Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 02.07.2010

Против естества русской культуры

В оче­ред­ной раз от­пра­зд­но­вав день рож­де­ния А.С. Пуш­ки­на, за­ду­мы­ва­ешь­ся о со­пря­жён­ных с ним сло­ях куль­ту­ры, о не­пре­хо­дя­щем зна­че­нии его лич­но­с­ти для дня се­го­дняш­не­го. От­но­ше­ние к рус­ско­му ге­нию все­гда вы­сту­па­ло ин­ди­ка­то­ром об­ще­ст­вен­но­го здо­ро­вья, лич­но­ст­ное ос­во­е­ние его на­сле­дия слу­жи­ло во­до­раз­де­лом и в быт­ность по­эта, и во все по­сле­ду­ю­щие вре­ме­на. При­ме­ча­тель­но бу­дет вспом­нить о мос­ков­ском со­бы­тии 1880 го­да. Имен­но тог­да свет­ски-са­лон­ная речь Ива­на Тур­ге­не­ва на Пуш­кин­ском пра­зд­ни­ке, по­вто­ря­ю­щая во мно­гом идеи Бе­лин­ско­го, про­ва­ли­лась с ог­лу­ши­тель­ным тре­с­ком и ста­ла ра­зо­ча­ро­ва­ни­ем да­же для по­клон­ни­ков пи­са­те­ля. К сло­ву ска­зать, со­вре­мен­ный ли­те­ра­ту­ро­вед А.А. Без­ру­ков в ра­бо­те «Рус­ский ски­та­лец», ха­рак­те­ри­зуя Тур­ге­не­ва, точ­но под­ме­тил ка­те­го­ри­че­с­кое не­при­ятие пи­са­те­лем па­фо­са хри­с­ти­ан­ско­го са­мо­по­жерт­во­ва­ния, в то вре­мя как экс­прес­сив­ную жерт­вен­ность «гу­ма­ни­с­ти­че­с­ки-бла­гих ус­т­рем­ле­ний» Тур­ге­нев вся­че­с­ки по­эти­зи­ро­вал и ге­ро­изи­ро­вал. Как нам ка­жет­ся, прав учё­ный, ут­верж­дая, что их «прак­ти­че­с­кая ре­а­ли­за­ция… за­ко­но­мер­но по­рож­да­ла спер­ва рус­ских шар­лотт кор­де, тер­ро­ри­с­тов-«вспы­шеч­ни­ков» (сло­во Тур­ге­не­ва), а за­тем – «пла­мен­ных ре­во­лю­ци­о­не­ров», «ря­зан­ских ма­ра­тов». Сквозь приз­му «рус­ско­го ев­ро­пе­из­ма» уви­дел­ся Тур­ге­не­ву и Пуш­кин – по­эт, жив­ший «гор­ней» сво­ей ча­с­тью в не­бес­ном гра­де Свя­той Ру­си, а по­то­му без­воз­врат­но ус­кольз­нув­ший от по­ни­ма­ния «рус­ско­го ски­таль­ца». Фё­дор До­сто­ев­ский про­валь­ную речь Тур­ге­не­ва счёл да­же «уни­же­ни­ем по­эта, у ко­то­ро­го от­ня­ли зва­ние на­ци­о­наль­но­го», и при­зы­вал со­брав­ших­ся уз­реть не про­сто на­род­но-ху­до­же­ст­вен­ное, а про­ро­че­с­кое зна­че­ние Пуш­ки­на для со­оте­че­ст­вен­ни­ков.

Се­го­дня мы ви­дим, что при­ме­ни­тель­но к рус­ской куль­ту­ре, кра­е­уголь­ным кам­нем ко­то­рой яв­ля­ет­ся бо­го­вдох­но­вен­ный ха­рак­тер твор­че­ст­ва, не ра­бо­та­ют фор­му­лы от­вле­чён­но­го гу­ма­низ­ма и «об­ще­че­ло­ве­че­с­ких цен­но­с­тей», ре­во­лю­ци­он­ных пу­тей раз­ви­тия. Ис­хо­дя из это­го, по­вто­ряя в раз­ном кон­тек­с­те име­на тех или иных де­я­те­лей ис­кус­ст­ва, будь то Бе­лин­ский или Тур­ге­нев, уточ­ним, что речь идёт не о вы­чёр­ки­ва­нии стра­ниц ис­то­рии, а о том, что, ос­мыс­ли­вая за­ко­ны куль­тур­но­го раз­ви­тия, важ­но удер­жать в по­ле зре­ния и не за­топ­тать на пу­ти к «про­грес­су» те са­мые «ма­я­ки», ко­то­рые суть стол­пы и ду­хов­ное ос­но­ва­ние на­ции.

При­над­ле­жа к «про­грес­сив­но­му» дви­же­нию 1840-х го­дов, Вис­са­ри­он Гри­го­рь­е­вич Бе­лин­ский про­шёл ми­мо важ­ней­ших ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ских идей, вол­ну­ю­щих ис­тин­но­го ху­дож­ни­ка, за­мк­нул ис­кус­ст­во в уз­кий круг внеш­них со­ци­аль­ных за­дач. Бе­лин­ский ока­зал ги­бель­ное вли­я­ние на рус­скую кри­ти­ку, аб­со­лю­ти­зи­ро­вав со­ци­о­ло­ги­че­с­кий под­ход к трак­тов­ке ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний. Он не смог вер­но оце­нить та­лант мно­гих клас­си­ков – от Пуш­ки­на и Го­го­ля до Гон­ча­ро­ва и До­сто­ев­ско­го (при­мер вы­ска­зы­ва­ний кри­ти­ка о Гон­ча­ро­ве: «ху­дож­ник и боль­ше ни­че­го», «не да­ёт ни­ка­ких нрав­ст­вен­ных уро­ков»). Что ка­са­ет­ся «кри­ти­че­с­ко­го ме­то­да» Бе­лин­ско­го, то вы­явить его фи­ло­соф­скую ос­но­ву пред­став­ля­ет­ся прак­ти­че­с­ки не­воз­мож­ным – от­то­го так рас­хо­дят­ся оцен­ки тех, кто ре­шил за­нять­ся этим не­бла­го­дар­ным де­лом: од­ни, как И.Па­на­ев, счи­та­ли, что эс­те­ти­че­с­кое чув­ст­во Бе­лин­ско­го по­дав­ля­лось не­умо­ли­мой те­о­ри­ей, дру­гие, как А.Во­лын­ский, ука­зы­ва­ли на тор­же­ст­во эмо­ций над ло­ги­кой и т.д.

Бе­лин­ский, в пер­вую оче­редь, уяз­ви­мый в си­лу от­сут­ст­вия ис­то­риз­ма в си­с­те­ме мы­ш­ле­ния, во вто­рую оче­редь, по­лу­чал за­слу­жен­ные ли­те­ра­тур­ные ту­ма­ки от бо­лее «куль­тур­но ос­на­щён­ных» со­вре­мен­ни­ков. Так, Тур­ге­нев с «до­б­ро­душ­но-лу­ка­вым глум­ле­ни­ем» ха­рак­те­ри­зо­вал сво­е­го близ­ко­го зна­ком­ца сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

«Све­де­ния его… бы­ли не­об­шир­ны, он знал ма­ло. Бед­ность, ок­ру­жав­шая его с дет­ст­ва, пло­хое вос­пи­та­ние, ран­ние бо­лез­ни, а по­том тя­жё­лая не­об­хо­ди­мость спеш­но ра­бо­тать из-за ку­с­ка хле­ба по­ме­ша­ли ему при­об­ре­с­ти ши­ро­кое и пра­виль­ное об­ра­зо­ва­ние. (…) Он сме­ши­вал стар­ше­го Пит­та с его сы­ном, не хо­ро­шо раз­би­рал­ся в во­про­сах фи­ло­соф­ских, не­вер­но по­нял один из важ­ней­ших прин­ци­пов ге­ге­лев­ской ме­та­фи­зи­ки…».

Ряд на­мё­ков, на­прав­лен­ных про­тив Бе­лин­ско­го, при­сут­ст­ву­ет и в чер­но­вых на­бро­с­ках Го­го­ля. Ав­тор «Вы­бран­ных мест» при­по­ми­на­ет кри­ти­ку, в чис­ле про­че­го, борь­бу со сла­вя­но­фи­ла­ми и С.Ше­вы­рё­вым. За­ме­тим, что мне­ние Бе­лин­ско­го о кни­ге Го­го­ля «Вы­бран­ные ме­с­та из пе­ре­пи­с­ки с дру­зь­я­ми» от­ра­жа­ет раз­ность взгля­дов на при­ро­ду твор­че­ст­ва – для Го­го­ля, как для пи­са­те­ля глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­но­го, на­сто­я­щее твор­че­ст­во был тес­но свя­за­но с са­мо­по­зна­ни­ем, стра­да­ни­ем, по­ка­я­ни­ем.

Ю.Н. Го­во­ру­ха-От­рок, на­при­мер, счи­тал ис­кус­ст­во вы­ра­же­ни­ем бес­смерт­ной че­ло­ве­че­с­кой су­ти, на­хо­дя при­мер ис­тин­ной ве­ры в твор­че­ст­ве Го­го­ля и ха­рак­те­ри­зуя его как «ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка». Кри­тик пе­ре­кли­ка­ет­ся с А.Во­лын­ским, ко­то­рый так­же ви­дел в про­из­ве­де­ни­ях Го­го­ля изо­б­ра­же­ние стра­да­ю­щей че­ло­ве­че­с­кой ду­ши. Идя вслед за Ки­ре­ев­ским, Хо­мя­ко­вым, Гри­го­рь­е­вым, Стра­хо­вым, Да­ни­лев­ским и Ле­он­ть­е­вым, тра­ди­ци­он­ное по­ни­ма­ние твор­че­ст­ва Го­во­ру­ха-От­рок про­ти­во­по­с­тав­лял и взгля­дам Бе­лин­ско­го, ра­бо­тав­ше­го под вла­с­тью ев­ро­пей­ских вли­я­ний в уз­кой «об­ла­с­ти ли­те­ра­тур­но­го ни­ги­лиз­ма». Во­лын­ский от­ри­цал на­ли­чие у Бе­лин­ско­го и его по­сле­до­ва­те­лей сло­жив­ше­го­ся фи­ло­соф­ско­го ми­ро­воз­зре­ния, а в кри­ти­ке по­зд­не­го пе­ри­о­да ви­дел пре­об­ла­да­ние «ре­а­ли­с­ти­че­с­ко­го», «ути­ли­тар­но­го». Об­ра­ща­ясь к фи­гу­ре Бе­лин­ско­го и же­лая «на­чер­тить его об­раз бес­при­с­т­ра­ст­ною ру­кою», Во­лын­ский от­ме­ча­ет (при­ве­дём вы­ска­зы­ва­ния из кни­ги «Рус­ские кри­ти­ки», СПб., 1896 г., бо­лее не пе­ре­из­да­вав­шей­ся):

«По су­ще­ст­ву сво­ей на­ту­ры, по при­род­но­му та­лан­ту Бе­лин­ский не был мыс­ли­те­лем, фи­ло­со­фом, при­зван­ным вы­ра­ба­ты­вать ка­кие-ни­будь но­вые идеи, рас­кры­вать но­вые ду­хов­ные го­ри­зон­ты. (…) При­звав со­чув­ст­вие об­ще­ст­ва к бле­с­тя­щим яв­ле­ни­ям рус­ской сло­вес­но­с­ти, к ху­до­же­ст­вен­ным и по­эти­че­с­ким со­зда­ни­ям Пуш­ки­на, Лер­мон­то­ва, Го­го­ля, он не су­мел об­ста­вить не­по­ко­ле­би­мы­ми ло­ги­че­с­ки­ми до­ка­за­тель­ст­ва­ми и объ­яс­не­ни­я­ми сво­их соб­ст­вен­ных при­го­во­ров и оце­нок и, та­ким об­ра­зом, пре­до­ста­вил на во­лю су­деб. (…) Он ог­нен­ны­ми бук­ва­ми впи­сал своё соб­ст­вен­ное имя в ис­то­рию рус­ской ли­те­ра­ту­ры, но ни по сво­им те­о­ре­ти­че­с­ким спо­соб­но­с­тям, ни по раз­ме­рам сво­е­го твор­че­с­ко­го да­ро­ва­ния не мог про­из­ве­с­ти окон­ча­тель­но­го воз­дей­ст­вия на даль­ней­ший ход со­зна­тель­ной рус­ской жиз­ни. В нём не бы­ло той ум­ст­вен­ной си­лы, ко­то­рая, ис­хо­дя из стой­ких иде­а­лов и не­по­ко­ле­би­мых те­о­ре­ти­че­с­ких по­ня­тий, яв­ля­ет­ся куль­тур­ным ры­ча­гом, со­об­ща­ю­щим оп­ре­де­лён­ное на­прав­ле­ние ис­то­ри­че­с­ко­му про­грес­су.

Та­ков был этот ли­те­ра­тур­ный вождь мо­ло­до­го об­ще­ст­ва, с его ужас­ным ис­то­ри­че­с­ким на­след­ст­вом, ко­то­рое тре­во­жи­ло все луч­шие умы эпо­хи, ду­ши­ло их вре­мен­ны­ми, ис­су­ша­ю­щи­ми мозг нуж­да­ми и за­бо­та­ми. Он был вы­ра­зи­те­лем со­вре­мен­ных ум­ст­вен­ных по­треб­но­с­тей, пе­ре­до­вою вол­ною сво­е­го об­ще­ст­ва, не под­ни­мав­ше­го­ся до яс­но­го и пол­но­го ра­зу­ме­ния выс­ших за­дач ли­те­ра­ту­ры, выс­ше­го на­зна­че­ния жиз­ни».

Ины­ми сло­ва­ми, глав­ная ошиб­ка Бе­лин­ско­го и его по­сле­до­ва­те­лей со­сто­я­ла в том, что они вос­ста­ли про­тив ес­те­ст­ва рус­ской куль­ту­ры, по­ро­див­шей ше­де­в­ры древ­не­рус­ско­го сло­ва и ис­кус­ст­ва, уни­вер­саль­ные ге­нии Ло­мо­но­со­ва, Пуш­ки­на, це­лые сон­мы свя­тых и пра­вед­ни­ков.

Весь­ма по­ка­за­тель­на в раз­го­во­ре о Бе­лин­ском ис­то­рия с пуб­ли­ка­ци­ей Юрия Пав­ло­ва («ЛР», 2010, № 14). Об­ще­ст­вен­ность взвол­но­ва­лась, ког­да в ад­рес «ав­то­ри­те­та» про­зву­ча­ло не­сколь­ко дис­со­ни­ру­ю­щих с «ле­вым» ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ни­ем фраз со сто­ро­ны из­ве­ст­но­го кри­ти­ка, но ни­кто со­вер­шен­но не за­бес­по­ко­ил­ся о том, что до сих пор «за бор­том» ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки на­хо­дят­ся сла­вя­но­фи­лы, а так­же К.Ф. Го­ло­вин, Ю.Н. Го­во­ру­ха-От­рок и ещё мно­же­ст­во дру­гих не­за­слу­жен­но за­мал­чи­ва­е­мых имён.

Дей­ст­ви­тель­но, стиль Пав­ло­ва ли­шён «рас­шар­ки­ва­ний», и кри­тик, не­взи­рая на лич­но­с­ти, ос­та­ёт­ся по­сле­до­ва­тель­но кон­сер­ва­ти­вен, ког­да речь идёт о ма­ги­с­т­раль­ной ли­нии рус­ской куль­ту­ры, и не под­да­ёт­ся за­ра­зи­тель­ной «все­яд­но­с­ти» – та­кая прин­ци­пи­аль­ность за­слу­жи­ва­ет ува­же­ния. В ука­зан­ном кон­тек­с­те эмо­ци­о­наль­но-от­вле­чён­ные уп­рё­ки «бе­лин­ско­фи­лов», ад­ре­со­ван­ные Пав­ло­ву, на­по­ми­на­ют вы­ст­ре­лы хо­ло­с­ты­ми па­тро­на­ми. Во­об­ще, в пла­не «чи­с­то­ты» под­хо­дов, ло­ги­ки и по­сле­до­ва­тель­но­с­ти ар­ма­вир­ская на­уч­ная шко­ла ви­дит­ся на­и­бо­лее близ­кой к ос­но­вам здо­ро­вой кон­сер­ва­тив­но-«поч­вен­ной» мыс­ли – не­смо­т­ря на раз­дра­же­ние, вы­зы­ва­е­мое сло­ва­ми «поч­ва» и «про­вин­ция» у не­ко­то­рых сто­лич­ных мыс­ли­те­лей.

До­ба­вим, что не­мно­гим ра­нее по­след­няя кни­га Ю.Пав­ло­ва «Кри­ти­ка XX–XXI ве­ков» в ре­цен­зии В.Вин­ни­ко­ва («За­в­т­ра», 2010, № 8) бы­ла спра­вед­ли­во на­зва­на «бо­е­вой и нуж­ной». Но стран­но, что В.Вин­ни­ков, бли­с­та­тель­но по­рас­суж­дав о пам­пер­сах и «па­ра­зи­то­зе» кри­ти­ки как яв­ле­ния, из всей кни­ги в де­вят­над­цать ста­тей ос­та­но­вил­ся лишь на од­ном эпи­зо­де из пер­вой ста­тьи. Поз­во­лим се­бе не­боль­шой ком­мен­та­рий.

Во-пер­вых, труд­но ра­зо­брать: с кем же по­ле­ми­зи­ру­ет В.Вин­ни­ков – с Ва­си­ли­ем Ро­за­но­вым или Юри­ем Пав­ло­вым? К со­жа­ле­нию, Ро­за­нов уже ни­ког­да сво­ей по­зи­ции не из­ме­нит. По­ла­гаю, что труд­но бу­дет сде­лать та­ко­вое, но уже по дру­гим при­чи­нам, и Пав­ло­ву.

Во-вто­рых, ста­но­вит­ся смеш­но, ког­да В.Вин­ни­ков в сво­ей ре­цен­зии при­зы­ва­ет Пав­ло­ва пе­ре­чи­тать ста­тьи Бе­лин­ско­го о «Ев­ге­нии Оне­ги­не» (ну, ма­ло ли, мо­жет, за двад­цать лет пре­по­да­ва­ния ис­то­рии кри­ти­ки не удо­су­жил­ся че­ло­век?) и при­во­дит ар­гу­мен­ты в ви­де из­би­тых ци­тат, буд­то бы оп­ро­ки­ды­ва­ю­щих раз­мы­ш­ле­ния яко­бы не­даль­но­вид­но-конъ­юнк­тур­но­го ав­то­ра кни­ги, не­вни­ма­тель­но про­чи­тав­ше­го «ко­ри­фея» и от­ца всех ны­неш­них кри­ти­ков. Так и хо­чет­ся спро­сить: ну ку­да же Вы со сво­им стар­то­вым пи­с­то­ле­ти­ком, г-н Вин­ни­ков? Тут ла­зер­ная пуш­ка нуж­на, не мень­ше – тог­да, мо­жет, по­лу­чит­ся ка­кая-то бо­лее се­рь­ёз­ная по­ле­ми­ка. Да и в ко­го па­лить-то? Сна­ча­ла при­дёт­ся «убить» Пуш­ки­на, по­том Го­го­ля, До­сто­ев­ско­го, Ро­за­но­ва…

И, в-тре­ть­их, та­ких «об­ра­зо­ван­ных» «бе­лин­ско­лю­би­вых» лю­дей впол­не мож­но по­нять: за­учи­ли, фак­ти­че­с­ки, с дет­ст­ва про «эн­цик­ло­пе­дию рус­ской жиз­ни», и ког­да на­шёл­ся «на­хал», ни с то­го ни с се­го «ляп­нув­ший» не­о­сто­рож­ное слов­цо, что, мол, де­с­кать, зна­ем ва­ших ку­ми­ров, – долг вся­ко­го ин­тел­ли­гент­но­го че­ло­ве­ка до­бле­ст­но встать на за­щи­ту свя­ты­ни, что­бы не по­ту­ск­не­ли зо­ло­тые бук­вы, вы­гра­ви­ро­ван­ные в со­зна­нии… и т.д. Очень по­ка­за­тель­но, что В.И. Ле­нин «вож­дя­ми ин­тел­ли­ген­ции» про­воз­гла­сил имен­но Бе­лин­ско­го, До­б­ро­лю­бо­ва, Чер­ны­шев­ско­го, Гер­це­на и сра­зу же по­сле ре­во­лю­ции по­тре­бо­вал их пе­ре­из­да­ния ог­ром­ны­ми ти­ра­жа­ми. Имен­но со­ци­о­ло­ги­че­с­кий под­ход Бе­лин­ско­го стал в даль­ней­шем опо­рой для «ле­вых» тра­ди­ций в тру­дах со­вет­ских ли­те­ра­ту­ро­ве­дов.

Ста­тья же о Ва­си­лии Ро­за­но­ве из кни­ги Пав­ло­ва «Кри­ти­ка XX–XXI ве­ков» во мно­гом от­тал­ки­ва­ет­ся от ма­те­ри­а­ла, уже из­ла­гав­ше­го­ся ав­то­ром ра­нее, и по­ст­ро­е­на по прин­ци­пу «по­ни­ма­ю­ще­му до­ста­точ­но», да, вид­но, не­до­ста­точ­но се­го­дня по­ни­ма­ю­щих да­же сре­ди па­т­ри­о­тов-ин­тел­лек­ту­а­лов, и не­ко­то­рые из них, как ви­дим, упор­но на­ста­и­ва­ют на по­сти­же­нии «Ев­ге­ния Оне­ги­на» че­рез со­ци­аль­ные сте­рео­ти­пы, вне хри­с­ти­ан­ско­го кон­тек­с­та, к пол­но­те сли­я­ния с ко­то­рым всю жизнь стре­мил­ся и вне ко­то­ро­го не мыс­лил се­бя со­зда­тель «ро­ма­на в сти­хах».

А об от­но­ше­нии Пав­ло­ва к об­ра­зу Та­ть­я­ны Ла­ри­ной мож­но су­дить по то­му, в ка­ком кон­тек­с­те она воз­ни­ка­ет в дру­гих его ста­ть­ях, но, что­бы су­дить об этом, ко­неч­но, сле­ду­ет про­честь всю кни­гу, а не толь­ко фраг­мент пер­вой ста­тьи. Го­во­рю – фраг­мент, по­то­му что дру­гих, бо­лее раз­вёр­ну­тых суж­де­ний Пав­ло­ва о Бе­лин­ском В.Вин­ни­ков «не при­ме­тил», как лю­бо­пыт­ный ге­рой из­ве­ст­ный бас­ни.

Ины­ми сло­ва­ми, се­го­дняш­нее «обе­ле­ние» В.Г. Бе­лин­ско­го в кон­тек­с­те на­шей бо­га­той ис­то­рии, в кон­тек­с­те по­ни­ма­ния им Пуш­ки­на до бо­ли на­по­ми­на­ет что-то дав­ным-дав­но из­ве­ст­ное. Вос­соз­да­вая об­раз «бла­го­род­но­го за­щит­ни­ка-бе­лин­ско­лю­ба», ска­жем, что это, как пра­ви­ло, лич­ность, без­за­вет­но при­над­ле­жа­щая к «Ор­де­ну рус­ской ин­тел­ли­ген­ции», гор­дя­ща­я­ся все­знай­ст­вом, но не чи­тав­шая вни­ма­тель­но тру­ды свя­тых от­цов, И.Ки­ре­ев­ско­го, А.Хо­мя­ко­ва, Ю.Са­ма­ри­на, Ф.До­сто­ев­ско­го, М.Ло­ба­но­ва, Ю.Се­лез­нё­ва, В.Ко­жи­но­ва, И.Ша­фа­ре­ви­ча, О.Пла­то­но­ва, Б.Ба­ши­ло­ва, М.На­за­ро­ва; лич­ность, очень хо­ро­шо ус­во­ив­шая дог­ма­ты со­вет­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, в ко­то­ром да­же сте­риль­ная ре­ли­ги­оз­ность то­го или ино­го до­пу­щен­но­го к обо­ро­ту клас­си­ка вы­да­ва­лась за «гу­ма­ни­с­ти­че­с­кий па­фос» или «ху­до­же­ст­вен­ное ма­с­тер­ст­во», а боль­шин­ст­во рус­ских пи­са­те­лей XIX ве­ка в той или иной ме­ре «пред­ви­де­ли» ве­ли­кий Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот, уже тог­да вы­дви­гая про­марк­сист­ские идеи сво­бо­до­лю­бия, рав­но­пра­вия и все­об­ще­го ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го брат­ст­ва.

 

Ири­на ГРЕ­ЧА­НИК

 

Автор – док­тор фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, про­фес­сор ка­фе­д­ры рус­ской ли­те­ра­ту­ры МГГУ им. М.А. Шо­ло­хо­ва. Жи­вёт в Моск­ве.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования