Архив : №28. 09.07.2010
Русский след Московского кинофестиваля
Отгремел 32-й Московский кинофестиваль. И даже немного забылся уже… И всё же вспомнить о нём стоит. На этот раз огромное место на фестивале заняли фильмы бывшего соцлагеря. Была даже специальная программа, которая называлась «Русский след». Это фильмы о той противоречивой роли, которую играло наше государство в отношениях со странами социалистического содружества.
Мы не раз сталкивались со злобной агрессией, с которой к нам относятся наши бывшие друзья-соседи. «Оккупанты» – это самое безобидное, что можно от них услышать. И я ожидал, что в этих фильмах русофобия будет процветать. Однако очень ошибся в ожиданиях. Тема «советской оккупации» полностью исчезла… Этот фестиваль как бы подвёл жирную черту под этой темой. И появилась, страшно подумать, тема ностальгии по общему советскому прошлому. Это проявляется неожиданно и как бы даже не по воле режиссёров. Но всегда ярко и надрывно.
Последнее, что видит наркоман Чеки, прежде чем застрелиться, в грузинском фильме «Прогульщики» – это советскую хронику достижений народного хозяйства. Этот контрапункт в конце фильма как вольтовая дуга, всей ленте даёт высокое напряжение. Да, в СССР о наркомании знали только понаслышке. А теперь в тбилисских подворотнях целые толпы наркоманов шляются в поисках дозы и готовы на всё, чтобы её получить. Грузинский фильм... В кои веки можно посмотреть новый грузинский фильм. А некогда ленты киностудии «Грузия-фильм» были как глоток свежего воздуха. Глоток свободы. А теперь здесь выпускается два-три фильма в год. Так что о грузинском кино вообще нет речи. Его просто нет. Великий грузинский кинематограф, впрочем, так же как и армянский, и других бывших республик, создала Россия. Создала за свой счёт. Кинематографам республик многое было позволено, там так не топтали фильмы, как в Москве. И кино расцвело на окраинах. А теперь только воспоминания остались о его величии.
Режиссёр фильма Леван Когуашвили, как и следовало ожидать, окончил ВГИК (русский след), это его дебют. Лента сделана с высоким профессионализмом и смотрится на одном дыхании, ни минуты сюжетного провисания.
Действие чешского фильма «Как рай земной» начинается накануне ввода советских войск в Чехословакию. В фильме рассказывается о чешских диссидентах, о событиях, которые привели к появлению известного документа: «Хартия-77». Прототипом главного героя, писателя-диссидента, стал сам Вацлав Гавел. Гонения, слежка, преследования… Всё показано здесь. Но с удивлением понимаешь, что задачей авторов фильма было не заклеймить проклятое тоталитарное прошлое…
Они говорят о том, как эти люди, которые боролись за правду, были счастливы. И какое это счастье, когда каждую твою строчку читают в разных инстанциях чуть ли не под микроскопом, и за каждую строчку тебе придётся отвечать или домашним арестом, или реальным сроком… Ценность литературы, ценность автора вырастает до невиданных высот. Парадокс? Но время показывает, что ещё хуже, когда твои строчки вообще никто не читает… И душа человека измеряется только цифрами банковского счёта.
Режиссёр чешского фильма, Ирена Павлазкова, прекрасно говорит по-русски (след взят). В её родословной отчётливо прослеживаются русские корни. Её фильм вызывает дикую ностальгию по 70-м годам. Диссидентов в фильме любят женщины… И какие женщины… пальчики оближешь. Незабываем эпизод, когда неотразимая красотка Марта вместе со своими красавицами дочерьми исполняет для затравленного, несчастного диссидента скромный тройной семейный стриптиз. Это оценили все, – Вилма Цибулкова, собственно, и получила приз фестиваля за лучшую женскую роль. Много блистательных, смешных сцен в фильме. И становится мучительно больно, что ты не сидел тогда в застенках КГБ, не сорвал скупой поцелуй с губ простой советской правозащитницы.
Много уже по телевидению говорилось о молдавском фильме «Концерт». Фильм причисляли к русофобским. И я поспешил посмотреть его. Лента оказалась настолько несерьёзной, что о ней вообще не стоит говорить. Какие-то самозваные московские музыканты, разбавленные цыганами, чей табор тоже стоит в Москве, прямо с Красной площади... летят в Париж, где под вывеской оркестра Большого театра очаровывают, а лучше сказать, одурачивают наивных парижан концертом Чайковского. В принципе, это весьма правдоподобно. Время напёрсточников не прошло. Вместе с выходом фильма мы узнали, что в Молдавии был объявлен день национального траура, – день начала советской оккупации. К счастью, это никто тоже не воспринял всерьёз, и день траура по никогда не существовавшей оккупации был отменён.
Польский фильм «Розочка» тоже развивается на фоне исторических событий. После очередной войны, развязанной Израилем в 1968 году, в Польше наступило короткое время государственного антисемитизма. Из страны в результате было выслано 15 тысяч евреев. В основном это была польская интеллигенция, учёные, артисты, военные. В это время разворачивается просто охота на евреев… И, как ни странно, самыми ярыми, жестокими охотниками становятся сами евреи, которые скрывают своё происхождение. Таков главный герой, тайный сотрудник органов, беспощадный Роман Рожен… Впоследствии разоблачённый органами как Розен… и тоже высланный из страны. Сюжет фильма тоже имеет реальных прототипов.
Есть и здесь «русский след». В это время в Варшаве был поставлен спектакль по «Дзядам» Адама Мицкевича. Конечно, Мицкевич, сын польского народа, был настроен антироссийски. Россия на его глазах подавила польскую революцию и участвовала в разделе Польши. И каждая антирусская реплика спектакля и через сто лет вызывала в театре аплодисменты и шумные реакции. Спектакль был закрыт... И это породило целую революцию, в ходе которой полиция штурмом взяла университет. Но эта тема в фильме – лишь фрагмент.
Режиссёр «Розочки» – Ян Кидава-Блонский, как вы уже догадались, учился во ВГИКе и прекрасно говорит по-русски. Вообще речь давно покинувших Россию людей поражает своей правильностью. Отмечаешь, что в ней нет новых иностранных слов. Ни римейков, ни блокбастеров, ни саундтреков, ни ремиксов… ни других идиотизмов... Ведь можно, оказывается, и без них обходиться. Я слушал Яна, Левана, Ирену Павлазкову с огромным наслаждением. Это настоящая, благородная, истинная русская речь, о которой нам сегодня приходится только мечтать. Придётся нам вновь учиться русскому у иностранцев, не иначе.
Израильский фильм «Ливан» сделан бывшим наводчиком танка, а ныне известным режиссёром Шмуэлем Маоз. Первая Ливанская война 1982 года снята с достоверной точностью, через танковый прицел. Фильм получил «Золотого льва» последнего венецианского фестиваля. Фильм абсолютно не прокатный, и мы его смотрим только благодаря фестивальным отборщикам, понимающим – другого случая увидеть эту ленту не представится. Это по-настоящему жуткий фильм, в котором нет ничего красивого, зрелищного. Война – это ужас, только ужас, и ничего кроме ужаса – утверждает режиссёр. Фильм целиком снят внутри танка. Полумрак, капающий со всех сторон конденсат, и кажется, что мы даже ощущаем зловоние, накопившееся внутри, потому что и туалет там же, на месте. Танк заблудился в узких улочках незнакомого, чужого города. Без сна, без отдыха несколько суток, среди гражданского населения, на войне, на которой противника невозможно отличить от мирного и далёкого от политики обывателя. И, как бывает на такой войне, танк палит по всему, что движется, и вдребезги машина, везущая целый курятник, и попадает невинному ослику, пускающему последнюю слезу в объектив. И мечется молодая женщина в стремительно вспыхнувшем платье, боеприпасы-то – фосфорные, и платье сгорает так быстро, что в одно мгновенье она остаётся совершенно голой. А вот гранатомётчика танк пропускает. И принимает гранату в лоб.
Режиссёр говорил на пресс-конференции о том, как его школьная учительница, размахивая рукой, на которой ещё отчётливо был виден номер, выжженный в фашистском концлагере, кричала им, что весь мир хочет стереть с лица земли Израиль. И что они должны пойти и защитить свою родину. Шмуэль пошёл, взял оружие, защищал… И вот что из этого вышло. Самая воинственная страна в мире, нападающая ныне и на мирные караваны гуманитарных грузов, родила самый антивоенный фильм. Когда на пресс-конференции режиссёра спросили, что такое патриотизм, он коротко ответил: «Я не патриот».
Лев АЛАБИН