Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 09.07.2010

Русский след Московского кинофестиваля

 От­гре­мел 32-й Мос­ков­ский ки­но­фе­с­ти­валь. И да­же не­мно­го за­был­ся уже… И всё же вспом­нить о нём сто­ит. На этот раз ог­ром­ное ме­с­то на фе­с­ти­ва­ле за­ня­ли филь­мы быв­ше­го соц­ла­ге­ря. Бы­ла да­же спе­ци­аль­ная про­грам­ма, ко­то­рая на­зы­ва­лась «Рус­ский след». Это филь­мы о той про­ти­во­ре­чи­вой ро­ли, ко­то­рую иг­ра­ло на­ше го­су­дар­ст­во в от­но­ше­ни­ях со стра­на­ми со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го со­дру­же­ст­ва.

Мы не раз стал­ки­ва­лись со злоб­ной аг­рес­си­ей, с ко­то­рой к нам от­но­сят­ся на­ши быв­шие дру­зья-со­се­ди. «Ок­ку­пан­ты» – это са­мое бе­зо­бид­ное, что мож­но от них ус­лы­шать. И я ожи­дал, что в этих филь­мах ру­со­фо­бия бу­дет про­цве­тать. Од­на­ко очень ошиб­ся в ожи­да­ни­ях. Те­ма «со­вет­ской ок­ку­па­ции» пол­но­стью ис­чез­ла… Этот фе­с­ти­валь как бы под­вёл жир­ную чер­ту под этой те­мой. И по­яви­лась, страш­но по­ду­мать, те­ма но­с­таль­гии по об­ще­му со­вет­ско­му про­шло­му. Это про­яв­ля­ет­ся не­о­жи­дан­но и как бы да­же не по во­ле ре­жис­сё­ров. Но все­гда яр­ко и над­рыв­но.

По­след­нее, что ви­дит нар­ко­ман Че­ки, преж­де чем за­ст­ре­лить­ся, в гру­зин­ском филь­ме «Про­гуль­щи­ки» – это со­вет­скую хро­ни­ку до­сти­же­ний на­род­но­го хо­зяй­ст­ва. Этот кон­тра­пункт в кон­це филь­ма как воль­то­вая ду­га, всей лен­те да­ёт вы­со­кое на­пря­же­ние. Да, в СССР о нар­ко­ма­нии зна­ли толь­ко по­на­слыш­ке. А те­перь в тби­лис­ских под­во­рот­нях це­лые тол­пы нар­ко­ма­нов шля­ют­ся в по­ис­ках до­зы и го­то­вы на всё, что­бы её по­лу­чить. Гру­зин­ский фильм... В кои ве­ки мож­но по­смо­т­реть но­вый гру­зин­ский фильм. А не­ког­да лен­ты ки­но­сту­дии «Гру­зия-фильм» бы­ли как гло­ток све­же­го воз­ду­ха. Гло­ток сво­бо­ды. А те­перь здесь вы­пу­с­ка­ет­ся два-три филь­ма в год. Так что о гру­зин­ском ки­но во­об­ще нет ре­чи. Его про­сто нет. Ве­ли­кий гру­зин­ский ки­не­ма­то­граф, впро­чем, так же как и ар­мян­ский, и дру­гих быв­ших ре­с­пуб­лик, со­зда­ла Рос­сия. Со­зда­ла за свой счёт. Ки­не­ма­то­гра­фам ре­с­пуб­лик мно­гое бы­ло поз­во­ле­но, там так не топ­та­ли филь­мы, как в Моск­ве. И ки­но рас­цве­ло на ок­ра­и­нах. А те­перь толь­ко вос­по­ми­на­ния ос­та­лись о его ве­ли­чии.

Ре­жис­сёр филь­ма Ле­ван Ко­гу­аш­ви­ли, как и сле­до­ва­ло ожи­дать, окон­чил ВГИК (рус­ский след), это его де­бют. Лен­та сде­ла­на с вы­со­ким про­фес­си­о­на­лиз­мом и смо­т­рит­ся на од­ном ды­ха­нии, ни ми­ну­ты сю­жет­но­го про­ви­са­ния.

Дей­ст­вие чеш­ско­го филь­ма «Как рай зем­ной» на­чи­на­ет­ся на­ка­ну­не вво­да со­вет­ских войск в Че­хо­сло­ва­кию. В филь­ме рас­ска­зы­ва­ет­ся о чеш­ских дис­си­ден­тах, о со­бы­ти­ях, ко­то­рые при­ве­ли к по­яв­ле­нию из­ве­ст­но­го до­ку­мен­та: «Хар­тия-77». Про­то­ти­пом глав­но­го ге­роя, пи­са­те­ля-дис­си­ден­та, стал сам Вац­лав Га­вел. Го­не­ния, слеж­ка, пре­сле­до­ва­ния… Всё по­ка­за­но здесь. Но с удив­ле­ни­ем по­ни­ма­ешь, что за­да­чей ав­то­ров филь­ма бы­ло не за­клей­мить про­кля­тое то­та­ли­тар­ное про­шлое…

Они го­во­рят о том, как эти лю­ди, ко­то­рые бо­ро­лись за прав­ду, бы­ли сча­ст­ли­вы. И ка­кое это сча­с­тье, ког­да каж­дую твою строч­ку чи­та­ют в раз­ных ин­стан­ци­ях чуть ли не под ми­к­ро­ско­пом, и за каж­дую строч­ку те­бе при­дёт­ся от­ве­чать или до­маш­ним аре­с­том, или ре­аль­ным сро­ком… Цен­ность ли­те­ра­ту­ры, цен­ность ав­то­ра вы­ра­с­та­ет до не­ви­дан­ных вы­сот. Па­ра­докс? Но вре­мя по­ка­зы­ва­ет, что ещё ху­же, ког­да твои строч­ки во­об­ще ни­кто не чи­та­ет… И ду­ша че­ло­ве­ка из­ме­ря­ет­ся толь­ко ци­ф­ра­ми бан­ков­ско­го счё­та.

Ре­жис­сёр чеш­ско­го филь­ма, Ире­на Пав­лаз­ко­ва, пре­крас­но го­во­рит по-рус­ски (след взят). В её ро­до­слов­ной от­чёт­ли­во про­сле­жи­ва­ют­ся рус­ские кор­ни. Её фильм вы­зы­ва­ет ди­кую но­с­таль­гию по 70-м го­дам. Дис­си­ден­тов в филь­ме лю­бят жен­щи­ны… И ка­кие жен­щи­ны… паль­чи­ки об­ли­жешь. Не­за­бы­ва­ем эпи­зод, ког­да не­от­ра­зи­мая кра­сот­ка Мар­та вме­с­те со сво­и­ми кра­са­ви­ца­ми до­черь­ми ис­пол­ня­ет для за­трав­лен­но­го, не­сча­ст­но­го дис­си­ден­та скром­ный трой­ной се­мей­ный стрип­тиз. Это оце­ни­ли все, – Вил­ма Ци­бул­ко­ва, соб­ст­вен­но, и по­лу­чи­ла приз фе­с­ти­ва­ля за луч­шую жен­скую роль. Мно­го бли­с­та­тель­ных, смеш­ных сцен в филь­ме. И ста­но­вит­ся му­чи­тель­но боль­но, что ты не си­дел тог­да в за­стен­ках КГБ, не со­рвал ску­пой по­це­луй с губ про­стой со­вет­ской пра­во­за­щит­ни­цы.

Мно­го уже по те­ле­ви­де­нию го­во­ри­лось о мол­дав­ском филь­ме «Кон­церт». Фильм при­чис­ля­ли к ру­со­фоб­ским. И я по­спе­шил по­смо­т­реть его. Лен­та ока­за­лась на­столь­ко не­се­рь­ёз­ной, что о ней во­об­ще не сто­ит го­во­рить. Ка­кие-то са­мо­зва­ные мос­ков­ские му­зы­кан­ты, раз­бав­лен­ные цы­га­на­ми, чей та­бор то­же сто­ит в Моск­ве, пря­мо с Крас­ной пло­ща­ди... ле­тят в Па­риж, где под вы­ве­с­кой ор­ке­с­т­ра Боль­шо­го те­а­т­ра оча­ро­вы­ва­ют, а луч­ше ска­зать, оду­ра­чи­ва­ют на­ив­ных па­ри­жан кон­цер­том Чай­ков­ско­го. В прин­ци­пе, это весь­ма прав­до­по­доб­но. Вре­мя на­пёр­сточ­ни­ков не про­шло. Вме­с­те с вы­хо­дом филь­ма мы уз­на­ли, что в Мол­да­вии был объ­яв­лен день на­ци­о­наль­но­го тра­у­ра, – день на­ча­ла со­вет­ской ок­ку­па­ции. К сча­с­тью, это ни­кто то­же не вос­при­нял все­рьёз, и день тра­у­ра по ни­ког­да не су­ще­ст­во­вав­шей ок­ку­па­ции был от­ме­нён.

Поль­ский фильм «Ро­зоч­ка» то­же раз­ви­ва­ет­ся на фо­не ис­то­ри­че­с­ких со­бы­тий. По­сле оче­ред­ной вой­ны, раз­вя­зан­ной Из­ра­и­лем в 1968 го­ду, в Поль­ше на­сту­пи­ло ко­рот­кое вре­мя го­су­дар­ст­вен­но­го ан­ти­се­ми­тиз­ма. Из стра­ны в ре­зуль­та­те бы­ло вы­сла­но 15 ты­сяч ев­ре­ев. В ос­нов­ном это бы­ла поль­ская ин­тел­ли­ген­ция, учё­ные, ар­ти­с­ты, во­ен­ные. В это вре­мя раз­во­ра­чи­ва­ет­ся про­сто охо­та на ев­ре­ев… И, как ни стран­но, са­мы­ми яры­ми, же­с­то­ки­ми охот­ни­ка­ми ста­но­вят­ся са­ми ев­реи, ко­то­рые скры­ва­ют своё про­ис­хож­де­ние. Та­ков глав­ный ге­рой, тай­ный со­труд­ник ор­га­нов, бес­по­щад­ный Ро­ман Ро­жен… Впос­лед­ст­вии ра­зоб­ла­чён­ный ор­га­на­ми как Ро­зен… и то­же вы­слан­ный из стра­ны. Сю­жет филь­ма то­же име­ет ре­аль­ных про­то­ти­пов.

Есть и здесь «рус­ский след». В это вре­мя в Вар­ша­ве был по­став­лен спек­такль по «Дзя­дам» Ада­ма Миц­ке­ви­ча. Ко­неч­но, Миц­ке­вич, сын поль­ско­го на­ро­да, был на­ст­ро­ен ан­ти­рос­сий­ски. Рос­сия на его гла­зах по­да­ви­ла поль­скую ре­во­лю­цию и уча­ст­во­ва­ла в раз­де­ле Поль­ши. И каж­дая ан­ти­рус­ская реп­ли­ка спек­так­ля и че­рез сто лет вы­зы­ва­ла в те­а­т­ре ап­ло­ди­с­мен­ты и шум­ные ре­ак­ции. Спек­такль был за­крыт... И это по­ро­ди­ло це­лую ре­во­лю­цию, в хо­де ко­то­рой по­ли­ция штур­мом взя­ла уни­вер­си­тет. Но эта те­ма в филь­ме – лишь фраг­мент.

Ре­жис­сёр «Ро­зоч­ки» – Ян Ки­да­ва-Блон­ский, как вы уже до­га­да­лись, учил­ся во ВГИ­Ке и пре­крас­но го­во­рит по-рус­ски. Во­об­ще речь дав­но по­ки­нув­ших Рос­сию лю­дей по­ра­жа­ет сво­ей пра­виль­но­с­тью. От­ме­ча­ешь, что в ней нет но­вых ино­ст­ран­ных слов. Ни ри­мей­ков, ни блок­ба­с­те­ров, ни са­унд­тре­ков, ни ре­мик­сов… ни дру­гих иди­о­тиз­мов... Ведь мож­но, ока­зы­ва­ет­ся, и без них об­хо­дить­ся. Я слу­шал Яна, Ле­ва­на, Ире­ну Пав­лаз­ко­ву с ог­ром­ным на­слаж­де­ни­ем. Это на­сто­я­щая, бла­го­род­ная, ис­тин­ная рус­ская речь, о ко­то­рой нам се­го­дня при­хо­дит­ся толь­ко меч­тать. При­дёт­ся нам вновь учить­ся рус­ско­му у ино­ст­ран­цев, не ина­че.

Из­ра­иль­ский фильм «Ли­ван» сде­лан быв­шим на­вод­чи­ком тан­ка, а ны­не из­ве­ст­ным ре­жис­сё­ром Шму­э­лем Ма­оз. Пер­вая Ли­ван­ская вой­на 1982 го­да сня­та с до­сто­вер­ной точ­но­с­тью, че­рез тан­ко­вый при­цел. Фильм по­лу­чил «Зо­ло­то­го льва» по­след­не­го ве­не­ци­ан­ско­го фе­с­ти­ва­ля. Фильм аб­со­лют­но не про­кат­ный, и мы его смо­т­рим толь­ко бла­го­да­ря фе­с­ти­валь­ным от­бор­щи­кам, по­ни­ма­ю­щим – дру­го­го слу­чая уви­деть эту лен­ту не пред­ста­вит­ся. Это по-на­сто­я­ще­му жут­кий фильм, в ко­то­ром нет ни­че­го кра­си­во­го, зре­лищ­но­го. Вой­на – это ужас, толь­ко ужас, и ни­че­го кро­ме ужа­са – ут­верж­да­ет ре­жис­сёр. Фильм це­ли­ком снят вну­т­ри тан­ка. По­лу­мрак, ка­па­ю­щий со всех сто­рон кон­ден­сат, и ка­жет­ся, что мы да­же ощу­ща­ем зло­во­ние, на­ко­пив­ше­е­ся вну­т­ри, по­то­му что и ту­а­лет там же, на ме­с­те. Танк за­блу­дил­ся в уз­ких улоч­ках не­зна­ко­мо­го, чу­жо­го го­ро­да. Без сна, без от­ды­ха не­сколь­ко су­ток, сре­ди граж­дан­ско­го на­се­ле­ния, на вой­не, на ко­то­рой про­тив­ни­ка не­воз­мож­но от­ли­чить от мир­но­го и да­лё­ко­го от по­ли­ти­ки обы­ва­те­ля. И, как бы­ва­ет на та­кой вой­не, танк па­лит по все­му, что дви­жет­ся, и вдре­без­ги ма­ши­на, ве­зу­щая це­лый ку­рят­ник, и по­па­да­ет не­вин­но­му ос­ли­ку, пу­с­ка­ю­ще­му по­след­нюю сле­зу в объ­ек­тив. И ме­чет­ся мо­ло­дая жен­щи­на в стре­ми­тель­но вспых­нув­шем пла­тье, бо­е­при­па­сы-то – фо­с­фор­ные, и пла­тье сго­ра­ет так бы­с­т­ро, что в од­но мгно­ве­нье она ос­та­ёт­ся со­вер­шен­но го­лой. А вот гра­на­то­мёт­чи­ка танк про­пу­с­ка­ет. И при­ни­ма­ет гра­на­ту в лоб.

Ре­жис­сёр го­во­рил на пресс-кон­фе­рен­ции о том, как его школь­ная учи­тель­ни­ца, раз­ма­хи­вая ру­кой, на ко­то­рой ещё от­чёт­ли­во был ви­ден но­мер, вы­жжен­ный в фа­шист­ском конц­ла­ге­ре, кри­ча­ла им, что весь мир хо­чет сте­реть с ли­ца зем­ли Из­ра­иль. И что они долж­ны пой­ти и за­щи­тить свою ро­ди­ну. Шму­эль по­шёл, взял ору­жие, за­щи­щал… И вот что из это­го вы­шло. Са­мая во­ин­ст­вен­ная стра­на в ми­ре, на­па­да­ю­щая ны­не и на мир­ные ка­ра­ва­ны гу­ма­ни­тар­ных гру­зов, ро­ди­ла са­мый ан­ти­во­ен­ный фильм. Ког­да на пресс-кон­фе­рен­ции ре­жис­сё­ра спро­си­ли, что та­кое па­т­ри­о­тизм, он ко­рот­ко от­ве­тил: «Я не па­т­ри­от».


Лев АЛАБИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования