Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 02.07.2010

Плебейство

 Гру­ст­ное зре­ли­ще от­кры­ва­ет­ся взо­ру че­ло­ве­ка, взду­мав­ше­го на­сла­дить­ся ис­кус­ст­вом и по­се­тить глав­ный пра­зд­ник ки­но в на­шей стра­не – Мос­ков­ский меж­ду­на­род­ный ки­но­фе­с­ти­валь. Пле­бей­ст­вом и «свин­цо­вы­ми мер­зо­с­тя­ми жиз­ни» ве­ет от двух кон­курс­ных про­грамм. То, что здесь нет ше­де­в­ров, ещё как-то мож­но объ­яс­нить – при­знан­ные ре­жис­сё­ры не спе­шат при­вез­ти свои тво­ре­ния в Моск­ву, по­сколь­ку наш фе­с­ти­валь от­ли­ча­ет­ся во­пи­ю­щей не­спра­вед­ли­во­с­тью в вы­бо­ре по­бе­ди­те­лей, от­ме­чая сво­и­ми при­за­ми в не­чёт­ные го­ды сла­бые и край­не тен­ден­ци­оз­ные кар­ти­ны ан­ти­со­вет­ско­го со­дер­жа­ния. Зри­тель так и не по­лю­бил рос­сий­ские филь­мы, удо­с­то­ен­ные «Зо­ло­то­го Ге­ор­гия» – «Пе­тя по до­ро­ге в цар­ст­вие не­бес­ное» (2009), «Пу­те­ше­ст­вие с до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми» (2007), «Ко­с­мос как пред­чув­ст­вие» (2005), не­смо­т­ря на мно­го­чис­лен­ные ал­ли­луйя кри­ти­ки и хо­ро­ший про­кат.

Но в этом го­ду мос­ков­ский ки­но­фе­с­ти­валь ухи­т­рил­ся пре­взой­ти свои преж­ние до­сти­же­ния по на­саж­де­нию ан­ти-куль­ту­ры и дур­но­го вку­са. Сло­во Ки­рил­лу Раз­ло­го­ву (го­во­ря­щая фа­ми­лия!), про­грамм­но­му ди­рек­то­ру фо­ру­ма: «У нас бу­дет по­ка­зан фран­цуз­ский фильм, от­верг­ну­тый Канн­ским ки­но­фе­с­ти­ва­лем как слиш­ком шо­ки­ру­ю­щий сво­ей эро­ти­кой… Вто­рой при­мер – юж­но­ко­рей­ская кар­ти­на. Я уви­дел её на фе­с­ти­ва­ле в Пу­са­не, там она оше­ло­ми­ла всех сво­и­ми ма­зо­хист­ски­ми сце­на­ми». Про­грамм­ный ди­рек­тор так­же ос­ча­ст­ли­вил рос­сий­ско­го зри­те­ля филь­мом, где «при­зна­ние сы­на бла­го­род­но­го се­мей­ст­ва в го­мо­сек­су­а­лиз­ме взры­ва­ет ри­ту­ал се­мей­ной тра­пе­зы», и лен­той, в ко­то­рой «юная ле­с­би­ян­ка и транс­сек­су­ал встре­ти­лись в ми­ре шоу-биз­не­са». До­ба­вим к это­му не­мец­кий фильм из кон­кур­са «Пер­спек­ти­вы», о ко­то­ром жур­на­ли­с­ты вы­ра­зи­лись не­дву­смыс­лен­но: «Пор­но на ММКФ». На эк­ра­не ре­жис­сёр, она же ис­пол­ни­тель­ни­ца глав­ной ро­ли, за­ни­ма­ет­ся са­мо­удов­ле­тво­ре­ни­ем, ино­гда от­вле­ка­ясь на съём­ки пор­но­гра­фи­че­с­кой кар­ти­ны…

По­хо­же, тем же са­мо­удов­ле­тво­ре­ни­ем за­ни­ма­ет­ся и Раз­ло­гов, со­би­рая по все­му ми­ру «со­ци­о­ло­ги­че­с­кие ки­но­от­бро­сы» и сво­зя их за го­су­дар­ст­вен­ные день­ги в Моск­ву. Ес­ли бы это был ча­ст­ный фе­с­ти­валь кон­крет­но­го ли­ца без бю­д­жет­ной под­держ­ки, то не сто­и­ло бы и го­во­рить о его «куль­тур­ных до­сти­же­ни­ях». По­ощ­ре­ние на го­су­дар­ст­вен­ном уров­не не­при­стой­ных низ­ко­ху­до­же­ст­вен­ных лент есть ещё один акт са­мо­убий­ст­вен­ной куль­тур­ной по­ли­ти­ки, ко­то­рую мы на­блю­да­ем уж не пер­вый год, и это­му нет ни­ка­ко­го ми­ро­воз­зрен­че­с­ко­го оп­рав­да­ния. За­то есть объ­яс­не­ние: рав­но­ду­шие (или без­гра­мот­ность) на­ших чи­нов­ни­ков, ко­то­рые воз­вы­ша­ют по­доб­ных «экс­пер­тов». (Тот же Раз­ло­гов – ди­рек­тор Рос­сий­ско­го ин­сти­ту­та куль­ту­ро­ло­гии, ве­ду­щий на те­ле­ка­на­ле «Куль­ту­ра» и т.д.)

  

По­яв­ле­ние «клуб­нич­ки»/«клюк­вы» на ки­но­фе­с­ти­ва­ле име­ет и иде­о­ло­ги­че­с­кое обос­но­ва­ние. Сло­во про­грамм­но­му ди­рек­то­ру: «Ита­ль­ян­ская и ки­тай­ская кух­ни на­ря­ду с «Мак­до­налд­сом» ста­ли важ­ней­ши­ми ме­ха­низ­ма­ми гло­ба­ли­за­ции поч­ти в той же ме­ре, в ка­кой фун­да­мен­та­лист­ские при­ст­ра­с­тия му­суль­ман­ско­го Вос­то­ка к со­кры­тию жен­ско­го те­ла, а хри­с­ти­ан­ско­го За­па­да к его де­мон­ст­ра­ции мо­гут счи­тать­ся ме­ха­низ­ма­ми но­во­го гло­баль­но­го ци­ви­ли­за­ци­он­но­го кон­флик­та, при­шед­ше­го на сме­ну ду­э­ли со­ци­а­лиз­ма и ка­пи­та­лиз­ма». Слав­но! Сколь­ко под­мен в од­ном пред­ло­же­нии – на­чи­ная с то­го, что хри­с­ти­ан­ский За­пад ни­ког­да не стре­мил­ся об­на­жить жен­щи­ну (это де­ла­ли ате­и­с­ты и языч­ни­ки) и за­кан­чи­вая тем, что со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кий СССР, вы­сту­пая за рав­но­пра­вие по­лов, во­все не при­вет­ст­во­вал сек­су­аль­ную раз­нуз­дан­ность. Что же ка­са­ет­ся ду­э­ли меж­ду со­ци­а­лиз­мом и ка­пи­та­лиз­мом, то и здесь лу­кав­ст­во: ны­неш­ний ки­но­фе­с­ти­валь стал «те­ма­ти­че­с­ким» – пять кон­курс­ных филь­мов по­ве­ст­во­ва­ли о том, как «уг­не­тал» СССР стра­ны соц­ла­ге­ря и как ду­ши­лись «сво­бо­ды» в Поль­ше, Гер­ма­нии, Вен­г­рии, Че­хо­сло­ва­кии и Бол­га­рии. Гит­лер за­быт, фа­шизм да­же не вспо­ми­на­ет­ся, Ев­ро­па из­не­мо­га­ет под са­по­гом со­вет­ско­го сол­да­та… Вот вам и пра­зд­но­ва­ние 65-ле­тия По­бе­ды со­вет­ско­го на­ро­да в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не! Пря­мо-та­ки па­рад «по­бе­ди­те­лей» – весь­ма по­сред­ст­вен­ные филь­мы из Поль­ши и Че­хии от­ме­че­ны се­ре­б­ря­ны­ми при­за­ми ки­но­фе­с­ти­ва­ля.

Но не на­до ду­мать, буд­то для ки­не­ма­то­гра­фа стран Вос­точ­ной Ев­ро­пы те­ма об­ли­че­ния СССР – глав­ная. На­обо­рот, су­дя по низ­ко­му ка­че­ст­ву пред­став­лен­ных «ан­ти­то­та­ли­тар­ных» филь­мов (вы­би­ва­ет­ся из это­го ря­да лишь кар­ти­на «По­след­ний до­нос на Ан­ну» вен­гер­ско­го ре­жис­сё­ра Мар­ты Мес­са­рош), тен­ден­ци­оз­ность бы­ла од­ной из це­лей от­бор­щи­ков мос­ков­ско­го ки­но­фе­с­ти­ва­ля. Что и под­тверж­да­ет К.Раз­ло­гов: «Эта ли­ния бы­ла за­да­на на по­ли­ти­че­с­ком уров­не, ког­да на­ча­лось об­суж­де­ние во­про­сов, свя­зан­ных с Ка­ты­нью… И нам по­ка­за­лось, что при­шла по­ра рас­счи­тать­ся с про­шлым».

 

Та­ким об­ра­зом, «ду­эль со­ци­а­лиз­ма и ка­пи­та­лиз­ма» про­дол­жа­ет­ся – но­вый зри­тель, вы­рос­ший в пост­со­вет­ской Рос­сии, дол­жен ус­во­ить «ком­плекс ви­ны» за про­шлое сво­ей стра­ны и при­об­щить­ся к «выс­шим цен­но­с­тям», та­ким как по­ощ­ре­ние ре­жис­сё­ров, сни­ма­ю­щих пор­но­гра­фи­че­с­кие лен­ты и иде­о­ло­ги­че­с­кие по­дел­ки. «Ци­ви­ли­за­ци­он­ный кон­фликт» в та­кой си­ту­а­ции не­из­бе­жен – здо­ро­вые си­лы всё рав­но по­бе­дят, че­му и учит нас ис­то­рия. Дру­гое де­ло, что во­прос: бу­дет ли рус­ский на­род в чис­ле по­бе­ди­те­лей? – по­ка ос­та­ёт­ся от­кры­тым…

***

Ну а те­перь по­го­во­рим о дру­гих, ме­нее за­мет­ных, но по-сво­е­му по­ка­за­тель­ных филь­мах ки­но­фе­с­ти­ва­ля. Нас, ра­зу­ме­ет­ся, ин­те­ре­су­ет в пер­вую оче­редь оте­че­ст­вен­ное ки­но­про­из­вод­ст­во. Кар­ти­на Оле­га Фе­сен­ко «Крас­ный снег. Са­га о хан­тах Юг­ры» по­ве­ст­ву­ет о вос­ста­ни­ях ме­ст­но­го на­се­ле­ния в Ос­тя­ко-Во­гуль­ском на­ци­о­наль­ном ок­ру­ге РСФСР в 1931–1934 гг. Фильм сде­лан с яв­ной сим­па­ти­ей к ко­рен­ным на­ро­дам и их обы­ча­ям, за­то мно­гие рус­ские в кар­ти­не, осо­бен­но ру­ко­во­дя­щие ра­бот­ни­ки и со­труд­ни­ки ОГ­ПУ – пья­ни­цы, са­ди­с­ты и раз­врат­ни­ки, за­ту­ма­нен­ные ком­му­ни­с­ти­че­с­кой иде­ей.

Спор­ный иде­о­ло­ги­че­с­кий по­сыл пла­чев­но ска­зал­ся на ху­до­же­ст­вен­ной сто­ро­не лен­ты. Пе­ред зри­те­лем пред­ста­ёт со­бра­ние штам­пов и ба­наль­ных ди­а­ло­гов («Мне плен­ный для от­чё­та ну­жен», «Со­вет­скую власть на эту суч­ку про­ме­нял?»). В ре­зуль­та­те на эк­ра­не ти­пич­ное «со­вре­мен­ное ки­но» – с пре­тен­зи­ей на от­кры­тие но­вых смыс­лов («при­шла по­ра рас­счи­тать­ся с про­шлым») и с от­сут­ст­ви­ем твор­че­с­ко­го и ми­ро­воз­зрен­че­с­ко­го пра­ва быть су­ди­ёй вре­ме­ни, о ко­то­ром у ре­жис­сё­ра и ак­тё­ров, по­хо­же, са­мое ту­ман­ное пред­став­ле­ние. По­то­му что ес­ли со­вет­ская власть, раз­ру­шая тра­ди­ци­он­ный быт се­вер­ных на­ро­дов, да­ва­ла им что-то вза­мен – ме­ди­ци­ну, пись­мен­ность и об­ра­зо­ва­ние, а бо­гат­ст­ва Юг­ры тог­да шли на бла­го все­го го­су­дар­ст­ва, то ра­ди че­го опу­с­то­ша­ют­ся се­го­дня при­род­ные кла­до­вые и унич­то­жа­ет­ся тун­д­ра? Что­бы оче­ред­ной оли­гарх ку­пил но­вую ях­ту или фут­боль­ный клуб?!..

Ещё один «ре­ги­о­наль­ный за­каз» вы­пол­нил ре­жис­сёр Юрий Фе­тинг. Кар­ти­на «Би­би­нур» сде­ла­на эс­те­ти­че­с­ки кра­си­во: чёр­но-бе­лые ка­д­ры сме­ня­ют­ся при­глу­шён­ны­ми цвет­ны­ми, поч­ти до­ку­мен­таль­ная точ­ность пе­ре­да­чи бы­тия та­тар­ской де­рев­ни со­че­та­ет­ся с фан­та­с­ти­че­с­кой сце­ной па­да­ю­ще­го в раз­гар ле­та сне­га… Этот фильм, про­фи­нан­си­ро­ван­ный Мин­куль­ту­ры и пра­ви­тель­ст­вом Та­тар­ста­на, рас­ска­зы­ва­ет о му­суль­ман­ке, ко­то­рой при­снил­ся ве­щий сон о том, что жизнь её за­кон­чит­ся в бли­жай­шую пят­ни­цу. Ба­буш­ка Би­би­нур вспо­ми­на­ет со­вет­ское про­шлое, ко­то­рое не все­гда бы­ло ра­до­ст­ным, и всма­т­ри­ва­ет­ся в тре­вож­ную со­вре­мен­ность: в де­рев­ню при­ез­жа­ют кри­ми­наль­ные биз­не­с­ме­ны; они со­би­ра­ют­ся пе­ре­про­дать зем­лю, где на­хо­дит­ся ста­рое клад­би­ще. Ти­хая пра­вед­ни­ца вра­зум­ля­ет од­но­го из них, Джи­хан­ги­ра, и он, «без­род­ный ко­с­мо­по­лит», дав­но жи­ву­щий за гра­ни­цей, вдруг уз­на­ёт о том, что его пред­ки ро­ди­лись в де­рев­не, слу­жи­ли в ме­ст­ной ме­че­ти. Биз­не­с­мен идёт про­тив ком­па­нь­о­нов и от­ка­зы­ва­ет­ся от сдел­ки, в от­ме­ст­ку кри­ми­наль­ные ав­то­ри­те­ты го­то­вят ему рас­пра­ву. Би­би­нур смог­ла по­ме­шать на­ём­но­му убий­це, но по­гиб­ла са­ма…

Цен­т­раль­ная идея филь­ма – то­с­ка по раз­ру­шен­ной ве­ре, и по­то­му ста­рик, один из ге­ро­ев кар­ти­ны, со­би­ра­ет по ок­ру­ге кам­ни, из ко­то­рых ког­да-то бы­ла по­ст­ро­е­на ме­четь. Ве­ра пре­крас­на, ут­верж­да­ют со­зда­те­ли ки­но, и маль­чик с чу­дес­ным го­ло­сом со­зы­ва­ет сель­чан на мо­лит­ву, но его звон­кий при­зыв пе­ре­би­ва­ет­ся ха­о­сом те­ле­ви­зи­он­ных го­ло­сов – в каж­дом до­ме есть «ящик», ко­то­рый учит лю­дей слу­жить обы­ден­ной тще­те, на­при­мер, стре­мить­ся к уча­с­тию в «Ми­ну­те сла­вы»…

В этих раз­ных по сво­е­му ху­до­же­ст­вен­но­му уров­ню лен­тах мож­но уви­деть и по­яв­ле­ние «ре­ги­о­наль­но­го ки­но», и меч­ты о на­ци­о­наль­ном воз­рож­де­нии, и то­с­ку по ста­рым, до­со­вет­ским вре­ме­нам, ког­да, как это ви­дит­ся за­каз­чи­кам филь­мов, «всё бы­ло луч­ше, чем сей­час». Во­прос спор­ный, осо­бен­но при­ме­ни­тель­но к ис­ла­му. Не­мец­кая кар­ти­на «Чу­жая» ре­жис­сё­ра Фео Ала­даг по­ве­ст­ву­ет о судь­бе мо­ло­дой жен­щи­ны Умай, ко­то­рая ре­ша­ет ос­та­вить сво­е­го де­с­по­тич­но­го му­жа в Стам­бу­ле и вер­нуть­ся с ре­бён­ком к ро­ди­те­лям в Гер­ма­нию. Вза­и­мо­по­ни­ма­ния она не на­хо­дит – ту­рец­кая ди­а­спо­ра свя­то чтит обы­чаи и счи­та­ет, что сын дол­жен ос­тать­ся у от­ца. В ход идут уго­во­ры, при­нуж­де­ние, бой­кот со сто­ро­ны се­мьи, а ког­да эти ме­ры не по­мо­га­ют, то «по­зор ро­да» смы­ва­ет­ся кро­вью… Ис­лам – это не толь­ко «воз­вы­шен­ное по­ло­же­ние жен­щи­ны» (о чём лю­бят рас­суж­дать на­ши но­во­об­ра­щён­ные учё­ные да­мы на Се­вер­ном Кав­ка­зе), но и жё­ст­кие ог­ра­ни­че­ния по­всед­нев­ной жиз­ни. Осо­бен­но для жен­щин из бед­ных и ма­ло­об­ра­зо­ван­ных сло­ёв об­ще­ст­ва, где ре­ли­ги­оз­ные нор­мы при­чуд­ли­во пе­ре­пле­та­ют­ся с ме­ст­ны­ми обы­ча­я­ми. Этой вес­ной в той же Тур­ции отец за­жи­во за­ко­пал в ого­ро­де свою 16-лет­нюю дочь за то, что она поз­во­ли­ла се­бе лиш­ние раз­го­во­ры с ре­бя­та­ми-свер­ст­ни­ка­ми.

***

Кадр из фильма «Воробей»
Кадр из фильма «Воробей»

Фильм Юрия Шил­ле­ра «Во­ро­бей» пред­став­лял Рос­сию в ос­нов­ном кон­кур­се и не сни­с­кал ни­ка­ких ла­в­ров – кри­ти­ка его друж­но об­ру­га­ла за не­уме­лость и на­ив­ность. Сю­жет кар­ти­ны прост: в си­бир­ской де­рев­не Ва­си­ль­ев­ка пред­се­да­тель кол­хо­за, от­став­ной во­ен­ный, ре­ша­ет сдать та­бун ло­ша­дей на мя­со, что­бы рас­пла­тить­ся с кре­ди­та­ми. Жи­те­ли роп­щут, но пе­ред уг­ро­зой гря­ду­ще­го без­де­не­жья от­сту­па­ют. И тог­да сын па­с­ту­ха, школь­ник Ми­тя Во­ро­бь­ёв, с охот­ни­чь­им ру­жь­ём на­пе­ре­вес ос­та­нав­ли­ва­ет ма­ши­ну, ве­зу­щую ло­ша­дей на бой­ню. На этом фильм за­кан­чи­ва­ет­ся, а Ва­си­ль­ев­ка со сво­и­ми про­бле­ма­ми, ку­да «ка­пи­та­лизм за­вез­ли по­сле эн­це­фа­лит­но­го кле­ща и ко­ло­рад­ско­го жу­ка», ос­та­ёт­ся.

Ки­но это, не­смо­т­ря на не­ко­то­рые его ху­до­же­ст­вен­ные не­со­вер­шен­ст­ва (за­тя­ну­тость дей­ст­вия в пер­вой ча­с­ти кар­ти­ны и на­ро­чи­тость не­сколь­ких сцен), сле­до­ва­ло бы по­ка­зы­вать по на­ше­му те­ле­ви­де­нию вме­с­то «пра­ви­тель­ст­вен­ных кон­цер­тов» и про­чих аги­ток за «ве­ли­кую Рос­сию». По­то­му что по­сле це­лой га­ле­реи сту­ка­чей, гэ­би­с­тов, до­но­с­чи­ков, дис­си­ден­тов и лю­дей «пе­ре­ка­ти-по­ля», пред­став­ших на эк­ра­нах ки­но­фе­с­ти­ва­ля, вдруг воз­ни­ка­ет кар­ти­на «рус­ско­го рая» – ширь лу­гов, дре­му­честь ле­сов, не­спеш­ность те­че­ния чи­с­той ре­ки. И на­род здесь жи­вёт, за­ня­тый не толь­ко на­сущ­ны­ми по­треб­но­с­тя­ми, но и гло­баль­ны­ми во­про­са­ми. Та­ки­ми, на­при­мер: кто воз­ник рань­ше, Все­лен­ная или Бог? За­чем учё­ным ну­жен ад­рон­ный кол­лай­дер? Ка­ким бу­дет ко­нец све­та?

Об этом раз­мы­ш­ля­ет маль­чик Ми­тя, и нель­зя не по­за­ви­до­вать его дет­ст­ву: у не­го есть силь­ный отец и ла­с­ко­вая мать, стар­ший брат и до­б­рый де­душ­ка. У не­го есть лод­ка и ре­ка, лес и чи­с­тый воз­дух, до­маш­няя жив­ность во дво­ре и шко­ла на со­сед­ней ули­це. У не­го есть род­ной дом, и по­это­му Ми­тя счи­та­ет, что впра­ве за­щи­щать его с ору­жи­ем в ру­ках.

 

На­род – ре­бё­нок, но ес­ли чу­жая власть (пред­се­да­тель – че­ло­век при­ез­жий) до­ве­дёт его до пре­де­ла, он, по­жа­луй, и за ору­жие возь­мёт­ся – та­ко­ва не­хи­т­рая идея этой кар­ти­ны. На­род по-преж­не­му взы­с­ку­ет ве­ры – не на сло­вах, а на де­ле (ког­да сель­ча­не го­во­рят пред­се­да­те­лю: «кре­с­та на те­бе нет», – он рас­стё­ги­ва­ет ру­баш­ку и по­ка­зы­ва­ет на­тель­ный кре­с­тик). На­род жаж­дет спра­вед­ли­во­с­ти: «Мы ра­бо­та­ем, как преж­де, рас­тим хлеб, и хо­тим по­лу­чать день­ги за свой труд».

 

Эти эле­мен­тар­ные ис­ти­ны до­но­сит до зри­те­ля Ю.Шил­лер, из­ве­ст­ный до­ку­мен­та­лист, ко­то­рый в 67 лет снял свою пер­вую ху­до­же­ст­вен­ную лен­ту о том, что ге­ро­ем в со­вре­мен­ной Рос­сии мо­жет быть толь­ко ре­бё­нок – юно­ше­ст­во и сред­нее по­ко­ле­ние на по­сту­пок не спо­соб­ны, они по­слуш­но сми­ря­ют­ся с «об­сто­я­тель­ст­ва­ми»… Гру­ст­ный и бес­по­щад­ный ди­а­гноз лю­дям «сред­не­го воз­ра­с­та». Вез­де – в твор­че­ст­ве, в по­ли­ти­ке, в эко­но­ми­ке.

Фильм Ю.Шил­ле­ра да­рит нам очень ос­то­рож­ный оп­ти­мизм – впер­вые за по­след­ние 20 лет на на­ших эк­ра­нах по­явил­ся до­сто­вер­ный об­раз рус­ской де­рев­ни. Впер­вые об­раз на­ших тру­же­ни­ков и кор­миль­цев вос­соз­дан с бла­го­го­вей­ной бе­реж­но­с­тью и лю­бо­вью. Ес­ли фильм вый­дет в про­кат, си­ла этой люб­ви мно­го­крат­но ум­но­жит­ся. 


Лидия СЫЧЁВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования