Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 02.07.2010

Вне времени и условностей

Мо­но­спек­такль о Моск­ве «Штем­пель: Моск­ва».

По мо­ти­вам од­но­имён­ной по­ве­с­ти Си­гиз­мун­да Кржи­жа­нов­ско­го.

Фи­ли­ал те­а­т­ра им. Пуш­ки­на.

 

Че­ло­век без воз­ра­с­та, жи­ву­щий вне вре­ме­ни: не­за­мыс­ло­ва­тый ко­с­тюм из льня­ных тка­ней, рас­трё­пан­ные во­ло­сы и го­ря­щие гла­за – он мог вы­гля­деть так и в по­за­про­ш­лом ве­ке, и се­го­дня – ге­рой по­ве­с­ти Си­гиз­мун­да Кржи­жа­нов­ско­го и од­но­имён­но­го мо­но­спек­так­ля Ра­дио­на Бу­ке­ва «Штем­пель: Моск­ва». Глав­но­го ге­роя та­лант­ли­во сы­г­рал вы­пу­ск­ник те­а­т­раль­но­го учи­ли­ща им. Щу­ки­на Мак­сим Пеш­ков (он мо­жет быть из­ве­с­тен зри­те­лю по филь­мам «Сти­ля­ги», «Дом на на­бе­реж­ной», «Дом без вы­хо­да»). Си­гиз­мунд Кржи­жа­нов­ский (1887–1950) – рус­ский со­вет­ский пи­са­тель и дра­ма­тург, фи­ло­соф, ис­то­рик и те­о­ре­тик те­а­т­ра. Ро­дил­ся в Ки­е­ве, в 1922 го­ду пе­ре­ехал в Моск­ву. В 1925 го­ду, со­бран­ная из три­над­ца­ти пи­сем да­лё­ко­му дру­гу из про­вин­ции, по­яв­ля­ет­ся она – по­весть:

«…про­сти­те ли вы мне ра­зо­ча­ро­ва­ние: ведь под мо­им штем­пе­лем «Моск­ва» ни­че­го, кро­ме рас­суж­де­ний о штем­пе­лях с от­ти­с­ком «Моск­ва», вам не най­ти. Для ме­ня эта те­ма – близ­кая и важ­ная. Для вас, с рас­сто­я­ния в 700 вёрст, чу­жая и, мо­жет быть, скуч­ная».

Ак­тёр и ре­жис­сёр вслед за ав­то­ром по­ве­с­ти, бу­ду­чи так же, как и он, «не моск­ви­ча­ми», пы­та­ют­ся по­нять и при­нять Моск­ву, най­ти, за что её по­лю­бить и впос­лед­ст­вии ощу­тить не­отъ­ем­ле­мой ча­с­тью се­бя. Толь­ко по­слу­шай­те, как со­вре­мен­ны эти стро­ки:

«Здеш­ний че­ло­век, homo urbanis, су­ще­ст­во, ас­со­ци­и­ру­ю­щее по смеж­но­с­ти: са­мая увяз­ка и строй­ка го­ро­да учит лю­дей, в не­го вклю­чён­ных, стро­ить и свя­зы­вать речь и мысль так, и толь­ко так. Ку­да ни глянь – в ряд: се­ми­этаж­ная гро­ма­да, за ней из­бён­ка в три ок­на, тут же ко­лен­ча­тый при­чуд­ли­вый особ­няк; де­сять ша­гов от ко­лонн – и ры­нок; даль­ше – за­га­жен­ный пис­су­ар; ещё даль­ше – бе­лый взлёт лёг­ко­го ко­ло­коль­но­го ша­т­ра; ко­кош­ни­ка­ми ото­ро­чен­ные, под­ня­тые в ла­зурь глав­ки – и опять ог­ром­ный, на­ва­лив­ший­ся на цер­ков­ку, лос­ня­щий­ся све­жей кра­с­кой ог­ром­ный до­ми­на. Моск­ва – это свал­ка ни­как, ни ло­ги­че­с­ки, ни пер­спек­тив­но, не свя­зан­ных стро­и­тель­ных ан­сам­б­лей, до­мищ, до­мов и до­ми­ков, от под­ва­ла по са­мые кров­ли на­би­тых ни­как не свя­зан­ны­ми уч­реж­де­ни­я­ми, квар­ти­ра­ми, людь­ми, жи­ву­щи­ми врозь, впе­ре­бой, ми­мо друг дру­га, но раз­де­лён­ных лишь тон­ки­ми стен­ка­ми, под­час фа­не­рой, не до­хо­дя­щей да­же до по­тол­ка. В Моск­ве лю­ди и то, что око­ло лю­дей, близ­ки друг дру­гу не по­то­му, что близ­ки, а по­то­му, что ря­дом, тут, по со­сед­ст­ву, то есть, го­во­ря язы­ком Джем­сов и Бэ­нов, «по смеж­но­с­ти». Тут, в мос­ков­ском кру­го­во­ро­те, схо­дят­ся, иной раз сдру­жа­ют­ся не по­то­му, что сход­ны, а по­то­му, что буль­вар­ные ска­мьи не од­но­ме­ст­ны, а си­де­нья про­лё­ток пар­ные».

Ге­рой мо­но­спек­так­ля на сце­не фи­ли­а­ла те­а­т­ра им. Пуш­ки­на вме­с­те со зри­те­лем пы­та­ет­ся рас­пу­тать этот слож­ный клу­бок до­рог, уло­чек и пе­ре­ул­ков Моск­вы. И сов­сем не­важ­но, что по­весть бы­ла на­пи­са­на в 1925 го­ду – Моск­ва, по­лу­чат­ся, ни­чем не из­ме­ни­лась. Бо­лее то­го, са­ми моск­ви­чи ни­чуть не от­ли­ча­ют­ся от тех, что жи­ли сто лет на­зад. Да и при­ез­жие вы­гля­дят точ­но так же. Не­по­свя­щён­ный зри­тель мо­жет за­про­с­то при­нять мо­но­лог глав­но­го ге­роя за текст, при­ду­ман­ный со­вре­мен­ни­ком. Вот, на­при­мер, суж­де­ние об Ар­ба­те. Ска­жи­те, раз­ве мож­но пред­по­ло­жить, что на­пи­са­но оно бы­ло сто лет на­зад?

«Вче­ра по­пал­ся в ру­ки «Ар­бат» Бе­ло­го; очерк го­во­рит о сов­сем не­дав­нем, о толь­ко-толь­ко от­су­ще­ст­во­вав­шем; но ког­да я, пол­ный ещё об­ра­зов «Ар­ба­та», вы­шел на на­сто­я­щий Ар­бат, я сра­зу же уви­дел, что оты­с­кать хо­тя бы блед­ную про­ступь от­су­ще­ст­во­вав­ше­го поч­ти не­воз­мож­но. Я был раз­до­са­до­ван. В кон­це кон­цов, у них, у ес­тей, их ка­мень не твёр­же вос­ка: ка­ких-ни­будь трид­цать лет, и всё пе­ре­леп­ле­но за­но­во».

Даль­ше – так во­об­ще про на­шу дей­ст­ви­тель­ность – церк­вуш­ка та до сих пор сто­ит:

«Сло­ва, те креп­че. Вот, на­при­мер, вспом­ни­лось: на Ма­ро­сей­ке и сей­час есть за­жа­тая меж вы­со­ких до­мов цер­ков­ка Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Цер­ков­ка очень дав­ней строй­ки: ког­да-то, ког­да вме­с­то кир­пи­ча до­мов во­круг неё рос­ли клё­ны, на­зы­ва­лась Ни­ко­ла в Клен­ни­ках; но клё­ны сру­би­ли (1504) и ста­ли стро­ить по со­сед­ст­ву ору­жей­ные ма­с­тер­ские для из­го­тов­ле­ния и про­кал­ки клин­ков, тог­да цер­ковь ста­ла на­зы­вать­ся Ни­ко­ла в Клин­ни­ках; и на­ко­нец, ког­да на ме­с­те раз­ру­шен­ных ору­жей­ных по­ст­ро­и­ли блин­ное за­ве­де­ние, Ни­ко­ла, чуть ше­вель­нув бук­ва­ми, стал на­зы­вать се­бя Ни­ко­ла в Блин­ни­ках. Так имя, креп­ко сце­пив бук­вы, сквозь пять ве­ков про­но­сит свой ко­рень, не от­да­вая рит­ма (клен­ни­ки – клин­ни­ки – блин­ни­ки) и ме­няя звук лишь у кра­е­зву­чья».

Ак­тёр не про­сто про­из­но­сит мо­но­лог, он со­зда­ёт во­круг ат­мо­сфе­ру, по­гло­ща­ю­щую зри­те­ля. Из са­мых про­стых и не­за­мыс­ло­ва­тых ве­щей – ли­с­тов бе­лой бу­ма­ги, пу­с­тых фа­нер­ных ящи­ков, гор­сти пе­с­ка – бе­зо вся­ких хи­т­рых при­спо­соб­ле­ний на сце­не вдруг по­яв­ля­ют­ся тес­ные ка­мор­ки, ши­ро­кие буль­ва­ры, це­лые мос­ков­ские квар­та­лы. Ка­жет­ся, они воз­ни­ка­ют из ни­от­ку­да од­ной си­лой сло­ва и лёг­ко­го дви­же­ния. Ми­ни­мум де­ко­ра­ций и про­дол­жи­тель­ность спек­так­ля все­го – 75 ми­нут. Пол­ное от­сут­ст­вие сю­же­та и все­го один ак­тёр на сце­не. А чув­ст­во ос­та­ёт­ся та­кое, что про­жил чью-то жизнь – с за­пу­тан­ны­ми мыс­ля­ми, дол­ги­ми ис­ка­ни­я­ми, ра­до­с­тя­ми и пе­ча­ля­ми.


Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования