сту­дии Ни­ко­лая Ива­но­ва. Он то­же знал и лю­бил Ко­жи­но­ва, к то­му же по­про­сил во вре­мя мо­е­го вы­ступ­ле­ния спеть «А что нам те­рять...», я спел и не­о­жи­дан­но для са­мо­го се­бя рас­ска­зал в ми­к­ро­фон о не­дав­нем звон­ке Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча.

На­ут­ро по­зво­ни­ли из «Крас­ной Прес­ни»: Ко­жи­нов умер. Умер в боль­ни­це, в ко­то­рой дол­го ле­жал. (Зна­чит, и мне он зво­нил от­ту­да.)

В пя­ти­ле­тие смер­ти се­мья и «Крас­ная Прес­ня» за­ка­за­ли па­ни­хи­ду в церк­ви Си­ме­о­на Столп­ни­ка на По­вар­ской. Спо­кой­ный и ум­ный свя­щен­ник по­сле мо­леб­на по­до­шёл к нам по­го­во­рить.

– Я все­гда по­чи­тал и чи­тал Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча. И знал, что он жи­вёт ря­дыш­ком, в на­шем при­хо­де. Но в церк­ви его не ви­дел...

А мне вспом­нил­ся – и тог­да и сей­час – от­вет Ко­жи­но­ва на мой слиш­ком пря­мой во­прос: «Ве­ри­те ли вы в бо­га?»

– По-мо­е­му, ска­зать, что я ве­рю в бо­га, все рав­но, что ска­зать: «Я хо­ро­ший че­ло­век».

Го­голь пи­сал о Пуш­ки­не: «Это рус­ский че­ло­век в его раз­ви­тии, в ка­ком он, мо­жет быть, явит­ся че­рез две­с­ти лет». Со вре­ме­ни рож­де­ния Пуш­ки­на до смер­ти Ко­жи­но­ва про­шло две­с­ти лет.

 

Вик­тор ВЕР­СТА­КОВ,

дер. БИ­РЮЛЬ­КИ, Твер­ская об­л.

 

Вик­тор Гле­бо­вич Вер­ста­ков ро­дил­ся 20 де­ка­б­ря 1951 го­да в Ви­теб­ской об­ла­с­ти. В 1975 го­ду окон­чил Во­ен­но-ин­же­нер­ную ака­де­мию име­ни Дзер­жин­ско­го. Ав­тор не­сколь­ких книг сти­хов, про­зы и пуб­ли­ци­с­ти­ки, в том чис­ле «Ра­ди тво­ей не­из­ве­ст­ной люб­ви», «Про­щай, Аф­га­ни­с­тан», «Бро­дил и я в сти­хи­ях ми­ра», «От «Прав­ды» до «Сво­бо­ды».





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования