Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 02.07.2010

Радуга глазами дикарей

 Ког­да ев­ро­пей­цы од­но­му из аф­ри­кан­ских пле­мён, в язы­ке ко­то­ро­го бы­ло все­го два сло­ва для обо­зна­че­ния цве­та, по­пы­та­лись объ­яс­нить всю слож­ность ра­дуж­но­го спе­к­т­ра, у ди­ка­рей слу­чил­ся куль­тур­ный шок. Ви­ди­мо, что-то по­доб­ное про­ис­хо­дит сей­час в со­зна­нии тех, кто раз­вер­нул кам­па­нию по рас­кра­ши­ва­нию чёр­но-бе­лых оте­че­ст­вен­ных филь­мов. Ин­ду­с­т­рия эта на­бра­ла те­перь та­кие обо­ро­ты, что, су­дя по все­му, её уже не ос­та­но­вят ни не­до­воль­ст­во фрон­то­ви­ков, ни не­го­до­ва­ние В.С. Ла­но­во­го по по­во­ду пер­спек­ти­вы рас­цве­чи­ва­ния «Офи­це­ров». По­это­му, не ос­та­нав­ли­ва­ясь на том, ко­му и чем вы­год­ны та­кие «ма­ляр­ные ра­бо­ты», и не до­жи­да­ясь оче­ред­ной «рас­кра­с­ки», по­пы­та­юсь обос­но­вать чи­с­то ху­до­же­ст­вен­ную аб­сурд­ность ко­ло­ри­за­ции.

Те­зис о не­при­ме­ни­мо­с­ти ка­те­го­рий про­грес­са к ис­кус­ст­ву как нель­зя луч­ше под­тверж­да­ет­ся на при­ме­ре ки­не­ма­то­гра­фа, ведь Чап­лин про­дол­жал сни­мать не­мые филь­мы в эпо­ху зву­ко­во­го ки­но, а Фел­ли­ни пред­по­чи­тал чёр­но-бе­лую плён­ку цвет­ной, в чём бы­ла оп­ре­де­лён­ная твор­че­с­кая ус­та­нов­ка ре­жис­сё­ров на сво­бо­ду зри­те­ля в вы­бо­ре зву­ка и цве­та.

Де­ло в том, что оп­ре­де­лён­ный пласт куль­ту­ры для нас не­раз­рыв­но свя­зан имен­но с чёр­но-бе­лым ки­но. По­пыт­ки рас­ши­ре­ния его па­ли­т­ры раз­ры­ва­ют, так ска­зать, «пре­ем­ст­вен­ность вос­при­я­тия», буд­то ко­ло­ри­за­то­ры на ма­ши­не вре­ме­ни пе­ре­нес­лись в про­шлое и там спе­ци­аль­но на­сту­пи­ли на ба­боч­ку, убеж­дён­ные в том, что ны­неш­ний зри­тель к не­цвет­ной кар­тин­ке ап­ри­о­ри от­но­сит­ся как к ана­хро­низ­му.

Рас­кра­ши­ва­ние филь­мов о вой­не – раз­го­вор осо­бый. В их «чёр­но-бе­ло­сти», по­ляр­но­с­ти двух цве­тов, как в про­ти­во­сто­я­нии до­б­ра и зла, есть кон­кре­ти­ка биб­лей­ской Ис­ти­ны: «Но да бу­дет сло­во ва­ше: да, да; нет, нет; а что сверх это­го, то от лу­ка­во­го» (Мф.: 5, 37). В том вре­ме­ни нет ме­с­та по­лу­то­нам и от­тен­кам: окоп­ная пыль за­сте­ли­ла гла­за, а «ещё до­во­ен­ные лам­пы го­рят в пол­на­ка­ла», здесь осо­бая до­ку­мен­таль­ность – не­за­щи­щён­ность ху­до­же­ст­вен­но­го ма­те­ри­а­ла от прав­ды жиз­ни. Цве­ту­щие лу­жай­ки и соч­ная ли­ст­ва так же про­ти­во­ес­те­ст­вен­ны филь­му «В бой идут од­ни ста­ри­ки», как и сол­неч­ный Пе­тер­бург – ро­ма­нам До­сто­ев­ско­го.

Из­ве­ст­ны при­ме­ры, ког­да «бес­цвет­ность» ста­но­ви­лась удач­ным ре­жис­сёр­ским при­ёмом: для А.Тар­ков­ско­го бы­ло прин­ци­пи­аль­ным сни­мать «Ан­д­рея Руб­лё­ва» чёр­но-бе­лым, что­бы зри­тель, ис­то­с­ко­вав­шись по цве­ту за три ча­са про­смо­т­ра, в пол­ной ме­ре в фи­на­ле филь­ма смог оце­нить бо­же­ст­вен­ные кра­с­ки древ­них икон.

Ес­ли уж ко­ло­ри­за­то­ры так хо­тят при­ло­жить ру­ку к веч­но­му, то есть мно­го сфер ки­но­ин­ду­с­т­рии, ку­да мож­но на­пра­вить си­лы и сред­ст­ва. На­при­мер, в на­шей стра­не не так мно­го ки­но­те­а­т­ров – с долж­ным эк­ра­ном, про­ст­ран­ст­вом за­ла и аку­с­ти­кой – ко­то­рые мо­гут по­ка­зать во всей мо­щи то­го же «Ан­д­рея Руб­лё­ва». Или дру­гое бла­гое де­ло – ком­пью­тер­ная «ре­а­ни­ма­ция» филь­мов, ког­да про­грам­ми­с­ты, по­доб­но жи­во­пис­цам-ре­с­та­в­ра­то­рам, «омо­ла­жи­ва­ют» ста­рые плён­ки – вос­ста­нав­ли­ва­ют изо­б­ра­же­ние, чи­с­тят звук. Та­кую ра­бо­ту с филь­мом «Зер­ка­ло» вы­со­ко оце­нил опе­ра­тор В.И. Юсов, ска­зав, что Тар­ков­ский был бы до­во­лен.

Но бо­юсь, ко­ло­ри­за­то­ры ос­та­нут­ся не­пре­клон­ны. Кто зна­ет, что ещё в их да­ле­ко иду­щих пла­нах? Мо­жет быть, не толь­ко рас­кра­ши­ва­ние «Офи­це­ров», но и пе­ре­вод в фор­мат 3D «Ча­па­е­ва»? В сво­ей бе­зу­держ­но­с­ти они на­по­ми­на­ют ре­бён­ка, раз­до­быв­ше­го фло­ма­с­те­ры и раз­го­ня­ю­ще­го смерт­ную то­с­ку од­но­тон­ных обоев. Так да­вай­те по­да­рим пло­хи­шу аль­бом для ри­со­ва­ния – мо­жет быть, ди­тя на­те­шит­ся…


Михаил КИЛЬДЯШОВ,
г. ОРЕНБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования